Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПСИХОЛОГИЯ

Общение со сложным пациентом: характерологические типы пациентов

cool_lady 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Взаимоодействие врач-пациент изучается наукой - медицинской биоэтикой, в которой рассматриваются все вопросы о сложности коммуникации, оказывающей влияние на весь лечебный процесс и качество медицины в целом. Неэффективность взаимоотношений между врачом и пациентом приводит к конфликтам, жалобам. Для этого необходимо изучать психо-эмоциональными мотивы общения обеих сторон участников. В биоэтике есть такое понятие как коммуникативная компетентность. Она подразумевает под собой способность установить и умение поддержать межличностные контакты. Относится к одной из профессиональных характеристик медицинского работника. В практике врача общение играет немало важную роль. Чтобы пациент был доволен и мог довериться, необходимо уметь внимательно выслушать, дать полные и доступные ответы на интересующие его вопросы, найти те проблемы, с которыми к вам обратились, и корректно объяснить необходимость того или иного лечения.
Введение

Общение представляет собой всесторонний процесс сотрудничества между собой различный классов, групп людей или отдельных личностей, возникающий в ходе их деятельности, сопровождающийся обменом информацией или накопленным опытом и их межличностном взаимовосприятии. Общение занимает особую роль в жизни человека и способствует развитию деятельности в различных сферах общества. Многие из нас, наверно, сталкивались с тем, что слово лечит или испытывали это. Никто не отрицает необходимость некоторых лекарственных препаратов или процедур, назначаемые врачом, но правильно подобранные слова могут помочь выздоровлению не хуже. Учитывая длительное пребывание в лечебном учреждении и беспокойство о своем здоровье, у пациентов могут развиться различные психо-соматические реакции, что может ухудшить состояние основного заболевания или явиться его причиной. Исходя из данной ситуации, настрой самой беседы также оказывает влияние на процесс общения.
Содержание

Введение 1. Модели взаимоотношений врач – пациент по Роберту Витчу 2. Виды и уровни общения по Добровичу А.Б. 3. Средства общения 4. Психология межличностных отношений 5. Коммуникативность в профессии врача 6. Внутренняя картина болезни пациента 7. Классификация психотипов пациентов 8. Индивидуальная психотерапия Список использованной литературы Заключение
Список литературы

1. А. В. Полин - Медицинская психология. Полный курс. 2013., 320 стр. 2.Матвеев. В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. Москва, «Медицина», 1989г., 178 стр. 3.Шкуренко. Д.А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г., 352 стр. 4. Прусова Н.В., Пивоварова И.А., Ножкина Т.В. Общая психология: Курс лекций. – М.: Экзамен, 2005.
Отрывок из работы

1. Модели взаимоотношений врач – пациент по Роберту Витчу Выделяется 4 модели, построенные американским биоэтиком Робертом Витчем: 1) Патерналистская модель или врач-опекун В основе лежит принцип опеки, заботе о ближнем своем. Такие отношения можно видеть между матерью и дочерью или отцом и сыном. В этом модели врач-родитель решает что делать пациенту, а что нет, без объяснений своего выбора. Врач оказывает превосходство за счет своих знаний, несет полную ответственность за состояние больного. Отрицательные стороны: нарушение самостоятельности, автономности и свободы выбора в лечении у пациента. Что приводит к формированию отношений «руководитель-подчиненный». Применение модели допустимо в педиатрии, гериатрии, психиатрии, когда пациент не может адекватно расценивать свое состояние здоровья. 2) Либерационная модель или коллегиальная В основе принцип равноправия, полного доверия и согласия, когда пациент свободен в выборе предоставляемого лечения. Врач при этом сообщает полную и открытую информацию о болезни и ее методах лечения. Положительные стороны: активное участие самого пациента в лечении; общие цели и приверженность обеих сторон. Отрицательные стороны: заставляет усомниться в компетенции медицинского работника и обратиться к другому врачу; могут быть неадекватная оценка своего состояния из-за особенностей психики. Применима для больных с хроническими заболеваниями. 3) Технологическая модель или инженерная В основе принцип независимости врача от выбора пациента, когда патологический процесс или дефект воспринимается как нарушенный механизм, который нужно исправить путем манипуляций без обсуждения этого больному. Отрицательные стороны: ориентировка на диагностические показания приборов, с учетом которых выбирается метод лечения; в силу некомпетентности пациента в вопросам медицины, его мнение не учитывается. 4) Контрактная модель или совещательная В основе принцип общественного договора, когда врач и пациент заключают соглашение через страховую компанию или медицинское учреждение, где прописаны обязательства каждой из сторон. Таким образом оба получают свою выгоду. Врач полностью освещает информацию о болезни пациента и советуется с ним по поводу его лечения. Положительные стороны: если одну из сторон не удовлетворяются условия договора, то стороны в праве считать его недействительным, расторгнуть его и получить компенсацию. Отрицательные стороны: медицинская помощь воспринимается как услуга по достижению своих интересов. Является наиболее приемлемой моделью в настоящее время, так как позволяет установить тесный доверительный контакт. Помимо рассмотренных моделей выделяют также монологичные, когда общение выстраивается как специалист-слушатель, и диалогичные, когда общение – диалог двух равноправных личностей, имеющих одинаковые цели. 2. Виды и уровни общения по Добровичу А.Б. Выделяют следующие виды и уровни: 1. Уровень - Примитивное общение При этом один из собеседников является невостребованным объектом, и используется только при надобности в его участии, по окончанию которого участники вновь безразличны друг другу. Такое общение практически вынужденное, так как мотивом собеседования является либо проблемы со здоровьем (у пациента), либо принужденность профессии (у врача) для получения выгоды (оплаты труда). 2. Уровень - Манипуляционное общение Беседа строится с учетом знания личных особенностей пациента, на которые, как на рычаги, врач осуществляет давление для достижения определенной выгоды, используя такие методы как: лесть, обман, игру чувств и другие. Подобный вид встречается при обращении к врачу для получения справки, больничного листа, экспертного заключения и так далее. Или по желанию врача, когда возможно повышение квалификации. При достижении результата, интерес собеседников к друг другу исчезает. 3. Уровень - Стандартизированное или формальное общение В данной ситуации используются различные виды масок в виде вежливости, учтивости, скромности, безразличности или других чувств без проявлений истинных эмоций, нет заинтересованности в понимании личности собеседника. К примеру, профилактический осмотр. У врача нет полноценных и всесторонних данных о состоянии пациента для постановки диагноза, а пациент, в свою очередь, чувствует себя подчиненным алгоритму обследований. То есть такое общения проявляется низкой заинтересованностью собеседников в результатах их общего взаимодействия. 4. Уровень – Конвенциональное общение Взаимодействие осуществляется в культурной, этичной и вежливой формах. Общие интерес и потребность в коммуникации приводит к равноправному общению, где каждый участник выслушает партнера, сможет его понять, и найти компромисс. 5. Уровень - Игровое общение или ролевая коммуникация Когда межличностная коммуникация четко регламентирована поставленной роли, где основное значение отдается социальному статусу собеседника. Этот вид можно увидеть на амбулаторном приеме в поликлинике, который чаще всего обусловлен высокой профессиональной нагрузкой врача. 6. Уровень - Деловое общение Объединенные общностью целей, в ходе общения рассматриваются все характерные особенности личности (пол, возраст, состояние собеседника, настроение и интерес к беседе), но не учитывают личные переживания участников (чувства). Отношения врач-пациент строится с позиции знаний медицинского работника, осуществляемых без согласия другого заинтересовнного лица. 7. Уровень - Духовное или межличностное общение Участники коммуникации хорошо знают личные особенности друг друга, что дает возможность поделиться любой проблемой или темой для разговора. Данный вид общения не является этически правильным, так как взаимодействие, с точки зрения профессии врача, не подразумевает наиболее тесного родства с пациентом. И так, уровни общения могут изменяться в зависимости от ситуации. Хорошие отношения врач-пациент могут стать результатом при правильно подобранном общении и способствовать эффективности лечения. В том случае, когда человек растет и развивается интеллектуально, нравственно и эмоционально как личность, то формируется та культура общения, которая необходима для достижения поставленной цели. 3. Средства общения Делятся на две группы: вербальные и невербальные. При чем вербально получаем чистую информацию, а невербально показываем отношение к собеседнику, связанное психологическим состоянием. Вербальные средства под действием обстоятельств мобильно изменяются, в то время как невербальные менее пластичны. К формам вербального (речевого) общения относят: • Устную или письменную речь • Монолог (рассказ, выступление, доклад, лекция, команды) или диалог (свободный или направленный - беседа) К невербальным средствам общения относят: • Интонацию, громкость, тембр голоса, изучаемые прасодикой • Паузы, вздохи, смех, плач, кашель, изучаемые экстралингвистикой • Рукопожатие, поцелуй, похлопывание, изучаемые такесикой (динамические прикосновения) • Позы, жесты, мимику, походку, взгляд, частоту контакта, паузы, изучаемые кинесикой (выразительные движения) • Дистанция, ориентация, изучаемые проксемикой В психологии существует следующие нормы дистанции: ? интимная - до 45 см (общение в семье); ? персональная или личная - 45-120 см (общение со знакомыми); ? социальная 1,2-4 м (официальное общение, с незнакомцами); ? публичная или формальная - 4-7,50 м (выступления в аудитории). При нарушении дистанции в общении с собеседником может негативно сказаться. 4. Психология межличностных отношений Для понимания взаимоотношений людей необходимо владеть психологией человека. Взаимоотношения складываются из актов (единичны, первичны) или действий (комплекс актов, переходящий в систему поведения). В действии различают последовательные фазы: побуждение - уточнение ситуации - непосредственно действие - завершение. Различают несколько стратегий взаимодействия: • соперничество • компромисс • сотрудничество • приспособление • избегание Для восприятия и оценки себя в окружающем мире, существует термин перцепция. Перцептивное мышление у каждой личности индивидуально, и может быть вариабельным. То есть зависит от времени, места, ситуации, количества участников, опыта человека и других характеристик. С социальной точки зрения, выделяют следующие ее механизмы: a) Эмпатия или сопереживание b) Аттракция – устойчивое позитивное восприятие другого человека c) Каузальная атрибуция или мотивы поведения При анализе взаимоотношений придается значение вкладу участника в осуществляемую деятельность, что помогает скорректировать стратегию поведения. Это помогает увидеть мотивы действий, дает возможность понять друг друга, способствует эффективному взаимообмену и достижению общей цели. 5. Коммуникативность в профессии врача Основная задача врача в работе с пациентом – это правильный выбор модели поведения в ответ на озвученные проблемы собеседника. Чтобы оценить верность принятия решения, врачу помогает обратная связь, которая выражается в реакции пациента на его действия. Во время беседы врач-пациент постоянно сменяются роли слушатель-рассказчик, где медработник открыто выражает свою реакцию на данную ситуацию. Это создает условия для плодотворного общения и способствует верному восприятию ее пациентом. Перед нами встает проблема перцепции, зависимая от: индивидуальных особенностей участников, их опытом, отношением к ситуации, персональной интерпретации. Индивидуальные психологические особенности личности могут создавать, так называемые, коммуникативные барьеры, которые противостоят адекватной оценки состояния. По М.Р. Битянова выделяются такие психологические барьеры: ? Фонетический (при быстром, невыразительном разговоре, разные языки или диалекты, дефекты речи или дикции) ? Семантический или смысловой (применение различных жаргонов, сленгов, сложных профессиональных терминов) ? Стилистический (несоответствие речи ситуации беседы) ? Логический (беседы с пациентами с целью объяснения их состояния, обучения, использования медицинской аппаратуры, знакомства методиками модификации, может быть сложной для них) ? Социально-культурный (определяется профессией, национальностью, полом, возрастом, социальным статусом) ? Барьеры отношений (негативное отношение к человеку приводит к трудности восприятия информации, освещаемой им) Получается, что информация для слушателя оказывает в различной степени воздействие на его поведение, с последующим их изменением. Выделяют два типа воздействия: ? Авторитарный, основной принцип подчинение ? Диалогический, основной принцип равноправие Какое из взаимодействий применимо, зависит от самого лечебного учреждения, взаимоотношений между медработниками, персональных особенностей общающихся. В процессе разговора собеседники также могут меняться ролями. Во многих исследованиях было отмечено, что первичная консультация врача задает стиль общения в дальнейшем ведении пациента. Врачу необходимо владеть знаниями психологии, которые позволят разбираться в характерологических особенностях, реакциях, типе мышления пациентов, кроме того, врачебной педагогикой, психогигиеной. Воспитать в себе такие профессиональные качества как: ? Воспитание ? Обучение ? Знание ? Постоянное совершенствование личности Сеансы врача с пациентом - это совокупность вышеперечисленных форм общения, обладающее высокоэмоциональной и интеллектуальной характеристиками, когда слушатель поглощен беседой, так как сведения, освещенные в ней необходимы для его выздоровления. Выработка мотивации является важной предпосылкой в успешности лечения болезни. Для достижения прочного результата в психотерапии, следует изменить отношение пациента травмирующим условиям, а также жизненные позиции. Основные принципы простого психотерапевтического лечения: 1. Не переубеждать пациента в неправильности убеждения о состоянии здоровья, а наоборот, объяснить в доступной форме механизмы возникновения этого заболевания. 2. При объяснении использовать доступные и понятные примеры из повседневной жизни. 3. Подводить пациента к самостоятельному решению конфликтной ситуации, без подсказок, видимой помощи, незаметно для него. 4. Проводить внимательное воздействие на личность пациента для развития уверенности, что функциональное нарушение - восстановимо. 5. Там, где это необходимо, привлекать к решению лиц, которым пациент доверяет, например, жену, детей, и т.д. 6. Возможность консультаций психиатра. 7. Не допускать ятропсихогений, являющейся невротическим расстройством личности пациента, которая может возникнуть при отсутствии доверия к врачу, ошибки в назначениях лечения, большое количество употребление профессиональной терминологии. В практике врача наблюдается плацебо-эффект от написания простого рецептурного бланка. Плацебо представляет собой имитацию лекарственного препарата, содержащие много молочного сахара, расфасованные и упакованные как настоящее лекарство. Плацебо зарождает уверенность пациента во враче, что приводит к эффективному лечению и выздоровлению, так как организм – сам себе лекарь и аптекарь. Что еще раз доказывает, что нельзя разделять психику и физиологию. Самая серьёзная проблема в наше время – это влияние на здоровье стресса. В настоящее время мы тонем в потоках информации, которую не в состоянии усвоить. В результате нарушается работа нашей психики. "Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь, распинаться перед тем, что не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она - состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Её нельзя без конца насиловать безнаказанно" Б. Пастернак "Доктор Живаго" 6. Внутренняя картина болезни пациента Это образ заболевания, возникающий у пациента, в структура которой состоит из нескольких уровней: ? Чувственный - это болезненные ощущения, связанные с органическими поражениями определенных систем организма и их функциональными нарушениями. ? Эмоциональный или аффективный - это тревога по поводу заболевания и его последствий в виде различных эмоций. ? Интеллектуальный или когнитивный – это рациональное восприятие болезни в целом. ? Мотивационный или поведенческий - это формирование определенного отношения к заболеванию, модификация образа жизни и трудовой деятельности, направленной на выздоровление. Факторы, оказывающие влияние на внутреннюю картину болезни: характер болезни, ее острота, темп развития, особенности личности пациента (темперамент, характер), тип эмоциональных отношений и прочие. Существует типология способов реагирования на болезнь пациентом. Знание этих типов поможет врачу верно подобрать модель взаимоотношений с пациентом и его семьей, использовать необходимые средства общения, сформировать мотивацию к лечению. Типы субъективного восприятия болезни по Р.Конечному, М. Боухалу: 1. Нормальный 2. Пренебрежительный (несерьезность к своему состоянию) 3. Отрицающий (непризнание проблем со здоровьем) 4. Нозофобное (боязнь болезни) 5. Ипохондрическое (преувеличенное понимание состояния) 6. Нозофильное (получение удовлетворения от заболевания) Типы личностных реакций на болезнь: 1) Содружественная реакция Характерна для эрудированных лиц, которые выражают доверие, признательность врачу, дисциплинированы, компетентны, доброжелательны в процессе лечения. 2) Спокойная реакция Характерна для эмоционально-волевых пациентов, которые пунктуальны, адекватно выполняют указания врача и рекомендованные мероприятия, легко контактируют с медперсоналом. Иногда не адекватно оценивают свое состояние, что создает трудности в лечении. 3) Неосознаваемая реакция Является психологической защитой, на фоне возникшего заболевания, которую нужно устранить для избегания усугубления состояния. 4) Следовая реакция Характерна предвзятость убеждений, подозрительность, недоверчивость к медицинскому персоналу, что приводит к частым конфликтам. Плохо выполняют предписанные указания врача или не в полной мере или не длительно. 5) Паническая реакция Характерно возникновение страха, внушаемость, противоречивы, неадекватны, эмоционально лабильны, сменяют одного врача на другого, могут лечатся средствами народной медицины, у знахарей, шаманов и прочих. 6) Разрушительная реакция Характерно неподчинение, игнорирование назначенному лечению и рекомендациям, нежелание менять образ жизни, что приводит к отказу от приема лекарств, от стационарного лечения. Последствия такой реакции бывают часто неблагоприятными. 7. Классификация психотипов пациентов Выделяют следующие психологические типы отношения к болезни: 1. Гармоничный тип пациента Для этого типа характерно адекватное восприятие своего, стремление к выздоровлению, самостоятельности ухода за собой, при неблагоприятном исходе болезни (инвалидизация) – выбор доступной области деятельности, посвящение себя заботе о близких и родственниках. 2. Эргопатический тип пациента Характерен "уход от болезни в работу". Такие пациенты склонны работать с большим рвением и посвящать ей большую часть своего времени, несмотря на тяжесть своего состояния. 3. Анозогнозический тип пациента Характерно осознанное отбрасывание мысли о заболевании, его проявлениях, последствиях. Такие пациенты часто отказываются от обследования и лечения. Первые три психотипа социально адаптированы и самостоятельны в решении своих психологических проблем. Последующие же характеризуются нарушением психической адаптации организма. 4. Тревожный тип пациента Характерно тревожность, мнительность в отношении своего состояния, его осложнений, побочных эффектов, непрерывный поиск новых методов и способов излечения, частая смена врачей. Пациенты больше интересуются результатами анализов или заключениями специалистов, чем разбираются в собственных ощущениях. Поэтому больше слушают собеседника. 5. Ипохондрический тип пациента Характерно акцентирование на субъективных ощущениях, о которых беспрерывно могут рассказывать окружающим, преувеличивать все, что касается заболевания и его лечения, приписывать себе новые несуществующие болезни. Постоянно переключаются с желания выздороветь и боязни лечебных мероприятий. 6. Неврастенический тип пациента Характерна нетерпеливость, нетерпимость, периодическая раздражительность (при возникновении боли, неприятных ощущений, лечении, неблагоприятном прогнозе), которая выказывают на первого встречном, в конце-концов заканчивающаяся слезами или раскаянием за беспокойство. 7. Меланхолический тип пациента Характерна подавленность заболеванием вплоть до суицидальных мыслей и действий, повсеместный пессимизм, отсутствие надежды на выздоровление или эффективности лечения. 8. Эйфорический тип пациента Характерно немотивированное завышенное настроение, пренебрежительность и легкомыслие к заболеванию и методам лечения, надежда на самоисцеление. Пациенты часто нарушают режим лечения.. 9. Апатический тип пациента Характерно безразличность, апатия к своему состоянию, к исходу заболевания, результатам лечения. Пациенты легко подчинаются воздействию со стороны. 10. Обессивно-фобический тип пациента Характерна тревожная мнительность по поводу маловероятного исхода заболевания, неудачных процедур лечения, неудач в жизни, работе, семейной ситуации из-за болезни. Пациенты формируют индивидуальные приметы и ритуалы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Психология, 14 страниц
200 руб.
Реферат, Психология, 30 страниц
200 руб.
Реферат, Психология, 12 страниц
200 руб.
Реферат, Психология, 12 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg