Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Подвижные игры как средство физического развития детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

cool_lady 576 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Цель работы: изучение влияния подвижных игр на физическое развитие детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Задачи работы: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме. 2. Изучить теоретические аспекты физического развития школьников на уроках физической культуры в начальной школе. 3. Рассмотреть методические основы организации и проведения подвижных игр на уроках физической культуры детей младшего школьного возраста. 4. Выявить влияние подвижных игр на физическое развитие детей младшего школьного возраста. Объект исследования: физическое развитие детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: подвижные игры как средство физического развития детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Рабочая гипотеза: приступая к написанию выпускной квалификационной работы мы предполагаем, что внедрение специально подобранных подвижных игр на уроках физической культуры будет положительно влиять на физическое развитие детей младшего школьного возраста. Методы исследования: ?теоретический анализ и обобщение данных научно методической литературы. ?методы наблюдения и изучения результатов деятельности. ?анализ собственной педагогической деятельности.
Введение

В настоящее время здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей на уровне руководителей государства. И самое значительное место в формировании здорового гражданина отводится занятиям физической культурой. Однако традиционно в школьной практике долгие годы физическая культура рассматривалась как второстепенный учебный предмет. Так, на встрече с руководителями различных федеральных ведомств, образовательных учреждений, представителями общественности по вопросам развития в России системы и детско-юношеского спорта 13 марта 2013 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что физкультура по-прежнему остаётся на обочине образовательного и воспитательного процессов, проигрывает в конкуренции за досуг детей и подростков, уступает место телевизору и компьютеру. Глава государства поставил задачу пересмотреть подходы к физическому воспитанию, выстроить его как комплексную, эффективную и современную систему. Вторая важная задача, на которую указал Президент, ? это совершенствование технологий и методик преподавания физкультуры в школах. Мы действительно сегодня имеем очень неплохой ресурс: это три урока в неделю во всех классах школы. Нам этот ресурс нужно научиться использовать максимально эффективно, сделать так, чтобы уроки физкультуры в школе были интересны для детей; чтобы они не пытались избежать этих уроков или отсидеться, на скамейке, чтобы они активно вовлекались в занятия физкультурой. Это требует использования современных методик, современных технологий [5]. В связи с тем, что в младшем школьном возрасте организм человека находится ещё в стадии формирования, воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Поэтому для рационального осуществления учебного процесса по физической культуре школе важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей младшего школьного возраста, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности и воспитания физических качеств. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра ? очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Среди широкого разнообразия игр в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством, и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Физические качества ? быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. проявляются естественно. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков. Таким образом, подвижные игры, создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны ? получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это способствует воспитанию личности в целом. Актуальность темы заключается в том, что в игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны ? получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Всё это необходимо для физического развития детей младшего школьного возраста.
Содержание

Введение 3 1. Теоретические аспекты физического развития школьников на уроках физической культуры в начальной школе 6 1.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста 6 1.2. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста 8 1.3. Средства и методы физического развития школьников на уроках физической культуры в начальных классах 10 1.3.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 12 1.3.2. Значение подвижных игр 15 2. Методические основы организации и проведения подвижных игр на уроках физической культуры детей младшего школьного возраста 19 2.1. Педагогическое руководство и организация подвижных игр 19 1.4. Методика проведения подвижных игр в младших классах 27 1.5. Классификация, характеристика и значение подвижных игр 34 3. Организация исследования по выявлению эффективности подвижных игр как средства физического развития детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры……………………………………………………………………………………………37 3.1. Изучить рабочую программу маоу «сш №1 г. Перевоза» 37 3.2. Изучить физкультурно-оздоровительную базу маоу «сш №1 г. Перевоза» 38 3.3. Исследование по применению на практике подвижных игр для детей младшего школьного возраста в маоу «сш №1 г. Перевоза» 39 Заключение 42 Список использованной литературы 44 Приложение 46
Список литературы

1. Ахундов, Р.А. «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»: учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. 2. Антипов, Е.Е. Морфология в обосновании средств и методов физического воспитания // Морфология, 1996. - 320 с. 3. Ашмарина, Б.Я Теория и методика физического воспитания. - М.: 1990. -455 с. 4. Былеева, Л.В. и др. Подвижные игры: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. -М., 1974. - 208 с. 5. Гуревич, И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практическое пособие. - Минск: Выш. шк., 1994. - 319 с. 6. Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие. - М., 2000. - 420 с. 7. Данилов, М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. – 518с. 8. Железняк, Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. - М., 2000. - 140 с. 9. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учебник. - М.,2000. - 160 с. 10. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007. – 152с. 11. Запорожец, А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции в структуре эмоциональных процессов у ребенка. // Избранные психологические труды. В 1т. М., 1980, т. 1. 12. Коробейников Н.К. и др. Физическое воспитание. М.: Высш. шк., 1993. –384с. 13. Коробков, А.В., Головин В.В., Масляков В.А. Физическое воспитание. - М., 1993. - 240с. 14. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 1998. - 110 с. 15. Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И.Лях, А.А.Зданевич. -3-е издание. -М.: Просвещение, 2010. -127с. 16. Матвеев, Л.П. Теория и методика Физической культуры: Учеб. для интовфиз. культ. - М., 1991. - 420 с. 17. Осипов, Р.Л. Подвижные игры в начальной школе: учеб. -метод. пособие / Р. Л. Осипов. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. - 64 с. 18. Портных, Ю.И., Спортивные и подвижные игры. Учебник для физ. техникумов. Изд. 2-е, перераб. - М., «Физкультура и Спорт», 1997. 19. Романенко, В.А., Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 143 с. 20. Рудик, П.А. Психология. Учебник для физкультурных вузов. - Физкультура и Спорт, 1967. 21. Сапин, М.Р., Брыкина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М., 2000,- 190 с. 22. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2001. - 520 с. 23. Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр. М.: мозаика-синтез, 2009. – 4-5 с. 24. Фомин, Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с. 25. Холодов, Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с. 26. Шияна, Б.М., Теория и методика физического воспитания. - М., «Просвещение», 1988. - 423 с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста В школьном возрасте с 7 до 9 лет продолжают развиваться и совершенствоваться все двигательные навыки, однако его общение с окружающим миром пока еще ограниченно. Постепенно дети приобретают самостоятельность, их организм крепнет, движения становятся более четкими, уверенными, быстрыми. Обогащению жизненного практического опыта способствует совершенствование действий с различными предметами домашнего обихода и игрушками. Действия становятся более точными, осмысленными, целенаправленными. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у школьников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков, но и развитию физических качеств. В младшем школьном возрасте, как и в раннем детстве, большое значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка. В этом периоде игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игра школьника значительно усложняется: в ней приобретается жизненный опыт, все отчетливее прослеживается определенный замысел, проявляется и развивается творческое воображение. С каждым годом в умственном развитии детей все большую роль начинают играть словесные пояснения и задания взрослого. Одними из важнейших средств воспитания здорового ребенка являются физические упражнения, подвижные игры и спортивные развлечения. Занимаясь физическими упражнениями с детьми, важно внимательно следить за их здоровьем, обращать внимание на их внешний вид, настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит и сон. Каждому, даже вполне здоровому ребенку желательно 2-3 раза в год проходить медицинский осмотр. При этом рекомендуется записывать показатели роста, веса и окружности грудной клетки ребенка, что позволит следить за его правильным развитием. Школьный период от 7 до 8 лет. характеризуется некоторым замедлением роста. Ребенок теряет избыточную округлость, у него крепнет мускулатура, сильно развивается скелет. Ребенок переходит на режим питания взрослых, становится более устойчивым к заболеваниям. Для детей младшего школьного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система и совершенствуются движения. Внимание становится более устойчивым, дети приобретают элементарные трудовые навыки. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей 3-4 лет составляет 400-500 см, 7-8 лет -800-900 см3. Деятельность сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше [24]. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, то у школьников в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых. Нервная система в младшем школьном возрасте развита лучше, чем у детей до 7 лет. В этом периоде заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость школьников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения. подвижная игра физическое физиологическая У детей до 9 лет процесс образования костей не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей [2]. Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению. К 7-9 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча. У 7-летних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей младшего школьного возраста тело крепче, пропорциональное развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у школьников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков, но и развитию физических качеств. 1.2. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенно старшего школьного возраста. Остановимся на физиологических особенностях детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11?12 лет пропорция тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4?5 см, а вес на 2?2,5 кг. Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием к верху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет?1200 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста. Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2 % углекислоты (против 4 % у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возрастаю. В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений. Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится для детей привлекательным и доступным. Во тоже время детям младшего школьного возраста трудно выполнять отдельный параметры. Дети плохо переносят однообразные движения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Очень привлекают учащихся те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбрать тот или иной метод обучения при работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности и двигательный опыт. При занятиях с младшими школьниками, учитывая их бедный двигательный опыт, следует уделить внимание методу обеспечения наглядности. Но уже с начальных классов следует с помощью доходчивых образных объяснений органически связывать наглядность с глубоким осмысливанием сути изучаемых движений, их назначения, правил выполнения и т.д. При обучении движениям детей младшего школьного возраста следует прибегать к внешним «регуляторам» и «ограничителям» параметров движении, они помогут почувствовать, правильно ли выполняется движение. Работая с младшими школьниками, чаще пользуются методом целостного выполнении упражнения, при этом действия вначале упрощают за счет второстепенных деталей и облегчают путем замедления выполнении, использование вспомогательных снарядов, ориентиров, физической помощи и т.д. Большое место имеет применение игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, поддержать интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств [1]. Навыки, приобретенные в школьном возрасте, являются переходными формами навыков взрослого человека, и они должны быть «гибкими», «вариативными», поддающимися изменениям, поэтому учитель должен думать о сочетании методов стандартно-повторного и переменного упражнения при обучении, чтобы обеспечить вышеназванные свойства двигательного навыка. Особое место здесь занимают методы, позволяющие варьировать двигательные действия и условия их выполнения. Особую роль приобретают при работе с детьми специальные формы речевого воздействия учителя. Звучность команды, интонация, эмоциональная окраска речи сильно влияют на качество выполнения упражнений учениками. Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Направленное воздействие на развитие тех или иных физических качеств обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма – всесторонность воздействия, соразмерность нагрузок функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития. Развитие ловкости в период занятий в школе у детей идет по пути образования новых форм координации движения. Чтобы успешно решить эти задачи, детей обучают широкому кругу разнообразных двигательных действий. С целью воспитания ловкости, как умения преобразовывать движения в связи с меняющейся обстановкой их применения, широко используют подвижные игры, бег и другие упражнения на местности, связанные с преодолением препятствий и ориентированием, при этом очень важно постоянно обновлять упражнения, менять условии их применения. Чтобы совершенствовать координацию движений, их точность экономичность, в уроки включают усложняющиеся задания, требующие соблюдения заданных пространственных и временных параметров движения, а также упражнения на «расслабление» и на «равновесие». Упражнения на «равновесие» и на тренировку вестибулярного аппарата требуют особого внимания. При развитии физических качеств необходимо учитывать, что у младших школьников показатели силовых способностей не велики, к 11 годам они существенно возрастают, далее продолжают увеличиваться, но неравномерно. В младшем школьном возрасте (интенсивный рост тела) применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы малоэффективны и поэтому не целесообразны. Не следует форсировать собственно силовых способностей в младшем школьном возрасте. Задача на этих этапах – обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп, содействовать образованию прочного «мышечного корсета», укрепить дыхательную мускулатуру, развивать мышцы, слабо развивающиеся без выполнения упражнения. Наиболее интенсивно сила возрастает у мальчиков с 11 до 13 лет. Индивидуальное развитие силы зависит от сроков полового созревания. В начальной школе не следует включать в урок упражнения, связанные с максимальными и продолжительными мышечными напряжениями, с длительным сохранением статических поз, предельна величина отягощения не должна превышать 1/3?? веса собственного тела. Следует особо уделять внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от которых, в первую очередь, зависит правильная осанка. Это общеразвивающие упражнения: лазанье, бег, прыжки, метание, игры с элементами единоборств и т.д. И только после 10 лет упражнения с отягощениями, упражнения в смешанных висах и упорах продолжительностью до 10 минут, игры с выраженными силовыми напряжениями и другие напряжения. В течении большей части школьного периода упражнения с отягощением должны иметь скоростно-силовую направленность и только у юношей старших классов создаются условия направленного развития силовых способностей. При развитии быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту отдельных движений и способность увеличивать темп движений без отягощений. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный). Для развития скоростных возможностей предпочтительнее использовать естественные движения в нестандартных вариантах. Многократное стандартное повторение упражнений с максимальной скоростью (повторный метод тренировки) может привести к отрицательным явлениям: возникновению скоростного барьера, даже в младшем школьном возрасте. Применение различных «скоростных» игр в разнообразных вариантах наиболее эффективно. В младшем школьном возрасте проявления статической и скоростной выносливости незначительны. Однако на работу циклического характера, в умеренном темпе, необходимо обратить внимание уже в начальной школе, с учетом возраста и физической подготовленности детей. Но чаще и целесообразнее всего развитие выносливости в этом возрасте проводить во время подвижных игр. 1.3. Средства и методы физического развития школьников на уроках физической культуры в начальных классах Средствами физического воспитания младших школьников являются физические упражнения, физический труд, использование гигиенических факторов, оздоровительных сил природы. Физические упражнения являются основным средством физического воспитания в школе. С помощью их осуществляются задания, направленные на всестороннее физическое развитие детей, формирование правильных навыков таких естественных движений, как ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье и другое, развитие основных физических качеств (ловкости, скорости, силы, выносливости), воспитание позитивных морально-волевых качеств и полезных привычек [3]. На уроках физической культуры и на занятиях кружков общей физической подготовки используются предусмотренные учебной программой упражнения основной гимнастики (построение и перестроение; основные положения и движения рук, ног, туловища; упражнения с мячами, скакалками; акробатические и танцевальные упражнения; упражнения на гимнастической стенке; удержание равновесия; ходьба и бег; прыжки; метание), подвижные игры, лыжная подготовка, плавание, в 3 классе также упражнения легкой атлетики. Физический труд является важным средством физического воспитания школьников. К. Д. Ушинский подчеркивал, что физический труд необходим для развития и поддержки физических сил человека, его здоровья и физических способностей. Ученики младших классов в школе и дома осуществляют физический труд, связанный с самообслуживанием, удовлетворением потребностей быта, общественно полезный труд (труд на участках, уход за физкультурными площадками и т. д). воспитанием сознательного и позитивного отношения к физическому труду у детей развиваются ценные физические качества и умения. Уроки ручного труда, общественно полезный труд детей и труд в быту следует организовывать, придерживаясь необходимых гигиенических требований и правильно дозируя физические нагрузки. Гигиенические факторы - это режим дня школьника и соблюдения правил гигиены. Деятельность ребенка следует организовать так, чтобы выполнялись рекомендации гигиены в учебе, труде, отдыхе, питании, занятиях физическими упражнениями и тому подобное. Правильный режим дня (в школе и дома) предотвращает переутомление, способствует успешному выполнению всех заданий, устраняет нерациональную трату времени. Для того чтобы дети придерживались установленного для них режима дня во внешкольное время, учителю необходимо проводить разъяснительную работу, как с детьми, так и с родителями, стремясь достичь сознательного усвоения предусмотренных программой теоретических сведений по физической культуре, в которых раскрываются основные положения о двигательном режиме учеников [6]. Ученики должны понять необходимость выполнения режима дня как важного условия успешной учебы, физического развития, воспитания полезных привычек. Пользуясь ориентировочным режимом дня для учеников общеобразовательных школ, утвержденным Министерством образования Украины, учитель вместе с родителями составляет режим для учеников. Учитываются отдаленность школы от дома (это особенно важно для сельских школ), домашние условия, участие в общественной работе и в кружках, состояние здоровья ребенка. Систематическое соблюдение детьми режима возможно при условии, что и школа, и родители постоянно будут контролировать выполнение детьми режима дня. Важной составной частью режима является соблюдение детьми правил гигиены в повседневной жизни. Прививание им осознанной привычки придерживаться правил личной и общественной гигиены - это одно из главных заданий физического воспитания младших школьников, которое осуществляется совместными усилиями школы и семьи. Оздоровительные факторы (воздух, солнце, вода) можно использовать как самостоятельное средство укрепления здоровья и закаливание организма ребенка, например, принятие воздушных и солнечных процедур, купание, обтирание водой, а также в сочетании с выполнением физических упражнений -- воздушные ванны во время утренней гимнастики, водные процедуры после утренней гимнастики и тому подобное. Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями - это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность и в силу этого частота сердечных сокращений ребенка 7 лет - 88 уд/мин, 10 лет - 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7 лет - 85/60, 10 лет - 90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке хребта. Перегруз может привести к задержке роста ребенка. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности. Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость. 1.3.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста Дети 6?7-летнего возраста владеют всеми видами естественных движений (ходьбой, бегом, прыжками, метаниями), в игре эти движения совершенствуются, так как еще слабо выражены координационные способности. Это в определенной мере относится к 8?9-летним мальчикам и девочкам. В шестилетнем возрасте у большинства детей, по сравнению с их предшественниками, происходит заметная морфологическая и функциональная перестройка организма [4]. К этому возрасту ребенок заметно вырастает, увеличивается масса его тела, более координированными становятся движения. К 6 годам происходит перестройка в функциональной организации мозговых структур, определяющих важные психофизиологические функции, такие как восприятие и мышление, что позволяет им начинать систематическую учебу в общеобразовательной школе. Стабильные соотношение приходят процессы возбуждения и торможения, значительной устойчивостью характеризуется произвольное внимание. У детей?семилеток эти функции еще более стабилизируются. Признаком для применения в игре сигнала и его восприятия детьми (анализ и обработка) является эмоциональная значимость сигнала. Поэтому дети в этом возрасте любят и быстро реагируют на речевые сигналы в играх (например, в игре «Два мороза», «Кот идет», «Мы ? веселые ребята», «Космонавты» и др.). Резкий звуковой сигнал свистком часто вызывает у детей 6?7 лет торможение, а не быстроту реакции. Эмоциональное восприятие необходимо учитывать и в подборе игр по содержанию [7]. Сердечно?сосудистая система развита слабо: нормальная частота сердечных сокращений (90?100 уд/мин) в минуту, а после физической нагрузки нередко достигает 200 уд/мин. Занятия физкультурой, в частности играми, уже в конце первого года обучения снижают в сторону нормального уровня эту разницу в показателях работы сердца. Это свидетельствует о том, что дети 1?х классов школы сравнительно быстро адаптируются к занятиям играми и физкультурой в целом. Мускулатура у детей еще слабо развита, особенно мышцы спины и брюшного пресса, увеличивается темп роста нижних и верхних конечностей, меняется общая конфигурация туловища, особенно грудной клетки. У детей с шестилетнего возраста в ходе движений значительно повышается потребление кислорода и в дальнейшем показатели аэробных возможностей у них растут до 10?12 лет, что в значительной мере зависит от подвижности ребенка. Активность у детей 6?7-лет проявляется в потребности к движениям, к играм, их двигательный аппарат приспособлен в основном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие, особенно у шестилеток (сидение в классе), переносятся с заметными трудностями. Поэтому необходимо проводить с детьми чаще игры на переменах, в группах продленного дня, на уроках физкультуры, а в классе (в середине урока) делать физкультурные паузы. Особенно хорошо, если эти физкультурные паузы будут проведены в форме игры у парт (например, «Делай, как я», «Запрещенное движение», «Карлики и великаны» и др.), не требующие большого места при движении, но эмоциональные по содержанию. Такие игры являются хорошим отдыхом для детей. Дети 1?2-х классов очень устают от однородных длительных движений, эмоциональность у них снижается и делает их менее активными. Учитывая эту особенность детей младшего школьного возраста, следует проводить подвижные игры, в которых цель не должна быть слишком трудной и для достижения, которого не требуется продолжительного времени. Так же у детей наблюдается большая податливость организма к различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость. Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система у детей 6?7 лет отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также невелика, возможность его повреждения повышена, слабость мускулатуры, повышенная растяжимость связок увеличивают возможность нарушения осанки. Шестилеткам нельзя давать игры на выносливость, так как мышечная система недостаточно развита. Силовые игры рекомендуется давать детям не ранее чем в 3?м классе, причем силовые движения должны быть кратковременными с поочередным отдыхом («Перетягивание в парах», «Тяни в круг» и др.).Однако надо отметить, что после краткой сильной нагрузки организм быстро восстанавливается. Это объясняется тем, что при мощной нагрузке у младших школьников не происходит накопления в крови молочной кислоты (как у старших). Благодаря этому энергетические ресурсы младших школьников, потраченные во время работы, восстанавливаются довольно быстро. Необходимо чередовать игры с большой подвижностью с играми малоподвижными и с воздействием на разные группы мышц. Все перечисленные перестройки физиологических функций связывают с детьми 6?9-летнего возраста условно [25]. Темпы развития детей различны. Девочки при этом обгоняют мальчиков почти на год.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 21 страница
200 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 35 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 32 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg