Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Система и способы повышения квалификации следователя

cool_lady 260 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2021
Актуальность работы обусловлена тем, что создание Следственного комитета Российской Федерации как самостоятельного государственного органа, обеспечивающего в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, потребовало глубокого и качественного изменения в организации профессионализма сотрудников, в первую очередь следователей. Это обусловлено тем, что источником пополнения основного кадрового состава Следственного комитета являются молодые специалисты, вчерашние выпускники высших учебных заведений, вузовское представление которых о работе следователя резко отличается от фактического ее выполнения. Целью работы является исследование профессионального образования следователей Следственного комитета Российской Федерации. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи: 1) изучить систему повышения квалификации следователей Следственного комитета Российской Федерации; 2) рассмотреть способы повышения квалификации следователей Следственного комитета Российской Федерации. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере дополнительного профессионального образования. Предметом исследования выступает совершенствование и актуализация компетенций, необходимых для профессиональной деятельности следователей Следственного комитета Российской Федерации. Изучению собственно дополнительного профессионального образования как самостоятельной категории должного внимания не уделяется. Тем не менее, сказать о том, что данный феномен является неисследованным вообще, будет неверным. Данной проблеме посвящены работы А.М. Багмета, Е.А. Курнышевой, Ю.В.Родионовой, А.В. Волочай и С.Н. Волочай. Достоверность результатов исследования обеспечена использованием совокупности общенаучного, сравнительно-правового и системного методов юридических наук, традиционно используемых в правоведении. Структура работы включает в себя введение, 2 параграфа, заключение, список использованных источников.
Введение

Под профессиональным образованием принято понимать получение и закрепление новых знаний и навыков для повышения производительности и эффективности труда. Профессиональное образование решает не проблему повышения образовательного уровня сотрудника, а проблему повышения его профессионального уровня, то есть является дополнительным к основному образованию, его еще можно определить как повышение квалификации. Когда на работу принимаются молодые сотрудники, профессиональное образование становится основным фактором, обеспечивающим развитие умений, навыков и установок, необходимых для их эффективной деятельности. Получить высокие результаты в работе любой организации можно только в том случае, если кадры обладают знаниями, умениями и соответствующим настроем, необходимым для того, чтобы их усилия были направлены на выполнение общих целей и задач. Эффективность профессионального образования в значительной степени зависит от системности, а также от того, кто и в каких формах его осуществляет. Традиционно система повышения квалификации состоит из двух уровней. Первый – повышение квалификации на местах, то есть в тех организациях, где непосредственно работают следователи, которым требуется дополнительное получение знаний по профессии. Второй уровень – повышение квалификации в профильных образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного профессионального образования. Аналогичная система предусмотрена и для повышения квалификации следователей Следственного комитета Российской Федерации [7]. В настоящее время в силу разных причин именно повышение квалификации в профильном образовательном учреждении занимает значительное место в профессиональной подготовке следователей Следственного комитета Российской Федерации.
Содержание

Введение 3 §1. Система повышения квалификации следователей Следственного комитета Российской Федерации 6 §2. Способы повышения квалификации следователей Следственного комитета Российской Федерации 12 Заключение 23 Список использованных источников 25
Список литературы

1. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 №403-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СПС «КонсультантПлюс» 2. Багмет А.М. Академия Следственного комитета Российской Федерации // Lex Russica. 2016. №4(113). с. 11. 3. Багмет А.М. Организация деятельности Академии Следственного комитета Российской Федерации – нового учреждения высшего образования в системе российского юридического образования // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2014. №1. с. 22. 4. Бутенко В.С., Бутенко О.С. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации // Гуманитарные и социальные науки. 2012. №4. с. 249. 5. Волочай А.В., Волочай С.Н. Повышение квалификации сотрудников Следственного комитета Российской Федерации в условиях модернизации силовых структур // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. №11(54). с. 79. 6. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: монография. М.: Готика, 2005. с. 10. 7. Курнышева Е.А., Родионова Ю.В. Становление системы профессионального образования следователей Следственного комитета Российской Федерации в Приволжском федеральном округе // Lex Russica. 2016. №4(113). с. 139. 8. Ямников В. Профессиональная подготовка следователя // Законность. 2016. №10. с. 36. 9. Выдержки из выступлений и интервью А.И. Бастрыкина. Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации: https://sledcom.ru/
Отрывок из работы

§1. Система повышения квалификации следователей Следственного комитета Российской Федерации Именно следователи всегда занимали и занимают особое место в борьбе с преступностью, они – передовые части, так как первыми сталкиваются с преступлением, первыми разоблачают преступника и «вступают с ним в бой». Раскрытие и расследование преступлений, изобличение виновных и составляют сущность работы следователя. От его умения, настойчивости, оперативности, инициативы и самоотверженности во многом зависит не только исход конкретного уголовного дела, но и выполнение главной задачи Следственного комитета, а в конечном счете – и конституционной обязанности государства по защите прав и свобод человека и гражданина. Поэтому понятно, что к работе следователя, его профессионализму и квалификации, нравственному облику и культурному развитию предъявлялись и предъявляются самые высокие требования. А.И. Бастрыкин в своих высказываниях о следователе подчеркивал: «И физически, и психологически работа следователя – одна из самых трудных. Поэтому в процессуальном противостоянии следователь должен иметь моральную прочность, выдержку, быть образцом нравственности. Эти качества, являясь фундаментом профессионализма, способны вызвать уважение противоположной стороны. Следователь обязан изобличить лицо, виновное в совершении преступления, но при этом не унижать достоинство личности. Все действия и решения следователя должны быть подчинены главной цели – отысканию истины» [9]. Сказанное еще раз подтверждает, что профессия следователя – профессия не только почетная, но и творческая. Она требует непрерывной работы над собой, постоянного совершенствования своего профессионального мастерства, повышения квалификации и нравственно-культурного развития. Следователь должен учиться непрерывно: на каждом раскрытом им преступлении, на каждом деле, которое он расследовал, то есть работать он должен учась, а учиться – работая; а также должен использовать различные формы повышения своего профессионального образования. В условиях модернизации силовых структур для их сотрудников возникает объективная необходимость во многом произвести переоценку уже сложившихся ценностей, трансформировать свои личностные ожидания в соответствии с новыми требованиями к профессиональной деятельности, адаптироваться к новой системе рисков. Структурой, которая может и должна взять на себя функцию инициации и сопровождения личностных трансформаций в период модернизации силовых ведомств, являются институты повышения квалификации. Именно на этапе повышения квалификации следователи Следственного комитета, которые ориентированы на новые условия работы, могут преодолеть те негативные установки, которые у них возникают как следствие предшествующего профессионального опыта [4]. Системное сопротивление нововведениям возникает из-за отсутствия в реальной профессиональной деятельности потенциала для анализа внешних изменений и выработки адекватной реакции. Так, если решение стратегических задач в качестве дополнительной нагрузки поручается подразделениям, ответственным за оперативную деятельность, текущие проблемы вытесняют на задний план. Аналогичная ситуация имеет место и тогда, когда специально назначенные для проведения модернизации управленцы оказываются недостаточно компетентными. Для преодоления организационного сопротивления требуется изменение системы ценностей следователей и организационной структуры профессиональной самореализации в целом. На индивидуальном уровне решению проблемы способствует обучение и переквалификация следователей. Для получения поддержки нововведений необходимо убедить следователей, что работа в новом качестве открывает для них новые перспективы служебного и профессионального роста. Причины индивидуального и группового сопротивления в значительной степени связаны с особенностями психологии восприятия человеком новшеств и не всегда имеют рациональную природу. Поэтому мероприятия, нацеленные на преодоление прежних стереотипов поведения, осознание следователями Следственного комитета необходимости изменений и их активную поддержку должны воздействовать не только на рациональную, но и на эмоциональную сферу сознания. Для эмоционального воздействия нужны яркие и символичные действия, наглядно свидетельствующие о неотвратимости изменений. И опять, можно констатировать, что именно система повышения квалификации может взять на себя данную миссию. Система повышения квалификации рассматривается в современной психологопедагогической литературе как структурный элемент системы непрерывного образования и может в разной степени влиять на личностно-профессиональное развитие кадров в системе охраны правопорядка в нашей стране. Система повышения квалификации может обеспечивать как достаточно быстрые темпы профессионального развития (особенно в период модернизации), так и вообще не оказывать никакого влияния на этот процесс. Опросы следователей Следственного комитета о необходимости прохождения повышения квалификации выявили, что подавляющее большинство (более 80%) считают, что повышение квалификации оказывает позитивное влияние на качество исполнения профессиональных обязанностей, однако при этом они подчеркивают значимость прежде всего практико-ориентированных занятий (таких как тренинги, групповые дискуссии, разбор конкретных ситуаций и т.д.), которые помогают получить конкретные навыки во взаимодействии с коллегами и представителями различных групп населения [4]. У большинства следователей Следственного комитета выявлена позитивная установка на прохождение повышения квалификации и лишь незначительная часть из них считает, что это ничего не дает для их профессионального роста и психологической адаптации к новым условиям работы. Выявленная тенденция – еще один фактор, который свидетельствует о повышении роли системы повышения квалификации для следователей Следственного комитета в период модернизации силовых структур. В настоящее время в системе повышения квалификации существуют два подхода: традиционный и инновационный. Традиционное повышение квалификации ориентируется на преодоление трудностей, пробелов, «слабых мест» в профессиональной подготовке, в нем меньше внимания уделяется выявлению позитивных сторон индивидуальности в профессиональной деятельности, поиску личностного ресурса. Здесь главная цель – ознакомить следователей с изменениями в нормативно-правовой базе и в системе требований к их профессиональным обязанностям. Инновационный подход в сфере постдипломного образования предусматривает развитие тех качеств профессиональной деятельности, которые в наибольшей степени способствуют самореализации профессионально-личностного потенциала следователя, развитию его субъектности в сфере профессиональной деятельности. Условия работы в Следственном комитете предполагают, что следователь обязан повышать свою квалификацию. «В целях обеспечения высокого профессионального уровня сотрудников Следственного комитета действует система их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Повышение квалификации является служебной обязанностью сотрудников Следственного комитета. Отношение к учебе и рост профессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии сотрудника Следственного комитета замещаемой должности, его поощрении и продвижении по службе» – гласит статья 34 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». По мнению А.М. Багмета: «Вопрос о повышении квалификации в структуре Следственного комитета стоит очень остро. Более 60% следователей имеют относительно небольшой, около пяти лет, стаж работы. Вопрос повышения квалификации следователей актуален еще и потому, что с 2011 года Следственному комитету Российской Федерации от МВД России передано следствие по ряду статей, включая налоговые преступления и рейдерские захваты» [2]. Специалисты-практики, работающие в системе повышения квалификации Следственного комитета, отмечают целый ряд проблем, которые не решаются традиционной образовательной системой. Многие вновь назначаемые на должности следователей молодые люди получили высшее юридическое образование, обучаясь по программам гражданско-правовой специализации, наиболее распространенной среди студентов, в результате чего не всегда могут получить углубленные знания в области криминалистики, уголовного права и процесса. Кроме того, можно сказать, что федеральные государственные образовательные стандарты в области юриспруденции в определенной степени не отвечают так называемому «профессиональному стандарту следователя», то есть не в полной мере ориентированы на применение знаний в следственной практике. В частности, в вузах при разрешении практических ситуаций и моделировании конкретных юридических фактов не уделяется достаточного внимания вопросу выработки у студентов навыков самостоятельного и квалифицированного составления процессуальных документов, таких как постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление о приостановлении производства по делу или о прекращении уголовного преследования и т.д. Наконец, у вузов не всегда имеется возможность надлежаще организовать производственную практику, иногда к данным вопросам подходят исключительно формально. Таким образом, система повышения квалификации рассматривается в современной психолого-педагогической литературе как структурный элемент системы непрерывного образования и может в разной степени влиять на личностно-профессиональное развитие кадров в системе охраны правопорядка в нашей стране. Система повышения квалификации обеспечивает достаточно быстрые темпы профессионального развития следователей Следственного комитета Российской Федерации. ? §2. Способы повышения квалификации следователей Следственного комитета Российской Федерации С учетом значимости профессии следователя логика развития Следственного комитета в условиях его становления вынесла на повестку дня вопрос о перестройке организации дополнительного профессионального образования именно этой категории сотрудников. Первый шаг к этому сделан практически сразу после создания Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации приказом первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 3 октября 2008 г. №84 «Об институтах (учебных центрах) Следственного комитета при прокуратуре РФ в федеральных округах». В Следственном комитете получил развитие второй уровень повышения квалификации, который реализовывался шестью отделами профессионального развития (учебными центрами), созданными в федеральных округах. Следует заметить, что повышение квалификации следователей органов прокуратуры в профильных образовательных учреждениях существовало и ранее, однако оно ограничивалось несколькими учебными заведениями, в основном республиканского значения, так как к моменту создания Следственного комитета большинство региональных центров были упразднены, что, по мнению практиков, нарушило системность подготовки профессиональных кадров прокуратуры [8]. В связи с этим необходимо было решать проблему получения молодыми следователями специальных умений и навыков следственной работы, которые классическим юридическим образованием не предусматривались. Повышение квалификации следователей явилось и реализацией концепции непрерывного образования взрослых, принятой в России, предназначение которой сводится к компенсации недостатков, упущений предыдущей подготовки либо в пополнении знаний в связи с новыми требованиями жизни и профессии. Учебные центры повышения квалификации, являясь новой формой дополнительного образования, ориентированы не только на приближение следователей к месту работы, но и на то, чтобы обучить основам следственной работы многочисленную армию молодых следователей. Преимущество этой формы нам видится и в том, что в учебных центрах стали обучаться следователи, объединенные не только территорией работы, но и судебно-следственной практикой, а это позволяло и позволяет решать возникающие применительно к округу проблемы в работе следственного аппарата. Положительным в данной форме является и значительное расширение привлекаемых к учебному процессу практиков. Отделы профессионального развития (учебные центры) с созданием федерального государственного казенного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации» были реорганизованы в филиалы, главной задачей которых является «подготовка следователей практически ориентированных, желающих работать и осознающих важность профессии следователя для общества и государства, что способствует и укреплению, и стабилизации кадрового состава в целом в системе Следственного комитета, повышению уровня профессионализма следователей, обеспечению преемственности кадров» [3]. В структуре Институтов повышения квалификации функционируют факультеты с дислокацией в центрах федеральных округов, которые созданы на базе ранее действующих филиалов. Создание в системе профессионального образования Следственного комитета факультетов в федеральных округах еще раз подчеркнуло новизну формы повышения квалификации в этом государственном органе, а также подтвердило необходимость профессиональной подготовки следователей по региональному (окружному) принципу, который положительно зарекомендовал себя с момента действия учебных центров. Новые исторические условия выдвинули проблемы, важность и острота которых стали очевидны в профессиональной подготовке следователей. Основными из них являются: 1) качество юридического образования в российских высших учебных заведениях не всегда отвечает требованиям, предъявляемым Следственным комитетом к выпускникам вузов, поступившим на федеральную государственную службу, особенно в должности следователей; 2) базовое юридическое образование, получаемое в рамках традиционной системы высшего образования, принципиально не может раз и навсегда обеспечить человека, связавшего свою жизнь со следственной работой, знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми ему для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей; 3) должности следователей замещаются подчас малоопытными сотрудниками. Дополнительное образование следователей нацелено на пополнение базовых знаний в сфере юриспруденции и овладение необходимыми для следователя профессиональными навыками. Кроме того, дополнительное профобразование в системе Следственного комитета – это и профессиональное сознание, которое характеризует многие стороны социального поведения личности следователя – от целей и ценностей до осознания результатов деятельности по критериям реальности и будущего. Способствование профессиональному росту слушателей на основе актуализации и систематизации их знаний, развитие соответствующих навыков, использование современных технологий обучения находят отражение в реализуемых факультетами дополнительных образовательных программах повышения квалификации. Общеизвестно, что главной задачей российской образовательной политики является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Следуя выполнению данной задачи и цели повышения квалификации следователей, профессорско-преподавательский состав уделяет большое внимание качеству образования, которое понимается как комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Качество образования раскрывается в таких характеризующих его понятиях, как: качество преподавания (учебного процесса); качество профессорско-преподавательского состава; качество дополнительных образовательных программ; качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды; качество слушателей; качество управления образованием; качество научно-исследовательской работы. На формирование указанных характеристик, конечно же, нужно сознательно влиять, а следовательно, ими необходимо управлять. Система управления качеством образования включает мотивацию, организацию, планирование, анализ и исследование качества, и построена на принципах: 1) ориентации на повышение квалификации, отражающее потребности Следственного комитета; 2) непрерывного совершенствования и повышения качества всех процессов образовательной деятельности; 3) обеспечения участия слушателей и региональных следственных управлений Следственного комитета в решении проблем качества образования; 4) создания системы мотивации повышения качества образования; 5) разработки и использования современных образовательных технологий; 6) создания системы мониторинга качества образования на основе объективных показателей состояния качества и оценки тенденций его изменения; 7) установления соответствия качества образования миссии и цели образования в обществе и задачам Следственного комитета; 8) формирования информационного обеспечения управления качеством образования; 9) исследования и прогнозирования тенденций изменения качества образования и потребностей в новом качестве. Механизмом управления качеством образования является система контроля качества обучения, которая включает несколько способов измерения качества полученных слушателями знаний: 1) контроль знаний слушателей при зачислении (входной контроль); 2) контроль знаний, умений и навыков слушателей по итогам изучения конкретной дисциплины – уголовного права, уголовного процесса, криминалистики (текущий внутридисциплинарный контроль); 3) итоговая аттестация (защита выпускной работы (реферата), экзамен в форме тестирования (выходной контроль)). Принятая система оценки знаний позволяет обеспечивать в полной мере контроль освоения программного материала.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Право и юриспруденция, 21 страница
250 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 27 страниц
270 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 12 страниц
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 20 страниц
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 15 страниц
150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg