Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Категория должника в процессе несостоятельности (банкротства)

cool_lady 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Объектом исследования данной курсовой работы являются категории должников в процессе несостоятельности (банкротства). Целью работы является выявление проблем для каждой из категорий во время реализации процедуры банкротства. Предметом выступают нормативные правовые основы процедуры банкротства для каждой конкретной категории должников. Задачами данной работы являются: 1. Определение категорий должников в процессе несостоятельности (банкротства). 2. Определение процедуры для каждой из категорий. 3. Нахождение правовых основ данного процесса. 4. Выяснение проблем регулирования российским законодательством процесса несостоятельности (банкротства). Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Введение

Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность лица (физического либо юридического) удовлетворить в необходимом объёме требования кредиторов по денежным обязательствам. Банкротство может являться как способом ликвидации юридического лица, так и возможностью для гражданина остаться «на плаву» в условиях денежного кризиса. Институт несостоятельности (банкротства) начал функционировать сравнительно недавно в российском праве, а именно с принятием 19 ноября 1992 г. Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Однако данный закон был сменен ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 8 января 1998 г., а последнему пришел на смену третий по счету ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г., который продолжает действовать до сегодняшнего момента. Актуальность выбранной темы заключается в том, что исследование процедуры несостоятельности (банкротства) для конкретных категорий должником позволяет выявить существующие на данный момент проблемы российского законодательства в регулировании данного вопроса.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Процесс несостоятельности (банкротства) 5 1.1 Теоретические аспекты процесса 5 1.2 Регулирование несостоятельности (банкротства) российским законодательством 7 Глава 2. Юридическое лицо, выступающее как должник в процессе несостоятельности (банкротства) 10 2.1 Основания для банкротства юридического лица 10 2.1 Этапы банкротства юридического лица 11 2.3 Особенности некоторые проблемы банкротства юридических лиц 17 Глава 3. Физическое лицо, выступающее как должник в процессе несостоятельности (банкротства) 19 3.1 Процесс несостоятельности (банкротства) гражданина 19 3.1.1 Основания и этапы банкротства гражданина 19 3.1.2 Проблемы реализации процесса несостоятельности гражданина 23 3.2 Особенности процесса банкротства индивидуального предпринимателя 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 Список использованных источников: 29
Список литературы

I) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 237. II) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. ст. 3301 III) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. ст. 3012. IV) "О несостоятельности (банкротстве)": Федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 43. ст. 4190. V) Алфёрова Л.М. Несостоятельность (банкротство) физических лиц: тенденции развития механизма банкротства граждан / Л.М. Алфёрова // М.: Статут. – 2018. – С. 160. VI) Белоусова И.В. Цуканов С.И. Проблема рентабельности процедуры банкротства гражданина / И.В. Белоусова. С.И. Цуканов // Научный журнал. – 2018. – С. 20-24. VII) Бойкова А.В. Практика применения процедуры банкротства гражданина-должника / А.В. Бойкова // Новый университет. Серия «Экономика и право». – 2016. – N 10. – С. 34-36. VIII) Бородкин В.Г. Введение финансового оздоровления и столкновение конкурирующих интересов / В.Г. Бородкин // Право и экономика. – 2014. – №11. – С. 20-35. IX) Воронова О.Н. Правовое регулирование института банкротства гражданина в России / О.Н. Воронова // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2017. – N 2. – С. 77-83. X) Гартина Ю.А. Теоретические аспекты процедуры признания юридического лица несостоятельным (банкротом) / Ю.А. Гартина // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – С. 337-340. XI) Гонгало Б.М. Гражданское право в 2 т. Том 1 / Б.М, Гонгало // М.: Статут. – 2018. – С. 528. XII) Демич А.А. Государственное регулирование в процессе банкротства / А.А. Демич // Теория и практика общественного развития. – 2012. – N 4. – С. 111-113. XIII) Долина Т.Е. Об отечественной процедуре банкротства юридического лица / Т.Е. Долина // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2017. – N 8. – С. 50-54. XIV) Иванова С.П., Земляков Д.Н., Баранников А.Л. Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц: учебное пособие / С.П. Иванова, Д.Н. Земляков, А.Л. Баранников // М.: Юстиция. –2018. – С. 132. XV) Косыкин А.А. К вопросу о банкротстве индивидуального предпринимателя / А.А. Косыкин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. –2020. – С. 32-39. XVI) Крахмалева В.С. Особенности банкротства физических диц и индивидуальных предпринимателей / В.С. Крахмалева // Финансы и учетная политика. – 2019. – N 2. – С. 5-9. XVII) Карелина С.А. Несостоятельность (банкротство). Учебный курс в 2 т. Том 1 / С.А. Карелина // М.: Статут. – 2019. – С. 928. XVIII) Нилов К.Н. Правовые последствия банкротства индивидуального предпринимателя / К.Н. Нилов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2016. – С. 51-56. XIX) Полещук Т.А. Маркова Д.А. Банкротство юридических лиц в России / Т.А. Полещук. Д.А. Маркова // Общество: политика, экономика, право. – 2016. – С. 112-117. XX) Селютин А.В. Банкротство гражданина (физического лица) по законодательству о банкротстве 2015 года / А.В. Селютин // Территория науки. – 2015. – С. 53-58. XXI) Сильченко Е.С. Правовые аспекты банкротства юридических лиц / Е.С. Сильченко // Наука. Общество. Государство. – 2017. – N 4. – С. 58-64. XXII) Суворов Е.Д. Банкротство в практике нового Верховного Суда РФ за первый год работы (2014-2015) акты и комментарии / Е.Д. Суворов // М.: Статут. – 2016. – С. 63. XXIII) Чугунова А.А. Правовая природа и сущность банкротства индивидуальных предпринимателей / А.А. Чугунова // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2016. – С. 44-48. XXIV) Шишмарева Т.П. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей / Т.П. Шишмарева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2018. – С. 218-224. XXV) Шишмарева Т.П. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и практика его применения: учебное пособие для экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих / Т.П. Шишмарева // М.: Статут. – 2015. – С. 215. XXVI) Юлова Е.С. Некоторые проблемы реализации принципа социальной справедливости в законодательстве о банкротстве юридических лиц / Е.С. Юлова // Образование и право. – 2020. – N 1. – С. 125-130.
Отрывок из работы

Глава 1. Процесс несостоятельности (банкротства) 1.1 Теоретические аспекты процесса Обращаясь к российскому законодательству, можно увидеть следующее определение несостоятельности (банкротства) – это установленная арбитражным судом неспособность должника погасить все имеющиеся у него требования кредиторов, в том числе выплаты выходных пособий, заработной платы работникам, по иным денежным обязательствам, а также выполнить обязанность по погашению задолженности по обязательным платежам. Поскольку российская экономика, как и любая современная экономика, не является стабильной, а все процессы в ней достаточно «шаткие», процедура несостоятельности (банкротства) является определенным спасательным кругом в сложившейся ситуации. Ее можно отнести к одной из важнейших мер антикризисного управления, поскольку банкротство нежизнеспособных организаций способствует отбору тех хозяйственных организаций, который наиболее приспоблены к существующим экономическим реалиям. Первым тревожным сигналом для хозяйствующего субъекта, свидетельствующим о возможности возбуждения в отношении его дела о банкротстве, является появление признаков банкротства. Исходя из легального определения можно выделить следующие признаки: 1) неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов; 2) факт неисполнения должником денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей; 3) признание факта такой неспособности арбитражным судом. Рассматривая процесс банкротства, необходимо определиться с кругом субъектов, участвующих в нём. Состав лиц достаточно широк. К данному кругу лиц относятся: 1. Должник – гражданин или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. 2. Конкурсный кредитор. 3. Арбитражный управляющий. 4. Уполномоченные органы по требованиям, вытекающим из обязательных платежей. 5. иные лица, в частности органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т.д. Обращаясь к категории должника, можно выделить для него следующие условия. Юридическое лицо будет считаться неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если они не были им исполнены в течение трёх месяцев с момента, когда они должны были быть им исполнены. Предприятие может считаться банкротом с момента признания факта его несостоятельности арбитражным судом, а также с момента объявления данным юридическим лицом своего банкротства и ликвидации в процессе конкурсного производства. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам про прошествии трёх месяцев неуплаты данных обязательств с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма обязательств составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей. На основании вышеуказанного можно сделать вывод о том, что в основе понятия банкротства лежит презумпция, что участник имущественного оборота (физическое либо юридическое лицо), не оплачивающий имеющиеся у него денежные обязательства перед другими лицами (кредиторами), не способен погасить данные обязательства. Должник, желающий избежать банкротства, должен либо погасить обязательства, либо предоставить суду доказательства необоснованности требований кредиторов в отношении него. 1.2 Регулирование несостоятельности (банкротства) российским законодательством Первой попыткой урегулировать процесс несостоятельности (банкротства) в России было принятие Верховным Советом Федерации 19.11.1992 года Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", введённого в действие с 01.03.1993 года. Данный закон создал правовую базу для осуществления принудительных мер, таких как ликвидация предприятия в случаях, когда проведение реорганизационных мер экономически нецелесообразно или они не дали положительного результата. Основной целью создания института несостоятельности было исключение неплатежеспособных субъектов из экономики страны, поскольку последние задерживали рыночный рост экономики и стимулировали рост неплатежей. Однако практика показала неэффективность данного закона из-за пробелов и отсутствия механизма реализации. Как отмечают большинство авторов, в том числе профессор В. Витрянский, «само понятие и признаки банкротства, которыми оперировал прежний Закон, не отвечают современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам". Закон 1992 года устанавливал условием банкротства предприятий превышение кредиторской задолженности балансовой стоимости имущества лица. Однако тут же возникает вопрос, каким образом должны регулироваться ситуации, когда кредиторская задолженность равна балансовой стоимости либо в случаях, когда имущество на балансе невозможно реализовать. Этого Закон не регулировал. Поскольку закон содержал значительные проблемы, Правительству РФ, Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) и арбитражным судам пришлось самостоятельно восполнять пробелы в правовом регулировании данного института. Так, большую ценность представляли собой Постановление Правительства РФ от 20.05.1994 N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" и распоряжение Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 12.09.1994 "Временные методические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности". Институт несостоятельности пытались реформировать несколько раз, в результате чего был принят действующий в настоящее время Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Он определил понятие несостоятельности, условия для признания лица банкротом, а также ввёл возможность для банкротства не только предприятий, но и физических лиц. Помимо вышеуказанного закона процедуры банкротства регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Основными целями действующего законодательства о банкротстве являются: 1) сохранение жизнеспособности физического либо юридического лица; 2) обеспечение защиты интересов кредитора. Таким образом, законодатель не стремится превратить в банкротов предприятия, имеющие признаки банкротства. Он предусматривает возможности для восстановления деятельности предприятия с целью предотвращения ликвидации. Однако такое регулирование применимо лишь к юридическим лицам, что создает определенные правовые и экономические проблемы при процедурах банкротства граждан. ? Глава 2. Юридическое лицо, выступающее как должник в процессе несостоятельности (банкротства) 2.1 Основания для банкротства юридического лица В данной главе мы рассмотрим такую категорию должника в процессе несостоятельности (банкротства), как юридическое лицо. Но для начала определим правовой статус должника в вышеупомянутом процессе. Термин «должник» привычный и уже знакомый гражданскому праву. Как правило, им обозначается сторона, которая обязана совершить определенные действия в отношении другой стороны, как то: выплатить денежные средства, выполнить работу, оказать услуги. Однако в процессе банкротства данный термин от привычного нами понимания. Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного действующим законодательством. Согласно действующему законодательству, а именно п. 1 ст. 65 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), за исключением: 1) казенного предприятия; 2) учреждения; 3) политической партии и религиозной организации. Почему законодателем допущены подобные исключения? Во-первых, говоря о казенных учреждениях, вспоминаем, что что субсидиарную ответственность по долгам указанного лица несет государство, которое имеет возможность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. Данное положение может быть отнесено и к учреждениям. Во-вторых, говоря о политических партиях и религиозных организациях, можно прийти к выводу о том, что допущение их в качестве исключений объясняется тем, что данная категория не занимается предпринимательской деятельностью, а их непосредственная деятельность влияет на политическую и общественную жизнь. Банкротство является одной из форм ликвидации юридического лица. Данная форма применяется лишь при наличии признаков банкротства, под которыми понимаются, во-первых, неплатежеспособность должника, определяемая наличием у него задолженности в размере не менее чем триста тысяч рублей, и, во-вторых, определённый законодателем период этой неплатежеспособности – три месяца. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника – юридического лица банкротом, обладают: конкурсный кредитор, должник, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда. Признание несостоятельности (банкротства) юридического лица является сложным процессом, а потому требует детального рассмотрения. 2.1 Этапы банкротства юридического лица Статьей 27 Закона о банкротстве установлены следующие процедуры , применяемые при рассмотрении дела о банкротстве: 1) наблюдение; 2) финансовое оздоровление; 3) внешнее управление; 4) конкурсное производство; 5) мировое соглашение. Рассмотрим каждую более детально. Процедура банкротства юридического лица всегда начинается с подачи заявления. Как было указано выше, правом на обращение в арбитражный суд обладают конкурсный кредитор, должник, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда. При этом дела о банкротстве могут рассматриваться только арбитражным судом. Подавать заявление следует таким образом, чтобы оно было принято к рассмотрению и признано судом обоснованным. После подачи заявления возбуждается производство по делу о банкротстве при выполнении всех условий, поименованных ранее. Следующим этапом является назначение процедуры наблюдения. Наблюдение – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику для обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Данная процедура вводится, согласно действующему законодательству, по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом. Она не может длиться более семи месяцев с момента принятия судом решения. Для проведения данной процедуры арбитражным судом назначается временный управляющий. Временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с федеральным законом. В период наблюдения правоспособность юридического лица ограничивается. Ограничение прав юридического лица выражается в запрете на выполнение определенных действий в период данной процедуры. Органы управления должника не вправе принимать решения: 1) о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; 2) создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах; 3) создании филиалов и представительств; 4) выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками); 5) размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций; 6) выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций; 7) участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц; 8) заключении договоров простого товарищества. Несмотря на вышеуказанные ограничения, введение процедуры наблюдения не является основанием для отстранения руководителя и иных органов управления должника. Многие учёные-цивилисты называют данную процедуру подготовительной, поскольку ее введение способствует достижению задач подготовки дела к судебному разбирательству в рамках несостоятельности (банкротства). Главным недостатком наблюдения можно выделить тот факт, что данная процедура не предусматривает возможность быстрого её завершения. Лучший результат для кредиторов достигается путем быстрой продажи жизнеспособных частей бизнеса должника, пока стоимость этого бизнеса не упала вследствие возбуждения производства по делу о банкротстве. Процедура наблюдения заканчивается первым собранием кредиторов, в рамках которого выносится решение о введении следующей процедуры – финансового оздоровления. Финансовое оздоровление – процедура банкротства, срок которой не превышает двух лет, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. В ходе применения Закона о банкротстве практика показала, что в процессе необходим такой этап, в ходе которого должник под контролем кредиторов мог бы предпринять меры по восстановлению платежеспособности и избежать перехода во внешнее управление или конкурсное производство. Одновременно с введением процедуры финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Административный управляющий – арбитражный управляющий, который утвержден арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом. В ходе осуществления данной процедуры органы управления юридического лица осуществляют свои полномочия с ограничениями, которые заключаются в невозможности должником без согласия собрания кредиторов заключать сделки, в совершении которых он заинтересован, заключать сделки, связанные с приобретением и отчуждением имущества должника, выдачей займов (кредитов), поручительств, гарантий, доверительного управления имуществом, а также принимать решения о своей реорганизации. В рамках процедуры финансового оздоровления разрабатывается план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Законом допускается досрочное гашение долгов, определенных графиком. Арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц. В результате проведения процедуры финансового оздоровления арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления, если от собрания кредиторов поступило ходатайство о переходе к внешнему управлению и если произошло восстановление платежеспособности должника. Таким образом, можно лишь согласиться с мнением В.Г. Бородкина о том, что данная стадия процедуры банкротства носит реабилитационную цель. Еще одной реабилитационной процедурой является внешнее управление. Оно может применяться как альтернатива оздоровлению. Внешнее управление – процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, не исполненных более чем за три месяца. Задача внешнего управления – изыскать возможности для того, чтобы рассчитаться или провести реструктуризацию тех обязательств, исполнение которых просрочено более чем на три месяца. Данная процедура является необязательной и вводится лишь в том случае, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника. Ее длительность не может превышать восемнадцати месяцев, срок может быть продлен, но не более, чем на шесть месяцев. Данная процедура предусматривает расчет с кредиторами, который производится в соответствии с реестром требований кредиторов. Однако недостижение целей внешнего управления ведет к принятию решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Введение внешнего управления подразумевает под собой ограничение правоспособности должника. В этот период прекращаются полномочия руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Единственной процедурой банкротства, конечным результатом которой должна быть ликвидация должника, является конкурсное производство. Оно представляет собой процедуру, срок которой составляет до 6 месяцев, и которая применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. На данном этапе процесса банкротства все имущество должника подлежит инвентаризации, оценке и продаже. Все это имущество входит в конкурсную массу. В рамках данной процедуры конкурсный управляющий готовит отчет, в который включается информация о финансовом состоянии должника и его имуществе с момента введения конкурсного производства и в процессе его проведения. Данный отчет предоставляется собранию кредиторов и арбитражному суду. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов – определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Необходимо помнить, что на любом этапе производства по делу о банкротстве возможно мировое соглашение. Заключение мирового соглашения означает прекращение производства по данному делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. Отказ от утвержденного мирового соглашения одной из сторон не допускается.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Антикризисное управление, 38 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Антикризисное управление, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Антикризисное управление, 49 страниц
520 руб.
Курсовая работа, Антикризисное управление, 54 страницы
520 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg