Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Сравнительный анализ систем пенсионного и социального страхования на примере России и стран Европейского союза.

cool_lady 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Актуальность темы исследования. Для любого человека при наступлении определенных обстоятельств пенсия может стать одним из основных или единственным источником средств к существованию, от которого будет зависеть уровень и качество его жизни. Уже одно это является причиной для самого серьезного внимания к данному вопросу. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с функционированием пенсионных систем и социального обеспечения в мире и возможностей его использования в России, рассмотренные в теоретическом и практическом аспектах. Предмет исследования является система пенсионного обеспечения, существующая в Российской Федерации и в странах Европейского союза, а так же отличительные особенности деятельности ПФ в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации и в странах Европейского союза. Целью исследования является анализ существующей системы пенсионного страхования в России и странах Европейского союза их сравнения, а также разработка рекомендации по улучшению деятельности Пенсионного Фонда в России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: • проанализировать существующие в различных странах модели пенсионного страхования; • сравнить систему ПС в Российской Федерации и странах Европейского союза; • спрогнозировать возможные варианты дальнейшего развития ПФ в системе пенсионного страхования с учетом зарубежного опыта; Методологическая основа исследования основана на методах научного познания, таких как: системно-структурный и функциональный анализ, формально-логические и специально-юридические методы, а также сравнительный, исторический и статистический методы. Нормативно-правовой основой исследования являются: Конституция РФ, действующее отечественное пенсионное законодательство, Указы Президента РФ, иные нормативные акты. Структура выпускной квалификационной работы, обусловленная логикой исследования, его целью и задачами, представлена введением, двумя главами, состоящими из пяти параграфов, заключением, списком использованных источников.
Введение

В условиях формирования социально-экономической ответственности государства перед гражданами, закончившими трудовую деятельность в связи со своим возрастом, вопрос пенсионного обеспечения является одним из самых актуальных. Поэтому формирование оптимальной модели пенсионного обеспечения, учитывающей социальные и экономические аспекты жизни общества, является важной задачей многих государств. В условиях усиливающегося финансового кризиса для пенсионного обеспечения объективно необходимо было формирование Пенсионного фонда РФ. Он образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. С 1 января 1991 года средства, предназначенные для выплаты пенсий и некоторых государственных пособий, по решению высших законодательных органов Российской Федерации были выведены из федерального бюджета. Работа по сбору, учету и целевому распределению средств была возложена на Пенсионный фонд. Пенсионный фонд Российской Федерации является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов (ст. 41 Конституции РФ). Все эти гарантии закреплены в Конституции РФ, определяющей содержание системы социальной защиты населения. Важнейшую роль в этой системе занимает социальное страхование в обязательной и добровольной формах. Непосредственной причиной осуществления социального страхования являются социальные риски, которые постоянно присутствуют в жизни людей и сопутствуют любым видам их деятельности. Влияние данных рисков заключается в снижении материального уровня жизни граждан.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……...1 ГЛАВА 1. ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ……………………………………………..……4 1.1 Основные понятия и термины пенсионного и социального страхования…………………………………………………………...………..4 1.2.Пенсионное и социальное страхование и их роль в государственной системе Российской Федерации …………………….………………….…...17 1.3. Специфика деятельности пенсионного и социального страхования в странах Европейского союза…………………………………………….…..37 ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И СТРАНАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА……………………………………………….....45 2.1. Общие черты и различия пенсионного и социального страхования России и стран Европейского союза………………………………………..45 2.2 Проблемы функционирования Пенсионного Фонда России и пути их решения…………………………………………………………………….…68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...77
Список литературы

Нормативно правовые акты 1.Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». 2.Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» //СЗ РФ. - 17.12.2001. - №51. - ст.4832. 3.«Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 4.Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ 5. Федеральный закон от 24.07.2009№212-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» 6.Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗРФ. - 24.12.2001. - №52 (1 ч.). - ст.4920. 7.Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ ««Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9839/ 8.Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» //СЗ РФ. - 01.04.1996. - №14. - ст.1401. 9.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 №987н (ред. от 27.07.2010) «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» // Российская газета. - 05.03.2010. - №46. 10.Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - №30. - ст.415 11.Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" 12.Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Парламентская газета. - 20.12.2001. - №238-239. 13.Постановление ВС РФ от 27.12.1991 №2122-1 « Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 30.01.1992. - №5. - ст.180. 14.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ // Российская газета. - 12.08.1998. - №153-154. 15.Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном пенсионном обеспечении» 16. ст.5Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» 17.Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» //СЗ РФ. - 17.12.2001. - №51. - ст.4832. 18.Федеральный закон О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (с измен. от 26 июня 2005 г. № 3-ФЗ). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34443/ 19.Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 № 122-ФЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ 20.Федеральный закон О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (с измен. От 26 июня 2005 г. № 3-ФЗ) 21.Постановление Верховного совета СССР № 442-1 от 22.12.1990 г. «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - № 30. Литература(книги, учебники, монография) 22.Зурабов М.Ю. Комментарий к пенсионному законодательству / под ред. М.Ю. Зурабова. - «Норма»,2007. 23. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ // Российская газета. - 12.08.1998. - №153-154. 24. Old-age in Europe. - Luxemburg: Office for official publications of the European Communities, 2001.- 2001. -P.5. 25.Kommission der Europaeischen Gemeinschaft, Sozialversicherungssysteme. Luxemburg, 1989.- S.72.; Altersichrung in der EG. - Frankfurt am Main, 1993. -S.14. 26.Социальное обеспечение: вопросы, задачи и перспективы. — Женева: МВТ, 2001. — С.53. 27.Altersichrung in der EG. — Frankfurt am Main, 1993.-S.33. 28.Old-age in Europe. - Luxemburg: Office for official publications of the European Communities, 2001.-2001.-P.4. 29.Мировой опыт реформирования пенсионных систем: концептуальные подходы и практические действия. - М., 1999. - С. 10. 30.Проблемы и перспективы развития государственных внебюджетных социальных фондов Российской Федерации [Текст]: монография / Г.Р. Нигматуллина, Р.И. Саитов. – Уфа, ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2014. - 116 с. 31.Роик В. Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы. -- М.: Альпина Паблишер, 2012.- 258 с. // Парламентская газета. - 20.12.2001. - №238-239.; 32.Гусова К.Н Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. -. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. - 30с. ; 33.Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П.Галаганов, С.В.Харитонова. - 2-е изд., перераб. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 54с.. 34.Гусова К.Н. Право социального обеспечения: учебник /К.Н. Гусова. -. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. -- 31с. 35.Проблемы и перспективы развития государственных внебюджетных социальных фондов Российской Федерации [Текст]: монография / Г.Р. Нигматуллина, Р.И. Саитов. – Уфа, ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2014. - 116 с. 36.Шатохин И.Г. Пенсионные системы в России и за рубежом. - Ярославль, 2002. 37.Социальное обеспечение: вопросы, задачи и перспективы. — Женева: МВТ, 2001. — С.53. 38.Мировой опыт реформирования пенсионных систем: концептуальные подходы и практические действия. - М., 1999. - С. 10. 39.Балашев Н.Б., Ашуркова К.С. Влияние бюджетного финансирования на экономическое развитие регионов на примере Тульской и Ярославской областей // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 4-1. - С. 28-36. 40.Балашев Н.Б., Хиневич Д.Ю., Нурмухаметов Р.К. Проблемы контроля расходования средств бюджета // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2016. - № 1. - С. 1415. 41.Балашев Н.Б., Хиневич Д.Ю. К вопросу оценки эффективности бюджетных расходов на современном этапе // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2016. - № 2-1. - С. 355-359. 42.Бережной М.П. Проблемы деятельности НПФ // опыт моделирования пенсионных систем. 2005. №2; 43.Бочкарев Д.В. Мировой опыт развития и функционирования негосударственных пенсионных фондов и генезис негосударственных пенсионных фондов в современной российской федерации. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998; Интернет ресурсы 44.Об основах обязательного социального страхования [Электронный ресурс] :федер. закон РФ от 16.07.1999. №165-ФЗ, (ред. от 28.12.2013) // СПС «Консультант Плюс». 45.Численность рабочей силы в возрасте 15-72 года по субъектам РФ. Федеральная служба Государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/tab_trud1.htm. 46.Численность пенсионеров, состоящих на учете в ПФ РФ. Федеральная служба Государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_p2.htm 47.График выхода на пенсию по новому закону. Современная пенсионная энциклопедия [Электронный ресурс]: http://pensiology.ru/news/vyhod-na-pensiju-po-novomu-zakonu-s-2019^^/ 48.Теневая экономика РФ выше расходов бюджета на 2019 год. Вести [Электронный ресурс]: https://www.vestifinance.ru/articles/115216 49.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. Президент России [Электронный ресурс]: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 50.О страховых взносах в ПФРФ, ФССРФ, ФФОМС [Электронный ресурс] :федер. закон РФ от 24.07.2009. №212-ФЗ, (ред. от 02.04.2014) // СПС «Консультант Плюс». 51.Об основах обязательного социального страхования [Электронный ресурс] :федер. закон РФ от 16.07.1999. №165-ФЗ, (ред. от 28.12.2013) // СПС «Консультант Плюс». 52.Электронный ресурс http://ras.arbitr.ru/ 53.Электронный ресурс http://www.pfrf.ru/branches/pskov/news~2017/07/14/139031 54.Электроный ресурс https://poisk-ru.ru/s42064t8.html 55.Электронный ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/ 56.Электронный ресурс https://mvf.klerk.ru/zakon/167fz_020809.htm 57. Трудовые ресурсы. Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 1.1 Основные понятия и термины пенсионного и социального страхования Пенсионное страхование является неотъемлемой частью материального обеспечения граждан в старости, которое существует во всех развитых странах. Основы регулирования обязательного пенсионного страхования на территории Российской Федерации наряду с регулированием правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования, а также определением правового положения субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливаются Федеральным законом. В соответствии с вышеназванным законом «Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения» Федеральный закон . Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком в лице Пенсионного фонда Российской Федерации. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале XX века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. В соответствии с Конституцией Российской Федерации все граждане имеют право на материальное обеспечение по возрасту , в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом Конституции Российской Федерации. В 2002 году с принятием закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» началась пенсионная реформа. Исходя из содержания закона все граждане являются застрахованными лицами. Застрахованное лицо - физическое лицо, на имя которого заключен договор личного страхования, либо физическое или юридическое лицо по договору страхования ответственности, ответственность которого застрахована этим договором. Пенсионный Фонд для каждого гражданина открывает индивидуальный лицевой счет, на который работодатель ежемесячно перечисляет страховые взносы при начислении ему заработной платы. Таким образом, эти страховые взносы формируют дальнейшую трудовую пенсию. В случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов Так, в Пятый арбитражный апелляционный суд Приморского края обратилось открытое акционерное общество с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда по Ленинскому району г.Владивостока Приморского края .Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.07.2013 заявленные обществом требования удовлетворены, решение от 29.11.2012 N 25 признано недействительным, как не соответствующее положениям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Также с пенсионного фона в пользу общества взысканы судебные расходы по оплате государственной. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173 (далее Федеральный закон №173) «Трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц» Пенсия состоит из трёх частей: 1. Базовая, или социальная часть пенсии является самой маленькой составляющей пенсии (составляет 6% от размера зарплаты). С 1 января 2002 года базовая часть была установлена первоначально в размере 450 рублей в месяц. Эта сумма устанавливается всем лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим минимальный трудовой стаж в 5 лет. Размер базовой части пенсии не зависит от заработной платы, суммы страховых взносов - базовую часть пенсии государство обязано выплачивать всем гражданам пенсионного возраста. 2. Страховая часть пенсии напрямую зависит от того, сколько за весь трудовой период за данного человека было уплачено страховых взносов в Пенсионный фонд (составляет 8 % от размера зарплаты). Размер страховой части трудовой пенсии рассчитать очень просто: достаточно пенсионный капитал, сформированный на день назначения пенсии, разделить на количество месяцев ожидаемого периода выплат пенсии - 228 (на основании данных Госкомстата для расчета трудовых пенсий был узаконен период в 19 лет, то есть 228 месяцев). 3. Накопительная часть зависит от величины пенсионных накоплений (составляет 6 % от размера зарплаты). Право на накопительную часть пенсии получают только молодые возрастные группы - мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1957 года рождения и моложе. Федеральный закон №173 ввел новую структуру трудовой пенсии. Она состоит из базовой и страховой частей, а также относительно небольшой, во всяком случае на начальном этапе, накопительной части . В настоящее время обязательные страховые взносы составляют 22% от годового заработка в пределах 568 тысяч рублей по каждому месту работы ежемесячного заработка. При этом взносы, поступающие в течение всей трудовой деятельности ваш лицевой счет в пенсионный фонд, распределяются на две части - страховую (16 %) и накопительную (6 %). С 2014 года отчисления в накопительную часть тех, кто “промолчал” и не сделал выбор, автоматически будут уменьшены в 3 раза. Те, кто вовремя сделал верный шаг, смогут рассчитывать на материальную независимость в пожилом возрасте и достойный уровень жизни после выхода на пенсию. В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ ««Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» каждое застрахованное лицо должно быть зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования. В этой связи Пенсионный фонд проводит регистрацию всех граждан в системе обязательного пенсионного страхования, включая детей и подростков. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ. При регистрации каждому застрахованному лицу территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером и выдает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования - документ, который гражданин получает в территориальном органе ПФР по месту жительства, заполнив анкету. Гражданин, впервые поступивший на работу, страховое свидетельство получает через страхователя (работодателя). В страховом свидетельстве указываются страховой номер лицевого счета, фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол застрахованного лица и дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования . Функционирование системы обязательного пенсионного страхования базируется на реализации страховых принципов, как общих для всех видов социального страхования, так и применимых только к пенсионному обеспечению. Основными принципами обязательного пенсионного страхования являются: 1. устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, достигаемая на базе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; 2. всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; 3. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение договорённостей по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; 4. государственное регулирование системы обязательного социального страхования; 5. паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования. Все сказанное позволяет сделать вывод, что в настоящее время существует угроза несоблюдения основного принципа пенсионного страхования - устойчивости финансовой системы обязательного пенсионного страхования, достигаемой на базе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов. Источники финансирования пенсионного страхования Пенсионное страхование - страхование с целью формирования источников финансирования пенсий. Пенсионное страхование является основой пенсионной системы в развитых странах. Пенсионный фонд России был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения . Пенсионный фонд является самостоятельным финансовым институтом, что характеризуется в содержании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат . Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система уникальна и включает страхование по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, при временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение преобладает преимуществом главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многогранный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России, выполняющих функцию сбора и аккумуляции страховых платежей, их перераспределение между территориями. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет: 1. обязательных взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, а так иных категорий работающих граждан; 2. ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; 3. средств, возмещаемых Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; 4. средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; 5. добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений Совсем незначительную часть в бюджете Пенсионного фонда составляют такие поступления, как суммы пени и штрафов, финансовые санкции, банковские начисления по остаткам средств на счетах региональных отделений ПФР. Согласно статьи 147 Бюджетного Кодекса РФ - расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации . Средства Пенсионного фонда России направляются на: 1. выплату пенсий за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальной пенсии 2. оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; 3. выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте полутора лет 4. финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда России и его органов Таким образом, подводя итоги раскрытия источников финансирования можно сказать, что финансовую устойчивость Пенсионного фонда России можно определить как такое состояние его финансовых ресурсов, которое позволяет ему на основе организационной самостоятельности обеспечить развитие государственной пенсионной системы при сохранении своей платежеспособности в условиях допустимого уровня долгосрочного социального риска утраты доходов для работающих - вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - в результате смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - из-за длительного выполнения определенной профессиональной деятельности. Органы осуществляющие пенсионное страхование Пенсионная система развитых стран имеет сложную структуру, Россия не является исключением. В пенсионную систему России входят: Пенсионный фонд, негосударственные пенсионный фонды, работодатели, работники, пенсионеры, банки, государственные регулирующие органы и т.д. Пенсионный фонд Российской Федерации - один из наиболее значимых институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации . Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительным признаком Пенсионного фонда по сравнению с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. Как государственный внебюджетный фонд ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы, а так же обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение. Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионного обеспечения граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов или других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсии гражданам которые в силу обстоятельств не имеют возможности обеспечить свое проживание. Так, средства направляются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, можно определить не маловажное социальное значение Пенсионного фонда. К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести: 1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; 2. капитализация средств фонда, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц; 3. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств; 4. назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д. 5. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования; 6. выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; 7. управление средствами пенсионной системы; 8. проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования Данный перечень является не исчерпывающим, так с 2010 года было введено администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, а также установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера. Работа Пенсионного фонда заключается в выполнении следующих функций: 1. Фискальная - аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения. 2. Перераспределительная - обеспечение граждан, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением. 3. Контрольная - отображение условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров. Наибольшей проблемой Пенсионного фонда Российской Федерации в настоящее время является недостаточность денежных средств при достаточно высоком тарифе страховых взносов. Дефицит бюджета Пенсионного фонда обусловлен рядом причин: 1. задолженность предприятий и организаций по уплате страховых взносов; 2. задолженность федерального бюджета по возмещению Пенсионному фонду Российской Федерации затрат на выплату пенсий и пособий военнослужащим и другим категориям граждан. Именно недостаточность денежных средств не позволяет своевременно повышать минимальный размер пенсии по старости, своевременно индексировать установленные размеры пенсий и обеспечивать своевременную их выплату. Результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей, нуждающихся в социальной защите. В заключение можно прийти к выводу, что работа Пенсионного фонда Российской Федерации имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и еще не год потребуется сбалансировать данную систему и привести ее в равновесие. 1.2. Пенсионное и социальное страхование и их роль в государственной системе Российской Федерации Значение пенсионного страхования в современном обществе Пенсионное страхование является социально значимым видом страхования, так как затрагивает интересы всех граждан. Оно возникло в России в начале XX века и не получило широкого распространения. До 1917 г. страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданских работ в связи с наступлением установленного возраста. К началу 1920-х гг. широко обсуждался вопрос рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, нуждающегося в пенсионном обеспечении. В то время социальное обеспечение пенсионеров базировалась на критериях утраты трудоспособности и наступления инвалидности. В 1929 г. впервые были установлены принципиальные различия в размере между пенсией по инвалидности и пенсией по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать. Начиная с 1932 г. пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. С этого времени был законодательно введен пенсионный возраст: для женщин - 55 лет и для мужчин - 60 лет. Конституцией СССР в 1936 г. был предусмотрен всеобщий характер пенсионного обеспечения для рабочих и служащих. В 1956 г. был принят Закон «О государственных пенсиях» , который установил механизм регулировании пенсии по старости работающим пенсионерам, одновременно увеличив размеры назначаемой пенсии. Одним из результатов этого этапа развития пенсионного обеспечения, наряду с ростом уровня пенсий, явилось сокращение доли работающих пенсионеров, которая уменьшилась с 60 % в 1956 г. до 9 % в 1962 г. Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» от 15 июля 1964 г. предусматривал выход на пенсию для колхозников-мужчин с 65 лет и для женщин - с 60 лет. Однако уже в 1968 г. колхозникам было предоставлено право на пенсию по старости с такого же возраста, как рабочим и служащим. К середине 1960-х г.в стране сложилась полноценная государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости которая обеспечивала всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. В этой связи пенсионная система начиная с 1960-х г. и до 1990 г. получила определение государственного пенсионного обеспечения. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в консолидированном бюджете государственного социального страхования, который, в свою очередь, входил составной частью в государственный бюджет страны. Важным этапом формирования программы государственного пенсионного страхования обычно рассматривается середина 1960-х гг. когда было установлено право на получение на получение пенсий в период наступления соответствующего возраста, инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку обязательные страховые взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 1980-е гг. составила около 60 % всего бюджета социального страхования. Пенсии по государственному социальному страхования представляли собой гарантированные ежемесячные выплаты, размеры которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхования, в законодательстве указанного периода выделяются следующие виды пенсий: • по возрасту • по инвалидности • по случаю потери кормильца • за выслугу лет В целях стабилизации и подъема материального положения пенсионеров в 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Однако изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие Закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. № 340-1 , в соответствии с которым были сформулированы принципы обязательного государственного пенсионного страхования, определены на законодательном уровне условий формирования ПФР. Особенностями вышеназванного закона были следующие: • социальная направленность с сохранением всех предыдущих государственных обязательств; • дальнейшее расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию; • введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; • установление размера пенсий, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа; • введение выплаты полного размера пенсии всем работающим пенсионерам. В августе 1995 г. Постановлением Правительства РФ № 790 была утверждена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая определила общие тенденции дальнейшего реформирования государственного пенсионного страхования. Необходимость пенсионного реформирования была обусловлена сложившейся ситуацией в связи с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономический анализ, 92 страницы
2300 руб.
Дипломная работа, Экономический анализ, 87 страниц
2175 руб.
Дипломная работа, Экономический анализ, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Экономический анализ, 103 страницы
2575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg