Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Формирование жанровой специфики реалити-шоу на телевидении

cool_lady 1275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.03.2021
Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что современное телевидение сегодня предлагает самые различные телешоу на реальной основе и за последнее время они приобрели довольно скандальный имидж. На современном этапе развития общества, объективная ситуация культурной жизни такова, что популярность реалити-шоу неразделимо связана с человеком, его поведением и стремлением походить на популярный образ, его эмоциональную зависимость от имиджевого поведения выбранных любимых участников и желания походить на них. Источниковедческий обзор составили труды исследователей современного журналистского процесса, в частности C. Уразова, Б. Лозовского, Е. Гуцала и др. Работы В. Цвига, С. Муратова, М. Мясниковой позволили автору рассмотреть реалити-шоу в контексте процессов эволюции современного телевидения. Труды М. Шкондина, М. Маклюэна, Д. Проскурина дали теоретическую основу для анализа эффекта воздействия реалити-шоу на социум. Научная новизна. В работе предпринята попытка исследовать специфические черты жанра реалити-шоу, раскрыть особенности функционирования реалити-шоу на российском и зарубежном ТВ. В своей работе мы опираемся на общую типологию реалити-шоу с позиции системного подхода, новизна которой по сравнению с существующими типологиями состоит в комплексном рассмотрении феномена реального телевидения по техническим средствам, пространственно-временной организации, по качественно-тематическому признаку и с учетом взаимодействия аудитории и СМИ. Объект исследования. В качестве объекта исследования в данной работе предстает современное телевидение с его идейно-концептуальной сущностью и характерными признаками, на чье содержание оказывают воздействие программы реалити-шоу. Предмет исследования. В качестве предмета исследования в работе выступают телепрограммы реалити-шоу, их идейно-тематические, жанровые и стилистические особенности, предстающие как срез определенных слоев общества, его культурной парадигмы и предназначенные для развития межкультурной коммуникации, снятия барьеров в общении между людьми, усиления культурной глобализации. Появление нового телевизионного жанра «реальное телевидение» с учетом его ведущих характеристик было предопределено не только научно-техническим прогрессом, но и набирающей темп социокультурной динамикой. Кроме того, программы реалити-шоу характеризуют определенный период истории развития телевидения – этап зрелости, связанный с социально-экономическими преобразованиями, вступлением в информационное общество. Целью исследования работы является профессиональный и социально-культурологический анализ реального телевидения в контексте развития современных средств массовой информации с точки зрения системного концептуально-функционального подхода и с позиции необходимой гуманности взаимоотношений человека и СМИ в целом, а также разработка инструментального подхода к изучению реалити-шоу с точки зрения аудиторных и технических характеристик. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования: - определение влияния реалити-шоу на содержание современного ТВ; - построение общей типологии реалити с позиций системного подхода и пространственно-временной организации, а также с учётом технических характеристик производства; - исследование технологий функционирования реалити, а также формирование контента реалити-шоу; - анализ реалити-шоу на современном российском телевидении. Методы исследования. Основу методологии теоретической части данной работы составляют сравнительно-исторический и аналитический методы, использование принципов системности, структурно-функционального анализа и методов теоретического и эмпирического обобщения. Эмпирическая основа исследования. Эмпирическую базу исследования составили развлекательные программы центральных и региональных каналов. Среди них «Последний герой» на Первом канале, «Дом-2» на ТНТ. Основную часть анализируемых материалов составили программы, вышедшие в эфир в течение последних лет. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Реальное телевидение в целом, и реалити-шоу в частности, в структуре современного телевидения и системы средств массовой информации необходимо рассматривать в широком социально-культурологическом контексте, в том числе и как определенную тенденцию современного журналистского процесса. Реалити как новейший телевизионный жанр, как новое явление профессиональной практики требует системного подхода в своём изучении. 2. Функционирование современного телевидения, а также реалити как его неотъемлемой части неотъемлемо связано с проблемами самоидентификации и самореализации как участников, героев программ, так и их зрителей. Поэтому реалити-шоу стоит рассматривать также в аспектах влияния телеобразов на массовое поведение и изменения конструктивных общественных установок. 3. От типов реалити в классификационных системах зависит популярность не только жанра, но отдельных программ среди разных видов аудитории. Исходя из типологических характеристик реалити можно сделать определённые выводы о стратегии развития современного телевидения в общем. Научная и практическая значимость исследования заключается в следующем: 1. Полученные результаты исследования могут стать научной основой для выработки практических шагов по формированию общих подходов к рассмотрению жанровой специфики реалити-шоу в дальнейшем. 2. Разработаны типологические механизмы понимания специфики телешоу. Материалы исследования могут быть использованы в практике СМИ. 3. Результаты исследования могут быть использованы при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, при подготовке к семинарским занятиям. Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет степень научной разработанности проблемы, объект, предмет исследования, а также указываются цели и задачи работы. В первой главе «Реалити-шоу как жанр телевизионной журналистики» раскрываются сущность особенности реалити-шоу, этапы развития и жанрово-типологические аспекты. Во второй главе «Реалити-шоу на российском телевидении» изучаются виды реалити-шоу на российском телевидении, дается анализ развлекательных программ. Также на примере российских передач рассмотрено формирование контента реалити-шоу. В заключение подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по выбранной теме.
Введение

На исходе первого десятилетия XXI века процессы радикальных изменений в медийной сфере становятся явными, масштабными и необратимыми. Жанр реалити-шоу на сегодняшний день стал одним из самых востребованных и популярных у телезрителей. Рассматривая подобные проекты раннего периода, можно сказать, что они были лишь средством заполнения дыр в эфирной сетке, но теперь они занимают первые строчки рейтингов зрительских симпатий. Эти ни с чем несравнимые преобразования происходят под влиянием информационной революции, призванной сформировать новую парадигму общества, основанного на знаниях и глобальной экономике. Данный тип телевизионного продукта, где действующими лицами выступают простые, далекие от телевизионного творчества граждане, продолжает «шествие» по планете, прочно обосновался и в виртуальном интернет-пространстве. Налицо глубокое проникновение реалити-шоу в информационную среду. Резонанс, вызванный его появлением в профессиональной и общественной среде многих стран, оказался настолько неоднозначным, что позволяет рассматривать данный продукт как некий феномен телевизионного творчества. Будучи довольно революционным жанром, реалити-шоу завоёвывает экран. Среднемировой рейтинг реалити-шоу с 1999 года вырос до 20%, то есть почти 1,3 млрд. человек от всего населения Земли предпочитают эти программы всем другим . Многие склонны считать, что зашкаливающие рейтинги реалити отнюдь не свидетельствуют о том, что шоу нравится всем. Как раз наоборот, народ смотрит то, что его возмущает. Объём программ, созданных в жанре или с элементами реалити-шоу, растёт год от года. Теоретики утверждают: рождается новый тип человека - homo informaticus. Особенность же информационной революции, безудержно набирающей темп и пронизывающей все основы человеческой деятельности по горизонтали и вертикали, в том, что она носит глобальный характер, воздействует на устои мировой цивилизации в целом, подвергая пересмотру накопленный на протяжении веков значительный теоретический и практический опыт. Среди работ исследователей реалити-шоу можно выделить несколько типов исследований, опирающихся на различные позиции. Одни авторы характеризуют большинство таких телепроектов как трэш или таблоидное телевидение , основанное на пристрастии аудитории к «низкому», и называют реалити-шоу – работами нежурналистского характера, ввиду отсутствия в них определённого просвещения. Другие авторы пишут, ссылаясь на М. Бахтина, о том, что данные программы представляют современный вариант народной смеховой культуры, которую бессмысленно выстраивать по высоким образцам .
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ГЛАВА 1. РЕАЛИТИ-ШОУ КАК ЖАНР ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНА ЛИСТИКИ………………………………………………………………….. 1.1.Этапы развития реалити-шоу на телевидение ……………………… 1.2. Жанрово-типологические аспекты реалити-шоу…………………. ГЛАВА 2. РЕАЛИТИ-ШОУ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ… 2.1.Виды реалити-шоу на российском телевидении…………………. 2.2.Формирование контента реалити-шоу……………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………
Список литературы

Авдеева Н.Н., Фоминых Н.А. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков // Человек. - 2003. - № 1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / РАН. Ин-т философии. М., 1999. - 203 с. Багиров Э.Г., Кацев И.Г. Телевидение XX век. Политика. Искусство. Мораль. М.: Искусство, 1968. - 303 с. Балханов В.А. Синергетика и целостное мировоззрение // Вестник БГУ. Сер. 5. Философия, социология, политологя, культурология. Вып. 3. - Улан-Удэ, Изд-во БГУ, 1999. Барабаш Н.П. Телевидение и театр: игры постмодернизма. М.: МПГУ, 2003. - 182 с. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. - 201 с. Бергер П., Хантингтон С. Многоликая глобализация: культурное своеобразие в современном мире. М.: Изд-во Аспект Пресс, 2004. - 379 с. Боголюбова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991. Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино. М., 1994. - № 2. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 1997. Борецкий P. Телевизионная программа (очерк теории пропаганды). М.: МГУ. - 1998. - 213 с. Бранский В.П. Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разеева. СПб.: Санкт-Петербургское философское общества, 2002. Бубер М. Проблемы человека. М., 1992. - 146 с. Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т.В. Анисимовой и Ю.М. Марковой. М.: Фонд научных исследований «прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. - 159 с. Васильев С.А. Отечественный телевизионный рынок: возникновение, становление и тенденции развития // Мир России. -1997. № 1. Вильчек В.М. Контуры. Наблюдения о природе телеискусства. Ташкент: Фан, 1967. - 212 с. Войскунский А.Е. Метафоры интернета // ВФ. 2001. -№11. Галина М.С. Телесериал как хрестоматия сюжетных мотивов (на примере научно-фантастического кино) // ОНС. 1999. -№ 4. Голицына Ю.И. Краткий немецко-русский словарь по телевидению. М.: Высшая школа, 1966. - 95 с. Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: Современные западные исследования. М., 2003. Гуревич П.С. Приключение имиджа: Типология телевизионного образа и его парадоксы. М., 1991. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации.- М.: Изд. РИП-холдинг, 2001.- 244 с. Гуцал, Е.А. Реалити-шоу: некоторые аспекты типологии / Е.А. Гуцал // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2009. – Вып. 62. – №1–2. Двалишвили Р.В. Искусство телевидения. Тбилисси: Хеловнеба, 1976. - 116 с. Деготь Е., Тарханов А. XX век // Искусство кино. -1994. № 1. Дзялошинский И.М. Наше телевидение такое, какое есть, и другим быть не может // Техника кино и телевидения. -2000.-№ 2. Дмитриев А., Дубин Б., Карахан Л. и др. По ту сторону телеэкрана // Знамя. 2000. Дондурей Д., Дулерайн А, Петренко Р., Троицкий Д. Реалити-шоу: развитие жанра // Искусство кино. 2005. - № 11. . - № 4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены. Механизмы. Защита. М.: ЧеРо, Юрайт, 2000. - 342 с. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. -М., 1999. Жданов Г.Б. Информация и сознание // ВФ. 2000. - № 11. Зайцева С.А. Телевизионный сериал: язык, дискурс, текст // Языки культур: Взаимодействие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; сост. и отв. ред. В. Рабинович. М., 2002. Зверева В. Дискурсы «знания» на российском телевидении // Неприкосновенный запас. 2003. - № 6 (32) . Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000.- 736 с. Карцов Н.П. Телевидение в нашей жизни. М.: Знание, 1981. - 80 с. Качкаева А. Фабрика образов: телевидение основной инструмент создания политических мифов // Профессия журналист. - 2000. - № 1. Ковалев П. Привычки телесмотрения, или как мы смотрим телевизор // Телефорум. Апрель 2002/8. - Копылова Р. Контакт: заметки о феномене телевизионности. М., 1974. - 74 с. Кравченко Н.А. Некоторые экономические аспекты развития телевидения в России / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1993.- 26 с. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Человек. Сознание. Коммуникация / МГУ им. М.В.Ломоносова. Филол. фак. М.: Диалог-МГУ, 1998. - 350 с. Кузнецов Н.А., Мухселишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования // ВФ. 1999. - № 1. Куржиямский М.Ю. Средства массовой информации в системе массовой культуры. М., 2000.- 143 с. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок поведения молодежи // СОЦИС. 1998. - № 8. Лозовский Б. Н. Журналистика: краткий словарь. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. ЮЗ.Макаревич Э. Массовая культура: влияние на человека // Диалог. М., 1997. - № 11-12. Маклюэн М. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека // Искусство кино. 1994. - № 2. Матвеева JI.B, Аникеева Т.Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002. -316 с. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 408 с. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1986. - 222 с. Муратов С.А. ТВ эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). - М.: Логос, 2001. - 240 с. Мясникова М.А. Что мы знаем о жанрах телевидения? // XXI век начинается: Актуальные проблемы журналистики. Екатеринбург, 2002. Никитаев В.В. Пресса и журналистика в рамках культуры // ВФ. 1998. - № 2. Носов Н.А. Виртуальная реальность // ВФ. 1999. - № 10. Полуэхтова И.А. Общественное функционирование телевидения (анализ концептуальных подходов) // Мир России.1997. № 1. Полуэхтова И.А. Телевидение как механизм социального контроля // Вестник МГУ. Серия: Политология и социология.1998, № 1. Проскурина Т.Д. Основы журналистики. Белгород: Изд-во БГИК, 2004. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2000. Разлогов К.Э. Кризис жанра // Искусство кино. 1999.4. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // ВФ. 2001. - № 3. Романов А.А., Черепанова И.Ю., Ходырев А.А. Тайны рекламы / Твер. гос. с.-х. акад.- Тверь: ГЕРС, 1997. 290 с. Саппак В. Телевидение и мы. М.: Искусство, 1980.139 с. Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Пер. с фр. М.: "Наука", 1987. Туманов С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение (опыт интегративного анализа). М., 2000. Уразова, С. Л. Конвергентно-интеграционные аспекты эволюции СМИ в век информации / С. Л. Уразова // Вестник ВГИК. 2010. - № 5. Урвалов В.А. очерки истории телевидения. М., 1990.- 295 с. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Изд-во Аспект Пресс, 2004. - 399 с. Цвиг В.Л. Телевидение: системные характеристики. -М., 1998.- 215 с. Шкондин М. В., Реснянская Л. Л. Типология периодической печати : учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2007. 236 с. Юровский А. Телевидение поиски и решения. - М., 1983.- 215 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РЕАЛИТИ-ШОУ КАК ЖАНР ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 1.1 Этапы развития реалити-шоу на телевидении К концу ХХ века понятие слова «реальный» получило новую смысловую окраску, благодаря непрерывно развивающимся цифровым технологиям, которые проникли во многие сферы человечества и тем самым оказали существенное влияние независимо от местонахождения любого индивида. Беспрерывно используемые в социальной среде средства массовой коммуникаций «сокращают» время и пространство, посредством чего люди находящиеся на разных континентах могут позволить себе общение независимо от местоположения. Стоит отметить, что немаловажную роль также играет и роль телевидения, которое считается необходимой инфраструктурой в области производства экранной культуры, обеспечивающего во многом степень институциализации культурных потоков. На сегодняшний день образы с экрана монитора по степени своей выразительности и силе воздействия на массы мало с чем могут сравниться, в следствие этого визуальная культура значительно превосходит в социальном обществе. Трансформация во времени глобальных изменений, в ходе которых зародился новый тип телепрограммы охарактеризованный как реальное телевидение (Reality TV), наблюдалось в процессе ускорения многочисленных изменений в сферах экономики и социальной культурной среды, непосредственно направленных на интенсивный рост культурной глобализации. В силу практичных изменений в обществе по всему миру, фактически каждый человек более или менее находящийся в цивилизационной среде, имеет возможность благодаря новым технологиям, обмениваться различными видами информации от малых до мировых масштабов в зависимости от личных субъективных предпочтений. Эта соединяющая нить, в то же время разобщенная во временных рамках и пространстве людей, исследователи оценивают как форму сжатия времени и места. Подобное рассмотрение отмечал еще в 30-е годы XX века Пьер Тейяр де Шарден: «в перспективах ноогенеза время и пространство действительно очеловечиваются, или скорее сверхочеловечиваются» [Шарден, 1987:46]. Наиважнейшим вопросом является аудитория телевидения, отдельного канала или же определенной программы. Ориентируясь на целевую аудиторию телеканала/телепрограммы определяются замеры рейтинга, уровень успешности телепродукта и в целом всей сетки вещания. Целью любого телеканала является расширение доли своей аудитории, так как это тесно связано вовлечением рекламодателя. Анализируя конкуренцию за первенствующие позиции на рынке и опираясь на требования со стороны общества стоит отметить, что руководители телеканалов исходя из своих личностных стремлении напрочь забывают, что предназначение телевидения это в первую очередь работа во благо обществу, что и является изначальным фактором для преобразования телекомпании как субъекта бизнеса. Безусловно в таком случае происходит противоречие между значительностью самих телепрограмм и их диномичностью с экономической точки зрения. Подобное противоречие сопровождается в обзоре многих реалити-шоу, которым свойственно ставить свое финансовое положение на высокий уровень при этом занижая до катастрофических масштабов культуру самой личности. В международном сообществе не раз проводился научный дискурс о таких важных принципах, как «информационная культура личности», «медиаграмотностъ», без идеологического определения которых вступление в глобальное информационное общество нереально. ЮНЕСКО анализирует парадигму информационного общества с учетом его концепций, стратегий и программ развития как множество обществ знаний, основанное на принципах: культурное и лингвистическое разнообразие, равный доступ к образованию, всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием, и свобода самовыражения. Эти принципы, включая соблюдение прав человека и основных свобод, становятся фундаментом для построения будущего. Особенностью реалити-шоу является то, что проблема обнаруживается изнутри, демонстрация её сути и причинно-следственные связи описываются зрителю. Посредством реалити-шоу человек учится не мыслить стереотипно, не осуждать, а уметь видеть проблему с корнем, так как примечательными особенностями подобных реалити-шоу выступают полное отсутствие наигранности и притворства. Телевидение заполнено негативным восприятием относительно социальной тематики, однако телевидение не исследует конфликты подобного рода на достаточно углубленном уровне, не выявляются первопричины как отдельного индивидуума, так и целого общества, поэтому реалити-шоу важно изучать как явление телеэфира, раскрывающий различные проблемы в жанре реалити. Реа?лити-шо?у (от англ. reality - действительность, реальность) - телевизионный жанр, один из видов развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Для реалити-шоу типичны отсутствие сценария; подача в эфир с первого дубля; участие обычных людей, а не профессиональных актёров; обстановки съемок, предельно близкие к реальным (в некоторых случаях - экстремальные случаи и борьба за жизнь). Понятие «реальное телевидение» есть только в западной типологии жанров, в России в таком же значении используется менее точный - «реалити-шоу». Реалити-телевидение очень продвинуто в США и Великобритании и исходя из процентов реалити-программ на телевидение этих стран намного выше, нежели чем в России. Жанр (от фр. genre — род) — понятие выражающее существенные свойства и связи явлений в мире искусства, единство формальных и содержательных особенностей произведения. Ведущим критерием для жанра является повторяемость (в плане содержания или формы, а чаще всего, того и другого) калька, клише, типичность и однородность по какому-либо значимому признаку (или сразу нескольким) для целой группы произведений, созданных независимо одно от другого. Жанры основаны наборами условий; большинство произведений применяют несколько жанров посредством заимствования и воссоединения этих условий. Телепроект - определенный индивидуально-авторский телевизионный продукт, выпускаемый под патронажем политики телеканала или продюсерского центра. На протяжении долгого времени в передаче демонстрируется естественная жизнь изолированной группы персонажей в специально созданной для них ситуации. Декларируется свобода поведения участников - считается, что события развиваются свободно, без заранее определенного сценария, в чем и состоит «изюминка» реалити-шоу. Тем самым зрителя убеждают в том, что он становится свидетелем не разыгранного спектакля, а реальных сцен из жизни. Выделяется несколько вариантов постановки реалити-шоу и множество проектов, каждый из которых в разной степени совмещает различные подходы. Во всех случаях группа участников (иногда постоянного, иногда переменного состава) постоянно живёт в ограниченном пространстве; события этой жизни постоянно снимаются телекамерами и показываются по телевидению (а в последнее время иногда ещё и демонстрируются в Интернете, например, Reality Boy и др.). Проект обычно имеет какую-то вполне определённую заданную цель, в нём, по крайней мере, теоретически, можно победить, получив за это достаточно весомый приз. Участники, таким образом, являются не просто соседями, но и соперниками в борьбе за этот приз. Как правило, участники проекта периодически выбывают из него, на различных основаниях: по результатам голосования участников, по результатам голосования зрителей, по желанию устроителей шоу (последнее, впрочем, напрямую делается редко, так как разрушает атмосферу естественности происходящего). По типичному сценарию во всех случаях определенная группа участников в основном проживает в ограниченном пространстве; происшествия различных видов снимаются телекамерами и выпускаются в телеэфире (также многие из них публикуются в Интернете, например, Reality Boy и др.). Проект обыкновенно имеет какую-то определённую цель, где по ходу сюжета теоретически, можно победить, получив за это довольно таки весомый приз. Получается, что участники не просто соседи друг другу, но и соперники в борьбе за этот приз. Чаще всего, некоторые участники проекта выбывают из него, на различных основаниях: по результатам голосования, по результатам голосования зрителей, по желанию устроителей шоу (последнее, в общем, напрямую делается редко, так как уничтожает атмосферу реальности происходящего). Отбор видеоматериалов может производиться различно. Для одних типов реалити-шоу в месте проживания участников устанавливают множество скрытых камер, для того, чтобы фиксировать все действия, независимо от того, где они происходят. Участники носят на себе аппаратуру для постоянного ведения звукозаписи. В итоге съёмки могут перерабатываться, но наблюдаются и случаи, когда они идут в эфир напрямую, без обработки. В остальных случаях съёмка устанавливается традиционным образом и только в определённое время, а из результатов отснятых эпизодов монтируются передачи, периодически выпускаемые в телеэфир. Не смотря на то, что зрителям кажется будто происходящее на экране вполне реально, но обычно это не вполне соответствует действительности. Даже если наблюдается отсутствие определенного сюжетного сценария, менеджеры шоу достаточно жёстко контролируют происходящее ради того, чтобы зрители не потеряли интереса к просмотру. Вследствие чего поощряются склоки, скандалы, образование и соперничество группировок внутри коллектива участников. Такие реалити-шоу иллюстрируют обновление, модернизацию части или всего жизненного пространства героя программы, его рабочего места или транспортного средства. Американское шоу «This Old House», дебютировавшее в 1979 году, было первым такого рода. Согласно определению в словарях, реальность (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – это вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-бытие, абстрагированное от его рефлексированности, выводимой из познавательной связи. В отличие от действительности в реальности различаются возможность и необходимость, которые в действительности совпадают. Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим. Недаром российский философ В.М. Межуев особо отмечает: «Мы живем в мире не познанного, а произведенного бытия, причем произведенного по разным, не совпадающим друг с другом логическим основаниям. Бытие человека не есть то, что создано им раз и навсегда, оно постоянно творится, пересоздается человеком в ходе его общения с произведениями разных времен и народов, с их творцами и героями. Это и есть мир культуры, мир бытия человека, не подпадающий под действие какой-то одной логики» [Межуев, 2006:22]. Английское шоу «Changing Rooms», начавшееся в 1996 году (позже было запущено и в США как «Trading Spaces», в России как «Займемся ремонтом»), было шоу-обновление жилых комнат в DIY-стиле с добавлением состязательного элемента от игрового шоу. Такие обновление-шоу, как «Тачку на прокачку» и «Overhaulin» демонстрируют модернизацию автомобилей. 90-е стали пиком развития реалити. В 1992 году в США на канале MTV появилось шоу “Реальный мир” (“Real World”). Под наблюдением видеокамер оказались семеро молодых людей (писатель, художник, модель, рэппер, танцор и два певца), которых поселили в одной квартире. По условиям шоу не предусматривалось никакого денежного выигрыша. “Реальный мир” стал одной из наиболее популярных программ MTV. В 1997 году в Швеции впервые было запущено reality-шоу “Выживший” (“Survivor”). Группу людей, не знакомых друг с другом, высадили на острове со снаряжением и припасами, которые они за две минуты успели унести с корабля. Участники игры, разделившись на две команды, выполняют различные задания на сообразительность или силу и добывают себе пищу. Постепенно из команд удаляется по одному участнику. Оставшийся получает денежный приз. Финал программы посмотрела половина жителей Швеции. Нужно отметить, что этот проект оказался трагическим для одного из участников. Игрок по имени Синиса Савия, будучи исключенным своей командой, через две недели по возвращении с острова домой покончил жизнь самоубийством, не дожив и до первой серии проекта. Именно с этого момента присутствие психолога в съемочной группе стало обязательным. Спустя два года голландский бизнесмен, прочтя статью о “Биосфере”, научном опыте, заключающемся в наблюдении за жизнью десятка индивидуумов в закрытом пространстве, разработал идею ежеминутного показа живых людей в подобных же условиях. Передачу назвали “Big Brother” (“Большой Брат”) Это выражение взято из фантастического романа американского писателя Джоржа Оруэлла “1984”, и в сентябре 1999 передача становится телевизионным шоу, притягивающим к себе 55% аудитории. 100 дней 9 участников жили под наблюдением встроенных повсюду видеокамер, борясь за денежный выигрыш - 70 000 фунтов стерлингов. Спустя два месяца на ярмарке в Канне продюсеры всего мира атаковали представительство нидерландской компании Endemol, владеющее авторскими правами, желая купить лицензию на формат. Американский телеканал CBS заплатил 20 млн. долларов за первый сезон и по 15 млн. долларов за каждый последующий. Котировки акций Endemol на бирже выросли в шесть раз. И тогда компания была куплена испанским телефонным гигантом Telefonika. Общая сумма сделки составила 5,3 млрд. долларов. Создатель проекта Джон де Мол получил 1,3 млрд. долларов и сразу поднялся на 321-ю строчку в списке самых богатых людей мира. На сегодняшний день его реалити-шоу посмотрели более 2 млрд. человек в 27 странах мира. По данным исследовательской компании Eurodata, шоу попало в десятку лучших программ 2000 года Бельгии, Аргентины, Канады, Италии, Португалии, Испании, Швеции и США. В 1999 году прослеживается ряд тенденций, характеризующих изменения на медийном рынке, прежде всего западном, которые стимулируют формирование особого социокультурного фона. С одной стороны, в обществе царило массовое возбуждение, связанное с переходом в новое тысячелетие, с другой — налицо были успешные результаты научно-технических открытий, относящихся в том числе к развитию цифровой технологической платформы ТВ-вещания, активизировался также процесс формирования глобальных культурных рынков, где СМИ, в первую очередь, телевидению, отводится одна из приоритетных ролей. Компании, работающие с медийной средой, телекоммуникационные, компьютерного и программного оборудования, телекомпании, другие типы СМИ начинают сближаться, объединяясь в альянсы с целью передачи информации в цифровом виде — музыки, визуальных и аудиальных образов. Глобальная модель многофункционального цифрового интерактивного телевидения была к тому времени разработана, признана мировым сообществом, включая и единый стандарт телевидения высокой четкости. Об этом не раз писалось в западной прессе. В этой связи идея массовой коммуникации в реальном времени, реализуемой посредством телевидения, не могла не будоражить сознание масс. Опираясь на высказывания Пьера Тейяра де Шардена об эволюционной поступи цивилизационных процессов, отмечавшего, что «вершина нас самих, венец нашей оригинальности — не наша индивидуальность, а наша личность, а эту последнюю мы можем найти в соответствии с эволюционной структурой мира, лишь объединяясь между собой» [Шарден, 1987:47], логично предположить: новый тип программ ареального телевидения» призван усилить и развить интегративную функцию телевидения, выводя это электронное СМИ на новый функциональный уровень, где его задачей становится продвижение в жизнь идей культурной глобализации, содействие интенсификации культурных потоков благодаря массовому распространению культурных явлений. Данная постоянно действующая сеть, в чьей основе заложено взаимодействие между странами и континентами, способна сформировать интенсивный культурный обмен между народами, содействуя установлению более тесных культурных связей, утверждению схожих культурных навыков среди цивилизаций, имеющих разные мировоззренческие представления о бытие. Социальное реалити-шоу жанр постоянно развивающийся, непредсказуемый, все время находящий новые идеи для отображения, острые конфликты современности, неожиданных героев, а потому классификация может дополняться иными тематическими группами. Итак, в первом параграфе мы рассмотрели жанр реалити-шоу, предложили определение, исходя из жанровых характеристик, определили некоторые этапы развития на телевидении. Проанализировали ряд классификаций разных исследователей, на основе которых сформировали свою типологию, рассмотрели историю возникновения реалити-шоу за рубежом. На конкретных примерах определили одно из главных свойств реалити – двусоставность, позволяющая шоу, снятым в этом телевизионном жанре, не только отражать реальность, но и самим провоцировать определённые изменения в реальности: зависеть от социума, но и воздействовать на него. 1.2 Жанрово-типологические аспекты реалити-шоу Современная типология российской журналистики, являясь следствием методологии, также представляет собой развивающийся процесс, характеризующийся взаимодействием отечественных и западных профессиональных установок. Между тем в подавляющем большинстве в различных исследованиях типологии СМИ строятся эвристически и, естественно, по этой причине носят субъективный, бездоказательный характер, что тоже является общим признаком описания любой системы со сменой режимов эволюции. Отдельные авторы, предпочитающие возможность практического действия логическому анализу, оперируют откровенно искусственными классификационными системами, что, разумеется, лишено теоретической содержательности и практического смысла и «отражает глобальную тенденцию вне связи с ТВ, что даже в работе под названием «Типология телевизионных жанров» может начисто отсутствовать что-либо содержательное как о жанрах, так и о типологии». В современном российском телеэфире существует огромное количество телепрограмм, которые по-разному способны влиять на личность. С точки зрения Гуцал Е. А., «смешение жанров и стирание границ между реальными событиями и беллетризованными фактами стало едва ли не главной проблемой в современной журналистике. Новые способы создания программ провоцируют новые типологии, призванные обеспечить более рациональные, эффективные подходы к разработке телепродуктов. Элементы реалити, присутствующие сегодня практически во всех передачах, открыли вопрос и о создании новой типологии – как на Западе, так и в России» [Гуцал, 2009:180]. Профессор Б.Н. Лозовский рассматривает типологию СМИ «как научный метод изучения печати, ТВ и РВ по средством разделения их на группы с помощью обобщенных моделей или типов, а также как результат типологического описания и сопоставления средств массовой информации» [Лозовский, 2004:84]. Т. Д. Проскурина берет за основу определение типологии как «метода сравнительного изучения существенных признаков СМИ» [Проскурина, 2004:49]. Однако профессор М. В. Шкондин, считает, что «любая типология СМИ имеет своей базой общенаучную типологию – метод научного познания, в основе которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализации модели или типа и используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов и опирается на понимание этих объектов как системы» [Шкондин, 2007:389]. По мнению М. В. Шкондина, «теоретико-типологический подход позволяет строить многофакторные модели журналистики, основанные на ее закономерностях, методологической базе других наук, и выявлять на этой основе негативные и позитивные тенденции в функционировании журналистики как структуры» [Шкондин, 2007:389]. В этом контексте типология программ жанра реалити позволит спрогнозировать развитие той или иной группы средств массовой информации, а также системы СМИ в целом. Известная медиа-аналитик Лора Гриндстафф уже много лет назад написала статью про западное ТВ «Реальное телевидение и политика социального контроля», где рассмотрела элементы реалити и отметила, что сегодня они присутствуют практически во всех видах телепрограмм – в криминальных, юмористических, ток-шоу и даже в выпусках новостей («шокирующие пленки, отснятые бытовыми видеокамерами, стали показывать даже в традиционных ночных выпусках последних новостей») [Гриндстафф, 2003:79]. Иначе, можно отметить, что она сделала вывод о том, что сегодняшнее телевидение сплошь состоит из программ жанра реалити кажущемся многообразии подобных телепрограмм, а также отсутствии четкого определения как самого жанра реалити, так и единого мнения о типологии реального телевидения можно провести их классификацию по ряду определенных признаков, зависящих по мнению Е. А. Гуцал, «от типа съемки; каждый тип делится на подтипы и от концептуальных признаков (драматургический ход, сценарные разработки, характер вовлечения героев, подача). Итак, основываясь на данных точках зрения, определим, что реалити-шоу – это такой телевизионный жанр, который имеет в своей основе непрерывную съемку фактических действий, событий, происшествий и т. д., происходящих с людьми в режиме реального времени. Программы с использованием скрытой камеры. Как правило, любительское видео, где запечатлены незапланированные сюжеты, демонстрирующие людей или животных в незаурядных и курьезных ситуациях. Использование скрытой камеры – явление, которое во многих странах (особенно в странах Европейского союза за исключением Великобритании) строго регулируется законом. О том, что на этот счет думает российское законодательство, подробно описано в главе о юридических аспектах журналистского расследования. С этической точки зрения этот метод можно разделить на пассивную работу скрытой камерой и активную запись. В первом случае фиксируется все, что попадает в заранее установленную камеру, в том числе много посторонних и невинных людей, что, безусловно, можно расценить как нарушение журналистом этических норм. Активная запись скрытой камерой представляет собой работу аппаратуры, которая управляется человеком (камера может находиться в дипломате, спрятана в одежде и пр.). В этом случае пленка, как правило, фиксирует только тот объект, который является предметом расследования, что, разумеется, снимает некоторые этические вопросы. Программы с использованием так называемого home video («Сам себе режиссер», Россия; «Эти забавные животные», Animal planet), розыгрыши с использованием скрытой камеры («Скрытая камера», ТВ-6; «Голые и смешные», ДТВ; «Розыгрыш», Первый канал; «Подстава», MTV и др.) и программы-расследования («Невероятно, но факт» и «Запретная зона», ТНТ). Одним из самых ярких примеров подобного типа программ является «Запретная зона». В первом российском телевизионном детективном агентстве делают ставку именно на съемки скрытой камеры. В каждой программе проводится расследование какой-либо запутанной истории. Серия «Скандал в коммуналке» (эфир ТНТ от 27.07.2004) демонстрирует сцены вымогательства отцом денег у специально соблазненных любовников своей дочери. «Сейчас вашему вниманию предлагаются уникальные кадры, снятые в этой квартире», - несколько раз за весь эфир заявляет ведущий Михаил Пореченков. «Уникальные кадры», полученные благодаря установленным заранее скрытым камерам и якобы неизвестные героям этой программы - и есть основа «Запретной зоны». Демонстрация нескольких эпизодов, снятых на улице так называемой живой камерой, вызывает в студии заметное оживление - как у публики, так и у ведущего. «Пореченков начал ликовать и резвиться, подобно школьнику, подглядывавшему в замочную скважину раздевалки для девочек перед уроком физкультуры», - напишут в газетах. Документальная съемка. Второй тип программ жанра реалити можно условно обозначить как документальное наблюдение, не нарушающее течение привычной жизни. Именно этот вид на Западе носит название docu soap - документальное мыло, т.е. документальный сериал, так как чаще всего речь идет о цикле программ. Здесь также можно выделить несколько подтипов: наблюдение за работой специалистов - чаще всего пожарных, полицейских, спасателей, врачей «скорой помощи» («Телефон спасения 911», РТР; «Служба спасения «Сова»», 41 канал), в том числе и за сотрудниками офисов («Русское чудо», REN-TV), шоу звезд - круглосуточное наблюдение за известными личностями («Полный фэшн», МУЗ-ТВ; «Live с Биланом», MTV и т.д.). Ярким примером такого рода программ на отечественном ТВ представляется «Блондинка в шоколаде», так называемый «взгляд Ксении Собчак на будни мегаполиса». Светская львица, известная телеведущая, общественный деятель, а с недавних пор еще и писательница Собчак предупреждает в самом начале программы (эфир МУЗ-ТВ от 29.07.2007): «Без цензуры, без монтажа!», после чего добавляет: «Учитесь не жить, как я». Строгое предупреждение всем, кто решит повторить подвиги беспрестанного передвижения по презентациям, съемочным площадкам, бутикам. «Так, все, ребята, я сказала, хватит», - пытается прекратить бесконечную съемку Ксения. Даже в ванной комнате документальное наблюдение за жизнью дочери одного из первых демократов России не прекращается. Фрагментарная живая камера в студийной программе. Любые программы, в которых так или иначе в качестве фрагментов появляются документальные съемки.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Телевидение, 43 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Телевидение, 59 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Телевидение, 54 страницы
1350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg