Глава 1. Теоретические основы формирования научных понятий в рамках учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе
1.1. Система представлений и понятий в начальной школе
В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Система представлений и понятий в начальной школе достаточно широка и многообразна. Данная система формируется при изучении всех предметов. Остановимся более подробно на системе представлений и понятий, формируемой при изучении курса «Окружающий мир».
Как отмечает Н.А. Федосова, знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Цель интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Данный предмет создаёт фундамент для дальнейшего многих дисциплин основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, научного образования и воспитания.
Роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру [24].
М.И. Махмутов указывает, что «знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами предмета окружающего мира. Одна из основных особенностей данного курса – системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно в несколько этапов. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни» [19, с. 108].
В основе возникновения формирования и развития представлений и понятий у обучающихся при изучении предмета «Окружающий мир» лежит процесс мышления. Е.Г. Новолодская представляет данный механизм следующей последовательностью:
1. Чувственное мышление: отражение в ощущениях отдельных свойств предмета > отражение в сознании предмета в целом > восприятие предмета в целом, во взаимосвязи его особенностей > предмет запечатлевается и сохраняется в сознании, может восстанавливаться, вспоминаться. Формируются представления – сохранившиеся в сознании человека чувственно-наглядные и обобщенные образы воспринятых ранее предметов, явлений действительности, которые в настоящий момент могут не воздействовать на органы чувств (например, образ дерева).
2. Логическое мышление: повторное восприятие предметов > сравнение и сопоставление нескольких однородных предметов (например, деревьев одного вида – берез или дубов) > выделение конкретных признаков для данных однородных предметов (например: у берез белый с черными полосками ствол, у дубов – определенной формы листья и плоды – желуди).
3. Абстрактное мышление: отвлечение от отдельных признаков и выделение главных существенных для всей группы однородных предметов (например, у всех деревьев наличие одного твердого ствола и кроны). Формируются понятия – обобщенное знание целой группы предметов, объединенных по однородности их существенных признаков > формируются суждения и умозаключения [22].
Рассмотрим отличительные особенности понятий.
По мнению Л.И. Буровой, «понятие – форма логического мышления, образ, фиксирующий общие и существенные признаки и свойства предметов и явлений и отношения между ними» [6, с. 134].
Согласно толковому словарю В.И. Даля, понятие «представляет собой отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам» [10, с. 540].
Под понятием понимается мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. По словам Л.И. Буровой, «понятие – это особая форма мышления, в то же время важнейший объект учебных действий и фактор умственного развития учащихся. В понятии отражается реальная общность предметов и явлений со стороны их существенных признаков и отношений, фиксируемых в слове. Объем понятия характеризуется количеством обобщенных в нем объектов, отражает количественную сторону процесса познания. Кроме того, любое знание – законы, теории, идеи – раскрываются в форме научных понятий. Суждение представляет собой связь понятий, оперирование ими» [6, с. 113].
Понятия, формируемые в курсе окружающего мира, классифицируются:
? по содержанию (совокупность существенных свойств предметов и явлений природы, отражаемых в сознании с помощью данного понятия): простые (линия горизонта, стороны горизонта) и сложные (горизонт);
? по объему (количество объектов, отражаемых в сознании, или охватываемых этим понятием): единичные (торф, песок) и общие (полезные ископаемые);
? по отраслям знаний: географические (холм, гора), биологические (дерево, природное сообщество), анатомические (кожа, нервная система), экологические (заповедник, Красная книга), валеологические (режим дня, здоровье), химические (тело, вещество, частица), исторические (летопись, дружина) и пр.
Анализируя современные учебно-методические комплекты по окружающему миру для начальной школы, Е.Г. Новолодская выделяет фундаментальную систему понятий, которая должна быть сформирована у обучающихся [22] (рисунок 1).
Мы считаем, что данная система может быть дополнена и другими компонентами: «безопасность жизнедеятельности», «культура и искусство», «государство» и пр.
Е.Г. Новолодская формулирует основные положения теории о развитии понятий:
? в природоведческих понятиях выражается содержание предмета «Окружающий мир»;
? понятия не даются ученикам в готовом виде, их развивают в процессе обучения; формирование и развитие понятий происходит в поэтапном процессе;
? сложные понятия формируются путем обобщения простых, слияния, интеграции и во взаимосвязи с понятиями других учебных дисциплин;
? существуют разные типы развития понятий: непрерывное и прерывистое, сквозное и приуроченное к небольшим отрезкам учебного материала и времени его изучения;
? при непрерывном формировании и развитии понятий происходит преемственное и более осознанное их усвоение;
? движение понятий в школьном предмете «Окружающий мир» сопровождают все более полным отражением, адекватным природе вещей и явлений [22].
Как указывает П.Г. Саморукова, для формирования понятия большое значение имеет логическая последовательность изложения нового материала. Учитель может использовать индуктивный или дедуктивный метод изложения, а может и оба метода вместе. При индукции дети, опираясь на опыты и наблюдения, знакомятся с фактами, свойствами, а затем делают выводы, обобщения. То есть формирование понятий идёт от частного, конкретного к общему, целому. При дедуктивном методе формирования понятий работа идёт, наоборот, от общего к частному. То есть вначале даётся определение понятия, а затем это понятие заполняется представлениями. Для формирования понятий по этому пути обычно проводится эксперимент, практическая работа в сочетании с рассказом учителя. Выбор пути формирования понятия зависит от сложности понятия. Когда знание носит теоретический характер, чаще используется дедуктивный путь [20].
И.Л. Андреев отмечает, что в предмете «Окружающий мир» есть понятия, формирующиеся в основном на представлениях, полученных непосредственно в окружающей среде. Есть в предмете «Окружающий мир» и такие понятия, которые невозможно сформировать путём наблюдений по той причине, что изучаемые объекты принадлежат истории (например, понятие «Древняя Русь»). Формирование таких понятий идёт с помощью наглядных средств и словесных описаний. При этом между этими формируемыми представлениями и представлениями, уже полученными на краеведческой основе, формируются ассоциативные связи [2].
Рассмотренные примеры путей формирования понятий касаются в основном так называемой объяснительно-иллюстративной модели образования. Формирование понятий при поисковом обучении идёт путём постановки и решения проблемного вопроса (задачи).
Таким образом, в понятиях, как дидактических единицах содержания науки, изложен обязательный минимум знаний по учебному предмету, в их содержании фиксируется сущность предметов и явлений, отражаются результаты обобщений. В начальной школе формируется широкая система представлений и понятий при изучении всех предметов, в том числе и окружающего мира. В курсе окружающего мира закладывается фундамент представлений и понятий для дальнейшего изучения детьми учебных дисциплин: «Биология», «География», «История», «Физика» и др.
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» с точки зрения формирования научных понятий
Изучение предмета «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
? формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
? духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
? формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
? осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
? формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
? формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Е.Н. Губанова указывает, что в основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы [8].
А.Т. Степанищев считает, что учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный предмет является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых .
В рамках данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи научного познания и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества, как важнейшее национальное достояние России.
Проведем анализ содержания учебного материала в учебниках по окружающему миру А.А. Плешакова («Школа России») с точки зрения формирования научных познаний и понятий у младших школьников [26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33].
В учебнике 1-го класса (часть 1) предусмотрено изучение ряда тем по формированию научных понятий.
Раздел: «Что и кто?» Содержит следующие темы:
«Что такое Родина?» Обсуждается, что такое Родина, и почему она так дорога каждому из нас; что вы знаете о нашей стране и своем городе; как выглядит флаг и герб России. Дается определение понятия «Родина».
«Что мы знаем о Москве?» Дети знакомятся с понятием «столица», у них формируется представление о президенте России.
Во второй части учебника [27] научные представления и понятия практически не встречаются. В некоторых параграфах представлены иллюстрации: одежда первобытных людей, история появления велосипедов, первый полет человека в космос.
Особенность учебника для 2-го класса [28] данной программы состоит в том, что он опирается на культурологические принципы, понятия, категории. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное единство, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное единство. Программа знакомит обучающихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года.
2 класс (часть 1). Раздел: «Где мы живем».
Содержит следующие темы:
«Родная страна». Дети вспоминают, как выглядит наш герб и флаг. У них формируется уважительное отношение к государственным символам России. Даются формулировки понятий: «Россия», «федерация». Прилагаются иллюстрации флага и герба, представлен гимн России. В задании «Проверим себя и оценим свои достижения» предлагается выполнить задания на знание гимна и народов России.
«Культура и образование». Учащиеся узнают, какие бывают учреждения культуры и образования. По иллюстрациям в учебнике рассматривают и определяют их. Даются формулировки понятий: «учреждения культуры и образовательные учреждения». Младшие школьники получают представления о том, какие учреждения культуры и образования есть в их родном городе.
«Какие бывают музеи». Дети знакомятся с некоторыми музеями России, узнают о Кунсткамере. В конце данного параграфа предлагается выполнить задание: с помощью Интернета совершить воображаемую экскурсию в любой интересный для вас музей.
2 класс (часть 2). Раздел: «Общение» [29].
В задании «Прочитаем и обсудим» представлен текст «Семейные традиции», в котором происходит знакомство детей с понятиями семья и традиции. В конце параграфа представлено задание на знание понятия «традиция».
«Путешествие по Москве». Учащиеся знакомятся с планом и гербом Москвы и Санкт-Петербурга, работают с картами. В параграфе представлена дополнительная информация и иллюстрации памятника Юрию Долгорукому, Храма Христа Спасителя, Красной площади, «гром-камня». Дается определение понятий «план» и «Московский Кремль».
Учебник для 3-го класса направлен на осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
3 класс (часть 1). Раздел: «Как устроен мир» [30].
Тема «Общество» знакомит учащихся с такими понятиями, как «человечество», «народ», «государство». Идет повторение изученных во 2-м классе понятий «флаг», «герб», «президент». Дается дополнительная информация «Что такое государство?».
Предлагаются задания: с помощью таблицы определить, кто является главой государства в разных странах, а также домашнее задание: используя информацию из учебника, дай характеристику нашему государству – России; запиши в словарик слова: семья, народ, государство, общество.
3 класс (часть 2). Раздел: «Путешествие по городам и странам» [31].
Учащиеся работают с политической картой, осознают необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, узнают о людях, основавших города Золотого кольца России. Также представлены иллюстрации древних сооружений и основателей городов.
Учебник для 4-го класса нацелен на:
? формирование у детей основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
? формирование становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
? формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
? формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4 класс (часть 1). Раздел «Земля и человечество» [32].
«Мир глазами историка». Даются определения понятий: «история», «архив», «исторический источник», «летопись», «археология», «век», «столетие», «тысячелетие», «летосчисление», «историческая карта», «эра». Подробно изучается время до нашей эры и наша эра. Предлагается домашнее задание: записать эти слова в словарик. Проводится работа с римскими цифрами и картой. Встречается задание, в котором нужно определить в каком веке произошло событие (первое упоминание о Москве – 1147 год, основание Санкт-Петербурга – 1703, твое рождение). Домашнее задание: найди в энциклопедии даты жизни известных тебе великих людей. По этим датам определи век.
4 класс (часть 2). Раздел «Страницы всемирной истории». Включает в себя следующие темы: «Начало истории человечества», «Мир древности: далекий и близкий», «Средние века: время рыцарей и замков», «Новое время: встреча Европы и Америки», «Новейшее время: история продолжается сегодня».
Изучая этот раздел, учащиеся будут:
? распознавать некоторые знаменитые сооружения прошлого и рассказывать о них;
? показывать с помощью глобуса, как человек открывал планету Земля;
? описывать по иллюстрациям некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
? узнавать о занятиях и профессиях людей прошлого;
? составлять словарь по теме, различать слова и выражения, относящиеся к истории.
Даются определения понятий: «первобытные люди», «древний мир», «средние века», «рыцарь», «христианство», «новое время», «новейшее время».
Предлагаются задания:
? изобразить в картинках занятия первобытных людей;
? в краеведческом музее посетить отдел, посвященный жизни первобытных людей, рассмотреть находки археологов и рассказать о них на уроках;
? сочинить рассказ об одном дне из жизни европейца конца XIX века.
Раздел «Современная Россия» включает следующие темы [33]: «Основной закон России и права человека», «Мы – граждане России», «Славные символы России», «Такие разные праздники», «Путешествие по России».
Изучая этот раздел, учащиеся учатся:
? объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный среди них – Конституция РФ – защищают наши права;
? понимать, в чем состоят различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды ее истории;
? раскрывать значение государственных символов России, находить их среди символов других стран;
? осознавать связь современной России с ее историей.
Даются такие понятия, как: «Конституция», «федерация», «закон», «президент», «герб», «флаг», «гимн».
Предлагаются задания:
Подготовь проект «Декларация прав»:
? членов твоей семьи;
? учащихся твоего класса;
? учителей и учащихся твоей школы.
Посмотри программу новостей и расскажи о государственных делах Президента, Федерального собрания и Правительства России.
Сравни изображения современного герба России с изображением на печати Ивана Третьего. В чем сходство? Что изменилось?
Также есть «Странички для любознательных», в которых встречается огромное количество заданий на формирование у детей исторических представлений и понятий.
В курсе изучения материала по учебнику А.А. Плешакова учащиеся знакомятся со следующими понятиями:
? история – наука о прошлом людей;
? век, столетие – период времени, протяженностью в сто лет;
? исторический источник – все, что может рассказать нам о прошлом людей;
? архив – хранилище документов;
? эра – большой исторический период;
? государство – механизм управления обществом в какой-либо стране;
? конституция – основной закон страны;
? законы – правила, обязательные для всех жителей страны;
? государственный гимн – торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства и др. [24].
Таким образом, УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова обладает значительным потенциалом с точки зрения формирования научных понятий у младших школьников. Он может быть реализован более эффективно при соблюдении ряда педагогических условий.
1.3. Характеристика педагогических условий формирования научных понятий в начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир»
По определению Н.М. Скаткина: «педагогическое условие – это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений» [32, с. 145].
Формирование научных понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет осуществляться более эффективно, если соблюдаются следующие педагогические условия:
? проведение терминологической работы на уроках;
? моделирование опорных схем и интеллектуальных карт по историческому материалу;
? включение детей в реализацию проектов;
? организация экскурсий с младшими школьниками в музеи.
Дадим характеристику указанных педагогических условий.
Проведение терминологической работы на уроках.
М.Т. Студеникин считает, что работа с понятиями и терминами является важной составляющей на уроках окружающего мира, поэтому необходимо осуществлять проверку незнания учениками терминов, а умения их применять. По его мнению, термин – это «слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее».
Можно использовать разнообразные приемы работы с понятиями и терминами, например:
? «четвертый лишний» – исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три (например: фреска, портрет, икона, мозаика);
? «продолжи ряд» – написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова (например: президент, закон, страна);
? с проверяемым термином надо составить предложение (например, со словосочетанием «археологические раскопки») – проверяется уместность употребления слова, понимание контекста;
? среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами, например:
1. исторический источник – документ, срок действия которого давно истек;
2. исторический источник – родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времен;
3. исторический источник – то, что может рассказать нам о прошлом людей;
? самостоятельное составление кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали – отходят от него параллельно друг другу. (ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки);
? дается текст с пропусками терминов, под ним – список понятий, их надо вставить в нужное место текста (слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)