Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Взаимодействие оперативных подразделений учреждений и органов УИС с другими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

cool_lady 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2021
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие при взаимодействии оперативных подразделений ФСИН России с другими органами, осуществляющими ОРД. Предмет данного исследования - теоретические, правовые, организационные и тактические основы реализации взаимодействия оперативных подразделений УИС с оперативными подразделениями других органов в борьбе с преступностью. Цель дипломного исследования заключается в разработке научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию правовых и организационно-тактических институтов ОРД, связанных с осуществлением взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России и иных органов в борьбе с преступностью. Реализация поставленной цели предопределила постановку и решение следующих исследовательских задач: - изучить историю развития взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с органами, осуществляющими ОРД; - определить понятие, задачи, принципы и общие условия взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с органами, осуществляющими ОРД; - проанализировать организационно-правовую основу взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с органами, осуществляющими ОРД; - определить формы взаимодействия ОП ФСИН с иными органами, осуществляющими ОРД; - выявить недостатки правового регулирования взаимодействия оперативных подразделений УИС с иными органами, осуществляющими ОРД -определить особенности организации взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с иными субъектами ОРД в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в местах лишения свободы - формулировка выводов и предложений нормативного, организационного и методического характера по совершенствованию взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России и иных органов, осуществляющих ОРД. Степень научной разработанности: в научном плане проблема взаимодействия оперативных подразделений в той или иной степени привлекала внимание ряда исследователей. Важное место среди них занимают научные труды В. М. Атмажитова, Н. П. Барабанова, Д. А. Баландина, Е. Н. Билоуса, С. Ю. Ведрова, К. К. Горяинова, В. В. Дедюхина, С. Н. Емельянова, В. М. Капнулина, Ф. Г. Канцарина, С. А. Кутякина, А. Г. Лекаря, В. А. Лукашова, В. М. Морозова, С. В. Назарова, А. В. Ныркова, Э. В. Петрухина, Г. К. Синилова. Нормативную базу данной выпускной квалификационной работы составили такие нормативно-правовые акты, как Конституция РФ, УИК РФ, ФЗ № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Указ Президента №1314 «Вопросы ФСИН» и другие нормативно-правовые акты, регулирующие данную деятельность. Эмпирическую базу исследования составили нормы, имеющие отношение к исследуемой проблеме, а также материалы, свидетельствующие о практике их реализации статистические данные ФСИН России и МВД России, аналитические справки, обзоры о состоянии борьбы с преступностью. Методологическую основу составили апробированные юридическими науками методы познания объекгивной действительности, такие как системный, сравнительный, анализ, синтез, формальнологический, статистический и др. Научная новизна исследования обусловлена тем, что в работе существенно углублены теоретические, правовые и организационные вопросы взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с иными субъектами ОРД. Структура работы соответствует ее цели и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографического списка.
Введение

Актуальность исследования. Одним из важных условий для осуществления результативной и эффективной борьба с преступностью считается взаимодействие субъектов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД), а также согласованность их действий. Одну из главных ролей при осуществлении указанной деятельности выполняются оперативные подразделения ФСИН России, а также другие органы, в компетенцию которых входит оперативно-розыскная деятельность. Их взаимодействие при использовании специфических сил, средств и методов является одним из важнейших, неотъемлемых компонентов решения задач, возложенных на них законодательством, в указанной сфере государственной деятельности. А.А. Рудый, выступая с докладом «Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2018 году и задачах на 2019 год», отметил, что результате совместной работы с МВД и ФСБ России оказано содействие в раскрытии более 18 тысяч преступлений, из них почти 11 тысяч тяжких и особо тяжких. Изъято 54 единицы оружия, около 5 тысяч боеприпасов, 17 килограмм взрывчатых веществ, а также более 133 килограммов наркотиков . Комментируя данный факт, следует отметить, что взаимодействие оперативных подразделений ФСИН России с иными органами, осуществляющими ОРД, показывает свою работоспособность и эффективный результат. Вместе с тем, в практике взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России и других органов, осуществляющих ОРД, имеют место случаи, когда ведомственные подходы к приоритетным направлениям служебной деятельности оперативных подразделений различных ведомств, а также существующая система оценки, основанная на количественных показателях, позволяет в раскрытии преступлений одно и то же преступление учитывать как раскрытое самостоятельно каждым ведомством. Это, а также другие факторы (например, применение не всего спектра оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), формальное выполнение заданий и т п ) снижают заинтересованность оперативных подразделений в дальнейшей совместной работе, профессиональный уровень оперативных работников, ограничивают их творческий потенциал в осуществлении ОРД и в итоге отрицательно сказываются на конечных результатах борьбы с преступностью. Таким образом, необходимость разработки исследуемой проблемы обусловлена обстоятельствами практического характера. Помимо вышеуказанных обстоятельств, актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена недостатками теоретического характера. Стоит отметить, что до 1992 г. ОРД в целом, в частности аспекты взаимодействия между субъектами ОРД не имели гласного характера, в том числе в сфере правового регулирования, но регламентировались ведомственными приказами. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 13 марта 1992 г № 2507-1 впервые дает легальное закрепление специфической деятельности. В дальнейшем вышеуказанный закон утрачивает силу, а на смену ему приходит Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г № 144-ФЗ . Данный федеральный закон в свою очередь уточнил различные положения вышеприведенного Закона, в том числе касающиеся взаимодействия субъектов ОРД. Важно заметить, что в данной федеральном законе не содержится норм по поводу понятия взаимодействия, а также отсутствуют норм по поводу механизма реализации данной деятельности. В связи с этим необходимо детальное и качественное изучение имеющихся недостатков, пробелов и коллизий в нормативных правовых актах, которые регулируют вопросы взаимодействия, а также разработка на этой основе научно обоснованных рекомендаций, предложений по совершенствованию действующего законодательства. Осуществление указанной задачи возможно лишь при условии всестороннего изучения, обобщения, анализа и оценки накопленного опыта в рамках науки ОРД.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН С ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД…………………………………9 1.1 История развития взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с органами, осуществляющими ОРД…………………………...9 1.2. Понятие, задачи, принципы и общие условия взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с органами, осуществляющими ОРД……………………………………………………………………………….17 1.3. Организационно-правовая основа взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с органами, осуществляющими ОРД………...31 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ……………………………………………………………………...38 2.1 Формы взаимодействия ОП ФСИН с иными органами, осуществляющими ОРД………………………………………………………....38 2.2. Недостатки правового регулирования взаимодействия оперативных подразделений УИС с иными органами, осуществляющими ОРД…………..47 2.3. Особенности организации взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с иными субъектами ОРД в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в местах лишения свободы………………………………………………………..57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...64 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ……………………….68
Список литературы

Законы и иные нормативные правовые акты 1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398. 2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности»// «Российская газета», № 160, 18.08.1995. 3. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // «Российская газета», № 9, 16.01.1997. 4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 27.12.2009) // Ведомости Верховного Совета РФ 19.08.1993 №33, ст. 1316 5. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 04.11.2019) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // «Российская газета», № 230, 19.10.2004. 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс». 7. Положение «О Главном управлении уголовного розыска МВД России» от 19 ноября 2001 г. (в ред. от 28.04.2007) 8. Приказ МГБ СССР «О перестройке уголовного розыска и мерах по усилению борьбы с уголовной преступностью» от 19 января 1951г. [Электронныйресурс]:http://lawbook.org.ua/aa/12.00.09/2016/03/19/030582001.doc.html (дата обращения: 17.01.2020). (утратил силу) 9. Закон РФ от 13.03.1992 № 2506-1 (ред. от 02.07.1992) «Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации» // «Российская газета», № 99, 29.04.1992. (утратил силу) Учебные и учебно-методические издания 10. Барабанов Н.П. Власов А.Н. Факторы, обусловливающие взаимодействие оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы. Формы его реализации: Учебное пособие. Рязань: Академия ФСИН России, 2011. 47 с. 11. Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы: учебник. Изд.4-е, перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2015. С. 15, 16. 12. Барабанов Н.П., Бабурин С.В., Власов А.Н. Теоретический, правовой, организационный, криминологический механизм взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно- исполнительной системы по противодействию преступности: Монография / Рязань: Академия ФСИН России, 2013. 168 с. 13. Горяинов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К. О разведывательно-поисковом характере ОРД: Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / М., 2006. С. 6. 14. Токарев Е. В. Основы организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и пути ее совершенствования: лекция. М., 1994. С. 15-16. Научные издания 15. Алиуллов Р.Р., Саетгараев В.Ф. Формы и методы взаимодействия подразделений полиции в сфере реализации оперативно-служебных задач // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. №3 (21). 16. Барабанов Н.П. Даудов А.В. Информационное обеспечение предупреждения возникновения криминогенных и криминальных явлений в среде осужденных в учреждениях УИС // Человек: преступление и наказание. – 2014. - №4(48). 17. Белая Н.П. Организационные и правовые основы взаимодействия уголовно- исполнительных инспекций с органами внутренних дел и местного самоуправления: Дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2015. 18. Билоус Е. Н., Горячев А. В., Кулаков В. С. Взаимодействие оперативных подразделений криминальной милиции и органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в раскрытии преступлений. М.: Академия управления МВД России, 1997. 19. Билоус Е.Н., Васильев Н.Н. Новым условиям – новый уровень взаимодействия // ОРР. 2000. № 2. С. 79–80. 20. Вагин О. А., Исиченко А. П., Чечетин А. Е. Комментарий к федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). М., 2009. С. 7. 21. Ведров, С.Ю. Отдельные вопросы взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков в местах лишения свободы / С.Ю. Ведров // Юрид. вестн. / ВЮИ ФСИН России. Владимир, 2005. – № 1(2). 22. Ведров, С.Ю. Взаимодействие оперативных подразделений ФСИН России с иными субъектами ОРД по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков / С.Ю. Ведров // Обзор практики организации взаимодействия оперативных аппаратов ФСИН, ОВД и других правоохранительных органов по противодействию преступности в сфере незаконного оборота наркотиков: сб. науч. ст. / ВИПЭ ФСИН России. – Вологда, 2006. 23. Ведров С. Ю. Взаимодействие оперативных подразделений ФСИН России с иными субъектами орд в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в местах лишения свободы (теоретические, правовые и организационные вопросы): дис. ... кандидата юридических наук. Владимир.2015. 24. Гнедова Н.П. История создания оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5. 2018. С.2. 25. Голоскоков Л. В. Формирование принципов права при переходе к информационному обществу // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2003. № 3. С. 35–42 26. Гребенников А. В. Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Молодой ученый. — 2019. — №28. — С. 105-107. — URL https://moluch.ru/archive/266/61604/ (дата обращения: 03.03.2020). 27. Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1977. 28. Дементьев С.И. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря, колонии, тюрьмы. Краснодар, 1996. 29. Коваленко А. С. Научное обеспечение деятельности ОВД по раскрытию преступлений // Оперативно-розыскная работа. М., 2015. № 3. С. 68. 30. Крымов А. А. Взаимодействие органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в вопросах предупреждения и раскрытия преступлений // Вестник Томского государственного университета. Право. 2013. № 2 (8). С. 68-71. 31. Колемасов В.Н. Организационно-правовые основы создания советской милиции // Пробелы в юридическом законодательстве. 2012. №. 2. С. 264. 32. Кудрявцев А. В. Проблемы правового регулирования взаимодействия оперативных подразделений УИС с иными органами, осуществляющими ОРД // Пенитенциарная наука. 2012. №18. С.83. 33. Кузнеченкова В. Е. Принцип системности — основа государственного и муниципального финансового контроля // Финансовое право. 2010. № 3. С. 21–24. 34. Лукашов В.А. Организация взаимодействия оперативно-розыскных аппаратов органов внутренних дел. Омск, 1982. С.43. 35. Малахова Л. И. Принципы, содержание и процессуальные аспекты взаимодействия следователя и органов дознания // Судебная власть и уголовный процесс. 2012. № 1. С. 92–99. 36. Малышев С. Я. Вопрос об организации взаимодействия между субъектами, осуществляющими ОРД // Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности. 2013. № 4. 37. Миняшева Г. И. Вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при раскрытии преступлений // Вестник Уфимского юридического института МВД России. Уфа. 2014. № 4 (66). С. 96. 38. Панов С.Л., Ревягин А. В. Принципы взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступностью // Научный вестник Омской академии МВД России. 2016. №3 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-vzaimodeystviya-pravoohranitelnyh-organov-v-borbe-s-prestupnostyu (дата обращения: 20.01.2020). 39. Петров М.П. Необходимость административной реформы правоохранительной системы (критические замечания к законопроекту «О полиции») // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 4. С. 126-129. 40. Соколов А. В. Ответственность сотрудников оперативных подразделений ФСИН России // Уголовно?исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 4. С. 13–18; Хошимов Х. Д. Взаимодействие следователя органов внутренних дел и милиции при расследовании уголовных дел (по материалам Республики Таджики? стан) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 41. Соркин, Г. С. Становление оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в период 1917-1941 гг. / // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Дню бел. науки, Минск, 21 янв. 2011 г. / М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь. – С. 154–155 42. Туманов Г. А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М.: Юрид. лит., 1972. С. 93. 43. Холопова Е. Н., Босак Е. Е. К вопросу о реализации некоторых принципов органи? зации взаимодействия следователя с оперативными подразделениями ФСИН России // Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20? летию принятия Конституции Российской Федерации) : сб. тез. выступлений участни? ков (Рязань, 5–6 декабря 2013 г.). Рязань, 2013. 44. Шутова М.В. Организационно-правовое становление и развитие службы уголовного розыска России в XI – XX вв.: историко-правовое исследование. Ростов-на-Дону, 2005. С. 16. Ресурсы электронного доступа 45. Тюремный портал России http://prisonlife.ru/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 23.01.2020 Иные источники 46. Философский словарь. – М.: Наука, 1978.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН С ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД 1.1 История развития взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с органами, осуществляющими ОРД Прежде чем перейти к истории взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с органами, осуществляющими ОРД необходимо изучить историю самих оперативных подразделений ФСИН России. Революция 1917 года разрушила сложившуюся структуру правоохранительных органов, обстановка в государстве была неблагоприятной для осуществления реформ в пенитенциарной сфере в целом и в организации оперативной работы, в частности. Существенную проблему составляло отсутствие правовой базы функционирования уголовно-исполнительной системы (далее УИС). При слабой государственной власти заключенные не желали подчиняться порядкам в учреждениях УИС, вследствие чего резко увеличилось количество побегов и иных преступлений, совершаемых спецконтингентом. Однако руководство УИС реагировало на это только ужесточением режима отбывания наказаний и условий содержания заключенных, не применяя мер оперативного характера. Внимание обращалось на предотвращение лишь гласными средствами и методами побегов, самоубийств заключенных, пожаров и иных несчастных случаев, а также на прекращение беспорядков и насильственных действий со стороны заключенных, то есть таких преступлений, которые могли быть выявлены и пресечены личным составом охраны и надзирателями . Отсутствие специальных оперативных подразделений в местах лишения свободы негативно влияло на эффективную борьбу с преступлениями в местах лишения свободы. Функции оперативного обслуживания в пенитенциарной сфере осуществлялись в пределах своих полномочий подразделениями уголовного розыска и территориальными органами ВЧК–ГПУ–ОГПУ. В связи с этим, работа в общих местах заключения велась так же, как и в городе или районе, без учета специфики контингента . Подобная организация оперативного обслуживания была неэффективна. Главным недостатком существовавшей системы являлось отсутствие целенаправленной работы по предупреждению замышляемых и подготавливаемых преступлений в УИС. Таким образом, в первые годы существования советского государства борьба с преступностью в местах заключения осуществлялась в основном путем изоляции заключенных и надзора за их поведением. Осложнение оперативной обстановки в местах лишения свободы доказало, что с пенитенциарной преступностью невозможно бороться только режимными мерами, и обусловило необходимость организации оперативного обслуживания УИС. Поиски оптимальных форм ее построения, продолжавшиеся в рассматриваемый период, привели к созданию специализированных оперативных подразделений, структурно входящих в штаты УИС и обеспечивающих оперативное обслуживание ее органов и учреждений по всем направлениям. Так, приказом ОГПУ «О порядке подчинения исправительно-трудовых лагерей Полномочным Представительствам ОГПУ» от 01.01.01 г. для оперативной работы в исправительно-трудовых лагерях были учреждены специальные оперативные отделы и имели наименование «информационно-следственные отделы». Данные отделы были наделенный полномочиями окружных отделов ОГПУ. Сущность данных отделов заключалась в том, что они вели борьбу и противодействовали преступлениями, которые подготавливались и осуществлялись в ИТЛ. Считаем необходимым отметить тот момент, что именно указанные отделы стали первыми в истории пенитенциарной системы нашего государства специализированными оперативными подразделениями по борьбе с преступностью в местах лишения свободы. Также, стоит отметить, что данные отелы стали отправной точкой в последующей работе при формировании оперативных служб для оперативного обслуживания учреждений пенитенциарной системы. В целях повышения эффективности борьбы с пенитенциарной преступностью и, в первую очередь, с побегами был издан приказ ОГПУ от 29 августа 1932 г «О слиянии аппаратов военизированной охраны ИТЛ с Информационно-Следственными Отделами Лагерей на местах и в центре и о переименовании последних в Секретно-Оперативные отделы». Вскоре в целях конспирации данные отделы были переименованы в третьи отделы ИТЛ. Третьи отделы стали первыми специализированными оперативными подразделениями, входящими в УИС. Хотя система третьих отделов не охватывала все учреждения исполнения наказаний, а только ИТЛ. Деятельность данных отделов показала свою эффективность и отразила целесообразность дальнейшего развития оперативных служб в местах лишения свободы, которые на тот момент входили в структуру уголовно-исполнительной системы. В соответствии с приказом наркома внутренних дел СССР от 8 мая 1935 года функция осуществления ОРД в УИС была передана самостоятельным оперативным подразделениям, входящим в ее структуру. В тюрьмах и исправительно-трудовых колониях введены должности уполномоченных по оперативной работе, которым поручались: а) выявление и разработка контрреволюционных проявлений и группировок среди заключенных; б) организация борьбы с побегами; в) борьба со всеми видами преступности среди заключенных; г) руководство охраной и оперативное обслуживание личного состава охраны. В соответствии с данным приказом борьба с правонарушениями, которые допускал личный состав мест лишения свободы, отводилась лицам, которые были уполномочены на данную деятельность от НКВД. В конце 1937 г. сформировалась единая центральная система оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в исправительно-трудовых учреждениях. К основным задачам оперативных отделов относились: - «необходимость подчинения воли лиц, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях большевистской воли; - приучение лиц, отбывающих наказание в ИТУ к честному труду, на основе которого у них должны измениться психология и мировоззрение; - повсеместное укрепление режима в учреждении; - выполнение и перевыполнение производственного плана путем внедрения в массу заключенных стахановских методов труда». Стоит отметить, что особого внимания заслуживала работа с конфидентами (лица, оказывавшие негласное содействие оперативным службам). Цель данной работы состояла в том, чтобы пресекать недовольства со стороны осужденных. Важным моментом при данной работе было то, чтобы не допустить дезинформации со стороны конфидентов. Если говорить о направлениях работы оперативных служб УИС того времени, то например, в учебнике по чекистской работе «Тюремное дело» указывалось, что данная деятельность в тюрьмах является одним из основных видов оперативной работы советской разведки и должна представлять собой сумму организованных активных действий, направленных к тому, чтобы вскрыть все замыслы и намерения преступника, изолированного от общества и заключенного в тюрьму, полностью выявить факты его преступной деятельности, а также и его соучастников, скрываемых им от следствия и суда. Основываясь на этом, выделялись следующие методы оперативной работы в местах лишения свободы: - использование конфидентов; -аресты; - секретное изъятие; - обыски; - использование оперативных учетов. Необходимо подчеркнуть, что деятельности конфидентов придавалось ключевое значение как основному способу получения оперативно значимой информации. Об этом, в частности, свидетельствует наличие большого количества приказов НКВД, подробно регламентировавших отдельные аспекты работы с ними. К началу Великой Отечественной войны система оперативных подразделений ГУЛАГ состояла из центрального органа (оперативного отдела) и территориальных органов непосредственно в лагерях и колониях (оперативно-чекистских отделов), которые обладали широкой компетенцией в области борьбы с преступностью. Они осуществляли борьбу со всеми преступлениями, совершаемыми заключенными, по всем линиям обеспечивали оперативное обслуживание сотрудников и личного состава конвойной охраны учреждений УИС. Наблюдая за происхождением и развитием оперативных служб в местах лишения свободы, в рассматриваемый период временны, считаем необходимым отметить, что попытка, которую хотела предпринять власть, по поводу отказа от реализации оперативно-розыскной деятельности, породила еще больший рост преступности в исправительно-трудовых учреждениях. Власть страны, при создании схем оперативного обслуживания пенитенциарной системы, осуществляла наиболее оптимальные формы и методы ее организации, но важно отметить, что все-таки положительный опыт данной деятельности зависел от проб и ошибок. Изначально, оперативные подразделения УИС создавались как средства по борьбе с политическими преступниками, но в результате, существующая система была вынуждена периодически и постепенно переориентироваться на борьбу с уголовной преступностью, которая создавала проблемы в реализации деятельности по исполнению наказаний. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность доказала свою эффективность и тем самым необходимость ее осуществления для нормального функционирования мест лишения свободы, а так же для борьбы с пенитенциарной преступностью гласными и негласными методами. Вопросы взаимодействия в рассматриваемый период заключались в расследовании преступлений. Стоит отметить тот факт, что вопросы взаимодействия органов ОРД были недостаточно урегулированы как на законодательном уровне, так и слабо были освещены аспекты организационного характера. В период гражданской войны, а также в послевоенные годы деятельность оперативных подразделений в местах лишения свободы оставляла желать лучшего и находилась в непригодном состоянии. Причиной этому было то, что на тот момент система оперативного обслуживания мест лишения свободы попросту отсутствовала, при этом функции ее реализовывались специальными отделами уголовного розыска, к которым относилось, например, раскрытие общеуголовных преступлений в местах лишения свободы и органами ВЧК – ГПУ, которые осуществляли предупреждение и раскрытие преступлений против государственного строя. В декабре 1974 года приказом министра внутренних дел СССР было введено в действие Наставление по оперативной работе в исправительно-трудовых учреждениях. Данное наставление указывало на то, что «важнейшее место в системе мер по борьбе с преступностью в местах лишения свободы занимает именно оперативно-розыскная деятельность, основным содержанием которой является содействие исправлению осужденных, выявление, предупреждение и раскрытие преступлений» . Наиболее эффективным было налажено взаимодействие между органами ОРД и уголовным розыском. Так, для объединения сил для борьбы с преступностью, в апреле 1920 г. было проведено слияние органов уголовного розыска и органов следствия. В утвержденном НКВД РСФСР «Положении о следственно-розыскной милиции» отражалось то, что главными ее задачами являются «предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование уголовно наказуемых деяний и дальнейшее направление произведенных расследований» . В данном Положении отражались вопросы взаимодействия оперативных групп пенитенциарных учреждений и уголовного розыска. Информация, полученная сотрудниками, осуществляющими ОРД в исправительно-трудовых учреждениях о совершенных преступлениях осужденными до момента их осуждения передавалась в уголовный розыск, после чего проверялась сотрудниками уголовного розыска и отправлялся ответ. Особое внимание обращалось на выявление вражеской агентуры, дезертиров, распространителей ложных слухов, паникеров, на изъятие оружия у преступников и населения, профилактику правонарушений, прежде всего среди несовершеннолетних, налаживание оперативных учетов и укрепление связей с общественностью, организацию военной подготовки в подразделениях . Мы отмечали выше, что в задачи уполномоченных по оперативной работе в пенитенциарных учреждениях относится организация борьбы с побегами. Задачи по розыску бежавших из пенитенциарных учреждений лиц были отражены в Приказе МГБ СССР от 19 января 1951 г. «О перестройке уголовного розыска и мерах по усилению борьбы с уголовной преступностью» . В данном Приказе прослеживаются вопросы взаимодействия по обмену информации и выделении сил по поиску бежавших лиц среди оперативных отделов ИТЛ и уголовным розыском. В наши дни уголовно-розыскное дело действует на основе таких нормативно-правовых актов: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Положение «О Главном управлении уголовного розыска МВД России» . Данные нормативно-правовые акты предусматривают, что уголовно-розыскная служба выполняет сложные и многофункциональные задачи. Первостепенными из них являются: предупреждение и раскрытие преступлений. Так же в перечень задач уголовно-розыскной службы входила: - организация и проведение розыска тех лиц, которые совершили преступления и скрылись от органов следствия и суда; - розыск лиц, совершивших побег из пенитенциарных учреждений или из-под стражи; - розыск лиц, которые самопроизвольно покинули места выполнения обязательных работ, либо скрывшихся в целях уклонения от отбывания наказания в виде исправительных работ; -розыск лиц, которые дезертировались из армии, внутренних войск МВД; -розыск лиц, которые пропали без вести. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ОРД в процессе становления и развития претерпевала множество изменений и прошла довольно нелегкий путь. Данная деятельность была слабо урегулирована на законодательном и организационном уровне. Что касается вопросов взаимодействия того времени, касаемо оперативных отделов пенитенциарных учреждений с иными органами, можно отметить следующее, что данное направление тоже имело множество недостатков. При анализе НПА того времени, можно заметить, что вопросам взаимодействия не уделялось должного внимания и поэтому данная деятельность не показывала всей своей эффективности на практике. 1.2. Понятие, задачи, принципы и общие условия взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с органами, осуществляющими ОРД Деятельность государства охватывает различные сферы общественной жизни, ее содержание характеризуется многообразием и многоплановостью. Одно из центральных мест в ней занимает решение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями . Что касается борьбы с преступностью, то в нашем государстве данной деятельностью занимается ограниченный список государственных органов, которые по своей сути были созданы с данной целью. Важная роль в борьбе с преступностью отводится Министерству внутренних дел России, а также Министерству юстиции России, а в спектре рассматриваемой нами темы внимание стоит уделить оперативным подразделениям органов внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний. Вышеназванные подразделения участвуют в раскрытии значительного количества совершенных преступлений, часть которых раскрывается совместными усилиями. В свое время А. С. Коваленко отметил, что «преодоление ведомственной, отраслевой разобщенности оперативных служб является одним из стратегических направлений организации борьбы с преступностью» . Рассматриваемые оперативные подразделения ОВД и ФСИН по своей сути являются самостоятельными элементами в системе правоохранительной деятельности. Стоит отметить, что указанные оперативные подразделения могут реализовывать свои задачи не только самостоятельно и изолировано, но также в условиях единой системы путем взаимосвязи, то есть взаимодействовать друг с другом. В Науке управления существует общее положение о том, что взаимодействие - это форма управления как направленное воздействие, которое осуществляется с целью достижения определенной цели. Взаимодействие звеньев системы дополняет друг друга, создавая условия для успешной работы всей системы . Взаимодействие рассматриваемых операционных блоков разнообразно по своему содержанию. Его можно классифицировать по ряду критериев: по типу связей между оперативными подразделениями, по времени осуществления совместных действий, по функциям взаимодействующих сторон, по их отношению к системе органов, ответственных за осуществление ДСБ, по степени конспирации, по этапам осуществления совместных действий, по объектам сотрудничества . По характеру связей взаимодействие при разрешении преступлений может быть прямым и косвенным. Непосредственное взаимодействие заключается в установлении прямых связей между рассматриваемыми оперативными подразделениями. Наиболее характерным примером такого взаимодействия является скоординированная деятельность оперативных служб МВД и ФСИН по организации развития арестованных и осужденных за участие в ранее совершенных преступлениях. При косвенном взаимодействии связь между оперативными подразделениями обычно осуществляется через вышестоящий орган, представляющий службу, в интересах которой организовано взаимодействие. Примером косвенного взаимодействия может служить случай, когда лица, подозреваемые в совершении преступлений, содержатся в федеральных исправительных учреждениях, расположенных в других городах (районах) республики, края или области. Взаимодействие может быть постоянным и временным. Непрерывное взаимодействие - это когда заинтересованные стороны совершают согласованные и согласованные действия на протяжении всего срока разработки человека (группы лиц), подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, до их уведомления. Временное взаимодействие обычно используется для решения отдельных оперативно-исследовательских задач, таких как использование неофициального персонала, а именно негласных сотрудников для проведения совместных оперативно-исследовательских мероприятий. В зависимости от принадлежности к одной или нескольким системам различают внешнее и внутреннее взаимодействие. В этом случае необходимо руководствоваться принципом относительности. Что касается глобальной репрессивной системы страны, то поэтому любое взаимодействие ее элементов считается внутренним. Однако, учитывая их внутреннюю автономию и принадлежность к ведомствам, отношения между ними можно считать внешними. Исходя из этих представлений, взаимодействие между оперативными подразделениями ФСИН (одна подсистема) и оперативными подразделениями ОВД (вторая подсистема) рассматривается как внешнее. Помимо вышеперечисленных видов взаимодействие, также можно выделить такие виды, как гласное и негласное. Данные виды по большей части относятся к реализации оперативно-розыскной информации, которая поступает при взаимодействии оперативных подразделений и вытекает из сущности ОРД, которая отражена в нормах Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» . Процесс взаимодействия оперативных подразделений включает в себя такие этапы как организационный и тактический. Что касается организационного этапа, то он включает в себя такие мероприятия как: - проведение совместных совещаний по рабочим моментам среди сотрудников оперативных подразделений ОВД И ФСИН; - определение целей и задач; - установление взаимных прав и обязанностями между друг другом; - составление совместных документов; - определение процесса и порядка обмена информации. Касаемо тактического этапа при взаимодействии, то следует отметить, что он заключается в реализации целей и задач, которые были определены оперативными подразделениями. При этом, реализация деятельности на данном этапе происходит на основе тактических приемов, методов, форм совместной деятельности, которые были выработаны годами практики . Стоит отметить, что тактический этап, учитывая всю его важность и необходимость, все- таки является подчиненным по отношению к организационному этапу. Тактический этап обеспечивает реализацию организационного, но при данных условиях они все-таки взаимосвязаны, взаимообусловлены. Не будь одного, другой попросту бы не осуществлялся. Взаимодействующие субъекты можно классифицировать в зависимости от принадлежности к ОВД или ФСИН на внешние и внутренние. При этом необходимо отметить, что правовое положение подразделений, участвующих в проведении совместных оперативно-розыскных мероприятий, особенно направленных на раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, не одинаково. Это связано с тем, что рассматриваемые подразделения наделены различной компетенцией, располагают своими силами и средствами, действуют специфическими способами и методами . Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать предположение о том, что процесс анализа взаимодействия по разнообразным аспектам выполняют значительную роль при дальнейшем улучшении и совершенствовании совместной деятельность рассматриваемых оперативных подразделений. На основе вышеизложенного, сформулируем понятие взаимодействия рассматриваемых оперативных подразделений в раскрытии преступлений. Под взаимодействием оперативных подразделений ФСИН России и иных органов, осуществляющих ОРД в раскрытии преступлений понимается деятельность, которая регулируется нормами права, учитывая процессуальный, оперативно-розыскной, административный, организационно-управленческий характер с комплексным применением наиболее целесообразного сочетания сил, средств и методов в целях обнаружения преступлений, лиц, их совершивших, установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также создания условий, обеспечивающих применение к ним законных мер ответственности. Что касается общего объема преступлений, то большая часть совершается лицами, которые ранее были привлечены к уголовной ответственности и отбывающих наказание в виде лишения свободы. Учитывая данного обстоятельство, также беря во внимание состояние преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, вопросы, которые связаны с повышение эффективности процесса взаимодействия между оперативными подразделениями ОВД и ФСИН, являются особенно актуальными. Это подтверждается и положениями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года . В анализируемой концепции уделяется внимание по поводу решению вопросов, которые связаны как раз с организацией процесса взаимодействия среди правоохранительных органов в целях устранения внешних и внутренних факторов, которые формируют препятствия нормальному функционированию учреждений УИС со стороны лиц, находящихся в условиях свободы и на территории учреждений. К таким лицам Концепция относит криминальных «авторитетов», которые находятся за пределами учреждений УИС, а так же лидеров группировок отрицательной направленности, содержащихся в учреждениях УИС . В научных трудах существуют различные подходы к объяснению необходимости такого взаимодействия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
1625 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 70 страниц
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg