Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

kglieva 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2021
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. В связи с этим, одной из главных задач современного образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.
Введение

В соответствии с требованиями новой парадигмы образования, главной задачей школы является подготовка самостоятельной, образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Одна из ведущих целей работы в школе - создание условий для формирования самостоятельности младших школьников через организацию учебной, игровой и трудовой деятельности. Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность. Однако анализ практики обучения в средней школе дает основание сделать вывод о том, что именно это обстоятельство все еще недостаточно учитывает функционирующая в настоящее время система подготовки, которая все еще опирается на репродуктивные формы и методы обучения. Понятие самостоятельности в различных источниках трактуется по-разному. Так, в Психологической энциклопедии самостоятельность трактуется как «волевое качество личности, которое заключается в умении по собственной инициативе ставить перед собой цели, без посторонней помощи находить пути их достижения и выполнять принятые решения» [3, с.424]. В словаре по социальной педагогике самостоятельность определяется как «обобщённое качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [4, с.368]. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой даёт следующие определения слову «самостоятельный»: 1) Существующий отдельно от других, независимый. 2) Решительный, обладающий собственной инициативой. 3) Совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи. [2, с.695]. Следовательно, самостоятельность представляет собой волевое качество личности, которое характеризуется инициативным, критическим, ответственным отношением к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без посторонней помощи, опираясь при этом на имеющиеся в собственном опыте знания, умения и навыки. Самостоятельность формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. При этом в любом возрасте важно разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции. Младший школьный возраст, по мнению психологов и педагогов, является ключевым для развития у детей различных качеств, с помощью которых они смогут реализовать себя в жизни. Рассмотрим, где и каким образом может наиболее полно проявляться и развиваться самостоятельность младших школьников. Ведущим видом деятельности младшего школьника, по утверждению отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман и др.), является учебная деятельность. Самостоятельность в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению [5, с.39]. Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение. Поэтому будущее напрямую зависит от усилий школы: насколько хорошо она обеспечит развитие активности и самостоятельности учащихся в обучении. Основная ошибка многих учителей, начиная с начальной и кончая высшей школой, в стремлении ограничиться тем, чтобы дать знания и обеспечить усвоение материала. Неблагополучие обучения, в основном, состоит в неумении самостоятельно работать, в неумении выработать умения учебного труда. Существует недостаточность методического материала и рекомендаций к вопросу о системе развития самостоятельности у учащихся. А ведь суть педагогической технологии — поиски новых научных подходов к анализу и организации учебного процесса, совокупность методов и средств, обеспечивающих реализацию целей урока в системе обучения. Это то, что соединяет теорию и практику, процессуальную и содержательную стороны обучения. В настоящее время ощущается увлечение формами обучения без их глубокого теоретического анализа, без учета содержательных основ обучения. Поэтому можно предположить, что причины неблагополучия в системе обучения кроются в недостаточной разработанности технологии обучения. Учителю требуются глубокие специальные знания по педагогике и психологии и особая практическая подготовка для того, чтобы эффективно применять на практике методы педагогического воздействия, чтобы научить детей самостоятельно работать. Целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к необходимости нахождения действенных путей для развития самостоятельности учащихся. Успешность этого процесса определяется многими факторами, среди которых наиболее важным является осознание учеником своих способностей, интересов, знание способов самостоятельной деятельности. Методологической основой технологии обучения является идея развития личности и роли организованного труда и человеческих отношений. Таким образом, данная проблема является объектом пристального внимания психологов и педагогов. Вместе с тем, задачи образования на современном этапе требуют конкретного изучения проблемы самостоятельности учащихся на материале отдельных предметов. В работе лучших учителей накоплен значительный опыт развивающего обучения. Однако преобладающей в большинстве школ остается традиционная организация самостоятельности учащихся. Эти недостатки массовой практики объясняются, как было указано выше, неразработанностью технологии развития самостоятельности школьников на уроках. Важность практического решения проблемы развития самостоятельности, ее недостаточная теоретическая изученность, значение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснованной технологии развития самостоятельности обусловили ее актуальность и определили выбор темы исследования «Повышение уровня самостоятельности у учащихся подросткового возраста на уроках технологии». Успех такой работы во многом определяется теми условиями, в которых протекает обучение. Сознательно создаваемые в учебном процессе, эти условия относятся к педагогическим и должны благоприятствовать творческому развитию личности школьника. [14] Цель: Выявить и обобщить педагогические условия становления самостоятельности учащихся в учебном процессе. Объект: Процесс развития самостоятельности учащихся подросткового возраста. Предмет: Педагогические условия активизации познавательной самостоятельности учащихся подросткового возраста. Гипотеза: развитие самостоятельности у учащихся подросткового возраста повысится, если процесс обучения будет основан на исследовательском методе изучения. Задачи: ? провести анализ основных понятий; ? выявить способности учащихся к формированию самостоятельности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 8 1.1 Анализ теоретических подходов к определению самостоятельности 8 1.2 Дидактические условия и уровни развития самостоятельности 11 ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ ПОДРОСТКОВ НАВЫКАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 17 2.1 Анализ опыта передовых учителей в развитии самостоятельности учащихся 17 2.2. Рекомендации по развитию самостоятельности учащихся в учебном процессе 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Список литературы

1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. 2. Асперова И.Б. Профессиональное воспитание в школе. – М.: Знание, 2007. 3. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2006. 4. Белкин Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике. – М.: Дрофа, 2007. 5. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 2004. 6. Горностаева З.Я Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. – 1998. – № 2. 7. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М.: Просвещение, 2003. 8. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Дрофа, 2008. 9. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. – М.: Просвещение, 2001. 10. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. – СПб.: Нева, 2002. 11. Зимняя А.И. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2005. 12. Кралевич И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. – Нижний Новгород: Учебная литература, 2005. 13. Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 2005. 14. Онищук В.А. Урок в современной школе – М.: Просвещение, 2008. 15. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. – М.: Логос, 2004. 16. Пидкасистый П.И. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. — М: Просвещение, 1999. 17. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980. 18. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 2008. 19. Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Просвещение, 2002. 20. Чернявская А.П. Развитие самостоятельности учащихся в процессе индивидуально-ориентированного обучения. – Ярославль, Издательство ЯГПУ, 2008.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1 Анализ теоретических подходов к определению самостоятельности Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. В связи с этим, одной из важнейших задач современной педагогики становится развитие самостоятельности учащихся в обучении. В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца ХVIII века. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся – центральный в педагогической системе К.Д. Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся с учетом возрастных периодов обучения. По мнению Клауса Гюнтера, воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее продумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря – способствует освоению и реализации рефлексивной стратегии.[19, с.112]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg