Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Эффективность применения инервальной гипоксической тренировки в подготовке пловцов 12-13 лет

cool_lady 1575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Объект исследования: тренировочный процесс пловцов 12-13 лет. Предмет исследования: интервальная гипоксическая тренировка в подготовке пловцов 12-13 лет. Гипотеза, предполагается, что включение в тренировочный процесс подготовки пловцов 12-13 лет комплекса упражнений с применением интервальной гипоксической тренировки будет способствовать повышению уровня функциональной подготовленности и спортивных результатов. Цель исследования: обосновать эффективность специального комплекса упражнений с применением интервальной гипоксической тренировки для пловцов 12-13 лет. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи. 1. Выявить особенности влияния интервальной гипоксической тренировки на организм пловцов 12-13лет; 2. Определить средства и методы гипоксической тренировки. 3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность применение специального комплекса упражнений, направленного на повышение спортивных результатов у пловцов 12-13 лет.
Введение

Напряженная конкуренция на спортивной арене, постоянный рост мировых рекордов требуют постоянного совершенствования теоретических и методических основ спортивной подготовки. Исходя из этого, одной из основных задач тренера является грамотное построение тренировочного процесса. В плавании на каждой дистанции имеется участок старта, поворота, чистого плавания и финиша. Чем дистанция длиннее, тем больше гипоксических отрезков на задержке дыхания. До введения изменений касательно длины выполнения выхода, спортсмен мог преодолевать каждый 50-метровый отрезок дистанции почти полностью под водой. Многие пловцы, такие как Денис Панкратов, Игорь Полянский, Масару Фурукава, Даичи Сузуки и многие другие этим пользовались, по правилам того времени их результат засчитывался. Но такая техника приводила к серьезному кислородному голоданию, и некоторые пловцы даже теряли сознание во время заплыва. Поэтому Международная федерация плавания приняла решение внести ограничения на допустимые действия после старта и поворота. По новым правилам Фина по плаванию (2017-2021 год) любая часть тела пловца должна разрывать поверхность воды во время заплыва, за исключением разрешения пловцу быть полностью погруженным под водой во время поворота и на расстоянии не более 15 м после старта и каждого поворота для всех видов, кроме брасса. Изменение правил соревнований, тренировочного процесса, возрастающая динамика спортивных результатов и конкуренция поспособствовала перейти к поиску наиболее эффективных средств по подготовке пловцов. Одним из таких может быть интервальная гипоксическая тренировка - основанная на стимулирующем и адаптирующем действии дыхания воздухом с уменьшенным содержанием кислорода при мышечной работе (Колчинская А.З. Нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка в медицине и спорте / Колчинская А.З., Цыганова Т.Н., Остапенко Л.А. М.: Медицина, 2003. 408 с.). В ряде водных видов спорта, использование гипоксического фактора в виде тренировки с задержкой дыхания является актуальным. По данной проблеме было опубликовано большое количество работ таких авторов как, Рыженков А.В., Волков Н.И., Камалова Э.И. и др. (Рыженков А.В. Применение интервальной гипоксической тренировки в подготовке пловцов 12-14 лет // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2008. №6. С. 1-6, Волков Н. И. Интервальная гипоксическая тренировка / Н.И. Волков, А. В. Карасев, В. В. Смирнов. – М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2000. 90 с., Камалова Э.И. Влияние интервальной гипоксической тренировки на работоспособность пловцов-ветеранов 35-50 лет // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2008. №7. С. 1-7). Проблема исследований заключается в разработанной указанными авторами методике интервальной гипоксической тренировки, основанной на использовании дорогостоящей аппаратуры и не доступной широкому кругу спортсменов. Достижение высокой эффективности тренировочного процесса, а в последствии, высокого результата в соревновательной деятельности, является первостепенной задачей тренера, обуславливающей поиск новых средств совершенствования систем подготовки спортсменов, таким средством в данной работе является интервальная гипоксическая тренировка. Практическая значимость данной работы заключается в том, что подобранный и экспериментально проверенный комплекс упражнений, включающий в себя интервальную гипоксическую тренировку, может быть использован в практике подготовки пловцов с целью повышения спортивных результатов. Новизна исследования заключается в разработке и внедрения комплекса упражнений в тренировочный процесс, который поспособствует повышению спортивных результатов у пловцов 12-13 лет.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ИНТЕРВАЛЬНАЯ ГИПОКСИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА В ПОДГОТОВКЕ ПЛОВЦОВ 7 1.1. ВОЗРАСТНЫЕ, МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛОВЦОВ ПОДРОСТКОВ 7 1.2. ГИПОКСИЯ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ПЛОВЦОВ 11 1.3. ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ 16 1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ 19 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26 2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26 2.1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 26 2.1.2. ОПРОС 27 2.1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 27 2.1.4. СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 28 2.1.5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 30 2.1.6. МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 33 2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ НА УСТОЙЧИВОСТЬ К ГИПОКСИИ 36 3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ТРЕНЕРОВ ПО ПЛАВАНИЮ 36 3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ 39 3.3. ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48 ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Список литературы

1. Афонякин, И.В. Применение интервальной гипоксической тренировки для повышения анаэробной работоспособности пловцов: автореф. дис. канд. пед. наук / Афонякин Илья Владимирович ; (Ин-т возрастной физиологии Рос. акад. образования). - М. : 2003. — 21 с. 2. Барникова, И. Э. Компьютерная обработка экспериментальных данных в педагогике и биомеханике в области физической культуры и спорта : учебное пособие / И.Э. Барникова; Министерство спорта Российской Федерации ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. 3. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с. 4. Бисярина, В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста / В.П. Бисярина. - М. : Медицина, 2014. - 224 c. 5. Большая психологическая энциклопедия [Текст] / под ред. В.И. Миронова. – М. : Эксмо, 2007. - 544 с. 6. Булгакова Н.Ж., Волков Н.И., Соломатин В.Р. Особенности воздействия непрерывного и интервального методов тренировки на организм юных пловцов // Теория и практика физической культуры. – 1981. - №4. С. 31-33 7. Булгакова Н.Ж., Волков Н.И., Коваленко Е.А. Адаптация спортсменов к комбинированному воздействию интервальной гипоксической тренировки и гипоксии // Гипоксия нагрузки, математическое моделирование, прогнозирование и коррекция. – Киев.: Ин-т кибернетики им. В.М. Глушкова, 1990. С.7-9 8. Булгакова, Н.Ж. Теория и методика плавания: учебник для студ. учреждений высш. профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" профиль "Физическая культура" / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, Е.А. Распопова; под ред. Н.Ж. Булгаковой. - Москва: Академия, 2014. - 318, [1] с.). 9. Викулов, А.Д. В43 Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов.— М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. —367 с. 10. Висмонт, Ф.И. Патологическая физиология: учебник / Ф.И. Висмонт [и др.]; под ред. проф. Ф.И. Висмонта. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. - 640 с. 11. Волков Н.И., Колчинская А.З. «Скрытая» (латентная) гипоксия нагрузки // Hypoxia Med. J. 1993. № 3. Р. 30-35 12. Волков Н.И., А.В. Карасев, М. Хосни. Теория и практика интервальной тренировки в спорте. М. : Военная академия им. В.Э. Дзержинского, 1995. - 196 с. 13. Волков, Н. И. Интервальная гипоксическая тренировка / Н.И. Волков, А. В. Карасев, В. В. Смирнов. – М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2000. - 90 с. 14. Воронцов, А.Р. Методика многолетней подготовки юных пловцов: метод, рекомендации / А. Р. Воронцов, И. В. Чеботарева, В. Р. Соломатин ; Всесоюз. науч>исследоват. ин-т физ. культуры. М. : 1990. - 49 с. 15. Дмитрук, А.И. Гипоксия и спорт: Учебно-методическое пособие / А.И. Дмитрук; Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. Культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: [б.и.], 2007. - 44 с. 16. Зайчик, А.Ш. Основы общей патологии. Часть 2. // Основы патохимии А. Ш. Зайчик, Л. П. Чурилов - СПб. : ЭЛБИ, 2000. - 688 с. 17. Иорданская, Ф.А. Гипоксия в тренировке спортсменов и факторы, повышающие ее эффективность : моногр. М.: Изд-во, Спорт, 2019. - 160 с. 18. Кабачкова, А.В. Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации: материалы IV Всероссийского с международным участием, научно-практической конференции студентов и аспирантов, г. Томск, 21 апреля 2016г. / под. ред. канд. биолог. Наук А.В Кабачковой. – Томск: STT, 2016. - 540 с. 19. Камалова, Э.И. Влияние интервальной гипоксической тренировки на работоспособность пловцов-ветеранов 35-50 лет // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2008. №7. С. 1-7. 20. Каунсилмен, Д.Е. Спортивное плавание / Д.Е. Каунсилмен – М. : Книга по Требованию, 2019. - 208 с. 21. Ковалев, Н.В. Оптимизация тренировочного процесса квалифицированных пловцов в условиях применения интервальной гипоксической тренировки : автореф. дис. … канд. пед. наук. / Н.В. Ковалев. М., 2000. – 143 с. 22. Козлов, А.В. Теория и методика плавания высших достижений: биологические и педагогические аспекты подготовки олимпийского резерва: учебное пособие по направлению 49.04.01 "Физическая культура" / А.В. Козлов; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург: [б. и.], 2017. - 197 с. 23. Колчинская, А. 3. Механизмы действия интервальной гипоксической тренировки. // Журнал гипоксической медицины, 1993. -№ 1.-С. 5-8. 24. Колчинская, А.З. Нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка в медицине и спорте / Колчинская А.З., Цыганова Т.Н., Остапенко Л.А. М. : Медицина, 2003. - 407 с. 25. Колчинская, А.З. Интервальная гипоксическая тренировка в спорте высших достижений / А. З. Колчинская // Спортивная медицина. – 2008. – № 1. С. 9-24. 26. Комплексная оценка уровня подготовленности юных пловцов / А.В. Петряев, И.В. Клешнев, Т.С. Тимакова [и др.] // Плавание - III: исследования, тренировка, гидрореабилитация /под общ. ред. А.В. Петряева; С.-Петербург. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - СПб., 2005. С. 104-109. 27. Куренков, Г. И. Внешнее дыхание и газообмен при плавании : автореф. дис. канд. биол. наук /Куренков Геннадий Иванович; (Ин-т гигиены труда и проф. заболеваний). М., 1968. - 22 с. 28. Литвицкий, П.Ф. Пуатофизиология: учебник / П.Ф. Литвицкий - 4-е изд., - 2009. 496 - с. 29. Макаренко, Л.П. Плавайте на здоровье / Л.П. Макаренко. М. : Физкультура и спорт. 1988. - 80 с.). 30. Медико-биологический контроль функционального состояния и работоспособности пловцов в тренировочном и соревновательном процессах: методические рекомендации / А.Н. Поликарпочкин, И.В. Левшин, Ю.А. Поварещенкова, Н.В. Поликарпочкина. – М. : Советский спорт, 2014. - 128 с. 31. Образцов, П.И. методы и методология психолого-педагогического исследования. / П.И. образцов – СПб.: Питер., 2004. – 268 с. 32. Плавание: учебник для академического бакалавриата: для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и студентов, осуществляющих образовательную деятельность по специальности "Физическая культура и спорт" / под общ. ред. Н. Ж. Булгаковой. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2019. - 342, [2] с. 33. Платонов, В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. – М. : Спорт., 2019. - 656 с. 34. Пропедевтика внутренних болезней / В. Х. Василенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1989. — С. 92-93. — 512 с. 35. Раевский, Р.Т. Плавание: Учеб. Посбие для студентов высш. учеб. Заведений / Р.Т.Раевский, В.Ф. Петелкаки; Под общ. ред. Р.Т. Раевского. - О.: Наука и техника, 2005. - 326 с. 36. Ровная О.А., Ильин В.Н. Особенности адаптивных реакций системы дыхания высококвалифицированных спортсменок синхронного плавания во время интервальной гипоксической тренировки (ИГТ) // Проблеми фiзичного виховання i спорту. 2010. № 9. С. 71-75 37. Рыженков, А.В. Применение интервальной гипоксической тренировки в подготовке пловцов 12-14 лет // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2008. №6. С. 1-6. 38. Селиверстова В.В., Мельников Д.С., Диагностика функциональных состояний, уч.-мет. Пособие, 2012. – 98с. 39. Сокунова, С.Ф. Режимы интервальной гипоксической тренировки, используемые в качестве дополнительного тренировочного средства // Актуальные вопросы здравоохранения. Проблемы, поиски, решения : материалы 40-й науч.-практ. межрегион. конф. врачей. – Ульяновск, 2005. С. 670-671). 40. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Изд. 4-е, испр. и доп. – М. : Советский спорт, 2010. - 620 с. 41. Спортивное плавание: путь к успеху: кн. для тренеров, студентов, преподавателей вузов физ. воспитания: в 2 кн. Кн. 1 / под общ. ред. В. Н. Платонова. - М. : Сов. спорт, 2012. - 480 с.: ил. 42. Угольник, Т.С. Гипоксия. Патофизиология внешнего дыхания: учеб.-метод. пособие для студентов 3 курса всех факультетов медицинских вузов / Т. С. Угольник [и др.]. - Гомель: ГомГМУ, 2015. - 68 с. 43. Физиология человека: учебник / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова; под ред. Н. А. Агаджаняна, В. И. Циркина. - 5-е изд. - М.: Медицинская книга, 2005. - 527 с. 44. Цаллагова, Р. Б. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: гигиена детей и подростков / Р. Б. Цаллагова, Н. В. Дубкова, В. П. Башмаков; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: б. и., 2015. - 100 с.). 45. Чертов Н.В. Теория и методика плавания: учебник / Н.В. Чертов; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2011. – 452с. 46. Чеснокова, С.А. Атлас по нормальной физиологии [Текст]: учебное пособие для студ. мед. вузов / С. А. Чеснокова, С. А. Шастун ; Под ред. Н. А. Агаджаняна. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мед. информ. агентство, 2007. - 496 с. 47. Шадмехр, М.Х Эргометрические и метаболические эффекты интервальной гипоксической тренировки: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.Х. Шадмехр. М., 1996. - 23 с. 48. Шамгунова, Г.М, Методическое пособие. Дыхательные упражнения в процессе обучения плаванию и оздоровительной тренировки у студентов. – Казань: КФУ, 2015, – 32 с. 49. Школьник, Ю.К., Человек. Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник; [ил. А.Воробьева, Ю. Золотаревой, Г. Мацыгины, Ю. Школьник]. – М.: Эксмо, 2011. – 256 с. 50. Шмидт Р., Тевса Т. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Мир, 2005; Т.2 – 314 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ИНТЕРВАЛЬНАЯ ГИПОКСИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА В ПОДГОТОВКЕ ПЛОВЦОВ 1.1. ВОЗРАСТНЫЕ, МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛОВЦОВ ПОДРОСТКОВ Подростковый возраст – возраст с 12 до 16 лет, то есть подростки, обучающиеся в 6-10 классах современной школы. Без определенных знаний их анатомо-физиологических возможностей невозможно эффективно и правильно построить их физическое воспитание, в том числе и учебно-тренировочные занятия (Большая психологическая энциклопедия [Текст] / под ред. В.И. Миронова. – М.: Эксмо, 2007. 544 с.). В течении периода полового созревания, характерно снижение всех форм внутреннего торможения; процессы возбуждения имеют приоритет над процессами торможения; при передвижении появляется много ненужных движений: контроль коры над эмоциональными реакциями, памятью, восприятием, снижением внимания снижается; наблюдается нестабильность эмоциональных состояний; во 2 сигнальной системе способность вырабатывать условные рефлексы снижается; речь становится медленной и лаконичной; снижена умственная работоспособность; возникает психический дисбаланс или акцентуация личности, склонность к негативным и аффективным состояниям; несмотря на эти «негативные» изменения, формируется тип теоретического мышления (абстрактно-логический) и появляется способность оперировать гипотезами (Макаренко Л.П. Плавайте на здоровье / Л.П. Макаренко. М.: Физкультура и спорт. 1988. 80 с.). Во всех высших структурах центральной нервной системы наблюдается значительное развитие в среднем и старшем школьном возрасте. В возрасте 13 лет корково-подкорковые взаимоотношения формируются близко к взрослому типу с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки. Создается функциональная основа для системных процессов в коре, которая обеспечивает высокую степень извлечения полезной информации из афферентных сообщений и создает сложные многоцелевые программы поведения. Также в этом возрасте подростки значительно улучшают свою способность обрабатывать информацию, им становится легче быстро принимать решения. Кроме того, помехоустойчивость двигательных навыков и поведенческих реакций достигает уровня взрослого в этом возрасте. Эта способность содержит большие индивидуальные различия, генетически контролируется и практически не изменяется во время тренировки (Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста / В.П. Бисярина. - М.: Медицина, 2014. 224 c.). Когда подростки достигают половой зрелости, мальчики в возрасте от 13 до 15 лет и девочки в возрасте от 11 до 13 лет происходит нарушение равномерного улучшения мозговых процессов. Этот период характеризуется ослаблением ингибирующего воздействия коры на нижележащие структуры и «буйством» подкорки, что вызывает сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у подростков. Активность симпатической нервной системы и концентрация адреналина в крови повышаются, что приводит к ухудшению кровоснабжения мозга. Вышеуказанные изменения приводят к снижению возбуждения и торможения коры, ухудшению памяти и чувство времени, нарушают координацию движений. Поведение становится нестабильным, агрессивным и немотивированным; Роль правого полушария в поведенческих реакциях временно усиливается. Активность второй сигнальной системы у подростков ухудшается, а значимость визуально-пространственной информации возрастает (Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. 620 с.). В подростковом периоде происходят значительные изменения в длине, весе, составе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем. В 13-15 лет всплеск роста возникает как за счет удлинения тела, так и за счет удлинения конечностей (Козлов А.В. Теория и методика плавания высших достижений: биологические и педагогические аспекты подготовки олимпийского резерва: учебное пособие по направлению 49.04.01 "Физическая культура" / А.В. Козлов; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург: [б. и.], 2017. 197 с.). В 12-13 лет созревание всех сенсорных систем завершается. В возрасте от 10 до 12 лет зрительная сенсорная система достигает функциональной зрелости. Улучшение зрительной сенсорной системы помогает улучшить ориентацию в пространстве. Это также увеличивает точность и координацию движений, расширяет сферу деятельности растущего организма. Также в этом возрасте созревание слуховой сенсорной системы завершается. Точность и скорость восприятия речи повышается. В подростковом возрасте вестибулярно-вегетативные симпатические реакции усиливаются, что приводит к увеличению частоты сердечных сокращений. С 7-8 до 13-15 лет развитие двигательной сенсорной системы значительно улучшается (Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для вузов физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - 8-е изд. - Москва: Спорт, 2018. 618, [1] с.). Скелетные мышцы конечностей растут довольно быстро, изменений в структуре мышечных волокон не происходит, качественные характеристики мышц остаются прежними. Биохимическая ситуация в мышечных клетках (волокнах) существенно меняется из-за усиления процессов синтеза, необходимых для роста: энергетический обмен в клетках становится более интенсивным и менее стабильным (Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка). Учеб. Пособие для студ. высш. Пед. Учеб. Заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 416 с.). В среднем школьном возрасте длина и толщина мышечных волокон меняются. Формирование морфотипа, присущего подростку, практически завершается. Созревание центральных регуляторных механизмов и костно-мышечной системы обеспечивает развитие наиболее важных качественных характеристик двигательной активности (Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. С. 150). Тело тесно связано с формой грудной клетки. Типичные долихоморфные типы имеют удлиненную цилиндрическую грудную клетку с острым эпигастральным углом. У представителей брахиморфных типов грудная клетка становится бочкообразной, короткой, с тупым эпигастральным углом. В промежуточном мезоморфном типе угол эпигастрии прямой (Козлов А.В. Теория и методика плавания высших достижений: биологические и педагогические аспекты подготовки олимпийского резерва: учебное пособие по направлению 49.04.01 "Физическая культура". С. 121). В среднем школьном возрасте количество гемоглобина и эритроцитов увеличивается, количество лейкоцитов уменьшается, в лейкоцитарной формуле число лимфоцитов продолжает уменьшаться, а количество сегментированных нейтрофилов увеличивается. Кровеносная система полностью формируется. Масса сердца у мальчиков в возрасте от 12 до 13 лет превышает такие же показатели у девочек. Рост массы сердца происходит с некоторой задержкой по отношению к росту массы тела. Объем сердца достигает 130-150 мл, а минутный объем крови - 3-4 л / мин. Увеличение происходит за счет возросшего систолического объема, который увеличивается с 46 мл до 60-70 мл за период от 10 до 17 лет (Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка). С. 246). С возрастом развивается дыхательная система. Продолжительность дыхательного цикла и скорость вдоха увеличиваются, выдох (особенно пауза на вдохе) увеличивается, чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку углекислого газа уменьшается. Улучшается регуляция дыхания, в том числе произвольная регуляция при реализации речевой функции. Респираторные реакции на нагрузки экономизируются. Дыхательный объем увеличивается, и, соответственно, частота дыхания в минуту снижается (Физиология человека: учебник / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова; под ред. Н. А. Агаджаняна, В. И. Циркина. - 5-е изд. - М.: Медицинская книга, 2005. 527 с.). По мере увеличения глубины дыхания у подростков увеличивается вентиляция легких, и лишь у половины происходит и учащения дыхания. Непрерывные изменения в организме носят прогрессивный характер. Позволяя улучшить газообмен в легких, так как при частом и поверхностном дыхании воздух обменивается главным образом в дыхательных путях, очень мало изменяя состав альвеолярного воздуха. У девочек ЖЕЛ меньше, чем у мальчиков на всех этапах полового развития. С небольшими колебаниями ЖЕЛ в среднем школьном возрасте - около 2 литров (Цаллагова Р.Б. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: гигиена детей и подростков / Р. Б. Цаллагова, Н. В. Дубкова, В. П. Башмаков; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: б. и., 2015. 100 с.). 1.2. ГИПОКСИЯ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ПЛОВЦОВ Плавание — один из наиболее массовых и популярных видов спорта. Является уникальным видом физических упражнений, как в нашей стране, так и за рубежом. Он включает шесть дисциплин — вольный стиль, брасс, на спине, баттерфляй, комплексное плавание, эстафеты (Спортивное плавание: путь к успеху: кн. для тренеров, студентов, преподавателей вузов физ. воспитания: в 2 кн. Кн. 1 / под общ. ред. В. Н. Платонова. - М.: Сов. спорт, 2012. 480 с.: ил.). Характерные особенности плавания связаны с движениями в водной среде. Организм человека в воде подвергается двойному воздействию: с одной стороны, на него влияют физические упражнения, с другой - водная среда. Эти особенности также обусловлены физическими свойствами воды: ее давлением, вязкостью, теплоемкостью, плотностью, температурой (Кабачкова А.В. Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации: материалы IV Всероссийского с международным участием, научно-практической конференции студентов и аспирантов, г. Томск, 21 апреля 2016г. / под. ред. канд. биолог. Наук А.В Кабачковой. – Томск: STT, 2016. 540 с.). Согласно А.Ш. Зайчик и Л.П. Чурилову гипоксия (от греч. hypo - мало и лат. oxigenium - кислород) – или недостаток кислорода - это типичный патологический процесс, который возникает, когда ткани организма недостаточно снабжаются кислородом или нарушении его использования в процессах биологического окисления (Зайчик А.Ш. Основы общей патологии. Часть 2. // Основы патохимии А. Ш. Зайчик, Л. П. Чурилов - СПб.: ЭЛБИ, 2000. 688 с.). Гипоксия, как и любой другой типовой процесс, представляет собой тесное переплетение явлений собственно патологических и защитно-приспособительных, и если при приспособлении организма к условиям гипоксии, вызванные этим состоянием повреждения, не компенсируются, то в последствии развивается дефицит кислорода. Состояние гипоксии возникает всякий раз, когда напряжение кислорода в клетках и тканях организма падает ниже критического значения, при котором всегда может поддерживаться максимальная скорость ферментативных окислительных реакций в дыхательной цепи митохондрий. Все физиологические системы организма работают над поддержанием этого критического парциального давления кислорода в тканях (Висмонт Ф.И. Патологическая физиология: учебник / Ф.И. Висмонт [и др.]; под ред. проф. Ф.И. Висмонта. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. 640 с.). На разных уровнях кислородного каскада организма нормативные значения парциального давления кислорода примерно равны следующим значениям: альвеолы легких - 110 мм рт. ст.; аортальный синус - 105-90 мм рт. ст.; артериолы - 60-40 мм рт. ст.; тканевые капилляры - 40-30 мм рт. ст.; наружная клеточная мембрана - 20-15 мм рт. ст.; митохондриальная мембрана - 5-3 мм рт. Основой всех нарушений при гипоксии является невозможность нормального функционирования системы тканевого дыхания и энергообеспечения клеток (Дмитрук А.И. Гипоксия и спорт: Учебно-методическое пособие / А.И. Дмитрук; Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. Культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: [б.и.], 2007. 44 с.). Изучение дыхательных процессов и механизмов снабжения и потребления кислорода позволило выделить следующие виды гипоксии (Колчинская А.З., Цыганова Т.Н., Остапенко Л.А. Нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка в медицине и спорте. 408 с.). 1. Гипоксическая гипоксия – снижение парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе; 2. Респираторная гипоксия – снижение парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе или в артериальной крови, вызванное поражением дыхательных путей; 3. Анемическая (гемическая) гипоксия – снижение содержания кислорода в артериальной крови, вызванное уменьшением ее кислородной емкости или снижением кислородосвязывающих свойств гемоглобина; 4. Циркуляторная гипоксия – снижение скорости доставки кислорода кровью к тканям; 5. Гипоксия нагрузки - снижение парциального давления кислорода в тканях и в венозной крови, возникающее в результате повышения нагрузки на систему дыхания в следствии увеличения потребления кислорода клетками организма; 6. Первичная тканевая гипоксия – это кислородное голодание, вызванное ингибированием механизмов взаимодействия кислорода и ферментов клеток. Симптомы развития нехватки кислорода следует рассматривать на примере развития более близкого к спортивной практики его вариантов - гипоксической, циркуляторной и гипоксии нагрузки. Так гипоксическая гипоксия проявляется в тренировках спортсменов в горах (Ровная О.А., Ильин В.Н. Особенности адаптивных реакций системы дыхания высококвалифицированных спортсменок синхронного плавания во время интервальной гипоксической тренировки (ИГТ) // Проблеми фiзичного виховання i спорту. 2010. № 9. С. 71-75). Вместе с тем острая гипоксия может возникнуть у спортсменов, занимающихся водными видами спорта при резком всплытии (резкое изменение общего давления при всплытии приведет к изменению парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе). Циркуляторная гипоксия проявляется в тканях конечностей спортсменов, подвергшихся местному обморожению. Такое обморожение замедляет периферическое кровообращение в конечностях, что вызывает недостаток кислорода в этих областях. Посинение отмороженных участков является признаком гипоксии, поскольку гипоксическая кровь имеет темно-красный цвет с синеватым оттенком. Синий язык является признаком общей гипоксии. Гипоксия нагрузки является основным видом гипоксии в спорте (Волков Н.И., Колчинская А.З. «Скрытая» (латентная) гипоксия нагрузки // Hypoxia Med. J. 1993. № 3. Р. 30-35). Этот тип гипоксии развивается на фоне достаточного или даже повышенного поступления кислорода в ткани, но значительно повышенное потребление кислорода интенсивно функционирующим органом может привести к недостаточному поступлению кислорода и развитию нарушений обмена веществ. В условиях гипоксии в организме формируется динамичная функциональная система по достижению и поддержанию оптимального уровня биологического окисления в клетках. Выделяют долговременные и экстренные механизмы адаптации к гипоксии. Долговременная адаптация Причина включения долговременных механизмов при адаптации к гипоксии: повторный или постоянный сбой биологического окисления. Долговременная адаптация к гипоксии происходит на всех уровнях жизни: от клеточного метаболизма до организма в целом. Эти механизмы формируются постепенно, обеспечивая оптимальную жизнедеятельность в новых условиях, часто экстремальных. Основным звеном долгосрочной адаптации к гипоксии является повышение эффективности процессов биологического окисления в клетках. Экстренная адаптация Причина активизации срочных механизмов адаптации: недостаточная АТФ в тканях. Процесс экстренной адаптации организма к гипоксии обеспечивает активацию транспортных механизмов для O2 и метаболических субстратов в клетках. Эти механизмы обнаружены во всех организмах и активируются сразу после наступления гипоксии (Литвицкий, П.Ф. Патофизиология: учебник / П.Ф. Литвицкий - 4-е изд., - 2009. 496 с.). По течению выделяется молниеносную гипоксию, развивающаяся в течение нескольких секунд или десятков секунд; острую, развивающуюся в течение нескольких минут или десятков минут; хроническую, продолжающуюся недели, месяцы, годы. Молниеносная форма развивается при сильном снижении парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе, связанном с вдыханием другого газа или газовой смеси без кислорода. После нескольких вдохов этих смесей сразу происходит потеря сознания, и причиной этого является быстро нарастающая гипоксия мозга (Дмитрук А.И. Гипоксия и спорт: Учебно-методическое пособие. С. 15). Острая форма развивается быстро, за несколько десятков минут, и сохраняется в течение ограниченного периода времени, что приводит либо к устранению кислородного голодания, либо к необратимым изменениям в организме. Состояния, при которых резко изменяется кровоток, количество и качество гемоглобина, такие, как, например, инфаркт, отравление ядами, кровопотеря и т.д. обычно сопровождает острая гипоксия. Другими словами, острая гипоксия возникает при острых состояниях. Любой вариант острой гипоксии следует устранить как можно скорее, так как организм может поддерживать нормальное функционирование органов и тканей в течение ограниченного периода времени, пока не будут истощены компенсаторно-приспособительные реакции. И когда компенсаторно-приспособительные реакции полностью истощаются, под воздействием гипоксии наиболее важные органы и ткани (в основном мозг и сердце) начнут умирать, что в конечном итоге приведет к смерти. Если гипоксию поучится устранить, когда отмирание тканей уже началась, тогда человек может выжить, но в то же время у него останутся необратимые нарушения функционирования наиболее пострадавших от кислородного голодания органов (Угольник Т.С. Гипоксия. Патофизиология внешнего дыхания: учеб.-метод. пособие для студентов 3 курса всех факультетов медицинских вузов / Т. С. Угольник [и др.]. - Гомель: ГомГМУ, 2015. 68 с.). Хроническая форма кислородного голодания возникает при длительном воздействии гипоксического раздражителя низкой интенсивности на организм человека. Эта форма может встречаться у высокогорных иммигрантов, а также у пациентов, страдающих рядом хронических заболеваний. При хронической форме недостатка кислорода человек жалуется на усталость, расстройства внимания и сна, раздражительность, сердцебиение и одышку. Эти симптомы усиливаются при физической нагрузке и психическом стрессе (Дмитрук А.И. Гипоксия и спорт: Учебно-методическое пособие. С. 22). 1.3. ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода в организм из окружающей среды. Кислород используют при биологическом окислении и удалении из организма продукта окисления – диоксида углерода, или углекислого газа (Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. – М.: Спорт., 2019. 656 с.). Дыхательная система состоит из соединенных между собой полостей и трубок, называемых дыхательными путями. Дыхательные пути в свою очередь ведут в главный орган дыхания – легкие. Атмосферный воздух с кислородом входит через ноздри в носовую полость, затем проходит через носоглотку в горло и затем попадает в гортань и трахею, которая представляет собой трубку. Трахея разделена еще на две - бронхи, которые ведут к легким. Легкие представляют собой парный орган и делятся на две симметричные части - правое и левое соответственно, а бронхи - это две трубки, называемые первичными бронхами. В свою очередь бронхи разветвляются на вторичные и третичные. Самые маленькие ветви называются бронхиолы и заканчиваются альвеолами. Вся система крупных и мелких бронхов создает разветвленное бронхиальное дерево (Школьник Ю.К., Человек. Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник; [ил. А. Воробьёва, Ю. Золотаревой, Г. Мацыгины, Ю. Школьник]. – М.: Эксмо, 2011. 256 с.:). Люди, которые постоянно занимаются плаванием, имеют развитые дыхательные мышцы и органы дыхания, а также хорошую координацию дыхания с движением. При выдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку, в связи с необходимостью преодоления сопротивления воды, также прилагаются необходимые усилия при выдохе в воду. С увеличением активности дыхательные мышцы развиваются и укрепляются, жизненная емкость легких увеличивается, подвижность грудной клетки улучшается (Шамгунова Г.М, Методическое пособие. Дыхательные упражнения в процессе обучения плаванию и оздоровительной тренировки у студентов. – Казань: КФУ, 2015. 32 с.). Во время плавательных движений расходуется много энергии, а потребность в кислороде возрастает. Тело начинает максимизировать каждый вдох. При систематических плавательных упражнениях развивается определенный тип дыхания. Дыхание пловца реже и глубже. Один пловец выполняет 7-8 дыхательных движений в минуту, а обычный человек - 16-20. Особенность такого дыхания заключается в том, что легкие и другие органы дыхания успевают расслабиться и получить полноценное питание. Это замедляет их износ (Пропедевтика внутренних болезней / В. Х. Василенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1989. — С. 92-93. — 512 с.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 42 страницы
1050 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 81 страница
2025 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 64 страницы
1350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg