Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Источники (формы) права

cool_lady 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Цель настоящего исследования - анализ понятия и видов источников (форм) права в России. Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи: ? рассмотреть понятие и значение источников права; ? определить эволюцию источников права ? изучить нормативный правовой акт, правовой обычай, нормативный договор, судебную практику и иные источники права. Объектом исследования выступает российское право как сложная регулятивная система. Предметом исследования является система действующих источников российского права на современном этапе. Методологическая основа исследования. Использовались системный, структурно-функциональный, диалектический, формально-логический методы. Большое значение в процессе исследования придавалось использованию таких методов как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных теоретиков права, посвященные рассматриваемой проблематике. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, в которых четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что право служит всеобщим масштабом поведения, им руководствуются граждане, юристы-практики, право определяет баланс действий граждан и должностных лиц. В силу этого необходимо знать, на каких источниках основывать свое решение или поведение, чтобы оно было правомерным. Право, понимаемое всеми лицами по-разному, потеряло бы свою ценность и перестало выполнять свою роль по стабилизации и упорядочению общественных отношений. Ясное понимание права – основа определенности и порядка в общественных отношениях. Для совершенствования законодательства принципиально важное значение имеет выбор оптимальной формы выражения государственной воли российского народа. Только выраженная в заранее установлено и определенной формы государственная воля приобретает качество объективизированной правовой нормы (общеобязательной, рассчитанной на многократное употребление, обеспеченной средствами реализации). Сквозь призму источника (формы) права преломляется универсальное значение принципа законности, пронизывающего не только процесс применения права, но и само нормотворчество. Принцип законности отражается, например, в системности источников права. Развитие права на качественно новом уровне, общая тенденция расширения сферы воздействия права на социальные процессы в современном российском обществе придают по-новому актуальное значение проблеме источников (форм) права. Степень разработанности темы исследования. Проблемы источников отечественного права неоднократно становились предметом теоретико-правового анализа и полемических обсуждений в правовой науке. Можно назвать работы таких авторов, как Ершов В.В., Зарубина М.А., Калинин А.Ю., Керимов Д.А., Лисицын Н.В., Незадоров В.А., НерсесянВ.С., ПашенцевД.А., СавченкоВ.В.,СайфулинаЮ.В.,Софронова С.А., Шпилевой П.А. и др. Но, несмотря на весьма внушительную историю разработки проблем, связанных с сущностью, содержанием, эволюцией источников права, наблюдаются серьезные разногласия по широкому кругу относящихся к ним вопросов.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Общая характеристика источников права 5 1.1 Понятие, признаки источников права 5 1.2 Источники права основных правовых систем 8 Глава 2. Виды источников права 13 2.1 Нормативный правовой акт как основной источник российского права 13 2.2 Характеристика иных источников права 16 Заключение 26 Список использованных источников 28
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: основной закон РФ от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014). ? Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018). ? Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный. 3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" // Российская газета. - 31.12.2008. 4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" // Российская газета. - 31.12.2008. 5. Закон Волгоградскойобласти от 24.07.2012 № 91-ОД "Остатусегорода Волгограда-административногоцентра Волгоградскойобласти" // Волгоградская правда. - 26.07.2012. 6. Закон Волгоградской области от22.02.2018№ 19-ОД"Омуниципальном жилищномконтроле" // Волгоградская правда. - 25.02.2018. 7. Алексеев С.С. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 3 Проблемы теории права: курс лекций. - М.: Статут, 2016. – 780 с. 8. Анохин В.С. Корпоративные правоотношения: правовое регулирование и защита прав участников // Российский судья. - 2016. - № 2. - С. 5-9. 9. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М.: Международные отношения, 2017. – 455 с. 10. Джоусе-ИванинаМ.Квопросуоклассификациинормативно-правовыхактов// Вестник Московского университета. - 2016. - № 2. - С. 86-97. 11. Ершов В.В. Источники и формы российского права // Российское правосудие. - 2017. - № 6. - С. 4-7. 12. Ершов В.В. Система форм права в Российской Федерации // Российское правосудие. - 2017. - № 1. - С. 7-10. 13. Зарубина М.А. Особенности источников (форм) права в российской правовой системе // Бизнес в законе. - 2018. - № 2. - С. 55-59. 14. Калинин А.Ю. Содержание понятия "источник права" как правовой категории // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 1. - С. 4-9. 15. Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве. – М.: Олма Медиа Групп, 2018. – 320 с. 16. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония / Маклаков В.В. - 8 изд. - М.: Инфотропик Медиа, 2018. – 567 с. 17. Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. – 634 с. 18. Лисицын Н.В. Обычай как элемент системы источников и форм российского права // Российский следователь. - 2016. - № 10. - С. 36-39. 19. Малиновский О.Н. Международные договоры и обычаи в системе источников права федерального уровня, действующих в России // Юристъ - Правоведъ. - 2016. - № 4. - С. 93-97. 20. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. – 720 с. 21. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2017. – 743 с. 22. Минникес И.В. Источники Российского права: Исторический экскурс // Академический юридический журнал. - 2018. - № 4. - С. 10-14. 23. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2017. – 579 с. 24. Мурсалов А.В. Варварские (германские) правды и Краткая редакция Русской Правды: сравнительный анализ положений и норм уголовного права Военно-юридический журнал. - 2017. - № 11. - С. 23-27. 25. Незадоров В.А. Правовые категории "источник права" и "форма права" в международном праве // Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 9. - С. 142-145. 26. НерсесянВ.С.Современноеправо:формыисодержание//Вопросыправоведе-ния. – 2015. - № 3. – С. 8-22. 27. Оганесян С.М. Особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в России // Мир юридической науки. - 2012. - № 5. - С. 29-33. 28. Омельченко О.А. Римское право: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2015. – 221 с. 29. Остроумов С.В., Остроумов Н.В. Особенности правовой доктрины как источника права // Бизнес в законе. - 2012. - № 4. - С. 13-15. 30. Пашенцев Д.А. Судебный прецедент как источник права в правовой системе России // Современное право. – 2015. - № 4. – С. 77-79. 31. Савченко В.В. Правовая природа нормативного правового акта как источника права // Бизнес в законе. – 2016. - № 1. – С. 51-54. 32. Сайфулина Ю.В. Методы исследования источников права // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2018. - № 1. - С. 59-64. 33. Софронова С.А. Понятие судебной практики как источника и формы российского права // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2017. - № 5. - С. 33-38. 34. Терехин В.А. К вопросу о легализации судебной практики как источника права // Правовая политика и правовая жизнь. - 2015. - № 3. - С. 142-145. 35. Шпилевой П.А. Категория источников права в современной науке и практике: проблемы соотношения различных понятий и подходов // Пробелы в Российском законодательстве. - 2017. - № 4. - С. 73-76.
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика источников права 1.1 Понятие, признаки источников права Как целостное явление социальной действительности, право имеет определенные формы своего внешнего выражения (способы организации права вовне). Современная теория права традиционно использует такое сочетание терминов: "источник (форма) права". Рассмотрим соотношение понятий "источник права", "форма права". Часто эти термины употребляются практически в одном и том же значении внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли. Однако они тесно связаны, но не совпадают. Одни ученые признавали более правильным употребление термина "форма права", другие склонялись к термину "юридический формальный источник права". Рядом ученых предлагалось различать источник права в материальном смысле, как условия и волю господствующего класса и источник права в формальном смысле, как формы объективного выражения и закрепления права. "Если "форма права" показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то "источник права" – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения". Форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера. Различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, составляющих содержание данного явления. Под внешней - объективированный комплекс источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими. Именно внешнюю форму – форму выражения права – обычно и называют источником права. Д.А. Керимов пишет: "источником права в так называемом формальном смысле". Можно заключить, что в понятие источника права входят 2 существенных элемента: 1) внешняя форма - форма выражения, форма установления и выражения; 2) элемент конститутивный - сообщение, придание норме качества правовой нормы. Содержание и форма права не являются результатом произвольного конструирования законодателя. "Единство формы и содержания права на первичном уровне его структуры носит настолько глубокий характер, что статьи и другие исходные фрагменты текста являются внешними, в самом тексте проявляющимися выражением воли законодателя". Их первопричины заложены в системе общественных отношений, исключающих монизм источника и предопределяющих многообразие форм внешнего выражения права. В.В. Лазарев подчеркнул, что сущность – важнейший, но не единственный фактор, влияющий на форму права. Обусловленность формы содержанием оставляет известный простор для различных вариантов формы внутри определенных пределов. Различают материальные, идеальные и юридические источники права. Материальные коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии данного способа производства, в базисных отношениях. В идеальном смысле термин "источник права" означает правосознание. Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах, которые являются юридическим источником права. Названные 3 вида источников права лишь в самой общей форме показывают систему правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. "В реальной же действительности эта система гораздо разнообразнее. Она объединяет и экономические, и политические, и социальные, и национальные, и религиозные, и внешнеполитические, и иные обстоятельства". Степень влияния каждого из этих факторов на действующую правовую систему изменчива. Если говорить о природе права, то под источниками права понимаются естественные неотъемлемые права и свободы человека и гражданина. "Приоритетное значение в системе источников современного российского права имеют официально признанные и закрепленные в Конституции РФестественные (прирожденные и неотчуждаемые) права и свободы человека". Хотя в самой Конституции РФ не используется понятие "естественное право", однако закрепленные в ней основные права и свободы человека являются именно естественными правами и придают конституционному правопониманию естественно-правовой характер. Об этом свидетельствуют, в частности, положения ст. 2 Конституции РФ о человеке, правах и свободах человека как "высшей ценности" и ч. 2 ст. 17 о том, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Позитивно-правовое значение и приоритетный характер основных прав и свобод человека закреплены в целом ряде статей Конституции РФ (ст. 2, ст. 18, и др.). Выделяют 4 основные формы права: нормативный акт; правовой обычай; юридический прецедент; нормативный договор. Правовые системы современных государств различаются, в частности, тем, какой из источников права превалирует в национальной правовой системе данного государства. Итак, источники права – это внешняя форма объективации, выражения права или нормативной государственной воли. Форму права характеризует такие особенности: она должна выражать нормативно закрепляемую волю граждан, основанную на социально-экономическом базисе; служит интересам народа и закрепляет его политическую власть; закрепляет приоритет закона; выражает демократическую процедуру создания нормативно-правовых актов. 1.2 Источники права основных правовых систем На сегодняшний день существуют следующие: правовой обычай; нормативный правовой акт; юридический прецедент; договор нормативного содержания; юридическая наука. Характеристика исторического развития источников права Правовой обычай является правилом поведения, которое сложилось в результате многократного применения в течение длительного времени, является исторически первым источником права. Он формируется постепенно, «с незапамятных времен». Устаревшие заменяются соответствующими времени. Обычаю характерен устный характер, локальный характер, санкционированность государством. На сегодняшний день обычай достаточно широко применяется в малоразвитых государствах (Азия, Африка, Океания). С развитием общества, государства обычай потерял роль единственного источника нрава. Новый источник, способный удовлетворить общественные потребности – нормативный правовой акт – это акт правотворчества, который исходит от компетентного органа и содержит решение относительно правовых норм (установление, изменение, отмена). Суть юридического прецедента заключается в том, что решение судебного органа по конкретному делу выступает официально как общее правило, эталон по разрешению другими судами аналогичных дел или служит в качестве примерного образца толкования закона (прецедент толкования). Прецедент является древним источником права, он широко применялся в государствах Древнего мира, в Средние века. Множество институтов римского права сложилось именно на такой базе. Но, в современном виде при этом он возник в Англии (XII в.). На сегодняшний день юридический прецедент применяется в таких странах, как Англия, США, Канада, Австралия и пр. Юридический прецедент, как источник права характеризуется казуистичностью, множественностью, противоречивостью, гибкостью. В отдельных случаях в качестве источника права выступает договор нормативного содержания, содержащий норму права, который при этом должен соответствовать условиям действительности договоров (соглашение, изъявление воли и пр.). Отличием данного источника права является и то, что он может содержать и принципы нрава (принцип гуманности, который содержится в большинстве современных конвенций и др.). Юридическая наука, роль которой в разные периоды в качестве юридическою источника постоянно изменялась. На сегодняшний день она призвана вырабатывать способы, которые способны установить и реализовать право. Таким образом, мнения ученых-юристов преимущественно не образуют в собственном смысле право. При этом история развития права располагает случаями, когда юридическая доктрина воспринималась с официальной санкции государства как источник права. Так, юридическая наука была одним из ведущих источников права Древнего Рима. Характерно использование юридической доктрины и для индусского права. Юридическая наука в мусульманских странах продолжает выступать ведущим источником права. Таким образом, в первобытном обществе как нормативные социальные регуляторы выступали нормы-обычаи (мононормы), основанные на естественно-природной необходимости. Лишь с уходом от первобытного строя, появлением социальной неоднородности все большее значение приобретают права. Понятие форм (источников) права. Когда говорят «источники права», то имеют в виду факторы, питающие появление и действие права. Подразумевают те процессы, которые вызывают к жизни нормативные установки или общеобязательные правила поведения, предписанные государством. В более узком смысле «источники права» понимают как то, чем руководствуется практика в решении юридических дел. Это внешние формы выражения и способы закрепления юридических норм. Источники права — это официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права. В древности содержание законов выбивалось на огромных камнях, размещалось на стенах, записывалось на досках, пергаментных и иных свитках. Это все можно назвать формой права. Сейчас такими источниками (формами) права в романо-германском праве являются нормативные акты (законы, ордонансы, статуты), а в англосаксонском — договор и правовой прецедент. В различных странах преобладающими являются какие-то отдельные формы (источники) права: правовой обычай, судебный или административный прецедент, правовая доктрина, нормативный правовой акт, нормативный договор. Правовой обычай как источник права. Возникнув в глубокой древности, обычай в период становления государства, за неимением иного универсального и целесообразного регулятора общественных отношений, был им санкционирован и на долгие века стал практически единственной формой выражения волеизъявления нарождающейся публичной власти. В этом качестве он превратился в обычное право, т.е. в совокупность правил поведения, которые сложились в обществе в результате их неоднократного традиционного применения, санкционированы государственной властью и в силу этого стали общеобязательными предписаниями. На ранних этапах развития государственности правовые обычаи занимали господствующее положение в системе нормативного регулирования. Именно они лежали в основе древнейших памятников права — законов Хаммурапи, Законов XII таблиц, Салической Правды, Правды Ярослава и др. Сейчас правовые обычаи в процессе регламентации общественных отношений выполняют скромную вспомогательную роль. Наиболее распространены они в международном праве и частноправовых отраслях национальных правовых систем, а также в странах англосаксонского и традиционного права. Правовой прецедент как источник права. Правовой прецедент — это решение по конкретному судебному делу, ставшее образцом для разрешения аналогичных дел в будущем. Правовой прецедент вышел из недр римского права. В настоящее время он присущ, в основном, странам с англосаксонской правовой системой, которая основывается на деятельности судьи, признаваемого истинным творцом права. Правовые прецеденты группируются в специальные сборники. B странах с иными правовыми системами роль судебной практики рассматривается не более чем как толкование норм права. Отечественным правом, в силу принадлежности Российской Федерации к континентальной правовой системе, до недавнего времени правовой прецедент в качестве источника права не признавался категорически. Между тем, современная юридическая практика показывает невозможность ограничения бурного развития общественных отношений исключительно рамками законодательства. Специалисты-практики повсеместно используют (для уточнения или совета) авторские комментарии, например, к кодексам и другим законам. Более того, Bерховный и Bысший Арбитражный Суды РФ всегда давали «руководящие разъяснения» по поводу рассмотрения отдельных категорий дел. Глава 2. Виды источников права 2.1 Нормативный правовой акт как основной источник российского права Особое место в системе правовых актов занимает нормативный правовой акт (его следует отличать от актов применения и толкования права). Это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, России и т.д.. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Признаки нормативно-правового акта: он исходит от строго определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; он принимается в четко обозначенном порядке; он имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; он может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Ему присущи определенные отличительные черты, вопрос о содержании которых, при незначительном расхождении во мнениях, многими учеными решается одинаково. Признаки закона: 1) закон - нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным органом; 2) закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников российского права; 3) закон как источник права, исходящего от высшего представительного органа, выражающего волю и интересы общества или народа, тоже должен отражать волю и интересы всего общества или народа; 4) закон издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. В силу этого он должен быть исчерпывающе ясным и точным; 5) закон принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. Классификация законов может проводиться по различным основаниям. По юридической силе: 1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, и т.д.; 2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ, о референдуме, и т.д.); 3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества, и пр.); 4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию. Также законы классифицируют: по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); по сроку действия (постоянные законы и временные); по характеру (текущие и чрезвычайные); по сферам действия (общефедеральные и региональные); по содержанию (экономические, политические и т.п.); по степени систематизации (обычные и кодификационные); по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные); по объему регулирования (общие и специальные) и т.д. Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них, но имеют тоже важнейшее значение в жизни общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. Виды подзаконных актов: 1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты; 2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов власти; 6) нормативные акты муниципальных органов; 7) локальные нормативные акты - нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (правила внутреннего трудового распорядка и т.п.). В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: нормативные акты государственных органов; нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); нормативные акты, принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: общефедеральные; нормативные акты субъектов РФ; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенного срока действия; временные нормативные акты. Итак, нормативно-правовой акт - правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. В зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. 2.2 Характеристика иных источников права Среди других источников российского права следует назвать: 1. Договоры нормативного содержания. 2. Правовые обычаи. 1. Договоры нормативного содержания. Имеют важное значение для федеративного устройства России и его упрочения. Это — договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и органами субъектов Федерации. Первый из таких договоров был заключен 31 марта 1992 г. между органами власти РФ и ее субъектов. Совокупность всех договоров и приложенных к ним протоколов, подписанных сторонами, получила единое название Федеративного Договора. Впоследствии практика заключения договоров и соглашений между органами Федерации и ее субъектов получила дальнейшее развитие. Они заключаются по разным вопросам их совместного ведения. Другим видом нормативных договоров в России служат коллективные договоры между профсоюзами и работодателями. Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Основная его задача – регулирование социально-трудовых отношений. Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.). Он не только устанавливает права и обязанности сторон на основе уже существующих норм права, но, в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым обязуются в будущем подчиняться их участники. Нормативный договор должен порождать права и обязанности для неопределенного круга лиц, а не только для договаривающихся сторон. Среди договоров нормативного содержания выделяют внутринациональный и международный договоры. Внутринациональный договор как часть национального законодательства регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов т.д. Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др. Для субъектов внутригосударственного договора эти нормы являются источником права, в соответствии с которым могут издаваться нормативно-правовые акты. Международный договор является соглашением между государствами. Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Если внутринациональный договор имеет субординационную природу по отношению к национальному законодательству, то международный договор имеет координационную природу, определяя взаимоотношения равноправных субъектов правотворчества. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству. Признаки: 1. Сущностным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества. 2. Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство. 3. В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора. 4. Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают. 5. Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие. 6. Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора. 7. Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение . Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры). Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы. В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима. Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения. 2. Правовые обычаи. Так, одним из источников гражданского права являются обычаи, сложившиеся в сфере обязательственных отношений. Так, при исполнении обязательств, стороны обязаны руководствоваться "обычно предъявляемыми требованиями при отсутствии специальных требований законодательства и условий обязательства" (ст. 309 ГК РФ). Такого рода "обычные требования" и представляют собой обычаи имущественного оборота, т.е. сложившиеся в нем, в силу неоднократного единообразного применения, общепринятые правила, не выраженные прямо ни в законе, ни в договоре сторон и не противоречащие им. Статьей 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе. Обычаи традиционно отличаются от обыкновений. Обыкновения – такое сложившееся правило, которым руководствуются стороны конкретного договора и только потому оно приобретает для них юридическое значение. Иначе говоря, оно представляет собой подразумеваемое условие договора (соглашение партнеров). В основе согласованных сторонами договора обыкновений также могут лежать общепризнанные обычаи. Так, в современной международной торговле широко используются правила, содержащиеся в разработанных парижской Международной торговой палатой сборников международных торговых обычаев. Различие понятий обычая, обыкновения и заведенного порядка учитывается в законодательстве об имущественном обороте. Так, Венская конвенция содержит в ст. 9 правило о том, что стороны договора "связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях". Изложенное позволяет сказать, что под "обычаем" здесь имеется в виду обыкновение, а под "практикой" - заведенный порядок. Правовой обычай - исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
340 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
340 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
340 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
335 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg