Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Характер как психологический феномен и особенности его формирования

cool_lady 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Объект исследования - характер как психологический феномен. Предмет исследования – характер как психологический феномен и особенности его формировани. Цель нашего исследования – отразить суть феномена характера и его формирования. Для достижения цели были выделены следующие задачи: -определить понятие «характера» на основе анализа психолого- педагогической литературы ; -изучить взаимосвязь характера и темперамента; - раскрыть процесс формирования характера; - изучить методы формирования характера; -определить эффективность методов формирования характера. Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие научно-педагогические методы: - анализ психолого-педагогической литературы; -проведение диагностических методик по формированию характера; - обобщение и систематизация полученных материалов. Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что в ней раскрыто понятие «характера», изучена взаимосвязь характера и темперамента, раскрыт процесс формирования характера. Практическая значимость заключается в том, что в нашем исследовании накоплен и апробирован инструмент по формированию характера. Структура исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка информационных источников.
Введение

Трудностьхарактера - одна изобычныхи ведущихвопросов психическойнауки.Неизменныйинтерес к нейпостоянноподдерживается ее теоретическойтрудностьюинеимовернойпрактической значимостью. Понятно, чтоудачливостьчеловека вдомашнейжизни, межличностных отношениях,профработепрямо зависит нелишьот еговозможностей ума,да иот характера.Он исполняет незначительную роль в процессах гармонизации личности, ее внутреннего роста. Он отображает степень нравственно-этического саморазвития народа и его искусства существовать. Абстрактное постигание предоставленного парадокса накладывался и вырабатывается сложно, прежде остаются обнаруженными некоторые вопросы, имеются противоречия. Первые стремления составить мнение о характере были выработаны уже Платоном. Включенный им термин «характер», в переводе с греческого «черта», «примета», «чеканка», в ходу был для обозначения оригинальных границ народа. Наряду с ним употреблялся термин «этос» - нрав, обычай. Платон считал, что характер определяется прирожденными добродетелями, и старался собрать их группировку, организованную на этических взглядах. 1ый труд о нравах собралТеофраст.Некто предоставил представление тридцать видов с местазрения преобладанияморальных черт-виды подлизы, труса, лицемера. К половинеXIXвека увеличивается число академических трудов согласно этойпроблематике,усиливается непосредственно психическое осознание парадокса«характера» [6]. «Позже философы и психологи началом для разъяснения систематизации людских характеров мастерили особенности строения и функций тела, морально-этические особенности общих связей людей, или их интеллектуальные свойства и проба. Любому народу кроме динамической стороны влияний, которая обнаруживается в темпераменте, присущи основные особенности – его характер, отражающийся в виде «следа» на продуктах занятия и поведения» [5]. «Наиболее высокую лепту в учение о характерах соединен с именем выступающего русского психолога А.Ф. Лазурского. В его известных трудах «Очерк науки о характерах» и «Классификация личностей» на материале строгой литературы, истории, актуальных наблюдений по-новому поняты узловые проблемы характерологии - естество и строение характера, классификация. А.Ф. Лазурский анализирует характер как один из аспектов личности, отчетливо выделяя специфику предоставленного феномена. Характер, по А.Ф. Лазурскому, играет собой неизменные поведенческие конфигурации, способы, которые проявляют саму личность» [6] «Природа характерологических свойств исключительно сложна. Первооснову характера, или его духовную основу, доставляют прирожденные нравственно-духовные побуждения, влечения, составляющие его стержень. Вокруг этого стержня структурируются безвольные, возбудимые и интеллектуальные свойства. Они организуют прочую основу - прирожденные, генотипические свойства. На основе нравственно-духовных и природных свойств разворачивается процесс изучения общественного опыта – поведенческих установок, стереотипов, вопросов. В итоге формируются постоянные привычные формы поведения, поведенческие паттерны и примитивный ансамбль поведенческих фигур» [5] Исходя из вышесказанного, и определив, что характер в жизни человека играет важную роль, возникает необходимость проанализировать его более подробно и выяснить способы его формирования.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Психолого - методологические основы формирования характера 1.1. Характер как психический феномен………………………………………...6 1.2. Строение характера …...................................................................................10 1.3. Особенности формирования характера……………………………………11 Выводы по первой главе………………………………………………………...13 Глава 2. Методы изучения исследуемой проблемы 2.1. Методики диагностики характера………………………………………….14 2.2 Патохарактерологический диагностический опросник………………...…16 2.3.Рекомендации по формированию характера ……………………………...21 Выводы по второй главе………………………………………………………...24 Заключение……………………………………………………………………….25 Список используемых источников……………………………………………..26
Список литературы

1. Акчурин И.А. Типология и идентификация личности/И. А. Акчурин, Вопросы философии. М., 1994. 2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. Учебник/А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию/Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1988. 4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/А.Е. Личко. – М.: "Педагогическая книга", 1992. 5. Максименко С.Д. Общая психология. Учебник/С.Д. Максименко. – М.: «Рефл-бук», 2004. 6. Общая психология. Учебник/под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера. – М.: Изд-во «Эксмо», 2006. 7. Общая психология/Под общ. ред. Е.И. Рогова. – М.: "Март", 2008. 8. Психология и психоанализ характера/Д.Я. Райгородский. – Изд-во: «БАХРАХ-М», 2005. 9. Психология личности/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. 10. Петровский А.В. Введение в психологию/А.В. Петровский. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. 11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство "Питер", 2000. 12. Руднев В.П. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология/В.П. Руднев. - М.: Независимая фирма "Класс", 2002. 13. Слободчикова В.И. Психология человека: введение в психологию субъективности/В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева. - М.: Школа-Пресс, 1995. 14. Хрестоматия по психологии и типологии характеров/Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд-во «БАХРАХ-М», 1997. 15. Характер и его формирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookap.by.ru/genpsy/pole/gl5.shtm (дата доступа 01.05.2020). 16. Характер и его индивидуально – психологические особенности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.effecton.ru/282.html (дата доступа 04.05.2020). 17. Характерологический опросник (ПДО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/125.pdf (дата доступа 08.05.2020). 18. Характер и его взаимосвязь между телосложением [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychology4all.ru/psihologiya/vzaimosvyaz-mezhdu-teloslozheniem-i-harakterom-po-krechmeru/ (дата доступа 03.05.2020). 19. Ценные советы знаменитого писателя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infoselection.ru/infokatalog/samorazvitie-i-psikhologiya/samorazvitie-obshchee/item/507-kak-okazyvat-vliyanie-na-lyudej-uroki-dejla-karnegi (дата доступа 04.05.2020). 20. Эффективное общение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/15589/ (дата доступа 04.05.2020).
Отрывок из работы

Глава 1. Психолого - методологические основы формирования характера 1.1. Характер как психический феномен «Совокупность стойких черт представляет собой характер личности. Характер – это совокупность выносливых индивидуально-психологических свойств человека, которые обнаруживаются в его деятельности и поведении, во взаимоотношении к коллективу, к другим людям, к работе, к окружающей реальности и самому себе. Характер наиболее близко связан с темпераментом, который назначает внешнюю форму выражения сути человека» [5]. Темперамент - предпосылка характера человека. Темперамент и характер непохожи и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное исследование исходило не совпадающими, но многократно перекрещивающимися линиями. Сообщая о темпераменте, обычно имеют в виду статическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Собственно в этом смысле мы обычно объясняем, что у такого-то народа небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, быстроту, с которой проявляются у него тяги. Темперамент человека обнаруживается, прежде всего, в его чувствительности, характеризующейся силой и постоянством того воздействия, которое впечатление проявляет на человека. Иным главным выражением темперамента обнаруживается импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, быстротой, с которой они завладевают моторной сферой и переходят в действие, постоянством, с которой они сберегают свою эффективную силу. Импульсивность включает определяющую ее восприимчивость и возбудимость в соотношении со статической характеристикой тех умственных процессов, которые их опосредуют и проверяют. Изрекая о характере, обычно иметь в виду те свойства личности, которые накладывают назначенный след на все ее проявления и формулируют характерную для нее связь к миру. Человек с характером, отличается, преимущественно, недомолвкой близкого отношения к окружающему, выражающейся в определенности его влияний и действий. Характер определяет приближенность человека как субъекта занятия, который, отличаясь из окружающего, абстрактным типом относится к нему. Черты характера – это те основные свойства народа, из которых с назначенной логикой и душевной цепью изливается один контур поведения, одни действия и которыми пропускаются, как не совместимые с ними. Присутствие у человека характера полагает присутствие чего-то важного для него в жизни, задачи, которые он себе назначает или на себя зачисляет. Характер определяется целым типом существования человека. Лишь редкие по своему значению действия народа – те, которые назначают моменты в его жизнеописании, переломные периоды в его дороге. [7] К характеру в личном значении слова откладываются, все-таки, не все относительно постоянные свойства личности, которые отличаются и фиксируются в человеке, по мере того как определяется его тип существования, а только те границы и побуждения, которые определяют по преимуществу его влияния. Так как, в характере устремлены основные особенности персоны, все субъективные различия в нем завоевывают особую важность и выраженность. Вследствие этот вопрос о характере зачастую неправильно сдвигал к одному лишь вопросу о межиндивидуальных отличиях или персональных особенностях лица. Надобности, кругозоры, влечения, а также частные взоры и точки зрения человека – это психологические конфигурации выражения устремления, в которой проявляется характер. Содержанием ее обнаруживается утилитарная связь человека к другим людям, к своей работе и к предметам мира. Второстепенным и назначающим мгновением в формировании характера проявляются отношения человека с прочими народами. Так как, характер проявляется преимущественно, во взаимоотношении к окружающим, то он обнаруживается и вырабатывается в основном в действиях. В различных человеческих связях, собирающих главную ткань человечного бытия, формируется и обнаруживается разнообразие для облика личности характерологических черт. Таковыми являются: заботливость о человеке, тонкость,правильность, великодушие, душевность, доверчивость. При этом цельность характера не исключает того, что в многообразных обстоятельствах у одного и того же человека обнаруживаются всякие и даже противолежащие черты. Человек может быть в то же время ласковым и прихотливым, кротким и синхронно категорическим до непреклонности. Эти отличия, антитезы изливаются из намеренного взгляда к другим людям, вызывающего объединения в зависимости от изменяющихся абстрактных ситуаций. Человек, кроткий при всех обстановках и ни в чем не проявляющий твердости, – это уже не мягкий, а слабохарактерный человек. А человек доверчивый, не способен к бдительности, – это уже не доверчивый, а наивный. [11] На основе нравственно-духовных и природных свойств развертывается процесс усвоения социального опыта – поведенческих установок, стереотипов, реакций. В результате формируются постоянные привычные формы поведения. Новоиспеченное истолкование данного феномена базируется на динамической теории характера, основы которой разработаны 3. Фрейдом. Он думал, что в основе характера располагаются глубинные ключи психической энергии. Характер, по 3. Фрейду, доставляет особую форму психической энергии. Он разъяснил динамический потенциал характерологических границ сублимацией разнообразных форм либидо. Нынешние выходы к феномену характера изображены в изучениях В.С. Мерлина, Б.И. Додонова - в контексте гуманистических и духовно ориентированных теорий личности. Заграничные авторы распределяют понятия устремленности и характера. В.С. Мерлин назначает характер как постоянные личные свойства, которые обнаруживаются в способах поведения и формулируют связь к социально-типическим условиям. При этом он изображает, что характер определяется, вырабатывается на почве связей личности. Процесс формирования характера направляется приспособлениями индивидуализации, или повиновения жизненных ситуаций природным личностным свойствам. 1. 2. Строение характера Характер –часть психического строя народа. Характер обнаруживается единственным созданием, назначающим гуманное «Я». Соображение характера как целостности граней народа не исключает скрывания в нем некоторых собирающих с целью постижения его сути. Установить строение характера – обозначает увидеть в нем второстепенные части , без которых цельность характера изобразить возбраняется. В строении характера отличаются суть и конфигурация. Содержание характера народа устанавливается обстоятельствами жизни. В структуре характера объединяются вытекающие компоненты: устремленность, взгляды, интеллектуальные черты, чувства. Устремленность обнаруживается второстепенной в структуре характера. Она обнаруживается в определенной связи к действиям и занятию народов и самому себе. Взгляды – познания, идеи, взоры, обнаруживающиеся доводами поведения людей, останавливаются чертами его характера и назначают связь к действительности. Умственные черты характера обнаруживаются в приметливости, расточительности. Чувства располагаются в начале таких черт характера, как несдержанности, сочувствие, бессовестность, дерзость. Воля в строении характера определяет его силу и строгость. Воля – активная сторона рассудка. Воля прямо объединена по преимуществу с силой характера, его строгостью, окончательностью, упорством. [8] Но характер не иссякает своей силой. Он обладает содержанием, которое адресует данную силу. Характер подключает те свойства и эффективные указания личности, которые назначают, как в разнообразных условиях будет действовать воля. В волевых действиях характер, с одной стороны, формируется и, с другой, обнаруживается. Идейное содержание и устремленность волевых действий, передаются в характер человека, фиксируясь в нем в качестве сравнительно постоянных его свойств. Данные свойства в свою очередь определяют поведение человека, его волевые поступки: окончательные, дерзкие. 1.3. Особенности формирования характера Психические свойства человека – это характерное проявление высшей нервозной деятельности, началом которой обнаруживаются его прирожденные особенности (сила, хладнокровие, маневренность) проявляются в типах темперамента. Прирожденный субъект нервной системы с первых дней жизни отыскивается под воздействием соглашений жизни, вырабатывания, налагающих след на его функционирование. В процессе существования у человека начинаются динамические стереотипы. Они влияют в назначенном порядке и системе. Неоднократное воспроизведение раздражителей основывает крепкие нервные связи, которые обнаруживаются без нервного напряжения. Таким образом, характер человека обнаруживается нетрудным синтезом типа нервной деятельности и актуальных соглашений жизни, развития. Люди возникают с разнообразными особенностями функционирования головного мозга, что определено субъектом нервной системы, но эти физиологические отличия обнаруживаются только предпосылкой для вырабатывания в процессе жизни разнообразных качеств, в частности и отличий в характере. Формирование характера – это процесс становления выносливых психологических созданий под влиянием беспристрастных и специально сотворенных соглашений. В отдельных эпизодах влияния и действия в итоге их неоднократных воспроизведений делаются привычными, то они назначают характерную модель поведения народа. [11] Характер человека вырабатывается в процессе его личного бытия под воздействием коллективных обстановок. Особенно значительную роль в вырабатывании характера обладает энергичное занятие, и, прежде всего, труд как среда бытия, общения как нужное соглашение самопознания и самореализации. В процессе труда обнаруживаются нравственные, умственные, волевые качества, которые завоевывают значение черт характера. Модификация, которая случается в нынешнем мире, появление новейших идеалов и ценностей, определенных вступлением в систему связей, основывают предпосылки для вырабатывания черт характера нового деловитого человека. Среди факторов, которые обладают актуальным смыслом и воздействуют на вырабатывание характера, особая роль относится к воспитанию. Воспитание образовывает условия жизни и адресует в необходимое русло наружные влияния, основывает адекватное касательство к окружающей реальности. Вместе с тем, воспитание замедляет отрицательные воздействия, мешает закреплению нежелательных навыков и черт поведения. Особенную точку заслуживает воспитание характера в подростковом возрасте. Необходимо иметь ввиду, что пренебрежение в воспитании возрастных особенностей подростков плотно вызывает негативизм, неподчинение, невыдержанность. Выводы по первой главе Слово «характер» обнаруживается общеупотребительным, его применяют, когда намереваются запросить поведение народа, когда говор идёт не о всеобщих для предоставленного народа особенностях его поведения, а о неизменных, стандартных для него конфигурациях поведения, когда говор идёт об этаких конфигурациях поведения, которые формулируют персону народа, его связь к покою. Отличие характера от личности в ограниченном значении слова содержится в том, что в характер вмещаются грани, касающиеся способу поведения, к формам, в которые может обращаться одно и то же по содержанию поведение. Под границей характера понимаются те или другие особенности личности народа, которые регулярно обнаруживаются в разнообразных обликах его занятия и по которым можно назначать о его вероятных поступках в определённых условиях. Всегда нужно помнить о том, что характер не унаследуется и не является прирожденным свойством личности. Он вырабатывается под воздействием охватывающей сферы, актуального опыта и воспитания человека. Черты характера обнаруживаются в учебной и любительской деятельности человека, в его действиях, в конкретных житейских ситуациях. В процессе существования черты характера могут претерпевать существенные изменения, так как характер обнаруживается прижизненным созданием особы: он вырабатывается, воспитывается и модифицируется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Но несомненным остаётся тот факт, что все главные черты характера закладываются в детстве. Одним из основных обстоятельств удачного вырабатывания дорогих качеств личности– неплохой психологический климат в семействе. Диагностика вырабатывания личности играет значительную роль для его творения. Так как, ведая особенности личности – его характер, связь к разнообразным предметам, его духовный мир – можно подвернуть к нему персональный подход. Раздел 2. Методы изучения исследуемой проблемы 2.1. Методики диагностики характера В течение всей ситуации психологии многократно принимались возведения типологии нравов. Единственной из более популярных и считалась та, которая ещё в начале 20 столетия была рассмотрена германским психиатром и специалистом по психологии Э. Кречмером. Позже сходную усилие применил его южноамериканский сослуживец У. Шелдон, а в настоящее время – Э. Фромм, К. Леонгард, А. Е. Личко и цепь прочих научных рабочих. Все типологии характеров народа шли из линии индивидуальных размышлений. Ниже приведены кое-какие из них: нрав человека формируется достаточно ранее в онтогенезе и в течение прочий его жизни показывает себя как наименее стойкий. Эти совмещения личных черт, которые вмещаются в нрав человека, не считаются всеобщими. Они организуют внятно видимые типы, дозволяющие обнаружать и возводить типологию нравов. В согласовании с данной типологией, гигантская доля людей имеет возможность быть разбита на группы. Э. Кречмер подчеркнул и обрисовал 3 более нередко встречающихся на подобии структуры корпуса или же конституции народа. [18] Любой из их он объединил с особенным типом нрава, но, как очутилось, подобающих теоретических причин у создателя не имелось. Астенический тип, по Кречмеру, охарактеризовывает малая грузность туловища в профиль при среднем или же повыше среднего подъеме. Астеник – это как правило худенький и изящный человек, по причине собственной худобы мнимый некоторое количество повыше, чем он имеется в целом. У астеника изящная кожа лица и тела, изящные руки, продленная и гористая грудная клетка с сильной мускулатурой и слабенькими жировыми скоплениями. Атлетическому типу присущ крепко выработанный скелет и мускулатура. Подобный человек, как правило, среднего или же высочайшего подъема, с обширными плечами, сильной грудной клеткой. Пикнический образ выделяется крепко выработанными внутренними полостями тела (головы, груди, живота), предрасположенностью к полноте при мало развитых мышцах и опорно-двигательном установке. Образ строения тела, как существовало ещё Кречмером и в некоторой степени доказано исследовательскими работами в области психогенетики, конкретным образом коррелируют с предрасположенностью к психологическим болезням. К примеру, маниакально-депрессивным психозом хворают люди высшей степени воплощенными чертами пикника. К шизофреническим болезням больше расположены астеники и атлетики. Болезни, по воззрению Кречмера, предполагают собой «карикатуры конкретных обычных типов личности». Что образ обычных народов, который по собственным эмоциональным особенностям походят шизофреники, Кречмер именовал «шизотимными»; тех, кто припоминает болезненных маниакально-депрессивным психозом, – «циклотимиками». «Шизотимикам» характерны эти черты нрава, как аристократичность и чуткость эмоций, предрасположенность к абстрактным мыслям и отчужденность, бездушность, эгоистичность и властность, сухость и недоступность впечатлений. «Циклотимики» очерчиваются как народы, владеющие беззаботностью, разговорчивостью, беспечностью, сердечностью, активностью, предрасположенностью к юмору и нетяжелому восприятию существования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Психология, 36 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 26 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg