Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности психологического консультирования по проблемам девиантного поведения подростков

cool_lady 1600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Цель работы - изучить особенности психологического консультирования по проблемам, связанными с девиантным поведением у подростков. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. В ходе анализа научной литературы изучить признаки девиантного поведения; 2. Рассмотреть психологические особенности девиантных подростков; 3. Установить специфику психологического консультирования девиантных подростков; 4. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление личностных коррелят подростковой девиантности; 5. Проанализировать результаты эмпирического исследования девиантных подростков; 6. Разработать психологические рекомендации по консультированию подростков с девиантным поведением Объектом исследования являются подростки с девиантным поведением. Предметом изучения в рамках выпускной квалификационной работы являются психологические особенности подростков с девиантным поведением. База исследования - ГБОУ СОШ №5 Василеостровского района г., фактический адрес 199178, Санкт-Петербург, 13-я линия В.О., дом 28, литер А. Методы исследования: 1. Психодиагностические методики («Индивидуально-типологический детский опросник ИТДО», «Методика УСК», «Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки»). 2. Математическая обработка данных (по U-критерию Манна-Уитни, статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно). Обработка результатов производилась посредством программы STATISTICA 12.
Введение

Проблема девиантного поведения подростков в наше время приобрела массовый характер. Она стоит в центре внимания у медицинских работников, социологов, психологов, а так же работников правоохранительных органов. Это могут быть как отдельные поступки (или их совокупность), которые противоречат юридическим, социальным и моральным нормам. Политическая и экономическая нестабильность в наши дни провоцирует рост курения, употребление спиртных напитков среди подростков, а так же актуальной на данный момент является игровая зависимость, которая оказывает не менее разрушительное воздействие на формирование личности. По данным портала правовой статистики, выявление несовершеннолетних, совершивших преступления, за период с 2015 по 2019 год показывает снижение показателей. А именно 2015 год - 55 993 человек, 2016 год - 48 589 человек, 2017 год – 42 504 человека, 2018 год – 40 860 человек, 2019 год – 37 953 человека. Подростки совершают данные действия под давлением разных факторов: неблагоприятное стечение обстоятельств, социальная ситуация в семье (черта бедности, алкоголизм семьи или одного из членов), направленность референтной группы («плохая» компания друзей). Но, не смотря на снижение статистических данных, нужно заострять определенное внимание на этой теме, не только проводить профилактические беседы в образовательных учреждениях, а так же отслеживать и выявлять обучающихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению.
Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты девиантного поведения подростков и психологического консультирования 5 1.1 Девиантное поведение как психологический феномен 5 1.2 Психологическая характеристика девиантных подростков 25 1.3. Особенности психологического консультирования девиантных подростков 32 Глава 2. Результаты эмпирического исследования особенностей психологического консультирования по проблемам девиантного поведения 44 2.1 Организация и методы исследования 44 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 47 2.3 Рекомендации по психологическому консультированию девиантных подростков 53 Заключение 57 Список использованных источников 59 Приложения 64
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт / Г.С. Абрамова. - Издательство: Академия, 2001.-240 с. 2. Адлер А. Индивидуальная психология / А. Адлер. – СПБ.: Питер, 2017. – 256 с. 3. Акимжанов Т.К. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростка - как самостоятельный объект профилактического воздействия / Т.К. Акимжанов // Юрист Юга России и Закавказья. - 2016. - № 4 (16). - С. 24-31. 4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - Изд.2-е.-М.:Независимая фирма «Класс», 1999. - 208 с. 5. Ахметова О.А. Стабильность и динамика личностных особенностей в подростковом возрасте / О.А. Ахметова, Е.Р. Слободская. - Вопросы психологии, 2016. - № 2. - С. 44-53. 6. Ахмуллаева М.Ф. Девиантное поведение подростков: понятие, причины, виды и профилактика / М.Ф. Ахмуллаева, Б.Т Крыкпаева. - Велес. - 2016. - № 4-2 (34). - С. 138-145. 7. Бек А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А.Бек, А. Фримен. – СПБ.: Питер, 2018. – 448 с. 8. Болдаков А.В. Индивидуальное психологическое консультирование подростков с девиантным поведением / А.В. Болдаков // В сборнике: Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований Материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и их наставников. - 2019. - С. 308-310. 9. Глэддинг С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. - 4-е изд.-СПб.: Питер, 2002. - 736 с. 10. Голубева Н.А. Социализация современных подростков: информационный контекст / Н.А. Голубева, Т.Д. Марцинковская // Вопросы психологии, 2016. - № 65. - С. 15-28. 11. Дудкин А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУ, 2016. – 40 с. 12. Идобаева О.А. Сравнительное исследование ценностно-мотивационной сферы личности делинквентных и правопослушных подростков / О.А. Идобаева, А.И. Подольский // Вопросы психологии, 2015. - № 6. - С. 9-17. 13. Калиниченко О.Ю. Особенности психологического консультирования семей и детей с отклоняющимся поведением / О.Ю. Калиниченко // В сборнике: теория и практика социальной работы: история и современность. Сборник научных трудов. Барнаул, 2016. - С. 125-127. 14. Кондратенко З.К. Технология психологического консультирования трудных подростков / З.К. Кондратенко // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - № 16-2. - С. 160-162. 15. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. М: Академический проект, 1999. - 960с. 16. Кулагина Н.В. Девиантное поведение подростков: современное состояние и проблемы / Н.В. Кулагина // Психология и психотехника. - 2016. - № 2 (89). - С. 174-178. 17. Кушка М.Г. Понятие и причины социально - педагогического феномена «девиантное поведение» подростка / М.Г. Кушка // В сборнике: педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике: в 2 частях. - 2017. - С. 19-20. 18. Малахова С.А. Специфика психологического консультирования подростков с девиантным поведением / С.А. Малахова // Социосфера. - 2014. - № 1. - С. 185-188. 19. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. – СПБ.: Питер, 2017. – 448 с. 20. Мицык Т.А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления / Т.А. Мицык // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2016. - № 2. - С. 125-139. 21. Мольдон Е.И. Профилактическая работа с подростками, имеющими девиантное поведение, по формированию адаптивных копинг-стратегий / Е.И. Мольдон // В сборнике: Молодежная политика России в контексте глобальных мировых перемен Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.В. Ковалевой. - 2018. - С. 267-269. 22. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов / В.А. Никитин. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. – 236 с. 23. Новиков Р.А. Девиантное поведение детей и подростков / Р.А. Новиков, Е.А. Деникаева, А.А. Новикова // В сборнике: Управление, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия труды международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 42-49. 24. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 258 с. 25. Романовская И.В. Девиантное поведение подростка – предпосылка ко взрослой преступности / И.В. Романовская // В сборнике: обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы. - 2018. - С. 119-123. 26. Салаватова А.М. Девиантное поведение несовершеннолетних подростков: гендерные аспекты / А.М. Салаватова, С.С Терпугова // В сборнике: Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Ответственный редактор А.В. Коричко. - 2016. - С. 679-682. 27. Скороход М.В. Психологическое консультирование подростков с девиантным поведением. Христианские ценности / М.В. Скороход // В сборнике: Парадигма-ДВ материалы Регионального конкурса научных работ в сфере психолого-педагогической профилактики негативных явлений среди молодежи: сборник научных статей. - 2019. - С. 134-138. 28. Сунгаева Н.Ю. Влияние семьи на девиантное поведение подростка / Н.Ю. Сунгаева // В сборнике: Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации Материалы межвузовской научной студенческой конференции. - 2016. - С. 547-549. 29. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. – М. Педагогика, 2015. – 245 с. 30. Филиппов М.Н. Основные теоретические подходы к психологическому консультированию подростков с девиантным поведением / М.Н. Филиппов // В сборнике: Башкатовские чтения: «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде» Материалы восемнадцатой Всероссийской научно-практической конференции посвящённой памяти доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ивана Павловича Башкатова. - 2018. - С. 84-87. 31. Франкл В. Воля к смыслу / В. Франкл. – М.: Альпина нон-фикшн, 2020. - 366 с. 32. Цветкова Н.А. «Основы психологического консультирования». Учебное пособие для студентов, обучающихся на психологических факультетах высших учебных заведениях / Н.А. Цветкова. - Москва: РУСАЙНС, 2017 г, 316 с. 33. Шнейдер Л.Б Психологическое консультирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Б. Шнейдер, Г.В. Вольнова, М.Н. Зыкова. - Серия «Серебряная сова». М.: Ижица, 2002. - 224 с. 34. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е.А. Шумилин. - М.: АСТ, 2017. - 231 с. 35. Эллис А. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия / А. Эллис. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 157 с. 36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Кнорус, 2015. - 37 с. 37. Bandura А. Toward a Psychology of Human Agency / А. Bandura. - NY: Perspectives. - 180 P.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты девиантного поведения подростков и психологического консультирования 1.1 Девиантное поведение как психологический феномен Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Оно выражается в поступках, действиях (или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, в отступлении от установленных законодательно или сформированных в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов поведения, обычаев, традиций. Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни ученые преимущественно, как точку отсчета («нормы»), используют экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие - атитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые считают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды). Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют его как «отклонение от групповой нормы, влекущее изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя» [22, с.113]. Во многих литературных источниках словосочетанием «девиантное поведение» называют и конкретные действия конкретного человека, и массовое и устойчивое социальное явление. Поскольку девиантным признается поведение, которое не соответствует социальным нормам и ожиданиям, а нормы и ожидания разные не только в разных обществах и в разное время, но и в разных групп в одном и том же обществе в одно и то же время (правовые нормы и «воровской закон», нормы взрослых и молодежные нормы, правила поведения «истеблишмента» и «богемы» и т.п.), поскольку понятие «общепринятая норма» очень относительно, а, следовательно, относительно (релятивно) и девиантное поведение. Исходя из этих первых, наиболее общих представлений о девиантном поведении, определим его как: поступок, действия человека и социальное явление. Понятие «девиантное поведение» настолько многозначное, что существует терминологическая путаница. Наряду с понятием «девиантное поведение» исследователи часто употребляют как синонимы «делинквентное поведение», «аномальное поведение», «аддиктивное поведение», «дезадаптивное поведение», «асоциальное поведение», «неадекватное поведение», «деструктивное поведение», «акцентуированная поведение» «агрессивное поведение», «конфликтное поведение» и др. Действительно все эти понятия являются синонимами или между ними различия, или они все являются видами «отклоняющегося поведения»? Делинквентное поведение характеризует действия конкретной личности, которые отклоняются от установленных в определенном обществе и в определенное время законов, угрожают благополучию других людей или социальному порядку и являются уголовно наказуемыми в тяжелых своих проявлениях. Личность, которая проявляет противозаконное поведение называют делинквентной личность (делинквентом), а сами действия - деликтами. Итак, «делинквентное поведение» и девиантное поведение» - понятия, тесно переплетающиеся. Практически же можно говорить, что делинквентное поведение – это вид отклоняющегося поведения. Аномалия - это любое указанное отклонение от нормы или ожиданий. Дословно - «не норма». Используется для обозначения отклонений в поведении, в отношениях и статистике. В поведении это обычно относится к нарушениям или клиническим синдромам. Аномальное поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие социальной, статистической, субъективной и функциональной нормам. Это ненормальное или патологическое поведение. Аномальное поведение - это клиническая форма девиантного поведения. Понятие девиации шире, чем аномалии [13]. Аддиктивное поведение - (от англ. аddiction - склонность, зависимость, губительная привычка) - это отклонение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, направленной на развитие и поддержку интенсивных эмоций. Из этого определения можно увидеть, что аддиктивное поведение является одной из форм девиантного поведения. Само название этого понятия ясно указывает на невозможность его полного отождествления с поведением отклоняющемся, поскольку не все отклонения происходят в результате любой зависимости. Дезадаптивное поведение – теоретически можно понимать, широко - как отсутствие адаптации к любым требованиям и нормам. Но такой взгляд, во-первых, уместен, скорее, при социологических подходах, во-вторых - не содержит объяснения этого явления, а лишь называет его. В психологии такое поведение можно понимать, как общую характеристику личности девианта, характеризующееся низкой способностью к адаптации в новых условиях. Асоциальное поведение – это поведение, которое противоречит общественным нормам и принципам, выступающие в форме безнравственных или противоправных действий. Этот тип поведения, не может претендовать на всеобщность, поскольку не всякое отклонение асоциальное. Чтобы поведение было асоциальным, необходимо, чтобы индивид, его проявлял, или действовал осознанно, и тогда его поведение - следствие его убеждений, или же индивид - не социализированная личность, - то есть в силу тех или иных причин не усвоил моральных и поведенческих норм общества, и не действует в соответствии с ними. Таким образом, асоциальное поведение - частный случай девиантного поведения [4]. Неадекватное поведение – это поведение, при котором эмоции, реакции и поведение человека не соответствуют существующим обстоятельствам или ситуации. Здесь, не исключена возможность, что один и тот же индивид в разных ситуациях может обнаружить различную степень адекватности, как и разные люди в одной и той же обстановке также могут повести себя по-разному. Первое относится к проблематике психологии личности и психологии индивидуальных различий, тогда как второе - в сферу интересов и компетенций социальной психологии. Итак, на первый взгляд, формально можно констатировать совпадение содержания этих понятий, однако на самом деле это не так - неадекватное поведение не всегда является девиантным поведением, скорее о нем можно говорить, как о виде поведения, которое отклоняется. Деструктивное поведение - это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, которое приводит к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивному искажению восприятия и понимания того, что происходит, снижению самооценки и эмоциональному возбуждению, что в итоге приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до полной изоляции. Иначе говоря, деструктивное поведение проявляется в склонности человека к саморазрушению. К основным типам деструктивного поведения относятся адиктиву, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатичное и аутичное поведение. Эти типы поведения дезинтегрирует личность в социологическом плане. Каждый из названных семи типов нарушений поведения при определенных условиях может привести человека к катастрофе, а некоторые из них могут быть чрезвычайно опасными для общества, представлять угрозу современной цивилизации. Наконец, можно попробовать отнести к деструктивному поведению и периоды переоценки индивидом своей системы ценностей. Словом, деструктивное поведение – также является видом девиантного поведения [12]. Акцентуированное поведение - это поведение, которое детерминировано выраженными характерологическими особенностями индивида - акцентуацией. Акцентуация характера - это крайние варианты нормы, по которым отдельные черты характера чрезвычайно усиленные, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуация - это своего рода «ахиллесова пята» личности, поскольку она создает внутреннюю склонность к тем или иным поведенческим отклонениям от нормативных образцов. Как довольно типичное характерологическое осложнение в духовно-нравственных структурах личности, акцентуация не является разновидностью социально-психологической патологии. Однако она существенно затрудняет процесс социализации, вносит в его динамику дополнительные противоречия мотивационного и поведенческого характера и привлекает индивидов к девиации. Таким образом, акцентуированное поведение также является видом девиантного поведения. Агрессивное поведение. В одних случаях агрессия может иметь инструментальный характер, то есть выступать для достижения какой-то цели (убийство из корыстных побуждений, физическое насилие при ограблении, угрозы с целью вымогательства). В других случаях при насильственных преступлениях она непосредственно проявляется как враждебное поведение. Таким образом, агрессивность и девиантность тесно связаны. Агрессивное поведение можно назвать видом девиантного поведения [16]. Конфликтное поведение. Конфликт как противоречие, трудно решить, он связан с острыми эмоциональными переживаниями. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Как устойчивая личностная черта может выражаться в том, что потенциально нейтральную ситуацию такой индивид склонен воспринимать конфликтно, угрожающе для себя, или же - как возможность для реализации своей склонности к реформаторству, сутяжничеству и тому подобное. Конфликты могут сопровождаться агрессивным поведением, а также конфликты могут быть основой девиантного поведения [19]. Итак, все вышеперечисленные понятия включаются в понятие «девиантное поведение» и о них можно говорить, как о видах такого поведения. Таким образом, подводя итог можно сделать такие выводы о девиантном поведении и выделить такие его признаки: девиантное поведение - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, которые не соответствуют действующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы меняются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически изменчивый характер. Итак, девиантное поведение - это нарушения не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в настоящее время социальных норм. Психологические традиции изучения такого сложного и интересного явления, как девиантное поведение, состояли в основном в психоаналитических и социологических школах, которые использовали большой арсенал методов распознавания, описания и исследования. Проблему отклонений изучают биология, социология, психология, криминология и другие науки. Первые теории возникли с точки зрения биологического подхода. Они отличались друг от друга, но общая идея была одна - все отклонения являются врожденными. Антропологическая теория преступления, принадлежащая К. Ломброзо, была отправной точкой. В США сторонниками этой теории были Х. Шелдон, Э. Кретчмер, А. Хутон, а в России - А. Дрилл. Основная идея этой теории заключается в том, что рождаются преступники. Возникновение отклонений при рождении происходит из-за соматических особенностей, а также особенностей черепа и лица. Эта теория была разработана, и в результате, в 1970-х годах, с открытием синдрома Клайнфелтера, возникла гипотеза о хромосомных нарушениях у преступников. То есть в этой теории основным объяснением отклонений была нарушенная генетика. Однако после многочисленных экспериментов и исследований, проведенных в СССР и других странах, в 1972 г. эта гипотеза была формально опровергнута. Но позже мысль о решающей роли генетики в формировании поведения вновь начал развивать Э. Уилсон [23]. В современном мире биологизирующий подход не так актуален, но, тем не менее, он имеет место. У Уолтера Гове есть теория гендерных и возрастных факторов, согласно которой мужчины совершают более сложные и серьезные преступления. Кроме того, ученый выяснил, что и мужчины, и женщины чаще совершают преступления в молодости (18-24 года). Предпосылками антисоциального поведения современные сторонники подхода биологизации называют неблагоприятные индивидуальные характеристики. В то же время авторы не исключают воздействия иных, чем биологические факторы, таких как социальные и психологические. Как часть этого, И.С. Ной и В.С. Овчинский говорил о необходимости изучения генетики, психиатрии, психологии и психогенетики девиантов [25]. Практически одновременно с подходом биологизации рассматривается подход социологизации. Его представители связывают девиантное поведение с социальными условиями жизни людей. В социологии проблемы девиантного поведения рассматривались в культурологических теориях, которые видят причины социальных отклонений в конфликте между нормами субкультур и доминирующей культуры. Е. Саттерленд - автор теории дифференцированной связи, утверждал, что преступности учатся, что преступная девиация является следствием многократного и длительного общения индивида с носителями девиантных норм поведения. Становлению самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Р. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющееся поведение, как такое, которое идет вразрез с институциональными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признанными законными внутри социальной системы. А англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что социальное отклонение – это в значительной степени статус приписываемый, то есть только субъективное обозначение, «ярлык», а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутренняя качественная черта, присущая определенному действию, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики девиантного поведения не раскрывают полностью его природу и объективные антинормативные свойства [2]. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как такого, что социально отклоняется и применении по отношению к нему репрессивных или исправительных мер. Одним из первых психологов, который занимался исследованием «поведенческих отклонений» был А. Ковалев, который считал, что основным признаком отклонений от норм поведения человека является несоответствие этого поведения общественным требованиям, выраженным в социальных установках - законах и нравственных правилах. Итак, в рамках подхода социологизации можно выделить следующие теории: 1. Теория отклонения функциональности (аномии). Сторонниками этой теории были Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Мид, Р. Мертон. Эти авторы считают, что причинами отклонений являются обесценение норм поведения. Это явление характеризуется разрушенной аномией солидарностью по отношению к базовым ценностям и нормам. Отдельные лица (группы) начинают искать отклоняющиеся, но эффективные способы самоутверждения, при условии, что утвержденные методы не работают. 2. Теория стигматизации («маркировка»). Исследование этого было сделано М. Фуко, Э. Хоффманном, Э. Ламмертом, Дж. Беккером. Основная идея: отклонения возникают из-за навязывания индивиду (группе) своих мнений, определений, морали. Те, у кого есть сила, способны сделать это. Другими словами, например, называя отстающего ученика трудным и проблемным вместо помощи и развития, учитель получит именно такого ребенка. 3. Теория конфликта и девиации. Отклонение возникает из-за конфликта социальных групп, проявляется антиномия «негативизм» - «позитивизм». Это мнение разделяли Т. Мор, Р. А. Сен-Симон, Р. Оуэн, С. Фурье, Ф. Энгельс, Г. Маркузе, Р. Миллс, Р. Куинни, Л. Козер. 4. Теория культурного трансфера. Выявление идентичности между методами отклоняющегося поведения и любым другим поведением или видом деятельности. Русские и французские социологи Н.К. Михайловский и Г. Тарде раскрыли механизм подражания. 5. Теория социальной дезорганизации. Многие исследователи (Р. Парк, Э. Берджес, Л. Вирт, Р. Маккензи, П. Бергер, Т. Шибутани, Э. Тириакян) объяснили возникновение девиантного поведения влиянием определенных областей, мест, сред, которые являются комплексными социально и лично дезорганизованными. 6. Теория включения - исключения (М. Фуко, Дж. Янг). Отклонения объясняются различиями людей в «выключенном» и «включенном» в политической жизни общества [22]. С середины 20 века стали появляться социально-психологические теории. Общим для них было то, что исследователи искали причины отклонений личности в ближайшем окружении. То есть была проанализирована связь личности с окружающей средой. Основой теории социальной аномалии Р. Мертона была гипотеза «об отмирании нравственных норм в девиантном поведении, которое вызвано несоответствием цели и средств ее достижения у девиантов». Из теории нейтрализации Д. Мате и Т. Сайка следует, что человек понимает моральные нормы и даже принимает их, но он оправдывает свое поведение различными способами, чаще всего ссылаясь на других людей и обвиняя других. Э. Сазерленд относится к теории дифференциальной связи. Эта позиция объясняет формирование отклонений избирательным отношением человека к нормам и ценностям его среды. Последняя теория в этом подходе - теория деликтной субкультуры, то есть культуры в культуре. Представителем теории является А. Коэн. Он считал, что субкультура выбирает для себя нормы и ценности, абсолютно противоположные тем, которые установлены в широкой культуре. Р. Клоуард и Л. Оулин занимались одной и той же темой. Они выделили криминальную субкультуру, конфликт и «уход в себя». В России И.А. Горькова принимала активное участие в исследовании влияния субкультуры на личность [19]. Итак, на личностном уровне девиантное поведение - это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. Как известно, большинство людей при желании вполне могут изменить свою позицию по отношению к обществу. Другой подход - психоаналитический. Его главным представителем был З. Фрейд, позже его идеи продолжили А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, В. Шуц. При таком подходе исследователи считают, что некоторые качества личности играют ведущую роль в формировании девиантного поведения: чувство повышенной тревожности, агрессивность (это считалось основным качеством), жесткость, комплекс неполноценности, желание разрушить все. Сторонники теории говорят, что все социально неадаптивные формы поведения возникают в результате: подавления истинных побуждений личности, жесткой блокировки их реализации, жесткого контроля над собой и своими эмоциями, низкой самооценкой [13]. В теории агрессии также основными были такие ученые как А. Бандура, А. Басс, Л. Берковц, С. Розенцвейг, среди отечественных ученых - С.Н. Ениколопова, Т.Н. Курбатова. Но оправдание наступления агрессии было для них другим. Причины, по мнению этих авторов, не в сдерживании побуждений, а в различных социальных, пожизненных факторах [4]. Таким образом, проанализировав ряд теорий девиантного поведения, мы можем заключить, что нет единого понятия, что такое отклоняющееся поведение. Сложность определения изучаемого понятия обусловлена его междисциплинарным характером. Рядом наук изучается проблема отклонений: психологией, педагогикой, криминологией, социологией. Однако очевидно, что отклоняющееся поведение можно интерпретировать с точки зрения общественного мнения и с точки зрения личности. Тогда для общества в рамках психологии девиантное поведение - это поведение, являющееся отклонением от норм психического здоровья, которое предполагает наличие явной или скрытой психопатологии. Диагностика особенностей развития и девиантного поведения подростка предполагает многоуровневое изучение его личности, что позволяет сопоставить уровень развития ребенка с другими выпускниками этой возрастной группы, определить область близкого развития, своевременно выявить предпосылки для возможных расстройств или их начальных проявлений, установить тип и объем психологической помощи. Среди методов диагностики девиантного поведения выделяют социологические и психологические методы. Среди социологических методов, заимствованных девиантологами, есть опросы и интервью. Основные этапы обследования включают в себя составление опросника, его пилотирование, выборку (в отношении репрезентативности), фактическое обследование, обработку, анализ и интерпретацию результатов. Что касается подготовки опросника, важно соблюдать несколько основных требований. Во-первых, тематическая подборка вопросов, которая должна быть как можно более актуальной для изучаемой проблемы. Во-вторых, приемлемая структура вопросов - это закрытые и открытые вопросы. Ответы на первый тип вопросов легче анализировать, но свободное мнение респондента в этом случае адаптируется к шаблону, который сокращает информационное содержание ответов. Свободные ответы информативны и отражают реальное мнение респондента, но их сложнее анализировать. Также необходимо убедиться, что вопросы не подталкивают респондента к конкретному ответу. В-третьих, вопросы должны быть сформулированы так, чтобы респондент мог их легко понять [9]. Своеобразным методом опроса можно считать собеседование. Разница между ними, как правило, довольно произвольна; нет окончательного соглашения по этому вопросу среди специалистов. Наиболее оправданным представляется количественный подход к пониманию результатов интервью, в котором рассчитывается частота встречаемости определенных категорий ответов. Опросы обычно охватывают большее количество респондентов, а в случае интервью общение с респондентом длится дольше. Интервью делятся на структурированные (с четким планом задаваемых вопросов), частично структурированные и неструктурированные интервью. Провести интервью довольно сложно, но полученная в результате информация обычно намного глубже и интереснее, чем в опросах [23]. Далее, среди методов, заимствованных у социологов, стоит отметить метод анализа документов. Все документы можно разделить на две большие группы - личные и официальные. Среди последних особую группу составляют печатные СМИ - пресса. Поиск информации в официальных документах может осуществляться разными способами. Вы можете, например, сравнить конкурирующие точки зрения в печатных СМИ по определенной проблеме (скажем, по проблеме наркомании или детской беспризорности). Вы можете составить рейтинг девиантных проблем, упомянутых в прессе, или отдельно проанализировать криминальную хронику. Официальные документы также включают официальную статистическую информацию. Личные документы - это, прежде всего, дневники, письма и фотографии. Изучение букв и фотографий позволяет реконструировать внутренний мир человека. В этом случае взгляды, привычки и проблемы человека предстают перед исследователем в «чистом» виде. Изучая личные документы, ученый получает бесценную возможность взглянуть на проблемы, которые его интересуют, глазами того, кого он изучает. Во-вторых, с точки зрения содержания информации, личные документы должны включать документы в буквальном смысле - сертификаты, дневники, характеристики и т.д. К психологическим методам изучения девиантного поведения относят анкеты и тесты, эксперимент, наблюдение, беседы, самоотчеты и самоописания. Используя методы тестирования, диагностируются, главным образом, психические свойства, интеллектуальные, профессиональные и творческие способности, а с помощью анкет исследуются характерологические особенности, личностные качества, структура мотивации и т.д. Тест сравнивает результаты этого предмета с существующей нормой, и, следовательно, возможность применения его в качестве метода тем меньше, чем менее определенным является то, что изучается с его помощью. Нетрудно вспомнить, что слово «тест» является заимствованным словом, которое буквально означает «тест». Но тест предполагает наличие четко определенного критерия, по которому будет приниматься решение о нормативности результата. Если такого критерия не существует, или он является условным или нечетко фиксированным, или, наконец, если мы говорим не о каком-либо одном свойстве, а об их комбинации, обычно называемой словом «профиль», то во всех этих случаях использование понятия «тест» вряд ли уместно. Однако, существуют «проективные тесты», такие как методика Роршаха, или «Несуществующее животное». Проективные методики представлены специальной техникой клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Это верно, но здесь нет противоречия, поскольку в таких случаях происходит простой и лингвистически объяснимый, но значимо неправильный перенос термина из одного понятия в другое - с изменением его истинного значения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg