Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Конституционно-правовой статус средств массовой информации

cool_lady 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2021
Объекта исследования выступают СМИ в РФ. Предметом исследованиясоставляет конституционно-правовой ста-тус СМИ в РФ. Цель исследованиясостоит в том, чтобы проанализировать конститу-ционно-правовой статус СМИ в РФ и оценить особенности его развития. Задачами исследования: • рассмотреть историю правового регулирования статуса СМИ в Рос¬сии; • раскрыть роль и функции СМИ в современном обществе; • исследовать российское законодательство о СМИ; • проанализировать международную нормативно-правовую базу, ре¬гулирующую основы деятельности СМИ. Метод исследования. При проведении исследования в курсовой ра-боте используются философские, общенаучные и частно - научные методы. Теоретическую базу исследования составляют положения, содержа¬щиеся в научных работах российских и зарубежных ученых по конституци¬онному праву, а так же судебная практика в Российской Федерации. Практическая значимость курсовой работы определяется возможно¬стью использовать результаты исследования в практической деятельности российских СМИ.
Введение

Актуальность темы исследования.Одним из важнейших институтов современного общества являются средства массовой информации (далее - СМИ). СМИ играют огромную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Информированность общества - один из важнейших факторов его про¬грессивного развития и его цивилизованности. Необходимым условием функционирования средств массовой инфор-мации в цивилизованном обществе является правовая регламентация статуса СМИ. Конституционное право зарубежных стран наряду с правом человека на информацию и вытекающими другими его правами и свободами регули¬рует статус СМИ, который призван, с одной стороны, обеспечить реализацию упомянутых прав и свобод, а с другой стороны - гарантировать общество от злоупотребления довольно мощным орудием воздействия на сознание, каким являются СМИ. Этот статус лишь самым общим, рамочным образом намеча¬ется в конституциях, однако новейшие конституции уделяют ему явно больше места, чем прежние. При этом больше внимание уделяется электрон¬ным СМИ, влияние которых сейчас максимальное. Сегодня СМИ характеризуют как великого арбитра и «четвертую власть» наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью. Со¬временную политику невозможно представить без прессы, радио и телевиде¬ния. СМИ на практике реализуют основные права человека - на информацию, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции. Представление различных точек зрения, которые должны стать доступ¬ными аудитории, служит тому, чтобы слушатели, зрители или читатели смогли увидеть свою позицию наряду с другими точками зрения, соотнести свои интересы с интересами других сил и групп в целях обсуждения, согла¬сования и выработки взаимоприемлемой позиции по тому или иному во¬просу. Степень разработанности (изученности) темы. Проблемам консти-туционно-правового статуса СМИ в российской науке конституционного права уделяется значительное место. Изучение принципов функционирова-ния СМИ оказало большое влияние на развитие правовой научной базы в сфере средств массовой информации, однако пределы действий СМИ в рам-ках закона недостаточно изучены.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Общая характеристика СМИ в Российской Федерации 5 1.1 Теоретико-правовые аспекты, понятия, специфика и приемы работы средств массовой информации 5 1.1Принципы функционирования СМИ……………………………..........8 Глава 2. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности СМИ в российской федерации и в зарубежных странах 12 2.1. Международно-правовое регулирование статуса СМИ 12 2.2. Конституционный статус СМИ в современной России 20 Глава 3. Правовые и правоприменительные проблемы организации и деятельности СМИ и пути их решения 24 3. 1 Недостатки нормативно-правовой базы деятельности СМИ 24 3.2 Выработка основных направлений совершенствования правового регулирования деятельности СМИ 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо¬ванием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по¬правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301. 3. Федеральный Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 (ред. от 01.03.2020) «О средствах массовой информации» // Российская газета. 4. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О рекламе»// Российская газета. 5. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав че¬ловека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30.03.1998 N 54-ФЗ (по¬следняя редакция)// Российская газета. 6. Федеральный закон «О международных договорах Российской Фе¬дерации» от 15.07.1995 N 101-ФЗ (последняя редакция) // Российская га-зета. 7. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и ос-новных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с «По-ложением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Госу-дарств», утв. 24.09.1993)// Российская газета. 8. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассам¬блеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 9. Резолюция 428 (1970) относительно Декларации о средствах массо¬вой информации и правах человека // Российская газета. 10. Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г.//Российская газета.- М., 1789.- С. 26-29. Научная и учебная литература: 11. Бакланов О.С. Роль средств массовой информации в процессах ле¬гитимации власти в современном политико-правовом пространстве обще-ства // Актуальные проблемы современного российского права: Материалы III Международной научно-практической конференции. Невинномысск, 10-11 февраля 2011 года. – Невинномысск: НГГТИ, 2011. – С. 26-33. 12. Барабаш Г.И. Конституционно-правовые принципы деятельности средств массовой информации (СМИ) и их реализация // Материалы XLVIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 10-14 апреля 2010 г.: Государство и право. – Новоси¬бирск: СибАГС, 2010. – С. 53-54. 13. Габричидзе, Б. Н. Конституционное право / Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким-Кимэн, А.Г. Чернявский. - М.: Проспект, ТК Велби, 2019. - 472 c. 14. Гуцул Ю.С. Контроль над средствами массовой информации как один из критериев формирования политического режима в России // Акту-альные проблемы правового и политического развития России: Материалы VII Международной научно-практической конференции студентов, маги-странтов, аспирантов, соискателей. Вып. 7: Сборник научных статей. – Сара¬тов: Изд-во "Саратовский источник", 2014. – С. 74-78. 15. Конституционное право России. - М.: АСТ, Сова, 2019. - 160 c. 16. Курак, А. И. Конституционное право / А.И. Курак, А.В. Марыс-кин. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 292 c. 17. Тамбовцев А.И. Взаимодействие органов внутренних дел со сред¬ствами массовой информации: достоинства и недостатки действующих нор¬мативных правовых актов // Актуальные вопросы публичного права. Научно-практический журнал. – 2014. - № 1. – С. 92-110. 18. Тимошенко В.А., Смушкин А.Б. Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации». - Система ГАРАНТ, 2012.- №3. – 89.
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика СМИ в Российской Федерации 1.1 Теоретико-правовые аспекты, понятия, специфика и приемы работы средств массовой информации Средства массовой информации России - средства (органы) повсе-дневной практики сбора, обработки и распространения информации, предна¬значенные для массовой аудитории в Российской Федерации[заимствова¬ние]. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27 де-кабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» под сред-ствами массовой информации понимаются: • периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюлле¬тень, другое издание с постоянным названием, текущим выпуском и выходящее не реже одного раза в год; • онлайн-издание; • радиоканал; • телеканал; • видеопрограмма; • программа кинохроники; • другая форма периодического распространения средств массовой информации под постоянным наименованием . СМИ - организационно-технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование вербальной, образной и музы¬кальной информации . Ведущая роль средств массовой информации в формировании обще-ственного мнения отражена в их определении как «Четвертой Власти». При-мерно четверть времени бодрствования человека зависит от средств массовой информации. Каждое СМИ имеет свою собственную знаковую систему. Пе¬чать или пресса - это письменное слово или визуальный образ. Радио исполь¬зует разговорное слово и музыку. Телевидение синтезирует произносимое слово, движущееся изображение и музыку. Интернет-коммуникации исполь¬зуют письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст, речевые и му¬зыкальные звуки, анимацию. Чтобы определить влияние СМИ на эффективность той или иной поли¬тической PR-кампании, необходимо указать специфические особенности каждого из СМИ. Пресса - это массовые периодические издания-газеты и журналы. Га-зета в основном публикует информацию о текущих событиях, а также обзор¬ные и аналитические материалы. Объем газеты составляет от 2 до 100 и бо¬лее страниц. Печать или пресса - это письменное слово или визуальный образ. Ра¬дио использует разговорное слово и музыку. Телевидение синтезирует про¬износимое слово, движущееся изображение и музыку. Интернет-коммуникации используют письменную речь в интерактив-ном режиме, гипертекст, речевые и музыкальные звуки, анимацию. Чтобы определить влияние СМИ на эффективность той или иной политической PR-кампании, необходимо указать специфические особенности каждого из СМИ. Газеты классифицируются по следующим критериям. По частоте их выпуска они делятся на ежедневные, еженедельные, воскресные, утренние и т. д. Существуют международные, национальные, региональные, местные и корпоративные масштабы. Существуют профильные, а именно массовой направленности, специализированные.[заимствование] Для эффективной работы со СМИ необходима систематическая и по-стоянно обновляемая информация о них, которая фиксируется в медиа-карте. Медийная карта основана на двух принципах: вертикальном и горизонталь¬ном. Вертикальный список СМИ включает в себя узкоспециализированные и отраслевые СМИ. Горизонтальный список включает в себя средства массо¬вой информации, которые обслуживают широкую общественность нужного региона. Мультимедийная карта должна содержать: - основной перечень средств массовой информации, с которыми заин-тересованное лицо намерено работать; - специализированные списки средств массовой информации по целе-вым аудиториям, собственникам или группам влияния, по отношению к вла¬сти; реальный тираж и состав аудитории средств массовой информации; - расписание публикаций и программ; структура по полосам и катего-риям; - внутренняя структура редакции: главный редактор, ответственный секретарь, редакторы отделов или направлений, ключевые корреспонденты. Кроме того, адреса местонахождения, обычные и электронные адреса, номера телефонов и факсов. Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных мероприятий[заимствование]. Существует основной инструмент, который должен использоваться для облегчения освещения политической PR-кампании в прессе-пресс-пакет. Ме¬диа-комплект предназначен для предоставления СМИ полной исходной ин¬формации о заинтересованной стороне или лице. Средства массовой инфор¬мации могут использовать его в качестве готового ориентира при подготовке материалов о заинтересованной стороне/лице. Этот пакет отправляется во все средства массовой информации, указанные в медиа-карте. Упаковочные ма¬териалы должны быть помещены в папку с двумя отделениями. Наиболее важные сообщения должны быть размещены в правой части папки. Матери¬алы, содержащие общую информацию, размещаются в левом разделе. Можно выделить несколько наиболее важных принципов работы со СМИ:нельзя отдавать предпочтение только одному источнику, предостав-лять СМИ актуальную, интересную и актуальную информацию, предостав-ляемую во время и в удобной для журналистов форме, нельзя просить замять какую-то неприятную историю; не обрушивать шквал новостей на прессу; необходимо учитывать интересы СМИ; поддерживать доверительные отно¬шения с теми, чья аудитория наиболее заинтересована; организация должна иметь план ра¬боты со СМИ, работать над ним и ожидать того же от СМИ; предоставлять СМИ информацию «в один голос». Это позволяет нам сфор¬мулировать пози¬цию организации для общественности в Связной и последо¬вательной форме. Необходимо своевременно опровергать несправедливые обвинения, даже если для этого недостаточно фактов. Вы должны возразить, если пресса от¬ражает 1.2 Принципы функционирования СМИ Основные принципы функционирования СМИ: свобода коммуникации, разнообразие, качество информации, социальный и культурный порядок. Свобода общения подразумевает: • отсутствие цензуры, каких-либо обстоятельств, связанных с приви¬легированным положением, или иных мер контроля со стороны изда-теля, учредителя, органов власти; право публиковать и распространять ново¬сти, мнения; отсутствие обязанности публиковать то, что они не хотят пуб¬ликовать; • равные права и возможности для граждан иметь свободный до-ступ к новостям, точкам зрения, образованию и культуре; • свобода самим СМИ получать информацию из соответствующих источников; • отсутствие скрытого влияния владельцев СМИ или рекламодате¬лей на выбор новостей или выражение точек зрения; • активная и критическая редакционная политика в области представ¬ления новостей и мнений, инновационная и независимая издатель-ская политика в области культуры и искусства. Эти принципы предполагают, что единственными законными интере-сами, которым они должны служить, являются интересы коммуникаторов и граждан. Эти требования не лишены ряда противоречий и потенциальных кон-фликтов. Во-первых, свобода публичного общения не может быть абсолют-ной. При этом следует учитывать ограничения, налагаемые на частные и об-щественные интересы. Во-вторых, существует потенциальный конфликт ин-тересов между владельцами или теми, кто контролирует каналы связи, и теми, кто хочет получить доступ к этим каналам, но не имеет на это полно-мочий. В-третьих, может возникнуть дисбаланс между тем, что коммуника-торы хотят сказать, и тем, что другие хотят услышать. Иными словами, сво-бода одного лица передавать информацию может не совпадать со свободой другого лица выбирать ее. Наконец, может возникнуть необходимость вме-шательства правительства или общественных сил для обеспечения опреде-ленных свобод, которые не обеспечиваются на практике . Естественно, невозможно достичь какого-то идеального состояния сво¬боды общения. Однако свобода общения дает следующие преимущества: • систематический общественный контроль за теми, кто находится у власти, и адекватное информирование об их деятельности; • стимулирование активной и информированной системы обществен¬ных отношений и общественной жизни; • умение выражать идеи, идеи и мнения самого разнообразного куль¬турного содержания; • постоянное обновление и изменение культуры и общества; • разнообразие[заимствования]. Предполагается, что чем больше различных каналов публичной ком-муникации доведут наиболее разнообразный и изменяющийся контент до наибольшего числа аудиторий, тем лучше. На самом деле это правильная ин¬терпретация до тех пор, пока разнообразие, как и свобода, является содержа¬тельно-нейтральным. Однако многообразие, рассматриваемое в контексте систем массовой коммуникации и их содержания, приобретает более специ¬фические нормативные черты: • СМИ должны более или менее пропорционально отражать в своей структуре и содержании различные социальные, экономические и культурные реалии общества и сообществ; • СМИ должны иметь более или менее равные возможности до-ступа для представителей социальных и культурных меньшинств; • СМИ должны служить форумом для выражения интересов и мне¬ний в обществе и составляющих его сообществах. Уровень возможного разнообразия ограничен пропускной способно-стью канала и редакционным выбором, который должен быть сделан. Чем в большей степени коммуникация будет ориентирована на отражение обще-ства, тем больше вероятность того, что меньшинства будут исключены из информационного процесса. Небольшие возможности доступа будут разде-лены между многими кандидатами. Точно так же точное следование пропор¬циям и доминирующим ожиданиям и вкусам снижает шансы на предложение широко ориентированных программ, а также потенциал для серьезных изме¬нений, в то время как наличие глубоко дифференцированных средств массо¬вой коммуникации в обществе помогает компенсировать недостатки «тради¬ционных» каналов коммуникации[заимствование]. Хотя разнообразие считается ценностью само по себе, оно часто при-носит и другие выгоды. Они состоят из: • открытие возможностей для социальных и культурных измене-ний, особенно там, где это происходит в форме доступа к новым, слабым и маргинальным голосам (источникам); • обеспечение контроля над «теневыми сторонами» свободы; • возможности для меньшинств сохранить свое «я» в больших обще¬ствах; • уменьшение социальных конфликтов за счет расширения возмож¬ностей для взаимопонимания между потенциально противополож-ными группами и интересами; • в содействии обогащению и разнообразию культурной и социаль¬ной жизни. Вопрос об ответственности средств массовой информации в сфере культуры горячо обсуждается как на национальном, так и на международном уровнях[заимствование]. Существует мало согласия и еще меньше реальных действий. В си¬туации, когда нормы зачастую носят необязательный и изби¬рательный ха¬рактер, существует определенное согласие относительно основ¬ных принци¬пов культурной политики в отношении деятельности средств массовой ин¬формации. Их основные элементы можно представить следую¬щим образом: • содержание СМИ должно отражать и выражать язык и современ¬ную культуру народа, которому они служат; • некоторое преимущество следует отдать воспитательной роли этих фондов, а также их отражению в лучших материалах культурного наследия страны; • СМИ должны способствовать культурному творчеству, оригиналь¬ности и созданию качественных произведений. Глава 2. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности СМИ в российской федерации и в зарубежных странах 2.1. Международно-правовое регулирование статуса СМИ Право человека на свободу средств массовой информации, основанное на свободе слова и печати, должно обеспечиваться государством, в том числе через систему соответствующих государственных органов, а также установ¬ленными гарантиями и принципами. Нет никаких сомнений в том, что в этой сфере созданы определенные международно-правовые предпосылки, которые оказывают существенное влияние на соответствующую государственно-пра¬вовую базу Российской Федерации . Введение в правовую систему Российской Федерации международных договоров Российской Федерации и признанных международно-правовых норм как непосредственного регулятора отношений, охватываемых внутри-государственной юрисдикцией статьи 15 Конституции, определяет актуаль-ность и практическую значимость механизма последовательной реализации прав и свобод личности, а также обеспечения средств массовой информации, зафиксированных не только в Конституции и федеральных законах, но и в международных правовых актах . Международно-правовые предпосылки и основы свободы средств мас¬совой информации состоят из совокупности соответствующих идеальных моделей, которым должны соответствовать существующие правовые отно¬шения в этой сфере. В частности, суще¬ствуют международно-правовые нормы, включающие необходимость зако¬нодательного закрепления свободы мысли и слова, права физических лиц на защиту сведений, составляющих личную, семейную и коммерческую тайну, право на доступ к общественно значимой информации, право свободно про-изводить, распространять, искать и обмениваться информацией, обязанность государства регулировать пере¬чень сведений, составляющих государствен¬ную тайну, определять порядок доступа к ним, противодействовать монопо¬лизации средств массовой ин¬формации. Однако в дальнейшем приходим к выводу, что международно-правовая база свободы СМИ формируется в виде набора соответствующих стандартов, что не совсем верно. В соответствии со Всеобщей Декларацией прав человека, утвержден-ной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет право на свободу, право на свободу мысли и право на свободу убеждений и их свободное выражение . Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Позднее эти права и свободы были отражены и получили дальнейшее развитие в ряде международных договоров. Знаковым событием в развитии прав и свобод человека и, в частности, свободы средств массовой информации стало принятие Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в Риме 4 ноября 1950 года[заимствование]. Статья 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит, что каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. Далее раскрывается содержание этого права: свобода придержи¬ваться своего мнения, а также свобода получать и распространять информа¬цию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных ор¬ганов и независимо от государственных границ. Этот комплекс прав-в отли¬чие от всеобщей декларации-не содержит такого важного элемента, как сво¬бода поиска, а также указания на многочисленные пути и средства осуществ¬ления этого права. Оговорка об исключении любого вмешательства исклю¬чительно со стороны государственных органов оставляет «простор» для «другого» (негосударственного) вмешательства. В Декларации прав человека и гражданина 1789 года (Франция) ска-зано: «целью всех политических объединений является сохранение есте-ственных и неотъемлемых прав человека» . Эти документы, которые до сих пор действуют в их странах, впослед-ствии использовались в качестве основы для международных документов, а последние, в свою очередь, стали образцами для внутригосударственных правовых актов, что свидетельствует о взаимозависимости внутреннего и международного права. Со времени принятия французской деклара¬ции прав человека и граж-данина в 1789 году большинство конституций мира стали содержать нормы, касающиеся правового статуса человека и гражда¬нина, в том числе права на информацию[заимствование]. Свобода, в том числе свобода СМИ, не может существовать изолиро-ванно от других государств мирового сообщества в отдельном государстве, и она не может не опираться на некоторые общие принципы, основы и общие предпосылки . Далее говорится, что принципы свободы беспрепятственного переме-щения информации внутри страны и через государственные границы заслу-живают поддержки всех сил, заинтересованных в развитии и защите демо-кратических институтов. В то же время любая цензура, прямая или косвен-ная, считается неприемлемой. Законы и практика, ограничивающие право средств массовой информации на свободный сбор и распространение инфор¬мации, должны быть отменены. Местные и центральные органы власти не должны вмешиваться в содержание публикуемых или передаваемых сообще¬ний, а также ограничивать доступ к источникам информации. Резолюция № 428 (1970) является специальным международно-право-вым документом в области реализации права человека на свободу слова кон¬сультативной ассамблеи Совета Европы «О Декларации о средствах мас-со¬вой информации и правах человека» . Эта декларация определяет статус Прессы и других СМИ, систему гарантий независимости СМИ, меры по обеспечению ответственности средств массовой информации, меры по за-щите личности от любого посягательства на ее право на уважение своей лич¬ной жизни. Однако важным посылом является признание того, что СМИ выпол-няют «очень важную функцию в интересах широкой общественности». Кроме того, для того чтобы СМИ могли выполнять эту функцию в обще-ственных интересах, необходимо соблюдать следующие принципы: распро-странение права на свободу выражения мнений на СМИ, обязательная ссылка в законе на независимость прессы и других средств массовой инфор-мации от государственного контроля, допускающая ограничение этой неза-висимости только судебным решением, независимость СМИ от угрозы моно¬полий, а также другие не менее важные принципы . Заключенная в Минске 26 мая 1995 года Конвенция Содружества Неза¬висимых Государств о правах человека и основных свободах гарантирует право на свободное выражение мнений и включает в свое содержание сво¬боду придерживаться своих мнений, получать и распространять информацию и идеи любым законным способом без вмешательства государственных орга¬нов и независимо от государственных границ . Следует признать, что в большинстве рассматриваемых актов, осно-ванных на условиях демократической правовой системы, преобладает инди-видуалистический подход к правам человека и гражданина, основанный на приоритете личности над обществом и государством. Таким образом, мы можем попытаться дать наиболее полное и содер-жательное определение рассматриваемого права. По нашему мнению, право на свободное выражение мнений включает свободу придерживаться своих убеждений, а также свободу искать, получать и распространять информацию и идеи независимо от государственных границ любым законным способом без вмешательства граждан, должностных лиц, государственных органов, ор¬ганизаций, учреждений или общественных организаций. Эта свобода состоит из двух частей: пассивной и активной. Эта состав-ляющая права на свободу выражения является пассивной, поскольку она кон¬статирует и защищает существование у человека уже сформированного мне¬ния, а не приводит к передаче этого мнения другим лицам. В пункте 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и полити-ческих правах говорится, что осуществление этих прав налагает особые обя¬занности и ответственность. Поэтому на него могут быть наложены опреде¬ленные ограничения, которые, однако, должны быть установлены законом. Далее выделяются следующие основания для ограничений: уважение прав и репутации других лиц, защита государственной безопасности, обществен¬ного порядка, здоровья или нравственности населения [заимствование]. Кроме того, в ст. 20 настоящего документа предусмотрено дополнительное ограничение в виде запрета законом любой пропаганды войны, а также вы¬сказываний в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию . В Конвенции Содружества Независимых Государств о правах человека и основных свободах отмечается, что осуществление этих свобод налагает обязанности и ответственность и может включать формальности, условия и ограничения, предусмотренные законом и необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, об¬щественного порядка или защиты прав и свобод других лиц . Значение указанных документов и содержащихся в них норм подчер-кивается в разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, высказанных «в целях единообразного применения судами конституционных норм при отправлении правосудия». Таким образом, суды при отправлении правосудия должны исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвен¬циях и других обязательных аспектах: географическом, политическом, ин¬струментальном и механическом. В то же время, признавая верховенство прав и свобод человека и граж¬данина, следует подчеркнуть, что рассмотренные выше права и свободы мо¬гут быть ограничены в их осуществлении. Признание самой возможности ограничения прав и свобод человека перешло из области философских идей в область права. Очевидно, что попытка вывести понятие свободы как «отсут¬ствие каких-либо ограничений» сделана скорее для лучшего понимания про¬стых людей, но в ней нет ничего абсолютного, в том числе и свободы . В пункте 2 статьи 29 Всеобщей Декларации прав человека говорится, что при осуществлении своих прав, и свобод каждый человек[заимствова-ние]должен под¬вергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исклю¬чительно в целях обеспечения: 1) должное признание и уважение прав и свобод других лиц; 2) удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В то время как Всеобщая декларация прав человека устанавливает ос-нования для ограничений только в интересах других граждан и общества в целом , Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод отмечается, что осуществление этих свобод, налагающих обязанности и от-ветственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, документами, а также международными договорами Российской Федерации, являющимися в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации неотъемлемой частью ее правовой системы . Таким образом, принимая это во внимание, суд не вправе применять нормы закона, регулирующие возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о со¬гласии, на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмот¬ренные законом. В этих случаях применяются нормы международного дого¬вора Российской Федерации. Следует иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 5 Федерального за-кона Российской Федерации «О международных договорах Российской Фе-дерации» положения официально опубликованных международных догово-ров Российской Федерации, не требующие опубликования внутригосудар-ственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непо-средственно . В иных случаях наряду с международным договором Россий¬ской Федерации должен применяться и соответствующий внутригосудар¬ственный правовой акт, принятый во исполнение положений указанного международного договора. Федеральный закон от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» стал значимым актом в российской правовой системе при утверждении меж¬дународно-правовой базы обеспечения прав и свобод человека и гражда¬нина, в том числе свободы СМИ. Таким образом, несмотря на то, что основные информационные права и свободы человека и гражданина закреплены во всех этих документах, они не одинаковы по своему содержанию и объему полномочий. Кроме того, при¬чины их возможных ограничений и определяемые там прямые ограничения часто не совпадают. Это может привести к взаимоисключающим толкова¬ниям и так называемым двойным стандартам, которые часто используются в международном праве в качестве средства достижения отдельными странами своих внешнеполитических целей. Все это ведет к нарушению права на сво¬боду выражения мнений и свободу СМИ. Существует необходимость в единообразной формулировке, как рас-сматриваемых прав, так и присущих им ограничений с последующим их включением в законодательство. В то же время при решении вопроса о гра-ницах этой свободы следует помнить, что свобода слова рассматривается как основа всех других свобод и, следовательно, ее существенная ценность должна учитываться во всех случаях, когда решается вопрос о границах сво¬боды слова, границах ответственности за ее злоупотребление .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 47 страниц
450 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 12 страниц
160 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
350 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
120 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg