Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Исследование групповой сплоченности (взаимоотношений) коллектива

cool_lady 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2021
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование групповой сплоченности в коллективе школьников. Объект исследования - групповая сплоченность Предмет исследования - формирование групповой сплоченности в коллективе школьников. Задачи исследования: 1. Изучить феномен «групповой сплоченности» в психолого-педагогических исследованиях. 2. Изучить особенности групповой сплоченности в коллективе школьников. 3. Провести эмперическое исследование сплоченности коллектива на примере МОУ СОШ № 78 г. Северска. 4. Дать рекомедации по сплоченности детского коллектива. Методы исследования: 1) теоретические: анализ и обобщение литературных источников, моделирование, целеполагание; 2) эмпирические: методика изучения сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства) (Р.С. Немов). База исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 7 «А» класса МОУ СОШ № 78 г. Северска в количестве 28 человек. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.
Введение

Актуальность проблемы сплоченности определяется влиянием этого феномена на эффективность группы. Групповая сплоченность — это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Обобщение имеющихся исследований (А. А. Александров (1997), Ж. Годфруа (1992), К. Рудестам (1993) и другие) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности: 1) совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы; 2) достаточный уровень гомогенности, т.е. однородности, состава групп (особенно по возрастному показателю: нежелательно объединять в одной группе лиц старше 50 лет и младше 18); 3) атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; 4) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников; 5) привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника; 6) квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности; 7) наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении; 8) присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то)
Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА 5 1.1. Понятие и особенности групповой сплоченности коллектива 5 1.2. Подходы к изучению групповой сплоченности коллектива 12 1.2 Особенности групповой сплоченности в средней школе 15 ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА НА ПРИМЕРЕ МОУ СОШ № 78 г. СЕВЕРСКА 22 2.1 База исследования сплоченности коллектива 22 2.2 Исследование сплоченности коллектива по Р.С. Немову 23 2.3 Рекомедации по сплочению детского коллектива 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32 ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Список литературы

1. Абраменко, В.И. Психология характера школьного подросткового возраста / ред. Л.В. Шевелева, - Киев: Киев. пед. институт, 2006. - 155 с. 2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 121 с. 3. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: учебное пособие для вузов/ Т.П. Авдулова.- М.: Издат. центр «Академия», 2012. - 238 с. 4. Адилова Л.Р. Ассорти [Электронный ресурс]: практическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений/ Адилова Л.Р., Халикова Р.А.— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, — 37 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49928.html.— ЭБС «IPRbooks» 5. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. - М.: «Аспект Пресс», 2010. - 375 с. 6. Ароксон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э.Ароксон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт. - СПб., 2010. - 560с. 7. Баженова О.В. Детская и подростковая релаксационная терапия [Электронный ресурс]: практикум/ Баженова О.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Генезис, 2016.— 288 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54342.html.— ЭБС «IPRbooks» 8. Божович, Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника. / Л.И. Божович / Вопросы психологии личности школьника. - М.: Аспект. 2014. - 297с. 9. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2011. - 256с. 10. Волков, Б.С. Психология подростка./ Б.С. Волков. - М.: Пед. об-во России, 2010. - 160 с. 11. Галин, Т.В. Семейная психология /Т.В. Галин, С.С. Казакевич. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 287с. 12. Гафаров, И.О. Подростки в школе / И.О. Гафаров. - М.: Владос, 2012. - 416 с. 13. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер .- М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. - 256с. 14. Групповая сплоченность / под ред. Абрамовских И.В. - М.: Сфера, 2013. - 480 с. 15. Гуревич, П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / Гуревич П.С.— Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2010. - 320 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8121.- ЭБС «IPRbooks». 16. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология : учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 0310000 «Педагогика и психология» / О.Б. Дарвиш; под. ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2006. - 264 с. 17. Добрынин, Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания / Н.Ф. Добрынин. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 270 с. 18. Долгова, В.И.,Горбунова, О. С. Психолого-педагогическая коррекция агрессии младших подростков в ситуации межличностного конфликта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -Т. 10. - С. 226-230. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95089.htm. 19. Долгова, В.И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: SUBJECT AND OBJECT OF COGNITION IN A PROJECTION OF EDUCATIONAL TECHNIQUES AND PSYCHOLOGICAL CONCEPTS LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 - June 10, 2014). Chief editor - Pavlov V.V.. - London, 2014. - С. 62-65. 20. Социальная психология. Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая - М,: ЮРАЙТ-ПРЕСС, 2009. - 473 с. 21. Дубровина, И. В. Практическая психология образования. Учеб. пособие. 4-е изд. Под ред. И. В. Дубровиной. - СПб. Питер, 2004. - 592 с. 22. Жагарина, М.А. Психологические особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста // Издательский дом «Первое сентября». Оргкомитет «Открытый урок». 2009-2010 год. [Электронный ресурс] //http://festival.1september.ru/articles/569664/ (Дата обращения: 25.03.2020). 23. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. - СПб.:Питер,- 749 с. 24. Исследование особенностей конфликтного поведения в младшем подростковом возрасте / О.А. Кондратьева, О.С. Курочкина // Культура и образование: от теории к практике - 2016 - Т. 1. С. 48-52. [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26240215 (дата обращения 25.04.20) 25. Истратова, O.H. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 443с. 26. Котова, И.Б. Педагогическое взаимодействие. / И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов. - Ростов н/Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 2013. - 112с. 27. К проблеме ограничения негативного влияния подростков друг на друга в школьном коллективе [Текст] / Зайчук В. А. // Актуальные проблемы современной науки. - 2012. - № 2. - С. 97-98. - Библиогр.: с. 98 (3 назв. ). - ISSN 1680-2721 28. Крайг, Г. Психология развития. - СПБ.; Питер, 2012. - 492с. 29. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевкого. - 3-е изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 2012. - 512с. 30. Кричевский, Р.Л., Социальная психология малой группы. / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: «Аспект Пресс», 2012. - 318 с. 31. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Просвещение, 2010. - 316 с. 32. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический проект, 2015.— 421 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36766.html.— ЭБС «IPRbooks» 33. Ласкавая О. В. Развитие групповой сплоченности подростков в 34. объединении дополнительного образования [Электронный ресурс] / О. В. Ласкавая // Педагогика успеха: перспективы и возможности. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/16390/discussion_platform (дата обращения: 05.04.2020). 35. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин / - М.: Педагогика, 2012. - 128 с. 36. Любова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с подростками /Е.К.Любова, Т.Б. Монина. - СПб.: ООО Изд - во «Речь»,- 190с. 37. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 215 с. 38. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 631 с. 39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для бакалавров/ Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2012. - 460 с. 40. Ожегов, СИ. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 2009. - 928с. 41. Окландер В. Скрытые сокровища: Путеводитель по 42. внутреннему миру ребенка. - М.: Когито-Центр, 2016. - 271 с. 43. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Пахальян В.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.—235 с. 44. Педагогическая психология: практикум: / под ред. Л.А. Регуш, В.И. Долговой, А.В. Орловой. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. - 304 с. 45. Першина, Л.А. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Першина Л.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, Альма Матер, 2016.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60021.html.— ЭБС «IPRbooks» 46. Петровский, А.В., Шпанский В.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шпанский - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 296 с. 47. Подросток: нигилист или слепок общества? [Текст] : (по материалам исследований 1992 и 2011 гг.) / И. Д. Егорычева // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2012. - № 1. - С. 127-137 : табл. - Библиогр.: с. 136-137 (9 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru) . - ISSN 2072-2516 48. Практикум по возрастной психологии /под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: РЕЧЬ, 2013 г. - 688с
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА 1.1. Понятие и особенности групповой сплоченности коллектива Понятие «сплоченность» используется для обозначения социально-психологических характеристик малой группы, степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов [14]. Групповая сплоченность является предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов, не пришедших к единой определению этого явления. В различных литературных источниках мы находим следующие толкования данному феномену [12]: - сплоченность как межличностная аттракция (привлекательность), развиваемая А. и Б. Лотт, определивших сплоченность как такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. К числу причин сплоченности авторы относят частоту взаимодействий индивидов, кооперативный характер их взаимодействии, демократический стиль руководства, фрустрацию и угрозу течения группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми и т.д. В числе последствий агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица, более благоприятная оценка членами группы ситуаций межличностного взаимодействия, изменения в оценке других лиц, рост конформного поведения, возможно возрастание продуктивности группы; - сплоченность как результат мотивации группового членства описано Д. Картрайтом, предложившим модель групповой сплоченности, как некоей результирующей сил или мотивов, побуждающей индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе [6]. Совокупность этих сил представлена в модели следующим набором переменных [20]: - мотивационная основа тяготения субъекта к группе, - побудительные свойства группы, классификация которых рассмотрена наиболее полно, - ожидание или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для субъекта благоприятные или отрицательные последствия, - сплоченность как ценностно-ориентационное единство, являясь как бы антитезой двум предыдущим подходам, развивается А. В. Петровским. Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики. Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней [3]. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений. Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л.Фестингер определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней [14]. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер). Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего — эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л. Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе. В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны ее членов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе [21]. Несколько иной методический подход к оценке групповой сплоченности сложился в рамках социометрического направления. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии со взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отношений, то есть пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микроструктурой», определяемой результатами социометрического исследования [25]. Другой теоретический подход к проблеме групповой сплоченности был предложен Т. Ньюкомом, который связал определение групповой сплоченности с понятием «групповое согласие». Последнее Т. Ньюком определял как сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям. Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами [6]. Близким к данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В. Петровским и В.В. Шпалинским, под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью [4]. В исследовании А.И. Донцова в качестве основного показателя сплоченности рассматривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Результаты этих исследований показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется, прежде всего, в процессе совместной трудовой деятельности [20]. Согласно представлениям американских исследователей сплоченности Курта Левина, Д. Картрайта, А. Зандера, она является своего рода результатом действия тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают, более чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее. С данной точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп. К числу основных факторов групповой сплоченности относятся, прежде всего [5]: - сходство главных ценностных ориентаций членов группы; - ясность и определенность групповых целей; - демократический стиль лидерства (руководства); - кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности; - относительно небольшой объём группы; - отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп; престиж и традиции группы. Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются [6]: - уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность); - степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, — тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий». Обобщение имеющихся исследований (А. А. Александров, Ж. Годфруа, К. Рудестам и др.) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности [7]: - совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы; - достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю - нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати); - атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; - активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников; - привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника; - квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности; - наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении. Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить [4]: - возникновение в группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек); - знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала работы - это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы; - неумелое руководство, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы; - отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика. «Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, практически каждый член группы нуждается в поддержке, которую может получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!» [6]. Сплочение группы — это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения — в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанностей членов группы, и стремлений их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения [4]. Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться. Особенно ярко это проявляется в подростковых группах, стремящихся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако, удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, постоянных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов. Отметим, что сплоченность — это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только представляет собой более эффективно работающий единый организм, но и обладает большой привлекательностью для каждого члена группы. Сплоченная группа характеризуется усилением взаимоудовлетворяющего общения между участниками, близостью мнений и ценностных ориентации, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе высокого уровня сплочения растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности, и кроме того повышается эффективность любых форм активности такой группы [3]. Таким образом, групповую сплоченность можно понимать как показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. 1.2. Подходы к изучению групповой сплоченности коллектива Существует три основных подхода к пониманию и изучению групповой сплоченности. 1. Сплоченность как межличностная аттракция. Здесь сплоченность понимается как групповое свойство, являющееся производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. К числу причин симпатии относят: - Частоту взаимодействий индивидов; - Кооперативный характер их взаимодействия; - Стиль руководства группой (преимущественно демократический); - Фрустрацию и угрозу течению группового процесса; - Статусные и поведенческие (личностные) характеристики членов группы; - Различные сходства между членами группы; - Успех в выполнении группового задания, достижении групповой цели. К последствиям симпатии исследователи относят: - Агрессивное поведение поотношениюкнесимпатичному группе лицу; - Более благоприятная оценка межличностного взаимодействия; - Рост конформизма; - Возможное возрастание продуктивности группы. В представленной трактовке сплоченность выступает как сугубо эмоциональный феномен, чего явно недостаточно для объяснения причин единения социальной группы. 2. Сплоченность как единство целей. Групповая сплоченность включает в себя два измерения: задача-взаимодействие и индивид-группа. «Задача-взаимодействие» - степень заинтересованности человека в достижении целей группы и в межличностных взаимоотношениях в группе. «Индивид-группа» - преданность группе ее членов. Эти два измерения относят к первичным. Существование вторичных измерений, в свою очередь, связывают с различным типом групп. Дополнительные факторы, влияющие на сплоченность, включают: 1) количество усилий, необходимых для попадания в группу (чем выше цена вступления в группу, тем сильнее ее члены к ней привязаны; 2) наличие внешней угрозы или жесткой конкуренции и 3) размер – маленькие группы обычно являются более сплоченными, чем большие. [4, с.405] 3. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Ценностно-ориентационное единство является одним из главных показателей групповой сплоченности, который характеризует степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Показателем ценностноориентационного единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Чем выше степень ценностно-ориентационного единства в группе, тем выше эффективность групповой деятельности. Ценностно-ориентационное единство не препятствует разнообразию вкусов, интересов, привычек и т. п. членов группы. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей. Методика Р.С. Немова, позволяющая оценить степень ценностно-ориентационного единства изучаемых коллективов. По Сидоренкову, сплоченность имеет два вида: предметнодеятельностную и социально-психологическую. Эти виды групповой сплоченности относятся к двум основным сферам существования группы – совместной деятельности и общению. Предметно-деятельностная сплоченность – это «восприятие индивидами единства группы/подгруппы относительно выполняемой совместной деятельности, что выражается в их стремлении объединять усилия, согласованно действовать и содействовать друг другу в процессе деятельности по реализации коллективных целей». Социально-психологическая сплоченность – это «восприятие индивидами единства группы/подгруппы в сфере общения (коммуникации и моральнонравственных поступков), что выражается в их стремлении держаться сообща и поддерживать тесные межличностные отношения друг с другом». [27, с. 47] Поскольку обе эти сферы пересекаются в процессе деятельности малой группы, то между представленными видами групповой сплоченности, без сомнений, есть связь, но в то же время предметнодеятельностнаясплоченность и социально-психологическая сплоченность являются относительно независимыми друг от друга. Таким образом, мы понимаем, что в процессе сплочения группы формируется групповое сознание, усиливаясь в зависимости от фазы развития группы, что позволяет более эффективно управлять ей. Также в сплоченной группе складываются специфические отношения, определяемые ценностями участников группы, их мировоззренческими компонентами, наличием сложившихся поведенческих стратегий. Движущей силой группового сплочения является реализация потенциала норм и их внутренней тенденции направленной на удовлетворение социальных потребностей участников группы, основа для реализации лежит в совместной деятельности. Чем выше степень удовлетворения потребностей, а также степень ценностно-ориентационного единства, тем выше уровень сплочения группы. 1.2 Особенности групповой сплоченности в средней школе Подростковый возраст — этап взросления, когда ребенок перестает быть ребенком и через колоссальный по росту энергетики, интенсивности развития и количеству преобразований скачок переходит по взрослость, принимая на себя ответственность за собственную жизнь и развитие. Этот скачок длиною в семь лет чрезвычайно насыщен трансформациями и сопоставим по темпам развития с младенчеством, когда происходят качественные изменения в структуре психики [38].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Управление персоналом, 50 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 47 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 27 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 35 страниц
1500 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 34 страницы
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg