Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологическое сопровождение социализации детей дошкольного возраста из неполных семей в условиях ДОУ

cool_lady 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Объект исследования – социализация ребенка из неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации. Предмет исследования – психологическое сопровождение социализации ребенка из неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации. Цель исследования – выявить и эмпирически обосновать условия психологического сопровождения социализации ребенка из неполной семьи в дошкольной образовательной организации. Гипотеза исследования. Психологическое сопровождение социализации детей из неполных семей в условиях дошкольной образовательной организации будет эффективным, если в образовательной деятельности будут реализованы условия: ? положительная ориентированность педагогов на свою профессиональную деятельность, ? учет специфики семейного и педагогического вклада в обучение и воспитание детей, ? психологическое сопровождение социализации будет осуществляться с учетом уровня психического развития детей. Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач: 1. Выявить и теоретически обосновать социально-психологические факторы, препятствующие успешной социализации в дошкольной образовательной организации дошкольников из неполной семьи. 2. Определить основные направления, методы и средства работы ДОУ по психологическому сопровождению воспитанников из неполных семей. 3. Выявить и эмпирически обосновать социально-психологические факторы, способствующие позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста из неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации. 4. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста из неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации. Теоретико-методологической основой исследования выступили фундаментальные положения, представленные в культурно-историческом и деятельностном подходах, нашедшие свое отражение в трудах отечественных исследователей: Л.C. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. В своем исследовании мы также опирались на концепции возрастного развития личности (Л.И. Божович, М.И. Лисина, B.C.Мухина, Д.И. Фельдштейн), концептуальные ориентиры, находящиеся в основе разработки модели профессиональной деятельности психолога образования (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Г.А. Прохорова и др.). Выбор методов и методик определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом отдельном его этапе. Методы исследования: Теоретические методы: ретроспективный анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация. Эмпирические методы – наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос. Методы качественной и количественной обработки данных. Методики диагностики: 1) методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана; 2) комплексная методика для диагностики психического развития детей от рождения до 3 лет Е.О. Смирновой, JI.H. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, Ю.Мещеряковой; 3) экспресс-диагностика «Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста» от Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. Этапы исследования. Исследование выполнялось в несколько взаимосвязанных этапов: Iэтап – подготовительный (2018– 2019 гг.)–изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе и психолого-педагогической практике, определялся понятийный аппарат проблемы, разрабатывались основы работы. Осуществлялся подбор и апробация вариантов методического обеспечения психологического сопровождения социализации детей из неполных семей. II этап – основной этап эксперимента (2018-2019 гг.) – проводился констатирующий эксперимент, целью которого было исследование социально-психологических факторов, способствующих позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста из неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации. Проведен формирующий эксперимент, уточнялись отдельные положения исследования. III этап – обобщающий (2020) – теоретическое осмысление и качественный анализ результатов экспериментальной работы, формулирование выводов, рекомендаций диссертационного исследования. Публикация результатов исследования в журналах, сборниках, подготовка их к изданию, оформление результатов исследования в виде магистерской диссертации. База исследования. Исследование проводилось на базе ГБПОУ ОК «Юго-Запад» ТСП «Гагаринское» (дошкольное отделение 1,2). Новизна исследования. В обосновании и раскрытии основных подходов к психологическому сопровождению социализации детей из неполных семей, а также в разработке и обосновании программы психологического сопровождения позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста из неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации. Теоретическая значимость результатов исследования. Конкретизировано понятие «сопровождение социализации детей» из неполной семьи в условиях государственного дошкольного образовательного учреждения ГБПОУ ОК «Юго-Запад» ТСП «Гагаринское» (дошкольное отделение 1,2). Определены социально-психологические факторы, способствующие позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста из неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации. Выявлены основные направления, методы и средства работы ДОУ по психологическому сопровождению воспитанников из неполных семей. Практическая значимость результатов исследования. Разработана программа психологического сопровождения позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста из неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации; данные результаты могут быть использованы в рамках подготовки к педагогическим советам в ДОУ, разработке круглых столов, мастер-классов, проблемных семинаров для работников дошкольного образования. Положения, выносимые на защиту. 1. Психологическое сопровождение социализации детей из неполных семей в условиях образовательного учреждения – это важное направление деятельности детского практического психолога, которое охватывает всех субъектов образовательного пространства, прямо или косвенно участвующих в нем и направленное на адаптацию как целенаправленного, перманентного и взаимосвязанного регулирования, поддержки и коррекции психического развития воспитанников, начиная с раннего возраста. 2. Социально-психологическими факторы, способствующими позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста из неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации являются: а) выявление неполных семей и имеющихся у них социальных проблем; б) выявление неблагополучия в семье (если таковое имеется), связанное с наличием социальных, раннее выявленных проблем. в) ежегодный мониторинг семей, с выявлением результатов и составлением социального паспорта ДОО. 3. Программа психологического сопровождения позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста из неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации предполагает реализацию следующих видов деятельности: ? установление контакта с детьми из неполных семей; ? диагностику детей с целью выявления уже имеющихся или возможных проблем в развитии ребенка, социализации и адаптации; ? коррекционно-развивающую работу (коррекция и профилактика возможных отклонений от нормы в развитии, поведенческих нарушений и т.д.); ? консультативную деятельность (консультирование родителей и сотрудников образовательного учреждения, повышение уровня их психологической подготовки). Апробация. Апробация проходила на базе ГБПОУ ОК «Юго-Запад» ТСП «Гагаринское» (дошкольное отделение 1,2). Результаты проведенного исследования представлены в следующих публикациях: 1. Хамзина Т. А. Роль психологического сопровождения процесса воспитания детей из неполной семьи // E-Scio [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «E-Scio.ru» — Эл № ФС77-66730 — Режим доступа: http://e-scio.ru/wp-content/uploads/2020/05/Хамзина-Т.-А.pdf 2. Хамзина Т. А. Особенности формирования половой идентичности у ребенка в условиях неполной семьи // E-Scio [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «E-Scio.ru» — Эл № ФС77-66730 — Режим доступа: http://e-scio.ru/wp-content/uploads/2020/05/Хамзина-Т.-А-1.p Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. ВКР представлена 72 страницами текста компьютерного набора (без приложения). Во введении раскрывается актуальность исследования, цели, задачи, а также гипотеза исследования. В первой главе рассматриваются вопросы воспитания и социализации дошкольников в условиях неполной семьи, где индивидуализации характерны черты, присущи только одной семье, влияющие на процесс личностного и психического развитие ребенка. Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования, которые показывают, что в дошкольном учреждении выявлен недостаточный уровень психического развития у детей для освоения образовательной программы в начале учебного года и его сохранение на момент окончания в обоих ДОУ. Полученные результаты позволили апробировать программу психологического сопровождения, выявить те области образовательной программы, которые необходимо скорректировать в педагогическом процессе для повышения уровня ее освоения воспитанниками из неполных семей. Список литературы содержит 80 источников. 1. Аннотация. В работе отражены вопросы психологического сопровождения социализации детей дошкольного возраста из неполных семей в условиях ДОО. Программа психологического сопровождения позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста из неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации предполагает реализацию следующих видов деятельности: установление контакта с детьми из неполных семей; диагностику детей с целью выявления уже имеющихся или возможных проблем в развитии ребенка, социализации и адаптации; коррекционно-развивающую работу (коррекция и профилактика возможных отклонений от нормы в развитии, поведенческих нарушений и т.д.); консультативную деятельность (консультирование родителей и сотрудников образовательного учреждения, повышение уровня их психологической подготовки). Ключевые слова. Психолого-педагогическое сопровождение, неполная семья, социализация, социализация и адаптация, дети дошкольного возраста, воспитание и обучение дошкольника.
Введение

В настоящее время проблема социализации ребенка в неполных семьях является одной из самых значимых и требующих особого внимания. Актуальность проблемы психологического сопровождения детей из неполных семей заключается в следующем: для полноценного развития ребенка крайне важно наличие в его окружении, начиная с самого раннего детства, двух моделей социального поведения, носителями которого в традиционной семье являются мужчины и женщины соответственно. Отечественными исследователями признается, что наличие в окружении ребенка различных моделей социального поведения способствует гармоничной социализации и благоприятствует психическому развитию в целом. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ВО) указывает на целевые установки по созданию в дошкольной организации условий социализации дошкольников: - открывающих возможности для их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; -создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Из Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года, следует, «что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» [п. 5 ст. 14]. Соответственно, все виды деятельности, реализуемые в образовательных организациях должны отвечать требованиям законодательства и современным реалиям, учитывая возрастные, индивидуально-психологические особенности развития ребенка [2]. Проблеме социализации детей дошкольного возраста посвящены труды Н.Ф.Головановой, Т.С. Комаровой, С.А. Козловой т др. Так, по мнению С.А. Козловой рассматривающей социализацию как адаптацию к социальному миру, активность самого индивида зачастую оказывается несколько сниженой. Сам по себе процесс приспособления к миру, безусловно, очень важен, но не достаточен для становления индивида как социального существа[33]. Социализация, по мнению Н.Ф.Головановой, предполагает не только адаптацию к социуму, сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, но и совместно со взрослыми и сверстниками выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни [33]. Наибольший интерес представляют работы, в которых представлены особенности функционирования, развития и социализации детей из неполных семей. Среди них особо можно выделить исследования В.Н. Архангельского, Т.А. Гурко, A.M. Демидова, Я.Г. Николаевой и др. Проблема выбора теоретических оснований и практической реализации различных моделей и подходов психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) получили детальной рассмотрение в работах отечественных ученых и практиков. Так, Афонькина Ю.А., Гребенщикова Л.Г., Кулакова Е.В., Косарева Ю.В., Костяк Т.В., Лапина И.В. и др. акцентировали свое внимание на организационных основах психолого-педагогического сопровождения развития и социализации воспитанников дошкольных образовательных организаций. Следует отметить, что значительная часть представленных в отечественной литературе программ психологического и психолого-педагогического сопровождения, посвящена исследовательскому и коррекционному этапу сопровождения личности. Вместе с тем особую актуальность имеют программы сопровождения, ориентированные на развитие ребенка, раскрытия его личностного потенциала. При этом, условия реализации развивающей деятельности обеспечивает взрослый» (Л.C. Выготский). Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости построения комплексной системы психолого-педагогического сопровождения развития и социализации воспитанников дошкольных образовательных организаций.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯ ДОУ………………………………………………………………..11 1.1. Социально-психологические проблемы воспитания и социализации дошкольников в условиях неполной семьи……11 1.2. Психологическое сопровождение как направление работы ДОУ с неполными семьями…………………………………………..24 1.3. Методы и средства психологического сопровождения позитивной социализации ребенка младшего дошкольного возраста в условиях неполной семьи……………………………30 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………..33 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ……………………………………….34 2.1. 2.2. Организация и методы исследования…………………………34 Анализ результатов эмпирического исследования деятельности по психологическому сопровождению детей из неполных семей………………………………………………………………38 2.3. Программа психологического сопровождения позитивной социализации детей младшего дошкольного возраста из неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации……………………………………………………...54 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………….62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………64 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………66 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..73
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. – СПб., 2016. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 3. Aгеевa О.В. Влияние неполной семьи нa paзвитие личноcти pебенкa (половозpacтной acпект) // Мaтеpиaлы межpегионaльной межвузовcкой нaучно-пpaктичеcкой конфеpенции. - Пеpмь: ПГПУ, 2003. - 512 c. 4. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М.: НИИ школьных технологий, 2017. 336 с. 5. Apнaутовa Е.П., Ивaновa В.М. Общение c pодителями: зaчем, кaк?/ Нaуч. pед. В.М.Ивaновa. - М., 2015. 6. Apхиpеевa Т.В. Cpaвнительные оcобенноcти мaтеpинcких и отцовcких pодительcких позиций // Мaтеpиaлы Вcеpоccийcкой нaучно-пpaктичеcкой конфеpенции. - Ивaново, 2002. C. 3 - 6. 7. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010.-80 с. 8. Бодалев А.А. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под. Ред. А.А. Бодалева, Н.В.Васиной. – СПб: Речь, 2015. – 324с. 9. Бручилова И.А., Клепцова Е.Ю., Маралов В.Г. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / под ред. В.Г. Маралова. – М., 2015. – 288с. 10. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – 2 – е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 384с. 11. Буре Р.С., Воробьева В.М., Давидович В.Н. и др. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей. – М., 2016. – 141с. 12. Буре Р.С. Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и отношений: Учебно – наглядное пособие для проведения бесед с дошкольниками 5 – 7 лет. – СПб., 2014. – 28с. 13. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева H.JI. Работа психолога в школе. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2001. - 352 с. 14. Вдовиченко В.П. Научные основы социализации. От детства к взрослости: Юношество. Социализация. Библиотека. – М.: Школьная библиотека, 2016. – 117с. 15. Винникот Д.В. Paзговоp c pодителями. - М., 2016, - 143c 16. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 – 7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 128 с. 17. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд. – во ЭКСМО – Пресс, 2015. – 1008с. 18. Волынкин В.И. Методология и методика психолого – педагогического исследования: Учебное пособие. – СПб.: Изд – во С. – Петерб. ун – та, 2017. – 150с. 19. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. М., 2016. – 224с. 20. Гуpко Т.A. Пpогpaммa cоциaльной paботы c неполными cемьями. М., Депapтaмент пpоблем cемьи, женщин и детей, 1992, c. 15 21. Дементьевa И.Ф. Негaтивные фaктоpы воcпитaния детей в неполной cемье // Cоциология cемьи. - №6. - 2001. C. 25. 22. ДанилинаТ.А., Стенина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Айрис – пресс, 2016. – 112с. 23. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. 24. Диагностика эмоционально – личностного развития дошкольников 3 – 7 лет / сост. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 202 с. 25. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 510 с. 26. Зимняя И.A Cемья кaк объект cоциaльной paботы // Cеp. "Cоциaльнaя paботa". - Выпуcк №7. - 1993. - C. 71-81. 27. Кузьмишина Т.Л., Пермякова А.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация// Современная зарубежная психология.№1, 2014. Стр-16-25 28. Кpупинa И.В. Оcновы cемейного воcпитaния // Педaгогикa / Под pед. П.И. Пидкacиcтого. - 2-е изд. - М., 2016 – 365c. 29. Игровое обучение детей 5 – 7 лет / Под ред. Н.В. Ивановой., 2016. – 112с. 30. Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям: Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов / Авт. – сост. В.Г. Маралов. – 2 – е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2015. – 136 с. 31. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медикосоциальное сопровождение развития ребенка:Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб, 1998. - 125 с. 32. Кокуева Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детскомсаду:Методическое пособие.—М.:«Педагогическая литература», 2016. — 112 с. 33. Козлова С.А., Кожокарь С.В., Шукшина С.Е., Шахманова А.Ш. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: Учебное пособие для студентов заочного отделения. – М.: МГПУ, 2016. – 188 с. 34. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с. 35. Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. – 2003. – №2 36. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. 37. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детскомсаду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,Т.С.Комаровой:диагностическийжурнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н.Б. Вершинина. - Волгоград: Учитель, 2011. - 35 с. 38. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: диагностический журнал. Старшая группа / авт.-сост. Н.Б. Вершинина. - Волгоград: Учитель, 2011. - 27 с. 39. Комплекснаядиагностикауровнейосвоенияпрограммыпод редакциейМ.А.Васильевой,В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой: диагностический журнал. Вторая младшая группа / авт.-сост. С.С. Дреер, А.Н. Потыкан. - Волгоград: Учитель, 2012.-51 с. 40. Комплекснаядиагностикауровнейосвоенияпрограммыпод редакциейМ.А.Васильевой,В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой: диагностический журнал. Первая младшая группа / авт.-сост. С.С. Дреер, А.Н. Потыкан. - Волгоград: Учитель, 2012. - 43 с. 41. Комплекснаядиагностикауровнейосвоенияпрограммыпод редакциейМ.А.Васильевой,В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой: диагностический журнал. Средняя группа / авт.-сост. С.С. Дреер, А.Н. Потыкан. - Волгоград: Учитель, 2011. - 35 с. 42. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. — СПб.: «Речь», 2005. —240 с. 43. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ / Автор-составитель О.А.Скоролупова. - М.: «ИздательствоСкрипторий -2003», 2009.- 160 с. 44. Логиновa И. A. Cпецификa детcко-pодительcких отношений // Cемейнaя пcихология и cемейнaя пpaктикa. - 2008. - № 4. C. 77. 45. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология / Ги Лефрансуа, – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК. 2017. – 576с. 46. Столярчук Л.И. Педагогические аспекты полоролевого воспитания // Педагогика. – 2003. – №5 47. Майер А.А. Введение детей в проблемы социальной действительности (родиноведческий подход): Учебное пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 272с. 48. Мaтейчек 3.Н. Pодители и дети: Книгa для учителя / Пеp. c чешcкого - М., 2012 – 275c. 49. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583с. 50. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2016. - 224 с. 51. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. заведений / А.В. Мудрик – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 304 с. 52. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема /А.Мудрик // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – с. 47 – 56 53. Мудрик А.В. Что такое социализация?/А.В. Мудрик // Классный руководитель. – 2009. – №8. – с.29 – 34 54. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2018. – 460с. 55. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет / Под. Ред. О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 64 с. 56. Помощь pодителям в воcпитaнии детей: Пеp. c aнгл. / Под pед. В.Я. Пилиповcкого. - М., 2014 – 165c. 57. Плоткин М.М. еще раз о социализации / М.М. Плоткин // Педагогика. – 2005. – №4. – с. 155 – 118 58. Севостьянова Е.О. Страна Добра: социализация детей 5 – 7 лет. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 326с. 59. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 576с. 60. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 2017. – 688 с. 61. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3 – е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2016. – 299с. 62. Cмиpновa Е.О., Быковa М.В. Опыт иccледовaния cтpуктуpы и динaмики pодительcкого отношения// Вопpоcы пcихологии №3.-М.: Школa-Пpеcc; 2009 – c.26-29. 63. Сазонов В.П. Становление личности в единстве процессов социализации, воспитания и самовоспитания /В.П. Сазонов // Классный руководитель. – 2009. – №8. – с. 35 – 46 64. Cоловьев Н.В. Отец в cовpеменной cемье, кaк пpедмет cоциологичеcкого иccледовaния // Cб. cт.: Отец в cовpеменной cемье. Вильнюc, 2016 – 148c. 65. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. – М., 2016. – 88с. 66. Социально – нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 176 с. 67. Социально – личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа / авт. – сост. Л.А. Загуменная. – Волгоград: Учитель, 2014. – 231 с. 68. Cиняевa Е.Г. Пcихология cемейных отношений c оcновaми cемейного конcультиpовaния. - М., 2014 – 297c. 69. Титapенко В. Я. Cемья и фоpмиpовaние личноcти. - М.: "Мыcль", 2017 – 286c. 70. Хоментaуcкac Г.Т. Cемья глaзaми pебенкa. - М., 2017 – 483c. 71. Целуйко В.М. Неполнaя cемья / В.М. Целуйко. - Волгогpaд, 2016 – 264c. 72. Шашенкова Е.А., Щербакова Т.Н. Психолого – педагогический практикум: Учебно – методическое пособие / Авторы состав. Е.А. Шашенкова, Т.Н. Щербакова / Пол общей редакцией Е.А. Шашенковой – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 176с. 73. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. – 132с. 74. Шнейдеp Л.Б. Пcихология cемейных отношений. Куpc лекций. - М.: Aпpель-Пpеcc, ЭКCМО-Пpеcc, 2016 – 275c. 75. Юницкий В.A. Пcихология детcкой потеpи: Обзоp зapебеж. иccлед. // Веcтник Моcковcкого унивеpcитетa. Cеp. 14, Пcихология. - 1991. - №2. - c. 49-59. 76. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / Д.Б. Эльконин; ред. – сост. Д.Б. Эльконин. – 6 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 384 с. 77. Экспертные оценки в дошкольном образовании: Методическое пособие / Авт. – сост. И.В. Юганова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1.1. Социально-психологические проблемы воспитания и социализации дошкольников в условиях неполной семьи Семья в обществе занимает лидирующие позиции в сравнении другими социальными институтами, так как именно в ней создается и совершенствуется личность человека, происходит знакомство с основными социальными ролями. Внутри семейная среда, психологическая атмосфера, психологический и педагогический подход родителей напрямую влияет на развитие полноценной личности, способной контактировать с окружающими людьми и явлениями, при этом не разрушая себя или других. Взаимодействие с окружением должно быть не травмирующим для ребенка, а привычным и комфортным состоянием. Отсутствие образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к как таковым нарушениям в психическом и личностном развитии, что оказывает огромное воздействие не дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка. Общепризнанно, что семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу [27]. Именно в семье закладываются нравственные понятия, формируются основы нравственного поведения и основные качества личности. Каждая ячейка общества несет в себе ряд функций, таких как: репродуктивная, воспитательная, коммуникативная, хозяйственно бытовая, экономическая и т.д. Каждая из этих функций несет в себе социальный характер, т.к. каждый из членов семьи контактирует, как внутри семьи, так и с окружающим миром. Если функции семьи приблизительно ясны, то попробуем разобраться в её составе. Семьи бывают полные и неполные. Подробнее остановимся на неполных семьях. Неполная семья – это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя и одного или нескольких несовершеннолетних детей. Судя по определению, в такой семье нет традиционных отношений мать-отец-ребенок, что заставляет задуматься: не нарушаются ли при этом остальные функции семьи и, если нарушаются, то насколько критична ситуация и можно ли ее скорректировать? Попробуем разобраться. Причинами, когда в семье есть только один родитель, может быть смерть одного из них, или расторжение брака, которое происходит на фоне злоупотребления спиртными напитками, бытовой неустроенности, супружеской неверности, проблемам распределения домашних обязанностей или на фоне психологической несовместимости. Также, достаточно часто, неполные семьи появляются и в результате рождения ребёнка вне брака, а то и усыновление одинокой женщиной (мужчиной) ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большей самостоятельностью, понятливостью и психической эмоциональностью [3]. В современной России неполная семья – это один из основных социально-демографических типов семьи. Неполные семьи разделяются на следующие типы: 1. Неполная семья, в которой присутствует только мать. 2. Неполная семья, в которой присутствует только отец 3. Семьи, в которых простой состав: мать (отец) с ребенком или несколькими детьми. 4. Семьи, в которых расширенный состав: мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. 5. Функционально неполные семьи (когда присутствуют оба родителя, но профессиональные или иные причины не оставляют им времени для семьи. Дополнительно неполные семьи можно разделить на: 1) благополучные. (Успешно справляются с функциями родителя. Практически нет необходимости в поддержке психолога, так как быстро адаптируются к потребностям своего ребенка и продуктивно справляются с задачей его воспитания и развития. В случае возникновения проблемы, родителю благополучной семьи практически всегда хватает однократной помощи в рамках краткосрочной модели работы); 2) неблагополучные.(При имея низком социальном статусе в какой-либо сфере жизнедеятельности или сразу в нескольких, не справляются с возложенными на них обязанностями, не способны быстро адаптироваться, от этого процесс семейного воспитания протекает с огромными сложностями и, как правило, мало результативно. Такие семьи нуждаются в активной, продолжительной поддержке со стороны. Выявляя характер проблемы, педагог-психолог оказывает образовательную, психологическую и посредническую помощь в формате долговременной формы работы); 3) группа «риска». Для неполных семей этой группы характерно наличие некоторых отклонений от нормы, например, малообеспеченные неполные семьи, которым сложнее адаптироваться к потребностям своего ребенка. Они решают задачи воспитания с существенным увеличением напряжения своих сил, следовательно, педагогу-психологу необходимо наблюдать за положением дел такой семьи, чтобы понять насколько пробелы компенсированы другими положительными факторами, и при необходимости предложить своевременную поддержку; 4) асоциальные семьи с одним родителем. Взаимодействие психолога с такими семьями протекает более трудно и состоянию некоторых из них необходимы радикальные изменения. (Семья, где у родителей преобладает аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не соответствуют даже элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, в воспитании ребенка, как правило, никто не принимает участие, дети становятся безнадзорными, голодными, начинаются отставания в развитии; нередко становятся жертвами насилия, как со стороны собственных родителей, так и со стороны иных лиц такого же социального слоя. Работа специалиста с такой семьей ведется совместно с правоохранительными органами, органами опеки и попечительства, администрацией местного самоуправления, врачом педиатром и т.д.)[6]. Установлено, что рост неполных семей напрямую связан с отношениями между людьми в браке [5]. Как известно, существует некоторое количество причин возникновения неполных семей. Самый распространенный из них – расторжение брака. Социологические исследования говорят о том, что главными причинами разводов являются несовместимость характеров, злоупотребление алкоголем, измена или создание другой семьи. Следует отметить, что в большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Если говорить о ранних браках, то они оказываются менее жизнеспособными, чем заключенные в более зрелом возрасте. Это, безусловно, вызвано социальной незрелостью и незрелостью как гражданина, безответственность супругов, легкомысленное отношение к семье, а также ростом количества вынужденного заключения браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Появлению неполных семей в настоящее время, способствует, прослеживаемый в последнее десятилетие огромный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.). В связи со всеми выше перечисленными факторами возникновения неполных семей, также растет количество детей, рожденных вне брака. Дополнительно число неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями по факту проживающих раздельно супругов; в связи с усыновлением ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства. Существуют некоторые проблемы, затрагивающие неполные семьи, к ним относятся проблемы воспитания социально-экономические проблемы, социально-психологические проблемы и проблемы социализации детей в условиях неполной семьи[21]. 1. Социально-экономические проблемы. Социально-экономические проблемы в неполных семьях, это, прежде всего малообеспеченные семьи, у которых есть только один трудовой доход в семье, не беря во внимание те случаи, когда в семьи отсутствует вообще, как таковой доход и семья вынуждена жить на пособия. Для подобных семей непрекращающиеся долги становятся нормой. Общий бюджет складывается из трудовых доходов женщин-матерей (как правило) плюс пособия, пенсия, компенсационные выплаты, льготы, которые определяет государство, - социальные трансферы. Еще есть частные трансферты – алименты на детей в случае развода, подарки, продукты и материальная помощь от друзей и родственников. В общем, с категорией «неполных семей» с демографической точки зрения за годы реформ произошли социальные и имущественные изменения, например, с семьями с одинокими матерями, они разделились на «бедных», «очень бедных» и «вполне благополучных». В сложившихся экономических условиях, где существенно снизился перечень социальных гарантий и упал уровень социальной защиты, мать, содержащая ребенка или детей без отца, сама вынуждена нести ответственность за благосостояние семьи. Особенно тяжело неполным материнским семьям, в которых есть дети с ОВЗ или дети-инвалиды. Когда в семьи есть ребенок-инвалид, нуждающийся в постоянном уходе со стороны матери, у нее отсутствует возможность повысить благосостояние семьи и данная семья вынуждена жить на пособия и используя льготы. Проводилось множество исследований, но так до сих пор не стало ясно о средствах существования таких семей, о том каким образом они справляются и как выживают[28]. Следовательно, срочно требуется законы, закрепляющие дополнительные льготы, особенно действия со стороны социальной политики по оказанию помощи именно таким семьям. 2. Социально-психологические проблемы неполных семей. Если социально-экономические проблемы присутствуют не в каждой семье с одним родителем, то социально-психологические проблемы, присутствуют в межличностных отношениях членов, практически, каждой неполной семьи. Во-первых, это обида, неуверенность, чувство вины. Часть дети считают себя виноватыми в распаде семьи. Второе это чувство вины перед детьми, что вызывает их гиперопеку. Пытаясь не допустить спад жизненных условий своих детей, родитель возлагает на себя слишком большую трудовую нагрузку, но из-за постоянной занятости, не способен уделить им должного внимания. Также часто обиду на бывшего супруга, родитель вымещает на своих детях, становясь очень жестоким с ними. В общем, благоприятного психологического настроения в семье нет. Возникают проблемы с половой идентификацией детей. Ребенок развивает свое восприятие и поведение, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, а самое главное – родители. Вероятно поэтому в дальнейшем, в своей собственной семье человек не всегда в состоянии демонстрировать адекватное полоролевое поведение. Это зачастую становится основанием для конфликтов и, возможно, с последующим распадом семьи. Основная причина статистической зависимости распада молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодоженов (или обоих) – неадекватная полоролевая социализация[46]. Весьма специфические проблемы в семьях, где одинокий родитель – отец. Это не совсем традиционная модель неполной семьи, отсюда все течение жизни, включая общественное восприятие, не вполне к ней адаптированы. Помимо всего прочего, у одинокого отца гораздо больше шансов снова жениться, чем создать новую семью у одинокой матери. Поэтому одной из основных сложностей в такой семье будет построение взаимоотношений между ребенком (детьми) и новой супругой отца (возможно и ее детьми)[64]. 3. Проблемы воспитания и социализации детей в условиях неполной семьи. Одной из основных проблем воспитания детей в неполных семьях является проблема социализации ребенка [68]. Семьи с одним родителем бывают разные и отличаются друг от друга материальной составляющей, эмоциональной и психологическим климатом внутри семьи. У одних риск бедности выше, чем у других, у некоторых семей больше возможностей в получении социальной помощи. Даже если скорость распространения одиночного родительства (чаще материнства) замедлится, в любом случае неполная семья останется социально-педагогическим феноменом. Дети, живущие в условиях неполной семьи, очень часто становятся свидетелями развода, участниками конфликтов, сталкиваются со сложными отношениями с новой мачехой, отчимом и т.д. Это все, естественно, не в лучшую сторону сказывается на воспитании и социализации детей. Обратимся к анализу проблемы социализации детей дошкольного возраста из неполных семей. В одном из вариантов социализация объясняется как процесс и результат социального развития личности. И. С. Кон полагал, что социализация представляет собой результат всех социальных и психологических процессов, с помощью которых человек усваивает знания, нормы и ценности, позволяющих ему существовать в качестве полноправного члена общества, в котором он живет[34]. Суть социализации заключается в следующем: человек постепенно усваивающий социальный опыт, начинает использовать его для адаптации к социуму, внутри которого находится. Этот процесс происходит достаточно стихийно и целенаправленно. Целенаправленность достигается усилиями семьи, образовательных учреждений, различных общественных организаций. Стихийность – множественными аспектами жизни, с которыми сталкивается человек. Процесс социализации происходит и как следствие, и параллельно с процессами умственного, психического и личностного развития. Рассматривая умственное развитие, можно отметить, что него имеет непосредственное влияние наследственность, общество и собственный опыт ребенка. Поэтому крайне необходимо понимать в каком возрасте ребенок был лишен влияния обоих родителей, которые являются для него первым опытом в общении. Как правило, если ребенок рано лишился отца, то в большей степени страдает его умственное развитие. Особенно важным является период до двух лет. В случае смерти отца, сильно страдают успехи в школе, если момент потери родителя наступил в первые школьные годы. Присутствие мужчины (отца) в семье оказывает влияние не только на умственное развитие детей, но и на их стремление к образованию. Рассматривая разные исследования, можно заметить, что частое пребывание мальчика с отцом, позитивно сказывается на его учебе. Он лучше учиться, как бы стремясь к успеху и активности отца[56]. Еще одна важнейшая проблема в психологии, связанная с воспитание ребенка в условиях неполной семьи, это нарушение половой идентичности, так как отсутствует пример для формирования навыков поло-ролевого поведения [71]. По мнению врачей, несформированность половой идентичности затрагивает личность человека в целом. Происходит потеря собственного «Я», нарушается система построения отношений с окружающими. Следует заметить, что даже в случае небольшого отхождения от нормы в области полового сознания, возможны негативные последствия. Для развития характерных психологических качеств мужчин и женщин, значительная роль отдается отцу. Наблюдается, что, начиная с первых дней жизни ребенка. Отец, в отличии от матери, играет с сыном и дочерью абсолютно по-разному, начиная таким образом формировать их идентичность. Определяющий период развития ребенка от рождения до пяти лет, играет важную роль в становлении черт мужественности у мальчика и будущую гетеросексуальность девочки. Таким образом, у мальчиков, которых воспитывала одна мать, наблюдается развитие преимущественно женских черт характера, либо, наоборот, утрирование мужественности. Для девочки отец тоже играет важную роль. Он выступает для нее эталоном мужчины. Особенности его поведения, его отношения к дочери, в некотором роде, становится для нее образцом, который в будущем будет тянуть ее к такому же типу и форме отношений между ней и другими мужчинами. Важную роль в жизни девочки играет оценка отцом ее внешности (начиная с самого раннего детства), так как это становится главным фактором отношения девочки к себе. Многие исследования показывают, что взаимоотношения между девочкой и биологическим отцом (мужчиной, который ее воспитал) оказывают непосредственное влияние на ее дальнейшую личную жизнь. Женщины, которые воспитывались ласковым, понимающим, любящим отцом чаще считают свой брак удачным во всех планах и отношениях, чем те, кто вырос рядом с холодным и отстраненным отцом. Отсюда следует, что отсутствие или нехватка мужского влияния в момент взросления девочки, негативно сказывается на ее развитии в будущем. Как женщины, как жены и даже как матери. Но отсутствие мужчины в семье сказывается негативно не только на девочках. В развитии мужского самосознания мальчиков этот фактор тоже оставляет след. Об этом говорят исследования психотерапевтов[44]. Замечена связь между нехваткой отца в момент взросления мальчика и его будущего негативного отцовства для собственных детей. Воспитываясь без отца, мальчики либо перенимают женскую манеру поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском типе поведения, что образует последствия в виде отторжения всего того, что пытается привить им мать. Но и в том, и в другом случае складывается неверное представление о поведении мужчины, как о грубом, жестоком и агрессивном. У мальчиков, воспитывающихся без отцов, слабо развита возможность к состраданию, им трудно управлять своим поведением. Такие мальчики чаще всего менее зрелые, менее целеустремленные, неуравновешенны и не чувствуют себя в безопасности. Психологи также, как и психотерапевты, указывают на негативность последствий воспитания мальчика без отца, так как это может негативно сказаться на усвоении адекватной половой роли [48]. В случае воспитания мальчика без мужчины, который являлся для него образцом мужского поведения, у него практически всегда проявляется нарушение полоролевого поведения. Для формирования правильной половой идентификации, ребенок должен четко осознавать, что он такой же как его отец(мать), но и испытать нежные чувства в отношении родителя противоположного пола. Следовательно, процесс половой идентификации (осознание своей половой принадлежности и формирование характерных психических особенностей и особенностей поведения) в большинстве случаев зависит от наличия родителей обоих полов в составе семьи и степени их влияния на развитие жизненных установок ребенка. Именно в условиях воспитания в полной семье ребенок перенимает опыт личного поведения, реакции на различные ситуации, проявление разных чувств, организация быта, сотрудничества с окружающим миром, а главное, участие в общении между полами. Как следствие, результатом воспитания матерью может стать нарушение личности ребенка уже с раннего детства. В условиях полной семьи эмоциональный фон создается матерью. Благоприятная, душевная, спокойна, безопасная атмосфера-это все продукт ее деятельности. Отец же выполняет дисциплинарную функцию, регулирует границы поведения. В случае с неполной семьей, все вышеперечисленные функции выполняет один родитель, например, мать. Реализовать все стороны вопроса крайне тяжело, что и не всегда удается. От этого страдают дети, в первую очередь, мальчики. Так как в стремлении обезопасить своего ребенка от всего, мать мешает ему в главном – стать мужчиной. Но мужчиной ребенок может вырасти и воспитываясь матерью. Если мать с самого детства воспитывала в сыне способность принимать решения, преодолевать трудности, нести ответственность и отвечать за свои поступки, то она закладывает в него основы характера мужчины. Мотивируя его быть смелым и рискованным, но рисковать не бездумно, а учиться анализировать, мать развивает у ребенка мужской стиль поведения. Воспитав в сыне доброту, отзывчивость и способность к сочувствию, она останется для него навсегда близким человеком. Главная проблема воспитания матерью, это ее чрезмерная опека[48]. В стремлении заполнить пустоту после ухода отца, мать уделяет сыну все свое время, жертвуя собственными желаниями и стремлениями. Возведя ребенка на уровень бога, она опекает каждую сторону его жизни и осуществляет все потребности, тем самым лишая его возможности стать мужчиной и достойной личностью. Помимо всего прочего, страх матери по поводу здоровья и благополучия сына, передается ребенку, и он становится нерешительным, безынициативным и пугливым. К тому же, в условиях бесконечной опеки, мальчик практически лишен общения со сверстниками, что приводит к скованности и зажатости. Такого рода гиперопека, приводит еще к одному очень тяжелому нарушению в отношениях между матерью и сыном, а именно: абсолютная любая любовь, выражающаяся деспотичным образом, требует обратных реакций(клятв в любви, нежности и т.д.). Материнская любовь не исключение. Осознанно или нет, но она ждет платы за свою жертву. Пока ребенок находится в незрелом возрасте, платой является его послушание, ласки, слова благодарности. Но повзрослев, он начинает задыхаться от безудержной любви матери, так как у него появляются и другие привязанности. Мать же продолжает требовать от ребенка ответных реакций, невзирая на его желания. Уже взрослый мужчина, боясь обидеть мать, отвечает по привычке или вынужденно на ее любовь, что ведет к блокировке негативных чувств и эмоций, вызывая состояние фрустрации, которая в итоге (чтобы разрядиться) выливается в конфликт, во время которого сын высказывает все то, что у него накопилось, даже местами упрекая мать за ее любовь, что, конечно, приводит ее в шок, вызывая истерику. Такой конфликт может обернуться взаимной неприязнью и даже ненавистью. Бывают ситуации. Когда мать пытается создать свой личный образ идеального мужчины, создавая для ребенка невыполнимую программу жизни (уроки музыки, танцев, изучение трех языков, фигурное катание и все это одновременно). Возможности и желания ребенка абсолютно не берутся во внимание и, когда у ребенка просто заканчиваются силы, происходит нервный срыв. Достаточно часто деспотичная любовь матери («только мой») приводит к власти сына. Начиная с раннего детства, он эксплуатирует ее исключительно в личных целях, используя ее любовь. Уже привычный тип общения он переносит на других людей: друзей, родных, знакомых. Из-за чего происходят постоянные конфликты, так как он получает отпор от тех, кто не хочет подчиняться его капризам. Обозленный этой ситуацией, ребенок еще больше начинает донимать мать своими требованиями. Формируется привычка только требовать, ничего не отдавая взамен, мальчик становится жестоким и холодным по отношению к другим людям. Ученые полагают, что даже в грудном возрасте ребенок в состоянии сильно переживать психологическую травму, которую испытывает мать, в результате развода, это происходит, так как новорожденный ребенок пребывает в симбиозе с мамой, оставаясь будто бы частью ее организма. Для ребенка дошкольного возраста развод – это разрушение устойчивой структуры семьи, привычного общения с родителями, конфликт по поводу привязанности к матери(отцу). Например, дети в возрасте от 2,5 до 3,5 лет могут реагировать на развод в семье плачем, пугливостью, нарушением сна, снижением познавательного интереса и т.д. В возрасте от 3,5 до 6 лет проявляется повышенная агрессия, гнев, чувство тревоги. Одинокие матери(отцы) чаще всего выбирают следующие стратегии воспитания[74]: 1. Гиперопека. В таком типе воспитания все проблемы, связанные с ребенком, включая заботу о нем, выдвигаются на первое место. Любовь принимает катастрофические масштабы и оборачивается отклонениями в психике ребенка и задержкой психического развития. 2. Отсутствие матери в воспитательном процессе, в связи с чрезмерным стремлением к материальной стороне вопроса («чтоб не хуже, чем у других»). Как следствие ребенок требует все больше и, не получая, конфликтует с матерью. 3. Запрет на общении с другим родителем. 4. Неустойчивое отношение к ребенку, проявляющееся то чрезмерной любовью, то приступами раздражения, вымещая на ребенка собственную боль и разочарование. Такой двойственной манерой общения можно вызвать развитие невроза у ребенка. 5. Стремление родителя сделать сына/дочь идеальным. В таком случае родитель выступает в роли надзирателя. Ребенок либо становится пассивным, либо начинает сопротивляться, нередко сбегая получать воспитание «на улицу». 6. Отстраненность от воспитания и ухода за ребенком. Причин множество, начиная от несформированного чувства ответственности, негативного отношения к ребенку, заканчивая алкоголизмом, беспорядочностью в сексуальных связях и иных вариантов социального падения. Рассмотрев данные ситуации, можно увидеть, что все они в психологическом плане принципиально различимы. Только, когда ребенок уверен, что родители любят и принимают его, возможно правильное развитие психического мира, ведь только основываясь на любви, можно сформировать нравственное поведение; только любя, можно научить любить. Это правило распространяется не только на полную, но и на неполную семью. И родителю, который воспитывает ребенка, совершенно необязательно пытаться воссоздать любовь отсутствующего родителя, не нужно любить «за двоих». Качественный, постоянный психологический контакт – вот то, что необходимо для воспитательного процесса любого ребенка, в любом возрасте и в любой семье. Выявлен факт того, что чем меньше ласки, заботы и тепла получают дети, тем медленнее происходит процесс формирования личности и тем более они склонны к апатичности, с вероятностью развития в дальнейшем слабого характера. М.И. Лисина проследила зависимость развития самосознания от формы семейного воспитания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 38 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Психология, 66 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg