Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовые основы организации и функционирования европейского банковского союза

cool_lady 2880 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Предметом данного исследования является правовое регулирование банковской деятельности в Европейском Союзе, а также организационно-институциональные основы функционирования Банковского союза на современном пространстве ЕС. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и функционирования Европейского банковского союза. Целью настоящего исследования является изучение принятых Европейским Союзом мер в области создания правовой базы для банковской интеграции как неотъемлемой части всего европейского интеграционного процесса, а также отражение динамики развития банковского законодательства Европейского Союза в условиях глобальных рыночных отношений и все большей степени взаимозависимости акторов мировой экономики. Основное внимание в данной работе уделяется рассмотрению вопросов функционирования Банковского союза ЕС как результата интеграционных усилий государств-членов ЕС. Для реализации вышеупомянутой цели в рамках данной работы будут выполнены следующие задачи: • изучить и структурировать по институционально-правовым критериям процесс развития правового регулирования рынка банковских услуг на уровне ЕС; • выявить правовую основу, правовую природу и сформулировать понятие Европейского банковского союза; • определить организационно-правовую структуру Европейского банковского союза, а также роль и статус институтов (в частности, Европейского центрального банка); • выявить последствия создания Европейского банковского союза, а также определить перспективы его развития. Структура работы включает в себя содержание, введение, три главы, заключение и список литературы. Исследование имеет теоретическую значимость с точки зрения учебных дисциплин «Международное право», «Европейское право», «Банковское право Европейского Союза», а также представляет практический интерес для различных государственных органов, частных компаний, кредитных учреждений и учреждений образовательной системы Российской Федерации. Научная новизна исследования заключается в попытке систематизировать ныне существующие исследования, посвященные вопросам создания и функционирования Европейского банковского союза. Определено содержание Европейского банковского союза, проанализированы его правовые основы, нормативно-правовая база и организационно-правовая структура. Изучены действия ЕБС по противодействию кризиса, спровоцированного пандемией коронавируса. Теоретическая основа исследования. Несмотря на повышенный интерес отечественных и зарубежных ученых к тематике европейской финансовой интеграции, наблюдается недостаток работ, которые были бы связаны непосредственно с вопросом создания и функционирования ЕБС. В процессе исследования большое внимание уделено изучению трудов отечественных авторов. В области общей теории права и теории международного и европейского права основой послужили работы М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянца, А.Х. Абашидзе, М.М. Бирюкова, А.Г. Волеводза, А.Н. Вылегжанина, А.Я. Капустина, С.Ю. Кашкина, П.А. Калиниченко, В.Н. Русиновои?, Б.Н. Топорнина, Л.М. Энтина, М.Л. Энтина, Ю.М. Юмашева и др. Вопросы международного и европейского финансового права широко изучены и рассмотрены в трудах А.А. Вишневского, Н.Ю. Ерпылевой, Л.К. Карпова, Р.А. Касьянова, А.С. Линникова, Е.Б. Осокиной, И.Л. Лифшица и др. Нормативная базу исследования составили учредительные договоры ЕС, акты вторичного права (регламенты, директивы), иные акты институтов Европейского Союза, международные договоры с участием государств-членов ЕС. Положения, выносимые на защиту: 1. Европейский банковский союз – новый, более углубленный этап европейской интеграции. 2. Европейский банковский союз стал закономерным итогом череды институциональных и правовых реформ, направленных на преодоление последствий глобального экономического и финансового кризиса 2008-2009 гг. 3. Главная задача ЕБС – разорвать порочный круг между государством и банковским сектором. 4. Единый свод правил – правовая основа Европейского банковского союза. 5. Европейская система страхования вкладов – недостающее звено Европейского банковского союза.
Введение

Актуальность исследования. Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., с которого в Европе начался кризис суверенного долга, показал несостоятельность существовавшей на тот момент экономической политики Евросоюза. В 2009 г. ВВП Евросоюза упал на 4%, инвестиции сократились на 13%. Для финансирования дефицита госбюджетов государства зоны евро активно наращивали заимствования на финансовых рынках. Поскольку страна–член валютного союза не может провести девальвацию своей валюты в целях увеличения объемов экспорта, единственный быстрый способ получить средства на государственные расходы, в том числе и на обслуживание госдолга, — выпуск государственных облигаций. В 2009 г. дефицит госбюджетов по зоне евро составил 6%, совокупный государственный долг стран ЕС вырос более чем на десять процентных пунктов и достиг 75% ВВП. Госдолг Греции приблизился к 130% ВВП, а Италии — к 120% ВВП. Финансовые рынки перестали доверять платежеспособности периферийных стран зоны евро; резко выросли ставки по государственным облигациям (по гособлигациям Греции они достигали 25% годовых), но и на этих условиях все сложнее стало привлекать средства. В начале 2010 г. Греция первой из стран зоны евро оказалась не в состоянии привлекать средства на финансовых рынках (ее госдолг на тот момент достиг 127% ВВП). Вслед за Грецией последовали Ирландия (ноябрь 2010 г.), Португалия (май 2011 г.), Испания (июль 2012 г.) и Кипр (апрель 2013 г.). В оборот вошла аббревиатура PIGS (англ. — «свиньи») означавшая периферийные страны ЕС (Portugal, Italy, Greece, Spain), которые оказались не в состоянии обслуживать свой госдолг и столкнулись с угрозой дефолта. Сложившаяся ситуация привела к резкому спаду деловой активности, повышению уровня безработицы и социальной напряженности, что шло вразрез с одной из главных целей Европейского Союза – обеспечением экономического роста и развития . Антикризисные меры Евросоюза можно разделить на два типа: экстренные и долгосрочные. Экстренные меры призваны предотвратить распространение кризисных явлений. Долгосрочные меры, которые включали заключение международных договоров (Договор о стабильности, координации и управлении в ЭВС (2 марта 2012 года), Договор об учреждении ЕСМ (2 февраля 2012 года), Пакт в поддержку евро плюс (25 марта 2011 года) и другие) имели целью решение структурных проблем, приведших к возникновению кризиса. Принятые долгосрочные меры имели, куда большее значение, так как подготовили основу для проведения переговоров государств-членов с целью передачи компетенций в финансовой сфере на наднациональный уровень. Ключевым моментом стал доклад председателя Европейского совета Хермана Ван Ромпей, в котором он объявил о создании новой структуры на территории ЕС, как часть проекта по формированию подлинного Экономического и валютного союза . 12 сентября 2012 Европейской Комиссией было опубликовано Сообщение «Дорожная карта по созданию Банковского союза» . В дорожной карте были определены основные направления формирования Банковского союза. Само понятие Банковского союза впервые появляется именно в данном акте Комиссии. Актуальность исследования повышается в связи с тем, что в российской науке практически нет исследований, посвященных правовым и институциональным аспектам формирования ЕБС. Опыт Европейского Союза в правовом регулировании банковской деятельности представляет особую значимость в связи с углублением интеграционных процессов на евразийском пространстве.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Предпосылки создания, история формирования и правовая природа Европейского банковского союза. 8 1.1. Эволюция правового регулирования рынка банковских услуг в ЕC и основные этапы его развития 8 1.2. Понятие и правовая основа Европейского банковского союза. 19 Глава 2. Правовые аспекты функционирования Единого надзорного механизма и Единого механизма финансового оздоровления. 32 2.1. Единый Надзорный Механизм 32 2.2. Единый Механизм Финансового Оздоровления 50 Глава 3. Заключительный этап формирования Европейского банковского союза. Правовые последствия и перспективы развития. 64 3.1. Недостающая опора ЕБС: Европейская Система Страхования Вкладов. 64 3.2. Последствия создания Европейского банковского союза и его будущее. 76 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84 Список использованной литературы 88
Список литературы

I. Официальные документы и нормативные правовые акты 1. Directive 94/19/EC of the European Parliament and of the Council of 30 May 1994 on deposit-guarantee schemes. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/GA/TXT/?uri=CELEX:31994L0019 2. Directive 2001/24/EC of the European Parliament and of the Council of 4 April 2001 on the reorganisation and winding up of credit institutions. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX%3A32001L0024 3. Directive 2006/48/EC of the European Parliament and of the Council of 14 June 2006 relating to the taking up and pursuit of the business of credit institutions (recast). Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32006L0048 4. Directive 2009/14/EC of the European Parliament and of the Council of 11 March 2009 amending Directive 94/19/EC on deposit-guarantee schemes as regards the coverage level and the payout delay. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=celex%3A32009L0014 5. Regulation (EU) 1092/2010 of the European Parliament and of the Council of 24 November 2010 on European Union macro-prudential oversight of the financial system and establishing a European Systemic Risk Board. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32010R1092 6. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council A Roadmap towards a Banking Union. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX%3A52012DC0510 7. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union - Consolidated version of the Treaty on European Union - Protocols - Declarations annexed to the Final Act of the Intergovernmental Conference which adopted the Treaty of Lisbon, signed on 13 December 2007 - Tables of equivalences. Official Journal C 326 , 26/10/2012 P. 0001 – 0390. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX:32013R0604 8. Regulation (EU) No 468/2014 of the European Central Bank of 16 April 2014 establishing the framework for cooperation within the Single Supervisory Mechanism between the European Central Bank and national competent authorities and with national designated authorities (SSM Framework Regulation) (ECB/2014/17). Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32014R0468 9. Directive 2014/59/EU of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 establishing a framework for the recovery and resolution of credit institutions and investment firms and amending Council Directive 82/891/EEC, and Directives 2001/24/EC, 2002/47/EC, 2004/25/EC, 2005/56/EC, 2007/36/EC, 2011/35/EU, 2012/30/EU and 2013/36/EU, and Regulations (EU) No 1093/2010 and (EU) No 648/2012, of the European Parliament and of the Council Text with EEA relevance. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32014L0059 10. Directive 2014/49/EU of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014 on deposit guarantee schemes Text with EEA relevance. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32014L0049 11. The report of the Presidents of the European Parliament, European Council, the Commission, the Eurogroup and the European Central Bank on Completing Europe's Economic and Monetary Union. See: http://ec.europa.eu/priorities/economic-monetary-union/docs/5-presidents-report_en.pdf. 12. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Central Bank, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions "Towards the completion of the Banking Union" COM/2015/0587 final. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52015DC0587 13. Council Directive 89/647/EEC of 18 December1989 on a solvency ratio for credit institutions. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:31989L0647 14. Council Directive 92/30/EEC of 6 April 1992 on the supervision of credit institutions on a consolidated basis. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX:31992L0030 15. Council Directive 92/121/EEC of 21 December 1992 on the monitoring and control of large exposures of credit institutions. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A31992L0121 16. Directive 2000/12/EC of the European Parliament and of the Council of 20 March 2000 relating to the taking up and pursuit of the business of credit institutions. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32000L0012 17. Euro Area Summit Statement. Brussels, 29 June 2012. Режим доступа: https://www.consilium.europa.eu/media/21400/20120629-euro-area-summit-statement-en.pdf 18. Council Regulation (EU) No 1024/2013 of 15 October 2013 conferring specific tasks on the European Central Bank concerning policies relating to the prudential supervision of credit institutions. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32013R1024 II. Решения Суда ЕС 19. Case 9/56 Meroni v. High Authority [1958] ECR 133. 20. Case C-8/74 Procureur du Roi v. Dassonville [1974] ECR 837. 21. Case 120/78 Rewe Zentrale v. Bundesmonopolverwaltung fur Branntwein [1979] ECR. 22. Case C-491/01 British American Tobacco (Investments) and Imperial Tobacco [2002] ECR I-11453. 23. Case C-66/04 United Kingdom v. Parliament and Council [2005] ECR I-10553. 24. Case C-217/04 United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland v. European Parliament and Council of the European Union [2006] ECR I-3771. 25. Case C427/12 Biocidal products. 26. Case C-370/12 Thomas Pringle v. The Government of Ireland, Ireland and the Attorney General. 27. Case C-270/12: Judgment of the Court (Grand Chamber) of 22 January 2014 — United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland v European Parliament, Council of the European Union. 28. Case C-62/14 Gauweiler and Others v. Deutscher Bundestag. 29. Case T-122/15 Judgment of the General Court of 16 May 2017, Landeskreditbank Baden-Wurttemberg - Forderbank v European Central Bank. 30. Case T-712/15 Credit mutuel Arkea v ECB, Judgment of the General Court of 13 December 2017. 31. Case T-52/16 Credit mutuel Arkea v ECB, Judgment of the General Court of 13 December 2017. III. Книги 1. Банковское дело: учебник/под ред. проф. Г.Г. Коробовои?. —2-е изд., перераб. и доп. —М.: Магистр, Инфра-М, 2015. – 592 с. 2. Бирюков, М.М. Европеи?ское право до и после Лиссабонского договора: учебное пособие / М. М. Бирюков. - М.: Статут, 2013. - 236 с. 3. Европейской право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник / рук. авт. колл. и отв. ред. Л.М. Энтин. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. – 960 с. 4. Европеи?скии? Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / отв. ред. С.Ю. Кашкин; пер. А.О. Четвериков. —2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 650 с. 5. Ерпылева, Н.Ю. Международное банковское право: теория и практика применения / Н.Ю. Ерпылева. - М.: Изд. дом Высшеи? школы экономики, 2012. - 671 с. 6. Капустин, А.Я. Право Европеи?ского Союза: учебник для вузов / Отв. ред. А.Я. Капустин. - М. : Издательство Юраи?т, 2015. - 387 с. 7. Кашкин, С. Ю. Право Европеи?ского Союза. Том 2. Особенная часть: учебник для бакалавров / отв. ред. С. Ю. Кашкин. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юраи?т, 2019. — 1023 с. 8. Кашкин, С.Ю. Право Европеи?ского Союза в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Кашкин, А. О. Четвериков; отв. ред. С. Ю. Кашкин. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юраи?т, 2018. — 325 с. 9. Крохина,Ю.А. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. —5-е изд., перераб. и доп. —М.: НОРМА, Инфра-М, 2015. — 624 с. 10. Линников,А.С., Карпов,Л.К. Международно-правовые стандарты регулирования банковскои? деятельности/ А.С. Линников, Л.К. Карпов. —М.:Статут, 2014. —173 c. 11. Линников, А.С. Правовое регулирование банковскои? деятельности и банковскии? надзор в Европеи?ском Союзе / А.С. Линников. — М.: Статут, 2009. – 188 c. 12. Лозовскии?, Л.Ш., Благодатин,А.А., Раи?зберг,Б.А. Биржа и ценные бумаги. Словарь/ Л.Ш. Лозовскии?, А.А. Благодатин,Б.А.Раи?зберг. —М.: Экономика, 2001. —328 с. 13. Миркин,Я.М. Финансовые рынки Евразии: устрои?ство, динамика, будущее / под ред. проф. Я. М. Миркина. —М.:Магистр, 2017. —384 с. 14. Олсен,М. Банковскии? надзор: европеи?скии? опыт и россии?ская практика. Пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала центрального банка –этап III»/под ред.М.Олсена.—М.: Представительство Европеи?скои? комиссии в России,2005. —356с. 15. Понаморенко, В.Е. Банковская интеграция в ЕС и ЕЭП: возможности правовои? трансплантации / В. Е. Понаморенко, А.О. Четвериков, Л.К. Карпов; отв. ред. С. Ю. Кашкин. — Москва: ЮСТИЦИНФОРМ, 2014. — 204 с. 16. Понаморенко, В.Е.Актуальные направления финансовои? интеграции в ЕАЭС:правовои? анализ: монография/В. Е. Понаморенко,И.М.Лифшиц, К.Г. Сорокин.;под общ. ред.В.Е. Понаморенко. — М.:Русаи?нс, 2015. – 182c. 17. Право Европеи?ского Союза в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. Х. Абашидзе, А. О. Иншаковои?. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юраи?т, 2018. — 293 с. 18. Право Европеи?ского Союза. Новыи? этап эволюции: 2009-2017 годы/под ред Л.М. Энтина. —М.: Аксиом. 2009.—304 c. 19. Ровенскии?,Ю.А., Бадалов,Л.А.,Богачева, М.Ю.Банковское регулирование и надзор. Учебник. Серия «Банковское дело»: в5 т. Том 5/под ред Ю.А. Ровенского, Л.А. Бадалова. —М.: Проспект, 2016. —128 c. 20. Теория государства и права.Учебник для ВУЗов/ под ред. проф.С.C.Алексеева. — М.: Норма, 2005. — 496 с. 21. Топорнин Б.Н. Европеи?ское право: учебник/Б.Н. Топорнин. —М.: Юристъ, 1998. - 456 с. 22. Четвериков А.О., Понаморенко,В.Е., Карпов,Л.К. Банковская интеграция в ЕС и ЕЭП: возможности правовои? трансплантации. —М.: Юстицинформ, 2014. — 260 c. 23. Шумилов, В.М. Международное экономическое право: учебник для магистров / В.М. Шумилов. — 6-е изд., пер. и доп. —М.: Издательство Юраи?т, 2017. — 612с. 24. Энтин, М.Л. В поисках партнерских отношении? — VII: Россия и Европейский Союз в 2017 — первой половине 2018 годов : Научная монография / М.Л.Энтин, Е.Г.Энтина, Н.И.Тнэлм . — М.: Зебра Е, 2018. — 816 с. 25. Юмашев, Ю.М., Постникова, Е.В. Экономическое право Европеи?ского союза: монография / Ю.М. Юмашев, Е.В. Постникова. — М.: Норма, ИнфраМ, 2014. — 384 c. Статьи 1. Ерпылева,Н.Ю. Современный правовой статус Европейского центрального банка/Н.Ю. Ерпылева//Банковское право. —2010. —No5. — С. 35-43. 2. Ерпылева,Н.Ю. Европейский центральный банк в институционной структуре Европейской банковской системы (правовые аспекты)/Н.Ю. Ерпылева//Право. Журнал Высшей школы экономики. —2010. —No1. — С. 98-113 3. Касьянов Р.А. Организация деятельности финансовых регуляторов в Европейском союзе //Вестник МГИМО Университета. Москва, 2012. №6. 4. Касьянов,Р.А. Европейский опыт правового регулирования финансовых рынков и возможности его применения в России/Р.А. Касьянов//Вестник МГИМО Университета.—2013. —No4 (31). — С. 267-274. 5. Касьянов,Р.А. Общие тенденции правового регулирования рынка ценных бумаг в Европейском союзе/Р.А. Касьянов//Законы России. Опыт. Анализ. Практика. — 2013. — No4. — С. 93-97. 6. Касьянов,Р.А. Рынки финансовых инструментов в Европейском союзе: правовые основы регулирования/Р.А. Касьянов//Законы России. Опыт. Анализ. Практика. — 2015. — No9. — С. 65-69. 7. Касьянов,Р.А. Суд Европейского Союза подтвердил полномочия Европейского органа по ценным бумагам и рынкам/Р.А. Касьянов//Международное правосудие. — 2017. —No2 (22). — С. 17-27. 8. Линников,А.С. Организационно-правовые предпосылки формирования единого органа банковского надзора Европейского Союза/А.С. Линников//Представительная власть –XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2008. — No2-3. —С. 22-27. 9. Лифшиц, И.М. Реформа правового регулирования рынка ценных бумаг в Европейском союзе/И.М. Лифшиц//Московский журнал международного права. — 2010. — No2(78). — C. 125-141. 10. Лифшиц, И.М. Правовые аспекты регулирования рынка ценных бумаг в Европейском союзе/И.М. Лифшиц//Московский журнал международного права. — 2011. — No3(83). — C. 100-110. 11. Лифшиц,И.М. Правовое оформление антикризисных мер на международном и региональном уровнях/ И.М. Лифшиц//Право и экономика. — 2014. — No9. — C. 17-24. 12. Лифшиц,И.М. Понятие международного финансового права: некоторые аспекты/ И.М. Лифшиц // Московский журнал международного права. — 2017. — No4. — C. 58-69. 13. Лифшиц, И.М. Специфика правового регулирования банковскои?деятельности в ЕС/И.М.Лифшиц//России?скии?внешнеэкономическии?вестник. —2018. —No8. —C. 108-118. 14. Осокина Е.Б. Предпосылки и основные положения реформы правового регулирования банковской деятельности в ЕС/ Е.Б. Осокина//Право и управление XXI век. — 2017. — No1 (42). — С. 66-74. 15. Осокина Е.Б. Правовые аспекты создания Европейского банковского союза/ Е.Б. Осокина// Московский журнал международного права. —2017. — No4. — С. 131-140. 16. Осокина Е.Б. Эволюция банковского надзора в Европейском союзе: организационно-правовые аспекты/Е.Б.Осокина//LegalConcept= Правовая парадигма. —2017. — Т.16. — No3. — С. 122 -127. 17. Топорнин Н.Б. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности механизмов финансовой помощи в Европейском союзе//Деньги и кредит. Москва, 2015. No10. 18. Топорнин,Н.Б., Осокина,Е.Б. Организационно-правовые аспекты Единого механизма финансового оздоровления ЕС/Н.Б.Топорнин, Е.Б.Осокина//Деньги и кредит. — 2017. —No12. — C. 108-112. 19. Цибулина, А.Н. Банковский или Фискальный союзы в ЕС: что важнее?/ А.Н. Цибулина//Европейские проблемы на VIII Конвенте РАМИ. —2014. — C. 155-161.
Отрывок из работы

Глава 1. Предпосылки создания, история формирования и правовая природа Европейского банковского союза. 1.1. Эволюция правового регулирования рынка банковских услуг в ЕC и основные этапы его развития Мировой финансовый кризис и последовавший за ним кризис суверенных долгов выявили существенные пробелы в институциональной структуре Евросоюза, отражающие незавершенность формирования в его рамках экономического и валютного союза (ЭВС, или EMU — The Economic and Monetary Union). Нельзя, однако, сказать, что противоречия интеграции возникли лишь в связи с кризисом: еще в ходе создания ЕС, как отмечают многие исследователи, исторически возобладал функциональный подход в ущерб институциональному. Функциональная интеграция превалировала над институциональным разделением суверенитета между «центром» и странами-членами, и введение евро на третьем этапе формирования ЭВС стало закономерным продолжением этой тенденции . Необходимо отметить, что первоначально финансовый сектор в силу его стратегического значения для суверенитета государства не входил в планы европейской интеграции. Отказ от определенной части полномочий в области финансового регулирования мог повлечь за собой ограничение суверенитета стран-участниц . По этой причине на ранних этапах европейской интеграции не было принципиальной задачи создать единый рынок финансовых услуг. В частности, Римский договор 1957 года не предусматривал создание финансового рынка, как части общего рынка , а свобода движения капитала вошла в число ключевых свобод внутреннего рынка после вступления в силу Единого европейского акта в 1987 году. Эволюцию рынка финансовых услуг в европейском союзе можно разделить на несколько этапов. Первым этапом является принятие Директивы Совета ЕС (73/183/ЕЕС от 28 июня 1973 г.) «Об отмене ограничений на право учреждения и право свободного предоставления услуг в отношении самостоятельной деятельности банков и иных финансовых организаций . Хотя указанная Директива не предусматривала гармонизацию национального законодательства государств-членов в соответствии с какими-либо едиными стандартами в сфере регулирования деятельности кредитных учреждений, а, напротив, гарантировала предоставление национального режима всем кредитным организациям, действующим на территории того или иного государства-члена, она играла чрезвычайно важную роль. Значение этой Директивы в развитии правового регулирования деятельности кредитных учреждений на территории ЕС состоит в том, что она отменила существовавшие ранее ограничения на свободу учреждения в финансовой сфере и, следовательно, на оказание банковских услуг. Таким образом, именно указанная Директива легла в основу развития правового регулирования банковской деятельности на территории нынешнего Европейского союза. Директива 1973 г. интересна тем, что ее положения касались не только банков, но и целого ряда иных кредитных организаций, например, союзов взаимного кредитования, страховых компаний и финансовых посредников (круг субъектов был ограничен списком, содержавшимся в приложении к Директиве). Вскоре после издания Директива 1973 г. в основном потеряла актуальность. Следующим, не менее важным, актом вторичного права в рамках первого этапа является Директива № 77/780/ЕЭС (от 12 декабря 1977 года) «О координации законодательства, правил и административных положений, регулирующих порядок организации и деятельности кредитных учреждений» . Вплоть до принятия в 1989 г. Второй банковской директивы ЕЭС Директива 1977 г. была основным и единственным специализированным источником банковского права ЕС. Из числа основных положений Директивы следует особо выделить следующие, имеющие принципиальное значение для регулирования банковской деятельности в ЕС: • общее определение кредитной организации (credit institution), как предприятия (undertaking), деятельность которого заключается в привлечении депозитов (вкладов) и иных средств на основе платности и предоставлении кредитов от своего имени и за свой счет; • Директива сформулировала общие стандарты лицензирования банковской деятельности; • введение общих стандартов лицензирования банковской деятельности для всех государств — членов ЕЭС; • введение принципа сотрудничества органов банковского надзора государств-членов; • создание при Комиссии ЕЭС Консультативного комитета органов банковского надзора государств — членов ЕЭС; • ввела такое понятие, как «обособленное подразделение кредитной организации», и, следовательно, возможность для открытия филиалов кредитных организаций «третьих стран» (по соглашению с государством-членом ЕЭС); • возможность обжалования в суде решений государств-членов по обеспечению координации законодательства, правил и административных положений в соответствии с Директивой. Директивы 1973 и 1977 гг. оказали долговременное влияние на развитие европейской банковской системы и повлекли следующие важнейшие последствия : • создание единых правил реагирования банковской деятельности в государствах, где до 1977 г. таковых не существовало (Великобритания) и существенное реформирование правил банковского регулирования ряда европейских государств (Нидерланды, Люксембург, Дания); • создание основ системы сотрудничества органов банковского надзора государств - участников ЕЭС; • установление основ общей политики в области правового регулирования банковской деятельности по отношению к третьим государствам; • установление общего определения кредитной организации, затрудняющего дискриминацию по отношению к тем или другим видам кредитных организаций; • преодоление очередного препятствия на пути к экономическому и валютному союзу. В 1988 г. было завершено формирование общего рынка в рамках ЕЭС. Директивой Совета № 88/361/ЕЕС от 24 июня 1988 г. «О применении ст. 68 Римского договора » были отменены последние ограничения на свободное движение капитала в ЕЭС. Подобное развитие событий значительно ускорило принятие новой банковской директивы, которая появилась в 1989 г. Началом второго этапа можно назвать принятие важнейшего акта вторичного права, сыгравшего важнейшую роль в правовом регулировании деятельности кредитных учреждений на территории ЕС, Директива № 89/646/ЕЭС от 15 декабря 1989 года «О координации законодательства, правил и административных положений, регулирующих порядок создания и деятельности кредитных учреждений и внесении изменений в Директиву 77/780/ЕЭС» (Вторая банковская директива) . Эта Директива знаменует собой закрепление основных характеристик процесса формирования в ЕЭС единого рынка банковских услуг, поскольку именно она ввела стандартные правила осуществления банковского надзора на территории ЕЭС, действующие во всех государствах-членах. Директива закрепила также принцип признания банковских лицензий на всей территории ЕЭС, что позволило кредитным учреждениям, получившим лицензию на осуществление своей деятельности в одном государстве, осуществлять данную деятельность (согласно лицензии) на территории другого государства-члена без получения каких-либо дополнительных разрешений. Здесь следует также отметить, что, согласно указанной Директиве, контроль над банковской деятельностью должен осуществляться надзорными органами того государства, где данное кредитное учреждение было зарегистрировано. Помимо директивы 77/780/ЕЕС в рамках текущего этапа были приняты: • Директива Совета 89/647/ЕЭС от 18 декабря 1989 г. о коэффициенте платежеспособности кредитных организаций ; • Директива Совета 92/30/ЕЭС от 6 апреля 1992 г. о консолидированном надзоре за деятельностью кредитных учреждений ; • Директива Совета 92/121/ЕЭС от 21 декабря 1992 г. о мониторинге и контроле за крупными рисками кредитных организаций ; • Директива 94/19/ЕС от 30 мая 1994 г. о системах страхования вкладов . Началом очередного этапа развития финансового законодательства европейского союза можно считать принятие "Плана действий в сфере финансовых услуг" (ПДСФУ) в мае 1999 года . Основной причиной разработки ПДСФУ являлась необходимость получения преимуществ от использования единой валюты для стимулирования европейского финансового рынка. ПДСФУ содержал более 40 пунктов, направленных на создание и «внедрение в практику более совершенной правовой базы функционирования европейских финансовых рынков» . В рамках данного этапа также были приняты: Директива 2000/12/ЕС от 20 марта 2000 г. об учреждении и ведении деятельности кредитных учреждений и Директива 2001/24/ЕС от 4 апреля 2001 г. о реорганизации и ликвидации кредитных учреждений . По истечении срока реализации Плана действий в сфере финансовых услуг 1 декабря 2005 г. был представлен новый программный документ – Белая книга по политике финансовых услуг на 2005-2010 гг. Белая книга обозначила основные цели политики Комиссии в сфере финансовых услуг на период до конца 2010 г.: 1) укрепление интегрированного, открытого, конкурентоспособного, эффективного финансового рынка ЕС; 2) устранение существующих экономических препятствий для оказания финансовых услуг и свободного обращения капитала на территории ЕС; 3) внедрение, применение и постоянная оценка существующего законодательства, а также разработка проектов нормативных актов; 4) усиление сотрудничества и взаимодействия надзорных органов ЕС. Реализация задач, содержавшихся в Белой книге, потребовала принятие Директивы 2006/48/ЕС от 14 июня 2006 г. об учреждении и ведении деятельности кредитных учреждений . Заменив аналогичную директиву 2000 г., данный акт развил и дополнил ее положения. В частности, было дополнено понятие «кредитное учреждение» (организация, осуществляющая оборот электронных средств, также получила статус кредитного учреждения), уточнен процесс получения и отзыва лицензии, порядок лицензирования филиалов кредитных учреждений из государств-членов ЕС и из третьих государств, дополнены положения относительно банковского надзора, а также урегулированы некоторые другие вопросы. В момент наиболее острой фазы финансового и экономического кризиса 2008-2009 гг. стало очевидно, что действующая структура не подходит для урегулирования масштабных банковских кризисов. Обсуждения необходимости проведения реформы правового регулирования финансового сектора ЕС возобновились с новой силой. Европейские законодатели предлагали два направления ее проведения — гармонизация норм и изменение организационно-правовой структуры европейского надзора за финансовыми рынками. Проект реформы был разработан рабочей группой под председательством Жака де Ларозьера и изложен в специальном докладе группы от 25 февраля 2009 года. В данном докладе предлагались следующие изменения. Система Европейских надзорных органов (The European Supervisory Authorities, ESAs) стала преемником Комитета Европейских органов банковского надзора (Committee of European Banking Supervisors) и других секторных финансовых надзорных органов. По отдельным вопросам данные органы получили право принимать обязательные для национальных надзорных органов и финансово-кредитных организаций решения. Второе нововведение в рамках данного доклада – учреждение Европейского совета по системным рискам (ESRB), который должен отвечать за мониторинг и оценку угроз финансовой стабильности, происходящих от макроэкономических влияний и от изменений в финансовой системе в целом. В связи с этим ESRB ответственен за раннее предупреждение о возникновении рисков системного характера и подготовку рекомендаций по их снижению. Третьим нововведением на данном этапе развития правового регулирования финансовых рынков ЕС стал «Единый свод правил оказания финансовых услуг». В 2004 году Томмазо Падоа-Скиоппа выступил за «упорядоченную, унифицированную и гибкую нормативно-правовую базу по всему ЕС. Он назвал это единым сводом правил, ссылаясь на правила, применимые в секторе финансовых услуг. Корни Единого свода правил можно также найти в событиях, предшествовавших речи Падоа-Скиоппы, и, более конкретно, в процессе Ламфалусси, который начался в области ценных бумаг. Единый свод правил является основой банковского союза и регулирования финансового сектора в ЕС в целом. Он состоит из правовых актов, которые должны соблюдать все финансовые учреждения (включая около 8 300 банков) в ЕС. Финансово-экономический кризис 2008–2010 гг. оказал огромное влияние на экономику и государственные финансы большинства стран ЕС. Налоговые доходы сократились из-за спада, а социальные расходы, напротив, увеличились из-за роста безработицы. До кризиса, в 2007 г., состояние государственных бюджетов стран ЕС было в целом благополучным. Спасение финансовой системы дорого обошлось европейским странам, бюджетные дефициты и долги стремительно нарастали. Пик экономического спада пришелся на 2009 г., когда ВВП сократился во всех странах зоны евро. Наиболее высокий уровень государственного долга относительно ВВП отмечался у Греции (159,1%), Италии (119,6%), Португалии (110,1%) и Ирландии (104,9%) . «В этих условиях правительство Греции в апреле 2010 г. обратилось к руководству Евросоюза с просьбой предоставить стабилизационный кредит, необходимый для покрытия государственного долга и рефинансирования банковского сектора страны. Таким образом, Греция стала первой европейской страной, официально попросившей финансовую помощь для преодоления системного экономического кризиса. Позднее в Брюссель с аналогичной просьбой выделить финансовую поддержку обратились Португалия и Ирландия» . В июне 2012 года кризис суверенного долга в еврозоне достиг своего пика. Рост уровня процентных ставок по государственным облигациям Италии и Испании вызывал сомнения в стабильности евро, что ставило под вопрос устойчивость Экономического и валютного союза. Ключевым моментом в урегулировании кризиса суверенного долга в ЕС стал саммит еврозоны 2012 года. В заявлении по итогам саммита говорилось о проведении прямой рекапитализации банков через ЕСМ и передаче полномочий по надзору за банками зоны евро на наднациональный уровень. Данное заявление глав государств и правительств зоны евро от 29 июня 2012 года можно рассматривать как момент зарождению Европейского банковского союза, поскольку оно включало два конкретных политических обязательства, одним из которых являлось создание Единого надзорного механизма посредством централизации надзора за банковским сектором государств-членов еврозоны и передача надзорных полномочий ЕЦБ. Все главные решения Брюссельского саммита ЕС нашли отражение в предложенном Евросоюзом на рассмотрение документе, получившем название «На пути к более эффективному экономическому и монетарному союзу», в котором изложены основные положения десятилетнего плана экономических реформ. Особое внимание уделено вопросу превращения еврозоны в политический, банковский и бюджетный союз. Для этого в качестве приоритетного направления развития финансовой политики рассматривалось усиление централизованного контроля финансов стран, что в первую очередь предполагало ежегодное определение допустимого уровня размера долга и дефицита бюджета. В целях укрепления банковского союза планировалось создание общеевропейских гарантий по депозитам, выпуск в среднесрочной перспективе евробондов и использование средств из стабилизационных фондов для рекапитализации банков. Предполагалось, что углубление финансовой интеграции должно привести к созданию банковского союза с единым банковским регулятором и универсальной схемой страхования вкладов . Кризис суверенного долга помог европейским политикам понять недостатки текущей политики в финансовой сфере, а так же необходимость передачи полномочий по надзору на наднациональный уровень. Это и привело к заявлению по результатам саммита стран еврозоны в июне 2012 года. Текущее заявление и по сей день считается моментом зарождения Европейского банковского союза. 1.2. Понятие и правовая основа Европейского банковского союза. Экономический и финансовый кризис 2008-2009 гг. с момента своего возникновения имел глобальный характер. Зародившись в Соединенных штатах в 2007-2008 гг., на начальном этапе он затронул только один из секторов финансовой системы США – рынок ипотечного кредитования, однако, с учетом высокой взаимозависимости финансовых систем различных государств, достаточно быстро распространился по всему миру. Большинство экспертов заявляли о наличии существенных недоработок в правовом регулировании, в механизмах надзора за банковской деятельностью и в руководствах по действию при возникновении проблемных ситуаций. К вышеперечисленному необходимо добавить неэффективное управление рисками финансовыми посредниками, несвоевременный анализ показателей в финансовом секторе, отсутствие четкого представления о текущей ситуации и быстрого реагирования на возникающие вызовы. Операторы фондового рынка, национальные регуляторы и экономисты в большинстве своем не были готовы к случившемуся. События развивались стремительно и осложнялись множеством факторов. Кризис ликвидности и неплатежеспособности значительно ухудшил положение крупнейших банков во многих государствах. Доступных механизмов анализа и действий в кризисных ситуациях было недостаточно. Концепция саморегулирования рынка с минимальным вмешательством государства показала свою несостоятельность. Разразившийся кризис достаточно быстро приобрел системный характер и стал самым масштабным в истории. Господствовавшие теории и воззрения оказались не в состоянии помочь и объяснить сложившуюся ситуацию. Мировой финансовый и экономический кризис 2008-2009 гг. подтолкнул к переосмыслению существующей действительности. В то время как друг за другом банкротились крупнейшие банки, законодателю предстояло решить ряд сложнейших задач. Решения необходимо было принимать в кратчайшие сроки – теорию немедленно переводить в практику для того, чтобы предотвратить разрушение финансовой системы и устранить угрозу дальнейшего распространения кризисных явлений. Оценка эффективности мер, принятых для сокращения причиненного банковской системе ущерба, может быть разной, однако нельзя отрицать, что в случае наступления кризиса такого масштаба возникает вопрос – стоит ли государству помогать неконкурентоспособным банкам за счет средств налогоплательщиков или оставить их на произвол судьбы? Правительства и надзорные органы могли выбрать только первый вариант решения этого вопроса – направлять деньги налогоплательщиков для поддержки банков и тем самым смягчить разрушительный эффект от массового банкротства. Однако в сложившейся ситуации оказанные меры экстренной финансовой поддержки не имели должного эффекта, финансовый и банковский кризис продолжал по инерции набирать обороты. Его последствия проявились в реальном секторе экономики и положили начало долгой и продолжительной рецессии, охарактеризовавшейся высоким уровнем безработицы и социальными потрясениями в экономически неокрепших государствах. Властям ряда европейских государств пришлось изменить подход к возникшей проблеме в связи с наступлением второй волны кризиса летом 2011 года, когда явным образом проявилась тесная взаимосвязь суверенных и банковских рисков . Кризис суверенного долга в европейских государствах, вызванный дефицитом государственного бюджета и высоким уровнем государственного долга, привел к фрагментации европейского рынка банковских услуг и к увеличению разницы в условиях доступа национальных банковских систем на финансовые рынки. Ряд государств и банков были вынуждены обратиться за внешней поддержкой, условия предоставления которой были достаточно жесткими. После завершения наиболее острой фазы кризиса и стабилизации ситуации на финансовых рынках настал момент для проведения глубокого анализа и разработки стратегии дальнейшего развития. Основной задачей международного сообщества стало разрешение вопроса о том, какие структурные реформы необходимо провести для предотвращения развития подобной ситуации в будущем. Стоит отметить, что основы и принципы правового регулирования банковской деятельности в Европе формировались на протяжении длительного времени и радикально изменить их в максимально короткие сроки не представляется возможным, поскольку согласование норм и правил на наднациональном уровне достаточно длительный процесс. Тем не менее, основной подход к правовому регулированию рынка банковских услуг в ЕС постепенно изменился от гармонизации национальных норм и правил в этой области к более жесткому методу правового сближения – унификации и переходу к единой общеевропейской системе банковского надзора и управления в кризисной ситуации. Такие изменения стали основой формирования Европейского банковского союза.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 84 страницы
1150 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 71 страница
1050 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 83 страницы
1150 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 68 страниц
990 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 63 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg