Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Взаимодействие права и политики

cool_lady 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2021
Целью моей работы является рассмотрение вопроса о взаимодействия политики и права. Для реализации вышеуказанной цели мною были поставлены и решены следующие задачи: -рассмотрение понятий права и политики, -рассмотрение понятия и сущности государственной политики, -дача сравнительной характеристики взаимодействия политики и права в современной России.
Введение

Актуальность выбранной мною темы обуславливается тем, что правовые нормы напрямую исходят от государства, которое, в свою очередь, является формой политической организации общества. Следовательно, любые интересы, а так же и потребности людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы политикой, а именно деятельностью законодательных и других органов государства. Политические требования становятся правом лишь в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством. Помимо этого, народная политика так же получает свое выражение в праве. В тех случаях, когда сам народ путем референдумов принимает законодательные акты, его волеизъявления приобретают правовой характер и становятся общеобязательной формой правового регулирования общественных отношений. Стоит отметить, что данная проблема достаточно разработана в науке, уже в трудах Т.Гоббса и Д.Локка содержится основополагающее требование к политической власти, а именно, подчинение праву. Это выражается непосредственно в правовом происхождении государства, путем заключения общественного договора. Ш.Монтескье, одним из первых изучавших национальные системы права, обратил внимание на объективную детерминацию их природно-географической средой, национальной психологией, условиями жизни и хозяйствования этноса, о чем в последствии говорил Л.Н. Гумилев, а так же утверждал качественное единство правового и политического процессов. К понятию права так же подходили представители различных школ: "Естественно-правовая школа" (Х.Томазий, С.Пуфендорф, Х.Вольф) главное отличие правовой системы от других регуляторов, например, морали, видели в опоре на карательный авторитет государства. Право может быть сопряжено с "мощью", или силой (Спиноза), справедливостью (Гроций), защищенностью (Т.Гоббс). Первые исторически зафиксированные системы права - "римское право", кодекс Юстиниана, Саллическая и Русская Правда. По Д.Вико, вектор правового процесса в истории - не только в разделении системы права, но и в придании ему всеобщего характера, иными словами, субъектное расширение правового пространства. Важным следствием правового прогресса стало появление "частного права", как регулятора жизни в гражданском обществе, то есть в таком обществе, в котором существуют неофициальные структуры в виде различных политических партий, организаций, движений, комитетов, ассоциаций, собраний, обществ и т.д., действующие в рамках юридических законов и норм и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти, охватывающее область частных, индивидуализированных интересов, дела отдельных лиц в экономической, социальной, духовно-нравственной сферах общества . В отечественной литературе советского периода существовал такой подход, по которому считалось, что в праве опосредствуется только государственная политика, причем не вся, а лишь та ее часть, которая нуждается в возведении в законную волю, непосредственно для ее осуществления.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 §1.Понятие права и его сущность 5 §2.Понятие политики..………………………………….…………………………..7 §3. Взаимодействие права и политики на современном этапе ………....……..14 §4. Понятие и сущность государственной политики, как одной из форм взаимодействия права и политики…………………………………………………...…...……..………….…18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
Список литературы

1) Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Исторические традиции российской школы сравнительного права // Журнал российского права. 2003. № 7. 2)Лазарев В.В. Поиск права // Журнал российского права. 2004. № 7. 3)Государство и право. 2003. № 6. 4)Исаева Л.Н. Сознание и правопонимание // Государство и право. 2004. № 8.. 5)Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). 2002. 6)Основы права: учебное пособие / Под ред. Кутафина Е.И. - М.: Юристъ, 2004. 7)Исаев Б.А. Политология. Краткая хрестоматия.- СПб, 2008. 8)Ильин И.А. О сущности правосознания. – М.: Норма. 9)Рыбаков О.Ю. Человек в политике: пути самореализации. М.: Эксмо, 2009.- 256с. 10)Грачёв М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 2009. 11)Гришанова.Е.Е –Политика и право: вектор взаимодействия. // Теория и практика общественного развития 2010. -№3.- [электронный ресурс].URL: http//www. .teoria-practica.ru/index.php/3-2010/228-politologia/540-1. 12)Белов Г.А. Политология. - М.: ЧеРо, 2009. 13)Теория государства и права: учебник для юридических вузов / Под ред. Пиголкина А.С. - М.: Городец, 2003.
Отрывок из работы

§1.Понятие права и его сущность: К понятию и сущности права существуют различные подходы. Однако до настоящего времени специалисты (ученые, практики) не пришли к единой трактовке понятия "право". Современные исследователи сходятся во мнении о том, что при развернутом определении права необходимо учитывать: естественно-исторический характер его происхождения; его способность быть масштабом поведения свободных и равных субъектов; обладать такими свойствами, как нормативность, общеобязательность, взаимосвязь заключенных в нем прав и обязанностей; наличие реальных гарантий по возможности реализации положений права не только со стороны государства, но и со стороны общества. Для более глубокого понимания сущности и особенностей права, его роли в жизни общества необходимо рассмотреть общую характеристику теорий права. Юридический позитивизм - как одно из важных течений в правовой науке возник в первой половине XIX в. Его прародителем считается английский правовед Джон Остин. Впоследствии его основные положения были разработаны в трудах К. Бергбома (Германия), Кабанту (Франция), А. Эсмена (Франция) и других исследователей . Именно Джон Остин дал развернутое обоснование формуле: право - это повеление суверена. В своих исследованиях он широко использовал эмпирические особенности права. Такой подход предполагал изучение основных черт права с использованием чисто юридических критериев. Что касается нормативистской теории (позитивистский нормативизм), то ее представителем являлся австрийский философ права Г. Кельзен (1881 - 1973 гг.), последние годы жизни которого прошли в США. Право в названной теории представляет собой иерархическую систему норм в виде "лестницы, где каждая верхняя ступень обслуживает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется". Основной целью теории права он считал снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием и описанием позитивного права страны. При этом наука должна описывать свой предмет изучения объективно (как он есть), с целью познания реальности. Другие соображения должны быть предметом политики, имеющей непосредственное отношение к искусству государственного управления. Одной из самых трудных задач общей теории права он считал определение ее реальности и показ различия между реальностью законов и природы. Свою позицию по отношению к естественно-правовым концепциям он определил следующим образом. Школу естественного права следует воспринимать как носительницу доктрины, предлагающей вариант решения вечной проблемы справедливости посредством определения характера взаимоотношений между людьми. Естественные права законами государства нельзя ни установить, ни отменить. Государство может их только защитить или обеспечить . Психологическая теория - ее представители (например, Петражицкий) рассматривают право как психологическое явление, коренящееся в человеческом сознании. Сущность права ими определялась через психику человека. Нельзя издавать законы без учета социальной психологии индивида. Право опосредствует их, живет в них, проявляет через них свою эффективность. В этом случае сложно определить степень правового характера закона. Психологический подход представляет собой попытку государственно-правового "оформления" преобладающих суждений, но особенно - чувств и переживаний. Согласно естественно-правовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (например, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? Естественное право - это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права. Представители этого направления в теории права считают, что в нем наиболее полно нашли воплощение объективные свойства и ценности "настоящего права", которое наделяется соответствующей абсолютной ценностью. В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Право и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических связей между людьми. Марксистская концепция права выделяет его классово-волевой характер. В обобщенном виде право они определяли как возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего (господствующего) класса. Такая трактовка, впервые высказанная по отношению к буржуазному праву в "Манифесте Коммунистической партии", в последующем была распространена на понимание сущности всего права . Что касается влияния государства и права, то взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства на право состоит, прежде всего, в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. "Право формируется при непременном участии государства, оно есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности" (Н. Неновски) Актуальные проблемы современности. Материалы 9 межвузовской конференции. - Южно-Сахалинск. 2006. - С. 38. . Разумеется, первопричины права лежат не в государстве как таковом, а в социальной необходимости, общественных потребностях. Но после того как эти потребности осознаются государством, оно переводит их на язык законов, юридических норм, т.е. создает, учреждает право. Правотворчество - исключительная прерогатива государства. При этом имеется в виду как аутентичное (авторское) правотворчество, так и делегированное. Государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общественным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям. Это значит, что процесс формирования права может идти как сверху вниз, так и снизу вверх, вырастая из народных корней, обычаев, традиций, индивидуальной саморегуляции, и государству остается лишь согласиться с этим, закрепить сложившиеся правила в законах. Не менее существенно и многообразно обратное влияние права на государство. Право прежде всего легализует и конституирует государственную деятельность, определяет ее общие границы (пределы), дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам . С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статус и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей, оформляются необходимые институты. Государство создает право и для регламентации собственной деятельности. Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе. Таким образом, между государством и правом существуют сложные и многосторонние диалектические взаимосвязи и взаимопроникновения, которые необходимо учитывать как при теоретическом осмыслении данных институтов, так и в реальном процессе проводимых в стране демократических преобразований, в том числе в государственно-правовой сфере. Без такого учета вряд ли можно построить в России полноценное гражданское общество, обеспечить в нем стабильность, порядок, законность. Весьма современно звучат сегодня слова русского философа И.А. Ильина: "Для того чтобы право и государство действительно вступили на путь обновления и возрождения, необходимо верно осознать их природу, их цель, их основу и затем сделать осознанное предметом воли и жизненного действия. Одинаково важно понимание как их здоровья, так и недугов . Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права". которая выражается в том, что прежде всего выступает средством: Регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность); Защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния); Обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество); Решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических); Определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы). Суммируя изложенное, можно дать определение права, как совокупности исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества. Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. §2.Понятие политики: В современные языки и культуру термин “политика” вошел как заимствование с древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства и управления людьми и обществом: “полис” (город-государство), “политес” (гражданин), “политикос” (государственный деятель), “политейя” (конституция) . Индоевропейская (индийская) традиция использует также более древний, санскритский термин – “артха” (полезное управление, правление с пользой). Отсюда происходит название и одного из наиболее известных трудов по политологии на индуистском Востоке – “Артхашастра” или Наука о политике, пользе государственного управления . Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры. Политика включает в себя отношения между классами и социальными группами по поводу завоевания и удержания власти; управление общественной жизнью; систему принципов, норм и традиций по регулированию жизни общества в целом и его больших и малых социальных групп. Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью, от понимания и осуществления ее людьми. Она формируется и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов. Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы. В этом смысле мир политики – неизбежен. Политика выступает как выдающееся культурно-историческое явление. Ее становление и развитие предстает как всемирно-исторический процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением и трансляцией политических ценностей, с критическим преодолением и становлением новых форм политических отношений, управления и опыта, со сложными системами корреляции многообразных проявлений политической деятельности человека в различных обществах. Она во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры. Политика – это человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого и от имени которого они принимаются. Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции – такова и политика в целом. Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с проблемой власти. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой, проводимой от имени того или иного класса или социально-политического блока и т.д. По сути дела политика представляет собой регулирование общественных отношений посредством их ориентирования, направления развития во многих областях или во всей их совокупности. Какова будет политика, то есть, в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры. Политика дифференцируется по видам: внутренняя – курс государства, партии, деятельность субъектов политики внутри государства; внешняя – курс государства, партии, деятельность других субъектов политики в международных делах - проводится международными государственными и негосударственными объединениями. Направления политики: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, женская, аграрная, культурная, образовательная, коммунальная, техническая, научная, экологическая, военная, геополитика и др. В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающими их интересы. В самом широком смысле политика включает процессы принятия решений и процессы принуждения в любых группах, которые создают и реализуют правила для своих членов. Соответственно, политику можно и нужно рассматривать, как своеобразную науку об изучении и разрешении конфликтов. Известный российский философ политики И.А. Ильин в этой связи отмечал: “Истинная политика ведется там, где царит солидарность между гражданами и между отдельными классами. Она возникает из солидарности и взаимности; она исходит от идеи целого, народного единства, родины; она считается с духом, справедливостью, с естественным правом, с общими задачами и целями; она требует, чтобы гражданин отождествлял себя со своей родиной, чтобы он принял интерес своего государства и все справедливые интересы своих сограждан” . Политика является наукой и искусством. Наукой она считается с тех пор, как человечеству стали известны законы общественного развития, зная которые можно целенаправленно влиять на политическую жизнь. В то же время политика является и искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости и фантазии. Политика проявляется через людей. Она адекватно отражает их качества, ценности. Содержание политики выражается в ее целях, в проблемах, которые она решает, в мотивах, правилах и механизмах принятия политических решений. Политика выявляет смысл существования общности людей, определяет общие интересы всех субъектов политики, то есть участников данной общности, вырабатывает приемлемые для них правила поведения, распределяет между ними функции и роли, наконец, создает общепонятный для всех субъектов язык, способный обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества. “Правь так, – советовал властителям известный хорватско-русский политический деятель и ученый XVII в. Ю. Крижанич в своем фундаментальном произведении “Политика”, чтобы не захотели перемен. Для этого надо обеспечить благочестие, справедливость, покой, изобилие, веру, суд, мир и дешевизну”. Политика – в высоком смысле этого слова – не карьера, не тщеславие и властолюбие, а истинное служение интересам народа, не определенной группе или классу, но всему народу в целом. Русский просветитель XVIII в. Н.И. Новиков писал, что “политика – это наука царствовать, устраивать счастье и благоденствие не только государя, но и всего народа”. Если же политика служит низким помыслам и целям, основывается на лжи, коварстве и преступлениях, то она, естественно, превращается в “грязное дело”. Помешать такой политике может только честная политика, основывающаяся на порядочности, иных добродетелях, высокой нравственности. §3. Взаимодействие права и политики на современном этапе: Существует, судя по всему, два основных типа взаимовоздействия права и политики: конфликт и консенсус. Важное место в подобном балансе занимает государство, основной политический институт сегодняшнего развитого общества. Оно регулирует соотношение конфронтации и согласия, реализуя в то же время свои функции. Сущностной характеристикой триумвирата «политика - государство - право» в свете соотношения конфликта и консенсуса служит прежде всего понятие «государственный режим». Непосредственно сам вопрос соотношения, взаимодействия и взаимосвязи права и политики решается неоднозначно, порой даже приводятся взаимоисключающие трактовки. Примером мнения о примате политики может служить идеология марксизма, особенно - её советская , большевистская интерпретация. Известна хрестоматийная фраза Ленина о том, что «закон есть мера политическая, есть политика». Подобная интерпретация соотношения права и политики почти на 70 лет породила в нашей (да и не только в нашей) стране фактически стравливание различных частей общества друг с другом. Это именовалось на официальном уровне не иначе как «усилением классовой борьбы по мере продвижения к коммунизму». Понятие «политика» производно от древнегреческого слова polis (город-государство). Современное содержание политики, как особой сферы деятельности, принципиально отличается от древнегреческого ее толкования, когда под политикой подразумевалось все многообразие жизни общества с его экономическими, духовными и властными аспектами. То же самое относится к понятиям «демократия», «либерализм», «конституционализм», «идеология». На язык политики оказывали влияние общие научные веяния. Так, под влиянием своеобразной биологизацией социальных, в том числе и политических, явлений в оборот вошли понятия «политический процесс» и «политическая анатомия», «политическая жизнь». Но они приобрели самостоятельное, собственно политическое содержание. Ряд конструктивных идей марксизма, в частности в виде понятия «политические отношения», сохраняют свое значение. Под влиянием математики, физики и кибернетики в политической науке стали использоваться понятия «политическая система», «модель», «системный анализ», «единица политического измерения». Однако восприятие политической наукой этих понятий не было механическим перенесением их из других наук; поэтому они прижились и эффективно работают. Под влиянием социологии и психологии в политологию вошли такие понятия, как «поведение», «установка», «артикуляция и агрегация интересов», «политический психоанализ». Политика - это единая наука, структура знания которой является результатом параллельного развития и перенесения трех уровней видения политических проблем -- мировоззренческого, теоретического, социологического. Мысль об определённом превосходстве политики над правом, конечно, вполне обоснована, так как оно является средством реализации политики, является средством компромисса. Ведь воздействуй право больше на политику, чем наоборот, не было бы развития цивилизации, так и жило бы общество по древним законам вавилонского царя Хаммурапи. Политика была двигателем прогресса, была той цепью отрицаний отжившего на протяжении всей истории человечества. Но трактованные политики только как деятельности государства обязательно приводит к деспотии, тоталитаризму, вообще к разрушительным последствиям. В таких случаях право не является разумным консенсусом, а диктуется государством по усмотрению власть предержащих. При определённых условиях политика может и должна подавляться правом или, по крайней мере, подчиняться праву, находиться в зависимости от него. Некоторые считают, что примат права над политикой - это нормальная ситуация, которая должна быть характерной для всех цивилизованных государств. И действительно, если понимать право в широком смысле, нельзя с этим не согласиться. Если рассматривать право в позитивном смысле, а политику - как деятельность на макроуровне, то соотношение данных понятий должно предполагать два основных постулата:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 45 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 26 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 42 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 29 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg