Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологическое развитие ребенка и функции отца

cool_lady 260 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2021
Тема является особенно актуальной в силу беспроцентный рост числа разводов и неполных семей, психологического отсутствия отца. Поэтому нам представляется очень важным актуализировать проблему влияния отцовства на психологическое и эмоциональное развитие детей. Целью работы является изучение роли отца в развитии детей, рассмотрение влияния отца на психическое и эмоциональное развитие детей. Предметом данной работы является психологическое развитие ребенка и роль отца в этом процессе.
Введение

Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развития личности ребенка становятся всё более актуальными в современном мире. В настоящее время существует огромное количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Эти исследования имеют достаточно широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования влияния принятия матерью ребенка и ее эмоционального отношения на развитие ребенка. Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации, различные аспекты роли отца мало изучены, хотя являются актуальными и практически значимыми при составлении программ психологического сопровождения семьи. О функциях и роли отца писать бесконечно сложно, так как статистика говорит о том, что очень многие современные дети просто не знают о существовании такой семейной социальной роли в ее конкретном воплощении -- семьи становятся неполными, но даже если отец и есть в семье, то он воспринимается многими детьми как помощник матери, устами же младенца, как известно, глаголет горькая, в данном случае, истина.
Содержание

Введение 3 1. Психологическое развитие ребенка в контексте семьи. 4 1.1. Семья, как фактор развития ребенка. 4 1.2. Виды семейного воспитания и семейных отношений. 9 2. Отцовство как психологический феномен. 14 2.1. Структура феномена отцовства. 15 2.2. Различия отцовства и материнства. 15 2.3. Модели отцовского поведения. 17 3. Влияние отца на психологическое развитие ребенка. 19 3.1. Роль отца в развитии ребенка. 19 3.2. Последствия невыраженной роли отца в семье. 23 Заключение 24 Список литературы 25
Список литературы

1. Авдеева Н. Н. Роль отца в развитии ребенка в раннем возрасте//Дошкольное воспитание. 2005. 2. Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989. – С. 26-42. 3. Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы// Семья в России. - 113-126 с. 4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование// Социальное здоровье России. - М.: Класс, 1994. - 25-37 с. 5. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. - 2004. - 345 с. 6. Борисенко Ю.В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 2. С. 44—55. 7. Варга А. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 8. Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка? книга для родителей. - М.: Дрофа, 2008г. - 299 с. 9. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. - М., 2002. - 152 с. 10. Захарова Ю.С. Психологическая готовность к родительству в период ранней взрослости, -М. 2003. 11. Здравомыслова О.М. Российская семья в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин. - М., 2001. - С.474. 12. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. 13. Калина О.Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и поло- ролевую идентичность подростков: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007. 14. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1. 15. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2004. 16. Кон И.С. Отцовство как компонент мужской идентичности. 2006. № 237–238. 17. Овчарова Р. В. Психология родительства. - М; “Академия”, 2005 18. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Институт психотерапии, 2003. 19. Павлов И.В. Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» 2008 г. № 4. 20. Словарь русского языка. - М.: Изд-во ин. и нац. слов, 2008. - 583 с. 21. Соломатина Е.В. Психология отцовства: обзор исследований и некоторые выводы о современном состоянии проблемы. –М., 2010. 22. Спиваковская А.С. Семь "законов" супружеской гармонии. - Детство, 2003 - 272 с. 23. Спок Б. Ребенок и уход за ним. М.: Попурри, 2007. – 704 с 24. Харчев, А.Г. Брак и семья. - М.: Мысль, 1999. - 367 с.
Отрывок из работы

1. Психологическое развитие ребенка в контексте семьи. 1.1. Семья, как фактор развития ребенка. Вопросы семьи, брака, психического развития личности в семье всегда интересовали человечество. Человек рождается, растет и большую часть жизни неразрывно связан с семьей. От семейных отношений во многом зависит счастье и ощущение полноты жизни. Социально-политические и экономические преобразования в России породили много различных проблем, важнейшей из которых является становление личности и нового поколения в изменяющемся российском обществе. Темпы роста числа неблагополучных семей в России принимают угрожающий характер. В настоящее время современная семья переживает сложный этап революции - переход от традиционной модели к новой, современной. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие исследователи характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах в сторону автоматизации семьи, что влечёт за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Многие авторы отмечают, что семья является одним из главных институтов социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. В семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семья подготавливает ребёнка к жизни, является его первым и глубоким источником социальных идеалов. Именно в семье большинство детей узнает, что значит быть отцом, матерью, как складываются семейные отношения. Здесь он впервые видит мир, пытается его понять и осознать. Это делает семью важнейшим институтом социализации ребёнка. Семья передаёт детям социальный, культурный, нравственный опыт. И самое главное - она обеспечивает преемственность духовной культуры. [5, с.45] Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья, как референтная группа имеет две основные функции - нормативную и сравнительную, выполнение которых важно, как для общества, так и для членов семьи, оно способствует удовлетворению общественных потребностей. Как следствие невыполнения семьёй в различной степени основных своих функций, определяемых по общепринятым критериям в рамках бытующих систем ценностей, возникает крах, кризис и дезорганизация. [8, с.97] Анализируя понятие "семья", невозможно не затронуть самого понятия "родительство", под которым понимается отдельно функционирующая подсистема, имеющая свои стадии развития, которая находится в детерминирующей семейной системе и рассматривается в двух ипостасях: отцовства и материнства. Родители являются первой социальной средой развития ребёнка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе, в любви и привязанности. Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребёнок любого возраста. Материнская и отцовская любовь являются составляющими частями целостного феномена родительской любви. Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребёнка пристально изучается с 20-х г. ХХ века. Родительская любовь имеет врождённые биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребёнку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Обеспечить весь комплекс отношений и удовлетворение потребности в любви в первые годы жизни ребёнка способен только родитель А. Лоуэн отмечает, что недостаток любви в ранние годы влечёт за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно не зрелы. Если родительство сопровождается нестабильной, конфликтной ситуацией, воспитание личности ребёнка будет сопряжено со специфическим, неблагоприятным развитием. Человек учится выполнять мужскую и женскую роли в значительной степени от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. [11, с.474] Понятия "семья", "родительство", "семейное воспитание" неразрывно взаимосвязаны между собой. В психолого-педагогической литературе существует, по крайней мере, три группы подходов к семейному воспитанию, которые можно условно назвать: психоаналитический (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, Д.В. Винникот); бихевиористский (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Р. Сирс, А. Бандура); гуманистический (А. Адлер, К. Роджерс, Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Сатир). С точки зрения психоаналитического подхода общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности, что составляет личностные предпосылки к затруднениям в реализации собственной родительской роли, к неприятию в дальнейшем собственного ребёнка. Бихевиористская модель семейного воспитания основана на том, что развитие психики человека зависит в основном от социального окружения и условий жизни, то есть стимулов, поставляемых средой (непосредственное окружение ребёнка, обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций). Гуманистический подход рассматривает человека, прежде всего, как социальное существо, развитие которого происходит через призму социальных отношений. Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь (прежде всего, матери) способствуют развитию у ребёнка широкого социального интереса. Воспитание рассматривается не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребёнка, но и как деятельность родителей, влияющую на состояние общества в целом. Исследователи наблюдают определённое соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного, отклоняющегося, девиантного поведения. Гиперопека - детей лишают самостоятельно действовать, преодолевать препятствия. Это приводит к комплексу неполноценности и выражается в низкой самооценке. Гипоопека - недостаточное внимание к детям. Формируется в неполных семьях, где дети предоставлены самим себе. Задерживается развитие личности, не формируется духовная сфера ребёнка, слабо развита воля. Гипопротекция - отсутствие необходимой заботы о ребёнке, приводит к формированию асоциальности, непредсказуемости. Доминирующая гиперпротекция - излишняя, навязчивая забота о ребёнке, блокирующая его самостоятельность и инициативность. Потворствующая гиперпротекция - желание родителей удовлетворять все потребности и капризы ребёнка, определив ему роль кумира семьи. Приводит к формированию несдержанности в негативных эмоциях, трудностям в общении. Эмоциональное отвержение - неприятие ребёнка во всех его проявлениях, что приводит формированию жестокости, трудности в общении. Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно - в виде побоев, или скрыто - в виде эмоциональной враждебности и холодности. [9] С точки зрения психологического здоровья семьи, существуют два основных типа семей. Благополучный - их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны: с чрезмерным стремлением защищать друг друга, помочь другим членам семьи ("снисходительная, потворствующая гиперпротекция" и "чрезмерная опека"); с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требованиях, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума). Неблагополучный тип (проблемные, конфликтные, кризисные семьи): психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи. Главной проблемой, как правило, является положение ребёнка в семье и отношение к нему. Неблагополучной можно назвать семью, в силу тех или иных обстоятельств не имеющую достаточных возможностей и ресурсов для осуществления в полной мере возложенных на неё функций по отношению к обществу и членам семьи. Безусловным критерием неблагополучной семьи является утрата ею воспитательной и социализирующей функций. Анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой проблеме неблагополучных семей, нарушения детско-родительских отношений, их типологии, позволил нам определить следующие условия и показатели благополучности и неблагополучности семьи: • степень адекватности восприятия и дифференциации матерью аффективных проявлений ребёнка в раннем детстве; • особенности эмоционального общения в системе "родитель - ребёнок", степень и вид его нарушения: травматизация детей, навязывание, лживость, непоследовательность родителей; • особенности эмоционально-нравственной атмосферы в семье: тон эмоциональной и нравственной атмосферы, наличие эмоциональных контактов; • степень целостности, целенаправленности, осознанности системы воспитания; гуманность используемых воспитательных воздействий; адекватность представлений родителей о возможностях ребёнка; • степень контроля жизнедеятельности ребёнка в семье: избыточный, недостаточный; позиция родителей по вопросам значимости удовлетворения потребностей ребёнка и поощрения его проявлений; эмоциональная дистанции между родителями и ребёнком. [11] Следствием семейного неблагополучия является рост социально-психологической дезадаптации детей и подростков, под которой понимают неспособность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных отношений. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. [20, с.583] Таким образом, подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщённости в межличностных отношениях её членов. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени не только влияет на формирование личности ребёнка, но и готовит ребёнка к его будущей семейной жизни. В связи с этим, не вызывает сомнений необходимость включения детей в жизнь семьи путём приобщения к трудовой деятельности, участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге; воспитания у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких, а воспитание таких качеств - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей. [4, с.31] 1.2. Виды семейного воспитания и семейных отношений. Как показывает опыт и анализ различных воззрений на личность можно обозначить четыре основные модели воспитания, характерные для нашего времени. В основу такого обобщения положен следующий критерий: "В чём тот или иной воспитательный подход видит цель воспитания?" На этой основе можно выделить четыре воспитательных подхода. 1. Стихийное воспитание. Отсутствие цели воспитания, или цель размыта. Воспитательные меры ситуативные, определяются настроением, часто непоследовательны, иногда противоречивы. Такой подход обусловлен размытыми представлениями о смысле жизни, соответственно - размытыми представлениями о воспитании, либо вообще отсутствием каких - либо представлений об этом. Если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация ребёнка весь процесс превращения его из организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества должен осуществляться под контролем воспитания. Такой подход к воспитанию сродни безответственности, так как семья осталась почти единственным институтом воспитания. Роль семьи в воспитании всегда была ведущей. В условиях здорового общества, если семья не справлялась с этой функцией, то сама общественная среда, её идеалы создавала благоприятные условия для воспитания. В условиях нестабильного общества воспитание может быть неосуществимо. 2. Воспитание как адаптация. Цель воспитания определена приспособлением к требованиям общественного развития. За рамками внимания остаётся личность человека. Смысл жизни сводиться к материальному благополучию. Соответственно цели воспитания, даже если они и не осознаются, сводятся к воспитанию социально адаптированного, успешного в плане социального благополучия человека. Это включает развитие физических и интеллектуальных возможностей, инициативы, предприимчивости. В этой модели нет места личности, она нивелируется, так как общество имеет свои потребности и интересы и "заказывает музыку". Кроме того, стремление к пользе имеет эгоистический характер и ведёт к отчуждённости людей друг от друга и по самому существу дела есть недостижимое стремление. Источником, теоретической и идеологической базой, которыми питаются эти два подхода являются некоторые теории личности, которые внутренние интенции личности видят на уровне эго - потребностей и адаптации к социальным условиям как цели развития личности. Опираясь на такие представления человек, уходит в сферу эгоцентризма. 3. Воспитание как развитие. Гуманистический подход. В основе этого подхода лежит очень привлекательное на первый взгляд гуманистическое мировоззрение Гуманистическое мировоззрение не тождественно гуманному отношению к человеку. Сущность гуманного отношения состоит в снисхождении к неиспорченной части души, а не в снисхождении к порокам. [3] Цель воспитания в этом подходе видится в развитии, имеющихся у ребёнка потенций. Если речь идёт о развитии, то под этим подразумевается нечто очень положительное, хорошее или лучшее. [22] Если глубже вникнуть в сущность этого понятия, то становиться ясно, что развитие предполагает, прежде всего, нечто имеющееся в наличии, данное. Если речь идёт о развитии ребёнка, это значит, что у ребёнка есть нечто, что должно быть развито. Что же есть у ребёнка? Многое. Способности, таланты - да. Но только ли? Если бы это было так, то не было преступности, наркомании, ужасающих случаев детской жестокости и т.п. Очевидность этих фактов свидетельствует о том, что в природе человека потенциально заложено, не только добро, но и зло. И если мы говорим о развитии как о взращивании имеющихся семян, то как мы можем избежать взращивания плевел? Поэтому понятие развития как совершенствования имеющегося потенциала содержит некоторую двойственность. В одном детском мультфильме показана лесная школа разбойников, где детей - зверей учили хитрости, обману, лукавству, т.е. всем тем качествам, которые помогают стать настоящими разбойниками. Разве в этой школе не развивали? Развивали. Как развивают сейчас в некоторых школах и семьях. Этому подходу предшествует натуралистический подход к воспитанию, начавшийся с трудов Руссо, который мыслил ребёнка как существо неповреждённое, чистое, светлое. Этот позитивный, на первый взгляд, подход идеализирует ребёнка, игнорирует другую, повреждённою его часть. Воспитание, ставящее своей целью развитие различных задатков и способностей, осуществляет промах в главном. Если задать вопрос человеку, так понимающему воспитание: в чём он видит основную цель воспитания? Он сведёт её к развитию. Развитие для развития. Дальше тупик. Без внутренней борьбы со своим злом никакое развитие не решит основной жизненной задачи. Особенно если под развитием понимается развитие интеллекта, прагматизма и т.п. "В светской педагогике целью воспитания считается развитие дарований, психических функций, умение достигать поставленных целей. В этом есть много ценного, но нельзя принимать средства за цели. Если все эти качества служат раскрытию душевной жизни, преображению или обожанию, тогда мы на правильном пути. Такой подход к воспитанию пронизан идеями гуманистической психологии, и других западных персоналистов, где эго-потребности, самость и самоактуализация являются центральными в развитии личности. 4. Воспитание как преображение. Избежать неверного отношения к воспитанию как к развитию или адаптации помогает совсем другое представление о смысле воспитания, которое согласуется со смыслом жизни и задачами личности. Поскольку воспитывается личность, а как мы уже говорили личность существует в плоскости вертикального измерения: в плоскости смыслов и ценностей, категорий добра и зла, только это измерение является измерением личностным. Такое понимание личности определяет смысл воспитания как личностного преображения, сущность которого состоит в формировании стремления к добру, к предпочтению добра, что и является условием спасения. Такой взгляд на воспитание направлен на решение основной задачи личности. [24]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Психология, 14 страниц
200 руб.
Контрольная работа, Психология, 3 страницы
150 руб.
Контрольная работа, Психология, 2 страницы
60 руб.
Контрольная работа, Психология, 10 страниц
110 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg