Глава I. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 200.2 УК РФ.
1.1. Определение правовой сущности предмета квалифицированного состава контрабанды.
Контрабанда имеет отрицательное воздействие на экономику государства, на её экономическую безопасность, ввиду этого в 2015 году вступила в силу новая статья Уголовного кодекса Российской Федерации - 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий».
Для начала необходимо определить, что мы понимается под термином «контрабанда». Контрабандой признается перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза, помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Также, необходимо понять, кто является субъектом контрабанды алкогольной продукции или табачных изделий. Это любое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Это может быть декларант, уполномоченное лицо таможенного представителя или таможенного перевозчика, иное лицо, перемещающее товар через таможенную границу и т. д.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 530-Ф3 в Уголовный кодекс Российской Федерации была внесена статья 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий». В данной статье предусмотрено наказание за контрабанду алкоголя и изделий из табака в крупном размере, для определения значения крупного размера необходимо рассмотреть примечания данной статьи.
В первом примечании статьи 200.2 УК РФ указано, что деяния признаются совершёнными в крупном размере, если цена алкогольной продукции, табачных изделий превосходит 250 тысяч рублей. То есть законодатель понизил крупный размер в статье 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, сравнительно аналогичного термина в статьях гл. 22 Уголовного кодекса Российской федерации - в большей части преступлений в области экономической деятельности он составляет более 1,5 млн. рублей. Это сделано для того, чтобы контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий перестала быть экономически «доходной» для нелегального бизнеса.
Данная статья устанавливает довольно широкий спектр наказаний - от штрафа до лишения свободы на срок до 12 лет.
В части первой статьи 200.2 УК РФ устанавливается наказание за контрабанду алкоголя и изделий из табака в крупном размере - взыскание в размере от 300 тыс. до 1-го млн. руб. или в размере заработной платы или другого дохода, осужденного за период от 1-го года до 3-х лет, или принудительными работами на срок до 5 лет, или лишением свободы на тот же срок.
Во второй части данной статьи, устанавливается наказание за те же деяния, но совершённые группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своего служебного положения -лишение свободы на срок от 3-х до 7 лет со штрафом в размере до 1-го млн. руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 3-х лет или без такого.
В третьей части статьи 200.2 УК РФ предусматривается наказание за те же деяния, но совершённые организованной группой в виде лишения свободы на срок от 7 до 12-ти лет со штрафом в размере до 2-ух млн. руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 5 лет или без такого и с ограничением свободы на срок до 2-ух лет либо без такового.
Для точной квалификации преступления необходимо обратиться к статье 35 УК РФ. Данная статья закрепляет положение о том, что преступление признается совершённым группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Преступление признаётся совершённым организованной группой, если оно было совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Рассмотрев положения статьи УК РФ, перейдем к характеристике наиболее значимых элементов состава преступления в данной категории преступных деяний.
Четкое определение предмета рассматриваемых преступлении? необходимо для правильной квалификации, на что указал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 апреля 2017 г. № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» в п.3: «Если при установлении принадлежности незаконно перемещенных товаров или иных предметов к предметам контрабанды требуются специальные познания, то суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов».
Правильное установление предмета и объекта уголовно-правовой охраны, на которые посягают деяния, предусмотренные ст. 200.2 УК РФ, позволяет шире взглянуть на природу данных преступлении?, акцентировав внимание в том числе и на дополнительных общественных отношениях, взятых под защиту государством.
Предметом преступления по ст. 200.2 Уголовного кодека РФ являются алкогольная и табачная продукция. Под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, изготовленного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, производимые на основе пива, сидр, пуаре, медок.
Расширенное толкование алкогольной продукции приводится в п.5 раздела 11 «Основные понятия» технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018): алкогольная продукция - это «пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Комиссией Таможенного союза. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды как спиртные напитки (в том числе водка), вино, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки)».
Здесь также даны определения таким понятиям как «слабоалкогольные напитки», «спиртные напитки», «винодельческая продукция» и т.п.
Пункт 254 ГОСТ Р 52463-2005 «Табак и табачные изделия. Термины и определения» указывает, что «табачное изделие: Изделие, полностью или частично изготовленное из табачного сырья, предназначенное для курения или для жевания, сосания, нюхания. Далее указывается (п.255), что «вид табачных изделии? - совокупность курительных и не курительных табачных изделии?, сходных по потребительским свойствам и способу потребления». К видам таких изделии? относятся «курительные изделия: сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, папиросы с фильтром, сигары, сигариллы, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, табак для кальяна, биди, кретек и некурительные изделия: табак жевательный, табак сосательный, табак нюхательный».
Необходимо отметить, что деяния, закрепленные в ст. 200.2 Уголовного кодекса РФ, должны быть совершены в крупном или особо крупном размерах, что может вызвать проблемы при определении размера уголовно наказуемой контрабанды. В данном случае крупный и особо крупный размеры относятся не к последствию, а характеризуют «масштаб» противоправной деятельности и не влияют на определение момента окончания деяния.
Судебная и следственная практика основывается на оценке предметов контрабанды по результатам товароведческой экспертизы, т.е. исходя из рыночной цены, под которой понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие- либо чрезвычайные обстоятельства.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза в ст.38 закрепляет, что при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу, должна указываться их таможенная стоимость. Пункт 15 данной статьи гласит, что «Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса» , т.е. «таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условии?:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничении?, которые:
ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
существенно не влияют на стоимость товаров;
установлены актами органов Союза или законодательством государств- членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условии? или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи».
Пункт 4 же ст. 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установил, что «Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки признается приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров».
На определение стоимости товаров обращает внимание и вышеупомянутый Пленум Верховного Суда РФ в постановлении «О судебной практике по делам о контрабанде» от 27 апреля 2017 г. №12, где в п.4 указывает, что «При определении размера стоимости незаконно перемещенных через таможенную границу либо государственную границу предметов контрабанды судам следует исходить из государственных регулируемых цен, если таковые установлены; в остальных случаях размер указанной стоимости определяется на основании рыночной стоимости товаров, за исключением перемещенных физическим лицом через таможенную границу товаров для личного пользования, в отношении которых используется таможенная стоимость, определяемая в соответствии с главой 49 ТК ТС. При этом необходимо принимать во внимание правовые нормы, позволяющие не учитывать ту часть стоимости незаконно перемещенных товаров, которая разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована (например, примечание 3 к статье 200.1, примечание 2 к статье 200.2 УК РФ). При отсутствии сведении? о цене товара его стоимость определяется на основании заключения эксперта или специалиста».
Примечание 2 к ст. 200.2 Уголовного кодекса РФ гласит «при расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделии? из всей стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделии? подлежит исключению та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирован».
1.2 . Характеристика объекта преступного посягательства
Уголовная политика - определяющая часть политики государства в области противодействия преступности, на ее основе формируется стратегия и тактика уголовно-исполнительной уголовно-процессуальной и криминологической политики. В рамках уголовной политики решаются такие важные вопросы для государства, как установление основания и принципов уголовной ответственности, определение круга преступных действий, видов наказании? и иных мер уголовно-правового характера.
Особенно остро стоит проблема уголовно-правового воздействия на экономические отношения. В доктрине российского уголовного права до сих пор однозначно не решен вопрос о границах уголовно-правового воздействия или уголовно-правового регулирования отношении? в сфере экономики. Данная проблема нашла свое отражение в рассматриваемой категории преступлений.
Определение объекта контрабанды до сих пор является сложной задачей, не получила однозначного решения. Дробление так называемой товарной контрабанды, ответственность за которую устанавливалось ст. 188 Уголовного кодекса РФ, появление значительного количества обособленных составов контрабанды затрудняют установление их места в системе охраняемых уголовным законом объектов. Эта проблема касается также установления места контрабанды алкогольной продукции и табачных изделии?.
При определении объекта рассматриваемых составов контрабанды следует исходить из того, что в современной российской теории уголовного права большинством авторов признается четырехуровневая структура объекта преступления, в котором выделяют общий, родовой, видовой и непосредственный объекты. При этом под объектом любого преступления обычно понимают взятые под охрану уголовным правом общественные отношения, на которые направлено покушение.
Размещение контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделии? в разд. VII Уголовного кодекса РФ «Преступления в сфере экономики» и гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» позволяет определить родовой объект как сферу экономики, а видовой - сферу экономической деятельности.
Ранее видовым объектом «единой» контрабанды в юридической литературе считались:
1) общественные отношения в сфере реализации принципов осуществления экономической деятельности; экономические отношения, строящиеся на принципах реализации экономической деятельности, под которыми, в свою очередь, понимаются исходные положения, выработанные практикой общественно-экономической жизни, лежащие в основе любой экономической деятельности;
2) отношения, регулирующие сферу экономической деятельности;
3) нормальная экономическая деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг;
4) общественные отношения, обеспечивающие экономическую деятельность, под которой понимается совокупность всех звеньев общественного производства, распределения, обмена, а также потребления материальных и других благ;
5) общественные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных ценностей и услуг.
К определению объекта преступлении?, предусмотренных ст. 200.2 Уголовного кодекса РФ, в современной юридической литературе выработано несколько подходов. В частности, в качестве родового объекта указывают на установленный порядок ведения внешнеэкономической деятельности или сферу внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля.
В общем виде под объектом этих преступлении? понимается установленный законодательством порядок осуществления предпринимательской финансовой и иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.