1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД ПРИЧИНЁННЫЙ ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАНИНА
Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, выражается в смерти человека или причинении вреда его здоровью (увечье, иная травма, болезнь). Такой вред во всех случаях не может быть ни возмещен в натуре, ни компенсирован денежными средствами. Однако, когда это происходит, потерпевший обычно терпит имущественные убытки, поскольку он временно или постоянно лишается возможности получения прежнего заработка или иного дохода, вынужден нести дополнительные расходы на лечение и т.п. В случае смерти гражданина такие убытки могут быть понесены близкими ему лицами, лишающиеся в результате этого источника содержания или доходов. Такого рода потери потерпевшего или близких ему лиц подлежат возмещению причинителями вреда в рамках деликтных обязательств. На этих основаниях потерпевшему, кроме того, компенсируется причиненный моральный вред, поэтому причинение вреда жизни или здоровью является в силу закона одним из оснований возникновения деликтных обязательств.
Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, подлежит возмещению в рамках внедоговорных обязательств и в тех случаях, когда он является результатом ненадлежащего исполнения договора (гражданско-правового, трудового) либо исполнения обязанностей по договору, не связанного с его нарушением. Согласно статье 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по общим правилам об ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Участники обязательства, возникшего вследствие причинения вреда, вполне могут быть связаны между собой каким-либо гражданско-правовым договором. Однако по правилам гл. 59 ГК вред возмещается в случаях, если он причинен правам, носящим абсолютный характер.
В частности, внедоговорная ответственность по правилам гл. 59 ГК наступает при возмещении вреда, причиненного жизни или здоровьюгражданина.
Институт обязательств вследствие причинения вреда выполняет охранительную функцию, а также обеспечивает защиту прав и интересов, нарушение которых уже произошло. Содержание обязательства отражает его компенсационную функцию. Исполнение этого обязательства восстанавливает имущественную сферу потерпевшего либо облегчает последствия нарушения тех прав, которые не могут быть восстановлены напрямую ввиду их неимущественного характера (к примеру, денежное возмещениеморального вреда- ст. 151, 1099-1101 ГК).
Обязанность возместить причиненный вред не всегда является ответственностью за противоправное поведение. Так, ст. 1066, 1067 ГК, регулирующие возмещение вреда, причиненного в состояниинеобходимой оборонылибокрайней необходимости, не оперируют понятием ответственности. Обязанность возместить вред, причиненный в результате правомерных действий (п. 3 ст. 1064 ГК), также не может быть расценена как ответственность за правонарушение. Устанавливая обязанность возместить вред в указанных случаях, закон преследует цель компенсации потерпевшему понесенных им потерь.
Согласно п. 1 ст. 1065 ГК опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Эта норма создает новый вид обязательств, появившийся с принятием части второй ГК. Такие обязательства не являются деликтными, поскольку вред еще не причинен. Однако именно в силу своей непосредственной связи с отношениями по возмещению вреда они урегулированы в гл. 59 ГК ("Обязательства вследствие причинения вреда").
Существуют и такие ситуации, когда определенной деятельностью вред уже причинен, но она продолжается, угрожая новыми нарушениями субъективных прав. К примеру, деятельностью химкомбината причинен вред здоровью людей, но меры по защите их от дальнейших вредных воздействий не предпринимаются. В подобных случаях необходимо, во-первых, возместить причиненный вред, во-вторых, предотвратить вред будущий.
В данной главе была рассмотрена общая характеристика ответственности за вред причинённый жизни или здоровью гражданина, а именно в чем выражается вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, в рамках чего подлежит возмещению данный вред.
?
1.1. ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ ВРЕДА, ПРИЧИНЁННОГО ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАНИНА
Понятие вреда является основополагающим для деликтного права. Однако ни в законодательстве, ни в цивилистической литературе не содержится однозначного определения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. В гражданском законе часто употребляется термин «вред», но законодатель не дает легального определения понятия вреда, существуют лишь определения убытков (п. 2 ст. 15 ГК) и морального вреда (п. 1 ст. 151 ГК). В гражданско-правовой литературе существуют различные определения понятия «вред». Так, некоторые авторы определяют вред как совокупность отрицательных (вредных) последствий правонарушения.
Однако определенные отрицательные последствия возникают в результате любого правонарушения, но гражданское право интересует только тот вред, который влечет обязанность его возмещения и компенсации. Чаще всего под вредом понимается всякое умаление личного или имущественного блага. С таким определением также нельзя согласиться. В гражданском праве юридически значимым является не само умаление личного или имущественного блага, как, например, в уголовном праве, а те неблагоприятные для потерпевшего последствия, которые возникают в результате такого умаления. Указанные неблагоприятные последствия могут иметь имущественный или (и) неимущественный характер, т. е., соответственно, могут подлежать денежной оценке или не иметь стоимостного эквивалента. В связи с этим вред дифференцируется на имущественный и неимущественный (моральный вред). На основании вышеизложенного под вредом, причиненным жизни или здоровью гражданина, следует понимать неблагоприятные для потерпевшего имущественные и неимущественные последствия, возникшие в результате повреждения здоровья или смерти гражданина. Соответственно, данный вред состоит из имущественного вреда (убытков) и неимущественного (морального) вреда.
Поскольку в гражданско-правовом смысле вред представляет собой не само умаление блага, а только неблагоприятные для потерпевшего имущественные и неимущественные последствия такого умаления, то правильнее говорить не о «вреде, причиненном жизни или здоровью гражданина», а о «вреде, причиненном повреждением здоровья или смертью гражданина», о чем необходимо внести соответствующие изменения в законодательство. Иначе возникают неправильные толкования этого понятия.
Нередко в цивилистической литературе под вредом, причиненным жизни и здоровью гражданина, понимают насильственную смерть или телесные повреждения, называют такой вред «физическим» и полагают, что в гражданско-правовом порядке возмещается физический вред, что невозможно. Однако такое понимание вреда вызывает недоумение и у самих авторов.
Так, А. В. Тихомиров пишет, что мерой телесных повреждений оценивается величина вреда здоровью, но в какой мере наносится ущерб нематериальному благу, из величины телесных повреждений не вытекает, степень утраты трудоспособности такой ущерб также не отражает.
Предлагается даже при определении размера возмещения вреда при повреждении здоровья отказаться от критерия утраты трудоспособности, заменив его критерием утраты здоровья. Кроме того, в судебной практике при толковании понятия «вред, причиненный жизни» возникают неясности в определении потерпевшего и учете его вины. Так, при рассмотрении дела о возмещении расходов на погребение суд назвал потерпевшим погибшего ребенка, но не признал таковыми его родителей, которым причинен вред смертью сына. Таким образом, правовое значение в составе деликта имеет не вред собственно охраняемому законом благу (или «вред, причиненный жизни или здоровью гражданина», как это указано в ст. 1084, в названии § 2 главы 59 ГК РФ), а неблагоприятные для потерпевшего имущественные и неимущественные последствия, возникшие в результате противоправного посягательства на благо, т. е. «вред, причиненный повреждением здоровья или смертью гражданина» (ст. 1085, 1088 ГК РФ и др.). Формулировка ст. 1084 ГК РФ противоречит современным концепциям российской цивилистики. Для достижения целей гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный личности, необходимо устранение данного противоречия в указании вредоносного результата посягательства в общей норме ст. 1084 ГК РФ и ряде специальных норм § 2 главы 59 ГК РФ, что будет способствовать юридической чистоте правоприменения.
В данном параграфе было рассмотрено понятие обязательств по возмещению вреда, причинённого жизни и здоровью гражданина. Итак, продолжая говорить о теории, в следующей части данной работы мы рассмотрим основания и условия привлечения к ответственности за вред, причинённый жизни или здоровью гражданина.?
1.2. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЁННЫЙ ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ
Гражданско-правовая ответственность наступает при наличии определенных обстоятельств, именуемых ее основаниями. Основанием гражданско-правовой ответственности может выступать совершение правонарушения, предусмотренного законом или договором, либо иное обстоятельство, предусмотренное законом или договором.