Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогические условия развития интереса к музыке у детей раннего возраста средствами музыкально-дидактических игр

cool_lady 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Объект исследования – музыкальное воспитание детей раннего возраста Предмет исследования – педагогические условия развития интереса к музыке у детей раннего возраста средствами музыкально-дидактических игр. На этом основании сформулирована цель исследования: разработать и апробировать педагогические условия развития интереса к музыке у детей раннего возраста средствами музыкально-дидактических игр. В соответствии с целью нами сформулированы следующие задачи: 1. Раскрыть понятие «интерес» в психолого-педагогической литературе. 2. Рассмотреть особенности проявления интереса детьми раннего возраста. 3. Изучить возможности музыкально-дидактических игр как средства развития интереса к музыке у детей раннего возраста. 4. Выявить уровень сформированности развития интереса к музыке у детей раннего возраста. 5. Определить и апробировать педагогические условия развития интереса к музыке у детей раннего возраста средствами музыкально-дидактических игр. В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие интереса к музыке у детей раннего возраста будет эффективным, если будут реализованы следующие педагогические условия: 1. обогащение музыкально-слухового опыта детей в процессе коллективной и индивидуальной образовательной работы; 2. включение детей в активный процесс восприятия музыки в ходе музыкально-дидактических игр; 3. активизация самостоятельных проявлений детей в процессе восприятия музыки при организации совместной деятельности с родителями в процессе музыкально-дидактических игр. Методы исследования. Для решения поставленных задач использо-вался комплекс методов: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; анализ изучаемой проблемы в прак-тике дошкольного образования; анализ законодательных и нормативных документов; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных результатов исследования. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая глава включает 3 пункта, списка использованных источников и приложения.
Введение

Проблема воспитания интереса к музыке у детей дошкольного возраста принадлежит к числу важнейших. На необходимость приобщения к музыке, начиная с раннего возраста и важность этого процесса для развития ребенка подчеркивается в трудах Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского, А.В.Кенеман, Т.С.Комаровой, А.Н.Леонтьева, Н.А.Метлова, В.И.Петрушина, О.П.Радыновой, Б.М.Теплова, Р.М.Чумичевой, В.Н.Шацкой и других. Современные концепции дошкольного образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности (А.И.Катинене, О.П.Радынова, Р.М.Чумичева, Л.В.Школяр и др.). Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности (И.А.Джидарьян, А.И.Катинене, Т.С.Комарова, О.П.Радынова, Р.А.Тельчарова, Н.М.Черноиваненко, Р.М.Чумичева и другие). Интерес выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях (Г.З.Апресян, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров). Идеи использования игр в воспитании детей, восходящие к эпохе античности, прослеживаются на рубеже XIX-XX вв в работах Н.Н. Бахтина, С. Холла, Н. Тичера, Х. Финлей-Джонсон и нашли дальнейшее развитие в трудах Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, Н.А. Терентьевой и многих др. Серьезные социальные перемены, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, прагматизм и рационализм общества, утрата ценностных ориентаций не могли не отразиться на музыкальных интересах целого поколения. В настоящее время в обществе преобладает равнодушное отношение к содержательной музыке, что оказывает значительное влияние на музыкальные интересы детей. Поэтому в сложившихся жизненных условиях особенно остро встает вопрос о том, как сформировать у детей широкие музыкально-эстетические интересы, как сделать для них язык музыки доступным и понятным, как научить сопереживать выраженным в музыке чувствам, как сформировать основы их музыкальной культуры в будущем. Поиск оптимальных путей и средств развития интересов детей раннего возраста привел к исследованиям, посвященным игре и игровой деятельности. В музыкальной педагогике раннего возраста музыкально-игровая деятельность организуется посредством музыкальной и музыкально-дидактической игры, а также с помощью множества игровых приемов, позволяющих порадовать и заинтересовать ребенка, создать или поддержать определенное эмоциональное состояние, вовлечь в разные виды музыкальной деятельности, дать элементарные представления о сенсорных особенностях музыкального языка (Т.С. Бабаджан, H.A. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Петрова, Т.Н. Сауко и др.). [2; 7; 44] Однако, только наиболее простые из музыкально-дидактических игр предназначены для детей раннего возраста. Как правило, они представляют собой игровые задания, направленные непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение высоты, длительности, силы и тембра звука) и зачастую проводятся вне музыкального контекста. Другой разновидностью игр, применяемых в музыкальном воспитании детей раннего возраста, являются игры, направленные на отражение характера музыки и ее сенсорных особенностей посредством движения. Такие игры называют музыкальными, но относят к типу дидактических, поскольку движение рассматривается как одно из средств музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина). Осуществление подобной музыкально-игровой деятельности возможно только в том случае, если ребенок способен прислушаться к музыке и посредством движения прочувствовать и отразить не только общее настроение музыкального произведения, но и его форму, темповые, тембровые, ритмические и звуковысотные особенности. Однако, ребенок раннего возраста обладает весьма ограниченным запасом движений, которые чаще всего носят непроизвольный характер, зачастую не прислушивается к музыке и не имеет опыта ее осмысленного восприятия. Приобрести такой опыт ребенок может в процессе музыкально-дидактической игры, созданной специально для детей, содержащей близкие и понятные ему образы, и помогающей освоить не только определенные двигательные навыки, но и элементарные связи между музыкой и движением [7]. Значение музыки в воспитании ребенка с первых дней его детства отмечено в работах В.М. Бехтерева, Б.М. Теплова, Р.В. Оганджанян, Т.С. Бабаджан, В.А. Петровой и др. При этом, на раннем возрастном этапе воспитание интереса к музыке и музыкальной деятельности является важнейшей педагогической задачей и необходимым условием самой возможности музыкального воспитания и обучения детей (Д.Б. Кабалевский, Н. А. Ветлугина, Т.С. Бабаджан, И.Л. Дзержинская и др.). Более того, интерес к музыке в современной дошкольной музыкальной педагогике рассматривается как одно из важнейших условий формирования основ музыкальной культуры детей, как необходимый компонент их музыкально-эстетического сознания (А.И. Катинене, О.П. Радынова) [2; 7; 16; 23; 44]. Музыкально-дидактическая игра рассматривается как деятельность ребенка, которая связана с выполнением определенных музыкальных заданий с целью развития музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, совершенствования движений (A.B. Кенеман). Проблема музыкально-дидактической игры и ее роли в развитии сенсорных способностей ребенка подробно разработана H.A. Ветлугиной: создана классификация, охарактеризована структура и содержание игр, определен музыкально-дидактический материал и сформулированы требования к его эстетическому оформлению; в дальнейшем эту работу продолжили Э.П. Костина, А.Н. Зимина. Игра как средство вовлечения детей раннего возраста в музыкальную деятельность рассмотрена в работах И.Л. Дзержинской, Т.С. Бабаджан и др. [2; 16; 23] В то же время, в научно-педагогической литературе не содержится каких-либо данных о влиянии музыкально-игровой деятельности на развитие интереса к музыке у детей раннего возраста. Педагоги-практики имеют неточные представления о содержании понятия музыкального интереса детей раннего возраста и методах его воспитания у детей раннего возраста средствами музыкально-дидактических игр. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи. Актуальность исследования обусловлена необходимостью воспитания интереса к музыке у детей раннего возраста средствами музыкально-дидактических игр и недостаточной исследованностью данной проблемы. Это определило выбор темы исследования: «Педагогические условия развития интереса к музыке у детей раннего возраста средствами музыкально-дидактических игр.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические основы проблемы развития интереса у детей раннего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр 1.1. Содержание понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе 1.2. Особенности проявления интереса к музыке у детей раннего возраста 1.3. Возможноти музыкально-дидактических игр как средства развития интереса к музыке у детей раннего возраста Выводы по 1 главе Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса к музыке у детей раннего возраста средствами музыкально-дидактических игр 2.1. Диагностика уровня сформированности интереса к музыке у детей раннего возраста............................................................................................. 2.2. Развитие интереса к музыке у детей раннего возраста средствами музыкально-дидактических игр 2.3. Проверка эффективности экспериментальной работы по развитию интереса к музыке у детей раннего возраста............................................ Выводы по 2 главе................................................................................................. Заключение…………………………..................................................................... Список используемой литературы...................................................................... Приложения...........................................................................................................
Список литературы

1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Акса-рина. - Москва : Просвещение, 2004. - 252 с. 2. Бабаджан, Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста Т.С. Бабаджан. – Москва : Просвещение, 2007. - 192 с. 3. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л.И. Божович. - Москва , 2015. – 136 с. 4. Беляев, М.Ф. Психология интереса / М.Ф. Беляев. ? Москва : Просвещение, 2007. – 583 с. 5. Бехтерев, В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ре-бенка с первых дней его детства / В.М. Бехтерев. - Москва: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 2015. - 13 с. 6. Бурлина Е.Я. О понятии «музыкальный интерес» / Е.Я. Бурлина // Музыка в социалистическом обществе. - Москва: Музыка, 2015. - 214 с. 7. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 2003. – 276 с. 8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ре-бёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – Москва : Педагог, 2009. –541 с. 9. Выготский, Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – Издательство «Эксмо»,2006. – 32 с. 10. Гарнер, Б. Развитие игры от рождения до четырех лет. Пер. с англ A.B. Шиховой / Игра со всех сторон. Под ред. Е.С. Жорняк. - Москва : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2003. - 432 с. 11. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраст : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – Москва : Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с. 12. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 / В.В. Давыдов. – Москва : Большая Рос. энциклопедия, 2003. – 1160 с. 13. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследова-нию / Б.И. Додонов // Советская педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72-82 14. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. – Москва : Просвещение, 2002. – 235 с. 15. Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей / Е.В. Зворы-гина. – Москва : Просвещение, 2008. - 94 с. 16. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. – Москва : Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. – 304 с. 17. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока : кн. Для учителя / Ю.Б. Зотов ; под ред. П.И. Пидкасистого. – Москва : Просвещение, 2007. – 144 с. 18. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. каба-левский. - Москва : Просвещение, 2009. – 217 с. 19. Казанцева, И.Н. Урок в школе / И.Н. Казанцева. – Москва : Учпедгиз, 2006. – 106 с. 20. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н.Г. Кононова. – Москва : Просвещение, 2012. – 475 с. 21. Комарова, Т.С. Как можно больше разнообразия / Т.С.Комарова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 3. - С.51 - 56. 22. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина; изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Педагогическое общество России, 2005. - 128 с. 23. Костина, Э.П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет, предназначенные для развития музыкально-сенсорных способностей. Феникс, 2010. -216 с. 24. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва, 2005. – 176 с. 25. Макшанцева, Е.Д. Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста / Е.Д. Макшанцева. – Москва : АРКТИ, 2008. - 104 с. 26. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре : пособие для воспитателя детского сада / Д.В. Менджерицкая; под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2012. – 128 с. 27. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н.Г. Морозова. – Москва , 2011. – 249 с. 28. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Учебник / В.С. Мухина. – Москва , 2007. – 214 с. 29. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь ; под ред. В.Б. Шапаря. – 2-е изд. – Ростов-наДону : Феникс, 2006. – 808 с. 30. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников : посо-бие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Г.П. Новикова. - Москва: АРКТИ, 2000. – 227 с. 31. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой.. – Москва; 2011. – 814 с. 32. От рождения до школы. Основная общеобразовательная про-грамма дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2010. = 179 с. 33. Пидкасистый, П.И. Технология игры / П.И., Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – Москва , 2006. – 512 с. 34. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — Москва : Мозаика-Синтез, 2011. – 314 с. 35. Проблема формирования основ музыкально-эстетических инте-ресов детей раннего возраста // Культура. Образование. Педагогика искус-ства. Сборник научных трудов. Вып.3 / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук, проф. Л.А. Рапацкая. – Москва : РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. – С. 98–102. 36. Проблема музыкально-дидактической игры в современных методиках музыкального развития детей раннего возраста // Культура. Образование. Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Вып.5 / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук, проф. Л.А. Рапацкая. – Москва : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – С. 113–116. 37. Перунова, Н.О. Музыкальная азбука для детей дошкольного возраста / Н.О. Перунова. – Москва , Просвещение. - 2010. – 96 с. 38. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский. - М., Просвещение. - 2006. – 322 с. 39. Петрушин, В.И, Музыкальная психология / В.И. Петрушин. - М.: Просвещение, 2007. – 209 с. 40. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры / О.П. Радынова // Музыкальный руководитель. - 2005. - №1. - С. 15 - 19. 41. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников : учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / О.П. Радынова, Л.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 209с. 42. Российская педагогическая энциклопедия. Т1.Т2. -М. 1993, 1999. 43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 712 с. 44. Сауко, Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет / Т.Н. Сауко, А.И. Буренина. – Санкт-Петербург, 2001. - 120 с. 45. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – Москва Народное образование, 2008. – 256 с. 46. Сидельников, Р. Организация музыкально-игровой деятельности детей вне занятий / Р. Сидельников // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - С. 5 - 8. 47. Сохор, А.Н. Музыка как вид искусства / А.Н. Сохор. – Москва : Музыка, 2010. – 512 с. 48. Сохор, А.Н. Музыкальная культура общества / А.Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки. – 2018. – С. 15-18. 49. Суслова, Н. Давайте придумаем оперу / Н. Суслова // Искусство в школе. 2009. - № 1. - С. 30-33. 50. Хилиль, А.Ю. Дидактическая игра как средство формирования музыкально-эстетических интересов детей 2-3 лет : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Хилиль Алла Юрьевна; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2011.- 242 с. – URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/didakticheskaja-igra-kak-sredstvo-formirovanija-muzykalno-jesteticheskih-interesov.html (Дата обращения : 25.05.2019). 51. Щедровицкий, Г.П. Философия у нас есть / Г.П. Щедровицкий. – Москва : Просвещение, 2010. – 215 с. 52. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – Москва : Владос, 2011. – 326 с. 53. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Академия, 2014. - 336 с. 54. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей / В. П. Анисимов. - М.: Владос, 2014. - 290 с. 55. Арсеневская, О. Н. Музыкальные занятия: 1 младшая группа / О. Н. Арсеневская. - Волгоград, 2012. - 187 с. 56. Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / Т. С. Бабаджан. - М.: Просвещение, 2007. - 267 с. 57. Бутенко, Э. В. Музыкальные игры и развлечения: 2-3 года / Э. В. Бутенко. - М., 2011. - 155 с. 58. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина и др. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с. 59. Воспитание детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова и др. - М.: Просвещение, 2006. - 376 c. 60. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон и др. - М.: Просвещение, 2015. - 412 с. 61. Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2011 - № 10. - С. 14-18. 62. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста/А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 656 с. 63. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Академия, 2005. - 320 с. 64. Груздова, И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в условия музыкально-игровой деятельности / И. В. Груздова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 7 - С. 18-19. 65. Давыдова, Н. Основы музыкального воспитания / Н. Давыдова // Дошкольное воспитание. - 2011 - № 10. - С. 15-19. 66. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - М.: Айрис-пресс, 2014. - 160 с. 67. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / Л. Н. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. - М.: Просвещение, 1986. - 314 с. 68. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы дошкольника / Н. Довгая, О. Перелыгина // Ребёнок в детском саду. - 2015 - № 5. - С. 23-27. 69. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду / М. Б. Зацепина. - М., 2008. - 365 с. 70. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М.: Академия, 2014. - 312 с. 71. Корепанова, М. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников: пособие для педагогов и родителей / М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова. - М.: Баласс, 2015. - 144 с. 72. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграев. - М.: Академия, 2013. - 378 с. 73. Кузьмина, Е. Встречаем музыкой весны / Е. Кузьмина //Дошкольное образование. - 2014. - № 7. - С. 53-55. 74. Метлов, Н. А. Музыка - детям: вопросы музыкально-эстетического воспитания - М., 2015. - 340 с. 75. Методика музыкального воспитания в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2009. - 368 с. 76. Методологическая культура педагога-музыканта / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Академия, 2012. - 272 с. 77. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили и др. - М.: Академия, 2012. - 387 с. 78. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988. - 254 с. 79. Немыкина, И. Н. Основы музыкальной педагогики / И. Н. Немыкина. - Екатеринбург, 2013. - 320 с. 80. Пиличяускас, А. А. Познание музыки как педагогическая проблема / А. А. Пиличяускас // Музыка в школе. - 20014. - № 1. - С. 6-12. 81. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Академия, 2013. - 368 с. 82. Радынова, О. П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры / О. П. Радынова // Музыкальный руководитель. - 2015. - № 1. - С. 4-7. 83. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. - Дубна: Феникс+, 2011. - 352 с. 84. Раннее детство: познавательное развитие: методическое пособие / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 432 с. 85. Тельчарова, Р. А. Уроки музыкальной культуры: из опыта работы / Р. А. Тельчарова. - М.: Просвещение, 2011. - 158 с. 86. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 336 с. 87. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 379 с. 88. Тютюнникова, Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками: Программа, хрестоматия музыкального и методического материала / Т. Э. Тютюнникова. - М., 2009. - 167 с. 89. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен / В. Н. Холопова. - М.: Музыка, 2004. - 260 с. 90. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г. А. Широкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 304 с. 91. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада / под ред. А. Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с. 92. Юрчук, Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников / Е. Н. Тютюнникова. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития интереса у детей раннего возраста средствами музыкально-дидактических игр 1.1. Содержание понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе Изучение проблемы интереса целесообразно начать с анализа различных определений, данных в научной литературе. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова фигурируют четыре значения этого понятия. Первое связывает интерес с проявлением внимания к привлекательным или значительным явлениям. В других значениях интерес выступает как занимательность, нужда, потребность или выгода [31]. Словарь «Психология» и «Российская педагогическая энциклопедия» трактуют понятие «интерес» с точки зрения познавательной направленности личности, как форму проявления познавательной потребности, предполагающей осознание целей деятельности. Интерес выступает наиболее существенным стимулом приобретения знаний, расширения кругозора и способствует более полному и глубокому отражению действительности [42]. Существование разных точек зрения на содержание понятия «интерес» зависит от круга изучаемых проблем и явлений. О самых разнообразных толкованиях интереса писали М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова и др. Они указывали, что понятие «интерес» охватывает большое количество процессов, имеющих кроме общих черт, много отличительных, специфических. Отмечено частое смешивание трактовок интереса с любопытством, любознательностью, занимательностью. Такая путаница в понятиях происходит, по мнению исследователей, из-за того, что при изучении и объяснении такого многогранного качества как интерес делается акцент на одной из его сторон, чаще познавательной [3, 4, 27]. В теории обучения интерес рассматривается как условие успешности педагогической работы (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Н.Г. Морозова, В.А. Сухомлинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина и другие). Ученые отмечают огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний напрямую связывают с отсутствием интереса и неумением педагогов его пробудить. Интерес рассматривается как наиболее сильный стимул познавательной деятельности детей [3, 20, 27]. Известный российский психолог С.Л. Рубинштейн писал, что интерес является как предпосылкой, так и результатом обучения. Интерес служит средством повышения эффективности педагогической работы с одной стороны и главной целью и задачей обучения с другой [43]. В трудах Т.С. Комаровой подчеркивается, что интерес способствует возникновению творческих проявлений ребенка и стимулирует развитие навыков художественной деятельности [21]. В литературе по психологии и педагогике понятие «интерес» трактуется следующим образом: - эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности (Ю.Б. Зотов) [17]; - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ней (А.Н. Леонтьева) [24]; - это специальный психический механизм, побуждающий человека к деятельности, приносящей эмоциональное насыщение (Б.И. Додонов) [13]; - под интересами понимает динамические тенденции, определяющие структуру направленности личности и развивающиеся вместе с ней (Л.С. Выготский) [8]; - форма проявления интереса, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности (И.Н. Казанцева) [19]; - особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять занимательность, значительность (Д.Н. Узнадзе). А.Н. Леонтьев, определяя сущность интереса, исходит из анализа структуры деятельности субъекта: «Интерес объективно выражается в направленности деятельности на те или иные цели» [24]. М.Ф. Беляев в работе «Психология интереса» дает следующее определение интереса: «Интерес есть одна из психологических активностей, характеризующая как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности» [4]. Это определение, на наш взгляд является наиболее полным, так как позволяет выделить следующие специфические признаки: объективная отнесенность, из которой следует, что беспредметных интересов быть не может; сознательное стремление к объекту, что отличает интерес от влечения; эмоциональная насыщенность, указывающая на то, что удовлетворение интереса связано с положительными эмоциями, а невозможность удовлетворения интереса вызывает отрицательные эмоции; благотворное влияние на продуктивность деятельности, что делает интерес особо ценным в педагогическом отношении. Анализ многочисленных определений позволяет выделить три направления в понимании интереса как структурного компонента в психологических явлениях, характеризующих деятельность личности. Первое направление – интеллектуальное. Всякий интерес связан с познанием окружающий действительности – с интеллектуальной деятельностью человека. Интерес вызывает у человека то, что подлежит познанию. Отсюда, основу интереса составляет интеллектуальная сторона психики человека. Второе направление – эмоциональное. Интерес у человека вызывает то, что привлекает к себе и вызывает положительные эмоции, что составляет эмоциональную характеристику отношения человека к предмету. В этом случае сущность интереса усматривается в эмоциональной сфере психики человека. Третье направление – волевое, которое рассматривает интерес с точки зрения волевой активности личности. Интерес побуждает заниматься чем-либо и является стимулятором его активности, т.е. интерес не пассивен и выражается в стремлении человека к предмету, его интересующему [23]. Понятие «музыкально-эстетический интерес» вошло в педагогическую науку недавно. Оно было сформулировано З.М. Явгильдиной, которая определила его как «выраженное устремление личности к духовно-практическому освоению того или иного вида музыкального материала с целью удовлетворения многообразных эстетических потребностей» [53]. Музыкальный интерес представляет собой «осознанную потребность», то есть осознанное отношение человека к музыкальной культуре. Это отношение становится чертой личности, превращается в ценность для человека. Интересы лежат в основе духовных ценностей человеческого сознания. Интерес к музыке является ядром педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. В ней воспитание интереса ставится центральной задачей музыкального развития школьников. Интерес - это обязательное условие для раскрытия тайн музыкального искусства, для выполнения музыкой своих воспитательных, познавательных и других функций. Д.Б. Кабалевский создал программу, в которой принципы, методы и приемы работы с детьми направлены на то, чтобы увлечь, заинтересовать музыкой, раскрыть ее возможности духовного обогащения человека [18]. О.П. Радынова рассматривает интерес в структуре музыкально-эстетического сознания дошкольников. Развитие данного качества, по ее утверждению, ведет к формированию музыкальной культуры в целом. Одним из результатов воспитания интереса к музыке ученый называет приобретение ребенком первоначальных ценностных ориентации и развитие эстетического отношения к музыкальному искусству [40]. Важные идеи при анализе понятия «музыкальный интерес» высказаны известным музыковедом А.Н. Сохором. Анализируя понятие «музыкальный интерес», автор выявил наличие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов [47]. В основе интереса к музыке лежит знание, приобретаемое в процессе активной мыслительной деятельности. Знания и эмоции являются побудительной силой к определенным действиям и влияют на поведение индивида в целом. Исследования Е.Я. Бурлиной, Н.Н. Гришанович, Н.Л. Зубачевской, Т.Д. Сусловой также отражают структуру музыкального интереса. Авторы указывают на единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Однако Е.Я. Бурлина пишет, что познание носит подчиненный характер по отношению к эмоциям человека, но все же подчеркивает, что основой музыкального интереса является познавательный элемент [6]. В исследовании Т.Д. Сусловой определены показатели развития музыкального интереса. К ним относятся эмоциональная отзывчивость на музыку, обобщенный характер музыкальных знаний и умений, наличие отношения к музыкальному произведению, проявление себя в креативной деятельности, развитие творческого мышления [49]. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что интерес есть одна из психологических активностей, характеризующая как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности. Интерес к музыке представляет собой «осознанную потребность», то есть осознанное отношение человека к музыкальной культуре. Это отношение становится чертой личности, превращается в ценность для человека. 1.2. Особенности проявления интереса к музыке у детей раннего возраста Развитие интереса у детей дошкольного возраста имеет свои особенности на каждом этапе развития. Так восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. В раннем возрасте закладываются элементарные основы музыкальной культуры. Дети в силу неустойчивости внимания лучше воспринимают небольшие и яркие по своим образам произведения, особенно песни. Их эмоции в виде удивления, восхищения выражаются в прихлопываниях, подпрыгиваниях и быстро возникая, также быстро исчезают. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, дети могут воспринимать музыку более осмысленно [17] . Дети раннего возраста отличаются повышенной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольно. От эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания. Важно заинтересовать и удержать внимание малышей, помочь им усвоить новые знания. Использование музыки в режимных моментах и музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, помогают в успешной адаптации, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, так как такие занятия объединяют музыку и пение, движение и слово. Музыкальное воспитание детей раннего возраста имеет свои особенности: 1. В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему. 2. Дети наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них. 3. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. 4. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. 5. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми [41]. В раннем возрасте совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития. Уникальность этого возраста детей состоит в том числе в стремительности развития ребёнка, что требует самого пристального внимания родителей, педагогов. Создание интереса к музыке является основой музыкального развития детей раннего возраста. Он вызывает положительные эмоции, что в свою очередь делает ребенка открытым для взаимодействия. Интерес активизирует личность, побуждает ее к деятельности, являясь основой ее творческих проявлений. Ребенок 3-года жизни с удовольствием слушает музыку и эмоционально реагирует на нее. Но слушать он может в течении непродолжительного времени, поэтому малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только таким образом он может слушать одну и туже музыку, песню несколько раз или прослушать разные песенки. В раннем возрасте продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства- оживление, радость, восторг, нежность, успокоение. Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память. Более интенсивно, чем на втором году жизни, развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит - маленький или большой, какой инструмент звучит: бубен или погремушка) [35]. У детей активно развивается речь. Она становится более связной. Развивается мышление (от наглядно-действенного к наглядно- образному). Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому. Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Двигаются, ориентируясь в основном на образец взрослого, но могут двигаться и самостоятельно, выполняя хорошо знакомые движения (хлопки в ладоши, притопывание, покачивание с ноги на ногу, полуприсядка). Дети танцуют, стоя по одному, но они недостаточно хорошо ориентируются в пространстве. Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, зайчиков) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным). Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети производят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации на «ля-ля» (например колыбельную или плясовую для мишки, собачки). По прежнему сохраняется интерес к экспериментированию с музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и по разному звучащим) и простейших музыкальных инструментов. Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и возможности игры на них [48]. Дети знакомятся со многими инструментами ударной группы - барабаном, бубном, погремушкой, колокольчиком, металлофоном. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх. В этом возрасте ребенок способен различать звуки низкого и высокого регистров (медведь – птичка), детские музыкальные инструменты по тембру (колокольчик, дудочка). Дети раннего возраста все более активно включается в пение: подпевает отдельные слоги, звукоподражания. Большой популярностью у ребенка пользуются пляски под музыку. Он с удовольствием исполняет пляску под песни, выполняет несложные движения: топает, машет руками, полуприседает, качает головой. Задачи музыкального воспитания и развития детей раннего возраста: развивать устойчивое отношение к музыке и интерес к музыкально-исполнительской деятельности, воспитывать потребность в восприятии музыки; активно развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение ее выражать в разных видах художественной деятельности: речевой, двигательной, игровой, изобразительной; продолжать обогащать слуховой опыт, музыкально-сенсорные эталоны; приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, элементарному исполнительству, подпеванию несложных песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку речевой, двигательной, игровой, изобразительной. Активизировать музыкальную память и музыкальное мышление; развивать элементарное детское творчество, способность к музыкальной импровизации [31]. Достижения детей раннего возраста: может заинтересованно слушать детские песенки, несложные музыкальные пьесы, радостно отзывается на знакомую мелодию, различать музыкальные звуки по высоте, длительности, тембру и силе звучания. С удовольствием танцует, играет под музыку; выполняет под музыку несложные движения, меняет их в соответствии с изменением характера музыки или под текст. Ребенок раннего возраста отличается эмоциональным поведением, желанием заниматься вместе, умением сосредоточиться на выполнении упражнения и точно исполнять движение по показу взрослого и активно подпевают взрослому, запоминает целые фразы песен и некоторые дети могут исполнить их самостоятельно в игровой деятельности. Дети раннего возраста испытывают различные чувства в связи с воздействием на него музыки. Эмоциональные переживания, зарождающиеся в раннем возрасте, являются наиболее ценными для последующего развития у ребенка музыкального восприятия. Интерес усиливает внимание детей к музыкальной деятельности, способствует лучшему усвоению и восприятию музыкальных произведений, побуждает ребенка к преодолению трудностей. В процессе интересной деятельности дети более активны, эмоциональны. Формирование интереса к музыке, музыкальной деятельности – обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль. Таким образом, интерес к музыке в раннем возрасте представляют собой выраженные музыкальные предпочтения ребенка, возникающие в результате эмоционально-чувственного восприятия музыки в условиях приобретения им жизненного и музыкального опыта в их неразрывном единстве. 1.3. Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития интереса к музыке у детей раннего возраста В современной педагогической литературе на сегодняшний день нет единого определения понятия «игра». Так, по мнению П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат» [33]. Г.К. Селевко считает, что «игра» - это вид деятельности в условиях ситуации, который направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [45]. Определения игры с точки зрения отечественных философов, психологов и педагогов, достаточно разнообразны. Философ и методолог Г.П. Щедровицкий указывает, что игра есть: особое отношение детей к окружающему миру; особая деятельность детей, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность; социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности и деятельность, в процессе которой осуществляется усвоение различного содержания и развитие психики ребёнка; - социально-педагогическая форма организации всей детской жизни [51]. Для нас важным является определение выдающегося отечественного психолога Д.Б. Эльконина: «Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [52]. Среди игр, возникающих по инициативе взрослого, особое место занимает музыкально-дидактическая игра, которая применяется во всех областях дошкольной педагогики, поскольку является оптимальным психолого-педагогическим средством, позволяющим всесторонне влиять на развитие детей. По определению А.Н. Зиминой, музыкально-дидактическая игра – музыкально-сенсорная деятельность дошкольника, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры. Это одно из наиболее доступных средств формирования интереса к музыкальной деятельности [26, с.34]. Музыкально-дидактические игры являются важным средством формирования интереса к музыке у детей. Основная их цель – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку [23, с.4]. Воздействие сочетания музыки и игры на ребенка ученые рассматривают в трех аспектах. Первый аспект - физиологический. Исследования В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова выявили положительное влияние музыки на различные системы человеческого организма, на способность музыки оказывать влияние на жизненный тонус человека, вызывать изменения в кровообращении, дыхании. Физиолог В.М. Бехтерев подчеркивал, что выбирая музыку определенного лада, гармонических сочетаний, метроритма, можно вызывать физические реакции, активизировать ту или иную деятельность, вызывать или ослаблять возбуждение. Полученные им физиологические данные помогают обосновать роль музыки не только в физическом, но и всестороннем развитии ребенка. Музыкально-дидактическая игра, объединяющая в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, пантомиму помогает установить связь между музыкально-эстетическим и физическим воспитанием [5]. Второй аспект — психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию психических нарушений. Причины нарушений эмоциональной сферы различны, но, как правило, у их истоков стоят те или иные проблемы и отставания на самых первых этапах развития детей - в младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте. На этом фоне легко возникают вторичные поведенческие и личностные отклонения, обусловливающие низкую социальную ориентировку детей, их социальную беспомощность, неэффективные способы поведения и общения со сверстниками, взрослыми, нарушения различных видов деятельности - игровой, трудовой, учебной. Музыкальная игра является активным, действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей [14]. Оказывая сильное эмоциональное воздействие, музыкально-дидактическая игра способствует развитию интереса к музыке у ребенка. Л.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка важнейшим условием гармоничного развития личности. По мнению Г.П. Новиковой, «музыкальное воспитание - уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов» [30]. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкальной культуры в целом. Интеллектуальное развитие осуществляется в разных видах музыкальной деятельности, но особую ценность имеет музыкально-игровая драматизация, которая побуждает детей изобразить картинку из жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. Третий аспект - педагогический. «Посредством музыки и музыкальной игры у ребенка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности, а следовательно развивается и интерес к музыке» [7]. Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития интереса к музыке. Она разделяет их на 4 вида: 1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух детей раннего возраста. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д. 2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д. 3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д. 4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д. [23]. Музыкально-дидактическая игра участвует в процессе формирования творческого потенциала ребенка, поскольку творческий характер носит не только сочинение и исполнение музыки, но и ее восприятие. Музыкальная игра применяется для формирования и развития музыкальных способностей — ладового чувства, способности к музыкально-слуховым представлениям, музыкально-ритмического чувства и связана со всеми видами музыкальной деятельности, доступной ребенку - пением, ритмическим движением, слушанием музыки. Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста невозможно без развития у них музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности, и чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и успешнее достигается цель музыкального воспитания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 102 страницы
2550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg