Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ИСТОРИЯ

Подвиг и трагедия: Ленинград в годы блокады

cool_lady 150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 15 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2021
Реферат на тему: "Подвиг и трагедия: Ленинград в годы блокады"
Введение

Победа Советского Союза над немецким фашизмом - выдающееся событие в мировой истории. Советский народ и его храбрые вооруженные силы нанесли сокрушительное поражение нацистской Германии, защищали свободу и независимость отечества и выполняли свой международный долг. Наша страна взяла на себя всю тяжесть войны и сыграла важную роль в разгроме гитлеровской Германии. Со времени окончания войны прошло 75 лет, но интерес к этому героическому периоду в истории нашей Родины не уменьшился. Советские люди всегда будут помнить тех, кто самоотверженно и мужественно побеждал фашизм, тех, кто отдал свою жизнь за эту победу в смертельной борьбе против врага. Во время войны железнодорожники и моряки, авиаторы и водители, дорожники и строители выполняли свои задачи и демонстрировали исключительную смелость и героизм. Ход военных действий во время Великой Отечественной войны был таков, что многие города выдерживали более или менее длительную осаду, оборонялись в условиях, когда проблемы связи становились особенно трудными и насущными. Чрезвычайно сложной, требующей титанических усилий для ее решения, была проблема связи с Ленинградом, который был осенью 1941 года в полном окружении. Одна из главных причин, по которой Ленинград выстоял, заключалась в том, что он был не одинок в борьбе с врагом, и что усилия всех его жителей, всех солдат Ленинградского фронта и Балтийского флота по защите города основывались на поддержке всей страны. Поставки продовольствия, топлива, оружия и боеприпасов в Ленинград стали неутомимой заботой страны. Ленинград победил потому, что даже во время самой жестокой блокады он постоянно зависел от поддержки всего советского народа. Почти два с половиной года Ленинград был осажден врагами. Но ни на один день, ни на час он не был один. Вся страна помогла городу. С Урала, Поволжья, Сибири и Средней Азии пришли продукты питания, оружие, техника, лекарства. Второй по величине город Советского Союза, Ленинград, был почти полностью отрезан от страны, железнодорожное и автомобильное сообщение с городом стало невозможным. В лучшем случае поезда могут добраться только до восточного берега Ладожского озера. И тогда главной дорогой, которая могла быть доставлена в Ленинград и все его связи со страной, было Ладожское озеро. Организация перевозок по Ладожскому озеру на протяжении всей Ленинградской блокады была чрезвычайно сложной задачей, требующей концентрации внимания и усилий большого числа людей. Первым этапом организации связи в Ладоге была транспортировка воды осенью 1941 года. Они были созданы в условиях, когда в Ладоге не хватало кораблей и причалов, а немецкая авиация начала активные действия на озере. Зимой 1941-1942 года, когда озеро было покрыто льдом, а запасы продовольствия в Ленинграде были почти полностью исчерпаны, на Ладожском льду была создана дорога для военных автомобилей, по которой все необходимое доставлялось в Ленинград. Весной 1942 года водный транспорт на озере был возобновлен, что было самым важным за весь период блокады с точки зрения объема и общего количества перевезенного груза.
Содержание

1. Введение 3 3.Во время блокады 5 4. Ладога 10 5. Решающий этап 12 6. Заключение 1 7. Список литературы. 16
Список литературы

? Ломагин Н.А., «Неизвестная блокада», 2002г. ? Никулин Н.Н.,«Воспоминания о войне» (серия «Хранитель», 2008г. ? Пузанов Б.П., Бородина О.И., учебник История России, 2003г.
Отрывок из работы

Во время блокады. В августе 1941 года основные силы гитлеровских войск под Ленинградом сосредоточились на подступах к югу от города. Здесь сложилась самая сложная и напряженная ситуация. Враг имел полное господство в воздухе и в танках над нашими силами в 15 раз. Советские войска оказали сильное сопротивление противнику, но силы были неравными. Однако они не смогли перебраться в Ленинград на ходу, поскольку встретили сопротивление от подразделений, ранее развернутых из 42-й армии. Командование фашистов на какое-то время было вынуждено ослабить наступление войск в Ленинград и снизить темпы его развития. 30 августа противник вышел к Неве, захватил ст. Мга, последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. 8 сентября немцы захватили Шлиссельбург, блокировав тем самым Ленинград с суши. С этого дня началась беспримерная оборона Ленинграда в условиях осады — одна из самых героических и трагических страниц истории Великой Отечественной войны Советского Союза. Для миллионного населения города наступил длительный период борьбы в кольце вражеской блокады с неисчислимыми лишениями — голодом, холодом и ежеминутной угрозой смерти от артиллерийских обстрелов и бомбардировок с воздуха. Гитлеровское командование не сомневалось в успехе своего наступления. Захват Мги и выход немецких войск к Неве вселил в фашистов полную уверенность в падении Ленинграда в течение нескольких дней. Уверенность фашистов в быстром захвате Ленинграда была столь велика, что был даже намечен день банкета в гостинице «Астория», назначен комендант города и отпечатаны специальные пропуска на автомашины для въезда в город. Наступление немецко-фашистских войск на красногвардейском направлении началось 9 сентября. Силы советских частей были недостаточными, чтобы сдержать напор противника и 11 сентября немцы захватили Дудергоф — важную командную позицию на подступах к Ленинграду, а 12 сентября — Красное Село. 13 сентября части 42-й армии оставили Красногвардейск и заняли Пулковский оборонительный рубеж. Обстановка продолжала оставаться весьма сложной. Немецко-фашистское командование бросало в бой все новые и новые силы, стремясь любой ценой ворваться в город. Выполняя приказ Родины, советские воины проявили в сентябрьских боях массовый героизм и готовность отдать жизнь во имя победы над заклятым врагом. Впервые с начала второй мировой войны одна из крупнейших группировок немецко-фашистских войск — группа армий «Север» — была окончательно остановлена под Ленинградом. «Ленинград, — писал Г. К. Жуков, — оказался первым стратегическим объектом на пути вермахта, который он не смог взять». Потерпев крах со своими планами штурмом овладеть Ленинградом, гитлеровское командование решило сломить сопротивление героических защитников города длительной блокадой, систематическими артиллерийскими обстрелами и бомбардировками с воздуха. Ленинград был блокирован с суши, а движение судов с Ладожского озера по Неве парализовано. Теперь результат битвы за Ленинград, имевшей столь большое значение для исхода всей войны, зависел от того, сумеет ли город выдержать блокаду. А это в свою очередь зависело от того, удастся ли установить надежную связь с Большой землей и наладить доставку в Ленинград продовольствия, боеприпасов и всего того, в чем нуждались город и фронт. Страшная опасность нависла над Ленинградом, тяжелые бои шли днем и ночью. Близость желанной цели придавала неприятельским войскам силу и упорство для яростных атак на оборонительные линии советских войск. Фашистская пропаганда, подогревая наступательный дух своих солдат, оповещала о том, что из Ленинграда эвакуируются учреждения, заводы, население и что город, не выдержав атак немецких войск и их союзников финнов, через несколько дней сдастся. 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Жители города не только сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады, но и активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков. Для помощи Ленинграду и его защитникам по решению ЦК партии и Правительства была создана "Дорога жизни". Ленинград переживал дни, полные тревоги и неожиданностей: участились налеты вражеской авиации, начались пожары и, что было самым опасным, истощались запасы продовольствия. В итоге жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую осажденный Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши. С 18 июля 1941 г. в соответствии с решением Советского правительства в Ленинграде была введена карточная система на основные продовольственные товары. Хлеба рабочие стали получать в день 800 г, иждивенцы и дети — 400 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление «О транспортировке грузов для Ленинграда». Еще 18 сентября 1941 г., через десять дней после окружения Ленинграда, начальник генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии записал в своем дневнике: «Кольцо окружения вокруг Ленинграда пока не замкнуто так плотно, как этого хотелось бы... Положение здесь будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник — голод». Ленинград в сентябре стал городом - фронтом. Рвались снаряды у порогов жилишь, обрушивались дома. Но при этом ужасе войны горожане сохраняли верность друг другу, проявляли товарищество и взаимопомощь и заботу тем, кто лишённый сил, не мог обслужить себя. В самое тяжёлое для жителей города время на заводах и фабриках, на улицах и площадях, на подступах к городу - всюду шла напряженная работа многих тысяч людей, они превращали город в крепость. Горожане и колхозники пригородных районов в короткие сроки создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиной 626 км, построили 15000 дотов и дзотов, 35 км баррикад. 21 октября 1941 года молодежная газета "Смена" опубликовала наказ Ленинградского обкома и горкома ВЛКСМ "К пионерам и школьникам Ленинграда" с призывом быть активными участниками обороны Ленинграда. Делами ответили юные ленинградцы на этот призыв. Они вместе с взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного школьниками. Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. Школьники собрали за одну лишь неделю более миллиона бутылок. Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей столовую посуду, книги. Дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов выступали перед ними с концертами. Наравне с взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли "часовыми ленинградских крыш". Невозможно переоценить трудовую доблесть рабочего класса Ленинграда. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи. На Кировском заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков, показавших в боях своё превосходство над немецкими. Рабочие, квалифицированные и не имеющие никакого профессионального опыта, мужчины и женщины, и даже подростки стояли у станков, упорные и исполнительные. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки "КВ" и прямо направлялись на фронт. Для победы над фашистскими захватчиками немало сделали и советские женщины. Они наряду с мужчинами героически трудились в тылу, самоотверженно выполняли свой воинский долг на фронте, сражались против ненавистного врага на территориях, временно оккупированных гитлеровскими полчищами. В обороне города исключительно важную роль сыграл Балтийский флот. Моряки давали достойный отпор врагу. Кронштадт и его форты, корабельная артиллерия из своих орудий открывали ураганный огонь по позициям неприятеля, причиняя серьёзный ущерб живой силе и технике врага. С сентября 1941 года по январь 1942 года Балтийским флотом было выпущено по войскам противника 71508 снарядов крупного калибра. ЛАДОГА Ладога - "Дорога жизни". Под обстрелом, под бомбёжкой перевозили они день за днём пассажиров и летом, и зимой: эвакуируемых ленинградцев, детей, женщин, ценные грузы и всё, что нужно для обороны великого города. До войны в город по множеству железнодорожных линий и веток каждый день прибывала не одна тысяча вагонов с всякими грузами. По рекам и каналам шли в Ленинград пароходы и баржи с разным товаром. Теперь все пути были перехвачены врагом. Огромный поток грузов сразу иссяк. Продовольствие и боеприпасы стали доставлять по воздуху, но этого было мало. Взять нужное число самолетов было негде. Решили создать новую линию снабжения через Ладожское озеро. Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная дорога - по Ладожскому озеру, да и этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов. Наступил ноябрь, Ладога стала понемногу затягиваться льдом. Все ждали морозов. Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. На лёд вышли конные обозы. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога, Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом. Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. 23 декабря через озеро перевезли 700 тонн продуктов, 24-го - 800 тонн. Обратно вывозили раненых и детей. Перегружались на станции, днем немного отдыхали и снова в обратный путь… Особенно трудны воспоминания о детях: голодных, легких как пушинки, с землистым цветом лица, провалившимися глазами, беспомощных и доверчивых. За всё время действия дороги, по ней было доставлено в Ленинград 361 419 т различных грузов, из которых 262 419 т продовольственных. Это не только улучшило снабжение героических ленинградцев, но и позволило создать некоторый запас продуктов к моменту окончания работы ледовой дороги составило 66 930 т. Ледовая дорога сыграла важную роль в эвакуации населения города. Это была очень сложная задача. Массовая эвакуация началась во второй половине января 1942 г., после того как Государственный Комитет Обороны 22 января 1942г. принял постановление об эвакуации 500 тыс. жителей Ленинграда. Ладожское озеро с давних пор имело большое транзитное значение. Оно стало одной из важнейших водных магистралей страны. По нему бесконечным потоком шли баржи с самыми разнообразными грузами. С наступлением морозов была прекращена перевозка водным путём и по генеральному плану обеспечение зимних перевозок по ледовой трассе через Ладожское озеро. Для осуществления перевозок на Ладожское озеро стали прибывать автотранспортные части. Из различных соединений Ленинградского фронта, начал формироваться конно-транспортный полк. Конники этого полка первыми приступили к перевозкам продовольствия для Ленинграда. Первые рейсы грузовых автомашин по ледовой дороге совершили автомобили 389-го отдельного автотранспортного батальона. И уже в полночь 21 ноября 1941года первая колонна в составе 60 автомашин под командованием В. А. Порчунова отправилась за продовольствием для ленинградцев. К машинам были прицеплены сани. Снежные метели, неприспособленность дорог для движения автотранспорта — все это создавало большие трудности при движении автоколонн. Многие автомашины застревали в пути, выходили из строя. РЕШАЮЩИЙ ЭТАП. Военный совет Ленинградского фронта принял важные решения, направленные на увеличение грузооборота дороги. Постановлением Военного совета от 4 января 1942 г. было предусмотрено с 5 января выпускать на линию как минимум 1500 автомашин Ледовая трасса функционировала как обычнаяи находилась в зоне досягаемости вражеского огня. В целях безопасности и бесперебойности движения на льду были сооружены отдельные трассы для гужевого, тракторного, автомобильного движения. Для успешного проведения эвакуации населения Ленинграда надо было создать эвакуационные пункты на западном и восточном берегах Шлиссельбургской губы. Они должны были принимать эвакуируемых, кормить их, оказывать медицинскую помощь. Перед отправкой каждому эвакуируемому выдавали на дорогу хлеб и горячее питание. Как правило, ленинградцев с детьми, ослабленных и престарелых старались перевозить через Ладогу на автобусах, остальных — на грузовых автомашинах. Вспоминал один из шоферов Ладожской ледовой дороги В. И. Сердюк. — «Трудно передать словами чувства, которые мы испытывали, видя исхудалых, посеревших от голода и холода людей. Многие из них с трудом держались на ногах. Особенно тяжелое впечатление оставляли дети — по-взрослому серьезные, молчаливые. Мы тщательно укутывали их, стараясь уберечь от лютого холода на озере, вели машину как можно осторожнее, чтобы их не трясло, не швыряло. Мы, шоферы, были по-настоящему счастливы, когда во время таких рейсов нам удавалось проскочить через озеро, не попав под артиллерийский обстрел или бомбежку». Одновременно с эвакуацией населения из Ленинграда по ледовой дороге вывозилось промышленное оборудование. В условиях фронтового города, блокированного фашистами, где широкое развертывание работы промышленности было невозможно, ценное оборудование лежало мертвым грузом, а в тыловых районах страны оно могло быть использовано для производства боевой техники. Из Ленинграда, подвергавшегося артиллерийским обстрелам и бомбардировкам врага, вывозились также материальные и культурные ценности, чтобы спасти их от уничтожения. С января 1942 г. по ледовой дороге начались и военно-санитарные перевозки. Из Ленинграда эвакуировались главным образом раненые бойцы и командиры. С конца марта 1942 г. наступил один из самых трудных и героических периодов в работе ледовой дороги, период борьбы за продление ее работы на возможно больший срок. Это было связано с приближением весны и постепенным ослаблением прочности льда.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, История, 14 страниц
140 руб.
Реферат, История, 20 страниц
200 руб.
Реферат, История, 15 страниц
250 руб.
Реферат, История, 14 страниц
200 руб.
Реферат, История, 29 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg