ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН С ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД
1.1 История развития взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с органами, осуществляющими ОРД
Прежде чем перейти к истории взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с органами, осуществляющими ОРД необходимо изучить историю самих оперативных подразделений ФСИН России.
Революция 1917 года разрушила сложившуюся структуру правоохранительных органов, обстановка в государстве была неблагоприятной для осуществления реформ в пенитенциарной сфере в целом и в организации оперативной работы, в частности.
Существенную проблему составляло отсутствие правовой базы функционирования уголовно-исполнительной системы (далее УИС). При слабой государственной власти заключенные не желали подчиняться порядкам в учреждениях УИС, вследствие чего резко увеличилось количество побегов и иных преступлений, совершаемых спецконтингентом. Однако руководство УИС реагировало на это только ужесточением режима отбывания наказаний и условий содержания заключенных, не применяя мер оперативного характера. Внимание обращалось на предотвращение лишь гласными средствами и методами побегов, самоубийств заключенных, пожаров и иных несчастных случаев, а также на прекращение беспорядков и насильственных действий со стороны заключенных, то есть таких преступлений, которые могли быть выявлены и пресечены личным составом охраны и надзирателями .
Отсутствие специальных оперативных подразделений в местах лишения свободы негативно влияло на эффективную борьбу с преступлениями в местах лишения свободы. Функции оперативного обслуживания в пенитенциарной сфере осуществлялись в пределах своих полномочий подразделениями уголовного розыска и территориальными органами ВЧК–ГПУ–ОГПУ. В связи с этим, работа в общих местах заключения велась так же, как и в городе или районе, без учета специфики контингента .
Подобная организация оперативного обслуживания была неэффективна. Главным недостатком существовавшей системы являлось отсутствие целенаправленной работы по предупреждению замышляемых и подготавливаемых преступлений в УИС.
Таким образом, в первые годы существования советского государства борьба с преступностью в местах заключения осуществлялась в основном путем изоляции заключенных и надзора за их поведением.
Осложнение оперативной обстановки в местах лишения свободы доказало, что с пенитенциарной преступностью невозможно бороться только режимными мерами, и обусловило необходимость организации оперативного обслуживания УИС. Поиски оптимальных форм ее построения, продолжавшиеся в рассматриваемый период, привели к созданию специализированных оперативных подразделений, структурно входящих в штаты УИС и обеспечивающих оперативное обслуживание ее органов и учреждений по всем направлениям.
Так, приказом ОГПУ «О порядке подчинения исправительно-трудовых лагерей Полномочным Представительствам ОГПУ» от 01.01.01 г. для оперативной работы в исправительно-трудовых лагерях были учреждены специальные оперативные отделы и имели наименование «информационно-следственные отделы». Данные отделы были наделенный полномочиями окружных отделов ОГПУ. Сущность данных отделов заключалась в том, что они вели борьбу и противодействовали преступлениями, которые подготавливались и осуществлялись в ИТЛ.
Считаем необходимым отметить тот момент, что именно указанные отделы стали первыми в истории пенитенциарной системы нашего государства специализированными оперативными подразделениями по борьбе с преступностью в местах лишения свободы. Также, стоит отметить, что данные отелы стали отправной точкой в последующей работе при формировании оперативных служб для оперативного обслуживания учреждений пенитенциарной системы.
В целях повышения эффективности борьбы с пенитенциарной преступностью и, в первую очередь, с побегами был издан приказ ОГПУ от 29 августа 1932 г «О слиянии аппаратов военизированной охраны ИТЛ с Информационно-Следственными Отделами Лагерей на местах и в центре и о переименовании последних в Секретно-Оперативные отделы». Вскоре в целях конспирации данные отделы были переименованы в третьи отделы ИТЛ.
Третьи отделы стали первыми специализированными оперативными подразделениями, входящими в УИС. Хотя система третьих отделов не охватывала все учреждения исполнения наказаний, а только ИТЛ. Деятельность данных отделов показала свою эффективность и отразила целесообразность дальнейшего развития оперативных служб в местах лишения свободы, которые на тот момент входили в структуру уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с приказом наркома внутренних дел СССР от 8 мая 1935 года функция осуществления ОРД в УИС была передана самостоятельным оперативным подразделениям, входящим в ее структуру.
В тюрьмах и исправительно-трудовых колониях введены должности уполномоченных по оперативной работе, которым поручались:
а) выявление и разработка контрреволюционных проявлений и группировок среди заключенных;
б) организация борьбы с побегами;
в) борьба со всеми видами преступности среди заключенных;
г) руководство охраной и оперативное обслуживание личного состава охраны.
В соответствии с данным приказом борьба с правонарушениями, которые допускал личный состав мест лишения свободы, отводилась лицам, которые были уполномочены на данную деятельность от НКВД.
В конце 1937 г. сформировалась единая центральная система оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в исправительно-трудовых учреждениях. К основным задачам оперативных отделов относились:
- «необходимость подчинения воли лиц, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях большевистской воли;
- приучение лиц, отбывающих наказание в ИТУ к честному труду, на основе которого у них должны измениться психология и мировоззрение;
- повсеместное укрепление режима в учреждении;
- выполнение и перевыполнение производственного плана путем внедрения в массу заключенных стахановских методов труда».
Стоит отметить, что особого внимания заслуживала работа с конфидентами (лица, оказывавшие негласное содействие оперативным службам). Цель данной работы состояла в том, чтобы пресекать недовольства со стороны осужденных. Важным моментом при данной работе было то, чтобы не допустить дезинформации со стороны конфидентов.
Если говорить о направлениях работы оперативных служб УИС того времени, то например, в учебнике по чекистской работе «Тюремное дело» указывалось, что данная деятельность в тюрьмах является одним из основных видов оперативной работы советской разведки и должна представлять собой сумму организованных активных действий, направленных к тому, чтобы вскрыть все замыслы и намерения преступника, изолированного от общества и заключенного в тюрьму, полностью выявить факты его преступной деятельности, а также и его соучастников, скрываемых им от следствия и суда.
Основываясь на этом, выделялись следующие методы оперативной работы в местах лишения свободы:
- использование конфидентов;
-аресты;
- секретное изъятие;
- обыски;
- использование оперативных учетов.
Необходимо подчеркнуть, что деятельности конфидентов придавалось ключевое значение как основному способу получения оперативно значимой информации. Об этом, в частности, свидетельствует наличие большого количества приказов НКВД, подробно регламентировавших отдельные аспекты работы с ними.
К началу Великой Отечественной войны система оперативных подразделений ГУЛАГ состояла из центрального органа (оперативного отдела) и территориальных органов непосредственно в лагерях и колониях (оперативно-чекистских отделов), которые обладали широкой компетенцией в области борьбы с преступностью. Они осуществляли борьбу со всеми преступлениями, совершаемыми заключенными, по всем линиям обеспечивали оперативное обслуживание сотрудников и личного состава конвойной охраны учреждений УИС.
Наблюдая за происхождением и развитием оперативных служб в местах лишения свободы, в рассматриваемый период временны, считаем необходимым отметить, что попытка, которую хотела предпринять власть, по поводу отказа от реализации оперативно-розыскной деятельности, породила еще больший рост преступности в исправительно-трудовых учреждениях. Власть страны, при создании схем оперативного обслуживания пенитенциарной системы, осуществляла наиболее оптимальные формы и методы ее организации, но важно отметить, что все-таки положительный опыт данной деятельности зависел от проб и ошибок. Изначально, оперативные подразделения УИС создавались как средства по борьбе с политическими преступниками, но в результате, существующая система была вынуждена периодически и постепенно переориентироваться на борьбу с уголовной преступностью, которая создавала проблемы в реализации деятельности по исполнению наказаний. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность доказала свою эффективность и тем самым необходимость ее осуществления для нормального функционирования мест лишения свободы, а так же для борьбы с пенитенциарной преступностью гласными и негласными методами.
Вопросы взаимодействия в рассматриваемый период заключались в расследовании преступлений. Стоит отметить тот факт, что вопросы взаимодействия органов ОРД были недостаточно урегулированы как на законодательном уровне, так и слабо были освещены аспекты организационного характера.
В период гражданской войны, а также в послевоенные годы деятельность оперативных подразделений в местах лишения свободы оставляла желать лучшего и находилась в непригодном состоянии. Причиной этому было то, что на тот момент система оперативного обслуживания мест лишения свободы попросту отсутствовала, при этом функции ее реализовывались специальными отделами уголовного розыска, к которым относилось, например, раскрытие общеуголовных преступлений в местах лишения свободы и органами ВЧК – ГПУ, которые осуществляли предупреждение и раскрытие преступлений против государственного строя.
В декабре 1974 года приказом министра внутренних дел СССР было введено в действие Наставление по оперативной работе в исправительно-трудовых учреждениях. Данное наставление указывало на то, что «важнейшее место в системе мер по борьбе с преступностью в местах лишения свободы занимает именно оперативно-розыскная деятельность, основным содержанием которой является содействие исправлению осужденных, выявление, предупреждение и раскрытие преступлений» .
Наиболее эффективным было налажено взаимодействие между органами ОРД и уголовным розыском.
Так, для объединения сил для борьбы с преступностью, в апреле 1920 г. было проведено слияние органов уголовного розыска и органов следствия. В утвержденном НКВД РСФСР «Положении о следственно-розыскной милиции» отражалось то, что главными ее задачами являются «предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование уголовно наказуемых деяний и дальнейшее направление произведенных расследований» . В данном Положении отражались вопросы взаимодействия оперативных групп пенитенциарных учреждений и уголовного розыска. Информация, полученная сотрудниками, осуществляющими ОРД в исправительно-трудовых учреждениях о совершенных преступлениях осужденными до момента их осуждения передавалась в уголовный розыск, после чего проверялась сотрудниками уголовного розыска и отправлялся ответ.
Особое внимание обращалось на выявление вражеской агентуры, дезертиров, распространителей ложных слухов, паникеров, на изъятие оружия у преступников и населения, профилактику правонарушений, прежде всего среди несовершеннолетних, налаживание оперативных учетов и укрепление связей с общественностью, организацию военной подготовки в подразделениях .
Мы отмечали выше, что в задачи уполномоченных по оперативной работе в пенитенциарных учреждениях относится организация борьбы с побегами. Задачи по розыску бежавших из пенитенциарных учреждений лиц были отражены в Приказе МГБ СССР от 19 января 1951 г. «О перестройке уголовного розыска и мерах по усилению борьбы с уголовной преступностью» . В данном Приказе прослеживаются вопросы взаимодействия по обмену информации и выделении сил по поиску бежавших лиц среди оперативных отделов ИТЛ и уголовным розыском.
В наши дни уголовно-розыскное дело действует на основе таких нормативно-правовых актов: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Положение «О Главном управлении уголовного розыска МВД России» .
Данные нормативно-правовые акты предусматривают, что уголовно-розыскная служба выполняет сложные и многофункциональные задачи. Первостепенными из них являются: предупреждение и раскрытие преступлений. Так же в перечень задач уголовно-розыскной службы входила:
- организация и проведение розыска тех лиц, которые совершили преступления и скрылись от органов следствия и суда;
- розыск лиц, совершивших побег из пенитенциарных учреждений или из-под стражи;
- розыск лиц, которые самопроизвольно покинули места выполнения обязательных работ, либо скрывшихся в целях уклонения от отбывания наказания в виде исправительных работ;
-розыск лиц, которые дезертировались из армии, внутренних войск МВД;
-розыск лиц, которые пропали без вести.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ОРД в процессе становления и развития претерпевала множество изменений и прошла довольно нелегкий путь. Данная деятельность была слабо урегулирована на законодательном и организационном уровне. Что касается вопросов взаимодействия того времени, касаемо оперативных отделов пенитенциарных учреждений с иными органами, можно отметить следующее, что данное направление тоже имело множество недостатков. При анализе НПА того времени, можно заметить, что вопросам взаимодействия не уделялось должного внимания и поэтому данная деятельность не показывала всей своей эффективности на практике.
1.2. Понятие, задачи, принципы и общие условия взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с органами, осуществляющими ОРД
Деятельность государства охватывает различные сферы общественной жизни, ее содержание характеризуется многообразием и многоплановостью. Одно из центральных мест в ней занимает решение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями . Что касается борьбы с преступностью, то в нашем государстве данной деятельностью занимается ограниченный список государственных органов, которые по своей сути были созданы с данной целью.
Важная роль в борьбе с преступностью отводится Министерству внутренних дел России, а также Министерству юстиции России, а в спектре рассматриваемой нами темы внимание стоит уделить оперативным подразделениям органов внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний. Вышеназванные подразделения участвуют в раскрытии значительного количества совершенных преступлений, часть которых раскрывается совместными усилиями. В свое время А. С. Коваленко отметил, что «преодоление ведомственной, отраслевой разобщенности оперативных служб является одним из стратегических направлений организации борьбы с преступностью» .
Рассматриваемые оперативные подразделения ОВД и ФСИН по своей сути являются самостоятельными элементами в системе правоохранительной деятельности. Стоит отметить, что указанные оперативные подразделения могут реализовывать свои задачи не только самостоятельно и изолировано, но также в условиях единой системы путем взаимосвязи, то есть взаимодействовать друг с другом.
В Науке управления существует общее положение о том, что взаимодействие - это форма управления как направленное воздействие, которое осуществляется с целью достижения определенной цели. Взаимодействие звеньев системы дополняет друг друга, создавая условия для успешной работы всей системы . Взаимодействие рассматриваемых операционных блоков разнообразно по своему содержанию. Его можно классифицировать по ряду критериев: по типу связей между оперативными подразделениями, по времени осуществления совместных действий, по функциям взаимодействующих сторон, по их отношению к системе органов, ответственных за осуществление ДСБ, по степени конспирации, по этапам осуществления совместных действий, по объектам сотрудничества .
По характеру связей взаимодействие при разрешении преступлений может быть прямым и косвенным. Непосредственное взаимодействие заключается в установлении прямых связей между рассматриваемыми оперативными подразделениями. Наиболее характерным примером такого взаимодействия является скоординированная деятельность оперативных служб МВД и ФСИН по организации развития арестованных и осужденных за участие в ранее совершенных преступлениях.
При косвенном взаимодействии связь между оперативными подразделениями обычно осуществляется через вышестоящий орган, представляющий службу, в интересах которой организовано взаимодействие. Примером косвенного взаимодействия может служить случай, когда лица, подозреваемые в совершении преступлений, содержатся в федеральных исправительных учреждениях, расположенных в других городах (районах) республики, края или области.
Взаимодействие может быть постоянным и временным. Непрерывное взаимодействие - это когда заинтересованные стороны совершают согласованные и согласованные действия на протяжении всего срока разработки человека (группы лиц), подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, до их уведомления. Временное взаимодействие обычно используется для решения отдельных оперативно-исследовательских задач, таких как использование неофициального персонала, а именно негласных сотрудников для проведения совместных оперативно-исследовательских мероприятий.
В зависимости от принадлежности к одной или нескольким системам различают внешнее и внутреннее взаимодействие. В этом случае необходимо руководствоваться принципом относительности. Что касается глобальной репрессивной системы страны, то поэтому любое взаимодействие ее элементов считается внутренним. Однако, учитывая их внутреннюю автономию и принадлежность к ведомствам, отношения между ними можно считать внешними. Исходя из этих представлений, взаимодействие между оперативными подразделениями ФСИН (одна подсистема) и оперативными подразделениями ОВД (вторая подсистема) рассматривается как внешнее.
Помимо вышеперечисленных видов взаимодействие, также можно выделить такие виды, как гласное и негласное. Данные виды по большей части относятся к реализации оперативно-розыскной информации, которая поступает при взаимодействии оперативных подразделений и вытекает из сущности ОРД, которая отражена в нормах Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» .
Процесс взаимодействия оперативных подразделений включает в себя такие этапы как организационный и тактический.
Что касается организационного этапа, то он включает в себя такие мероприятия как:
- проведение совместных совещаний по рабочим моментам среди сотрудников оперативных подразделений ОВД И ФСИН;
- определение целей и задач;
- установление взаимных прав и обязанностями между друг другом;
- составление совместных документов;
- определение процесса и порядка обмена информации.
Касаемо тактического этапа при взаимодействии, то следует отметить, что он заключается в реализации целей и задач, которые были определены оперативными подразделениями. При этом, реализация деятельности на данном этапе происходит на основе тактических приемов, методов, форм совместной деятельности, которые были выработаны годами практики .
Стоит отметить, что тактический этап, учитывая всю его важность и необходимость, все- таки является подчиненным по отношению к организационному этапу. Тактический этап обеспечивает реализацию организационного, но при данных условиях они все-таки взаимосвязаны, взаимообусловлены. Не будь одного, другой попросту бы не осуществлялся.
Взаимодействующие субъекты можно классифицировать в зависимости от принадлежности к ОВД или ФСИН на внешние и внутренние. При этом необходимо отметить, что правовое положение подразделений, участвующих в проведении совместных оперативно-розыскных мероприятий, особенно направленных на раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, не одинаково. Это связано с тем, что рассматриваемые подразделения наделены различной компетенцией, располагают своими силами и средствами, действуют специфическими способами и методами .
Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать предположение о том, что процесс анализа взаимодействия по разнообразным аспектам выполняют значительную роль при дальнейшем улучшении и совершенствовании совместной деятельность рассматриваемых оперативных подразделений.
На основе вышеизложенного, сформулируем понятие взаимодействия рассматриваемых оперативных подразделений в раскрытии преступлений. Под взаимодействием оперативных подразделений ФСИН России и иных органов, осуществляющих ОРД в раскрытии преступлений понимается деятельность, которая регулируется нормами права, учитывая процессуальный, оперативно-розыскной, административный, организационно-управленческий характер с комплексным применением наиболее целесообразного сочетания сил, средств и методов в целях обнаружения преступлений, лиц, их совершивших, установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также создания условий, обеспечивающих применение к ним законных мер ответственности.
Что касается общего объема преступлений, то большая часть совершается лицами, которые ранее были привлечены к уголовной ответственности и отбывающих наказание в виде лишения свободы. Учитывая данного обстоятельство, также беря во внимание состояние преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, вопросы, которые связаны с повышение эффективности процесса взаимодействия между оперативными подразделениями ОВД и ФСИН, являются особенно актуальными. Это подтверждается и положениями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года . В анализируемой концепции уделяется внимание по поводу решению вопросов, которые связаны как раз с организацией процесса взаимодействия среди правоохранительных органов в целях устранения внешних и внутренних факторов, которые формируют препятствия нормальному функционированию учреждений УИС со стороны лиц, находящихся в условиях свободы и на территории учреждений. К таким лицам Концепция относит криминальных «авторитетов», которые находятся за пределами учреждений УИС, а так же лидеров группировок отрицательной направленности, содержащихся в учреждениях УИС . В научных трудах существуют различные подходы к объяснению необходимости такого взаимодействия.