Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Основные аспекты противодействия коррупции и стандарты антикоррупционного поведения (криминологический аспект)

cool_lady 2525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Целью диссертационного исследования является комплексный анализ основных криминологических аспектов коррупционной преступности и выработка конкретных предложений по борьбе с этим явлением, а также рассмотрение стандартов антикоррупционного поведения. В соответствии с поставленной целью определен круг взаимосвязанных задач, решение которых составляет основу диссертационного исследования: ? рассмотреть особенности, сущность и социальный аспект коррупции; ? исследовать особенности личности преступника, совершающего коррупционные преступления; ? проанализировать причины, условия существования и развития коррупционных преступлений; ? рассмотреть организационно-правовой механизм противодействия коррупции в Российской Федерации; ? изучить систему противодействия коррупции в Иркутской области; ? рассмотреть понятие, значение и особенности применения антикоррупционных стандартов; ? проанализировать механизм формирования стандартов антикоррупционного поведения. Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением противодействия коррупции в России, а также в сфере разработки и использования стандартов антикоррупционного поведения. Предмет исследования составляют криминологические аспекты формирования и реализации антикоррупционной политики в России в контексте изучения ее закономерностей и особенностей, нормативные правовые акты федерального и регионального значения (на примере Иркутской области), регулирующие способы противодействия коррупции, а также правоприменительная практика и доктринальные исследования. Методологической основой исследования служат основополагающие общефилософские методы познания, системный и структурный подходы к исследованию. Разработка темы диссертации потребовала применения многопрофильной методики. Использовались общенаучные (анализ, синтез, абстрагирование, дедукция и индукция) и частнонаучные методы, в том числе исторический, социологический, формально-юридический, описательно-аналитический, системно-структурный, статистический методы анализа и объяснения социальных и правовых явлений, а также иные частнонаучные методы и приемы исследования: экспертная оценка, аналогия, наблюдение. Теоретическая основа исследования представлена в трудах следующих ученых: Г.А. Аванесов, Д.И. Аминов, Б.В. Волженкин, B.Л. Васильев, Г.И. Гальперин, JI.Д. Гаухман, В.В. Голубев, А.И. Долгова, C.В. Дьяков, П.А. Кабанов, Д.А. Карвер, JI.М. Колодкин, В.С. Комиссаров, В.И. Кригер, В.П. Кувалдин, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.В. Куракин, Н.А. Лопашенко, В.В. Лунеев, В.А. Наумов, С.В. Максимов, И.Б. Малиновский, Г.М. Миньковский, В.А. Номоконов, В.С. Овчинский, В.Е. Эминов, М.Ф. Гацко, Е.Д. Герцик, Ю.А. Воронин, О.В. Ванновская, Э.С. Ахъядов, М.В. Баранчикова, Ю.Л. Беляева, Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов, Г.М. Аглямова, Н.И. Гетман, И.Б. Григорьев, С.Д. Гринько, П.П. Елисов, В.В. Качалов, Е.А. Маслакова, Е.И. Коровин, Ю.П. Гармаев, Д.А. Степаненко, Р.А. Степаненко и др. Нормативная основа исследования представлена федеральным и региональным законодательством Иркутской области, подзаконными нормативно-правовыми актами (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ), ведомственными нормативными актами, судебной практикой. Эмпирическая основа исследования составляют статистические данные Следственного комитета России, а также МВД России о коррупционных преступлениях, а также другие показатели деятельности правоохранительных органов в этой сфере. В ходе подготовки работы автором собраны материалы об организации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и её преступными проявлениями. Научная новизна исследования предопределяется выбором темы исследования, а также намеченными целями и задачами и заключается в том, что на монографическом уровне предпринято комплексное криминологическое и уголовно-правовое исследование коррупционной деятельности и стандартов антикоррупционного поведения. Сформулирован ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства и антикоррупционной политики России. Исследование носит комплексный и системный характер, охватывает большой спектр проблем, связанных с коррупцией и коррупционной деятельностью. Кроме того, научная новизна нашла свое выражение в положениях, выносимых на защиту: 1. По мнению автора, определение коррупции, данное в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует изложить в следующей редакции: «в целях настоящего закона под коррупцией понимаются любые противоправные действия и (или) бездействия, которые связаны с использованием должностных или служебных полномочий с целью получения материальных и (или) нематериальных преимуществ, как для себя, так и в пользу третьих лиц, равно как и обещание, предложение или предоставление государственному служащему или должностному лицу лично или с помощью посредников каких-либо материальных или нематериальных преимуществ с тем, чтобы это лицо совершило противоправные действия и (или) бездействия, которые связаны с использованием своих должностных или служебных полномочий с целью получения материальных и (или) нематериальных преимуществ, как для себя, так и в пользу третьих лиц». Представляется, что данное определение наиболее точно и полно раскрывает понятие коррупции и факт того, что лица, которые злоупотребляют властными полномочиями и служебным положением, помимо корыстных (материальных) могут иметь еще и иные цели – нематериальные. 2. Анализ уголовных дел и статистических данных по преступлениям коррупционной направленности позволяет выделить некоторые особенности соответствующих правонарушителей. С точки зрения демографических характеристик, абсолютное большинство преступлений коррупционной направленности совершается мужчинами, что закономерно вытекает из ситуации преобладания мужчин в системе управления. Основную возрастную группу по рассматриваемым преступлениям образуют лица 35-40 лет, далее следует группа лиц в возрасте 41-50 лет. Соответственно, преступления коррупционной направленности совершаются людьми достаточно зрелого возраста, обладающими определенным жизненным опытом, трудовым стажем, а также достигшими определенного уровня профессионального развития и занимающими определенные управленческие должности. 3. Диссертант полагает, что личности коррупционного преступника свойственен и сравнительно более высокий уровень образованности по отношению к субъектам ряда иных преступлений. Так, подавляющее большинство коррупционных преступников имеют высшее образование, что объясняется необходимостью комплектации управленческого аппарата квалифицированными кадрами. 4. Анализ преступных черт позволяет сделать вывод о том, что личность коррупционера существенно отличается от личности других преступников, а также утверждать, что изучение личности коррупционера должно выходить за рамки традиционных общих подходов к пониманию личности преступника, активно распространяясь в область социальной и юридической психологии. 5. Проанализированные психологические признаки личности преступника, совершающего коррупционные преступления, позволяют представить его психологический портрет. К таковым относятся: импульсивный тип реагирования; стремление к роскоши; неосознанная мотивация; осмысление жизни через приобретение материальных благ; низкий уровень удовлетворенности жизнью; негативное отношение к себе; неадекватная самооценка. 6. Анализируя статистику коррупционных преступлений в сфере государственной власти, автор пришел к выводу, что лица, совершающие коррупционные преступления, отличаются по должностному, служебному положению. По исследованным нами уголовным делам лицами, совершающими коррупционные преступления, в основном были признаны должностные лица высшего руководящего звена. По нашему мнению, собственно такие субъекты располагают должностными, служебными полномочиями, которые позволяют совершать коррупционные преступления. Должностные лица среднего звена государственной службы иногда могут быть самостоятельными субъектами преступлений коррупционной направленности, но зачастую выступают в качестве соучастников. 7. Антикоррупционный стандарт в системе государственной службы можно определить как документ, представляющий собой наиболее оптимальный типовой образец противодействия коррупции, ориентированный на деятельность государственных служащих, содержащий причинные комплексы коррупции и применение которого направлено на искоренение, снижение коррупции, а также минимизации причиняемого посредством коррупции ущерба. Автор отмечает, что антикоррупционные стандарты необходимо различать по уровню и аспекту, при этом процесс разработки антикоррупционных стандартов должен осуществляться с учетом соблюдения научных подходов теории стандартизации. Представляется, что на федеральном уровне необходимо разработать типовую форму антикоррупционного стандарта для государственных служащих, что позволит подвести к единому знаменателю содержание антикоррупционного поведения служащих. Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация структурирована в соответствии с поставленными целью и задачами исследования и включает введение, три главы, семь параграфов, заключение и список использованной литературы.
Введение

Актуальность исследования. Коррупция как социально-правовое явление современной действительности представляет реальную угрозу национальной безопасности, нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам и свободам человека и гражданина, социальной справедливости. Постоянно видоизменяясь и трансформируясь, коррупция способствует снижению доверия населения к государству, властным структурам общества, тормозит социально-экономическое развитие, ослабляет правопорядок в стране в целом. Кроме того, губительные последствия коррупционных проявлений непосредственно угрожают престижу страны на международной арене, прямо или косвенно сказываются на жизнедеятельности каждого гражданина Российской Федерации. Помимо экономических потерь коррупция вызывает падение качества жизни граждан, а также оказывает негативное воздействие на эффективность работы органов власти, путем снижения управляемости обществом, государством, ухудшая геополитическое положение страны либо, разрушая при этом государство как суверенную единицу. Высокая степень латентности коррупции, её возможность изменяться по отношению к социальным, экономическим, политическим и иным условиям жизни общества и государства. Согласно данным портала Transparency International на 2019 год Россия занимает 137-е место из 180-ти. В последние годы положение России в индекс восприятия коррупции остается стабильным. С 2015 по 2017 она набирала по 29 баллов, в 2018 году потеряла один балл, и в 2019 показатель остался неизменным. Более значительные изменения наблюдались в положении России в рейтинге: в 2015 ? 119-е, в 2016 ? 131-е, в 2017 ? 135-е, в 2018 ? 138-е. Эти колебания связаны не только с переменами в рейтинге других стран и с включением или исключением некоторых стран из индекса, но и с тем, что системное противодействие коррупции подменялось точечными уголовными делами, существующие антикоррупционные инструменты не развивались, а Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию по-прежнему не ратифицирована Россией. Сложившаяся ситуация требует формирования понятийного аппарата в этой сфере криминологического знания, уяснения сущности коррупции, специального криминологического анализа её причинности и детерминации, её криминологических характеристик, определения основных проблем борьбы с нею и наиболее оптимальных путей их разрешения, разработки комплекса мер предупреждения коррупции в современной России, а также рассмотрение механизмов формирования стандартов антикоррупционного поведения на примере правоохранительных органов. Одним из важных направлений деятельности органов государственной власти в сфере противодействия коррупции является введение антикоррупционных стандартов в системе органов власти. При этом, отсутствие единых антикоррупционных стандартов является одной из причин противоречивых подходов, применяемых к определению и внедрению данных стандартов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне. В связи с чем, актуальнейшей проблемой настоящего времени является разработка и нормативно-правовое закрепление антикоррупционных стандартов в системе органов власти, имеющих своей целью повышение эффективности борьбы с коррупцией. Указанные обстоятельства в совокупности и определяют актуальность и причины выбора темы исследования. Степень научной разработанности темы исследования. С середины 80-х годов прошлого века коррупция, вопросы борьбы с нею и отдельными коррупционными преступлениями стали предметом исследования ученых-криминологов, а также специалистов в области уголовного права и процесса. Значительный вклад в исследование коррупции и её различных видов внесли такие ученые как: Г.А. Аванесов, Д.И. Аминов, Б.В. Волженкин, B.Л. Васильев, Г.И. Гальперин, JI.Д. Гаухман, В.В. Голубев, А.И. Долгова, C.В. Дьяков, П.А. Кабанов, Д.А. Карвер, JI.М. Колодкин, В.С. Комиссаров, В.И. Кригер, В.П. Кувалдин, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.В. Куракин, Н.А. Лопашенко, В.В. Лунеев, В.А. Наумов, С.В. Максимов, И.Б. Малиновский, Г.М. Миньковский, В.А. Номоконов, В.С. Овчинский, В.Е. Эминов, П.С. Яни и др. Начиная с конца 90-х годов XX века к изучению коррупции и её различных аспектов активно подключились специалисты в иных областях права, а также других сфер научных знаний: социологии, экономики, теории управления, философии, математики. Среди современных авторов, занимающимися вопросами криминологических особенностей личности коррупционного преступника, а также изучением и разработкой механизмов формирования стандартов антикоррупционного поведения необходимо отметить М.Ф. Гацко, Е.Д. Герцик, Ю.А. Воронин, О.В. Ванновская, Э.С. Ахъядов, М.В. Баранчикова, Ю.Л. Беляева, Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов, Г.М. Аглямова, Н.И. Гетман, И.Б. Григорьев, С.Д. Гринько, П.П. Елисов, В.В. Качалов, Е.А. Маслакова, Е.И. Коровин, Ю.П. Гармаев, Д.А. Степаненко, Р.А. Степаненко и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 11 1.1. Понятие, сущность и социальный аспект коррупции 11 1.2. Особенности личности преступника, совершающего коррупционные преступления 18 1.3. Причины, условия существования и развития коррупционных преступлений 30 ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 36 2.1. Организационно-правовой механизм противодействия коррупции в Российской Федерации 36 2.2. Система противодействия коррупции в Иркутской области 48 ГЛАВА 3. ПОНЯТИЕ СТАНДАРТОВ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 58 3.1. Антикоррупционные стандарты: значение и применение 58 3.2. Механизмы формирования стандартов антикоррупционного поведения 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
Список литературы

I. Нормативные правовые акты 1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 20. – Ст. 2394. 2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. ? 2006. ? № 26. ? Ст. 2780. 3. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (принята в Стамбуле 21.11. 1997 г.) // Собрание законодательства РФ.– 2012. – № 17. – Ст. 1899. 4. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью–Йорке 15.11. 2000 г. Резолюцией 55/25 на 62–ом пленарном заседании 55–ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11. 2000 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 40. – Ст. 3882. 5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Российская газета. – 1996. – 25 июня. 7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ. ? 2001. ? № 52 (ч. I). ? Ст. 4921. 8. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Российская газета. – 2001. – 09 августа. 9. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Собрание законодательства РФ. ? 2001. ? № 33 (часть I). ? Ст. 3418. 10. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. ? 2004. ? № 31. ? Ст. 3215. 11. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее: федеральный закон от 26.04. 2004 г. № 26–ФЗ // Российская газета. – 2004. – 29 апреля. 12. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. ? 2005. ? № 30 (ч. 1). ? Ст. 3105. 13. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. ? 2006. ? № 12. ? Ст. 1231. 14. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12. 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Российская газета. – 2008. – 30 декабря. 15. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. ? 2011. ? № 30 (ч. 1). ? Ст. 4571. 16. О Следственном комитете Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. ? 2011. ? № 1. ? Ст. 15. 17. О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок: федеральный закон от 01.02. 2012 г. № 3–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 6. – Ст. 622. 18. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. ? 2012. ? № 50 (часть 4). ? Ст. 6953. 19. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) // Собрание законодательства РФ. ? 2013. ? № 14. ? Ст. 1652. 20. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: Федеральный закон от 22.12.2014 № 431-ФЗ // Собрание законодательства РФ. ? 2014. ? № 52 (часть I). ? Ст. 7542. 21. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ // Собрание законодательства РФ. ? 2016. ? № 26 (Часть I). ? Ст. 3851. 22. Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений: Приказ МВД России от 19.04.2010 № 293 (ред. от 05.12.2016) // Российская газета. ? 2010. ? 13 июля. 23. Об организации учета уведомлений об иной оплачиваемой работе: Приказ МВД России от 15.12.2014 № 1110 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-Плюс». 24. О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: Приказ МВД России от 16.12.2016 № 848 (ред. от 11.12.2019) // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-Плюс». 25. Об утверждении Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: Приказ МВД России от 03.05.2017 № 258 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-Плюс». 26. Об утверждении порядка представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Следственном комитете Российской Федерации: Приказ Следственного комитета РФ от 18.05.2011 № 92 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-Плюс». 27. Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области: Закон Иркутской области от 30 декабря 2014 года № 181-ОЗ // Ведомости ЗС Иркутской области. ? 2007. ? № 34. 28. Об отдельных вопросах государственной гражданской службы Иркутской области: Закон Иркутской области от 4 апреля 2008 года № 2-оз // Ведомости ЗС Иркутской области. ? 2008. ? № 41. 29. Об утверждении Положения об уведомлении представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего Иркутской области, представителем нанимателя которого является Губернатор Иркутской области, к совершению коррупционных правонарушений: Указ Губернатора Иркутской области от 6 октября 2009 года № 165/105-уг // Областная. ? 2009. ? 21 октября. 30. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Иркутской области, и государственными гражданскими служащими Иркутской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: Указ Губернатора Иркутской области от 10 ноября 2009 года № 260/200-уг // Областная. ? 2009. ? 25 ноября. 31. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»: Указ Губернатора Иркутской области от 16 сентября 2010 года № 282-уг // Областная. ? 2010. ? 19 ноября. 32. О противодействии коррупции в Иркутской области: Закон Иркутской области от 13 октября 2010 года № 92-ОЗ // Ведомости ЗС Иркутской области. ? 2010. ? № 24. 33. О представлении и проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на замещение государственных должностей Иркутской области, и лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Иркутской области: Закон Иркутской области от 21 июня 2013 года № 46-ОЗ // Ведомости ЗС Иркутской области. ? 2013. ? № 56. 34. Об отдельных вопросах, связанных с принятием решения об осуществлении контроля за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности в Иркутской области, а также расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу данных лиц и их супруг (супругов): Указ Губернатора Иркутской области от 22 октября 2015 года № 267-уг // Областная. ? 2013. ? 20 декабря. 35. Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, их доходам: Закон Иркутской области от 14 января 2014 года № 12-ОЗ // Ведомости ЗС Иркутской области. ? 2014. ? № 6. 36. О проверке достоверности и полноты сведений о расходах государственных гражданских служащих Иркутской области, а также о расходах их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей: Указ Губернатора Иркутской области от 17 марта 2014 года № 66-уг // Областная. ? 2014. ? 28 марта. 37. О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, в связи с утратой доверия: Закон Иркутской области от 30 декабря 2014 года № 181-ОЗ // Ведомости ЗС Иркутской области. ? 2015. ? № 20. 38. О перечне должностей государственной гражданской службы Иркутской области, при замещении которых запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: Указ Губернатора Иркутской области от 5 июня 2015 года № 133-уг // Областная. ? 2015. ? 17 июня. 39. Об утверждении Положения о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Иркутской области, должности государственной гражданской службы Иркутской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: Указ Губернатора Иркутской области от 24 февраля 2016 года № 40-уг // Областная. ? 2016. ? 18 апреля. 40. Об утверждении Плана противодействия коррупции в Иркутской области на 2018?2020 годы: Указ Губернатора Иркутской области от 3 сентября 2018 года № 176-уг // Областная. ? 2018. ? 12 сентября. 41. Об управлении по профилактике коррупционных и иных правонарушений: Указ Губернатора Иркутской области от 28 января 2020 года № 20-уг // Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru. 42. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Иркутской области и их проектов: Постановление Правительства Иркутской области от 12 января 2015 года № 3-пп // Областная. ? 2015. ? 11 февраля. 43. Об утверждении Порядка осуществления антикоррупционного мониторинга исполнительными органами государственной власти Иркутской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области: Постановление Правительства Иркутской области от 11 июля 2017 года № 439-пп // Официальный Интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 44. Основы законодательства об антикоррупционной политике. Модель: Принят на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 22-15 от 15 ноября 2003 г.) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. ? 2004. ? 33. 45. Модельный закон о противодействии коррупции (новая редакция) (Принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением 31-20 на 31-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. ? 2009. ? № 43. ? С. 429-446 II. Основная и специальная литература 46. Абрамовская О.Р., Майоров А.В. Криминологические особенности личности коррупционного преступника / О.Р. Абрамовская, А.В. Майоров // Журнал Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 37 (291). – С. 54-57. 47. Аглямова Г.М. Причины и условия коррупционной преступности в сфере местного самоуправления / Г.М. Аглямова // Журнал Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. ? 2012. ? № 77 (4). ? С. 26-32. 48. Александров А.И. Противодействие коррупции в современной России: уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты / А.И. Александров // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики противодействия коррупции в России и за рубежом: материалы международной научно-практической конференции. ? Омск: Изд-во «Омская юридическая академия», 2017. ? С. 17-22. 49. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника: криминолого-психологическое исследование / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. ? М.: Норма, 2015. ? 368 c. 50. Ардельянова Я.А. Теоретико-методологические подходы к понятию «коррупция» / Я.А. Ардельянова // Идеи и идеалы. – 2013. – № 3. – С. 86-93. 51. Ахъядов Э.С. Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности / Э.С. Ахъядов // Молодой ученый. – 2016. – № 9. – С. 794-796. 52. Баранчикова М.В. Уголовно-правовое противодействие преступлениям коррупционной направленности // Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося российского ученого Николая Сергеевича Алексеева (Москва, 23 октября 2014 года) / М.В. Баранчикова. – М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014. ? С. 145-148. 53. Беляева Ю.Л. Организационно-правовой механизм противодействия коррупции в Европейском Союзе / Ю.Л. Беляева // Московский журнал международного права. ? 2016. ? № 2 (102). ? С. 167. 54. Бобровский А.А., Сучков Р.С. Коррупция как одна из проблем деятельности правоохранительных органов на современном этапе // В сборнике: Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции (Пенза, 23 февраля 2019 г.) / А.А. Бобровский, Р.С. Сучков ? Пенза: Наука и Просвещение, 2019. ? С. 208-212. 55. Ванновская О.В. Личностные детерминанты коррупционного поведения / О.В. Ванновская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. ? 2009 ? №102. ? С. 323-328. 56. Волгин И.Л. Материалы совместного заседания Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации (Москва, 19 мая 2015 г.) / И.Л. Волгин // Право и безопасность. ? 2015. ? № 2. ? С. 9-15. 57. Воронин Ю.А. Коррупционная преступность в системе государственной и муниципальной службы / Ю.А. Воронин // Чиновник. ? 2006. ? № 2 (42). 58. Гармаев Ю.П., Степаненко Д.А., Степаненко Р.А. Особенности расследования преступлений, связанных с посредничеством во взяточничестве и коммерческом подкупе / Ю.П. Гармаев, Д.А. Степаненко, Р.А. Степаненко. ? 2017. ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CMB&n=18486#010550717187090375 (дата обращения: март 2020) 59. Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Клюев А.В. Социологическое исследование уровня восприятия понятия коррупция / И.Н. Гарькин, Л.М. Медведева, А.В. Клюев // Успехи современной науки. – 2017. – № 3. – С. 7-11. 60. Гацко М.Ф. Предупреждение коррупционных рисков в профессиональной деятельности государственных служащих и требования к их служебному поведению. Учебное пособие / М.Ф. Гацко. – Ногинск, 2014. – 88 с. 61. Герцик Е.Д. Криминолого-психологическое исследование личности коррупционера в России // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.) / Е.Д. Герцик. ? Казань: Бук, 2016. ? С. 112-116. 62. Герцик Е.Д. Причины и условия совершения коррупционных преступлений в России // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). ? Казань: Бук, 2016. ? С. 109-112. 63. Гетман Н.И. Коррупция как грипп: все болеют, никто не умирает, но лечение необходимо / Н.И. Гетман // Преодоление коррупции ? главное условие утверждения правового государства. Т. 1 (39) / под ред. Комарова А.И. ? М.: Изд. Дом. «Ра», 2009. ? С. 479-483. 64. Глинкина С.П. Коррупция в России: причины, масштабы, качественные изменения: монография. – М., 2005. – 351 с. 65. Григорьев И.Б. К вопросу о закреплении в ведомственной нормативной правовой базе стандартов антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: тенденции и перспективы / И.Б. Григорьев // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. ? 2018. ? № 1. ? С. 20-23. 66. Григорьев И.Б., Лялякин Ю.А. «Законность» и «безопасность» как государственно-правовые категории в законодательных и иных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов внутренних дел Российской Федерации: монография / И.Б. Григорьев, Ю.А. Лялякин. – М.: Академия управления МВД России, 2018. – 160 c. 67. Гринько С.Д. Состояние и меры противодействия коррупции в правоохранительных органах / С.Д. Гринько // Право и государство: теория и практика. ? 2019. ? № 2 (170). ? С. 106-110. 68. Доклад о реализации мер по противодействию коррупции в Иркутской области в 2019 году. ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://irkobl.ru/authorities/corruption/reports/ (дата обращения: март 2020) 69. Елисов П.П. К вопросу о стандарте антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел / П.П. Елисов // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. ? 2018. ? № 1. ? С. 27-29. 70. Жукова А.С. Особенности законодательного обеспечения противодействия коррупции в субъектах РФ (на примере Забайкальского края, Республики Бурятия, Иркутской области) / А.С. Жукова // Государственная власть и местное самоуправление. ? 2013. ? № 10. ? С. 34-37. 71. Забавко Р.А. Понятие «коррупция» в Российском законодательстве: критический анализ и перспективы совершенствования / Р.А. Забавко // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. ? 2015. ? № 1 (72). ? С. 43-48. 72. Загвязинская О.А. К вопросу о понятии коррупции: криминологический анализ / О.А. Загвязинская // Научный альманах. – 2016. – № 8-1. – С. 358-362. 73. Землин А.И. Актуальные организационно-правовые вопросы противодействия коррупции в Российской Федерации / А.И. Землин // Публичное и частное право. ? 2015. ? № 1 (25). ? С. 211-222. 74. Иванов А.М. Корруптология – правовая наука и учебная дисциплина: путь совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию: монография / А.М. Иванов. – Владивосток: Агентство Время ЛТД, 2002. – 277 с. 75. Иванова М.А. Повышение уровня правосознания граждан и популяризация антикоррупционных стандартов поведения: учебник / М.А. Иванова. ? Оренбург: ОГУ, 2017. ? 513 с. 76. Икрянникова А.С. Понятие и структура личности преступника – соучастника коррупционного преступления (по материалам судебной практики городов Волгограда и Волжского) / А.С. Икрянникова // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2012. – № 3 (22). – С. 49-57. 77. Интернет-газета «Знак». ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://www.znak.com/2019 12 09/skr_opublikoval_statistiku_o_korrupcionerah_na_pervom_meste_policeyskie (дата обращения: март 2020). 78. Кабжанов А.Т. Проблемы определения понятия коррупции / А.Т. Кабжанов // Актуальные проблемы современности. – 2016. – № 3. – С. 32-36. 79. Качалов В.В. Общественная антикоррупционная экспертиза законодательства как элемент системы защиты прав граждан от коррупции / В.В. Качалов // Безопасность бизнеса. ? 2012. ? № 3. ? С. 2-3. 80. Качалов В.В. К вопросу об использовании в России зарубежного опыта правового регулирования уголовной ответственности юридических лиц / В.В. Качалов // Вестник Московского университета МВД России. ? 2014. ? № 10. ? С. 79-81. 81. Качалов В.В., Жилкин М.Г. Противодействие коррупции как одно из основных направлений уголовно-правовой политики / В.В. Качалов, М.Г. Жилкин // В сборнике: Современные проблемы уголовной политики: материалы VI Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. ? Краснодар: Изд-во ФГКОУ ВПО КрУМВД, 2015. ? С. 217-220. 82. Качалов В.В., Маслакова Е.А., Жилкин М.Г. Основные направления уголовно-правовой политики на современном этапе развития России / В.В. Качалов, Е.А. Маслакова, М.Г. Жилкин // Российская юстиция. ? 2015. ? № 2. ? С. 43-45. 83. Касперович Ю.Г. Особенности личности сотрудника ОВД, совершающего преступления коррупционной направленности / Ю.Г. Касперович // Психопедагогика в правоохранительных органах. ? 2013. ? № 1 (52). ? С. 52-55. 84. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. – СПб.: Альфа, 1997. – 352 с. 85. Коновалова О.М. Криминологическая характеристика коррупции / О.М. Коновалова // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 231-233. 86. Коровин Е.И. Современные условия и перспективы развития механизмов противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации / Е.И. Коровин // Современные тенденции развития науки и технологий. ? 2016. ? № 7-5. ? С. 35-40 87. Кочои С.М. Уголовно-правовое противодействие коррупции: пробелы законодательства, проблемы правоприменения / С.М. Кочои / Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). ? 2018. ? № 12. ? С. 88-94 88. Кудинов В.В. Деятельность правоохранительных органов в формировании антикоррупционного правосознания у молодежи / В.В. Кудинов // Современные задачи и формы участия прокуратуры в противодействии коррупции в правоохранительных органах: сборник статей по материалам круглого стола (Москва, 10 марта 2017 г.). – М.: Проспект, 2017. – С. 43-46 89. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник / Под ред. В.Е. Кудрявцева. ? М.: Норма, 2019. ? 368 с. 90. Кузнецова В.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений / В.Ф. Кузнецова // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 1993. – № 1. – С. 21-26. 91. Куликов А.В. Понятие, сущность и меры противодействия коррупции / А.В. Куликов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 2. – С. 13-17. 92. Лаптев Р.А. Понятие и виды коррупции как социального и исторического явления / Р.А. Лаптев // Молодой ученый. – 2014. – № 18. – С. 386-388. 93. Мальцев В.В., Стрилец О.В. Уголовный кодекс Российской Федерации: достижения, проблемы и перспективы / В.В. Мальцев, О.В. Стрилец // Вестник Волгоградской академии МВД России. ? 2013. ? № 4 (27). ? С. 61-70. 94. Мамедов И.А.о. Уголовно-правовые средства противодействия коррупции: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / И.А.о. Мамедов. ? Рязань, 2011. ? 215 с. 95. Марголина Ж.С. О разграничении понятий коррупции и коррупционного поведения / Ж.С. Марголина // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. – 2016. – № 1–2. – С. 78-85. 96. Мартыненко Г.К. Ещё раз к понятию, сущности коррупции и её связи с лоббизмом / Г.К. Мартыненко // Очерки новейшей камералистики. – 2014. – № 1. – С. 45-51. 97. Мартышкин В.Н. Антикоррупционные стандарты поведения: правовые и нравственные аспекты / В.Н. Мартышкин // Юридическая гносеология. ? 2016. ? № 2. ? С. 96-104. 98. Мартышкин В.Н., Гавин А.С. Компетентность судьи – гарантия эффективной защиты личности от необоснованного заключения под стражу / В.Н. Мартышкин, А.С. Гавин // Российское правосудие. ? 2010. ? № 9. ? С. 73-80. 99. Маслов С.А. Криминалистический анализ личности преступника, совершившего должностное преступление коррупционной направленности / С.А. Маслов // Научный журнал Дискурс. – 2017. – № 6 (8). – С. 86-91. 100. Митин А.Н. Механизмы формирования стандартов антикоррупционного поведения / А.Н. Митин // В сборнике: Противодействие коррупции: правовое обеспечение, основные аспекты и антикоррупционные стандарты поведения в научных и образовательных организациях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Саратов, 11-12 декабря 2018). ? Саратов: Изд-во Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., 2018. ? С. 247-251. 101. Михайлов В. Статья 20 Конвенции ООН против коррупции об ответственности за незаконное обогащение и возможные направления отражения ее идеи в правовой системе Российской Федерации / В. Михайлов // Уголовное право. ? 2012. ? № 2. ? С. 113-119. 102. Морозов И.В., Сурилов М.Н. Организационно-правовые вопросы противодействия коррупции / И.В. Морозов, М.Н. Сурилов // В сборнике: Современные подходы к противодействию коррупции: тренды и перспективы. Сборник тезисов докладов и статей Всероссийской научной конференции с зарубежным участием. ? М.: Третьяковъ, 2019. ? С. 88-93. 103. Мухина Е.Г., Кудинов В.В. Коррупция в России: понятие, сущность, современное состояние / Е.Г. Мухина, В.В. Кудинов // В сборнике: Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства Сборник статей по материалам V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции (г. Курган, 7 февраля 2019 г.) / Под общей редакцией С.Ф. Сухановой. – Курган: Изд-во Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева, 2019. – С. 582-586. 104. Наумов В.В., Станкевич А.М. К вопросу о формировании антикоррупционного стандарта поведения сотрудников Следственного комитета РФ / В.В. Наумов, А.М. Станкевич // Вестник Екатерининского института. ? 2017. ? № 3 (39). ? С. 106-109. 105. Николаев С.М. Сотрудник правоохранительных органов как субъект противодействия коррупции / С.М. Николаев // Международный пенитенциарный журнал. ? 2016. ? № 2. ? С. 44-48. 106. Общественно-политическая газета «Областная». ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://www.ogirk.ru/2019/06/20/byvshie-policejskij-i-prokuror-osuzhdeny-za-krupnuju-vzjatku-v-irkutske/ (дата обращения: март 2020). 107. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцовой. – М.: Оникс, 2011. – 1375 с. 108. Онуфриенко А.В. Система преступлений коррупционной направленности: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / А.В. Онуфриенко. - М., 2015. ? 234 с. 109. Официальная страница Генеральной прокуратуры Российской Федерации: новости, события, цифры и факты. ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://vk.com/im?peers=62122002_162543291_74394931&sel=54485695&z=photo-117116119_456242945%2Falbum-117116119_00%2Frev (дата обращения: март 2020). 110. Официальный сайт Главного управление МВД России по Иркутской области. ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://38.xn--b1aew.xn--p1ai/document/18980159 (дата обращения: март 2020). 111. Павлинов А.В. Законодательное закрепление и применение некоторых антикоррупционных стандартов / А.В. Павлинов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. ? 2015. ? № 3 (47). ? С. 22-28. 112. Петренко А.К. Антикоррупционные стандарты государственной службы / А.К. Петренко // Молодой ученый. ? 2019. ? № 37 (275). ? С. 46-48. 113. Писчальников Е.О. О некоторых криминологических особенностях личности преступника, совершающего коррупционные преступления / Е.О. Писчальников // Вестник магистратуры. ? 2019. ? № 9-2 (96). ? С. 125-128. 114. Платов Е.В. Антикоррупционный стандарт поведения государственного служащего / Е.В. Платов // Юристъ-Правоведъ. ? 2019. ? № 4 (91). ? С. 192-197. 115. Показатели преступности России // Генеральная прокуратура РФ: Портал правовой статистики. ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_table (дата обращения: март 2020). 116. Прохоров Э.А. К вопросу общих социальных мер предупреждения коррупционных преступлений в сфере государственных закупок / Э.А. Прохоров // Евразийский юридический журнал. ? 2017. ? № 12 (115). ? С. 292-296. 117. Портрет коррупционера: энергичный, образованный 40-летний семьянин: В Генпрокуратуре провели исследование, которое выявило основные черты взяточников // Известия. 2018. 06 декабря. ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://iz.ru/821066/valeriianodelman/portret-korruptcionera-energichnyi-obrazovannyi-40-letnii-semianin (дата обращения: март 2020). 118. Почти 40% подсудимых по делам о коррупции - граждане, дававшие взятки // Информационное агентство «ТАСС». ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/5889866 (дата обращения: март 2020). 119. Пучнин В.М. Правовая политика субъекта Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией / В.М. Пучнин // Правовая политика в Российской Федерации: региональный уровень / Под ред. А.В. Малько. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2008. – С. 343-361. 120. Россия в Индексе восприятия коррупции-2019. ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/v-rossii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html (дата обращения: март 2020). 121. Русакова Н.Г. Духовность как основа профессионально-нравственного стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел / Н.Г. Русакова // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. ? 2018. ? № 3 (43). ? С. 214-216. 122. Саушева Е.А. Криминологическая характеристика личности преступника, совершающего коррупционные преступления / Е.А. Саушева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 5. – С. 311-313. 123. Сащеко П.И. О некоторых проблемах разработки антикоррупционных стандартов / П.И. Сащеко // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. ? 2014. ? № 7. ? С. 72-79. 124. Сизов А.А. К вопросу о понятии коррупции и критериях его определения в современной юриспруденции / А.А. Сизов // Актуальные проблемы социально–гуманитарного и научно-технического знания. – 2014. – № 1. – С. 55-56. 125. Синявская Т.В. Понятие и социальная сущность коррупции / Т.В. Синявская // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2013. – № 1 (45). – С. 93-102. 126. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о повышении эффективности сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией (Заключено в г. Москве 25.12.2013) // Бюллетень международных договоров. ? 2014. ? № 11. ? С. 74-79. 127. Состояние преступности в Иркутской области. ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: irkproc.ru›pub/files/QA/2681/Analiz_2019_10.docx (дата обращения: март 2020). 128. Справочник материалов по борьбе с коррупцией. Официальный интернет–сайт Управления ООН по наркотикам и преступности. ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://www.unodc.org/pdf/9dec04/resourceguide_r.pdf (дата обращения: март 2020). 129. Стерхов П.А. К вопросу о противодействии коррупции в правоохранительных органах и совершенствовании законодательства / П.А. Стерхов // В сборнике: Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран: материалы VII Международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 05 октября 2018 г.). ? Иркутск: Изд-во Иркутского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), 2018. ? С. 72-75. 130. Таранов В.Р. Формирование единого антикоррупционного стандарта поведения государственных служащих / В.Р. Таранов // В сборнике: Актуальные проблемы права Сборник докладов XIX научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Таганрог, 13-14 апреля 2018 г.). ? Таганрог: Изд-во Таганрогский институт управления и экономики, 2018. ? С. 203-206. 131. Тарасов А.А. Антикоррупционные стандарты в уголовном судопроизводстве: от законодательной идеи к процедурному воплощению / А.А. Тарасов // Уголовное судопроизводство. ? 2010. ? № 1. ? С. 13-21. 132. Тихомиров Ю.А. Юридическое проектирование: критерии и ошибки / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права.? 2008. ? № 2. ? С. 3-9. 133. Уголовное право России в вопросах и ответах: учебное пособие / Г.Н. Борзенков – М.: Проспект, 2015. ? 424 с. 134. Уткин В.А. Оптимизация противодействия коррупции в правоохранительной деятельности: монография / В.А. Уткин. – М.: Юрлитинформ, 2017. ? 163 с. 135. Фесунов В.А. Криминологическое изучение личности сотрудника правоохранительных органов, совершившего преступление: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / В.А. Фесунов. ? М., 2003. ? 192 с. 136. Хабриева Т.Я. Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации: научно-практическое пособие / под ред. Т.Я. Хабриевой. ? М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2013. ? 236 с. 137. Хабриева Т.Я.? Коррупция: природа, проявления, противодействие. Монография / Т.Я.?Хабриева.???М.: Юриспруденция, 2014.???688 с. 138. Хамазина О.И. Правовые средства противодействия коррупции: проблемы теории и практики: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / О.И. Хамазина. ? Саратов, 2008. ? 200 с. 139. Шедий М.В. Причинные факторы, влияющие на развитие коррупционной преступности в современной России / М.В. Шедий // Среднерусский вестник общественных наук. ? 2010. ? № 1 (14). ? С. 125-131. 140. Шестакова Л.С. Формирование антикоррупционного стандарта поведения сотрудников ОВД в рамках реализации основных программ профессионального обучения / Л.С. Шестакова // В книге: Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXIV международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 06-07 июня 2019 г.). ? Иркутск: Изд-во Восточно-Сибирский институт МВД России, 2019. ? С. 362. 141. Щукин С.Ю. Проблема коррупции в правоохранительных органах (сравнительный анализ) / С.Ю. Щукин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. ? 2016. ?№ 6. ? С. 23-25. 142. Эвоян Э.Г. Организационно-правовой механизм противодействия коррупции / Э.Г. Эвоян // Научный аспект. ? 2018. ? Т. 6. № 4. ? С. 652-658. 143. Эминов В.Е. Причины преступности в России. Криминологический и социально-психологический анализ / В.Е. Эминов. ? М.: Норма, 2015. ? 128 с. 144. Яни П.С. Угроза уголовной ответственности как наиболее эффективное средство борьбы с коррупцией / П.С. Яни // Преступность и коррупция: современные российские реалии: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Лопашенко. ? Саратов: Сателлит, 2003. ? С. 261-262. 145. Nye J. Corruption and political development: a cost-benefit analysis // American Political Science. – 1967. – № 12 (61). ? С. 15. III. Судебная практика 146. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07. 2013 г. № 24 (ред. от 24.12.2019) // Российская газета. – 2013. – 17 июля. 147. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (ред. от 24.12.2019) // Бюллетень Верховного Суда РФ. ? 2013. ? № 9. 148. Об Обзоре рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки (вместе с Информацией Минтруда России от 04.03.2013 «Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки»): Минтруда России от 10.07.2013 № 18-2/10/2-3836 // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. ? 2013. ? № 8. 149. Приговор № 1-219/2017 от 18 апреля 2017 г. по делу № 1-219/2017. ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/JXL41zoWj8s/ (дата обращения: март 2020). 150. Приговор № 1-33/2019 1-956/2018 от 27 июня 2019 г. по делу № 1-33/2019. ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/wGKATXxBU0xK/ (дата обращения: март 2020). 151. Решение суда об удовлетворении иска в части восстановления на работе, взыскания задолженности по заработной плате, заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда оставлено без изменения, поскольку отраслевым соглашением и коллективным договором, действующим на предприятии работодателя, было предусмотрено увеличение минимальной месячной тарифной ставки на величину фактического роста индекса потребительских цен, а индексация заработной платы работодателем не производилась, но период взыскания ограничен тремя месяцами, предшествующими обращению в суд: Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 03.09.2012 по делу № 33-7513Б-09. // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
Отрывок из работы

1.1. Понятие, сущность и социальный аспект коррупции Коррупция в современных условиях приобрела масштабные черты в Российской Федерации. По уровню восприятия коррупции Россия занимает 137 место в мире . Феномен коррупции возник с появлением государства и делением людей на управляющих и управляемых. В последнее время коррупция поразила практически всю систему общественных отношений и структуру власти . Термин коррупции в периодической, научной, профессиональной литературе часто повторяющееся явление, однако нет единства относительно понимания сущности процесса. Происходит термин «коррупция» от латинского слова «corruptio», означающего «порча, подкуп». По сути эти два слова определяют понимание коррупции и определяют возможности для интерпретации этого явления. Существует много точек зрения относительно определения коррупции как опасного социального явления. Например, в словаре Ожегова С.И. коррупция определяется как «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, хищении и растрате с мафиозными структурами» . С.П. Глинкина считает, «что коррупция является намеренным несоблюдением принципа независимости сторон в целях получения за счет такого поведения каких-либо преимуществ для себя или для других лиц, с которыми установлены личные отношения» . В.Ф. Кузнецова понимает под коррупцией подкуп должностных лиц государства . По мнению Д. Бейли, «коррупция представляет собой злоупотребление властью в результате её использования в личных целях, которые не обязательно должны быть материальными. К. Фридрих считает, что коррупция – это отклоняющееся поведение, соединённое с частной мотивацией, означающей, что частные (индивидуальные, групповые) цели преследуются за публичный счет» . По мнению Борзенкова Г.Н. «коррупция – это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в личных целях» . А.А. Сизов рассматривает коррупцию как разложение управленческого аппарата, которое основано на использовании должностными лицами своего служебного положения в корыстных целях . Г.К. Мартыненко предлагает рассматривать коррупцию как «использование должностным лицом своих властных полномочий наперекор интересам службы из личной заинтересованности . Данное определение весьма узко истолковывает анализируемое явление, определяя его лишь как противоправные действия лиц, которые обладают определенными полномочиями. Я.А. Ардельянова под коррупцией понимает «социальное явление, которое характеризуется подкупом и продажностью государственных (муниципальных) служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в групповых, корпоративных интересах законных служебных полномочий» . О.А. Загвязинская, О.В. Павленко шире трактуют анализируемое понятие, определяя коррупцию как социальное явление, которое заключается в разложении власти, при котором государственные или иных служащие, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности с корыстной целью с целью личного обогащения либо в интересах группы людей . Безусловно, помимо научных подходов к понятию коррупции, необходимо проанализировать нормативное закрепление данного понятия в нормативных правовых актах, как международного уровня, так и национального законодательства Российской Федерации. Так, Согласно Конвенции Объединенных Наций против коррупции, принятой резолюцией № 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 декабря 2003 г. на 51 пленарном заседании в г. Нью-Йорке (США), и являющейся одним из универсальных международных юридических документов по противодействию этому явлению, которую Российская Федерация подписала в числе первых стран и ратифицировала 8 марта 2006 г., коррупция поражает общество самым различным образом, подрывает основы демократии и верховенства права, ведет к нарушению прав человека, препятствует работе рынков, ухудшает качество жизни и создает условия для процветания организованной преступности, терроризма и других явлений, угрожающих безопасности человека . Данный документ не дает определение коррупции, возможно для того, чтобы страны-участники данной Конвенции могли самостоятельно определять коррупцию в соответствии с особенностями правового регулирования в том или ином государстве. Определение коррупции отсутствует и в Конвенции Совета Европы от 27 января 1999 г. об уголовной ответственности за коррупцию , также ратифицированной Российской Федерацией . Конвенция ООН от 15 ноября 2000 г. против транснациональной организованной преступности раскрывает коррупционные деяния. Российская Федерация подписала ее 12 декабря 2000 г. и ратифицировала 26 апреля 2004 г. Согласно ст. 8 указанного акта под коррупционными деяниями следует понимать: 1) во-первых, обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или с помощью посредников, какого-либо незаконного преимущества для самого должностного лица либо другого физического или юридического лица, с целью чтобы это должностное лицо выполнило какое-либо действие или бездействие в процессе исполнения своих должностных обязанностей; 2) во-вторых, вымогательство либо принятие публичным должностным лицом, лично или с помощью посредников, какого-либо незаконного преимущества для самого должностного лица либо другого физического или юридического лица, с целью чтобы это должностное лицо выполнило какое-либо действие или бездействие в процессе исполнения своих должностных обязанностей. В представленном определении, в отличие от вышеприведенных, под коррупцией, первоочередно, следует понимать противоправные действия, которые направлены на склонение публичного должностного лица к злоупотреблению своими обязанностями, а потом уже самостоятельные деяния должностного лица, которые совершались не в соответствии с уставом службы с целью противоправного обогащения. На территории Российской Федерации законодательную основу противодействия коррупции составляют: ? Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. ; ? общепризнанные принципы и нормы международного права; ? международные договоры Российской Федерации; ? Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273–ФЗ «О противодействии коррупции» ; ? Федеральный закон от 07 августа 2001 г. № 115–ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ; ? постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» ; ? иные нормативно-правовые акты, которые направлены на противодействие коррупции. В Российской Федерации борьбе с коррупцией уделено большое количество внимания, тем не менее, в значительном количестве разнообразных нормативно-правовых актов, которые регламентируют антикоррупционные меры, термин «коррупция» не раскрывается, лишь главный антикоррупционный закон – Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273–ФЗ «О противодействии коррупции», в ст. 1 под коррупцией понимает злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или другое противоправное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства с целью получения выгоды в виде денег, ценностей, другого имущества либо услуг имущественного характера, прочих имущественных прав для себя или для третьих лиц или противоправное предоставление такой выгоды указанному лицу иными физическими лицами, а также от имени либо в интересах юридического лица. Стоит отметить, что в представленном определении не указано, что, осуществляя коррупционные действия, заинтересованное лицо помимо материальных благ, также может приобретать и нематериальные блага. Существование различных представлений позволяет рассматривать коррупцию как общий собирательный термин, включающий в себя разнообразные как по содержанию, так и по признакам стороны противоправной действительности. На наш взгляд, понимание коррупции должно осуществляться как минимум в трех аспектах. Во-первых, коррупция как явление распространяется в том обществе, в котором отсутствуют детально разработанные прозрачные и открытые механизмы публичного управления в сочетании со слабыми возможностями удовлетворения личностных благ. В связи с этим, коррупция – это сложное социальное явление, в основе которого находятся множество факторов объективного и субъективного характера, недостатки в организации системы государственных и частных институтов . Во-вторых, коррупцию рассматривают в традиционном аспекте через систему наказуемых деяний. Такое понимание коррупции следует рассматривать как общепринятое в узком аспекте. Социологический опрос, проведенный И.Н. Гарькиным, Л.М. Медведевой, А.В. Клюевым, участие в котором приняло более 1 000 граждан, показал, что 83,4% от общего числа опрошенных уверены, что коррупция – это взяточничество . В бытовом аспекте коррупцию связывают с такими терминами как действие, сводящееся к подкупу, взяточничеству, злоупотреблению, продажностью и т.д. Обыденное понимание коррупции формируется из сложившейся в нашем обществе системы взаимоотношений между чиновником и обычным гражданином. Следует признавать, что определенное поведение со стороны представителей власти, их государственная воля по разрешению различных социальных проблем человека – есть косвенное формирование убеждений, стереотипов мышления, мировоззренческих позиций о правилах игры в масштабах всего общества. Истинное отношение государственной власти к проблемам простого человека и качеством их разрешения становятся некоторым отражением понимания проблемы коррупции обществом в целом. Обычный гражданин, решая в своей жизни многочисленные вопросы, контактирует, как правило, с представителями власти на низовом уровне (образование, медицина, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.) и формирует отношение к коррупции только в рамках понятия «взятка» . Иные более сложные формы коррупционных схем не рассматриваются людьми как коррупция и, соответственно, не оцениваются реальные социальные последствия этого явления. В-третьих, «по своей сущности коррупция является противоправной формой взаимодействия представителей власти с физическими или юридическими лицами в целях решения государственными (муниципальными) служащими вопреки закону и интересам службы в пользу этих лиц вопросов экономического и иного характера за материальное вознаграждение» . Условием для коррупции является возможность нелегитимного использования соответствующими субъектами различных общественных и государственных ресурсов (связи, блага, информация) не по назначению. В соответствии с таким пониманием, определение «коррупции» выходит за рамки бытового взяточничества и подкупа и охватывает самые разнообразные формы незаконной деятельности в отношении публичных средств для частного или группового использования . Таким образом, по нашему мнению, определение коррупции данное в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует изложить в следующем виде: «Коррупция – это любые противоправные действия и (или) бездействие, которые связаны с использованием должностных или служебных полномочий с целью получения материальных и (или) нематериальных преимуществ, как для себя, так и в пользу третьих лиц, равно как и обещание, предложение или предоставление государственному служащему или должностному лицу лично или с помощью посредников каких–либо материальных или нематериальных преимуществ с тем, чтобы это лицо совершило противоправные действия и (или) бездействие, которые связаны с использованием своих должностных или служебных полномочий с целью получения материальных и (или) нематериальных преимуществ, как для себя, так и в пользу третьих лиц». Данное определение, на наш взгляд, наиболее точно и полно раскрывает понятие «коррупция» и факт того, что лица, которые злоупотребляют властными полномочиями и служебным положением, помимо корыстных (материальных) могут иметь еще и иные цели – нематериальные. Представляется, что использование данного понятия будет оказывать содействие более эффективному противодействию коррупции. 1.2. Особенности личности преступника, совершающего коррупционные преступления В современных реалиях преступность, в том числе и коррупционная, обусловлена различными криминогенными факторами, имеющими свою социальную природу и оказывающих активное влияние в частности на формирование личности преступника. С точки зрения криминологии личность преступника представляет собой один из важнейших элементов преступного поведения. На выявлении характеристик личности преступника базируется анализ причин совершения противоправных деяний и формирование системы профилактических мер в целях предупреждения преступлений . Личность преступника представляет собой своеобразную информационную базу предупреждения преступности. Знание личности преступника – это важная и необходимая предпосылка научно обоснованной, успешной профилактики, прежде всего, индивидуального преступного поведения . Известно, что личность является предметом исследования самых различных наук. Так, личность выступает предметом не только психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания; в конце концов, на определенном уровне исследования личность выступает со стороны природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека . По мнению Е.О. Писчальникова криминологическая характеристика личности преступника, как правило, предполагает рассмотрение трех ключевых компонентов : 1) Социальный статус, определяющий принадлежность лица к тому или иному социальному слою и группе с социально-демографической характеристикой (пол, возраст, образование, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, уровень материальной обеспеченности и пр.). Следует отметить, что социально-демографические признаки непосредственно не обладают явно криминологическим содержанием и значением, поскольку характеризуют конкретного человека, однако в статистическом выражении применительно к лицам, совершившим преступления, они несут важную информацию как для научной, так и для практической деятельности в сфере предупреждения совершения преступлений. 2) Социальные функции (роли) личности, включающие в себя совокупность видов деятельности лица как гражданина в системе общественных отношений (уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания, навыки, умения); 3) Нравственно-психологические свойства (нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности наклонности, привычки и др.). Изучение перечисленных компонентов позволяет охарактеризовать личность преступника как целостную систему, имеющую определенные внутренние взаимосвязи, на основании чего становится возможным выявить факторы, на индивидуальном уровне формирующие установки индивида на противоправное поведение или способствуют их реализации, что в конечном итоге позволяет раскрыть закономерности преступного поведения и детерминировать преступность . Характеристика лиц, которые совершили коррупционные преступления, включает два относительно самостоятельных и существенно отличающихся криминологических портрета: 1) лиц, которые уполномочены на выполнение государственных функций, противоправно получившие преимущества по государственной или муниципальной службе вопреки её интересам; 2) лиц, которые предоставили такие преимущества последним . Иначе говоря, первые – это взяточники, вторые – взяткодатели. Критерием такого деления служит уголовно-правовой признак наличия особого публичного статуса. Характеристики, указанные в приведенном положении, заметно влияют на сущность структуры личности преступника, совершающего коррупционные преступления. Анализ уголовных дел и статистических данных по преступлениям коррупционной направленности позволяет выделить некоторые особенности соответствующих правонарушителей . С точки зрения демографических характеристик, абсолютное большинство преступлений коррупционной направленности совершается мужчинами, что закономерно вытекает из ситуации преобладания мужчин в системе управления. Основную возрастную группу по рассматриваемым преступлениям образуют лица 35-40 лет, далее следует группа лиц в возрасте 41-50 лет. Соответственно, преступления коррупционной направленности совершаются людьми достаточно зрелого возраста, обладающими определенным жизненным опытом, трудовым стажем, а также достигшими определенного уровня профессионального развития и занимающими определенные управленческие должности. Из сказанного следует, что личности коррупционного преступника свойственен и сравнительно более высокий уровень образованности по отношению к субъектам ряда иных преступлений. Так, подавляющее большинство коррупционных преступников имеют высшее образование, что объясняется необходимостью комплектации управленческого аппарата квалифицированными кадрами. Если говорить о конкретной профессиональной принадлежности субъектов, совершающих преступления коррупционной направленности на территории Российской Федерации, то можно заключить, что количество муниципальных служащих составило 4% от общего числа; количество государственных служащих (исключая служащих правоохранительных органов) – 39%; количество служащих правоохранительных органов – 57 % . Уточняя сферу профессиональной деятельности лиц, совершивших коррупционные преступления стоит отметить, что по делам о коррупции в суд направлены уголовные дела в отношении 206 сотрудников федеральной службы исполнения наказаний, 115 сотрудников федеральной службы судебных приставов, 261 работника в сфере образования и науки, 178 работников здравоохранения, 69 должностных лиц контролирующих органов, 43 сотрудников таможенной службы, 40 работников Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, по 33 сотрудника Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 32 работников Министерства труда и социальной защиты, 26 сотрудников Войск национальной гвардии Российской Федерации, 25 работников Министерства сельского хозяйства и 18 сотрудников налоговых органов. Список лиц, причастных к преступлениям коррупционной направленности, дополняют 2600 взяткодателей, не занимающих каких-либо постов, и около 600 управленцев коммерческих компаний . Помимо сказанного, существуют основания полагать, что подавляющее большинство субъектов преступлений коррупционной направленности ранее к ответственности не привлекались . Характеризуя нравственно-психологические свойства личности коррупционных преступников, стоит отметить наличие у последних таких качеств, как корыстолюбие, властность, неуважение к закону и пренебрежение обязанностью соблюдать его. Существует точка зрения, что характерной чертой мотивации большинства осужденных за рассматриваемые преступления является наличие устойчивых мотивов корыстной направленности . Однако по изучаемому вопросу существует и иная точка зрения. Так, начальник Управления взаимодействия со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры РФ Александр Куренной говорит о личности преступника, совершающего преступления коррупционной направленности, следующее: «Расхожее мнение, будто коррупционеры ? меркантильные и жадные люди, стремящиеся к статусу, престижу и власти, ? не вполне соответствует действительности. На самом деле, наиболее значимые черты характера, которые присущи гражданам, совершившим коррупционные преступления, ? это энергичность, инициативность, высокие работоспособность и стрессоустойчивость, выраженные организаторские навыки. Такие люди, как правило, прагматичны и отличаются устремленностью к конкретным результатам. Им также свойственны готовность жестко отстаивать свои интересы и эгоизм» . Обобщая изложенное, можно выделить следующие общие черты правонарушителей, совершивших преступления коррупционной направленности: ? преобладание лиц мужского пола; ? средний возраст старше 35 лет; ? высокий уровень образования; ? преимущественное отсутствие предшествующей судимости; ? наличие устойчивых корыстных мотивов; ? присутствие таких свойств, как властолюбие, пренебрежение нормами закона. Анализ данных черт позволяет сделать вывод о том, что личность коррупционера существенно отличается от личности других преступников, а также утверждать, что изучение личности коррупционера должно выходить за рамки традиционных общих подходов к пониманию личности преступника, активно распространяясь в область социальной и юридической психологии. Характеристики личности коррупционных преступников тесно связаны с повышенной общественной опасностью, которую представляют преступления коррупционной направленности. Указанная общественная опасность обусловлена, в первую очередь, тем, что коррупционные преступления посягают на наиболее значимые сферы общественной и государственной жизни и, как правило, влекут за собой причинение непосредственного или опосредованного материального ущерба государству, коммерческим структурам и отдельным гражданам . Более высокий по сравнению с преступностью в целом средний возраст лиц, совершающих коррупционные преступления, можно объяснить тем, что возможность принятия определённых решений, за которые люди будут платить незаконное вознаграждение, приобретается человеком только с занятием им высокой должности. Назначению на высокую должность, зачастую, предшествует получение образования, карьерный рост, что требует продолжительного стажа трудовой деятельности. Достижение высокой должности возможно только при наличии солидного жизненного опыта, связей, образования, репутации. Лица, совершающие коррупционные преступления, отличаются и по должностному, служебному положению. По исследованным нами уголовным делам лицами, совершающими коррупционные преступления, в основном были признаны должностные лица высшего руководящего звена. По нашему мнению, собственно такие субъекты располагают должностными, служебными полномочиями, которые позволяют совершать коррупционные преступления. Должностные лица среднего звена государственной службы иногда могут быть самостоятельными субъектами преступлений коррупционной направленности, но зачастую выступают в качестве соучастников. Важной характеристикой личности преступника, который совершил преступление коррупционной направленности, является уровень образования . По последним исследованиям, большинство лиц из числа взяткополучателей (74%) имели высшее, незаконченное высшее или среднее специальное образование. В числе взяткодателей с таким образованием насчитывалось 38% осужденных. Следует отметить, что среди посредников высшее образование имели 58% осужденных за это преступление . Коррупцию, как отмечает ведущие криминологи, следует сегодня рассматривать в качестве определенного и устойчивого сектора криминального рынка ? оборота того, что прямо запрещено законом, или оборота в нарушении определённых, специальных норм и правил. В настоящее время ведущие криминологи рассматривают коррупцию в качестве определенного и устойчивого сектора криминального рынка – оборота того, что прямо запрещено на законодательном уровне, или оборота в нарушении определённых, специальных норм и правил . Сегодня можно уверенно констатировать, что коррупция всё теснее и прочнее смыкается с организованной преступностью, приобретает черты высокоорганизованных криминальных формирований и сообществ. И соответственно спектр лиц, втянутых в организованную, групповую и индивидуальную коррупционную деятельность, весьма широк и разнообразен. При исследовании личности коррупционера особую ценность представляют сведения о мотивации его поведения. Исходя из этого было бы ошибочно, например, думать, что коррупционеры совершают преступления исключительно из корыстных побуждений. Достаточно большую их часть составляют люди, совершающие подобные действия по мотивам карьеризма или властолюбия. Этим людям постоянно необходимо завоёвывать авторитет среди окружающих, быть всё время на виду . Рассмотрим, какие свойства лежат в основе личности преступника, совершающего коррупционные преступления. Так, концепции О.В. Ванновской охватывается сравнительно широкий круг личностных образований и включает в себя основные пять структурных элементов: уровень смыслов и ценностей (жизненные цели, стремления, интересы и ценностные ориентации); когнитивно-нравственный уровень (индивидуальное самосознание, личные правила поведения, правосознание, понимание ответственности и долга); эмоциональный уровень (удовлетворенность жизнью, профессией, личным статусом, самоотношение); регулятивный уровень (степень контроля, механизмы принятия решений); поведенческий уровень (ведущий тип реагирования) . Рассмотрим, каким образом проявляется каждый из уровней у преступника, совершающего коррупционные преступления:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 74 страницы
1850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 82 страницы
2050 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg