Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Художественная литература в формировании образной речи детей

kglieva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2021
Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача — зало-жить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору.
Введение

Дошкольный возраст является важным периодом для развития ребенка, в том числе и речь. В ходе своего развития речь детей связана с характером их деятельности и общением, окружением в целом. Развитие речи идет во многих направлениях. Например: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Каждый год в ДОУ приходят дети, которые отличаются друг от друга по некоторым критериям: сообразительные и наоборот несообразительные, коммуникабельные и замкнутые в себе. Но иожно выделить и общий критерий: всех они удивляются и восхищаются всё меньше; интересы их однообразны: машинки, конструкторы LEGO, у многих есть компьютер, игровые приставки. Дети взрослеют и интерес к литературе уходит на задний план. Язык помогает детям воспринимать окружающий мир и является орудием общения. Развитие речи один из важных разделов педагогики для детей дошкольного возраста, когда все психологические процессы у ребенка развиваются с непосредственным участием речи. Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, творческую фантазию и дает ребенку образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают краткость и меткость слова; в стихах постигают гармоничность, благозвучность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними точность и выразительность языка, проявляют как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Остановимся на примере детей старшого дошколного возраста. У них речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, воз-растает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. [16]. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения в старшем до-школьном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержа-ние литературного произведения и оценивать некоторые особенности художе-ственной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте. [21]. Исследования О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, А.М. Бородич показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными сред-ствами художественной выразительности вполне им доступно. [3]. Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. [19]. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. [8]. Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Вы-готский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др. [20]. Произведения художественной литературы способствуют формированию и развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы. Литературное произведение дол¬жно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы кни¬ги вызывают у маленьких слушателей конкретные пред¬ставления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художествен¬ная книга. [23]. Цель исследования: определение эффективности использования художе-ственной литературы в формировании образной речи дошкольников. Объект исследования: формирование образной речи детей старшего до-школьного возраста. Предмет исследования: художественная литература как средство форми-рования образной речи дошкольников. Задачи исследования: - изучить теоретические основы проблемы формирования образной речи через анализ научной и психолого-педагогической литературы; - выявить уровень сформированности образной речи детей старшей группы; - апробировать систему работы по использованию художественной литературы для формирования образной речи воспитателя. Гипотеза: произведения художественной литературы будут способствовать формированию образной речи в старшем дошкольном возрасте, если воспитатель будет: 1) использовать в речи сравнения, эпитеты, высказывать оценочные суждения в разных видах детской деятельности; 2) использовать различные методы, приемы и средства для активизации образных выражений детей; 3) осуществлять взаимодействие с семьями воспитанников по использо-ванию художественной литературы по формированию образной речи. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; количественная и качественная обработка результатов исследования. База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образова-тельное учреждение - Джалильский детский сад №3 “Алёнушка” общеразвива-ющего вида Сармановского муниципального района РТ ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ..............................................................7 1.1. Понятие и своеобразие образной речи дошкольников....................7 1.2. Современные исследования по формированию образной речи....11 1.3. Методика знакомства детей с художественными произведениями (заучивание, пересказ, рассказывание, чтение)...............................................18 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС-ТА.........................................................................................................26 2.1. Содержание констатирующего этапа по проблеме формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста...................................26 2.2. Содержание обучающего эксперимента по формированию образной речи детей старшего дошкольного возраста...................................................36 2.3. Содержание опытно – экспериментальной работы на контрольном этапе...................................................................................................................42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................55 ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................58
Список литературы

1. Абсалямова, А.Г. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Абсалямова.//Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – с. 46-52 2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. / М.М. Алексеева, Б.И Яшина., А.П Иваненко. - М.: Издатель-ский центр Академия, 2000. - 123с. 3. Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И Яшина. - М.,1997. - 67с. 4. Бабушкина, А.А. Лучшие игры и упражнения для развития памятии интеллекта у детей 5-9 лет [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.А. Бабушкина,О.А. Умнова. – Белгород: Клуб семейного досуга, 2011. – 320 с. 5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич - М.: Просвещение, 1981. - 225с. 6. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознаком-ления с природой / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 1978. - 102 с. 7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте[Текст] / Л.С. Выготский. – М. Просвещение, 1996. – 93с. 8. Гавриш, Н.В. Развитие речетворческой деятельности вдошкольном детстве [Текст] / Н.В. Гавриш. // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 12. – С. 17-21. 9. Гербова, В.В. Развитие речи / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2004. - 207с. 10. Дидактические игры для дошкольников. Сборник игр дляпедагогов и родителей [Текст] / Под ред. Л.А. Головчиц. – М: ГРАФ ПРЕСС,2013. – 160 с. 11. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенкомдошкольником художественного произведения [Текст] / А.В. Запорожец. –М: Директ Медиа. – 1985. – 128 с. 12. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольноговозраста в игровой деятельности [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой,З.А. Михайловой. – СПб: Детство – Пресс, 2004. – 192 с. 13. Карпова, С.Н., Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками / С.Н. Карпова, М.А. Степанова. Серия “Психология”. – 1984. – №4. - С. 12. 14. Колунова, Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста/ Л.А. Колунова. -М.:Просвещение, 1993. - 173 с. 15. Кошелева, М. Эмоциональное развитие дошкольника / М. Кошелева. - М.: Просвещение, 2004. - 83 с. 16. Леушина, А.М. Развитие связной речи дошкольников / А.М. Леушина. Ученые зап.: ЛГПИ им. А.И.Герцена. - Т. 35, 1941.- 234 с. 17. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов.- М.: Русский язык, 1989. - 554 с. 18. Пеньевская, Л.А. Обучение родному языку/ Л.А. Пеньев-ская//Вопросы обучения в детском саду.- 1955. - №3.- С.25. 12. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1973. - 433 с. 19. Савушкина, Е.В. Развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства/ Е.В. Савуш-кина - М. Просвещение, 1994. - 154 с. 20. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с. 21. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольников с литературой/ О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: Просвещение, 2003. - 114 с. 16. Ушакова, О.С Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. : Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. 22. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения/ К.Д. Ушинский - М.: Просвещение, 1998. - 557 с. 23. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника/ Е.А. Флерина. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 334 с. Интернет-ресурсы: 24.http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac63.htm 25.http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/portfolio-hudozhestvennaya-literatura-kak-sredstvo-razvitie-rechi-detey 26.http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/k-voprosu-o-formirovanie-obraznoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo 27.http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/zauchivanie-stikhov-v-doshkolnom-vozraste-stoit-ili-ne-stoit 28.http://ref.rushkolnik.ru/v11946/?page=6 29.http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2368 30.https://www.1urok.ru/categories/19/articles/15027
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ 1.1. Понятие и своеобразие образной речи дошкольников Образность речи – это способность слова создавать наглядно - чувственные образы предметов и явлений окружающего мира. Образность речи это и выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами. К слову, существует несколько видов образной речи, а именно: Потенциальная образность - заложенная в словах скрытая способность создавать наглядно-чувственные картины внешнего мира. Эвидентная образность - образность, заложенная в изобразительно-выразительных средствах языка и являющаяся их постоянным и естественным свойством. Художественная образность - образность, которую создает писатель или поэт индивидуально, обобщенно, при помощи вымысла, как имеющую эстети-ческое значение. Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле этого слова. Речь - "способность говорить, говорение, разновидность, стиль языка». [10, С. 554]. Характерно для понятия "образная речь" - наличие словесных образов, выразительных средств языка (сравнение, метафоры, эпитеты, синонимы, антонимы). Под культурой речи понимает¬ся соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначе¬нием и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использо-вать в речи самые разнообразные выразительные средства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 61 страница
1525 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg