Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование глагольного словаря у дошкольников с моторной алалией

cool_lady 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Проблема исследования заключается в поиске новых форм, методов, приемов диагностики и коррекции глагольного словаря у дошкольников с моторной алалией. Объект исследования: словарь у детей дошкольного возраста с алалией. Предмет исследования: глагольный словарь детей дошкольного возраста с моторной алалией. Цель исследования – формирование глагольного словаря у дошкольников с моторной алалией. Гипотеза исследования: известно, что при моторной алалии происходит системное недоразвитие экспрессивной речи, выражающееся в затруднении в овладении активным словарем, грамматическим строем языка и звукопроизношением при относительно полноценном развитии понимания речи. Если у дошкольника развивать расширение объема словаря, лексику, семантические поля, формировать словообразование и словоизменение, то это приведет к формированию глагольного словаря. Для реализации поставленной цели выделены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме речевого нарушения «моторная алалия». 2. Экспериментально изучить особенности развития глагольного словаря дошкольников с моторной алалией. 3. Разработать направления коррекционной работы по формированию глагольного словаря у детей с моторной алалией. 4. Оценить эффективность коррекционной работы по формированию глагольного словаря у детей с моторной алалией. Теоретико-методологической основой исследования являются: ? деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); ? комплексный подход к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (P.E. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); ? психолингвистический подход к исследованию механизмов формирования предикативной лексики (H.H. Жинкин, А.Р. Лурия, A.M. Шахнарович); ? психолингвистический подход (Р.И. Лалаева); ? концепции о закономерностях речевого развития (А.Н. Гвоздев). Методы исследования: методы организационного уровня (комплексное обследование, сравнительный подход); методы эмпирического уровня (наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты); методы обработки полученных данных: количественные (статистическая обработка) и качественные (интерпретация полученных данных). Экспериментальная база исследования: логопедический центр «Мозаика» города Тюмени. В эксперименте принимали участие 7 дошкольников, в возрасте 4–5 лет, которые посещают логопедические занятия. Этапы исследования: первый этап – изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; второй этап – подбор диагностического инструментария для проведения исследования, и изучение особенностей развития глагольного словаря у дошкольников с моторной алалией; третий этап – разработка направлений логопедической работы по формированию глагольного словаря у дошкольников с моторной алалией; четвёртый этап – анализ эффективности логопедической работы и разработка практических рекомендаций для педагогов. Практическая значимость исследования: возможность использования методов исследования и коррекции глагольного словаря у детей с моторной алалией в работе логопеда. Апробация результатов исследования: ? научная публикация на тему «Особенности развития глагольного словаря у дошкольников с моторной алалией» в сборнике статей XIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Экологическая безопасность, здоровье и образование», г. Челябинск; ? выступления на 70,71 Студенческой научной конференции ТюмГУ. Структура ВКР: работа включает список терминов, введение, три главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, 5 приложений, количество страниц 57 (с приложением 71).
Введение

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, влияет на познание окружающего мира. Актуальность заключается в том, что детей с тяжелыми нарушениями становится больше, что в дальнейшем вызывает трудности в их социальной адаптации. Согласно статистике среди детей дошкольного возраста, алалия встречается примерно у 1%. При этом у мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек. Для детей с тяжелыми нарушениями речи разработан ФГОС, согласно которому, они нуждаются в специальной образовательной поддержке, поскольку именно таким образом детям будет предоставлена необходимая коррекционная программа обучения, которая направлена на коррекцию не только речевых нарушений, но и социальных [ФГОС НОО, с. 3]. Поскольку неполноценное становление речевых навыков у детей с моторной алалией сужает круг их общения и оказывает неблагоприятное воздействие на особенности поведения. Также недоразвитие лексических компонентов способствует нарушению формирования внутренней речи, которая, по мнению Л. С. Выготского, предикативна [Выготский, с. 317]. Внутренняя речь является особым психологическим состоянием, которое занимает промежуточное положение между мыслью и внешним высказыванием. При изучении моторной алалии основные акценты ставились на выявление причин ее возникновения, изучением которым занимался Г. Гутцман. Существует несколько классификаций алалии, среди которых наиболее часто в логопедии применяются лингвистическая классификация В. К. Орфинской [Орфинская, с. 81-121], а также психолингвистическая классификация нарушений Р.Е. Левиной [Левина, с. 34-40]. Поиском причин и механизмов моторной алалии занимались Е. Ф. Соботович [Соботович, с. 68-70] и В. А. Ковшиков [Ковшиков, с. 23-44].
Содержание

СПИСОК ТЕРМИНОВ 3 ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 9 1.1 МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ КАК ТЯЖЕЛОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ 9 1.2 РАЗВИТИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ 13 1.3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 16 1.4 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 18 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 23 2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 23 2.2 АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 28 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 36 ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 37 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 37 3.2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОКШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 39 3.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ 45 3.4 ПРАКТИЧЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 48 ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52 ПРИЛОЖЕНИЕ 1-5
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: Просвещение, 2014. 2. Алимпиева О. М. Методика коррекционной работы с детьми - алаликами младшего дошкольного возраста // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. С. 231-233. 3. Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями. Москва: ТЦ Сфера, 2011. 64 с. 4. Артемова Е.Э., Басова А.А. К вопросу изучения алалии как дизонтогенеза речевого развития // Universum: психология и образование. 2016. №3. С. 1-14. 5. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. Москва: Астрель, 2007. 224 с. 6. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. Москва, 2006. 319 с. 7. Архипова Е.Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. С. 58-62. 8. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации. Возрастная физиология. Л.: Наука, 2005. 60 с. 9. Бекназарова М.Ю., Булгакова В.В. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения. Самара: АСГАРД, 2010. 214 с. 10. Белявина Н.Н. Логопедические карточки для обследования и развития лексико – грамматического строя и связной речи детей. Москва: Сфера, 2013. 96 с. 11. Бобылова М.Ю., Капустина А.А., Браудо Т.А. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики// Русский журнал детской неврологии. Москва, 2017. С. 32-42. 12. Брюховских Л.А., Захарова А.И. Диагностика сформированности глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // The Newman in Foreign policy. 2017. №37. С. 134-136. 13. Вартапетова Г. М, Чистоклетова А. И. Дифференцированный подход в профилактике нарушений устной речи у детей раннего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 9. С. 1-6. 14. Визель Т.Г., Клевцова С.В., Зайцева С.А Об особенностях развития речи у детей с нарушением слухового восприятия // Специальное образование. 2019. №4. С. 27-37. 15. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов, 5-е изд. Москва: ВЛАДОС, 2009. 703 с. 16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Т.4. Москва: Юрайт, 1984. 224 с. 17. Выготский Л.С. Мышление и речь, 5-е изд. Москва: Лабиринт, 2008. 352 с. 18. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии. Москва: Юрайт, 2002. 256 с. 19. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. Москва: АРКТИ, 1999. 64 с. 20. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. Москва: Айрис-пресс, 2005. 96 с. 21. Гутник Е.П. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией. Самара: АСГАРД, 2017. 118 с. 22. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи. Кн. для логопеда, 2-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 1985. 112 с. 23. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Основы теории и практики. Москва: Эксмо, 2014. 288 с. 24. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи. Екатеринбург, 2006. 316 с. 25. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб метод.пособие. Москва: Соц.-полит. журнал, 1994. 96 с. 26. Заваденкои Н.Н. Нарушения развития речи при неврологических заболеваниях у детей // Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. 2019. №1. С. 101-107. 27. Зайцев И.С. Актуальные вопросы диагностики и коррекции нарушений речи // Территория науки. 2015. № 6. С. 79-84. 28. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. Москва: Медгиз, 1962. 168 с. 29. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Москва: ВЛАДОС, 2014. 280 с. 30. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 96 с. 31. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. СПб.: КАРО, 2006. 304 с. 32. Коновалова С.Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с ОНР: автореферат дис. канд. псих. наук. Москва: ГОУ ВПО МГПУ, 2007. 33. Корсакова С.С. Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова С.С. 2016. №11. С. 114-120. 34. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999. 160 с. 35. Ластовкина И. В. Результаты исследования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2016. С. 87-90. 36. Левина Р.Е. Изучение неговорящих детей. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: Под ред. Л. С. Волковой: кн. 3 — Москва: ВЛАДОС, 2007. 305с. 37. Леханова О.Л., Глухова О.А. Формирование коммуникативной культуры как фактора социализации дошкольников с нарушениями речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. №1. С. 196-202. 38. Лысак Ю.С., Ларина Е.А. Использование новых технологий в коррекции моторной алалии // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. С. 30-34. 39. Макаров И.В., Емелина Д.А. Нарушения речевого развития // Социальная и клиническая психиатрия. 2017. №4. С. 101-105. 40. Макрушина М. А. Состояние глагольной лексики старших дошкольников с патологией речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 2. С. 1-3. 41. Миноченкова И. Ю. Алалия. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 1149-1154. 42. Орфинская В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: Под ред. Л. С. Волковой: кн. 3. Москва: ВЛАДОС, 2007. 305 с. 43. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех 4-е изд. СПб.: Питер, 2010. 416 с. 44. Поливара З.В. К вопросу формирования глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи // Архивариус. 2016. С. 1-9. 45. Рейх Э.В. Сравнительный анализ моторной алалии и нарушений развития речи, обусловленных умственной отсталостью. СПб.: СОЮЗ, 2010. 5 с. 46. Репина З.А., Щербакова Ё.С. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с моторной алалией. 2018. С. 65-70. 47. Ромусик М.Н. Особенности коммуникации и личностной активности детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Сибирский педагогический журнал. 2010. С. 69-77. 48. Свиридова Д. В. Экспериментальное исследование лексико-семантической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. С. 146-148. 49. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. Москва: ВЛАДОС, 1997. 414 с. 50. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. Киев: КГПИ, 1981. 75 с. 51. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: дети с нарушением интеллекта и мотор. Алалией. Москва: Классикс стиль, 2003.160 с. 52. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, 2-е изд. Москва: Просвещение, 2004. 164 с. 53. Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами / Расстройства речи в детском возрасте. Петрозаводск: Каргосиздат, 1940. 30 с. 54. Туманова Т.В. Методы изучения процессов словообразования у дошкольников с речевой патологией / Дети с проблемами в развитии. СПб.: СОЮЗ, 2005. 105 с. 55. Филичева Т.Б. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления. Москва: Просвещение,1974. 30 с. 56. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. Москва: Айрис-Пресс, 2008. 224 с. 57. Ханьшева Г.В, Кулибаба Л.В. Болтушки-хохотушки: логопедические игры, стихи, загадки, задания. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 91 с. 58. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. Москва: ВЛАДОС, 2009. 156 с. 59. Чистякова И.А. 33 игры для дошкольников: книга для логопедов, воспитателей и родителей. СПб.: Каро, 2003. 105 с. 60. Чупров Л.Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое пособие). Москва: Книжный перекресток, 2012. 184 с. 61. Шереметьева Е.В. Логопедия. Раздел Алалия. Челябинск: ЧГПУ, 2010. 256 с. 62. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. Москва: ЧГПУ, 2007. 26 с. 63. Ягунова К.В., Гайнетдинова Д.Д. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2018. №6. С. 23-30.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 1.1 МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ КАК ТЯЖЕЛОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Моторная алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка [Волкова, с. 355]. Значительный вклад в изучение алалии внесли: Г. Гутцман, выявивший основные причины возникновения алалии; Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, исследовавшие причины и механизмы моторной алалии. Изучая проблему детей с моторной алалией, специалисты (Р.А. Белова -Давид, Н.Н. Трауготт, Ф.К. Орфинская) выделяют две основные формы: афферентная и эфферентная. Отечественные исследователи утверждают, что афферентная моторной алалия обусловлена патологией постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария). При этом ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, следовательно, происходит смазывание, преставление местами звуков. Ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций. Спонтанная речь звучит лучше, чем речь по образцу. В отличии от афферентной, эфферентная моторная алалия обусловлена патологией премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины – центр Брока). При этом может наблюдаться кинетическая артикуляторная апраксия, проявляющаяся у ребенка в трудностях переключения от одной артикуляционной позы к другой, ему трудно включиться в движение, выполнить серию движений. В речи детей грубо искажена слоговая структура слов могут наблюдаться персеверации (непроизвольное повторение). Спонтанная речь звучит хуже, чем речь по образцу. При отработке новых речевых элементов с каждым повтором качество речи и движений улучшается. Одним из первых отечественных исследователей является А. Куссмауль, утверждавший, что моторная алалия – нарушение, характеризующееся отсутствием членораздельной речи вследствие наличия трудностей в артикуляции [Волкова, с. 355]. Также, рассматривая причины алалии, Е. Ф. Соботович утверждала, что основным является нарушение овладения знаковой формой языка, т. е. правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи. Из этого следует, что у детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения высказывания [Соботович, 1981, с. 59]. Некоторые из зарубежных авторов (Р. Коэн) под алалией понимают слухонемоту, т.е. немоту при сохранном слухе, а другие (И.А. Бодуэн де Куртене) объединяют понятия «алалия» и «афазия» общим термином «детская афазия», или «афазия развития», подчеркивая специфику недоразвития речи у детей в отличие от утраты речи взрослыми [Волкова, с. 349-352]. Изучая исследования отечественных и зарубежных авторов, можно обозначить основные различия с современными фактами о моторной алалии. В современных исследованиях (Зайцева И.С.) приводятся сведения о частом смешении заключений «моторная алалия» и «интеллектуальная недостаточность». Для разграничения данных понятий приводится основное отличие, которым является сам центральный симптом при данных расстройствах. Так, при моторной алалии – нарушение общения, при интеллектуальной недостаточности – нарушение аналитико-синтетической деятельности, приводящее к отсутствию переноса знаний в новые условия [Зайцева, с. 83]. С точки зрения современных неврологов моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи в результате поражения головного мозга. Нарушены мыслительные процессы, предшествующие формированию активного высказывания, при относительной сохранности понимания речи других людей, т. е. ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но сам не говорит [Бобылова, Капустина, с. 33]. По симптомологическому принципу Р. Е. Левина выделила уровни ОНР при алалии [Левина, с. 53]: 1 уровень – практически безречевые дети. Речь представлена отдельными звуками или слогокомплексами или абрисами слов. В активном запасе имеется около 5–10 облегченных слов. Просьбы выражают словом или жестом плюс слово или интонирование. Фраза отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов. Пассивный словарь детей шире активного. В их речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки, действия («бика» – машина, едет). Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации. 2 уровень – «начатки» общеупотребительной речи, появление комбинаций лепетных аграмматичных слов с грубым нарушением слоговой структуры. В речи используется ограниченный запас общеупотребительных слов. У ребенка появляется фразовая речь, но искаженная в фонетическом и грамматическом отношении (аграмматизмы). На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. В речи детей используются в основном простые предложения, состоящие из 2–3 слов. Улучшение словарного запаса не только по количественным (>50слов), но и по качественным параметрам: объем употребления существительных, глаголов и прилагательных. Также в речи имеются многочисленные искажения звуков, замены и смешения. 3 уровень – обиходно-бытовая речь с ошибками лексико- грамматического и фонетико-фонематического характера. Для данного уровня присуще недифференцированное произнесение звуков, т.е. происходит замена одного звука одновременно на несколько звуков данной фонетической группы. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, способность к словообразованию, но недостаточное употребление и понимание обощающих слов. Имеется легкое недоразвитие всех структурных компонентов. В самостоятельной речи используются простые распространённые предложения с немного искаженной структурой из-за отсутствия главных и второстепенных членов предложения. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами. Не сформированы операции звукослогового анализа и синтеза. Т.Б. Филичева выделила 4 уровень – относятся дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Происходит затруднение в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости. У детей имеются специфические ошибки в словообразовании, подборе антонимических и синонимических пар. Характерно неточное понимание и знание редко встречающегося слова в повседневной жизни. Общая характеристика речи – «смазанная»: вялая артикуляция, нечеткая дикция, недостаточная выразительность и незавершенный процесс фонемообразования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи представляет собой совокупность требований, обязательных при разработке и реализации образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи [ФГОС НОО, с. 4]. В основу федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ТНР положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает [ФГОС НОО, с. 7]: • признание в качестве основного средства достижения цели образования обучения, как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с ТНР, обеспечивающего овладение ими содержанием образования; • развитие личности обучающихся с ТНР в соответствии с требованиями современного общества; • учет особых образовательных потребностей; Стандарт является основой для [ФГОС НОО, с. 8]: • разработки примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР; • определения требований к результатам освоения обучающимися с ТНР адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования; Таким образом, по мнению многочисленных исследователей, моторная алалия является следствием органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Многие авторы российской литературы пришли к выводу, что моторная алалия – недоразвитие самой речи, выделяя при этом трудности артикуляции, овладения знаковой системой, а также подразделяя нарушения на уровни недоразвития речи. А авторы зарубежной литературы все же склоняются к мнению объединить два понятия «алалия» и «афазия». 1.2 РАЗВИТИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ Словарный запас ¬¬¬¬– набор слов, которыми владеет человек [Селиверстов, с. 321]. В жизни каждого ребенка есть определенные речевые периоды, ограничивающиеся возрастом. Одной из составляющих словарного запаса является глагольный словарь. Глагольный словарь – это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в данном языке. Лексический запас ребенка формируется и усваивается не сразу, а постепенно, то есть в ходе онтогенеза. На становление лексики в норме, в том числе и отдельной ее части – глагола, существенно влияет, во-первых, когнитивная сфера и другие высшие психические функции, во-вторых, развитие всех компонентов речи. Онтогенез берет свое начало с первых слов ребенка, которые закладываются у него после рождения, в доречевой период. Гуление и лепет производятся ребенком вне зависимости от научения [Архипова, 2007, с. 41]. Рассматривая исследования отечественных авторов, можно выделить работу Архиповой Е.Ф. Автор, описывая особенности формирования частей речи русского языка, утверждает, что так как речь ребенка формируется постепенно и должна проходить каждый этап усвоения языка, именно поэтому глагол усваивается ребенком не сразу, а постепенно. Так как глагольный словарь включает в себя усвоение грамматических форм, поэтому его формирование можно оценивать, начиная с 1 года 3 месяцев [Архипова,2007, с. 42]. Этапы становления глагольного словаря детей: 1. Первый период длится от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев, включающий предложения из аморфных слов корней. В этот период ребенку характерно активное появление первых слов, отсутствие фразы. Эти слова, что одно и тоже звукосочетание в разных случаях может выражать разные значения, но эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации. В этом возрасте родители часто предлагают детям повторить за ними те или иные слова, но ребенок, в свою очередь, отказывается. До 1 года 8 месяцев в речи детей глаголы представлены в виде: звукосочетаний «ди», «мяу-мяу», «тук-тук», «бам», звуковых комплексов (гав-гав) и насчитывают их до 5 слов. Рассматривая грамматические направления, именно в этот период происходит появления неспрягаемой формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «неси», «дай», «кати», «бей». 2. Второй период длится от 1 года 10 месяцев до 3 лет, включающий усвоения грамматической структуры предложения. Происходит развитие словаря в количественном и в качественном отношении. В этом возрасте ребенок активно взаимодействует со сверстниками, за счет частных коммуникаций происходит активное накопление глагольной лексики. Уже к трем годам словарь ребенка составляет 1500 – 2000 слов, указывая на большой объем словарного запаса. В этот период ребенка овладевает первыми грамматическими формами глаголов. Кроме замен глагола в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа, инфинитива у глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (-ит, -ет), например, тетя идет, дед сидит, мама ест. В отличие от первого периода фразовая речь в данном возрасте есть и активное ее развитие происходит с 2 лет. У детей словарный запас пополняется двумя-тремя формами одного и того же глагола (есть – ест, кати – качу – катил, спи – спит – спал), а также объем предложения увеличивается до 3 слов [Архипова, 2007, с. 43].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 67 страниц
1675 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg