Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Особенности правового регулирования труда и социальной защиты медицинских работников

cool_lady 1950 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2021
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Объём работы: 77 листов, 48 использованных источников МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ, ПРАВОВОЙ СТАТУС, СУБЪЕКТЫ МЕДИЦИНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ОБЪЕКТЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРУДОВОЙ ДОГОВОР, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАШИТА. Целью дипломной работы является изучение сущности и характеристик правового регулирования труда медицинских работников Республики Беларусь. Методами исследования были выбраны общенаучные методы анализа и синтеза. С учетом этого в работе предоставлены наиболее характерные и существенные признаки рассматриваемых вопросов. В работе также нашли применение сравнительно–правовой метод и формально–юридический метод. Структура настоящей работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность темы работы, определяются цели и задачи исследования. В первой главе дипломной работы раскрывается понятие правового статуса медицинских работников, определяются вопросы, касающиеся общих черт регулирования их деятельности в целом. Во второй главе рассматривается регулирование труда медицинских работников, составление, изменения и расторжения договора, охрана труда. В третьей – социальная защита, профессиональное пенсионное страхование, страхование профессиональной ответственности и их понятия. В заключении сформулированы основные выводы по дипломной работе.
Введение

Правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Целью такого регулирования является создание благоприятных и справедливых условий труда, обеспечивающих равенство прав и возможностей для всех работников. Наряду с этим нормы законодательства о труде направлены также на защиту интересов работодателя и на обеспечение оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства. Именно задачи по соблюдению принципа равенства при установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод работников и по обеспечению защиты интересов работодателей и государства обусловили необходимость закрепления в законодательстве о труде наряду с общими нормами права, распространяющимися на всех работников, особых правил регулирования труда отдельных категорий работников. Закрепление соответствующих норм в ТК обуславливает необходимость более точного, детального, углубленного изучения и исследования проблем, возникающих в процессе применения конкретных норм права, регулирующих особенности труда отдельных категорий работников, коллизионных вопросов, возникающих на практике, противоречий, имеющих место в огромном массиве правовых документов не только в области трудового, но и других отраслях права. Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что закрепление соответствующих норм в трудовом кодексе обуславливает необходимость более точного, детального, углубленного изучения и исследования проблем, возникающих в процессе применения конкретных норм права, регулирующих особенности труда такой категории работников , как медицинские работники, коллизионных вопросов, возникающих на практике, противоречий, имеющих место в огромном массиве правовых документов не только в области трудового, но и других отраслях права. Все это ставит перед наукой трудового права задачу дальнейшего исследования особенностей правового регулирования труда медицинских работников, что и предопределило выбор темы данной дипломной работы, а также ее актуальность и значимость. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в результате реализации труда медицинских работников. Предметом исследования выступают нормы, регулирующие особенности труда медицинских работников, а так же практика их применения. Цель работы заключается в исследовании особенностей правового регулирования труда медицинских работников. Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: 1) определение сущности, и задач правового регулирования труда медицинских работников в целом; 2) выявление особенностей правового регулирования труда медицинского работника, обусловленных особенностями его личности и общего правового положения; 3) анализ специфики регулирования труда медицинских работников с учетом характера и условий их работы. Основой методологии исследования явились исследования научного материала по правовому регулированию занятости в сфере здравоохранения, его позитивный и критический анализ. Для достижения целевых установок в работе предполагается использование действующего законодательства, материалов правоприменительной практики, учебной и монографической литературы. Структура дипломной работы определена целями и задачами исследования. Состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5 ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………...............................8 1.1 Правовой статус медицинских работников. История правового статуса медицинских работников………………………………………………………...........8 1.2 Правовой статус субъектов медицинских правоотношений………………………………………………………22 ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ…………………………………………..29 2.1 Особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора с медицинскими работниками……………………………….............................................34 2.2 Охрана труда медицинских работников………………………….40 ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ………………………………………………………………51 3.1 Социальная и правовая защита медицинских работников………51 3.2 Страхование профессиональной ответственности медицинских работников……………………………………………………………………54 3.3 Профессиональное пенсионное страхование медицинских работников……………………………………………………………………61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..72
Список литературы

1. Базылева, М. Н. Современное состояние занятости в Республике Беларусь в контексте анализа трудовых отношений / М. Н. Базылева // Экономика и управление. – 2010. – № 3. – С. 152 – 158. 2. Березовская, Л. Г. Правовое регулирование занятости населения в Республике Беларусь: Краткий курс лекций / Л. Г. Березовская ; УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы». – Гродно, 2012. – 77 с. 3. Бондаренко, Н. Л. Реализация права на труд и обеспечение трудовой занятости населения в Республике Беларусь / Н. Л. Бондаренко, Т. В. Телятицкая // Весник Пермского университета. – 2013. – № 3. – С. 25 – 28. 4. Важенкова, Т. Н. Трудовое право Республики Беларусь : курс лекций / Т. Н. Важенкова. – Минск : Дикта, 2015. – 453 с. 5. Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 янв. 2016 г., № 73 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 18.10.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 6. Гехт, И. А. О некоторых проблемах внедрения страхования // Здравоохранение Российской Федерации. – 1995. – №4. – С.17–20. 7. Гладун, З. С. Законодательство о здравоохранении: проблемы формирования новой теоретической модели // Гос. и право. – 1994. – №2. – С.116–122. 8. Говорушкин, С. Н. Медицина и законодательство. Перспективы развития // Медицина. – 1997. – №3. – С.1–2. 9. Дргонец Я., Холлендер П. Современная медицина и право. – М.: Юрид. лит., 1991. – 335 с. 10. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» 2435-XII от 18.06.1993 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 11. Закон Республики Беларусь от 10 июля 2017 г. № 41-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека"» // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 12. Кеник, К. И. Справочник по трудовому праву / К. И. Кеник. – Минск : Дикта, 2016. – 159 с. 13. Киселев, И. Я. Международно–правовое регулирование труда (международные стандарты труда) / И. Я. Киселев. – М. : Академия труда и социальных отношений, 2015. – 137 с. 14. Князева, Е. Трудовое право совершенствуется : обновленный Трудовой кодекс Беларуси – один из самых ожидаемых документов этого года / Е. Князева // Экономика Беларуси. – 2018. – № 3. – С. 10 – 15. 15. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194–З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2018 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 16. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь: с постатейным приложением образцов документов / под общ. ред. В. Г. Голованова, В. И. Семенкова. – Минск : Дикта, 2013. – 1328 с. 17. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 и 17 октября 2004 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 18. Костевич, И. А. Трудовая занятость как критерий работы / И. А. Костевич // Беларуская думка. – 2018. – № 2. – С. 44 – 47. 19. Круглов, В. А. Трудовое право Республики Беларусь / В. А. Круглов. – 5–е изд., перераб. и доп. – Минск : Амалфея, 2009. – 340 с. 20. Лушников, А. М. Курс трудового права: учебник : в 2 т. / А. М. Лушников, М. В. Лушникова. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Статус, 2015. – 1151 с. 21. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 27.03.2020. 22. Мирский, М. Б. Уроки земской медицины: М-лы III симпозиума «Земская медицина и современное здравоохранение»; НИИ соц. гигиены, экономики и управления здравоохр. им. Н.А. Семашко РАМН. Вып.2. –М., 1998.–С.23–Мищенко, М. С. Трудовое право : краткий курс / М. С. Мищенко. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 255 с. 23. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 июл. 1999 г., № 29 : в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 13.02.2015 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 24. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник; под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. 25. О концепции развития здравоохранения Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 25 апреля 1998 г., №1490 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1998. – № 27. – Ст. 707. 26. О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 29 июн. 2017 г., № 233 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 27. О профессиональном пенсионном страховании [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2008 г., № 322-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 28. О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 окт. 2008 г., № 1490 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 29. О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 25 мая 2005 г., № 536 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 31.10.2013 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 30. О совершенствовании пенсионного обеспечения [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 11 апр. 2016 г., № 137 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 31. Постановление Министерства Труда и Социальной Защиты Республики Беларусь 25 июня 2010 г. № 84// ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 32. Постановление Министерства Труда и Социальной Защиты Республики Беларусь 15 октября 2010 г. № 143 «О признании утратившим силу постановлений министерства труда Республики Беларусь» (от 8 декабря 1997 г. № 111 и от 18 декабря 1997 г. № 116 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 33. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2002 г. № 533 «Об особенностях условий труда медицинских работников» // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 34. Постановление Минздрава Республики Беларусь от 11.08.2004 г. №31 «Об утверждении Инструкции о порядке организации повышения квалификации и переподготовки работников системы здравоохранения» // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 35. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 36. Правовое обеспечение профессиональной медицинской деятельности: учеб. пособие / Н. Ф. Герасименко [и др.]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 159 с. 37. Проект Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании» // Главврач. – 2004. – №8. – С.87–110. 38. Риффель, А. В., Избранные вопросы медицинского права. – М.: Академия Естествознания, 2008. – 72 с. 39. Сергеев, Ю. Д. Медицинское право: учебн. комплекс: в 3 т. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 784 с. 40. Сергеев, Ю. Д. Профессия врача. Юридические основы. – М., 2000. – С. 10. 41. Сорокина, Т. С. История медицины. – М, 2006. – 560с. 42. Тарасевич, Н. И. Трудовое право : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Правоведение», «Экономическое право» / Н. И. Тарасевич. – Минск : Вышэйшая школа, 2014. – 381 с. 43. Трудовое право : учебник / В. И. Семенков, В. Н. Артемова, Г. А. Василевич [и др.]; Под общ. ред. В. И. Семенкова. – Минск : Амалфея, 2014. – 784 с. 44. Трудовое право : учебно–методический комплекс для студентов специальности «Правоведение» / авт.: Гущин И. В. [и др.] ; под ред. И. В. Гущина ; М–во образования Республики Беларусь, УО «Гродненский государственный университет им. Я.Купалы». – Гродно, 2010. – 483с. 45. Трудовое право Республики Беларусь : учеб.–метод. комплекс / И. В. Гущин, Л. Я. Абрамчик, А. Г. Авдей ; Под ред. И. В. Гущина. – Гродно : ГрГУ, 2011. – 333 с. 46. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296–З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июн. 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 47. Чикина А. Расторжение трудового договора // Юрист. – 2011.- №12. – С.64-66.; 48. Шипунов Д.А., Шляпникова М.Н., Волобуев Е. В. // Социология города. – 2010 – №2. – С. 3–11.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 1.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕДИЦИНСКИХ РАБОНИКОВ. ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Во всём мире охрана здоровья граждан является неотъемлемым условием жизни общества. Ответственность за сохранение и укрепление здоровья граждан “ложится на плечи” государства и регулируется в соответствии с Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами. Следовательно, люди, оказывающие медицинскую помощь, обязаны понимать возлагающуюся на них ответственность. Поэтому правильная юридическая подготовка врача должна быть неотъемлемой частью его образования. Именно хорошая правовая база помогает формировать чувство высокой ответственности перед обществом и государством. При изучении законодательства в этой области необходимо уделить внимание законодательному обеспечению гарантий профессиональной деятельности врачей, вопросам медицинского страхования, но одним из главных вопросов в этой области является изучение разделов, касающихся самих прав, обязанностей и ответственности врачей. Статья 14 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» закрепляет в себе то, что Оказание медицинской помощи пациентам осуществляется на основании клинических протоколов или методов оказания медицинской помощи, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона [38]. В организациях здравоохранения оказание медицинской помощи пациентам осуществляется: врачами-специалистами, врачами-интернами, лицами, указанными в части второй статьи 54, части пятой статьи 61 настоящего Закона, в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь; медицинскими работниками, имеющими среднее специальное медицинское образование, в объеме и порядке, установленных Министерством здравоохранения Республики Беларусь; иными работниками здравоохранения в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь [10]. Охрана здоровья населения является одним из наиболее актуальных направлений деятельности государства, поскольку именно от здоровья населения зависит благосостояние государства. Степень реализации прав медицинского работника влияет на состояние кадрового обеспечения организаций здравоохранения. Вместе с тем существующие законодательные нормы не в полной мере позволяют реализовать права медицинского работника. Проблемными являются вопросы страхования ответственности врачей. Обсуждается целесообразность придания медицинским работникам специального правового статуса. Отмечена необходимость в повышении правовой грамотности медицинских работников. Правовой статус медицинского работника – это его правовое положение в отношениях, связанных с профессиональной деятельностью, урегулированное нормами права. Составными частями правового статуса медицинского работника являются правосубъектность и его реальные права и обязанности. Правосубъектность включает два основных структурных элемента: специальную (профессиональную) правоспособность и способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). В юридической литературе специальную правоспособность определяют как правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант. Изучение правового статуса медицинского работника представляется нам важным направлением современных медико-правовых исследований, так как позволяет выявить пробелы в нормативном регулировании медицинской деятельности и разработать конкретные механизмы их устранения. Можно предположить, что из-за несовершенства законодательного закрепления прав и обязанностей медицинских работников в настоящее время наблюдаются проблемы в кадровом обеспечении здравоохранения. Первые попытки установления правового статуса врача относятся к Древнему Риму, когда врачи получили освобождение от ряда обязательств в обществе и определенные льготы, например, во время войны освобождались от общей воинской повинности и налогов. Благодаря этому в Риме быть врачом было привлекательно не только для собственных граждан, но и для иностранцев. В Древней Греции врачи были освобождены от обязанностей перед государством и привлекались на службу лишь в случае повальных болезней по их добровольному согласию [25]. В древних источниках мы также находим и упоминание об ответственности врача за ненадлежащее врачевание. По законам Хаммурапи (2250 г. до н.э.) врач, причинивший смерть свободному человеку, наказывался отсечением пальцев. Законы Шумерского царства (2050 г. до н.э.) предписывали взимание определенных денежных сумм за нанесение телесного ущерба одним человеком другому с помощью какого-либо инструмента. В Древнем Египте и Древнем Китае для защиты населения от произвола медиков были установлены довольно высокие для того времени стандарты ведения медицинской практики, нарушение которых преследовалось законом. В Западной Европе в эпоху Средневековья по вестготским законам предусматривалось, что за вред от кровопускания, причиненный дворянину врачевателем, полагался штраф, в случае же смерти его врач выдавался головой его родным, которые имели право делать с ним что угодно [36]. «Киево-Печерский патерик» (сборник рассказов о жизни монахов-врачевателей Киево-Печерского монастыря) содержит первые конкретные сведения о врачебных обязанностях на Руси в XI–XII веках: врачеватель должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выполнять самые черные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах, для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии [24]. Известен ряд законодательных актов, регулировавших медицинскую деятельность, и затрагивавших права врача в Древней Руси и Московском государстве. Это «Церковный Устав» Владимира Святославича (конец X в.), «Русская правда» (XI в.), документы Аптекарского приказа (XVI в.), «Судебник» – первый русский кодекс законов (XV в.), а также первый в России закон, предусматривавший наказание за врачебные ошибки – «Боярский приговор о наказании незнающих медицинских наук и по невежеству в употреблении медикаментов, причиняющих смерть больному» (1686 г.). Софийская летопись 1485 г. упоминает о «немце Онтоне», который был зарезан под мостом «как овца» за неудачное лечение. В 1490 г. еврейский врач Леон казнен за безуспешное лечение сына царя Ивана III. В 1690 г. был издан Указ царей Ивана и Петра Алексеевичей «Об улучшении постановки аптечного и медицинского дела в Аптекарском приказе». Для наведения должного порядка в медицинском деле и в аптеках Указ предписывал каждому доктору и аптекарю принимать присягу и клятву. Следует отметить, что в XVII веке в русской медицине произошли некоторые качественные и количественные сдвиги. Лекари стали состоять на государственной службе и таким образом приобрели дополнительные права и обязанности [c.156, 36]. В системе приказной медицины основную работу по ее практической реализации также осуществляли врачи, находившиеся на государственной службе в губернских больницах [22]. Права врачей значительно расширились во времена земской медицины. Земские врачи как специалисты пользовались высоким авторитетом и самостоятельностью, влияли на принимаемые административные решения в области здравоохранения. Земский врач воспринимался как «врач всего населения и должен быть стражем и печальником его санитарных нужд; он их изучает, а потому не только прописывает рецепты, но и регистрирует. Он – врач общества, служитель общего блага, радетель широких народных нужд» [22]. В то же время социальный статус городских врачей был заметно ниже земских, они относились к разряду наемных служащих городских управлений и порой даже не приглашались на заседания, посвященные медико-санитарным проблемам [8]. Согласно «Уложению о наказаниях» 1885 г., российские врачи не могли быть привлечены к ответственности, в том числе уголовной, даже при серьезных дефектах диагностики и лечения, приведших к летальному исходу. Врачебные дела направлялись для оценки во врачебные управы или в медицинский совет, которые и решали вопрос о привлечении врача к ответственности. Считалось, что врачевание в силу своей исключительно гуманной направленности не может относиться к уголовно наказуемым деяниям [22]. После революции 1917 г. врачи утратили статус государственных служащих, но другого специального правового статуса не приобрели. Первым советским документом, регламентирующим права и обязанности медицинских работников, явился Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 декабря 1924 г. «О профессиональной работе и правах медицинских работников». Декрет закрепил право медицинских работников на профессиональную деятельность в условиях государственной системы охраны здоровья, отрегулировал вопросы допуска к занятию медицинской деятельностью, установил общие начала ответственности работников здравоохранения. Этот Декрет с изменениями и дополнениями действовал вплоть до 1 июля 1970 г., до ввода в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении. С этого времени основные профессиональные права и обязанности медицинских и фармацевтических работников устанавливались законодательством СССР и законодательством союзных республик, а по отдельным специальностям – Министерством здравоохранения СССР. Законы о здравоохранении союзных республик дословно воспроизводили текст союзного закона, что создавало правовой вакуум, который должен был заполняться ведомственными приказами, но из 5000 ведомственных актов, действовавших в 1988 г., ни один не определял правового положения врача. Следует согласиться с мнением, что установление статуса медицинских работников не входило в задачи советского законодательства и, быть может, потому и не находило отражения в нормативном закреплении [24]. Однако предложения по установлению статуса советского врача предпринимались отечественными учеными. Например, З.С. Гладун одним из первых предложил закрепить положение врача и определить его статус как государственного служащего. Профессор Ю.Д.Сергеев предлагал закрепить правовое положение врача в действовавших в тот период времени Основах законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении, однако эти предложения в то время не нашли поддержки [7]. Принятие в 1993 г. Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» значительно расширило и конкретизировало права пациента, но в меньшей степени коснулось прав медицинских работников. По данным социологического исследования, проведенного среди медицинских работников в 2000 г., 75,5% респондентов считали, что в первоочередном правовом регулировании нуждается вопрос защиты прав медицинских работников, 48,8% – трудовое законодательство для медицинских работников. Права и обязанности медицинского работника знали 40% опрошенных; 51,1% ответили на этот вопрос – «только в общем»; не знали свои права и обязанности 4,4% респондентов; 66,6% участников опроса считали, что у врача мало прав; и 35,5% отметили, что у врача много обязанностей [18]. В исследовании российских ученых, посвященном изучению мнения медицинских работников об их правах и обязанностях, указывается, что врачи дифференцированно воспринимают социальную и правовую защищенность [36]. При этом социальная защищенность в профессии трактуется ими достаточно узко: как совокупность тех льгот и благ, которые они могут получить именно как профессионалы сферы здравоохранения. Большинство опрошенных врачей отметили значимость возможности в случае ухудшения своего здоровья или здоровья родственников и друзей получить квалифицированную медицинскую помощь, не тратя на это деньги и время. Оказание помощи «своим» поддерживается действующими корпоративными нормами. Таким образом, латентно присутствует мнение, что надеяться в вопросах социальной защиты можно только на себя. По данным того же исследования, представление о социальной защищенности у врачей проявляется и в том, что они весьма настойчиво говорят о необходимости специальных программ социальной защиты для медицинских работников. Соответствующие социальные пакеты должны включать в себя, по мнению врачей, в первую очередь, оказание качественных медицинских услуг по системе добровольного медицинского страхования, обеспечение путевками в санатории и дома отдыха, помощь в оказании дорогостоящей врачебной помощи, в том числе стоматологической, страхование врачей, возможность лечиться в ведущих клиниках других городов и др. В отношении выбора средств обеспечения их социальной защищенности врачи демонстрируют как патерналистские, так и вполне либеральные установки. Наиболее настойчиво о необходимости социальной защиты врачей, поддержания их здоровья, принятия рекреационных программ говорят медики предпенсионного и пенсионного возрастов. Молодые врачи в качестве главных стимулов для себя называют деньги, программы обеспечения жильем, программы повышения квалификации, иногда льготы по оплате жилья. В целом врачи не требуют многого в плане социальной защиты именно потому, что считают своей профессиональной обязанностью защищать других [15]. Права медицинских работников условно разделяют на две группы. К первой относятся конституционные права, включающие личные, политические, экономические и социальные права, закрепленные в Конституции Республики Беларусь. Вторую группу составляют права, связанные с профессиональной медицинской деятельностью, которые приобретаются при выполнении определенных условий (получение специального образования, достижение определенного профессионального уровня, работа в системе здравоохранения). Перечень прав и обязанностей медицинских и фармацевтических (далее – медицинских) работников при осуществлении профессиональной деятельности содержится в статьях 50, 51, 56 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении». Работникам здравоохранения также гарантируются условия труда, обеспечивающие надлежащее выполнение должностных обязанностей, заработная плата, трудовой отпуск, пенсионное обеспечение, выплата выходного и других единовременных пособий, иные меры материального и социального обеспечения в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Кроме того, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции могут осуществлять иные меры по созданию надлежащих условий для осуществления медицинской деятельности и социального обеспечения работников здравоохранения. В соответствии со ст. 63 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», при угрозе жизни человека медицинские работники имеют право использовать любой вид транспорта, имеющийся в данной обстановке, для проезда к месту его нахождения либо для транспортировки его в ближайшую организацию здравоохранения. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие специальное образование, постоянно проживающие в Республике Беларусь и соответствующие требованиям, установленным законом Республики Беларусь «О здравоохранении» и иными актами законодательства Республики Беларусь. Право на занятие должности врача-специалиста (провизора-специалиста) имеют лица, получившие высшее медицинское (фармацевтическое) образование и постоянно проживающие в Республике Беларусь, при условии прохождения интернатуры и сдачи после ее прохождения квалификационного экзамена. В некоторых случаях право на занятие должностей медицинских работников имеют лица, не имеющие медицинского образования. Особый порядок допуска к занятию должностей медицинских работников установлен для лиц, получивших медицинское образование за рубежом. Рассматривая право на обеспечение условий труда в соответствии с требованиями законодательства о труде, следует отметить, что на медицинских работников в полном объеме распространяются требования Трудового кодекса Республики Беларусь, в то же время в соответствии с действующим законодательством имеется ряд особенностей правового регулирования их труда. Например, с медицинскими и фармацевтическими работниками для работы в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в обязательном порядке заключаются трудовые контракты (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1998 г. №1842 и постановление Министерства труда Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. №107). Для медицинских работников предусмотрены дополнительные гарантии по оплате труда. В частности, Указом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2005 г. №619 предусмотрено повышение тарифных окладов врачам государственных организаций здравоохранения, имеющим высшую и первую квалификационные категории, осуществляющим высокотехнологичные и сложные медицинские вмешательства, а также интенсивную терапию больных. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 1999 г. №770 руководителям организаций, финансируемых из бюджета, предоставлено право устанавливать работникам надбавки в размере до 50% должностного оклада за высокие творческие достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ. Этим же Указом предусмотрено повышение тарифных ставок и должностных окладов до 30% за стаж работы по специальности. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2000 г. № 26 утвержден перечень организаций здравоохранения, подразделений и должностей, за продолжительность непрерывной работы в которых устанавливаются надбавки. Имеется отдельный нормативный документ, регламентирующий оплату труда медицинских работников, выезжающих для работы с учащимися и воспитанниками в места оздоровления – постановление Министерства труда Республики Беларусь от 5 мая 2000 г. №71. Особенности исчисления стажа работы по специальности основных категорий специалистов организаций здравоохранения, финансируемых из бюджета, отражены в постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 ноября 2000 г. №50. Законодательством предусмотрено право на компенсации и льготы за особые условия труда медицинских работников. В случае работы по оказанию медицинской помощи, выполняемой медицинскими работниками сверх установленной для них продолжительности рабочего времени, оплата осуществляется за фактически отработанное время: в обычные дни недели в одинарном размере, в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, и в выходные дни – в двойном размере. При этом продолжительность указанной работы не должна превышать 900 часов в год: для работающих в организациях здравоохранения, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также врачей участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности, – 1800 часов в год. Право на защиту профессиональной чести и достоинства может быть реализовано в случае различных обвинений медицинского работника не только со стороны пациентов, но и со стороны нанимателя с целью увольнения или перевода с должности и со стороны коллег в случае публичной критики методов лечения или деятельности какого-либо врача. Для обеспечения этого права важны механизмы его реализации. Наиболее распространенным способом защиты чести и достоинства является судебный, который требует больших материальных и временных затрат, что не всегда удовлетворяет граждан, в том числе медицинских работников. Для полноценной реализации права на защиту профессиональной чести и достоинства предлагается развивать административный и общественный механизмы [36]. По мнению российских ученых, административный механизм может быть реализован посредством создания конфликтных комиссий при администрациях организаций здравоохранения [36]. Такие комиссии должны рассматривать претензии к медицинским работникам со стороны пациентов. Решение конфликтной комиссии не в пользу пациента не лишает его права дальнейшего обращения в суд, однако при квалифицированном разборе значительная часть подобных конфликтов разрешается без привлечения суда. Большую роль в реализации права на защиту профессиональной чести и достоинства должны играть общественные организации, в том числе профессиональные союзы и ассоциации по защите прав медицинских работников. Ряд авторов предлагает осуществлять функции защиты прав медицинских работников в рамках деятельности комитетов по этике. На мой взгляд, это несколько противоречит требованиям белорусского законодательства. Так, в соответствии со ст. 48 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», комитеты (комиссии) по вопросам медицинской этики и деонтологии могут создаваться в целях защиты прав пациентов для участия в разработке норм медицинской этики и деонтологии, а также рассмотрения вопросов, связанных с нарушением этих норм. Таким образом, можно полагать, что защита прав медицинских работников комитетами (комиссиями) по этике может осуществляться лишь косвенно. Медицинские работники имеют право на присвоение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем профессиональных знаний и практических навыков. В настоящее время данное право реализуется достаточно активно, так как наличие квалификационной категории является основанием для дополнительных финансовых выплат. Порядок присвоения квалификационных категорий медицинским работникам регламентируется постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2008 г. №232. В инструкции, утвержденной этим документом, установлен перечень квалификационных документов, порядок работы квалификационных комиссий, проведения квалификационного экзамена на присвоение квалификационных категорий медицинским работникам, действия квалификационных категорий, лишения и снижения квалификационных категорий, обжалования решений квалификационных комиссий. Для обеспечения права медицинских работников на повышение квалификации и переподготовку постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 августа 2004 г. №31 утверждена Инструкции о порядке организации повышения квалификации и переподготовки работников системы здравоохранения. В соответствии с этим документом, головным учреждением образования по всем направлениям и видам повышения квалификации и переподготовки кадров для работников с высшим и средним специальным медицинским образованием является Белорусская медицинская академия последипломного образования. Обязательное периодическое повышение квалификации руководителей и специалистов системы здравоохранения осуществляется не реже 1 раза в 5 лет. Органы здравоохранения обязаны создавать условия медицинским и фармацевтическим работникам для повышения их профессиональных знаний. Врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал, не работавшие по своей профессии более трех лет, допускаются к медицинской и фармацевтической деятельности только после прохождения переподготовки. Переподготовка – это образовательный процесс по приобретению новой квалификации соответствующего профиля работниками, имеющими высшее (среднее специальное) медицинское (фармацевтическое) образование. Повышение квалификации – образовательный процесс, направленный на углубление и повышение качества профессиональных знаний, умений и навыков работников по ранее полученной специальности. Повышение квалификации и переподготовка кадров проводятся по направлениям органов государственного управления и организаций здравоохранения в соответствии с годовыми планами и заключенными договорами, а также по заявлениям специалистов. Ответственность за своевременное прохождение повышения квалификации и переподготовку врачей (провизоров) несут руководители соответствующих органов государственного управления здравоохранением и руководители организаций. Согласно Закону Республики Беларусь «О здравоохранении», медицинский работник имеет право на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред жизни или здоровью пациента, не связанной с небрежным или халатным выполнением им своих должностных обязанностей, которое осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. На мой взгляд, формулировка законодателем данного права вызывает у медицинских работников и юристов много вопросов и не позволяет его реализовывать полноценно. Проблема состоит в том, что юридического понятия врачебной (или профессиональной врачебной) ошибки нет. Хотя, с другой стороны, рассматриваемую норму закона можно считать своего рода формулировкой данного понятия: «профессиональная ошибка медицинского работника – деяние, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пациента, не связанное с небрежным или халатным выполнением медицинским работником должностных обязанностей». Тем не менее эта формулировка недостаточно отражает смысл врачебной ошибки. Вероятно, разработчики закона ориентировались на отсутствие в действиях врача вины (умысла или неосторожности), но применили не совсем корректное словосочетание «небрежное или халатное выполнение медицинским работником должностных обязанностей».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 74 страницы
1850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 82 страницы
2050 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg