Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственные гарантии: содержание, механизм предоставления, последствия

cool_lady 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Актуальность исследования состоит в том, в настоящее время государственный долг всех стран мира достиг 70% от мирового ВВП, что является критичным для мировой экономики. Именно государственный долг создает общее представление об экономике и финансах государства. Объектом данного исследования выступает государственные гарантии Российской Федерации и ее субъектов. Предметом выпускной квалификационной работы выступает государственный долг. Цель исследования заключается в том, чтобы изучить влияние государственных гарантий Российской Федерации на экономику страны. Для этого потребуется провести ряд исследований в данной сфере: - рассмотреть структуру государственного долга, его основные понятия и принципы; - понять сущность государственного долга, его формы и виды; - проанализировать государственный долг и государственные гарантии; - выделить основные направления по урегулированию государственного долга. Объектом данного исследования выступает государственные гарантии Российской Федерации и ее субъектов. Предметом выпускной квалификационной работы служат причины возникновения, последствия государственных гарантий. Методологической основой исследования явились общенаучные методы: экономический, и факторный анализ, статистические методы, экономико-математического анализа. Информационную базу исследования составили учебники российских авторов, а также различные научные статьи по теме выпускной квалификационной работы, официальная информация с официального сайта министерства финансов. Выпускная квалификационная работа состоит из следующих частей: введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.
Введение

В каждом государстве существуют отдельные проблемы, которые требуют особого внимания. Одной из таких является государственный долг и его влияние на функционирование экономики. Эта проблема стала одной из ведущих в ряде стран, имеющих большие задолженности. Наличие внутренних и внешних займов сильно ухудшает социально – экономическое положение государства. Деятельность органов государственной власти в экономической сфере при составлении бюджета сводится к тому, чтобы обеспечить все сферы общества необходимыми ресурсами. Существует два основных типа бюджета: сбалансированный (такой тип бюджета, при котором расходы равны доходам) и несбалансированный. Бюджет, в свою очередь, делится на дефицитный (расходы превышают доходы) и профицитный (доходы превышают расходы). В случае нехватки государственного бюджета, страна вынуждена прибегать к долгам. Проблема государственного займа связана с самим фактом прямого участия страны в финансовой жизни общества. Участие это в нынешних обстоятельствах обусловливается проблемой формирования антиинфляционного механизма финансового роста, сущность которого заключается в обеспечении абсолютной занятости и устойчивого уровня стоимости. Почти в эффективной, нормально формирующейся, стабильной экономике государственный долг никак не считается главной задачей развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг увеличивается в стадиях интенсивного финансового роста, таким образом, как формирующаяся экономика и модернизируемое производство призывают определенных вложений, в том числе государственных. Экономические кризисы ведут к сбоям не только в отраслевых сферах, но и в сбоях экономики государства в целом. Когда происходят экономические кризисы, страна начинает искать пути решения данной проблемы: производить прогнозирование, аналитические работы, разрабатывать планы и проекты по урегулированию сложившейся ситуации. Также одним из способов решения проблемы являются внутренние и внешние займы государства, которые превращаются в государственный долг. Государственный долг – это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны. Он представляет собой задолженности государства прошлых лет, взятых без учета излишков государственного бюджета.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения государственного долга 6 1.1 Государственный долг: основные понятия, причины возникновения 6 1.2 Государственные гарантии 14 ГЛАВА 2 Анализ государственного долга на уровне Российской Федерации и РСО-Алании 32 2.1 Анализ государственного долга Российской Федерации 32 2.2 Анализ государственного долга по Республики Северная Осетия – Алания 35 ГЛАВА 3 Практика предоставления государственных гарантий в зарубежных странах 42 3.1 Практика предоставления государственных гарантий в Бразилии 42 3.2 Оценка рисков инвестиционных проектов и условия выдачи государственных гарантий в Индии 49 Заключение 58 Список использованной литературы 59
Список литературы

1. " Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.04.2020)//Консультант+ [Электронный ресурс] URL - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 05.04.2020 ). 2. "Гражданский кодекс РФ от 03.08.2018 с изменениями, вступившими в силу с 03.07.2019//Кодексы и законы РФ [Электронный ресурс] URL - http://kodeks.systecs.ru/gk_rf/ (дата обращения 31.12.2019). 3. Федеральный закон от 05.12.2017 N 362-ФЗ (ред. от 29.11.2018) "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Консультант+ [Электронный ресурс] URL - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284360/ (дата обращения 01.11.2019) 4. Закон РСО-Алания от 03.05.2017 №16-РЗ "О внесении изменений в Закон РСО-Алания "О республиканском бюджете РСО-Алания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" 5. Долговая политика Министерства финансов РФ на 2017-2019гг. [Электронный ресурс] https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/02/main/Dolgovaya_politika_2017-2019.pdf (дата обращения 28.01.2020) 6. Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29.07.1998 N 136-ФЗ (последняя редакция) Консультант+ [Электронный ресурс] URL - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19587/ (дата обращения 02.02.2020) 7. Приказ Минфина России от 22 апреля 2019 г. № 186 "Об эмиссии облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом выпуска № 26228RMFS" 8. Приказ Минфина России от 21.03.2019 № 128 "Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации дополнительного выпуска с государственным регистрационным номером 12978082V" 9. Базылева Р.Г., Гурко А.С. «Макроэкономика» [Текст] // учебное пособие, М., 2018г.-416 с. 10. Белотелова Ж.С. Финансы [Текст] / Шуляк П.Н., Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. - М.:Дашков и К, 2017. - 384 с. 11. Государственные и муниципальные финансы : учебник / под ред. Г.Б. Поляк. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 391 с. : ил. - Библ. в кн. - ISBN 978-5-238-02800-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446925 (31.01.2020). 12. Дадашева А.З. Финансы: Учебник [Текст]/ Дадашева А.З. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 178 с. 13. Дмитриева, И.Е. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов экономических вузов [Текст] / Дмитриева И.Е., Биндасова Н.А. - Электрон.текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2016. - 154 c. 14. Камаев В.Д. и др. [Текст] Учебник по основам экономической теории (экономика).- М.: «ВЛАДОС»,2015г.-384с. 15. Нешитой А.С. Финансы [Текст] / Нешитой А.С., Воскобойников Я.М., - 11-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 352 с. 16. Нешитой, А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник [Текст] / А.С. Нешитой. - М.: Дашков и К, 2015. - 640 c. 17. Ракитина, И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 c. 18. Пороховского, А.А. Долговая проблема как феномен XXI века: Монография [Текст] / под ред. А.А. Пороховского; Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. - М.: МАКС Пресс, 2018. - 288 с. 19. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд. - [Текст] М.: Издательство "Менеджер", 2015.-352 с. 20. Соловьев, И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие [Текст] / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, 2016. - 240 c. 21. Хаиров, Б.Г. Государственные и муниципальные финансы : учебное пособие [Текст] / Б.Г. Хаиров ; Финансовый университет при Правительстве РФ, Кафедра финансы и кредит. - Москва : Прометей, 2018. - 108 с. : схем., табл. - Библиогр.: с. 94-98. - ISBN 978-5-907003-24-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494882 (31.01.2020). 22. Бакиева И. А., Шермухамедов Б. У. Управление государственным долгом [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 597-598. — URL https://moluch.ru/archive/115/30284/ (дата обращения: 18.03.2020). 23. Безвезюк К.В. Современное состояние государственного долга РФ и методы его регулирования [Текст] // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15513 (дата обращения: 01.02.2020). 24. Деменцев В.В. "Внешний долг России в системе международной задолженности" [Текст]. М.: "Финансы". - 2015г. - №12.- С.23 25. Долгодворова К.В., Шакирова Э.Г., Семенова К.А. государственный долг РФ и его роль на современном этапе [Текст] // Молодой ученый. - 2017. - № 14. - С. 356-358. 26. Домашенко А.А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса: анализ структуры и динамики, перспективы управления [Текст] // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 2. – 340 с. 27. Златкис Б.И. Роль и функции государственного кредита в осуществлении государственной бюджетной политики[Текст] // Финансы. - 2016. -№7.-С.4-10. 28. Зубкова В.А. Государственный кредит и государственный долг [Текст] // В сборнике: В мире научных открытий. Материалы II Международной студенческой научной конференции. 2018. - С. 141-148. 29. Ильина Е.А. Государственный долг как неотъемлемая часть государственных и муниципальных финансов [Текст] // В сборнике: Роль рынка в социально-экономическом развитии общества. Материалы II международной научно-практической конференции. 2018. - С. 91-102. 30. Каллагов Б.Р., Тедеева З.Б. Особенности оценки и управления региональными рисками в экономике США [Текст] // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 10 (57). - С. 564-569. 31. Карташов A. B. Государственный кредит и его формы [Текст] // Право и государство. 2016.- № 9.- С.59 32. Карташов A. B. Государственный кредит как элемент финансовой системы[Текст] //Сборник материалов 5-й Международной межвузовской конференции аспирантов и студентов "Традиции и новации в системе современного российского права" (1-3 апреля 2015 г). МГЮА.М.: 2015. – С.31 33. Карташов A. B. Регулирующая функция финансов и государственный кредит (финансово-правовые аспекты) [Текст]// Государство и право. 215.- № 10.- С.57 34. Кирюшкина А.Н. Анализ динамики и структуры государственного долга субъектов РФ [Текст] // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17942 (дата обращения: 26.03.2019). 35. Климчук С.В. К вопросу об оптимизации государственного долга в Российской Федерации на современном этапе. / С.В. Климчук, В.А. Гурова [Текст] // Международный научный журнал «ScienceTime». - Казань. - Вып. № 6 (18) / 2015. - С. 203-209. 36. Магомедова А.И. Государственный кредит и государственный долг Российской Федерации [Текст] // В сборнике: Материалы VII международной научно-практической конференции. 2018. - С. 125-131. 37. Пакова О.Н., Лыкова Т.К. Государственный кредит и государственный долг России [Текст] // Инновационная наука. 2017. № 1-1. - С. 87-89. 38. Роль ЭКСАР в системе государственной поддержки экспорта [Текст] // ЭКСАР [офиц. сайт] URL: https://www.exiar.ru/about/role/ (дата обращения 23.03.2020) 39. Скляренко И.А. Государственные ценные бумаги как форма государственного долга [Текст] // В сборнике: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2018. - С. 171-174. 40. Сурмачева А.В., Агаркова Л.В. Анализ и перспективы государственной политики в сфере управления государственных долгов[Текст] // Экономика и социум. 2016. № 3 (22). - С. 1218-1222. 41. Тадтаева В.В., Тадтаева Н.В., Цакоев А.Э. Государственный кредит и государственный долг Российской Федерации [Текст] // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 6. № 12. - С. 129-138. 42. Трифонова Ю.А., Ершова Т.Б. Государственный бюджет и государственный долг России [Текст] // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. 2017. № 1. - С. 212-222. 43. Турсунова М.М. Сущность и значение государственного долга в экономике [Текст] // Молодой ученый. - 2016. - № 10. - С. 902-904. 44. Устинова Д.А., Ушницкая Л. Е. Особенности долговой политики РФ в условиях кризиса[Текст] // Молодой ученый. - 2016. - № 2. - С. 610-613. 45. Цареградская Юлия Константиновна Теоретико-правовые основы государственного долга Российской Федерации: сущность, содержание и функции [Текст] // Актуальные проблемы российского права. 2016. №4 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-osnovy-gosudarstvennogo-dolga-rossiyskoy-federatsii-suschnost-soderzhanie-i-funktsii (дата обращения: 11.01.2020). 46. Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования [Текст] /А.А. Чумаченко//Рынок ценных бумаг.-2015-№16-С. 63-66. 47. Официальный сайт Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания [Электронный ресурс] URL - http://minfin.alania.gov.ru (Дата обращений 02.01.2020) 48. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации.[Электронный ресурс] URL - www.minfin.ru (Дата обращения 01.02.2020) 49. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] - URL: http://minfin.ru/ru. (дата обращения: 10.02.2020). 50. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс] - URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 10.02.2020)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения государственного долга 1.1 Государственный долг: основные понятия, причины возникновения Любоегосударствоимеетсвойбюджет,которыйнеобходим для реализации различных функций. Главной целью бюджета является покрытие всех необходимых потребностей государства. Правительства используют прямое и косвенное воздействие на экономику. Но любое воздействие должно быть грамотным и продуманным, чтобы экономика государства не приходила в упадок. К этому стремится любая страна. В процессе составления экономического плана на предстоящий год, государство стремится к тому, чтобы бюджет был сбалансированным по доходам и расходам. Государственный долг не включает в себя задолженности других стран перед данным государством. Различают два основных типа: внешний государственный долг (выплачивается в иностранной валюте) и внутренний государственный долг (выплачивается в национальной валюте, в России – это рубли). По временным рамкам можно разделить на три периода: краткосрочный (длительностью до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Стандарты списания государственного долга устанавливаются Банком международных расчетов, но также регулируются крайне сложными законами. Чтобы погасить государственный долг, необходимо увеличить поступление финансов в государственный бюджет. Это можно сделать при помощи повышения ставки налогов, увеличение таможенных пошлин и т.д. Но такие перемены могут негативно отразиться на качестве жизни населения: ухудшится материальное состояние жителей данной страны, произойдет падение уровня жизни. В связи с этим, государство должно грамотно подойти к вопросу о государственном долге: рассмотреть всевозможные варианты решения данной проблемы, предусмотреть последствия, эффективность принятых решений. Регулирование и управление государственным долгом - это контролируемая нормами права совокупность мероприятий страны по использованию долговых отношений, направленных на ликвидирование долговых обязательств. Бюджет страны выполняет ряд особо значимых функций, среди которых можно выделить основные (распределительная, контрольная) и дополнительные (мобилизационная, регулирующая). Бюджетные доходы пополняются за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности и эмиссии бумажных денег. В тех случаях, если существующие у бюджета прибыли недостаточны с целью реализации затрат, сообщают о появлении экономного недостатка. Как правило, он измеряется в виде процента с ВНП. Бюджетный дефицит не обязательно указывает о каком-то чрезмерном состоянии в экономике государства. Он может быть обусловлен, к примеру, потребностью реализации крупных государственных инвестиций в формирование экономики, что отображает увеличение валового государственного продукта, а никак не кризисное положение государственного регулирования. Вероятны чрезмерные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты в которые никак не могли являться заранее спланированы, однако обязаны являться обязательно осуществлены вне зависимости от присутствия денег в резервном фонде бюджета. В некоторых случаях несбалансированный бюджет даже полезен. Структура бюджетных расходов способна изменятся чаще, чем структура доходов. Нехватка средств в государственном бюджете ведет к внутренним и внешним займам государства, т.к. займы в данном случае выступают как дополнительные источники дохода. Особому вниманию в любой стране подвергается тема бюджетного дефицита, который влечет за собой последствия в виде государственного долга. К государственному долгу РФ относят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами. Из этого вытекает вывод о том, что существует два основных типа государственного долга, которые уже были упомянуты выше: внешний и внутренний. Существует еще одна классификация государственного долга: капитальный (вид долга, включающий в себя сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства и начисленные проценты, которые должны быть выплачены по обязательствам) и текущий (вид долга, включающий в себя расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств). Государственный долг обладает такой функцией, как возвратность, т.е. любые займы государства (будь то внутренний или внешний долг) должны быть возвращены. На возврат может даваться определенное время (это зависит от условий займа) либо же временные рамки могут быть не определены. В этом случае долг возвращается по мере возможности государства. Взятые государством займы в руках публичной власти становятся дополнительными финансовыми ресурсами, которые распределяются в соответствии с приоритетами, расставленными страной. Некоторые экономисты считают, что умеренный государственный долг – вполне нормальное явление для страны, так как не влечет за собой серьезных социально – экономических последствий, и он не приведет к банкротству государства. К тому же, существуют методы погашения государственного долга, что положительно скажется на ситуации внутри страны. Отдельно стоит рассмотреть различия внешнего и внутреннего долга. Внешний государственный долг – задолженность государства перед другими странами, фирмами и компаниями этой страны. Внутренний государственный долг – это задолженности государства внутри страны (так же фирмам, компаниям учреждениям). Но что внутренний, что внешний долги государства имеют негативные последствия и сильно ударяют по экономике страны, потому что государство должно отдать долг с начисленными процентами, что в разы увеличивает первоначальную сумму займа. Иногда страна – кредитор согласна получать выплаты за счет поступления от страны – заемщика различных ресурсов и оказания услуг в разных отраслевых сферах. Важно помнить, что существует прямая связь между понятиями государственный долг и государственный бюджет, так как они взаимосвязаны между собой, потому что государственные займы покрывают бюджетный дефицит. Сущность любого государственного долга одна – нехватка средств на покрытие всех необходимых обязательных социальных, военных, научно – технических и прочих нужд. Государственный долг в национальной валюте – это базовый финансовый инструмент для любой страны мира. Он играет ведущую роль в работе финансовых рынков, активно используется центральными банками в денежно-кредитной политике, а также в банковском и финансовом регулировании. Эта роль условно называется ролью безрискового ликвидного актива. Ставки по остальным, более рисковым активам обычно рассчитываются с учетом надбавки за риск к стоимости государственного долга. И в отличие от краткосрочных процентных ставок, которые регулируются центральными банками, долгосрочные ставки в экономике зависят от инфляционных ожиданий и ожиданий относительно устойчивости государственных финансов. Слово «безрисковый» – это ключевое слово, описывающее отношение финансовой системы к государственному долгу. Государственный долг может выполнять все эти функции только в том случае, когда в средне- и долгосрочной перспективе государственный бюджет является сбалансированным и государство способно обслуживать свои обязательства, не прибегая к дефолтам и печатному станку. При этом, бюджетная дисциплина влияет на способность центрального банка выполнять функцию экономического и финансового стабилизатора в условиях экономических шоков. Российская и международная история дает тому массу примеров. Образцом того, как продуманная бюджетная политика позволила сохранить стабильность национальной валюты, не увеличивать налоги и стабилизировать долг в процентах ВВП на приемлемых для рынка уровнях, являлась политика России в период между концом XIX века и началом Первой мировой войны. Тогда, несмотря на проигранную войну с Японией и революционные потрясения, сохранялся устойчивый экономический рост. (И наоборот, неконтролируемый рост бюджетного дефицита и, по сути, развал государственных финансов в годы Первой мировой войны привел к развалу экономики и стал спусковым крючком для революционных потрясений 1917 года.). Перейдем к более современным примерам. Собственно развитие так называемых emerging markets, то есть финансовых рынков развивающихся стран, началось после стабилизации государственных бюджетов и снижения инфляции. Неуверенность рынка в бюджетной стабильности может привести к потрясениям на финансовом и валютном рынках. Примером может служить и ситуация в Бразилии в последние месяцы, и российский кризис 1998 года. Более того, сомнения рынка в последовательности политики Центрального банка и нашем исследовании заявленным целям, которые мы ощущали в 2014 году и в меньшей степени в 2015 году, тоже были связаны с бюджетом. Ведь все теории курса рубля, привязанного к определенной рублевой цене на нефть, были порождены именно соображениями бюджетной сбалансированности и опасениями, что центральный банк будет специально генерировать инфляцию для финансирования бюджетных обязательств. То есть Банк России подозревали в том, что он будем готов поступиться инфляционным таргетированием ради наполнения бюджета. У Банка России ушло много месяцев на то, чтобы убедить рынок в обратном. Есть ли у России потенциал для наращивания государственного долга? Теоретически есть, ведь наша страна является страной с одним из самых низких уровней государственного долга. И в связи с этим развитие рынка государственного долга могло бы способствовать развитию финансовой системы в целом. Но в любом случае мы исходим из консервативных оценок максимально возможной долговой нагрузки на российскую экономику, которая не угрожает макроэкономической стабильности, скажем, не более 25–30% ВВП. Во всяком случае, примеры из российской истории показывают, что реальные процентные ставки, которые российский бюджет вынужден платить в случае превышения государственным долгом планки в 35–40%, становились запредельными и вели к быстрому раскручиванию долговой спирали. К негативным последствиям роста государственного долга можно отнести также эффект вытеснения государством корпоративных и частных заемщиков. Так, к примеру, размер максимально возможного уровня долговой нагрузки выше в тех странах, в которых наблюдается устойчиво низкая инфляция и устойчиво низкие инфляционные ожидания. В таких странах ниже долгосрочные реальные процентные ставки, а значит, выше пределы долговой нагрузки. Это еще одно проявление взаимозависимости бюджетной и денежно-кредитной политики: чем успешнее центральный банк с точки зрения обеспечения устойчивой ценовой стабильности, тем больше возможность маневра у Правительства с точки зрения наращивания дефицита бюджета и государственного долга в целях проведения контрциклической политики. То есть, на самом деле такого выбора, хорош или плох госдолг, – нет. Любое лекарство может быть смертельным или, как минимум, ядовитым в больших дозах. Точно так же и государственный долг: из базы для развития финансовой системы он легко может превратиться в ее могильщика. И это одно из соображений, которое не может не учитываться при формировании бюджетной политики. При оценке того, насколько велик потенциал развития долгового рынка в России, нельзя не принимать во внимание несколько значимых факторов риска. Первый – это разного рода забалансовые бюджетные обязательства, явные и скрытые. История с ВЭБом показывает, что они могут быть весьма значительными. По этой же причине недостаточно балансировать только федеральный бюджет и не учитывать накопление долгов регионами. Также нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как старение населения и необходимость финансировать растущие затраты на пенсионное обеспечение в перспективе следующих 5–10 лет. Второй фактор – это высокая неопределенность ситуации на глобальных сырьевых рынках, прежде всего рынке нефти. Это еще один аргумент в пользу использования достаточно консервативных сценариев. Наконец, есть проблема неопределенности относительно длительности периода низких цен на нефть. Ведь общий объем макроэкономически стабильной долговой нагрузки, к сожалению, является величиной абсолютной, не зависящей от длины периода, в течение которого долговая нагрузка накапливается. При этом неспособность дать рынку внятную стратегию бюджетной политики в будущем способно дестабилизировать рынки уже сейчас. Хорош или плох госдолг – это, как мы отметили выше, в некотором смысле мнимый вопрос. Такой же мнимый вопрос - это выбор между финансовой стабильностью и экономическим ростом. И Центральный банк, и Минфин периодически получают порядочные порции критики за то, что соответственно денежно-кредитная и бюджетная политики сконцентрированы на проблеме финансовой стабильности в ущерб экономическому росту. В действительности без финансовой стабильности не будет и экономического роста. А стабильный бюджет – основа финансовой стабильности. Рисковать деньгами, в том числе бюджетными, можно на микроуровне, на уровне небольших конкретных проектов. Рисковать на макроуровне – это рисковать экономическим ростом и социальной стабильностью. Важный вопрос – как финансировать дефицит: за счет резервов или за счет долга. Строго говоря, и то и другое ведет к росту чистого долга (за вычетом резервов), а значит, и к накоплению долговой нагрузки. Поэтому и этот выбор в значительной степени является мнимым. Тем не менее, поскольку риски на сырьевых рынках высоки, на наш взгляд, приоритет в текущей ситуации должен отдаваться долговому финансированию и сохранению резервов на случай реализации более сложных сценариев, когда доступ к долговому финансированию будет еще более затруднен. Более того, наличие определенного запаса резервов, безусловно, является страховкой с точки зрения рынка и несколько упрощает доступ к долговому финансированию. И еще несколько слов о том, как в условиях жесткой ДКП и бюджетной политики, осторожного наращивания госдолга все-таки выйти на траекторию уверенного экономического роста. Весь вопрос не в объеме, а в структуре бюджетных расходов и использовании потенциала структурных реформ. Внешняя ситуация подталкивает экономику к структурным изменениям, и продуманная политика структурных реформ может ускорить этот процесс и сделать его менее болезненным. При этом опираться надо на те отрасли, которые стали в текущей ситуации конкурентоспособными без государственной поддержки, только они смогут стать действенным локомотивом развития в условиях новой реальности. Как часто бывает, основной способ помочь бизнесу в текущих условиях – это не мешать ему. А дефицитные ресурсы государственной поддержки необходимо сконцентрировать на помощи наиболее уязвимым слоям населения, а также на развитии инфраструктуры и человеческого капитала. Повышенная волатильность на развивающихся рынках, а также публикация в США серии законопроектов об антироссийских санкциях привели к некоторому ухудшению привлекательности российских активов для иностранных инвесторов и росту премии за риск. В результате в 2018 году портфель ОФЗ нерезидентов снизился почти на 20%, а их доля на рынке ОФЗ сократилась с 33,1 до 24,4%. Наибольшая интенсивность выхода наблюдалась в ответ на апрельские санкции и сворачивание иностранными инвесторами стратегии керри-трейд в июне. Аналогичные тенденции, связанные с оттоком иностранного капитала, наблюдались в сегменте еврооблигаций Российской Федерации. Помимо увеличения внутреннего федерального долга за счет положительного чистого размещения ОФЗ, произошло увеличение внешнего долга в рублевом выражении за счет курсовой переоценки. Вместе с тем уровень совокупного государственного долга к ВВП остается устойчивым и не превышает уровень конца 2014 года (около 15—16% ВВП). Достаточно сложной будет бюджетная политика России в связи с охватившей мир пандемией. Как и в случае с падением Берлинской стены или крахом Lehman Brothers, пандемия коронавируса потрясла саму основу мироздания, приведя к многочисленным последствиям, которые мы только начинаем осознавать. Однако одно можно сказать наверняка: коронавирус не только изменил жизни, внёс хаос в работу мирового финансового рынка и показал реальный уровень компетенции (или её отсутствие) правительств, но и в будущем приведёт к тектоническим сдвигам на мировой арене. Мир станет менее открытым, процветающим и свободным. Пандемия усилит государства и укрепит националистические настроения. Правительства всех типов пойдут на экстренные меры для борьбы с кризисом, и многие не захотят расставаться с новыми полномочиями по окончанию кризиса. Кроме того, COVID-19 ускорит переход власти и влиянии с Запада на Восток. Южная Корея и Сингапур отреагировали на коронавирус образцово, в то время как Китай допустил ошибки лишь на ранних стадиях. Значительно пострадала и экономика России. 1.2 Государственные гарантии В настоящее время стагнация российской экономики, низкие темпы роста ВВП страны, практически нулевая динамика промышленного производство сопровождаются отрицательными инвестициями, что практически сводит на нет все попытки к переходу на инновационный путь развития страны. В условиях стагнирующей экономики, большое значение приобретает государственная поддержка экономики страны, особенно поддержка инвестиционного, высокотехнологичного ее сектора. Одним из ключевых инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности в России являются государственные гарантии. Введем понятие государственных гарантий. Государственная или муниципальная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром. В современных условиях механизм предоставления государственных гарантий должен быть направлен на обеспечение условий модернизации экономики Российской Федерации; поддержку экономически состоятельных инвестиционных проектов, имеющих бюджетный и социальный эффект; усиление конкурсного отбора претендентов на их получение; повышение ответственности получателей государственной гарантии; установление платности государственной гарантийной поддержки. Во взаимодействии поставщиков и потребителей, особенно находящихся в разных странах, государство нередко выступает гарантом по платежам покупателя товаров. Если он оказывается неплатежеспособным к моменту платежа, по его долгам рассчитывается государство. Соответственно оно должно планировать гарантийные обязательства и оформлять их соглашениями с получателем товаров и с поставщиком. При рассмотрении проекта закона о бюджете на очередной год наряду с программами государственных внутренних и внешних заимствований, предоставления кредитов иностранным государствам детально обсуждается вопрос о предоставлении государственных и муниципальных гарантий. Правовой базой использования государственных и муниципальных гарантий является ГК РФ и ст. 115–117 БК РФ. Как отмечалось выше, долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий и быть представлены в виде определенного объема обязательств по государственным гарантиям. Государственные гарантии, как правило, предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним кредиторам. В этом случае речь идет о гарантированных займах и кредитах. По гарантированным заимствованиям государство несет финансовую ответственность в полной мере только в случае неплатежеспособности заемщика. Статья 115 БК РФ определяет государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого государство-гарант письменно обязуется отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами (полностью или частично). Государство-гарант обязано при известных обстоятельствах исполнить обязательство фактического заемщика перед кредитором. Следовательно, гарант несет ответственность по долгам заемщика, если возникает ситуация, при которой заемщик оказывается неплатежеспособным. Однако в любом случае заемщик сам несет ответственность по своим обязательствам, в том числе ответственность перед гарантом в виде процентов. Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти соответствующих уровней – с анализом финансового состояния принципала или без такого анализа. Федеральным законом, законом субъекта РФ, решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий соответственно. БК РФ регламентирует порядок разработки и утверждения программ государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте. Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ представляет собой перечень подлежащих предоставлению и исполнению соответствующих государственных гарантий на очередной финансовый год и плановый период. Должна быть отдельно предусмотрена каждая гарантия (с указанием принципала по каждой гарантии), величина которой превышает: 1 млрд руб. – для государственных гарантий Российской Федерации; 10 млн руб. – для государственных гарантий субъекта РФ; 100 тыс. руб. – для муниципальных гарантий. Предоставленные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе соответственно программы государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ. В программе государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте должна быть отдельно предусмотрена каждая гарантия, величина которой превышает сумму, эквивалентную 50 млн долл. Указанные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте. Программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В программе отмечается, что государственные гарантии Российской Федерации предоставляются для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг). Далее дается исчерпывающий перечень подлежащих предоставлению государственных гарантий Российской Федерации в данном году в млн долл. Государственные гарантии Российской Федерации по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций, также предусматриваются законом о федеральном бюджете на очередной год в соответствии с БК РФ. Как правило, гарантии предоставляются на конкурсной основе, а ответственность гаранта и заемщика – субсидиарная. В мировой практике государственные гарантии являются мощным фактором поддержки экспорта и укрепления конкурентных позиций на мировых рынках. Китай ежегодно тратит на поддержку своего экспорта около 7% бюджетных средств, Чехия – около 2,5, Словакия – 2,3, а Россия – только 0,6%. Германия предоставляет гарантии до 2,9% от экспорта, США – до 2, Польша – до 3,8%. В России все шире практикуется предоставление гарантий по кредитам, связанным с экспортом высокотехнологичной наукоемкой продукции военно-промышленного комплекса, что не могло не способствовать росту экспорта военной техники и оружия. Портфель заказов составляет около 35 млрд долл. В результате разрушения СССР годовые поставки военной техники были сокращены с 22 до 1,7 млрд долл. Однако сейчас идет процесс восстановления объема экспорта военной техники и оружия. Уместно заметить, что и внешние кредиты ряду стран предоставляются Россией для закупок российской военной техники. Например, Индонезии был предоставлен крупный кредит для закупки российской военной техники. В валюте РФ государственные гарантии возрастают по заимствованиям "Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию" (АИЖК) в целях создания на земельных участках инженерной инфраструктуры для жилищного строительства, по кредитам, получаемым стратегическими предприятиями оборонного комплекса, а также по кредитам на инвестиционные цели для юридических лиц, находящихся на территории Чеченской
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 67 страниц
1675 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 51 страница
1275 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 85 страниц
1150 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 60 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg