Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности разработки тренинговых занятий педагогом дополнительного образования для работы с подростками «группы риска»

cool_lady 1325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогического тренинга и полученных эмпирических данных, разработать программу по воспитательной работе с подростками «группы риска» в образовательной организации. Исходя из цели, поставлены следующие задачи исследования: 1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей «группы риска»; 2) раскрыть особенности воспитательной работы в школе с детьми «группы риска», определить ее цели, задачи и направления; 3) Изучить методику организованно-воспитательной работы с подростками «группы риска» по программе «Мир вокруг меня»; (можно добавить и применить в ходе практики) Гипотеза исследования: организация воспитательной работы с подростками «группы риска» педагога дополнительного образования будет более эффективной, при внедрении механизмов и разработке вариативной части программы «Мир вокруг меня» с использованием следующих методов и техники диагностирования: - методика первичной диагностики и выявление детей «группы риска», (адаптированная М.А. Рожковым, М.А. Ковальчуком); - тест «Конфликтный ли вы человек?» (Авторы: М.А.Рожков, М.А.Ковальчук) - тест «Принятие себя» (Авторы: М.А.Рожков, М.А.Ковальчук) - тест «Какой я в общении?» В.В.Бойко, модифицированная для подростков А.Г. Грецовым с целью выявления предпочитаемых стратегий поведения в общении. Эффективность работы определяется через сравнение результатов первичного и повторного обследования (воспитательной работы и повышения уровня мотивации подростков к обучению в целом).
Введение

Среди миллионов детей встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Это связано с определёнными конфликтами в семье, в образовательных учреждениях. Проблемы в семье накладывают свой отпечаток на детей- подростков. Именно из неблагополучных семей и вырастают эгоисты, лодыри, лицемеры, малолетние правонарушители. Поэтому, актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны: а) большим интересом к темам проблем детей группы риска; б) с другой стороны- её недостаточной разработанностью. В научной литературе понятие дети «группы риска» имеет ряд определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети в особо трудных жизненных обстоятельствах», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети в социально опасных условиях», «дети, нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства» и т.п…. Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15% российских детей не посещают школу – это те, которые составляют группу риска. Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, сиротство и другие. Поэтому, важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту. Несмотря на достаточное количество исследований в данной области продолжает существовать противоречие между необходимостью организации эффективной воспитательной работы с подростками «группы риска» в общеобразовательных организациях и недостаточной разработанностью механизмов реализации (программы) воспитательной работы с подростками «группы риска». Этим и обусловлена актуальность нашего исследования: «Особенности разработки тренинговых занятий педагогом дополнительного образования для работы с подростками «группы риска» Объект исследования: особенности процесса воспитательной работы в школе дополнительного образования. Предмет исследования: методы организации психолого-педагогической работы педагога дополнительного образования в школе с подростками «группы риска». Ограничение исследования: изучение организации воспитательной работы в школе с подростками «группы риска» реализовано на примере старшего подросткового возраста.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. 1.1. Особенности детей группы риска……………………………………5 1.2. Технология профилактических методов и форм работы с подростками. Работа педагога дополнительного образования с подростками в кризисных ситуациях…………………………………………..19 1.3. Тренинги для педагогов……………………………………………. ГЛАВА 2. Анализ тестирования: тест «Конфликтный ли вы человек?»; тест «Принятие себя»; тест «Какой я в общении?» …….…………………….. Заключение………………………………. Список литературы ………………………………………………… Приложение……………………………………………………………
Список литературы

1. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход. - М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2012. 2. Гонеев А. Д. Девиантное поведение. М.: Центр. 2014. 3. Зыкова М. Н. Психолого – педагогическое содействие развитию личности подростка. М. Н. Зыкова - М.: МПСИ, 2018. 4. Кибирев А.А. – Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2010. 5. Клейберг Ю. А. Психология девиантного отклоняющегося поведения Cпб.: Питер, 2019. 6. Леванова Е.А. Подросток: родителям о психопластике личности, уч.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.ПГУ, 2013г. 7. Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В.Кузнецовой. - М., 2013. 8. Мухина В. С. Возрастная психология. В. С. Мухина – М.: Академ. проспект, 2012. 9. Пономарев Н.Л. Формирование у подростков группы риска «барьера» к отрицательным влияниям среды как средство предупреждения педагогической защищенности: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - Екатеринбург, 1999; 10. Раттер М. Помощь трудным детям. М. Раттер - М: Юрайт, 2013. 11. Шульга Т.И., В. Слот, X. Спаниярд. Методика работы с детьми «группы риска». - М., 2010. 12. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.Юрайт, 2015.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическая часть 1.1 Особенности детей группы риска. Внеучебная деятельность в дополнительном образовании касается каждого важного момента в жизни детей, особенно подростков: формирование личности, умения работать в команде, преодоления различных страхов. Дополнительное образование детей – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Это процесс избранного ребёнком направления освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентиров, направленных на удовлетворение интересов личности, её склонностей и способностей, содействующей самореализации, культурной адаптации, выходящих за рамки стандарта общего образования. В свете последних решений модернизации российской системы образования отмечается важность и особое значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование учащихся – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает школьникам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Именно педагог дополнительного образования призван расширить общее образование путём реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Но не только эти направления осуществляет в своей деятельности педагог! Современная жизнь школьников - подростков стала, как отмечается в прессе: «очень агрессивной» и помочь исправить эту ситуацию, в том числе, призвана активная, профессиональная и творческая деятельность педагога дополнительного образования. Он так же, как и педагог основной школы, во время образовательного обучения сталкивается с подростками так называемой «группы риска». Рассмотрим конкретно это понятие. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», от 24.07.1998 г. принял за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их определения: « Дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи» Группа риска – это категории детей подростков, склонных совершать девиантные или делинквентные поступки. Известные американские психологи-криминалисты Клоурд и Оумен считают, что основная проблема, с которой сталкиваются несовершеннолетние из нисших слоев населения ( а это категория в России резко возрастает), состоит в расхождении между тем, к чему их призывает общество, и тем, что оно дает им реально. Из этого обстоятельства вытекает состояние фрустрации, то есть безысходности и даже отчаяния, - и они объединяются в группы: 1) преступные (в основном для воровства, грабежа) 2) конфликтные (совершают акты агрессии и вандализма) 3) Ретристские (наркотики, алкоголь, половая распущенность). Несовершеннолетние совершают противоправные поступки обычно в так называемое «Неорганизованное» время, то есть в свободное от учебы и других полезных занятий. Вывод: всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным, то есть отклоняющимися от нормы. Если на ранней стадии выявлять склонности к девиантному поведению у подростков и проводить диагностику, комплекс психопрофилактических и коррекционных мероприятий; в том числе тренинги профилактики правонарушений, совместно с психологом применять лучший опыт программ социально-психологических работ, то это будет способствовать формированию позитивного поведения у подростков. В XX веке один из известных ученых-психологов Клейберг Ю. А. в своих исследованиях отмечал: «Девиантные подростки зачастую характеризуются значительными эмоциональными нарушениями: импульсивностью, раздражительностью, вспыльчивостью, конфликтами с окружающими, агрессивностью. Для них характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-нормативных сфер личности как тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни.» Другой учёный-психолог и основатель психотехники – тренинговых упражнений, Г. Мюнстерберг в начале XX века изучал проблемы использования психологии в деле обучения и воспитания подростков группы риска, трудности и противоречия, сопровождающие этот процесс. Согласно его теории: изучение особенностей возрастной психологии подростка учителем надо приветствовать без оговорок лишь в том случае, если оно не мешает, с одной стороны, эмоциональному отношению учителя к ученику, с другой стороны - серьезной подготовке по тем предметам, которые учитель преподает. Он видел проблему включения психологии в практику обучения и воспитания, заключённую в противоречии между общим характером научно-психологических знаний и уникальностью ситуаций взаимодействия учителя и учащихся, к которым эти знания прилагаются. В России так же многие учёные занимались и занимаются изучением проблем воспитания подростков группы риска: Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова. Уже в наш современный период развития отечественной науки доктор педагогических наук А.Д. Гонеев, выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности: 1. Метод разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва» (по А. С. Макаренко) и метод реконструкции характера. 2. Метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:объективное переосмысление своих достоинств и недостатков; переориентировка самосознания; переубеждение; прогнозирование отрицательного поведения. 3. Метод перестройки жизненного опыта: предписание; ограничение; переучивание; переключение; регламентация образа жизни. 4. Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения: поощрение и наказание положительная перспектива. А.Д. Гонеев отмечает: « Сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением, - усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми; так же, большая роль в психокоррекционной работе с девиантными подростками отводится семье.» Кроме того, А.Д.Гонеев в ходе наблюдений выявил, что результативность коррекции общения в семьях, где воспитываются подростки с девиантным поведением, зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) воздействия на семью. Среди современных ученых, чьи теоретические идеи и практические исследования заложили основы воспитания и обучения подростков, подготовкой педагогов к работе с ними у нас в стране, прежде всего необходимо назвать Леванову Елену Александровну – доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики высшей школы ГОУ ВПО МПГУ.В течении двух последних десятелетий она реализует авторскую программу «Школы психопластики личности подростка» (тренинговая программа «Школа общения и личностного роста»). В её педагогических трудах раскрываются актуальные проблемы взаимоотношений родителей и подростков, есть ответы на животрепещущие вопросы методики воспитания и для педагогов, на основе реального практического опыта. Доктор педагогических наук Е.А. Леванова считает, что «подростковый возраст не трудный этап, как обычно принято считать, а время мощнейших ресурсов. Открытие собственных ресурсов важно для подростка, потому что ему тогда всё оказывается по плечу, становится жить, выстраивать траекторию своего будущего развития и жизненного пути». В г. Москве, как и в большинстве регионов России, система дополнительного образования школы – значимый социальный фонд, без наличия которого дети остаются во многом беззащитными перед всевозможными криминальными структурами. На фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов. Продолжается расти подростковая преступность, Увеличивается численность преступных групп, членами которых, кроме взрослых, являются подростки, что способствует передачи криминального опыта подрастающему поколению. Растет число антиобщественных молодежных объединений, а также политических организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в фашистские, экстремистские группировки. Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании. Ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность детей и подростков. Именно, как мы считаем, на ранней стадии возникновения и формирования отклоняющегося поведения подростка, становится актуальной работа педагога дополнительного образования в специальных программах развития и воспитания подростков группы риска. Например, рассмотрим реализацию программы «Мир вокруг меня», которую можно использовать в работе с детьми «группы риска» (14-16 лет). Этот возрастной период профессор С.Выготский назвал «Пиковой Доминантой»- «Пубертатным периодом подростков». Цель программы: сформировать позитивные жизненные ценности и развить личностные и поведенческие характеристики, которые снижают риск формирования зависимостей. Задачи, которые реализует данная программа: 1)оказать психологическую помощь и поддержку школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания; 2) сформировать у школьника стресс- преодолевающее поведение; 3) сформировать систему ценностей, ориентированных на здоровый образ жизни; 4) вовлечь детей в общественно полезную и социально значимую среду; развить умение правильно оценивать свои и чужие действия, осознавать и адекватно выражать свои мысли и чувства. Программа рассчитана на десять занятий, которые можно реализовать в течение второго полугодия. Как вариация, можно отдельные занятия педагогу провести в рамках тематических недель: «День здоровья», «Неделя психологии», провести лекцию- беседу: «Внимание, подросток!», «Всемирный день отказа от курения» и т.д. При организационной работе мероприятий по профилактике с подростками группы риска педагогу необходимо помнить, чтобы качественно её провести по программе, надо учитывать три этапа: На 1-м этапе, диагностический: его задача изучать тенденции употребления в подростковой среде наркотических веществ; а так же составлять и изучать социальные данные ( паспорт), в котором собраны и отражены проблемы конкретных учеников; изучить базу данных детей группы риска; ознакомиться с результатами социально-психологического тестирования школьников на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. На 2-м этапе, практическом- проводится небольшой опросник после чего, анализируется процесс. Рекомендуется педагогу проводить профилактические занятия в форме бесед, групповых дискуссий, деловых игр, круглых столов и при этом активно использовать показ видеоматериалов проекта «Здоровья России- общее дело», в том числе видео - презентации. Во многих учебных заведениях разного уровня сегодня практикуется такая профилактическая работа с подростками группы риска как приглашение для проведения лекций и бесед врача-нарколога, представителей служб по контролю за оборотом наркотиков, волонтеров, известных людей и общественных деятелей. Именно совместное обсуждение поможет результативно решить вопросы по предупреждению употребления, например наркотиков или другой зависимости в подростковой среде. На 3-м этапе: заключительный- основан на анализе результатов проделанной работы, а также изменения в ценностных установках подросткам. Здесь, как правило, применяют анкетирование, опрос и беседы и используют следующие диагностики: например, «Методика экспресс-диагностики личностной склонности к сниженному настроению», «Методика экспресс-диагностики склонности к аффективному поведению». По методике педагога - психолога В.В.Бойко. Кроме того, рекомендуется провести групповые консультации с родителями. Данная программа включает в себя: профилактические беседы с группой подростков педагога-психолога, индивидуальную работу по составлению плана-концепции «Я – творец своей жизни», дискуссия «Как победить своего дракона»; проведение тематического квеста «Помоги ветерану ВОВ», тренинг- тимбилдинг «Я и моя команда», диспут «Наши ресурсы», Тренинг «Учимся говорить -Нет!», план –навигация « Мой выбор цели». Подробно данную программу анализируем во 2-й части исследования- практической. Ещё одну особенность при работе с трудными подростками надо учитывать педагогу дополнительного образования: в большинстве своем подростки с зависимым типом поведением и желанием повторять за другими не умеют просчитывать опасности и идентифицируют себя с героями. Необходимо педагогу дополнительного образования изначально определить -кто может входить в группу риска, какая категория подростков? Чаще всего - подростки с зависимым типом поведения и желанием повторять за другими не умеют просчитывать опасности и идентифицируют себя с героями. Как раз у таких людей увлечение, например, зацепингом (поездки на крышах электричек и т.п.) может повлечь за собой возникновение адреналиновой зависимости, когда с каждым разом все больше и больше хочется испытать эйфорию. В результате это приводит к совершению все более необдуманных действий, а затем- к тяжелым травмам или гибели. Кроме того, ошибочно считать, что к экстремальным развлечениям тянутся лишь подростки из неблагополучных семей. От них не застрахован ни один ребенок, который хотел бы самоутвердиться- в своих собственных глазах, а чаще в глазах окружающих. И это проблема касается не только мальчиков. У некоторых девочек тоже просыпается тяга к острым ощущениям. Нет никакой разницы ни в социальном положении детей и подростков, которые в развлечениях предпочитают экстрим, ни в гендерной принадлежности. Нередко экстремальные развлечения выбирают дети, которые стремятся компенсировать недостаток родительской любви и заботы или для того, чтобы повысить свою самооценку, почувствовать единение с группой- товарищами по экстриму. Одни такими способом утверждают свое превосходство над сверстниками, другие стараются быть не хуже остальных, третьи пытаются доказать, что они не такие, как все. Как понять, что ребенок решил заняться экстремальными развлечениями? Необходимо обратить внимание в первую очередь на то, что появляется у зацеперов - новичков: это хозяйственные перчатки с резиновым наполнением; одежда впитывает запахи и поэтому у подростка появляется устойчивый запах железной дороги; на одежде появятся- пятна и грязь. Кроме того, родители могут вдруг обнаружить в сумке страховочное альпинистское снаряжение- ремни для самостраховки и карабины; могут так же быть там же - магнитные или вакуумные присоски, с помощью которых можно подниматься там, где не за что зацепиться, прочные перчатки, маски для защиты лица от ветра и холода. Как правило, подростки-зацепиры отказываются надевать яркую одежду, чтобы не привлекать внимания сотрудников железной дороги, носят обувь с резиновой подошвой. Независимо от того, каким экстримом занимается ребенок- зацепингом, руфингом, у подростка, как правило, должна быть аппаратура для того, чтобы запечатлевать свои «подвиги»- телефон или фотоаппарат, зарядка, ведь без этого будет невозможно выкладывать фотографии и ролики в глобальную сеть. Когда родителей такой зависимы ребенок- подросток просит купить ему Go-Pro, то это для них сигнал, - следует задуматься! Рассмотрим меры профилактики, способствующие изменить девиантные ситуации у подростков из группы «рисков» и помочь ответить родителям на вопрос: «Как уберечь подростка от опасного увлечения?» Чтобы уберечь ребенка от экстрима, психологи советуют - в первую очередь наладить контакт с ним. 1. Согласиться с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их. 2. Избегать попыток казаться слишком понимающим. Необходимо воздержаться от таких частых высказываний, как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы и уникальны. Их чувства- даже для них самим что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ. И они искренне огорчаются, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными. 3. Одобрять подростка и поддерживать его сильные стороны. Ограничьте комментарии, которые относятся к отрицательным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителями. Задача родителя- создать такие отношения и предоставить подростку такой жизненный опыт, которые будут укреплять характер и создавать личность. 4. Относиться к подростку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в то же время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения. 5. Помочь подростку самостоятельно мыслить. Не усиливать зависимость от родителей. Говорить языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твое решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников. 6. Доверять ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители больше других склонны бояться за своих детей. Проанализируем психологически поведение, контакты с подростками самих родителей в группе риска. После стремления к эмансипации типичная модель поведения подростка — это группирование со сверстниками. На протяжении всех этих лет не отпускает инстинктивное стремление найти свою стайку, группу, компанию. Почувствовать и занять свое место в среде сверстников. То, чего, мы с вами, при всём желании, дать не можем. И то, что необходимо человеку, который растет. В последнее время эта проблема стала еще острее: из всех ранее существующих ребячьих коллективов осталась, похоже, только школа. Летние лагеря, даже если сохранились, родителям кажутся средоточием всех мыслимых угроз для ребят. По-человечески я их понимаю, но, не боясь родительского гнева и опираясь из свой ежегодный «лагерный» опыт, все-таки скажу- отпустите. Ребенок должен пройти через трудности новых контактов, через обиды, даже через унижения, потому что сопротивлению теорией не научишь. Дурное влияние? Но как вы собираетесь от него уберечь? Режимом строгой изоляции? Вряд ли. Подросток, не набрав опыта разнообразных контактов, скорее попадет под любое влияние. И потом, в школе иногда ему очень мешают стойкие стереотипы, с незнакомыми людьми проще заявить о себе на «новенького». Возможно, что на этом этапе главное противоречие «отцов и детей» часто происходит из их противоположных оценок того, что важно, а что нет, что главное, а что второстепенно. Резкий материнский окрик (ею самой не замеченный) способен для подростка перечеркнуть всю родительскую нежность и заботу. Взрослые могут закатать истерику из-за слишком яркой дочкиной косметики, из-за жутковатой музыки сына, например, или металлоконструкций на его торсе, не замечая гораздо более серьезных вещей, которые его волнуют, например, - почему исчезли друзья, почему он так редко стал улыбаться, почему по вечерам ему никто не звонит и он стал редко выходить гулять ? Часто взрослые, цепляясь за видимые глазам мелочи, не дают себе труда заглянуть поглубже. Возможно, они боятся, что легче от этого наша жизнь не станет? Проще занять позицию «над»- немного приказа, немного сарказма. Или «под»- как бы заискивая и служа. Труднее всего стать рядом! Если родитель (так же и педагог!) в курсе проблем и интересов ребенка, если чувствует, что слегка и естественно способен, - хотя бы чуть! - изменить, развернуть события, то, психологи уверенно советуют - необходимо попытаться! Педагог в допобразовании, как и в основном, должен не бояться даже малого ребенка ставить перед выбором, его собственным выбором! Опыт принятия собственных решений — это, может быть, самое ценное в сегодняшнем воспитании саморазвития детей! При организации воспитательно - образовательной работы педагога с подростками обязательно необходимо учитывать возрастные факторы риска, что входит в понятие «Подростковый комплекс». Под подростковым комплексом понимаются выраженные особенности подросткового возраста. Подростковый комплекс характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, меланхолией, импульсивностью, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью. К психологическим особенностям подросткового возраста относят перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой, борьбу с авторитетами и обожествление кумиров. Эгоистичность подростка проявляется наряду с преданностью и само переживанием. Проявление грубости и бесцеремонности к другим людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий- от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму. Обостряется чувствительность подростка к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых. Для подростка характерно сочетание чувственности с поразительной черствостью, а болезненной застенчивости- с нагловатостью. Жажда признания проявляется наряду с бравированием независимостью, а отказ от общепринятых миров. Чувственное фантазирование подростка сочетается с сухим мудрствованием. Социальная позиция выражается у подростка в социально-статусном значении, обозначая некоторое неравенство или, по меньшей мере, асимметрию прав и обязанностей. Противоречия между постоянно растущими потребностями и неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый характер у подростков и молодежи. Бурное развитие физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желание утвердиться в мире взрослых вступает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального и жизненного опыта, низкой квалификацией (или отсутствием таковой), а следовательно, и невысоким статусом.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 135 страниц
950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg