ГЛАВА 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1.1. Понятие, сущность и социальный аспект коррупции
Коррупция - явление, присущее любому государству независимо от социально-экономической формации и формы правления. Особенно высокий уровень коррупции отмечается в странах с частыми кризисными явлениями в экономике, что характерно в настоящее время для России. В связи с этим коррупция проявляется, прежде всего, в наиболее криминализированных сферах экономики. Она охватывает все формы служебных злоупотреблений, при которых должностные лица используют свои властные и иные полномочия в корыстных целях, связанных, чаще всего, с интересами организованных групп и преступных сообществ .
Коррупция в современных условиях приобрела масштабные черты в Российской Федерации. По уровню восприятия коррупции Россия занимает 137 место в мире .
Феномен коррупции возник с появлением государства и делением людей на управляющих и управляемых. В последнее время коррупция поразила практически всю систему общественных отношений и структуру власти .
Термин коррупции в периодической, научной, профессиональной литературе часто повторяющееся явление, однако нет единства относительно понимания сущности процесса. Происходит термин «коррупция» от латинского слова «corruptio», означающего «порча, подкуп». По сути эти два слова определяют понимание коррупции и определяют возможности для интерпретации этого явления.
Существует много точек зрения относительно определения коррупции как опасного социального явления. Например, в словаре Ожегова С.И. коррупция определяется как «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, хищении и растрате с мафиозными структурами» . С.П. Глинкина считает, «что коррупция является намеренным несоблюдением принципа независимости сторон в целях получения за счет такого поведения каких-либо преимуществ для себя или для других лиц, с которыми установлены личные отношения» .
В.Ф. Кузнецова понимает под коррупцией подкуп должностных лиц государства . По мнению Д. Бейли, «коррупция представляет собой злоупотребление властью в результате её использования в личных целях, которые не обязательно должны быть материальными. К. Фридрих считает, что коррупция – это отклоняющееся поведение, соединённое с частной мотивацией, означающей, что частные (индивидуальные, групповые) цели преследуются за публичный счет» . По мнению Борзенкова Г.Н. «коррупция – это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в личных целях» .
А.А. Сизов рассматривает коррупцию как разложение управленческого аппарата, которое основано на использовании должностными лицами своего служебного положения в корыстных целях . Г.К. Мартыненко предлагает рассматривать коррупцию как «использование должностным лицом своих властных полномочий наперекор интересам службы из личной заинтересованности . Данное определение весьма узко истолковывает анализируемое явление, определяя его лишь как противоправные действия лиц, которые обладают определенными полномочиями. Я.А. Ардельянова под коррупцией понимает «социальное явление, которое характеризуется подкупом и продажностью государственных (муниципальных) служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в групповых, корпоративных интересах законных служебных полномочий» . О.А. Загвязинская, О.В. Павленко шире трактуют анализируемое понятие, определяя коррупцию как социальное явление, которое заключается в разложении власти, при котором государственные или иных служащие, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности с корыстной целью с целью личного обогащения либо в интересах группы людей .
Безусловно, помимо научных подходов к понятию коррупции, необходимо проанализировать нормативное закрепление данного понятия в нормативных правовых актах, как международного уровня, так и национального законодательства Российской Федерации. Так, Согласно Конвенции Объединенных Наций против коррупции, принятой резолюцией № 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 декабря 2003 г. на 51 пленарном заседании в г. Нью-Йорке (США), и являющейся одним из универсальных международных юридических документов по противодействию этому явлению, которую Российская Федерация подписала в числе первых стран и ратифицировала 8 марта 2006 г., коррупция поражает общество самым различным образом, подрывает основы демократии и верховенства права, ведет к нарушению прав человека, препятствует работе рынков, ухудшает качество жизни и создает условия для процветания организованной преступности, терроризма и других явлений, угрожающих безопасности человека . Данный документ не дает определение коррупции, возможно для того, чтобы страны-участники данной Конвенции могли самостоятельно определять коррупцию в соответствии с особенностями правового регулирования в том или ином государстве.
Определение коррупции отсутствует и в Конвенции Совета Европы от 27 января 1999 г. об уголовной ответственности за коррупцию , также ратифицированной Российской Федерацией .
Конвенция ООН от 15 ноября 2000 г. против транснациональной организованной преступности раскрывает коррупционные деяния. Российская Федерация подписала ее 12 декабря 2000 г. и ратифицировала 26 апреля 2004 г. Согласно ст. 8 указанного акта под коррупционными деяниями следует понимать:
1) во-первых, обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или с помощью посредников, какого-либо незаконного преимущества для самого должностного лица либо другого физического или юридического лица, с целью чтобы это должностное лицо выполнило какое-либо действие или бездействие в процессе исполнения своих должностных обязанностей;
2) во-вторых, вымогательство либо принятие публичным должностным лицом, лично или с помощью посредников, какого-либо незаконного преимущества для самого должностного лица либо другого физического или юридического лица, с целью чтобы это должностное лицо выполнило какое-либо действие или бездействие в процессе исполнения своих должностных обязанностей.
В представленном определении, в отличие от вышеприведенных, под коррупцией, первоочередно, следует понимать противоправные действия, которые направлены на склонение публичного должностного лица к злоупотреблению своими обязанностями, а потом уже самостоятельные деяния должностного лица, которые совершались не в соответствии с уставом службы с целью противоправного обогащения.
На территории Российской Федерации законодательную основу противодействия коррупции составляют:
? Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. ;
? общепризнанные принципы и нормы международного права;
? международные договоры Российской Федерации;
? Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273–ФЗ «О противодействии коррупции» ;
? Федеральный закон от 07 августа 2001 г. № 115–ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ;
? постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» ;
? иные нормативно-правовые акты, которые направлены на противодействие коррупции.
В Российской Федерации борьбе с коррупцией уделено большое количество внимания, тем не менее, в значительном количестве разнообразных нормативно-правовых актов, которые регламентируют антикоррупционные меры, термин «коррупция» не раскрывается, лишь главный антикоррупционный закон – Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273–ФЗ «О противодействии коррупции», в ст. 1 под коррупцией понимает злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или другое противоправное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства с целью получения выгоды в виде денег, ценностей, другого имущества либо услуг имущественного характера, прочих имущественных прав для себя или для третьих лиц или противоправное предоставление такой выгоды указанному лицу иными физическими лицами, а также от имени либо в интересах юридического лица.
Неудивительно, что, многие и многие авторы, ведущие исследования в области коррупции, отмечают отсутствие однозначного и общепринятого ее определения. Вопросы, о природе, сущности, функциях, коррупции, а также механизмах и эффективных мерах противодействия ей остаются не до конца решенными. Предваряющим условием и завершающим результатом адекватного ответа на них является операционализация понятия. Это специфическая научная процедура выявления эмпирических индикаторов и параметров изучаемого объекта, доступных наблюдению и измерению его характеристик, и вместе с тем – формирования целостного представления о нем, его специфику, присущие только ему особенности.
На наш взгляд, понимание коррупции должно осуществляться как минимум в трех аспектах: как социальное явление ; общепринятое (через систему наказуемых деяний коррупцию часто рассматривают как взяточничество) ; как противоправная форма взаимодействия власти с обществом .
Во многих случаях определяя коррупцию, авторы связывают ее с государственной властью. Такое ее понимание заявлено, например, в справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией: коррупция есть злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях. Однако эксперты Совета ЕС подчеркивают, что к субъектам коррупционных деяний относятся как государственные чиновники, так и лица, занятые в частном секторе.
В официальных документах, например, в Стратегии национальной безопасности и практически во всех научных разработках коррупция характеризуется как угроза национальной безопасности .
Как представляется, стилистически словосочетание «угроза безопасности» не совсем удачное. Во-первых, потому, что безопасность – это характеристика состояния объекта, угрозы же возникают по отношению к объекту, не меняя его состояние. Поэтому правильно говорить угрозы России, а не угрозы безопасности России. Во-вторых, безопасность – это отсутствие угроз или способность их нейтрализовать. Сама угроза – это обещание или возможность причинения объекту ущерба. Угроза войны и агрессия, опасность наводнения и потоп, возможность возгорания и пожар – разные феномены и требуют разных мер реагирования на них. В этом контексте очевидно, что коррупция – не возможность деструкции, а реальное, «здесь и сейчас» разрушение, нарушение нормальной структуры общества и государства.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности, коррупция является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. И если согласиться с тем, что безопасность ? защищенность от угроз, то приходится признать, что наше общество от коррупции оказывается незащищенным и находится в небезопасности от нее.
О том, что феномен коррупции много шире ее уголовно-правового содержания говорили все президенты Российской Федерации.
Эти констатации указывают, что коррупцию нельзя рассматривать как локальное уголовно-правовое явление. Юристы по определению могут и должны ее рассматривать ее как конкретный состав преступления. В правовом понимании коррупция – это злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях. Но политики и обществоведы должны видеть более широкий контекст этого явления. Коррупция представляет собой систему государственных, общественных, экономических и других отношений. Ее суть и содержание – латентное принятие общественно значимых решений в личных или узкогрупповых интересах. Как таковая, она действует параллельно с официальной властно-распорядительной системой. При этом во многих случаях является или претендует на то, чтобы стать доминирующей. Есть серьезный резон у тех, кто утверждает, что в современных условиях коррупция носит не только системный, но и системообразующий характер .
Многогранность проблем, порождаемых коррупцией, диктует необходимость системного подхода к организации противодействия ей. Одним из конкретных механизмов такого подхода стало установление Конституционного суда России о праве властей изымать имущество не только у коррупционеров, но и их родственников и знакомых .
Применительно к цели нашей работы представляется целесообразным согласиться с мнением о том, что коррупция не сводится ко взяточничеству и иным преступлениям, предусмотренным главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Хотя, безусловно, очень трудно учесть все коррупционные элементы в одном понятии.
Проблема коррупции является едва ли не самой важной в экономической, социальной и политической жизни общества. Каждый из нас возможно уже сталкивался со взяточничеством, ведь коррупция все чаще стала распространяться на все сферы современного российского общества – от государственной службы и правоохранительных органов до образования, жилищно-коммунальной сферы, здравоохранения.
Коррупция становится препятствием на дороге становления гражданского общества и развитии демократических институтов в стране, а кроме того осуществлении в совершенной мере жителями страны собственных конституционных прав в разных областях таких как здравоохранение, имущественных взаимоотношений, социального обеспечения, образование. Кроме того, коррупция выражает неблаготворное давление на совершенствование экономики, системы финансов и иной инфраструктуры Российской Федерации в целом.
1.2. Особенности личности преступника, совершающего
коррупционные преступления
В современных реалиях преступность, в том числе и коррупционная, обусловлена различными криминогенными факторами, имеющими свою социальную природу и оказывающих активное влияние в частности на формирование личности преступника.
С точки зрения криминологии личность преступника представляет собой один из важнейших элементов преступного поведения. На выявлении характеристик личности преступника базируется анализ причин совершения противоправных деяний и формирование системы профилактических мер в целях предупреждения преступлений .
Личность преступника представляет собой своеобразную информационную базу предупреждения преступности. Знание личности преступника – это важная и необходимая предпосылка научно обоснованной, успешной профилактики, прежде всего, индивидуального преступного поведения .
Известно, что личность является предметом исследования самых различных наук. Так, личность выступает предметом не только психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания; в конце концов, на определенном уровне исследования личность выступает со стороны природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека .
По мнению Е.О. Писчальникова криминологическая характеристика личности преступника, как правило, предполагает рассмотрение трех ключевых компонентов :
1) Социальный статус, определяющий принадлежность лица к тому или иному социальному слою и группе с социально-демографической характеристикой (пол, возраст, образование, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, уровень материальной обеспеченности и пр.). Следует отметить, что социально-демографические признаки непосредственно не обладают явно криминологическим содержанием и значением, поскольку характеризуют конкретного человека, однако в статистическом выражении применительно к лицам, совершившим преступления, они несут важную информацию как для научной, так и для практической деятельности в сфере предупреждения совершения преступлений.
2) Социальные функции (роли) личности, включающие в себя совокупность видов деятельности лица как гражданина в системе общественных отношений (уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания, навыки, умения);
3) Нравственно-психологические свойства (нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности наклонности, привычки и др.).
Изучение перечисленных компонентов позволяет охарактеризовать личность преступника как целостную систему, имеющую определенные внутренние взаимосвязи, на основании чего становится возможным выявить факторы, на индивидуальном уровне формирующие установки индивида на противоправное поведение или способствуют их реализации, что в конечном итоге позволяет раскрыть закономерности преступного поведения и детерминировать преступность .
Характеристика лиц, которые совершили коррупционные преступления, включает два относительно самостоятельных и существенно отличающихся криминологических портрета:
1) лиц, которые уполномочены на выполнение государственных функций, противоправно получившие преимущества по государственной или муниципальной службе вопреки её интересам;
2) лиц, которые предоставили такие преимущества последним .
Иначе говоря, первые – это взяточники, вторые – взяткодатели. Критерием такого деления служит уголовно-правовой признак наличия особого публичного статуса.
Характеристики, указанные в приведенном положении, заметно влияют на сущность структуры личности преступника, совершающего коррупционные преступления.
Анализ уголовных дел и статистических данных по преступлениям коррупционной направленности позволяет выделить некоторые особенности соответствующих правонарушителей .
С точки зрения демографических характеристик, абсолютное большинство преступлений коррупционной направленности совершается мужчинами, что закономерно вытекает из ситуации преобладания мужчин в системе управления.
Основную возрастную группу по рассматриваемым преступлениям образуют лица 35-40 лет, далее следует группа лиц в возрасте 41-50 лет. Соответственно, преступления коррупционной направленности совершаются людьми достаточно зрелого возраста, обладающими определенным жизненным опытом, трудовым стажем, а также достигшими определенного уровня профессионального развития и занимающими определенные управленческие должности.
Из сказанного следует, что личности коррупционного преступника свойственен и сравнительно более высокий уровень образованности по отношению к субъектам ряда иных преступлений. Так, подавляющее большинство коррупционных преступников имеют высшее образование, что объясняется необходимостью комплектации управленческого аппарата квалифицированными кадрами.
Если говорить о конкретной профессиональной принадлежности субъектов, совершающих преступления коррупционной направленности на территории Российской Федерации, то можно заключить, что количество муниципальных служащих составило 4% от общего числа; количество государственных служащих (исключая служащих правоохранительных органов) – 39%; количество служащих правоохранительных органов – 57 % .
Уточняя сферу профессиональной деятельности лиц, совершивших коррупционные преступления стоит отметить, что по делам о коррупции в суд направлены уголовные дела в отношении 206 сотрудников федеральной службы исполнения наказаний, 115 сотрудников федеральной службы судебных приставов, 261 работника в сфере образования и науки, 178 работников здравоохранения, 69 должностных лиц контролирующих органов, 43 сотрудников таможенной службы, 40 работников Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, по 33 сотрудника Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 32 работников Министерства труда и социальной защиты, 26 сотрудников Войск национальной гвардии Российской Федерации, 25 работников Министерства сельского хозяйства и 18 сотрудников налоговых органов. Список лиц, причастных к преступлениям коррупционной направленности, дополняют 2600 взяткодателей, не занимающих каких-либо постов, и около 600 управленцев коммерческих компаний .
Помимо сказанного, существуют основания полагать, что подавляющее большинство субъектов преступлений коррупционной направленности ранее к ответственности не привлекались .
Характеризуя нравственно-психологические свойства личности коррупционных преступников, стоит отметить наличие у последних таких качеств, как корыстолюбие, властность, неуважение к закону и пренебрежение обязанностью соблюдать его. Существует точка зрения, что характерной чертой мотивации большинства осужденных за рассматриваемые преступления является наличие устойчивых мотивов корыстной направленности .
Однако по изучаемому вопросу существует и иная точка зрения. Так, начальник Управления взаимодействия со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры РФ Александр Куренной говорит о личности преступника, совершающего преступления коррупционной направленности, следующее: «Расхожее мнение, будто коррупционеры ? меркантильные и жадные люди, стремящиеся к статусу, престижу и власти, ? не вполне соответствует действительности. На самом деле, наиболее значимые черты характера, которые присущи гражданам, совершившим коррупционные преступления, ? это энергичность, инициативность, высокие работоспособность и стрессоустойчивость, выраженные организаторские навыки. Такие люди, как правило, прагматичны и отличаются устремленностью к конкретным результатам. Им также свойственны готовность жестко отстаивать свои интересы и эгоизм» .
Обобщая изложенное, можно выделить следующие общие черты правонарушителей, совершивших преступления коррупционной направленности:
? преобладание лиц мужского пола;
? средний возраст старше 35 лет;
? высокий уровень образования;
? преимущественное отсутствие предшествующей судимости;
? наличие устойчивых корыстных мотивов;
? присутствие таких свойств, как властолюбие, пренебрежение нормами закона.
Анализ данных черт позволяет сделать вывод о том, что личность коррупционера существенно отличается от личности других преступников, а также утверждать, что изучение личности коррупционера должно выходить за рамки традиционных общих подходов к пониманию личности преступника, активно распространяясь в область социальной и юридической психологии.
Характеристики личности коррупционных преступников тесно связаны с повышенной общественной опасностью, которую представляют преступления коррупционной направленности.
Указанная общественная опасность обусловлена, в первую очередь, тем, что коррупционные преступления посягают на наиболее значимые сферы общественной и государственной жизни и, как правило, влекут за собой причинение непосредственного или опосредованного материального ущерба государству, коммерческим структурам и отдельным гражданам .
Более высокий по сравнению с преступностью в целом средний возраст лиц, совершающих коррупционные преступления, можно объяснить тем, что возможность принятия определённых решений, за которые люди будут платить незаконное вознаграждение, приобретается человеком только с занятием им высокой должности. Назначению на высокую должность, зачастую, предшествует получение образования, карьерный рост, что требует продолжительного стажа трудовой деятельности. Достижение высокой должности возможно только при наличии солидного жизненного опыта, связей, образования, репутации.
Лица, совершающие коррупционные преступления, отличаются и по должностному, служебному положению. По исследованным нами уголовным делам лицами, совершающими коррупционные преступления, в основном были признаны должностные лица высшего руководящего звена. По нашему мнению, собственно такие субъекты располагают должностными, служебными полномочиями, которые позволяют совершать коррупционные преступления. Должностные лица среднего звена государственной службы иногда могут быть самостоятельными субъектами преступлений коррупционной направленности, но зачастую выступают в качестве соучастников.
Важной характеристикой личности преступника, который совершил преступление коррупционной направленности, является уровень образования . По последним исследованиям, большинство лиц из числа взяткополучателей (74%) имели высшее, незаконченное высшее или среднее специальное образование. В числе взяткодателей с таким образованием насчитывалось 38% осужденных. Следует отметить, что среди посредников высшее образование имели 58% осужденных за это преступление . Коррупцию, как отмечает ведущие криминологи, следует сегодня рассматривать в качестве определенного и устойчивого сектора криминального рынка ? оборота того, что прямо запрещено законом, или оборота в нарушении определённых, специальных норм и правил.
В настоящее время ведущие криминологи рассматривают коррупцию в качестве определенного и устойчивого сектора криминального рынка – оборота того, что прямо запрещено на законодательном уровне, или оборота в нарушении определённых, специальных норм и правил .