Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические основы формирования научных понятий в рамках учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе

cool_lady 480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2021
Цель исследования: определить педагогические условия формирования научных понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» и доказать их эффективность. Объект: процесс изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Предмет исследования: педагогические условия формирования научных понятий у младших школьников. Гипотеза: формирование научных понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет осуществляться более эффективно, если соблюдаются следующие педагогические условия: ? проведение терминологической работы на уроках; ? моделирование опорных схем и интеллектуальных карт; ? включение детей в реализацию проектов; ? организация экскурсий с младшими школьниками в музеи и др. Задачи исследования: 1. Раскрыть систему представлений и понятий курса «Окружающий мир» для начальной школы. 2. Проанализировать содержание учебно-методического комплекта (УМК) «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) с точки зрения формирования у младших школьников научных понятий. 3. Охарактеризовать педагогические условия формирования научных понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». 4. Выявить уровень сформированности научных понятий у младших школьников. 5. Разработать и реализовать комплекс занятий по формированию научных понятий у младших школьников, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы. Методы исследования: ? теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; ? анализ содержания УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова («Школа России»); ? методика диагностики уровня сформированности научных понятий у младших школьников; ? опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов. База исследования: Осино-Гайский филиал МБОУ 2-Гавриловской СОШ Тамбовской области. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Введение

Одной из важнейших задач школы является обеспечение усвоения школьниками системы знаний основ наук. Научные понятия являются ключевым компонентом систем научных знаний. Поэтому формирование понятий занимает центральное место в обучении. Исследованием проблемы определения сущности понятия, механизмов их формирования в сознании человека занимались многие философы, психологи и методисты. Какую бы школьную дисциплину мы не рассматривали, овладение учащимися соответствующими знаниями было бы невозможно без усвоения системы понятий науки. Образуются они в результате анализа вновь открытых научных фактов. Через системы научных понятий формулируются законы. Каждый закон выражает связь с ними. Если не усвоены соответствующие понятия, не могут быть усвоены и законы Усвоение понятий в начальной школе очень часто отличается формализмом. Это значит, что учащиеся правильно воспроизводят определение понятий, осознают их содержание, но не умеют пользоваться ими при ориентировке в предметной действительности, при решении задач на примере этих понятий. Формирование и развитие научных понятий необходимо начинать еще в начальной школе. Значительным потенциалом в решении данной проблемы обладает предмет «Окружающий мир», интегрирующий в своем содержании различные отрасли знаний: экология, география, краеведение, история и пр. Вопросы формирования и развития понятийного аппарата младших школьников представлены в работах ученых и методистов: Д.Д. Данилова, Е.Г. Новолодской, Р.Ю. Стреловой, М.Т. Студеникина, А.В. Хуторского, О.А. Шамигуловой, В.В. Шоган и др.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретические основы формирования научных понятий в рамках учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе 5 1.1. Система представлений и понятий в начальной школе 5 1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» с точки зрения формирования научных понятий 10 1.3. Характеристика педагогических условий формирования научных понятий в начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир» 18 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию научных понятий в рамках учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе 25 2.1. Выявление уровня сформированности научных понятий у младших школьников 25 2.2. Реализация комплекса занятий по формированию научных понятий у младших школьников 28 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 32 Заключение 34 Список использованной литературы 36
Список литературы

1. Атолич, Ю.А. Срез исторических знаний у младших школьников [Текст] / Ю.А. Атолич // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – МПб.: Реноме, 2012. – С. 95-98. 2. Алексеева, Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I [Текст] / Е.В. Алексеева // Вопросы истории. – 2006. – №. 2. – С. 15-30. 3. Горский А.А. Начало Руси: славяно-варяжская дилемма [Текст] / А.А Горский // Родина. – 2009. – № 9. – С. 19-21. 4. Давыдов В.В. Научные достижения Д.Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1989. – 124 с. 5. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание [Текст] / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2015. – 896 c. 6. Жукова, Л.В. История России в датах: справочник [Текст] / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. – М.: Проспект, 2013. – 320 c. 7. Колесникова, С.И. Системно-деятельностный подход как основа внедрения ФГОС. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/10/28/sistemno-deyatelnostnyypodkhod-kak-osnova-vnedreniya-fgos 8. Карпова К.А. Интегрированные уроки истории [Текст] / А.К. Карпова // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 5. – С. 18-21. 9. Конькова, Н.Л. Развитие исследовательских навыков у младших школьников [Текст] / Н.Л. Конькова. – М., Педагогика, 2012. – 126 с. 10. Кириллов, В.В. История России [Текст]: учебное пособие / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2013. – 663 c. 11. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович // Народное образование. – 2010. – № 10. – С. 13-14. 12. Лебедев, О.Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся [Текст] / О.Е. Лебедев. – Л.: Знание, 2011. – С. 123-124. 13. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения [Текст] / М.И. Махмутов // Организация проблемного обучения. – М.: Педагогика, 1997. – С. 108-109. 14. Новожилова, С.Г. Как корректно провести учебное исследование [Текст] / С.Г. Новожилова. – М.: Новая книга, 2014. – 160 с. 15. Новолодская, Е.Г. Система природоведческих понятий в начальной школе [Текст] / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. – 2016. – № 4. – С. 49-55. 16. Олимпиадные задания по окружающему миру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/316791 17. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / С.В. Анащенкова. – М.: Просвещение, 2011. – 453 с. 18. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 95 с. 19. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с. 20. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. 21. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 4 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, А.Е. Крючкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с. 22. Савенков, А.И. Я – исследователь [Текст]: учебник-тетрадь для младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Источник, 2015. – 35 с. 23. Создание интеллект-карт [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml 24. Скаткин, М.Н. Научные основы методики преподавания окружающего мира в начальной школе [Текст] / М.Н. Скаткин. – М.: Известия АПН РСФСР, 1946. – С. 111-176. 25. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / А.Т. Степанищев – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2012. – 210 с. 26. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 178 с. 27. Терминологическая работа с историческими понятиями и терминами [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/priiemy-raboty-s-istorichieskimiponiatiiami-i-tierminami 28. Учебно-методический комплект «Школа России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16861 – 29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от от 26. 11. 2010 приказ № 1241) [Текст]. – М.: Просвещение, 2011. – 93 с. 30. Федосова, Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [Текст] / Н.А. Федосова // Управление начальной школой. – 2008. – № 11. – С. 46-49. 31. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учебное пособие / А.В. Хуторской. – 2-е изд. перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 260 с. 32. Чистякова, М.И. Выполнение проектов младшими школьниками [Текст] / М.И. Чистякова. – М.: Академия, 2014. – 418 с. 33. Шамигулова, О.А. Формирование у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру на основе историкообществоведческих знаний [Текст]: методическое пособие / О.А. Шамигулова, Д.Д. Данилов, Р.Ю. Стрелова. – М.: Литера, 2014. – 58 с. 34. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного исторического образования [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 471 с. 35. Экскурсии в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступаhttps://studwood.ru/1097193/turizm/tehnologiya_podgotovki_provedeniya _ekskursiy.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования научных понятий в рамках учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе 1.1. Система представлений и понятий в начальной школе В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе. Система представлений и понятий в начальной школе достаточно широка и многообразна. Данная система формируется при изучении всех предметов. Остановимся более подробно на системе представлений и понятий, формируемой при изучении курса «Окружающий мир». Как отмечает Н.А. Федосова, знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Цель интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Данный предмет создаёт фундамент для дальнейшего многих дисциплин основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, научного образования и воспитания. Роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру [24]. М.И. Махмутов указывает, что «знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами предмета окружающего мира. Одна из основных особенностей данного курса – системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно в несколько этапов. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни» [19, с. 108]. В основе возникновения формирования и развития представлений и понятий у обучающихся при изучении предмета «Окружающий мир» лежит процесс мышления. Е.Г. Новолодская представляет данный механизм следующей последовательностью: 1. Чувственное мышление: отражение в ощущениях отдельных свойств предмета > отражение в сознании предмета в целом > восприятие предмета в целом, во взаимосвязи его особенностей > предмет запечатлевается и сохраняется в сознании, может восстанавливаться, вспоминаться. Формируются представления – сохранившиеся в сознании человека чувственно-наглядные и обобщенные образы воспринятых ранее предметов, явлений действительности, которые в настоящий момент могут не воздействовать на органы чувств (например, образ дерева). 2. Логическое мышление: повторное восприятие предметов > сравнение и сопоставление нескольких однородных предметов (например, деревьев одного вида – берез или дубов) > выделение конкретных признаков для данных однородных предметов (например: у берез белый с черными полосками ствол, у дубов – определенной формы листья и плоды – желуди). 3. Абстрактное мышление: отвлечение от отдельных признаков и выделение главных существенных для всей группы однородных предметов (например, у всех деревьев наличие одного твердого ствола и кроны). Формируются понятия – обобщенное знание целой группы предметов, объединенных по однородности их существенных признаков > формируются суждения и умозаключения [22]. Рассмотрим отличительные особенности понятий. По мнению Л.И. Буровой, «понятие – форма логического мышления, образ, фиксирующий общие и существенные признаки и свойства предметов и явлений и отношения между ними» [6, с. 134]. Согласно толковому словарю В.И. Даля, понятие «представляет собой отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам» [10, с. 540]. Под понятием понимается мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. По словам Л.И. Буровой, «понятие – это особая форма мышления, в то же время важнейший объект учебных действий и фактор умственного развития учащихся. В понятии отражается реальная общность предметов и явлений со стороны их существенных признаков и отношений, фиксируемых в слове. Объем понятия характеризуется количеством обобщенных в нем объектов, отражает количественную сторону процесса познания. Кроме того, любое знание – законы, теории, идеи – раскрываются в форме научных понятий. Суждение представляет собой связь понятий, оперирование ими» [6, с. 113]. Понятия, формируемые в курсе окружающего мира, классифицируются: ? по содержанию (совокупность существенных свойств предметов и явлений природы, отражаемых в сознании с помощью данного понятия): простые (линия горизонта, стороны горизонта) и сложные (горизонт); ? по объему (количество объектов, отражаемых в сознании, или охватываемых этим понятием): единичные (торф, песок) и общие (полезные ископаемые); ? по отраслям знаний: географические (холм, гора), биологические (дерево, природное сообщество), анатомические (кожа, нервная система), экологические (заповедник, Красная книга), валеологические (режим дня, здоровье), химические (тело, вещество, частица), исторические (летопись, дружина) и пр. Анализируя современные учебно-методические комплекты по окружающему миру для начальной школы, Е.Г. Новолодская выделяет фундаментальную систему понятий, которая должна быть сформирована у обучающихся [22] (рисунок 1). Мы считаем, что данная система может быть дополнена и другими компонентами: «безопасность жизнедеятельности», «культура и искусство», «государство» и пр. Е.Г. Новолодская формулирует основные положения теории о развитии понятий: ? в природоведческих понятиях выражается содержание предмета «Окружающий мир»; ? понятия не даются ученикам в готовом виде, их развивают в процессе обучения; формирование и развитие понятий происходит в поэтапном процессе; ? сложные понятия формируются путем обобщения простых, слияния, интеграции и во взаимосвязи с понятиями других учебных дисциплин; ? существуют разные типы развития понятий: непрерывное и прерывистое, сквозное и приуроченное к небольшим отрезкам учебного материала и времени его изучения; ? при непрерывном формировании и развитии понятий происходит преемственное и более осознанное их усвоение; ? движение понятий в школьном предмете «Окружающий мир» сопровождают все более полным отражением, адекватным природе вещей и явлений [22]. Как указывает П.Г. Саморукова, для формирования понятия большое значение имеет логическая последовательность изложения нового материала. Учитель может использовать индуктивный или дедуктивный метод изложения, а может и оба метода вместе. При индукции дети, опираясь на опыты и наблюдения, знакомятся с фактами, свойствами, а затем делают выводы, обобщения. То есть формирование понятий идёт от частного, конкретного к общему, целому. При дедуктивном методе формирования понятий работа идёт, наоборот, от общего к частному. То есть вначале даётся определение понятия, а затем это понятие заполняется представлениями. Для формирования понятий по этому пути обычно проводится эксперимент, практическая работа в сочетании с рассказом учителя. Выбор пути формирования понятия зависит от сложности понятия. Когда знание носит теоретический характер, чаще используется дедуктивный путь [20]. И.Л. Андреев отмечает, что в предмете «Окружающий мир» есть понятия, формирующиеся в основном на представлениях, полученных непосредственно в окружающей среде. Есть в предмете «Окружающий мир» и такие понятия, которые невозможно сформировать путём наблюдений по той причине, что изучаемые объекты принадлежат истории (например, понятие «Древняя Русь»). Формирование таких понятий идёт с помощью наглядных средств и словесных описаний. При этом между этими формируемыми представлениями и представлениями, уже полученными на краеведческой основе, формируются ассоциативные связи [2]. Рассмотренные примеры путей формирования понятий касаются в основном так называемой объяснительно-иллюстративной модели образования. Формирование понятий при поисковом обучении идёт путём постановки и решения проблемного вопроса (задачи). Таким образом, в понятиях, как дидактических единицах содержания науки, изложен обязательный минимум знаний по учебному предмету, в их содержании фиксируется сущность предметов и явлений, отражаются результаты обобщений. В начальной школе формируется широкая система представлений и понятий при изучении всех предметов, в том числе и окружающего мира. В курсе окружающего мира закладывается фундамент представлений и понятий для дальнейшего изучения детьми учебных дисциплин: «Биология», «География», «История», «Физика» и др. 1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» с точки зрения формирования научных понятий Изучение предмета «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) в начальной школе направлено на достижение следующих целей: ? формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; ? духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: ? формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; ? осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; ? формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; ? формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Е.Н. Губанова указывает, что в основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы [8]. А.Т. Степанищев считает, что учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный предмет является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых . В рамках данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи научного познания и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества, как важнейшее национальное достояние России. Проведем анализ содержания учебного материала в учебниках по окружающему миру А.А. Плешакова («Школа России») с точки зрения формирования научных познаний и понятий у младших школьников [26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33]. В учебнике 1-го класса (часть 1) предусмотрено изучение ряда тем по формированию научных понятий. Раздел: «Что и кто?» Содержит следующие темы: «Что такое Родина?» Обсуждается, что такое Родина, и почему она так дорога каждому из нас; что вы знаете о нашей стране и своем городе; как выглядит флаг и герб России. Дается определение понятия «Родина». «Что мы знаем о Москве?» Дети знакомятся с понятием «столица», у них формируется представление о президенте России. Во второй части учебника [27] научные представления и понятия практически не встречаются. В некоторых параграфах представлены иллюстрации: одежда первобытных людей, история появления велосипедов, первый полет человека в космос. Особенность учебника для 2-го класса [28] данной программы состоит в том, что он опирается на культурологические принципы, понятия, категории. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное единство, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное единство. Программа знакомит обучающихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. 2 класс (часть 1). Раздел: «Где мы живем». Содержит следующие темы: «Родная страна». Дети вспоминают, как выглядит наш герб и флаг. У них формируется уважительное отношение к государственным символам России. Даются формулировки понятий: «Россия», «федерация». Прилагаются иллюстрации флага и герба, представлен гимн России. В задании «Проверим себя и оценим свои достижения» предлагается выполнить задания на знание гимна и народов России. «Культура и образование». Учащиеся узнают, какие бывают учреждения культуры и образования. По иллюстрациям в учебнике рассматривают и определяют их. Даются формулировки понятий: «учреждения культуры и образовательные учреждения». Младшие школьники получают представления о том, какие учреждения культуры и образования есть в их родном городе. «Какие бывают музеи». Дети знакомятся с некоторыми музеями России, узнают о Кунсткамере. В конце данного параграфа предлагается выполнить задание: с помощью Интернета совершить воображаемую экскурсию в любой интересный для вас музей. 2 класс (часть 2). Раздел: «Общение» [29]. В задании «Прочитаем и обсудим» представлен текст «Семейные традиции», в котором происходит знакомство детей с понятиями семья и традиции. В конце параграфа представлено задание на знание понятия «традиция». «Путешествие по Москве». Учащиеся знакомятся с планом и гербом Москвы и Санкт-Петербурга, работают с картами. В параграфе представлена дополнительная информация и иллюстрации памятника Юрию Долгорукому, Храма Христа Спасителя, Красной площади, «гром-камня». Дается определение понятий «план» и «Московский Кремль». Учебник для 3-го класса направлен на осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. 3 класс (часть 1). Раздел: «Как устроен мир» [30]. Тема «Общество» знакомит учащихся с такими понятиями, как «человечество», «народ», «государство». Идет повторение изученных во 2-м классе понятий «флаг», «герб», «президент». Дается дополнительная информация «Что такое государство?». Предлагаются задания: с помощью таблицы определить, кто является главой государства в разных странах, а также домашнее задание: используя информацию из учебника, дай характеристику нашему государству – России; запиши в словарик слова: семья, народ, государство, общество. 3 класс (часть 2). Раздел: «Путешествие по городам и странам» [31]. Учащиеся работают с политической картой, осознают необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, узнают о людях, основавших города Золотого кольца России. Также представлены иллюстрации древних сооружений и основателей городов. Учебник для 4-го класса нацелен на: ? формирование у детей основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ? формирование становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций; ? формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ? формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4 класс (часть 1). Раздел «Земля и человечество» [32]. «Мир глазами историка». Даются определения понятий: «история», «архив», «исторический источник», «летопись», «археология», «век», «столетие», «тысячелетие», «летосчисление», «историческая карта», «эра». Подробно изучается время до нашей эры и наша эра. Предлагается домашнее задание: записать эти слова в словарик. Проводится работа с римскими цифрами и картой. Встречается задание, в котором нужно определить в каком веке произошло событие (первое упоминание о Москве – 1147 год, основание Санкт-Петербурга – 1703, твое рождение). Домашнее задание: найди в энциклопедии даты жизни известных тебе великих людей. По этим датам определи век. 4 класс (часть 2). Раздел «Страницы всемирной истории». Включает в себя следующие темы: «Начало истории человечества», «Мир древности: далекий и близкий», «Средние века: время рыцарей и замков», «Новое время: встреча Европы и Америки», «Новейшее время: история продолжается сегодня». Изучая этот раздел, учащиеся будут: ? распознавать некоторые знаменитые сооружения прошлого и рассказывать о них; ? показывать с помощью глобуса, как человек открывал планету Земля; ? описывать по иллюстрациям некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого, высказывать суждения об их значении в истории человечества; ? узнавать о занятиях и профессиях людей прошлого; ? составлять словарь по теме, различать слова и выражения, относящиеся к истории. Даются определения понятий: «первобытные люди», «древний мир», «средние века», «рыцарь», «христианство», «новое время», «новейшее время». Предлагаются задания: ? изобразить в картинках занятия первобытных людей; ? в краеведческом музее посетить отдел, посвященный жизни первобытных людей, рассмотреть находки археологов и рассказать о них на уроках; ? сочинить рассказ об одном дне из жизни европейца конца XIX века. Раздел «Современная Россия» включает следующие темы [33]: «Основной закон России и права человека», «Мы – граждане России», «Славные символы России», «Такие разные праздники», «Путешествие по России». Изучая этот раздел, учащиеся учатся: ? объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный среди них – Конституция РФ – защищают наши права; ? понимать, в чем состоят различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды ее истории; ? раскрывать значение государственных символов России, находить их среди символов других стран; ? осознавать связь современной России с ее историей. Даются такие понятия, как: «Конституция», «федерация», «закон», «президент», «герб», «флаг», «гимн». Предлагаются задания: Подготовь проект «Декларация прав»: ? членов твоей семьи; ? учащихся твоего класса; ? учителей и учащихся твоей школы. Посмотри программу новостей и расскажи о государственных делах Президента, Федерального собрания и Правительства России. Сравни изображения современного герба России с изображением на печати Ивана Третьего. В чем сходство? Что изменилось? Также есть «Странички для любознательных», в которых встречается огромное количество заданий на формирование у детей исторических представлений и понятий. В курсе изучения материала по учебнику А.А. Плешакова учащиеся знакомятся со следующими понятиями: ? история – наука о прошлом людей; ? век, столетие – период времени, протяженностью в сто лет; ? исторический источник – все, что может рассказать нам о прошлом людей; ? архив – хранилище документов; ? эра – большой исторический период; ? государство – механизм управления обществом в какой-либо стране; ? конституция – основной закон страны; ? законы – правила, обязательные для всех жителей страны; ? государственный гимн – торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства и др. [24]. Таким образом, УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова обладает значительным потенциалом с точки зрения формирования научных понятий у младших школьников. Он может быть реализован более эффективно при соблюдении ряда педагогических условий. 1.3. Характеристика педагогических условий формирования научных понятий в начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир» По определению Н.М. Скаткина: «педагогическое условие – это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений» [32, с. 145]. Формирование научных понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет осуществляться более эффективно, если соблюдаются следующие педагогические условия: ? проведение терминологической работы на уроках; ? моделирование опорных схем и интеллектуальных карт по историческому материалу; ? включение детей в реализацию проектов; ? организация экскурсий с младшими школьниками в музеи. Дадим характеристику указанных педагогических условий. Проведение терминологической работы на уроках. М.Т. Студеникин считает, что работа с понятиями и терминами является важной составляющей на уроках окружающего мира, поэтому необходимо осуществлять проверку незнания учениками терминов, а умения их применять. По его мнению, термин – это «слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее». Можно использовать разнообразные приемы работы с понятиями и терминами, например: ? «четвертый лишний» – исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три (например: фреска, портрет, икона, мозаика); ? «продолжи ряд» – написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова (например: президент, закон, страна); ? с проверяемым термином надо составить предложение (например, со словосочетанием «археологические раскопки») – проверяется уместность употребления слова, понимание контекста; ? среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами, например: 1. исторический источник – документ, срок действия которого давно истек; 2. исторический источник – родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времен; 3. исторический источник – то, что может рассказать нам о прошлом людей; ? самостоятельное составление кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали – отходят от него параллельно друг другу. (ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки); ? дается текст с пропусками терминов, под ним – список понятий, их надо вставить в нужное место текста (слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
345 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg