Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Бюджет субъекта федерации как основа реализации социально-экономической политики региона

cool_lady 504 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Цель исследования: дать характеристику основных параметров участия бюджета субъекта федерации (на примере Республики Татарстан) в социально-экономическом развитии региона. Задачи исследования: - изучить сущность и функции бюджета субъекта федерации; - классифицировать доходы бюджета субъекта федерации; - классифицировать расходы бюджета субъекта федерации; - проанализировать роль бюджета субъекта РФ в развитии экономики региона; - проанализировать роль бюджета субъекта РФ в реализации социальной политики региона. Объект исследования: расходы бюджетов субъектов Российской Федерации как инструмент финансирования политики социально-экономического развития. Предмет исследования: роль бюджета Республики Татарстан в реализации социальной и экономической политики. Эмпирическая база исследования включает в себя нормативно-правовые акты (регламентирующие состояние бюджетного процесса в масштабах Российской Федерации и в частности – на уровне Республики Татарстан, включая законы об исполнении бюджета, кодексы); статистические сборники и аналитические материалы о состоянии бюджетной сферы Республики Татарстан (в том числе – материалы Министерства финансов республики), материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет и т.п.). Теоретическую базу исследования формируют учебники, монографии, материалы периодических изданий, посвященные изучению особенностей государственного бюджетного устройства, современного состояния бюджетного устройства Российской Федерации. Методологическая основа исследования представлена общенаучными и частно научными методами: анализа, синтеза, индукции, обобщения, анализа источников, экспертной оценки, а также методов статистического анализа. Структура курсовой работы включает в себя введение, главы основной части, заключение, список использованной литературы. Основная часть работы разделена на две главы. Первая глава работы посвящена изучению теоретических основ управления бюджетами субъекта федерации как основой реализации социально-экономической политики региона. Вторая глава работы носит аналитический характер и посвящена изучению роли бюджетов субъекта федерации на примере Республики Татарстан в реализации социальной и экономической политики.
Введение

Актуальность выбранной темы обуславливается существенно возросшими угрозами в бюджетной сфере Российской Федерации на фоне ухудшающейся ситуации в системе межбюджетных отношений (в частности – роста числа регионов – реципиентов межбюджетных трансфертов). Дополнительным свидетельством актуальности выбранной темы является признаваемое многими авторами снижение возможностей федерального бюджета в сфере помощи бюджетам нижестоящего уровня . В подобных условиях, с одной стороны, возрастают требования к использованию расходов бюджетов субъектов федерации как инструмента финансирования социально-экономической политики, а, с другой, ограничивается потенциал расходной части бюджетов. В работе на примере бюджета Республики Татарстан дается характеристика участия бюджета субъекта федерации в решении задач социально-экономического развития региона.
Содержание

Введение 3 1. Бюджет субъекта федерации как основа реализации социально-экономической политики региона 4 1.1. Сущность и функции бюджета субъекта РФ 4 1.2. Доходы бюджета субъекта Федерации ………………………………….10 1.3. Расходы бюджета субъекта федерации 15 2. Роль бюджетов субъекта РФ в реализации социальной и экономической политики 21 2.1. Роль бюджета субъекта РФ в развитии экономики региона 21 2.2. Роль бюджета субъекта РФ в реализации социальной политики региона 28 Заключение 34 Список использованных источников 37 Приложение 42
Список литературы

Отрывок из работы

1. БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА 1.1. Сущность и функции бюджета субъекта РФ В общем понимании под бюджетом понимается: схема доходов и расходов определённого лица, устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ бюджет рассматривается как «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» ,. Таким образом можно обозначить определение бюджета субъекта РФ. Бюджет субъекта Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения финансового обеспечения задач и функций соответствующего субъекта РФ. Выделение из общей совокупности бюджетов государства непосредственно бюджета субъекта федерации возможно лишь в рамках федеративной формы государственного устройства (и как ее производной – бюджетного федерализма). Схема устройства бюджетной системы РФ в сопоставлении с бюджетной системой унитарного государства приведена на рис. 1. Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализа данного понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма. Рис. 1. Место бюджета субъекта федерации в системе бюджетного устройства Российской Федерации Источник: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Финансовое право: Конспекты лекций и схемы: Учеб. пособие.— 2-е изд. — М.: Дело, 2008. – С. 124 Структура бюджетного устройства Российской Федерации может быть представлена в виде совокупности бюджетов различного уровня и различной правовой формы : ? федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; ? бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; ? местные бюджеты. Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение функционирования социальной и частично производственной инфраструктуры. Региональный бюджет – особая форма образования и расходования денежных средств для обеспечения финансирования экономического и социального развития территории в пределах компетенции государственных и муниципальных органов управления. По своей природе бюджет субъекта федерации относится к государственным финансам. Государственные финансы представляют собой форму организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство (к примеру, в лице органов государственной власти, распорядителей бюджетных средств). Государственные финансы выступают элементом системы более высокого уровня – финансовой системы. Финансовая система может быть представлена в виде совокупности сфер (централизованных и децентрализованных финансов), звеньев (государственного бюджета, государственных внебюджетных целевых фондов, государственного кредита, страхового фонда государства и фондового рынка, финансов коммерческих и некоммерческих организаций) . Принципы функционирования государственных финансов включают в себя: гласность, самостоятельность бюджетов, единство бюджетной системы РФ, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, сбалансированность бюджета, общее покрытие расходов бюджетов. Как видим, одним из принципов бюджетного устройства РФ является разграничение доходов между уровнями бюджетной системы РФ: федеральным, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами. Региональный бюджет, являясь одним из основных инструментов перераспределения национального дохода, созданного субъектом РФ, осуществляет регулирование территориальных пропорций общественного воспроизводства, прежде всего в части установления равновесия между величиной созданного продукта и объемом конечного потребления территории, обеспечивая необходимый уровень доступности региональных благ. Экономическая сущность бюджетов субъектов Федерации проявляется в следующих их функциях . 1. Закрепление определенного порядка движения налогово-бюджетных потоков по уровням территориальной организации государства (направления этих потоков, пропорций их разделения, целевое назначение и так далее) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений. 2. Аккумулирование (в соответствии с вышеуказанными порядком и процедурами и использование в общерегиональных целях) средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджеты полностью или частично (таково, например, большинство рентных налогов). Часть средств, аккумулируемых в федеральном бюджете перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу территориальных (региональных и местных) бюджетов (например, дотации, субвенции и субсидии). 3. Обеспечение денежными средствами выполнения региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от влияния федерального уровня. 4. Создание основы для самообеспечения внутрирегиональных социальных программ, то есть бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализация его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетов, достигает четверти к сумме доходов населения России (за вычетом налогов). 5. Содействие формированию инфраструктурного каркаса территории (отрасли «регионального хозяйства», региональные дороги и транспорт, и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей. 6. Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории. 7. Создание условий для деловой активности населения и проведения структурных преобразований, в целях повышения инвестиционной привлекательности региона. Одной из значимых функций бюджета субъекта федерации можно назвать функцию консолидации финансовых ресурсов и последующего направления их на решение задач социально-экономического развития территорий в границах субъекта федерации. Общероссийской тенденцией является поступательное усиление роли федерального бюджета, который через механизм межбюджетных отношений участвует в решении задач поддержки регионов с относительно низким уровнем социально-экономического развития. Схожая ситуация наблюдается и в отдельных субъектах федерации. К примеру, в Республике Татарстан в 2015-2018 гг. наблюдается рост доли республиканского бюджета в составе консолидированного бюджета региона. Этот рост отдельные авторы связывают с растущей необходимостью финансирования программ социально-экономического развития именно на уровне субъекта федерации . Роль региональных бюджетов субъектов Российской Федерации в экономическом и социальном развитии заключается в следующем. Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов Российской Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в чем и заключается главная роль региональных бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Федерации. Во-вторых, формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, организаций культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства. В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и другие. В-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы. Таким образом, региональный бюджет - один из главных каналов доведения до населения округа конечных результатов общественного производства на данной территории. Через него общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из бюджета в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, объем продукции и услуги которых также выступают важным компонентом программы повышения народного благосостояния 1.2 Доходы бюджета субъекта федерации Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет доходы бюджета как «поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета» . Доходы бюджета субъекта Российской Федерации можно классифицировать по различным основаниям. как, по социально-экономическому признаку, поступления в бюджет субъекта Российской Федерации можно подразделить на: 1. поступления от государственного сектора экономики, где источником поступления выступает деятельность государственных организаций (например, отчисления от прибыли государственных предприятий), а также имущество, находящееся в составе казны субъекта Российской Федерации. В данном случае движение денежных средств осуществляется в рамках собственности субъекта Российской Федерации; 2. поступления от негосударственных организаций и граждан, где поступления образуются за счет обращения частной собственности в государственную. Движение денежных средств от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации сопровождается сменой формы собственности . Взимание доходов в бюджет позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет: налоговых доходов; неналоговых доходов; иных поступлений. В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации . К региональным налогам, в соответствии со ст. 14 Налогового Кодекса Российской Федерации, относятся: 1. налог на имущество организаций; 2. налог на игорный бизнес; 3. транспортный налог. Стоит отметить, что в бюджет Субъекта Российской Федерации вышеуказанные региональные доходы зачисляются по нормативу 100%. Помимо этого в бюджет Субъекта РФ зачисляются следующие Федеральные налоги: ? налог на доходы физических лиц - по нормативу 85%; ? налог на прибыль организаций - по нормативу 100% (по ставке 17% в 2017-2024гг.); ? акцизов на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья - по нормативу 100 %; ? акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 100 %; ? акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 88 %; ? налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 %; ? налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 %; ? налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 %; ? сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 %; ? сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 %. Так же в бюджет субъекта поступают налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами: ? налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, - по нормативу 100 %; ? регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 % . Неналоговые доходы бюджета субъекта Российской Федерации формируются за счет: ? доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации - по нормативу 100 %; ? доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в собственности субъектов Российской Федерации - по нормативу 100%; ? доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Российской Федерации – по нормативу 100%; ? платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 %; ? платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда по нормативу 100%; ? доходов от продажи земельных участков и передачи их в аренду, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не более 50 %; ? доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками - по нормативу не более 50 %; ? платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 %; ? регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами на территории Российской Федерации - по нормативу 60 %; ? др. неналоговые платежи . К безвозмездным и безвозвратным перечислениям в соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ относятся перечисления в виде: ? дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; ? субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); ? субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ; ? иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; ? безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования . На рисунке 1 изображена структура доходов бюджета Республики Татарстан за 2019 год.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 30 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Экономика, 25 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Экономика, 42 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Экономика, 43 страницы
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg