Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие позновательной активности младших школьников на уроках русского языка

cool_lady 1650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Объект исследования – процесс познавательной активности младших школьников. Предмет исследования – педагогические условия и принципы, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника на уроках русского языка. Цель исследования: показать роль уроков русского языка в развитии познавательной активности младших школьников. Гипотеза исследования – если использовать на уроках русского языка специально разработанные задания, то уровень развития познавательной активности у школьников будет повышаться. В соответствии с целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи: • анализ современного состояния проблемы в педагогической теории на основании изученной литературы; • анализ практических приемов преподавания русского языка младшим школьникам, практики и перспектив применения игровых форм познавательной активности на уроках русского языка; • выявление и экспериментальное обоснование совокупности педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка • разработать задания для развития познавательной активности у младших школьников на уроках русского языка с учетом педагогических условий. Такой подход к проблеме предполагает использование следующих методов: а) теоретические - анализ и синтез научной и методической литературы; б) практические - наблюдение;- эксперимент.
Введение

Вопрос развития познавательной активности школьников на сегодняшний день приобретает всё большую важность. Этой теме посвящено большое количество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются основные задачи, поставленные перед образовательной организацией: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в процессе обучения. В наше время педагоги и психологи ищут наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у школьников познавательного интереса и познавательной активности к процессу обучения. Познавательная активность настраивает школьника на учебную деятельность. Всякая деятельность отвечает какой-то потребности человека. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у него неудовлетворенности. К числу основных потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательная активность и любознательность, перерастающие в осознанную потребность в знаниях; применении их на практике; потребность в творческой переработке учебного материала. Еще педагоги-классики, такие как Л.Н.Толстой и К.Д.Ушинский отмечали, что учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему миру [23, С.14]. Русский язык рассматривается как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования – развитии познавательной активности, формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств школьников, в том числе и младших школьников. Вопрос развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников, как условия их умственного и нравственного развития в разное время находил отражение в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского [16], Ж.Ж. Руссо [34], Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского [40] и др. В современной педагогике начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с развитием познавательной активности на принципах личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов [11], В.П. Зинченко [14], Н.Ф. Талызина [36, 37], В.Д. Шадриков [42], И.С. Якиманская [47] и др.). Роль познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных Э.И. Александровой, В.В. Давыдовым [11, 12], Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Ю.М. Колягиным, Л.Г. Петерсон, A.M. Пышкало, Л.П. Стойловой, М.Н. Скаткиным [35], Д.Б. Элькониным [46] и др. Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, М.А. Данилова, Б.И. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, З.Ф. Чехловой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. Актуальность темы «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка» состоит в том, что в условиях обычного школьного обучения у большинства школьников учебно-познавательные мотивы находятся на низком уровне. Курс русского языка в младшей школе достаточно труден, поэтому часто не интересен, не привлекателен для школьника этого возраста, что отражается на его учебной деятельности по усвоению данного предмета, поэтому необходимо использование на уроках русского языкаразличных дополнительных средств, способствующих возникновению и развитию познавательной активности у младшего школьника.
Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ………………………………………………………..…………..7 1.1. Подходы к определению понятия познавательная активность в психолого-педагогической литературе………………………………….………7 1.2. Виды познавательной активности………………………………….……...18 1.3. Способы и методы развития познавательной активности младших школьников в процессе учебной деятельности …………………………...…..22 Выводы по первой главе………………………………………………..……….36 Глава 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………37 3.1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности младших школьников……………………………………………………………37 3.2. Реализация проекта «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка ……………………………….……..43 Выводы по второй главе…………………………………………………..…….58 Заключение……………………………………………………………………….60 Список литературы………….…………............................................................................63 Приложение 1…………………………………………………………………….6
Список литературы

1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.: Издательский центр "Академия", 2012. – 384 с. 2. Анохина Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. – 1999. - № 12. – С. 57 – 59. 3. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: ВАКО, 2013. – 495 с. 4. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: Учеб. пособие для учителей начальной школы / Г.А. Бакулина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 144 с. 5. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия; СПб.: Изд-во Норинт, 2015. – 1456 с. 6. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Издательский центр "Академия", 2014. – 526 с. 7. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2014. – 448 с. 8. Вохмянина Л. А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). – М.: Просвещение, 2012. – 624 с. 9. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 439 с. 10. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2014. – 320 с. 11. Дубровина И.В., Данилова И.И., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 462 с. 12. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс. – М.: ВАКО. – 2014. – 319 с. 13. Журжина Ш В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: Пособие для учащихся начальных классов. – М.: ООО Илекса, - 2013. – 160 с. 14. Капинос В. И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под. ред. Т. А. Ладыженской . – 2-е изд. – М.: ВАКО, - 2015. – 597 с. 15. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно: Книга для учителя / Т.П. Лозинская. – Брянск: Курсив, М.: Московский лицей, 2012. – 192 с. 16. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, - 2012. – 464 с. 17. Львов М.Р. Хрестоматия по методике русского языка: Пособие для учителя / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2010. – 352 с. 18. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Учеб. пособие для учителя / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1997. – 224 с. 19. Мохначева И.М. Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 1990. - № 12. – С. 13 – 15. 20. Муромцева И. В. Психологический практикум: Методические рекомендации для учителей нач. классов, студ. факультета пед. и мет. нач. образования. – Вологда: Издательство "Русь", 2013. – 74 с. 21. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 348 с. 22. Парамонова, Л.Г. Русский язык – правила в стихах: Книга для педагогов общеобразовательных и специальных школ / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Дельта, 2012. – 176 с. 23. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. – М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, I том. – 775 с. 24. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. – М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, II том. – 767 с. 25. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с. 26. Политова Н. И. Развитие речи учащихся 1 - 4 классов на уроках русского языка. – М.: Изд. центр "Академия", 2011. – 284 с. 27. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 436 с. 28. Сергеева Н.В. Формирование умений познавательной деятельности учащихся в работе по развитию речи // Начальная школа. – 1981. - № 12. – С. 63 – 65. 29. Сухин, И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа / И.Г. Сухин. – М.: ВАКО, 2014. – 224 с. – (Мастерская учителя). 30. Талызина Н. Ф. Практикум по пед. психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2012. – 192 с. 31. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка / Г.В. Трегубова // Начальная школа. – 1995. - № 6. – С. 40 – 42. 32. Хидиров Ш.Ш. Активизация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр // Начальная школа. – 2007. - № 1. – С. 46 – 48. 33. Юрьева, Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для младших школьников и учителей / Н.А. Юрьева. – Минск.: Изд-во Юнипресс, 2010. – 304 с. – (Серия "Все для школы").
Отрывок из работы

I. Глава. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ 1.1.Подходы к определению понятия познавательная активность в психолого-педагогической литературе Понятие «познавательная активность» в настоящее время не имеет единого определения в категориальном аппарате психологии и педагогики. Часто этот термин вводится без определения и понимается при этом или как атрибут, или как эквивалент обучаемости. Авторы определяют познавательную активность по-разному даже в случае рассмотрения структуры этого понятия. Разбирая дословно - это отдельные термины «познание» и «активность». Педагогический словарь определяет термин познание как творческую деятельность субъекта, ориентированную на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Истина выступает в качестве универсальной цели познания. При этом представления об истине и путях её достижениям в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций «знания и мнения», «разума и веры» (Средние века), «знания и незнания» (Новое время). Для классической философии процесс познания — это созерцание. Познание при этом интерпретируется в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка познания как припоминания; 2) характеристика познания как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с И. Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Интерпретация познания как творческой деятельности отличает современную мысль. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе познания в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Семантический подход к познанию реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. Познание здесь — процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. Аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, рассматривающих познание как научный анализ знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логический и семиотический инварианты, но не претендующего на их подлинное понимание. В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни. Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень познания особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах познания на уровне бессознательных структур психики [8, 536]. Большой психологический словарь дополняя сведения, определяет познание как воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности [9, 420]. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности. Выделяют различные формы познания: направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне индивида (например, в виде некоторых текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Объективированное познание может осуществляться коллективно, в особых способах межиндивидуальной коммуникации. Если классическая наука и классическая философия связывали познание с полным осознанием применяемых процедур, с полнотой рефлексии, то в конце 20 века всё более выявляется важная познавательная роль неосознаваемых в полной мере предпосылок (т. н. неявное, предпосылочное знание), роль допущений, принимаемых до поры на веру, погружённость познания в культурный контекст, который не эксплицируется самим познающим и выявление которого предполагает особые исследовательские усилия. Вместо противопоставления ненаучного и научного познания, признания подлинного познавательного статуса лишь за последним в современных условиях подчёркивается многообразие видов познавательной деятельности, в ряду которых наука занимает важное, но не единственное место. Познание считается активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего по производству некоторой новой реальности, в т. ч. и репрезентирующей знание. Эта искусственная реальность, воплощающая результаты познавательной деятельности, выступает в вещной форме, в виде орудий труда, приборов и инструментов, а также в виде разного рода текстов и человеческой речи. Невозможно понять познание (начиная с его простейших форм, таких, как восприятие) вне учёта его включённости в познавательную деятельность и в коммуникацию. Одной из форм познания является учебная деятельность. Усвоение накопленного человечеством богатства знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам познания, как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их, как деятельность диалогическая (в данном случае диалог между учителем и учеником) [9, 420]. Следующим составляющим в понятии познавательная активность является термин «активность». Он широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений. Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями (А. В. Петровский). Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн, вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма. В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов. В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности. По мнению К. А. Абульхановой-Славской посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности, мобилизуя активность только в необходимых формах, только в нужное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно то есть в нужный момент времени. Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровским, предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности [32, 320]. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности. 1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности. Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров. 2) Деятельность как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования. 3) Активность как высшую форму развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта. Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активность» и «деятельность». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы. На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как: • о форме деятельности, свидетельствующей о сущностном единстве понятий активности и деятельности; • о деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека; • о личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой; • о деятельности, направленной на преобразование окружающего мира; • о качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой. Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности. В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности, направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (Д. Б. Эльконин). Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности. Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность. Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности. Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, Р. С. Немов), под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью. Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения. Познавательная активность - явление чрезвычайно разнообразное и многоликое, и потому является предметом для глубокого исследования не только в педагогике, но и в других областях науки. Ниже дан ретроспективный анализ трактовок понятия «познавательная активность» в отечественной педагогике. В психологических и педагогических трудах 50 - 70 годов определения «познавательной активности» прежде всего характеризуют позицию учащегося в познавательной деятельности. Ф. И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний» [42, 355]. А. Г. Маркова под проявлениями познавательной активности понимает «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов...». Признавая за учащимися активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности» [27, 130]. Субъективность как категориальное явление является в целом значимой характеристикой трактовки познавательной активности 70 - 80-х гг. И. С. Якиманская отмечает, что «умственная активность» определяется личным, пристрастным «отношением ученика к усваиваемым знаниям». Подобное отношение характеризует субъектную позицию. При этом она пользуется термином «умственная», а не «познавательная» активность, но рассматривает их как синонимичные. На наш взгляд, эти понятия необходимо развести, так как термин «умственная активность» характеризует скорее определенный уровень владения мыслительными операциями и является результатом познавательной деятельности. Что же касается «познавательной активности», то она не является завершенной и включает в себя сам процесс овладения знаниями. Поскольку учение и воспитание суть процесса, постольку термин «познавательная активность» в большей мере соответствует данному контексту [47, 21]. Г. И. Щукина в монографии «Роль деятельности в учебном процессе» рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности». Автор трансформирует элементы характеристики мыслительной деятельности, названные И. Ф. Харламовым, виды активного отношения к учению, перечисленные А. К. Марковой, личностное отношение ученика к происходящему, выделенное И. С. Якиманской, в качественно новое терминологическое понятие «ценное и сложное личностное образование школьника». Здесь также присутствует обязательная ссылка на субъектное начало в познавательной деятельности: «Если деятельность представляет собой единство объективно-субъективных свойств, то активность - принадлежность человека, и в большей мере субъекта деятельности» [45, 103]. С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение Т. И. Шамовой: «Активность в учении ... не просто деятельностное состояние школьника, а ... качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизировать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели» [43, 17]. Данное определение представляется наиболее полным, так как в нем отражены не только психологические аспекты познавательной активности (деятельностное состояние, качество этой деятельности), но и социальные (личность ученика и его отношение к содержанию и характеру деятельности), а также названы средства, способные активизировать познавательную деятельность: интерес, развитие мотивационной сферы, волевых качеств (стремление мобилизировать свои нравственно-волевые усилия) и конкретный адресат приложения этих усилий (достижение учебно-познавательной цели). 1.2. Виды познавательной активности Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Познавательная активность по своей психологической природе непрерывна и целостна. Она (как и учебная активность) заполнена множеством автономных единиц, имеющих свои частные задачи. Такая автономная единица есть познавательная деятельность, которая представляет собой конкретное проявление непрерывной и восходящей познавательной активности. В структуре этой активности мы различаем следующие компоненты: Таблица 1. «Компоненты структуры активности» Компоненты и критерии Показатели сформированности Мотивационно –целевой Положительная мотивация Познавательно-трудовой деятельности Познавательный интерес Целепологание Стремление к самообразованию, социальному сотрудничеству Стремление к получению информации из разных информационных источников. Посещение факультативов, курсов по выбору, кружков, студий Определение проблемы и осознание её актуальности Определение потребностей Постановка целей и задач деятельности Когнитивный Сформированность знаний и умений Качество усвоения знаний, способность к их интеграции Уровень усвоения знаний, умений навыков (решение задач, владение умственными операциями) Умение научно обосновывать деятельность Стремление к профессиональному самоопределению Деятельностно- практический Самостоятельность Творческая деятельность Коммуникативность Степень субъективности в реализации собственных возможностей Способность генерировать идеи и выдвигать гипотезы Полнота исследований и экспериментов Сложность и оригинальность разработки Определение этапов технологического процесса Качество продукта Речевой интеллект: участие в обмене информацией, дискуссиях Мини – маркетинговые исследования Работа в команде Эмоционально- волевой Отношение к деятельности Воля Самооценка Инициативность Ответственность Эмоциональное напряжение и сопереживание Удовлетворённость деятельностью Умение преодолевать психологические и познавательные барьеры Толерантное отношение к замечаниям , пожеланиям, советам Способность к саморегулированию и самоорганизации Анализ и оценка деятельности других Самоанализ, самоконтроль, рефлексия своей деятельности с учётом поставленной задачи и разработанных требований Готовность к профессиональному самоопределению Суть развития познавательной активности учащихся заключается в постоянном и качественном движении этих компонентов: косвенные и «знаемые» мотивы переходят в мотивы прямые, действенные; объект познания все время усложняется с точки зрения его присвоения учащимися; совершенствуются и обогащаются способы деятельности по присвоению, учащиеся нацеливаются на обнаружение новых способов; они все более углубленно осознают изменения в самих себе, которые рассматриваются ими как главные результаты познавательной акт
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 57 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg