Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Внешняя политика Узбекистана в Центральной Азии в начале ХХI века

cool_lady 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Цель. Цель исследования заключается в том, проанализировать опыт всестороннего сотрудничества Узбекистана со странами Центральной Азии в современных условиях, его характерные черты и особенности, показать роль в этом сотрудничестве дипломатических представительств. Исходя из данной поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1. определить условия и предпосылки развития политических и экономических отношений стран Центральной Азии с Узбекистаном в рамках международного сотрудничества; 2. дать аналитическую оценку межрегиональному сотрудничеству на примере конкретных многосторонних проектов и форм политических и экономических связей; 3. выявить наиболее эффективные формы политического и экономического взаимодействия и приоритетные направления стратегического партнёрства при соблюдении политических и экономических интересов сторон; 4. оценить перспективы развития политических и экономических отношений между странами Центральной Азии и Республики Узбекистан для дальнейшего совершенствования политического и экономического сотрудничества; 5. разработать предложения по преодолению трудностей и углублению политического и экономического сотрудничества между стран Центральной Азии с Узбекистаном. Хронологические рамки исследования - Хронологическим началом выпускной квалификационной работы был взят 2001 год когда Республики Узбекистан была принята в «Шанхайскую пятерку». Хронологическим концом исследования я обозначил 2019 год, когда президент Узбекистан Мирзиёев Ш. М. посетил каждую страну Центральной Азии и объявил что Узбекистан открыто для всех страны мира, а также были решены все проблемы с соседями. Методологической основой- Методологической основой выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: метод абстрагирования, swot-анализ, индукции, историзма, сравнительный, наблюдения и системный подход. Метод историзма позволил осуществить наблюдение за динамикой развития интеграционных процессов, в которых Узбекистан занимал значимое положение. Метод наблюдения был использован для сбора исторически значимой информации, основанной на целенаправленном прослеживании социально-значимых фактов, явлений и процессов. Сравнительный метод позволил провести компаративный анализ внешнеполитической стратегии Узбекистана в период первого президента Ислома Каримова и второго президента Шавката Мирзеева. Используя метод индукции, я сформулировал общий вывод на основе изучения отдельных целей, над которых работало правительство Турции. Системный подход был использован к предмету изучения, предполагающий объяснения факторов, влиявших на политику в ЦА. Swot-анализ был использован для оперативной оценки и для стратегического планирования. Объект исследования - Взаимоотношения Республика Узбекистан и с странами Центральной Азии. Предмет исследования - Выпускной квалификационной работы является взаимоотношения Республики Узбекистан с странами Центральной Азии в 2001-2019гг., военно-политические отношения 2001-2019, торгово - экономические отношения 2001-2019, территориальные конфликты 2001-2019. Источниковая база исследования. В ходе работы над выпускной квалификационной работы были использованы опубликованные источники различных видов, среди них законодательные акты Олий Мажлиса ( Верховный Совет Узбекистана) , нормативные материалы правительства и министерств страны, делопроизводственные документы МИД Узбекистана, партийных организаций, статистические данные. Важнейшими законодательными источниками по изучению внешней политики Узбекистана по отношению к другим странам являются Договора об установлении дипломатических отношений между Узбекистаном и Казахстаном 1992г ., Таджикистаном 1992г ., Туркменистаном 1992г ., Кыргызстаном 1992г ., Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Узбекистаном и Российской Федерацией 30 мая 1992г ., Источниками для выпускной квалификационной работы явились труды, выступления и статье И. Каримова, руководящий долгие годы Республика Узбекистан. Каримов И . Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса.-Ташкент, 1997; Каримов И . Узбекистан на пути углубления экономических реформ .-Ташкент, 1995; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о расширении сотрудничества субъектов Российской Федерации с административно-территориальными о образованиями Республики Узбекистан 19 мая 2000г. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) с целью укрепление между государствами –членами взаимного доверия дружбы и добрососедства . Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Индия, Пакистан и Республика Узбекистан 15 июня 2001г. Научная новизна исследования. Существуют много работ на тему многосторонних отношений между Узбекистаном и странами Центральной Азии. Научная новизна моей работы определяется прежде всего тем, что она посвящена всестороннему изучению приоритетных направлений внешней политики Республики Узбекистан в начале XXI века. Проанализировал систему формирования и реализации внешней политики Республики Узбекистан, специфику ее изменений в зависимости от текущей международной ситуации; выявил особенности и характер отношений между Узбекистаном и другими государствами Центральной Азии в рамках двухсторонних и многосторонних отношений; Он показал новые вызовы и угрозы региональной и глобальной безопасности, раскрыл особенности и характер реакции на них президента и правительства Республики Узбекистан, что является несомненной новизной исследования. Научно-практическая значимость исследования. Научно-практическая значимость моей работы заключается в возможности ее дальнейшего использования на исследовательских и практических занятиях и при написании других реферативных, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Введение

Постановка проблемы. В данной выпускной квалификационной работе изучены особенности отношение Узбекистана с соседями, а так же внешнеполитические стратегии Республики Узбекистан в страны Центральной Азии. Актуальность темы исследования. начало XXI век запомнился как начало столкновения интересов ведущих мировых и региональных военно-политических и экономических центров силы в Центральной Азии, как России, Китае, США, Иран, Пакистан, Турции, Саудовской Аравии, Индии, Японии, страны Европейского Союза и Республике Корея . В связи с этим особый интерес представляют внутренняя и внешняя политика стран Центральной Азии, среди которых Республика Узбекистан занимает важное место. Центрально-азиатский регион представляет особый интерес не только с точки зрения численности населения и размера территории, но также с точки зрения ее энергетического потенциала и ископаемых ресурсов. Сегодня мы являемся свидетелями формирования, по сути, нового мирового порядка. Старая система международной безопасности, которая сложилась после Второй мировой войны, все чаще дает сбои, формируются новые центры силы и новые геополитические альянсы. Ретроспективный взгляд на формирование внешней политики Узбекистана в Центральной Азии, проблемы, с которыми он столкнулся при ее реализации, позволяет нам более адекватно реагировать на вызовы и угрозы нашего времени, более эффективно искать свое место в меняющимся мире. Республика Узбекистан играет очень важную роль в Центральной Азии, как в политическом плане, так в экономическом плане. например на общем фоне экономического кризиса выделяется Узбекистан. В результате осуществления продуманной политики экономических реформ, активной поддержки государством структурной перестройки за годы независимости роль промышленного и сельскохозяйственного производства Узбекистана в Центральной Азии повышается. В результате по многим важнейшим видам продукции Узбекистан занимает лидирующее положение в Центральной Азии. Так, он производит 80% минеральных удобрений, 94% химических волокон, 54% естественного газа, 59,2% цемента, 65,5% хлопка-сырца и т. п. Узбекистан располагает большими запасами природных ресурсов. Основными из них являются золото, нефть и природный газ. Здесь имеются также большие залежи меди, свинца, цинка и других минеральных богатств. Степень изученности темы. Поскольку, как указывалось выше, нет специальных исследований о взаимоотношениях Республики Узбекистан и страны Центральной Азии в современных условиях, раскрывающих их значение для характеристики межгосударственного сотрудничества в Центрально-азиатском регионе, автор при изучении темы опирался на научные труды, освещающие интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств в целом , а также в регионе, проблемы интеграции государств Центральной Азии в мировое сообщество . Мавланов И. Р. Внешняя политика Республики Узбекистан // Внешняя политика стран СНГ / Ред.-сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. — М.: Издательство «Аспект Пресс» , раскрыть их особенности; показать положительные и отрицательные последствия некоторых аспектов внешнеполитической деятельности руководства Узбекистана в исследуемые годы. Вполне справедливо и обоснованно выделение особой роли России в СНГ, интеграционных процессах в рамках Содружества. Автор разделяет вывод К.Н.Кулматова , что "без России, без помощи и сотрудничества с ней затруднено устойчивое развитие всех стран СНГ, а без этих стран ослабит свои позиции в мире и Россия" . Поэтому в разработке темы данной выпускной квалификационной работе неоценимую помощь оказали и другие труды К.Н.Кулматова, в которых дан научный анализ внешнеполитических концепций Российской Федерации. Помимо работы К.Н. Кулмотова неоценимую помощь оказали труды Мукимджанова Р.М . Реза Фарамани Расула и Агаджанян Михаила
Содержание

Введение Глава 1. Внешняя политика Узбекистана в отношении Республики Казахстан в 2001-2019 годах §1.1. Военно-политические отношения двух стран в 2001-2019 годах §1.2. Экономические отношения между странами в 2001-2019 годах Глава 2. Внешняя политика Узбекистана в отношении Республики Туркменистан в 2001-2019 годах §2.1. Военно-политические отношения двух стран в 2001-2019 годах §2.2. Экономические отношения между странами в 2001-2019 годах Глава 3. Внешняя политика Узбекистана в отношении Республики Кыргызстан в 2001-2019 годах §3.1. Военно-политические отношения двух стран в 2001-2019 годах §3.2. Территориальные конфликты между странами в 2001-2019 годах Глава 4. Внешняя политика Узбекистана в отношении Республики Туркменистан в 2001-2019 годах §4.1. Политические и экономические отношения двух стран в 2001-2019 годах §4.2. Крупные конфликты между странами в 2001-2019 годах Заключение Список использованных источников и литературы
Список литературы

1. Джумабаева А. М. Кыргызско-китайское сотрудничество в создании проекта железнодорож- ной магистрали «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» // Вестник КГУСТА. 2017. No 1(55). 2. Дундич А. С. Политическая стабильность в Центральной Азии: перспективы для России // Вестник МГИМО(У). 2012. No 2. Бабаджанов А. Я., Чернявский С. И. Проблемы межгосударственных отношений в Цен- тральной Азии (на примере таджикско-узбекских и киргизско-узбекских отношений) // Вестник МГИМО(У). 2010. No 4. 3. Багдасаров С. А. Ближний Восток: вечный конфликт. М. : Изд-во «Э», 2016. 4. Бешимов А., Абдыкаимов О., Раджапов Б., Ташбеков Н. Приграничная торговля : Оцен- ка пересечения границы между Кыргызстаном и Узбекистаном // Central Asian free market institute. Бишкек, 2011. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.osce.org/ru/bishkek/76147?download=true (дата обращения: 28.04.2020). 5. Бишкек и Ташкент: оттепель в отношениях. [Электронный ресурс ] режим доступа: https://rus.azattyk.org/a/28199056.html (дата обращения: 28.04.2020). 6. Боришполец К. П. Центральная Азия как региональный проект // Вестник МГИМО(У). 2010. No 2. 7. Взаимоотношения между Кыргызстаном и Узбекистаном. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.stanradar.com/news/full/18347-vzaimootnoshenija-mezhdu-kyrgyzstanom-i-uzbekistanom.html (дата обращения: 24.04.2020). 7. <Взаимоотношения Узбекистана и Казахстана основной тенденции и факторы, устойчивости Центральной Азии.[Электронный ресурс] режим доступа: // Stan Radar.статья. 21 .2016.(Дата обращения 03.03.2020) 8. Геополитические условия сотрудничества Казахстана и Узбекистана в период суверенитета // Отан тарихы. 2009. № 4. С. 28-35. 9. Григосян Р., Макдермотт Р. Присутствие ОБСЕ в Центральной Азии: плюсы и минусы. //Центральная Азия и Кавказ, 2004. №1(31). С.62-72. Новожилов С.С. НАТО на пороге Центральной Азии. Ташкент, 2002. - С.69. 10. Заболотная Ю. И., Гризик А. Я., Губренко М. В., Ворожбицкий А. В., Садртдинов Р. Ф.Первоочередные направления геологоразведочных работ на территории Кыргызской Республики // Вести газовой науки. 2016. No 1(25). 11. ИА «Жахон», статья. Узбекистан-Туркменистан: многовековая дружба и деловое партнерство. 15 марта 2008.Ташкент. Узбекистан. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.uzbekistan.de/ru (Дата обращения: 05.03.2020) 12. История Узбекистана в период независимости (1991 - 2006 гг.), § 19. Международное положение. Миролюбивая внешняя политика Узбекистана и ее вхождение в мировое сообщество. 13. Исингарин Н.К. Таможенный союз: дела и планы. Алматы, 2000. - С. 116. 14. Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты: ежеквартальный альманах. Вып. № 1 (33). — М.–Н. Новгород: ИД «Медина», 2014. — 96 с. 15. Крефт Г. Кризисный континент Азия: нарастающая политическая неопределенность. //Internationale Politik. 2000, №1. - С. 12. 16. Кулматова К.Н. Интеграционные процессы в государствах Центральной Азии. Москва, 2002, с.88 17. Латипова Н.,статья: Внешняя политика Республики Узбекистан в Содружестве Независимых Государств, 19.12.2017[Электронный ресурс] режим доступа: https://prepod24.ru/readyworks/8161/ (Дата обращения: 05.03.2020) 18. Молчанова Е. С. Южно-киргизский кризис: нарциссизм малых различий и защитные механизмы социальной системы // Историческая психология и социология истории. 2011. No 1. 19. Малышева Д. Центральная Азия в фокусе региональной политики.// Мировая экономика и международные отношения. 2007, №12, с..55 Рудое Г.А. Внешняя политика России в Центральной Азии. Москва.2003, с.95 20. Малашенко А. Об Узбекистане с пристрастием//независимая газета, 23 марта,2001г. 21. Михаил А., статья: УЗБЕКИСТАН — ТУРКМЕНИСТАН: ПОЛЮС МНОГОВЕКТОРНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 15.08.2013[Электронный ресурс] режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uzbekistan-turkmenistan-polyus-mnogovektornosti-v-tsentralnoy-azii (Дата обращения: 05.03.2020) 22. Мукимджанова Р.М. Страны Центральной Азии: азиатский вектор внешней политики, монография. — М: Научная книга, 2005. — 206 с. 23. Ниязматов А.А., статья: «Узбекистан и Туркмения: дальнейшая интеграция Средней Азии», 25 апреля 2018 [Электронный ресурс] режим доступа: https://regnum.ru/news/2408665.html (Дата обращения: 08.03.2020) 24. Основные направления двухстороннего сотрудничества Казахстана и Узбекистана: 1991-2006 гг. // Вестник Национальной академии Республики Казахстан. 2006. № 5. С. 93-96 25. Пит Баумгартнер, Статья<<Надежда на решение пограничного спора между Узбекистаном и Кыргызстаном>> 26 Март 2019, [Электронный ресурс] режим доступа: https://rus.azattyk.org/a/28939680.html (Дата обращения: 15.03.2020) 26. Расул Р. Ф., статья: УЗБЕКИСТАН - РЕГИОНАЛЬНАЯ СВЕРХДЕРЖАВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ? РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ДИЛЕММА20.10.2014[Электронный ресурс] режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/uzbekistan-regionalnaya-sverhderzhava-tsentralnoy-azii-realnost-ili-dilemma (Дата обращения: 05.03.2020) 27. Распоряжение Правительства КР от 5 сентября 2011 года No 387-р (Об итогах ревизии финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Кыргызнефтегаз»). [Электронный ресурс] режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/ (дата обращения: 24.04.2020). 28. Рустемова А. Б. Роль религии в развитии современной Киргизии // Вестник МГЛУ. 2013. No 23(683). 29. Статья <<Узбекистан: Отношения с соседями>> 09.02.2018.Ташкент. [Электронный ресурс] режим доступа: http://stanradar.com/news/full/28360-uzbekistan-otnoshenija-s-sosedjami.html (Дата обращения: 15.03.2020) 30. Currenttime.tv Статья<<Узбекистан и Таджикистан отменяют визы>> 09 Март 2018 .Москва. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.currenttime.tv/a/29088738.html (Дата обращения: 15.03.2020) 31. Стащук Ю. В. Особенности проявления пограничных противоречий между центральноазиатскими странами СНГ // Псковский регионологический журнал. 2011. No 12. 32. Towards a New Generation of Investment Policies / World Investment Report 2016 // UNCTAD. N. Y. ; Geneva : United Nations, 2016. 33. Талипов Ф. Теория и практика региональной интеграции в Центральной Азии. //Центральная Азия и Кавказ. №2, 2002г. 34. Талипов Ф. Теория и практика региональной интеграции в Центральной Азии. 2002г с. 96 35. Триведи Р. Нетрадиционные угрозы безопасности в Центральной Азии с точки зрения срав- нительной региональной перспективы // Сравнительная политика. 2011. No 4(6). 36. Узбекистан - свыше 27,6 млн человек) и, по европейским меркам, является достаточно крупным государством.[Электронный ресурс] режим доступа: // Stan Radar.статья. 21 .2016.(Дата обращения 03.03.2020) 37. Федосеева Г. А. Глобализация мировой экономики и основы глобальной безопасности в XXI веке // Вестник Финансового университета. 2003. No 2. 38. Хаджи Муслим. Узбекистан - Казахстан: «вечная» дружба с визовой отметкой?! [Электронный ресурс] // Интернет-газета Zona. 2000. 15 марта. URL: режим доступа: http://www.zonakz.net/articles/12989 (дата обращения: 04.03.2020). 39. Чернявский С. Киргизская революция 2010 года: причины и перспективы постреволюцион- ного развития Киргизии // Центральная Азия и Кавказ. 2010. Т. 13. No 2. 40. Шатманов О. Т., Эсеналиев Т. Б., Дуйшебаев С. С. Особенности международных транс- портных коридоров Кыргызской Республики // Инновации в науке. 2017. No 6. 41. Шамгунов Р. Г. Проблемы обеспечения экономической безопасности государств центральной Азии.- СПб, 2002г.; Узбекистан за 2002 год - Ташкент, 2002;
Отрывок из работы

Глава 1. Внешняя политика Узбекистана в отношении Республики Казахстан в 2001-2019 годах 1.1. Военно политические отношения двух стран в 2001-2019 годах Казахстан и Узбекистан можно отнести к важнейшим стратегическим партнерам в Центральной Азии - регионе, на территории которого сосредоточены большие запасы природных ресурсов (углеводороды, уран, золото, газ, нефть, цветные металлы). Оба государства обладают весомым экономическим и человеческим потенциалом, связаны общими историческими, географическими, культурными, религиозными и языковыми корнями и имеют достаточно протяженную общую границу (2203 км). Узбекистан, уступая Казахстану по площади практически в шесть раз (территория Узбекистана - 447,4 тыс. кв. км.), тем не менее превосходит его по населению (Казахстан - более 15,5 млн человек, Узбекистан - свыше 27,6 млн человек) и, по европейским меркам, является достаточно крупным государством . При этом границы Узбекистана гораздо менее безопасные, особенно с Афганистаном. Все это, а также особенности предшествующего историко-культурного развития привели к тому, что внешнеполитический курс Узбекистана формировался в постсоветский период на основе умеренного изоляционизма, определенной закрытости страны и дис-танцированности от интеграционных проектов, несмотря на формальное членство в ряде интеграционных организаций. Географическая близость и наличие общих социально-экономических проблем (торговое сотрудничество, экологическая ситуация в Приаралье, вопросы технологий экономного водопользования, миграционные процессы, взаимодействие в сфере мелиорации, национальная безопасность) изначально толкали Казахстан и Узбекистан на путь стратегического партнерства. При этом различия в подходах к решению ряда глобальных задач, стоящих перед двумя государствами, а также скрытое или явное соперничество между лидерами периодически обостряли отношения между рассматриваемыми странами, делая их конкурентами. Главы обоих государств открыто демонстрируют свои притязания на лидерство в центральноазиатском регионе Двусторонняя договорно-правовая база насчитывает в настоящее время более 100 совместных документов по различным областям деятельности. Основополагающим документом стал Договор о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан, подписанный 30 октября 1998 г. Стороны неоднократно обменивались визитами на высшем уровне. В 2002 г. между странами был подписан Договор о делимитации отдельных участков общей государственной границы, который полностью завершил определение линии совместной границы. Оба договора о казахстанско-узбекской государственной границе вступили в силу 5 сентября 2003 г. Значимым событием в развитии взаимодействия стал государственный визит президента Казахстана в Узбекистан в марте 2006 г., в ходе которого было принято решение об учреждении Межгосударственного координационного совета (МКС) под патронажем президентов двух стран в целях эффективного решения приоритетных вопросов двустороннего сотрудничества . Во время официального визита Н. Назарбаева в Узбекистан 16-17 марта 2010 г. обсуждались вопросы дальнейшего развития казахстанско-узбекских отношений в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. Казахстанские СМИ расценили итоги визита как начало нового витка во взаимоотношениях двух стран в сторону кардинального улучшения. Вместе с тем Узбекистан в лице его президента И. Каримова неоднократно противодействовал инициативам Казахстана. Так, в апреле 2008 г. во время визита последнего в Астану Н. Назарбаев выдвинул «идею о создании союза центрально азиатских государств». Президент Узбекистана не воспринял эту инициативу, мотивировав тем, что региональная интеграция может нанести ущерб центрально азиатским странам в силу существенных отличий в их социально-экономическом развитии. В 2010 г. Казахстан счел своим приоритетом проведение саммита Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Астане. Встреча ведущих мировых лидеров в своей столице стала делом не только большого престижа, но и огромной важности с точки зрения тех интеграционных преобразований, которые Казахстан осуществляет во всей ЦА. Когда в Вене обсуждалась сама идея проведения саммита ОБСЕ в Казахстане, то свое несогласие с ней высказала лишь одна страна - Узбекистан. Но и здесь стороны пришли к дипломатическому компромиссу. И. Каримов поддержал идею проведения саммита ОБСЕ в 2010 г. в Астане. Казахстан же в ответ поддержал позицию Узбекистана, выступавшего против строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане без предварительного проведения международной экспертизы данных проектов. В официальных казахстанских СМИ часто говорится о ведущем положении Казахстана в регионе. Практически все меры Астаны, направленные на развитие позитивного внешнеполитического имиджа страны, позиционируют Казахстан как лидирующее в ЦА государство. Председательство Казахстана в ОБСЕ оценивается Астаной как эпохальное событие для всего региона. И. Каримов, в свою очередь, неоднократно указывал на то, что «курс казахстанской власти, по сути дела, противоречит национальным интересам страны» .Государственный визит президента Узбекистана Ш. Мирзиёева в Казахстан в марте 2017 г. открыл новую страницу в отношениях двух стран. В ходе переговоров обсуждались вопросы дальнейшего развития сотрудничества, укрепления мира и безопасности, состоялся обмен мнениями по актуальным региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес. Региональное взаимодействие в осуществлении совместных проектов в Афганистане в таких сферах, как развитие энергетического сектора и транспортных коммуникаций, с учетом опыта наших специалистов, может сыграть огромную роль в укреплении мирного процесса в этой стране» . Подводя итог, следует отметить, что в целом сотрудничество между Казахстаном и Узбекистаном имеет положительную динамику. договорно-правовая база двусторонних отношений охватывает практически все его сферы. Товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном достаточно стабилен. У двух государств одна цель - сохранить стабильность и мир в регионе и всесторонне развивать тесные добрососедские связи. Казахстан и Узбекистан как два лидера Центральной Азии имеют огромный потенциал для развития политических, экономических, культурно-гуманитарных отношений. С избранием нового президента Узбекистана Ш. Мер-зиёева наблюдается активное сближение этих стран. дальнейшее развитие их отношений будет способствовать укреплению международного имиджа двух государств, региональной стабильности, в том числе укреплению безопасности границ России и Китая со странами ЦА, снижению здесь трансграничных рисков. В конечном итоге страны получат больше преференций от расширения регионального экономического и политического сотрудничества. В условиях проведения активной политики ведущих мировых держав в ЦА Казахстану и Узбекистану приходится делать непростой выбор, с кем и в каких сферах сотрудничать. От этого во многом будет зависеть не только будущее этих стран, но и обстановка во всем регионе. Только согласованные действия двух государств во взаимодействии с РФ, США, ЕС, а также Китаем, Турцией, Ираном, Пакистаном, Индией и другими странами позволят достичь необходимых результатов в деле укрепления стабильности во всем Центрально-Азиатском регионе. 1.2.Экономические отношения между странами в 2001-2019 годах Следует заметить, что двусторонние торгово-экономические отношения в период с 1990-х до середины 2000-х гг. по ряду причин находились на сравнительно низком уровне. Ситуация изменилась в 2008 г. во время визита президента Узбекистана в Астану, где было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли между Узбекистаном и Казахстаном, и в последующие годы объем внешнеторгового оборота между странами вырос значительно. В 2012 г. он превысил 2,5 млрд долл., причем экспорт из Казахстана в Узбекистан составил 1,344 млрд долл., а импорт из Узбекистана в Казахстан -817 млн долл. В 2015 г. товарооборот между странами превысил 3,2 млрд долл. И Казахстан, и Узбекистан обладают значительным потенциалом для расширения сотрудничества в сфере сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспортных коммуникаций, нефтегазовой промышленности и др. Один из ключевых вопросов - предоставление взаимных тарифных и нетарифных преференций при транзите и поставках грузов, например из Узбекистана в Россию через Казахстан или из Казахстана в различные страны Азии через Узбекистан. В 2015 г. транзит узбекских грузов по территории Казахстана составил более 2 млн т, а казахстанских грузов по территории Узбекистана - более 3 млн т. Значительный рост транзитных показателей Казахстана и Узбекистана ожидается в связи с запуском ряда новых международных коммуникационных проектов, которые свяжут ЦА с другими регионами. В ходе визита Н. Назарбаева в Узбекистан в апреле 2016 г . стороны обозначили ряд важных направлений взаимодействия, включая вопросы расширения политического и экономического сотрудничества, обеспечения стабильности в Центральной Азии. Президент Казахстана подчеркнул: «Время такое, и геополитические моменты настолько сложны, что нам надо сосредоточиться. Все большие игроки - как Россия, Китай, США, Европа - с интересом следят за нашим сотрудничеством. Я горжусь своей дружбой с Вами и дружбой казахского и узбекского народов. Цель состоит в том, чтобы укрепить эти отношения, взаимное доверие и передать его следующим поколениям» . По результатам встречи в Ташкенте была принята договоренность об активизации двустороннего сотрудничества по ряду региональных и международных проблем и угроз, включая борьбу с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия и др. Стороны отметили наличие значительного потенциала для укрепления взаимодействия и выразили стремление к дальнейшему развитию сотрудничества Узбекистана и Казахстана в рамках международных и региональных организаций. Казахстан является одним из важных партнеров Узбекистана в торгово-экономической сфере. Узбекистан экспортирует в Казахстан природный газ, автомобили, транспортные средства, минеральные удобрения, текстильную, электротехническую, плодоовощную продукцию, строительные материалы и другие товары и услуги. Из Казахстана в Узбекистан импортируются нефть, металлы, мука, масложировая продукция. По итогам 2016 г. объем взаимного товарооборота составил 2 млрд долл. На территории Казахстана и Узбекистана функционируют сотни совместных компаний. Однако внешняя политика двух государств не лишена противоречий. Астана придерживается многовекторной политики и провозгласила стратегию «Путь в Европу». Ташкент отдает предпочтение двусторонней политике. Казахстан является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Узбекистан же покинул ее ряды. Каждое из этих государств установило стратегические отношения с США, Россией и другими великими державами, но очевидно, что приоритетное внимание при осуществлении их собственного стратегического сотрудничества должно быть отдано региону ЦА. Для России Казахстан является ключевым партнером на постсоветском пространстве. Это касается как экономических проектов, в частности связанных с развитием газотранспортной инфраструктуры, так и политических и культурных. При этом в условиях довольно сильного соперничества за региональное лидерство между Казахстаном и Узбекистаном выстраивание отношений с последним является для России инструментом оказания определенного давления на Астану. За 25 лет, прошедших после обретения независимости Россией и Узбекистаном, в их двусторонних связях были различные периоды, но в настоящее время есть все основания говорить о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях Ташкента и Москвы. За последние годы подписано более 150 документов, регулирующих взаимодействие в самых различных областях - политической, экономической, военно-технической, гуманитарной и многих других. Для США важно укрепление своих позиций как в Узбекистане, так и в Казахстане. Однако если Казахстан рассматривается ими как территория между Россией и Китаем, то отношения с Узбекистаном, преимущественно мусульманской и самой густонаселенной страной ЦА, граничащей со всеми остальными государствами региона, имеют большое значение при определении вектора развития всей Центральной Азии и достижении долгосрочных внешнеполитических целей и задач в этой части мира. В настоящее время администрация Д. Трампа ведет активную борьбу с терроризмом в Афганистане, Сирии, Ираке. Именно это является главной точкой пересечения интересов США и государств Центральной Азии. Для Китая Казахстан - важнейший объект экспансии, прежде всего экономической. Завоевание рынка Казахстана, наполнение его своими товарами и в результате рост экономического влияния в регионе, где доминируют Россия и Запад, - вот наиболее актуальные задачи, стоящие перед КНР. Любое ослабление политического влияния России в Казахстане почти автоматически приводит к росту политического веса Китая. Узбекистан для Китая также исключительно важен. Узбеки в этническом отношении близки к уйгурам. Строящаяся железная дорога Кашгар - Андижан, которая свяжет Китай с Узбекистаном, будет способствовать установлению непосредственного экономического и торгового контакта и несколько ослабит экспортно-импортные возможности Казахстана, так как товары будут направляться из Китая в Узбекистан по более короткому пути. Кыргызстан, по чьей территории пройдет эта железнодорожная магистраль, также будет иметь выгоду, получая прибыль от транзита . ЕС в своих отношениях со странами ЦА делает ставку на совместные экономические интересы. Кроме того, европейские страны целенаправленно продвигают в регионе свои технические регламенты, стандарты качества, создавая базу для дальнейшего расширения влияния. Глава 2. Внешняя политика Узбекистана в отношении Республики Туркменистан в 2001-2019 годах 1.1. Военно политические отношения двух стран в 2001-2019 годах В настоящее время развитие узбекская-туркменского сотрудничества регулируется солидной договорно-правовой базой, которая включает 170 документов. Основополагающим из них является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи от 16 января 1996 года. Дружественный характер узбекско-туркменского диалога также во многом обусловлен личными доверительными отношениями, которые сложились между руководителями двух государств. Это наглядно проявляется в ходе контактов на высшем уровне Государственный визит Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в Туркменистан в октябре 2007 года и государственный визит Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Узбекистан в марте 2008 года стали важными этапами в позитивной динамике туркмено-узбекских отношений и заложили принципиально новые основы двустороннего сотрудничества. Последующие встречи Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова и Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова также свидетельствуют о конструктивизме и последовательности туркмено-узбекского взаимодействия на международной арене. Официальный визит Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Ташкент в феврале 2009 года интенсифицировал процесс реализации достигнутых ранее договоренностей. Насыщенная программа пребывания лидера Туркменистана в Узбекистане еще раз продемонстрировала стратегический характер сотрудничества двух государств. В октябре 2012 года в Ашхабаде прошли переговоры Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова и Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова, были обсуждены вопросы развития торгово-экономического сотрудничества, ситуацию в Афганистане и в регионе в целом, проблему использования ресурсов трансграничных рек в Средней Азии и ряд других вопросов. Встреча между главами наших стран, состоявшаяся в конце ноября 2013 года в Ташкенте , стала логическим продолжением эффективных и активных переговоров. Президент Узбекистана Ислам Каримов и Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в беседе всесторонне обменялись мнениями по широкому кругу вопросов, касающихся узбекско-туркменских отношений, региональным и международным проблемам, представляющим взаимный интерес. Необходимо отметить, что Узбекистан и Туркменистан имеют схожие взгляды в вопросах укрепления региональной безопасности и стабильности, урегулирования афганского кризиса, совместной борьбы против таких угроз, как международный терроризм и экстремизм, наркотрафик, организованная транснациональная преступность. Ташкент и Ашхабад придерживаются общей позиции по вопросам водно-энергетической проблематики в Средней Азии, заключающейся в их рассмотрении на основе общепризнанных норм и принципов международного права с учетом интересов и согласия всех республик региона. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в понедельник, 23 апреля, прибыл с двухдневным государственным визитом в Узбекистане. По итогам переговоров президенты Узбекистана Шавкат Мирзиеев и Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подписали Совместное заявление. Подписано также 15 документов о сотрудничестве, в том числе об участии Узбекистана в проекте транснационального газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия (ТАПИ) . «Мы найдем совместно с нашими туркменскими друзьями точку соприкосновения и будем участвовать в этом грандиозном проекте», — заявил ан брифинге по итогам переговоров президент Узбекистана. Отметим, что общая протяженность газопровода ТАПИ составит около 1814 км, пропускная способность — 3 млрд кубометров природного газа в год. В сообщении Синьхуа 23 апреля со ссылкой на Совместное заявление отмечалось, что президенты двух стран подтвердили единую согласованную позицию в отношении развития справедливой системы водопользования в Центральной Азии. В частности, в документе особо отмечается необходимость строительства новых гидротехнических сооружений на трансграничных реках в соответствии с общепризнанными нормами международного права и с учетом интересов всех без исключения государств данного региона. На брифинге Ш. Мирзиеев отметил, что на переговорах всесторонне обсуждены состояние и перспективы двустороннего сотрудничества. «Нерешенных вопросов не осталось, по всем направлениям достигнуто взаимопонимание. На этой основе мы наметили перспективы дальнейшего развития партнерства между нашими странами», — подчеркнул глава Узбекистана. 9-10 апреля 2018 года в Ашхабаде состоялся очередной раунд политических консультаций между министерствами иностранных дел Республики Узбекистан и Туркменистана. Об этом сообщает пресс-служба МИД Делегацию возглавляют заместитель министра иностранных дел Узбекистана Абдуджабар Абдувахитов и заместитель председателя Кабинета министров, министр иностранных дел Рашид Мередов и заместитель министра иностранных дел Туркменистана Вепа Хаджиев анализ текущего состояния и перспектив дальнейшего сотрудничества в различных областях . В ходе беседы были обсуждены программа государственного визита Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Республику Узбекистан и повестка дня встречи. Обе стороны хорошо подготовлены к предстоящему узбекско-туркменскому саммиту, и эта встреча станет важным событием в двусторонних отношениях, а также новым уровнем дружбы между странами и народами. Таким образом, страна. Делегации Узбекистана и Туркменистана также обсудили вопросы сотрудничества в рамках многосторонних организаций и обменялись мнениями по международным и региональным вопросам. 2.2 Экономические отношения между странами в 2001-2019 годах Следует заметить, что двусторонние торгово-экономические отношения в период с 1990-х до середины 2000-х гг. по ряду причин находились на сравнительно низком уровне. Ситуация изменилась после Государственный визита Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в Туркменистан в октябре 2007 года и государственный визит Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Узбекистан в марте 2008 года стали важными этапами в позитивной динамике двухсторонние торгово-экономические отношения. Наши страны придают особое значение последовательному развитию взаимовыгодного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе встреч на высшем уровне. В период с января по август 2014 года товарооборот между нашими республиками составил $246,5 млн , что говорит о положительной тенденции в этом направлении. Номенклатуру экспорта из Узбекистана составляют удобрения, изделия из цемента, бетона и гипса, услуги, свежая и переработанная плодоовощная продукция, электрическое и механическое оборудование, транспортные средства, строительные материалы, цветные и черные металлы и другие. В свою очередь, из Туркменистана в нашу страну импортируются нефтепродукты, полимеры пропилена, транспортные услуги, продукты неорганической химии, растительное масло и другие. Узбекско-туркменская межправительственная комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству служит эффективным механизмом дальнейшего развития экономических отношений. 11-12 ноября 2013 года в Ашхабаде состоялось IX заседание, в ходе которого отмечалось, что есть все возможности для увеличения объемов взаимной торговли и инвестиций, расширения присутствия национальных производителей на рынках Узбекистана и Туркменистана. В частности, Узбекистан и Туркменистан представляют взаимный интерес друг для друга в качестве транзитных государств по выводу своих энергоресурсов на внешние рынки. Осуществление проекта по строительству транснационального газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, позволившего диверсифицировать маршруты экспортных поставок важного стратегического сырья, служит убедительным доказательством плодотворной деятельности в этом направлении. В последние годы наметилась активизация узбекско-туркменского сотрудничества в транспортно-коммуникационной сфере, которое, благодаря географическому месторасположению и потенциалу Узбекистана и Туркменистана, также становится одним из ключевых направлений в повестке дня межгосударственных отношений. В этой связи необходимо отметить историческое значение подписанного в Ашхабаде Соглашения по формированию нового международного транспортно-коммуникационного коридора «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман». Договоренность о его создании была достигнута по инициативе Президента Ислама Каримова в ходе официального визита в Туркменистан в октябре 2010 года. Данный проект должен придать мощный импульс дальнейшему экономическому развитию наших стран и стать востребованным транзитным маршрутом для государств разных континентов. В январе – марте 2018 г. товарооборот между Узбекистаном и Туркменистаном увеличился на 55% . По результатам состоявшихся переговоров стороны договорились принять необходимые меры для увеличения объема товарооборота до 500 млн долл. США к 2020 году. Гурбангулы Бердымухамедов посещал двухдневный государственным визитом в Ташкент. Согласно последним сообщениям из столицы Узбекистана, в ходе переговоров стороны сосредоточились на развитии торгово-экономического сотрудничества. Около 20 документов было подписано между Узбекистаном и Туркменистаном. По мнению региональных аналитиков, когда речь идет о таком сотрудничестве, оно не идет ни в какое сравнение с Туркменистаном по сравнению с другими странами Центральной Азии. Анвармирзо Хусаинов, экономический аналитик из Ташкента, рассказал узбекской службе Би-би-си, что в ходе визита президента Туркменистана в Узбекистан перспективы развития торгово-экономических, транзитных, научно-технических связей между двумя странами велики. Узбекистан может закрепиться в газоперерабатывающей, агропромышленной и химической промышленности Туркменистана. Другими словами, Туркменистан мог бы стать новым рынком труда для Узбекистана, крупнейшего населения региона (более 30 миллионов) В течение многих лет Узбекистан был единственной страной Центральной Азии с большим количеством граждан, работающих за границей. Узбекистан должен добиться более глубокой интеграции железных и автомобильных дорог с Туркменистаном. «Ближайший путь к морям мира - через Туркменистан. Сегодня железные дороги Узбекистана и Туркменистана начали сотрудничество. на совершенно новый уровень, значительно повышая его эффективность ". По мнению экономического аналитика, Узбекистан является крупным производителем промышленной продукции. Планы, разработанные в настоящее время, и текущие проекты должны обеспечить удвоение экспортного потенциала Узбекистана в ближайшие годы. «Это означает, что мы сможем активно использовать эту железную дорогу через Туркменистан для доставки нашей готовой промышленной продукции, автомобилей, сельскохозяйственной и химической продукции на мировой рынок» . Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев сказал, что после долгой и узкой встречи с туркменским коллегой в Куксарой «не было нерешенных вопросов» между ними. «Мы подробно обсудили сотрудничество между нашими странами. Хочу подчеркнуть, что в этом отношении нерешенных вопросов нет. Мы достигли взаимопонимания по всем направлениям», - сказал Мирзиёев.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Политология, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Политология, 92 страницы
2300 руб.
Дипломная работа, Политология, 95 страниц
2777 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg