Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру на основе историко-общественных знаний

cool_lady 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Цель исследования: осуществить педагогический эксперимент и выявить педагогические условия формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру на основе историко-общественных знаний. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1) Рассмотреть понятие «ценностного отношения к окружающему миру». 2) Выявить психологические, педагогические основания формирования ценностного отношения к окружающему миру. 3) Осуществить диагностику сформированности ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников с помощью эмпирического исследования. 4) Представить, охарактеризовать и проанализировать результат создания педагогических условий формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру. 5) Оценить динамику формирования ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников на основе историко-общественных знаний. Объект исследования: младшие школьники. Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру посредством историко-общественных знаний. Гипотеза исследования: развитие ценностного отношения к миру у младших школьников будет успешным, если будут выполнены следующие педагогические условия: ? представления о конкретных объектах по теме историко-общественных знаний у младших школьников должно формироваться через определение значимости их для жизни, человеческой деятельности; ? первичные переживаний ценности школьников должны опираться на эмоциональную сферу посредством формирования эмоциональной ситуации. ? вовлекать эмоциональные переживания в детский эмоциональный опыт необходимо посредством трансформации эмоций в действие; ? этап рефлексии, как и формирование ситуации для осознания младшим школьником отношения к людям, социальным явлениям, природе, духовным объектам, что способствует выявлению и закреплению ценностей, является залогом эффективности развития ценностного отношения к окружающему миру. Теоретическая основа исследования: ценностное отношение и его развитие у школьников рассматривали российские ученые Н. Никандров, С. Полякова, В. Помелов, З. Равкин, М. Богуславский. Анализ вопросов ценностей, как целей воспитательной работы педагога мы осуществляли на основе исследований Е. Бондаревской, З. Мальковой, В. Караковского, И. Артюховой. Философская концепция ценности подробно изучалась такими авторами, как В. Василенко, А. Гусейнов, А. Здравомыслова, М. Каган, В. Хазиев, труды которых были использованы нами для анализа данных вопросов в исследования. Теоретические особенности воспитания личности в общественной среде были изучены с помощью изучения научной литературы по проблеме следующих авторов: А. Амирова, С. Гессена, И. Кона, Б. Лихачева, А. Рахимова, В. Сухомлинского, Л. Выготского, Л. Божович, С. Рубинштейна, Д. Эльконина. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, педагогический эксперимент, анализ и синтез. Структура исследования: работа включает в себя 67 страниц, состоит из 2 глав, введения и заключения. В первой теоретической главе были рассмотрено понятие «ценностного отношения к окружающему миру», выявлены психологические, педагогические основания формирования ценностного отношения к окружающему миру, а также определены возрастные особенности развития младших школьников. Во второй практической главе проведена диагностика сформированности ценностного отношения к окружающему миру у испытуемых, представлена, охарактеризована и проанализирована методика создания педагогических условий формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру, рассмотрена динамика формирования ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников на основе историко-общественных знаний.
Введение

Актуальность исследования обусловлена нацеленностью современного образования на формирование гуманистической личности школьников. Школьники должны уметь не только сориентироваться в сложной жизненной ситуации, но и выстроить гармоничные отношения с окружающим миром, не нанося травмы экологии, природе и обществу. Историко-общественные знания, изучаемые на уроках природоведения и обществоведения в начальной школе, дают возможность школьникам получить целостную картину мира, ощутить себя, как его часть и осознать свое место в нем посредством единства рационально-научного познания и ценностно-эмоционального осмысления учеником начальных классов опыта общения с обществом, природой. Таким образом, задачей педагога начальных классов является интерпретация ценностного потенциала и раскрытие идей ценности до детского сознания, что достигается правильным подбором методов и педагогических приемов обучения. Общая целевая установка, которая задействована во ФГОС НОО, предполагает накопление школьниками начальных классов знаний об обществе и природе, но обязательным элементом обучающих программ является формирование ценностно-эмоционального отношения к природе и людям, воспитание развитой, гармоничной личности, опирающейся в своих действиях на общечеловеческие гуманистические ценности. Это обусловливает значимость работы педагога по реализации поставленных образовательных целей, а значит, подчеркивает актуальность темы нашего исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ОСНОВЕ ИСТОРИКО-ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ 7 1.1 Понятие «ценностного отношения к окружающему миру» 7 1.2 Психологические, педагогические основания формирования ценностного отношения к окружающему миру 15 1.3 Возрастные особенности развития младших школьников 23 ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ОСНОВЕ ИСТОРИКО-ОБЩЕСТВОВЕННЫХ ЗНАНИЙ 33 2.1. Диагностика сформированности ценностного отношения к окружающему миру у испытуемых 33 2.2 Формирование педагогических условий развития у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру 44 2.3 Динамика формирования ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников на основе историко-общественных знаний 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Список литературы

1) Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. – СПб.: Питер, 2017. – 480 c. 2) Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред. Кареловой И.М.. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 288 c. 3) Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2018. – 16 c. 4) Специальная педагогика. В 3 т. Т. 1 / Под ред. Назаровой Н.М.. – М.: Academia, 2017. – 304 c. 5) Специальная педагогика. В 3 т. Т. 2 / Под ред. Назаровой Н.М.. – М.: Academia, 2016. – 478 c. 6) Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2017. – 624 c. 7) Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c. 8) Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. – М.: Academia, 2016. – 352 c. 9) Вайндорф–Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c. 10) Гагаев, А.А. Педагогика Махабхараты: Монография / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. - М.: Риор, 2015. - 160 c. 11) Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c. 12) Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 479 c. 13) Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. – М.: Academia, 2017. – 160 c. 14) Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c. 15) Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 c. 16) Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. – М.: Academia, 2017. – 288 c. 17) Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я. Корчак. – М.: Самокат, 2015. – 256 c. 18) Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. – М.: Проспект, 2016. – 320 c. 19) Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 364 c. 20) Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. – М.: Риор, 2017. – 144 c. 21) Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 471 c. 22) Кудряшева, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. – М.: Вузовский учебник, 2018. – 136 c. 23) Латышина, Д.И. Этнопедагогика: Учебник для академического бакалавриата /Д.И. Латышина, Р.З. Хайруллин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 394 c. 24) Набок, И.Л. Педагогика межнационального общения / И.Л. Набок. – М.: Academia, 2015. – 32 c. 25) Назарова, Н.М. Сравнительная специальная педагогика / Н.М. Назарова. – М.: Academia, 2018. – 31 c. 26) Околелов, О.П. Педагогика: учебное пособие / О.П. Околелов. – РнД: Феникс, 2016. – 222 c. 27) Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 192 c. 28) Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. – М.: КноРус, 2019. – 48 c. 29) Руденко, А.М. Педагогика: шпаргалки / А.М. Руденко. – РнД: Феникс, 2017. – 190 c. 30) Руденко, А.М. Педагогика в схемах и таблицах / А.М. Руденко. – Рн/Д: Феникс, 2016. – 416 c. 31) Рындак, В.Г. Педагогика: Учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко и др. – М.: Инфра–М, 2015. – 384 c. 32) Сковородкина, И.З. Педагогика: Учебник / И.З. Сковородкина. – М.: Академия, 2018. – 256 c. 33) Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2018. – 320 c. 34) Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 509 c. 35) Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. – М.: Academia, 2017. – 576 c. 36) Супрунова, Л.Л. Сравнительная педагогика: Учебник / Л.Л. Супрунова. – М.: Academia, 2017. – 312 c. 37) Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. – М.: Academia, 2015. – 16 c. 38) Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. – М.: Флинта, 2016. – 256 c. 39) Фирсов, М.В. Социальная педагогика (для бакалавров) / М.В. Фирсов, И.Д. Лельчицкий. – М.: КноРус, 2017. – 397 c. 40) Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теор., метод., технол., метод.: Уч. / А.Н. Ходусов. – М.: Инфра–М, 2017. – 56 c. 41) Хуторской, А.В. Педагогика: Учебник / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2017. – 112 c. 42) Хухлаева, О.В. Этнопедагогика: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 333 c. 43) Чекулаенко, В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории: Учебное пособие / В.Л. Чекулаенко. – М.: Инфра–М, 2017. – 160 c.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру на основе историко—общественных знаний 1.1 Понятие «ценностного отношения к окружающему миру» Ценностные ориентации человека имеют свойство формироваться в течение всей его жизни, но наиболее удачным для реализации данного процесса является период с 6 до 12 лет. В этот момент происходит закладка интеллектуальных механизмов познания и анализа окружающей среды и выявления места индивидуума в ней. Понятие «ценности трактуется с разных позиций. Так, под ценностью понимаются явления и предметы, которые особенно важны для духовной и культурно-социальной общественной жизни, а также жизни отдельных индивидуумов [44]. Предметными ценностями могут выступать разнообразные предметные объекты и продукты человеческой деятельности, которые одновременно являются объектами ценностного отношения. Они оцениваются на предмет полезности, необходимости, важности, редкости. С другой стороны, ценности представляет собой мотивационную личностную структуру, иными словами, личные ценности. Они заключаются в представлениях о совершенстве каких—либо жизненных областей, содержат в себе оценки и установки, которые можно назвать деятельностными ориентирами. Согласно педагогическому словарю, «ценности» — это особые социальные характеристики объектов окружающей действительности, которые позволяют выделить их минусы и плюсы для общества в целом и человека в частности, которые заключены в явлениях природной и общественной жизни [28, c. 34]. М. Вебер трактовал понятие «ценности», как нечто, указывающее на социальное, культурное, человеческое значение конкретных явлений действительности. Вебер сообщал, что «все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или не справедливого» [51]. В. Тугаринов трактовал ценности, как «предметы, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и пробуждения в качестве нормы, цели или идеала» [2, c. 74]. Таким образом, автор в качестве критерия ценности называет их необходимость для удовлетворения потребностей. П. Менцер характеризовал ценности, как предмет, диктующий человеческим чувствами необходимость признания какого-то предмета или явления значимым, важным, что впоследствии может стать ориентиром для стремления [2, c. 76]. Философский словарь дает определение ценностям, как «специфическим социальным определениям объектов окружающего мира, выявляющим их положительное и отрицательное значение для человека и общества» [34, c.56]. Данная трактовка затрагивает как положительное, так и отрицательное значение понятия. С. Маслов воспринимал ценности, как положительное значение предметов духовно-материального мира с позиции удовлетворения общественных потребностей [43, c. 28]. Внешние ценности выступают как свойства предмета или явления. Однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям [43, c. 30]. Таким образом, анализируя различные взгляды на понятие ценности, можно выделить значение термина, как положительного значения объектов духовно-материального мира, особенные социальные определения объектов окружающего мира, демонстрирующие их позитивное или негативное значение для индивидуума и общества. Каждая отдельно взятое общество владеет особенным комплексом ценностной иерархии, которую можно назвать наивысшим уровнем социальной регуляции. В комплексе сохранены критерии социально признанного группой и индивидуумом, которые становятся основой для формирования специализированных систем нормативного контроля. Усвоение критериев, принятых в конкретном обществе, является основой личностного формирования и обеспечения нормального общественного функционирования. В психологическом словаре ценностные ориентации понимаются как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного. Комплекс сложившихся ценностных ориентаций создает центр в сознании, на котором базируется личностная устойчивость, способность перенимать конкретный тип деятельности, который выражается в направленности интересов [47]. Поэтому ценностные ориентиры следует рассматривать, как значимый фактор, обусловливающий личностную мотивацию. Главное содержание ценностных ориентаций — это мировоззренческое, нравственное убеждение личности, ее стабильные глубокие привязанности и моральные принципы. Поэтому все ориентиры личности в разрезе ценностей воспринимаются, как объект воспитания, особого воздействия. Ценностные ориентация влияют на сознание и подсознание, регулируя направленность волевых усилий, интеллекта, внимания. Алгоритм влияния и совершенствования ценностных ориентаций основывается на необходимости разрешения конфликтов в области мотивации, выделения личностных стремлений, которые выражаются в противовесе желания и долга, нравственного и утилитарного [44]. З.И. Равкин в трудах неоднократно писал, что среди огромной области знаний выделяется лишь незначительное количество явлений, считающихся благом во все времена: это здоровье, жизнь, труд, которые можно назвать «абсолютными» [31, c. 167]. Ведущей задачей образовательных учреждений необходимо считать создание системы основных ценностей подрастающего поколения, которые отвечают требованиям общества, прогрессивным его интересам и потребностям. При этом данная система должна быть комплексной, универсальной, подходящей для всех, но также и подходить к отдельным личностям, обладающим различными способностями, профессиональным ориентирам. Для того чтобы реализации ценностной системы была продуктивной, нужно подразделить ценности, с опорой на различные признаки. Рассмотрим основные существующие ценностные классификации. Философский словарь подразделяет ценности, отталкиваясь от формальности точки зрения: негативные или позитивные, субъективные и объективные, а по признаку содержания, выделяет эстетические, логические и этические [29, c. 524]. Ф. Анисимов предлагал следующую классификацию ценностей [7, c. 205]: 1) Ценности высшего порядка Человечество и отдельная личность представляют собой высшее образование, тогда как прочие ценности лишь поддерживают существование и развитие человечества. 2) Материальные ценности К ним относятся природные богатства, все материальное, необходимое для выживания и развития человека в отдельности и цивилизации в целом. 3) Социальные ценности К таким можно отнести различные социальные институты, обеспечивающие дальнейшее прогрессивное человеческое развитие: государство, народ, семья. 4) Духовно-культурные ценности К этой группе относятся знания различных областей, нормы, идеалы, представления, которые отвечают общественным человеческим потребностям. В.П. Тугарин выделял две крупные группы ценностей [11, c. 93]: ? жизни, к которым относится и здоровье, и общение, и контакт с природой; ? культуры. Последние делятся на: ? материальные; ? духовные; ? социально-политические. К духовным ценностям ученый относил научные, моральные ценности, а также ценности искусства, соотнося их с понятиями истины, доброты и красоты. При этом высшая ценность, по мнению исследователя, — сам человек [11, c. 129]. Таким образом, мы можем обобщить существующие классификации подразделить ценности на группы: ? нравственные; ? социальные; ? религиозные; ? интеллектуальные; ? эстетические; ? материальные. Ценностные отношения представляют собой ведущий принцип взаимосвязи ценностей с объектами познания, который впервые использовал Г. Риккерт, а позднее активно использовал М. Вебер [21, c. 123]. Г. Риккерт замечал, что Риккерт писал, что «логическая цель индивидуализирующего понимания действительности сама по себе еще не дает указания на то, индивидуальность каких именно объектов существенна и что именно из их индивидуальности должно быть принято во внимание историческим изложением» [21, c. 125]. Подобные указания может дать только ценностное отношение, когда личностное может стать необычайно важным «лишь под углом зрения какой—либо ценности, а потому уничтожение всякой связи с ценностями означало бы и уничтожение исторического интереса и самой истории» [21, c. 126]. Развивая теорию Риккерта, М. Вебер привнес в концепцию этап «оценки объектов», который проводится на базе ценностных точек зрения исследователя, а также этап теоретико-интерпретитавного размышления о возможностях отнесения конкретных объектов к категории ценностей [26, c. 146]. Первый этап, по мнению автора, является не понятием, как таковым, но сложным ощущением или волнением, которое обладает наивысшей степенью индивидуальности по своему характеру. Второй этап, по словам Вебера, реализует трансформацию объектов первичной оценки в исторические индивидуумы. Проводя сравнение объекта с конкретной сложившейся ценностной системой, Вебер доводит до сознания людей его определенную и уникальную форму, в которой воплощено ценностная суть изучаемого объекта. Так закрепляется его универсальное значение. Процесс соотнесения ценности с ценностной системой у младших школьников (как объекта нашего изучения), осуществляется в три этапа [8, c. 239]: ? первичный этап характеризуется эмоциональным восприятием ребенка, что формирует принятие или неприятие чего-либо на уровне эмоций; ? вторичный этап характеризуется осознание значимости чего-либо для общества, человечества, личности; ? заключительный этап подразумевает включения ценности в ценностную систему личности, а также сравнение ее с прочими ценностями и последующее иерархичное распределение ценностей сообразно личностной значимости. Зная алгоритм отнесения чего-либо (объекта или явления) к ценности у детей младшего школьного возраста, мы можем осуществлять воздействие на данный процесс посредством психолого-педагогической методологии. Итак, для младших школьников внесение ценности окружающего мира в ценностную систему подразумевает [14, c. 507]: ? выявление чего-либо в окружающей действительности и переживания чувства сопричастности; ? осознание права на существование, уважение жизненных интересов предмета или явления; ? проявление осторожности в другими людьми, животными, оказание помощи по возможности. Приобщение школьников к ценностям окружающего мира должно быть системно, запланировано, последовательно. Педагог определяет ценностный круг в разрезе учетного материала, характер человеческого отношения к нему, подбирает эффективные приемы работы над формированием ценностно-смысловых оценок и суждений. Следует отметить, что современные программы по окружающему миру имеют значительный ценностный потенциал, поэтому задачей педагога является грамотная и доступная его интерпретация и донесения до детского сознания. 1.2 Психологические, педагогические основания формирования ценностного отношения к окружающему миру Сегодня проблема человека и общества, человека и природы стоит необычайно остро, поэтому деятельность педагогов, способствующая развитию ценностного отношения к окружающей действительности у школьников младших классов, является значимой. Невзирая на все усилия эколого-просветительской и гуманистической работы, не всегда полученные знания, умения и навыки в отношении природы и общества приобретают личную значимость. Объясняется это недостаточным вниманием к целенаправленному развитию ценностного отношения к природе в начальных классах. Перед педагогами начальной школы стоят задачи формирования ценностного отношения к природе, человеку, краю, Родине. Ставится задача формирования личностного сознания, которое будет ориентироваться на чувство сопричастности к природе, на восприятие окружающего мира, как собственного дома [7, c. 85]. Кроме того, глобальной задачей является помощь младшему школьнику в осознании собственного места в обществе, в природе, в окружающей действительности, а также выявление важности личного вклада в поддержание такого пространства. Одним из способов реализации является применение аксиологического подхода. О.А. Селиванова писала, что ценностные ориентации формируются в течение жизни, но период младшего школьного возраста можно считать наиболее благоприятным для их закладки, объясняя это проходящими интеллектуальными механизмами познания окружающего мира в нем. В связи с чем, автор предлагала «…формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру» [36, c. 103]. А.А. Плешаков в работах писал, что формирование яркого ценностного образа проще всего проводить, отслеживая сезонные изменения в природе, а также в процессе изучения родного края, исторических реалий, которые связаны с ним [27, c. 124]. Автор сообщал, что подобный подход помогает воспитать в школьниках ценностное отношение к исследуемым предметам и явлениям. В социально-педагогическом аспекте большое внимание воспитанию человека уделял А.Я. Коменский. Он определил идеи «естественного развития», которые обеспечивают совокупность трех факторов воспитания: природа, люди, общество [25, c. 12]. К.Д. Ушинский сформировал идею народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой. При этом он отмечал, что педагогическое приобщение детей к ценностям окружающего мира, в том числе и к природе не должно протекать стихийно. При планировании данной работы учителю следует определить круг ценностей и характер отношения человека к ним, проанализировать и продумать методы и приемы работы, затрагивающие ценностно-смысловые оценки и суждения [20, c. 77]. А.А. Плешаков в своей программе «Мир вокруг нас» выдвигал следующие основные задачи по приобщению к миру природы и воспитанию ценностного отношения: ? развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ? воспитание ценностное отношение к природе и всем формам жизни. И.Р. Голубева и Ю. В. Новикова к данным задачам приобщили еще необходимость обязательности овладения школьниками элементарного опыта природоохранительной деятельности, бережного отношения к родному краю [45]. Педагоги-практики, говоря о воспитании ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников также отмечают, что необходимо направить их сознание на усвоение сущности понятия природа, формировать у них умение различать в окружающей действительности природные и искусственные, живые и неживые тела, приводить примеры тел и явлений [49]. К методам и приемам ценностного воспитания младших школьников по мнению Е.А. Гриневой, относятся [44]: ? ценностный анализ — стимулирование мыслительной деятельности учащихся с целью того, чтобы дать свою оценку, порассуждать; ? разъяснение ценностей — это выбор ценностей из предлагаемой огромной системы; ? ценностное действие — упражняет школьников в нравственных поступках в конкретных жизненных условиях, опираясь на их опыт; ? ценностная имитация — это копирование с целью перехода во внутренний мир общечеловеческих ценностей. Традиционно содержание образования направлено на одностороннее, сжатое представление ценности окружающего мира в связи с его использованием в качестве средства, материала для удовлетворения потребностей одних, вопреки интересам, потребностям других; к последним относятся и представители последующих поколений. На самом деле ценностный компонент образования, по мнению А.А. Вахрушева, должен быть направлен на преодоление, можно даже сказать искоренения потребительского и варварского отношения к окружающему пространству [46]. А.А. Плешаков предложил задействовать следующие методы и приемы ценностного воспитания младших школьников [51, c. 150]: Выражение ценности природных и культурных объектов можно осуществлять с помощью различных приемов: формулировки устных оценочных суждений в соотношении с эталоном, составления синонимических рядов слов с оценочной ролью, интерпретации оценочных суждений разных авторов и моделирования собственных суждений. Чтобы помочь младшим школьникам к примеру осознать смысл понятия окружающий мир, выстраивается ряд слов и понятий схожих по смыслу и значению, иными словами — синонимов: мироздание, вселенная, космос, природа. Актуализируя представления детей о природной слаженности и целостности, в которой «невидимыми нитями» все связано со всем, можно предложить учащимся составить список свидетельств нашей человеческой зависимости от природы. Л.П. Симонова писала, что свое отношение к окружающему миру школьники младших классов могут выразить в рассказах, стихах, рисунках, коллажах или театральных представлениях. Способность регулировать собственную деятельность, которая направлена на познание закономерностей мира природы, социальную действительность и внутреннюю жизнь человека — это все относится к межпредметным результатам обучения [16, c. 148]. Читая художественные произведения таких авторов, как Н. Сладкова, В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина, младший школьник систематизирует нравственные ориентиры в сложном для понимания многообразном мире. Он формирует свое собственное мышление, по словам Н.Н. Егоровой [32, c. 145]. школьника идет подготовка к научному миропониманию. Е. В. Коляда писала, что отличными приемам формирования у школьников ценностного отношения к окружающему миру могут стать визуализации, тренинги, техники активного слушания [40, c. 53]. Эти виды деятельности позволяют учащимся выразить свои мысли, позиции, точку зрения, реализовать творческий потенциал, осознать ценность природы в жизни человека. Во всех этих случаях рабочим материалом прежде всего будут литературные произведения. В них доступным для ребенка языком представлены научные сведения, наглядно и живо описываются ситуации, когда животные оказывались в беде, им требовалась помощь человека, поднимаются вопросы, как должен вести себя человек в природной среде. При работе с текстами необходимо учитывать, что, во-первых, они должны быть доступны, соответствовать социальному опыту школьников, быть краткими, но достаточно эмоциональными, во-вторых, в произведениях не должно быть готового ответа [34, c. 46]. Мнения людей не всегда одинаковы, как многие факты и жизненные ситуации. Постепенно у младших школьников формируется активная социальная позиция, а ценностные ориентации приобретают вид системы. Таким образом, использование активных методов при работе с природоведческими текстами способствует развитию ценностных ориентаций младших школьников, обуславливающих бережное отношение, поведение и деятельность к окружающему миру. Выбор форм и методов воспитательной работы зависит от средств воспитания ценностного отношения к окружающему миру у школьников. Так, например, натуральные объекты природной среды обеспечивают [22, c. 45]: ? обучение детей правилам ухода (практические методы); ? наблюдения за развитием и ростом (наглядные); ? творческое сочинение с приемами очеловечивания; ? чтение художественной литературы (словесные). В зависимости от средств обучения могут осуществляться и разные формы ценностного воспитания школьников начальных классов [22, c. 76]: ? по количеству детей: индивидуальные и групповые; ? по организации представления объектов: выставки, экскурсии по родному краю, с посещением исторических памятных мест; ? по организации актуализации знаний: викторины. КВН, различные игры; ? по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд. Для реализации программных задач и программного содержания ценностного воспитания И.Д. Зверев предлагал проводить разнообразные формы учебного взаимодействия учащихся с учителем и природными, культурными объектами. Также можно использовать такие методы и формы работы как эксперимент, экскурсии, театрализованная сказка, проектное исследование. Таким образом, разнообразное содержание занятий, средства, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на формирование познавательного интереса детей к окружающему миру [9, c. 56]. По мнению А.А. Плешакова, экскурсии являются одним из самых эффективных методов обучения и воспитания ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников. Экскурсии бывают [51, c. 81]: ? вводными (по изучаемой теме); ? текущими (в системе занятий); ? обобщающими (систематизирующими). На вводных экскурсиях дети получают общие представления об объектах и явлениях окружающего мира. Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями, а также с культурно-историческими объектами. Обобщающие экскурсии проводятся как завершающие изучаемую тему и предполагающие конкретизацию, систематизацию представлений детей по какой-либо теме. Природные объекты края можно изучать на целевых прогулках. Такие прогулки могут проводиться как на территории образовательного учреждения, так и с выходом в природу. Целевые прогулки позволяют в игровой форме организовать наблюдения детей за тем или иным объектом природы. Во время целевых прогулок дети могут наблюдать за живыми объектами, измерять рост растений, фиксировать видимые изменения (сезонные) в том или ином объекте. Для этого оформляются дневники длительного наблюдения за изменением роста и сезонных (возрастных) изменений признаков растений [48]. И.Д. Зверев в своих работах выделял проектные методы, как ведущие по эффективности для формирования у школьников ценностного отношения к окружающему миру. Автор писал, что что все этапы воспитания ценностного отношения основаны на развитии у детей умений осваивать окружающий мир с учетом научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. При выполнении учебного исследовательского проекта дети могут [48]: ? выделить в работе учащихся цели деятельности; ? сформулировать гипотезу о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах будущего исследования; ? определить процедуру сбора и обработки необходимых данных; ? провести анализ полученных результатов; ? подготовить задание и сделать соответствующий отчет; ? провести обсуждение возможного применения полученных результатов. В.М. Пакулова подчеркивала значимость дидактических игр в процессе формирования ценностного отношения, отмечая, что дидактическая игра — явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются педагогами прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации материала. Именно через огромный спектр мероприятий внеурочной деятельности по воспитанию ценностного отношения к окружающему миру (экскурсии, благотворительные, экологические мероприятия, полезные дела) младший школьник сможет стать полноценным участником социально открытого образовательного пространства [50]. Таким образом, внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, позволяющую обеспечить условия для решения задач воспитания и социализации обучающихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, реализовывать их стремление к самоопределению и саморазвитию. Современное образование сегодня понимается, прежде всего, как работа со смыслом и ценностями. Оно направленно на формирование ценностного отношения к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Такое отношение позволяет осознавать, оценивать и совершенствовать себя и окружающий мир. Использование предложенных методических приемов и различных направлений, используемых во внеурочной деятельности, позволит повысить эффективность работы по воспитанию ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников. 1.3 Возрастные особенности развития младших школьников Исследуя психологические особенности детей младшего школьного возраста психологи, как отечественные, так и зарубежные, считают его своеобразным «мостиком», по которому происходит переход детей от дошкольного детства к новому длительному и серьезному этапу жизни. Происходит перестройка абсолютно всей системы жизненных отношений детей, от результата этой перестройки зависит то, насколько успешно они будут справляться с новыми требованиями [38, c. 42]. Для данного возраста характерно то, что именно на данном возрастном этапе происходит закладка фундамента психического здоровья, опосредующего дальнейшее развитие детей, как индивидуальной личности [20, c. 313].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg