Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогические условия формирования познавательного интереса в обучении географии

kglieva 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2021
Наиболее полное понятие «познавательный интерес» дает в своей работе Г.И. Щукина, представляющая данный термин, как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями. Понимание познавательного интереса заключается в его сущности, которая составляет стремление проникнуть в глубину явления, познания теоретических, научных основ определенной области знаний.
Введение

Происходящие в современном обществе кардинальные изменения актуализируют потребность каждого человека в непрерывном познании окружающего мира, основой для которого должна вступить система его познавательных интересов. Наиболее значимым этапом для развития системы познавательных интересов выступает школьный возраст, когда происходит смена ведущего вида деятельности личности, переход ребёнка к систематическому школьному обучению и коренным образом меняется социальная ситуация его развития. Образовательная система в Российской Федерации постоянно находится в поиске, происходит усовершенствование, объединение, смена приоритетов развития. Данные изменения неизбежны и для системы среднего профессионального образования. Педагогические средства обучения, содержания и организации учебного процесса в современных условиях не всегда срабатывают в должной мере. В связи с этим, нарастают различные проблемы, в частности, проблема формирования познавательного интереса у студентов к предметам как профильного, так и общеобразовательного циклов. Если сформировать интерес к предметам, формирующие компетенции в рамках будущей профессии, просто, то увлечь и заинтересовать «школьным» предметом намного тяжелее. Для студентов общеобразовательный предмет воспринимается как обуза, «школьное прошлое», а значит совсем неинтересное и ненужное, отсюда нежелание уделять должное внимание предмету, а, как правило, и посещать занятие. В любом учреждении среднего профессионального образования присутствуют общеобразовательные предметы, в том числе и география. Географические знания дают общее понимание сущности процессов и явлений, происходящих в природных, социально-экономических системах Земли. Формируется представление о закономерностях взаимодействия природы и общества, их компонентов. География является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики – так подчеркивается в проекте «Концепция развития географического образования в Российской Федерации». Только требуют совершенствования методики и приемы формирования и поддержания высокой учебной мотивации обучающихся к изучению географии, в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий. Актуальность темы обусловлена тем, что география является важным предметом для изучения в средних профессиональных учреждениях, а процесс формирования интереса к данному предмету актуален и требует постоянного обновления и творческого поиска для педагогов. Значительное влияние на развитие познавательных интересов школьников оказывает система образования и те условия, которые создаются в образовательном пространстве современной школы. Для практикующих педагогов становится всё более актуальной проблема поиска наиболее результативных путей и способов развития познавательных интересов школьников в условиях учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений и организаций. Особую значимость в контексте данного исследования приобретают труды: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Э.А. Барановой, Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казаковой, А.Н. Леонтьева, И.Я. Ланиной, Н.А. Морозовой, А.К. Марковой, Л.С. Славиной, У.В. Ульенковой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной. Психолого-педагогические исследования о взаимодействии, взаимовлиянии познавательной активности, и познавательных интересов освещены в трудах М.А. Данилова, А.К. Марковой, М.И. Махмутова, Т.Н. Шамовой, Г.И. Щукино. Методические основы формирования познавательного интереса в географическом образовании рассмотрены в трудах А.В. Даринского, И.В. Душиной, И.И. Бариновой, ОБ. Крыловой, СБ. Милехиной, И.И. Маховой, Л.В. Мстиславской, Л.Ю. Ларионовой, Е.В. Растворовой, И.Г. Шапошниковой, Л.В. Ялышевой. Проблема формирования познавательного интереса к географии является не новой в системе образования, но формирование интереса к географии в учреждениях среднего профессионального образования не изучена полноценно и требует особого внимания для её решения. Разрешение указанной проблемы требует проведения анализа теоретических источников, посвящённых рассмотрению сущности и содержания феномена познавательного интереса личности, особенностям познавательного интереса школьников и факторам его развития в системе школьного образования. Отмеченные обстоятельства определили тему исследования: «Педагогические условия формирования познавательного интереса в обучении географии». Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и практическая апробация комплекса занятий по географии, способствующих развитию познавательного интереса учащихся. Объект исследования – процесс обучения географии в средней школе. Предмет исследования — формирование познавательного интереса к географии у обучающихся. Гипотеза исследования: процесс активизации познавательного интереса будет результативным, если использовать на уроках географии активные методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный; также игровая деятельность, демонстрация схем, таблиц, практические занятия, мультимедийные средства, таблицы и схемы важнейшее средство обучения – географическая карта. В соответствии с проблемой, гипотезой и целью исследования определены следующие задачи исследования: – провести анализ факторов развития познавательного интереса у школьников на уроках географии; – определить начальный уровень познавательного интереса учеников 10 класса МБОУ «СОШ №6» п. Парчум; – разработать и реализовать комплекс занятий, способствующих формированию познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения географии, оценить его результативность. Выбор методов исследования определялся его целями и задачами. Применялись следующие методы: – теоретические — анализ и синтез, обобщение и сравнение, абстрагирование и конкретизация, прогнозирование, проектирование, моделирование, системный подход; – эмпирические — изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, собеседование, изучение и обобщение опыта организации мониторинговых исследований, экспертная оценка; – педагогический эксперимент; Используемые методы адекватны предмету и задачам исследования, что позволяет фиксировать динамику качественных и количественных изменений в образовательном процессе и обоснованно судить об эффективности процесса организации и проведения мониторинга в повышении качества образования. База исследования: МБОУ «СОШ №6» п. Парчум Чунского района Иркутской области. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы: 77 стр., ВКР иллюстрирована 8 таблицами, 10 рисунками. Список литературы включает 50 наименований. В работе имеются 5 приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….……………………..3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.....................................7 1.1 Сущность познавательного интереса и его роль в образовательных результатах…………………………………………………….………….………….7 1.2 Анализ факторов развития познавательного интереса у школьников и его специфика в разные возрастные периоды.……………………….………..15 1.3 Пути формирования познавательного интереса школьников на уроках географии…………………………………………………………………...25 Выводы по главе 1…………………………………………………………...34 ГЛАВА 2 ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ МОБУ «СОШ №6» п. Парчум…………………………………………………..………………...36 2.1 Определение уровня познавательного интереса у учащихся МБОУ «СОШ №6» п. Парчум ………………………………………………………...…..36 2.2 Апробация комплекса географических занятий по формированию познавательного интереса у обучающихся ………………………………………44 Выводы по главе 2………………………………………………………..….60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………65 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….71
Список литературы

1. Беляев, М.Ф. К вопросу о динамике интереса [Текст] / Ф. Беляев // Советская педагогика. 2019. – №11-12 – С. 152-159. 2. Беловолова, Е.А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе: Монография [Текст] / Е. А. Беловолова. - М.: МПГУ, 2017. – 144 с. 3. Баринова, И.В. Контроль знаний и умений школьников по географии [Текст] / И.В. Баринова // География в школе. – 2019. – № 1. – С. 23- 25. 4. Бибекова О.А. Современные образовательные технологии в обучении географии [Текст] / О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова. – Волгоград: Учитель, 2019 – 127 с. 5. Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки. 6-10 класс [Текст] / Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 100 с. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович. М.:Изд-во «Просвещение», 2015. – 464 с. 7. Вопросы теории и методики развития познавательной активности учащихся [Текст] / Под редакцией М. П. Пальянова. - Томск, 2015. - 203 с. 8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2014. – 316 с. 9. Галеева, Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии [Текст] / Н.И. Галеева. - М.: Методическая библиотека, 2017. – 365 с. 10. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе [Текст] / О.М. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=26179 (дата обращения: 28.02.2020) 11. Душина, И. В., Методика преподавания географии [Текст] / И.В. Душина, Г.А. Понурова. – М.: Московский лицей, 2016. – 192 с. 12. Едиханова, Г.Г. Формирование познавательных интересов обучающихся [Текст] / Г.Г. Едиханова // Молодой ученый. – 2019. – № 30. – С. 15-19. 13. Еремеева, М.С. Обогащение познавательного интереса в старшем возрасте как психолого-педагогическая проблема [Текст] / М.С. Еремеева // Молодежь и наука XXI века: материалы X Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 85-летию со дня рождения В.П. Астафьева и 100летию со дня рождения Л.В. Киренского. Т. 2. КГПУ им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2018. – С. 200-201. 14. Ермолаева, М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности [Текст] / М.Г. Ермолаева. - СПб: Каро, 2016. – 284 с. 15. Зырянова, Е.О. Проблема низкой эффективности мер по активизации познавательного интереса, применяемых в современной школе [Текст] / Е.О. Зырянова // Молодежь и наука XXI века: материалы XII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Т. 3/ отв. за выпуск В. И. Пихутина. КГПУ им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2019. – С.68-70. 16. Иванов, Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационных системах обучения [Текст] / Ю.П. Иванов // География в школе. – 2019. – № 2. - С. 67. 17. Использование средств обучения в преподавании географии [Текст] / под ред. Ю.Г. Барышевой. М.: Просвещение, 2014. – 159с. 18. Казанцев И.В. Особенности формирования познавательных способностей подростков на уроках географии [Текст] // Эколого-географические проблемы регионов России: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной посвящённая 85-летию естественно-географического факультета ПГСГА. Самара: ПГСГА, 2019. – С. 236-241. 19. Каплева, Е.В. Формирование познавательного интереса у учащихся подросткового возраста [Текст] / Е.В. Каплева, И.О. Каноненко // Молодежь и наука XXI века: материалы XII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Т. 3. КГПУ им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2017. – С. 72-73 20. Карякин, И.И. Структурная идентификация познавательного интереса у старшеклассников [Текст] / И.И. Корякин // Молодежь и наука XXI века: по материалам V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. – С. 220-221. 21. Кригер, Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2018. – 232. 22. Крупская Н.К. Педагогические сочинения [Текст] / Н.К.Крупская. Т.4.Трудовое воспитание и политехническое образование. М.: Изд-во Акад. пед. наук. 2014. – 387 с. 23. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – СПб.: 2016. – 364 с. 24. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] // Вопросы психологии, 2019. – № 4. – С.18-35. 25. Логинова, Н.Н. Некоторые аспекты методики преподавания географии населения в школе [Текст] / Н.Н. Логинова, С.В. Сарайкина // Интеграция образования. – 2019. – № 1. – С. 66-71. 26. Любарский, А.Н. Современное географическое образование и его проблемы [Текст] / А.Н. Любарский, Л.В. Тарасова // География и экология в школе 21века. – 2019. – №10. – С.40-43. 27. Маркова, А. К. Формирование интереса к учению у школьников [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Педагогика, 2015. – 195 с. 28. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / Т.В. Матюшкин. – М.: 2017. – 544 с. 29. Медовникова, Т.В. Повышение познавательного интереса к географии через интернет-конкурсы [Текст] / Т.В. Медовникова // География и экология в школе 21 века. – 2012. – №2. – С. 62-64. 30. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. - М.: Знание, 2017. - 246 с. 31. Новенко, Д.В. Новые информационные технологии в обучении [Текст] / Д.В. Новенко // География в школе. – 2019. – № 5 – С. 48. 32. Онлайн-география, игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//online.seterra.com (дата обращения: 14.02.2020). 33. Отческих, Н.А. Оценочная деятельность учителя как фактор развития познавательного интереса учащихся старших классов [Текст] / Н.А. Отчческих // Молодежь и наука XXI века: материалы ??? международной научнопрактической конференции студентов и аспирантов. РИО КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. – С. 84-85 34. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения в 3-х томах. Том 1. [Текст] / Иоганн Генрих Песталоцци // Перевод с немецкого М.М. Беер, O.A. Коган, Е.С. Лившиц, В.А. Филипповой, М.М. Штейнгауз, С.М. Шшейнгауза. Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 2013. – 647 с. 35. Репринцева, Ю.С. Формирование личностных образовательных результатов на уроках географии 5–9 классы [Текст] / Ю.С. Репринцева. – М.: Изд-во «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2015. – 96 с. 36. Романова, А.Ф. Нестандартные уроки. География 8-9 классы [Текст] / А.Ф. Романова. Волгоград. Издательство «Учитель» 2016. – 347 с. 37. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПБ., М., Минск, 2011г. - 712 с. 38. Свиридова, И.А. Учителя и учащиеся о методах обучения [Текст] / И.А. Свиридова // Активация учебно-познавательной деятельности учащихся. – Л., 2018. – С. 52-58. 39. Совсуняк, О.А. На уроке должно быть интересно [Текст] / О.А. Совсуняк // География и экология в школе 21 века. – 2019. – №10. – С. 44-46. 40. Суслов, В.Г. Нетрадиционные уроки географии как стимул развития познавательного интереса слабоуспевающих учеников [Текст] / В.Г. Суслов // География и экология в школе 21 века. 2015. – №2. – С. 42-43. 41. Таможняя, Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования [Текст] / Е.А. Таможняя // География в школе. – 2019. – № 4. – С. 46-52. 42. Таможняя, Е.А. Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения [Текс] // География в школе. - М.: Школьная Пресса, 2019. – № 3. – С. 29-38. 43. Ушинский, К. Д. Педагогическая антропология [Текст] / Ушинский К.Д. – М.: Педагогика, 2014. – 330 с. 44. Хлебосолова, О.А. Качество школьного географического образования и способы его оценки: монография [Текст] / О.А. Хлебосолова. Рязань, 2015. – 152 с. 45. Шейнис А.И. Обучение через Интернет: механизмы эффективного поиска географической информации [Текст] / А.И. Шейнис // География в школе. – 2019. – № 4. – С. 54. 46. Шульгина, О.В. Роль географии в системе знаний и формировании междисциплинарного мышления [Текст] / О.В. Шульгина // География и экология в школе 21 века. 2018. – №1. – С. 40-43. 47. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. – СПб., 2016. – 333 с. 48. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности [Текст] / Г. И. Щукина. - М: Просвещение, 2015. – 190 с. 49. Щукина, Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся-важный фактор совершенствования современного обучения. [Текст] / Г.И. Щукина / Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.: Изд-во «Просвещение», 2016. – 154 с. 50. Щукина, Г.И. Внешние и внутренние ресурсы интересного обучения [Текст] / Г.И. Щукина // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – Л. 2016 – С. 3-23.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА 1.1 Сущность познавательного интереса и его роль в образовательных результатах Проблема познавательного интереса продолжает занимать одно из ключевых мест в дидактике. Сама идея интереса к учению, основам изучаемых в школе наук, развивалась многими педагогами прошлого. Великие педагоги и просветители XVII-XIX вв. отмечали большую роль интереса в обучении, при этом непременно предъявляли к учителю требования сделать обучение приятным, то есть интересным. Этому вопросу большое внимание уделяли классики педагогики И.Г. Пестолоцци, А. Дистервег, И. Гербарт [29, с. 108]. Русские педагоги и просветители XVIII-XIX вв. придавали большое значение интересу, стремясь тем самым поставить протест насильственному обучению. Проблема интереса нашла отражение и в педагогических трудах русских революционеров-демократов Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена, В.Г. Белинский. Они считали, что природный интерес детей следует поддерживать и развивать, в этом видели смысл воспитывающего и развивающего обучения. Во многих трудах ученых интерес рассматривается как важный инструмент в руках учителя, с помощью которого он помогает ученику преодолевать трудности, интерес делает обучение радостным занятием, пробуждает ученика к самостоятельной работе по добыче знаний. Признание интереса, как важной побудительной силы, в процессе обучения становилось педагогами XIX-начало XX вв. вместе с другими проблемами дидактики [22, с. 25].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg