Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Особенности научного стиля современного русского языка.

cool_lady 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.03.2021
Научный стиль речи, главным жанром которого является научная статья, претерпевает глобальные изменения в своей структуре. В ходе совершенствования технологий, возможных путей создания, передачи и хранения информации научные статьи формируются иначе. Потоки информации были сильно увеличены, возросла скорость обмена данными, вместо традиционного линейного строения текста начали использовать гипертекст. Нынешний информационный мир требует четкую структуру представления и хранения информации для возможности введения в общую систему знаний, в свою очередь для эффективной работы поисковых систем требуются ключевые слова, уникальные коды статей (УДК) и аннотации с переводом на английский язык и т.д. Современному научному стилю свойственна жесткая структура, логически последовательное изложение и объективность, прослеживаемое стремление авторов к такой сжатости труда, чтобы в то же время было осуществимым сохранение его насыщенности. Тем не менее, такой формат был не всегда. Целью этой курсовой работы является исследовать научный стиль речи в русском языке, его особенности и свойства. Научная речь русского языка будет рассмотрена в период ее формирования и будут сделаны выводы о тенденциях изменения ее свойств со временем.
Введение

В современном мире стремительно развиваются различные отрасли науки. Это, несомненно, влияет на совершенствование русского языка. который, в свою очередь, является самостоятельной, подвижной и разнообразной системой. Появляются новые слова и термины, меняются формы и стили речи, как и сама структура представления материала. Хорошим примером изменений в структуре языка может послужить по-своему международный стиль речи, а именно научный. Он относится к научно-профессиональной деятельности людей и является одним из стилей литературного языка, который применяют в научной и производственной сфере. Научный стиль тесно связан с соответствующей ему сферой общения и речевой деятельности, которые связаны с осуществлением науки как своеобразной формы социального сознания. Основной формой выражения мысли в научной сфере является понятие, в то время как лингвистическое осуществление мыслительной динамики проявляется в виде последовательных суждений и умозаключений.
Содержание

1. Введение._____________________________________________стр.3 2. Основная часть. 2.1 Происхождение научного стиля._______________________стр.5 2.2 Научный стиль современного русского языка.____________стр.7 2.3 Лингвистические свойства современной научной речи____стр.16 3. Заключение.___________________________________________стр.28 4. Список источников.____________________________________стр.29
Список литературы

1. Валгина, Н.С. В 15 Современный русский язык: Синтаксис: Учебник/Н.С. Валгина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2003 — 416 с. 2. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/langpsy/2016/n2/Ivanitskaya_full.shtml [Трансформация научного стиля в условиях меняющейся коммуникационной среды. Особенности современной научной статьи - Язык и текст - 2016. Том. 3, № 2] 3. Webster's Third New International Dictionary, Webster 3. 1961. 4. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник) 5. Научный стиль. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//145/osobennosti-funktsionalnykh-stilei-russkogo-iazyka/nauchnyi-stil/ (дата обращения: 26.05.2020) 6. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009. 7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник) 8. Файловый архив для студентов. StudFiles. URL: https://studfiles.net/ (дата обращения: 20.05.2020) 9. Подстили научного стиля речи. URL: https://lektsii.org/ (дата обращения 23.05.2020). 10. Котюрова М.П. Эволюция выражения связности речи в научном стиле XVIII–XX вв. – Пермь, 1983. – 80 с. 11. Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трех стилей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. – 210 с. 12. Кожина М.Н. Эволюция употребления двух семантических групп глаголов в русских научных текстах / Н.М. Капустин // Специфика и эволюция функциональных стилей. – Пермь: ПГУ, 1979. – 174 с. 13. Царев А.А. Сложные слова в языке научной прозы М.В. Ломоносова // Ломоносовские чтения / Казан. ордена Трудового Красного Знамени гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина. – Казань: Изд. Казанского ун-та, 1967. – 88-92 с. 14. Филкова П.Д. История русского литературного языка: [Учебник в 2 ч.: Ч. 1] – София: Наука и искусство, 1973. – 216 с. 15. Кутина Л.Л. Формирование языка русской науки: (Терминология математики, астрономии, географии в первой трети XVIII в.). – М.; Ленинград: Наука, 1964. – 219 с.
Отрывок из работы

2. Основная часть. 2.1 Происхождение научного стиля. Формирование этого стиля тесно связано с совершенствованием различных наук и сфер деятельности человека. Основную цель научного стиля можно охарактеризовать как изложение новых знаний об окружающем мире и поиск способов доказательства их действительности. Изучением языков и их стилей занимаются с давних времен. Античная филология положила начало риторике – науке, изучающей средства речевой выразительности. Стиль речи считался самостоятельным средством убеждения, порой более важным, чем сама мысль или логические доказательства ее правильности. Впервые процесс разделения научного и художественного стилей стал заметен в александрийский период. Именно тогда в греческом языке, на котором в то время осуществляли коммуникацию культурный и научный слои общества, начала формироваться научная терминология. Международным научным языком Европы средних веков стал латинский. В период эпохи возрождения учёные начали стремиться к более сжатому и точному научному описанию, свободному от каких-либо эмоциональных и художественных способов выражения мысли, противоречащих более абстрактному и логическому мировоззрению. Совместная работа ученых по всему миру является основным фактором, который способствует стремительному росту и развитию науки, что стало возможным только благодаря средствам связи между странами и, в том числе, изобретению в XV веке книгопечатания. Без этого было бы невозможно ни распространять, ни хранить научные достижения и опыт. В тот период одним из самых распространенных и эффективных способов передачи научных знаний была личная переписка ученых. В ходе таких переписок личность ученого, так или иначе, отражалась на письме. Это и был ранний научный стиль. Поначалу он был достаточно близок к художественному. Вплоть до XVIII века коммуникация в научной сфере имела межличностный характер и представляла собой переписки ученых и трактаты. В XVIII веке начинается процесс отдаления научного стиля от литературного. Тем не менее, научная речь все еще сохраняет черты ораторской. Научные труды активно переводились на отечественные языки, начала формироваться терминология. М.В. Ломоносов считается родоначальником научного стиля в русском языке. Его природный гений и обширные знаний во многих областях позволили ему заложить фундамент русской технической и научной терминологии. Так начался процесс зарождения современного точного научного языка, но окончательно он сложился лишь во второй половине XIX века в процессе научной деятельности величайших умов того времени. Именно тогда происходит популяризация научной речи, связанная с ростом тиражей изданий и общей аудитории. Так, резко возросло количество людей, вовлеченных в научную сферу, и, соответственно, в коммуникацию, однако в научных текстах по-прежнему сохранялись и некие эмоциональные черты. Современному читателю стиль научных трудов XVIII века может показаться более художественным, ведь в текстах прослеживается эмоциональный окрас для вовлечения читателя, также там встречаются просторечия, нет привычной четкой структуры, а по общему стилю повествования он напоминал трактат. Но именно таким был научный стиль русского языка в период своего формирования. 2.2 Научный стиль современного русского языка. Развитие науки и технический прогресс не могло не вызвать необходимость создания специального языка для наиболее точного описания и передачи научных знаний. Эту роль занял естественный язык с искусственными элементами (графики, расчеты, символы и т.д.), национальный язык с тенденцией к интернационализации. В XX веке среди профессиональных лингвистов велись дискуссии о стилях национального языка. Тогда даже сам факт существования стилей речи ставился под сомнение. Это обсуждение велось на страницах специализированного журнала «Вопросы языкознания». Большинство участников дискуссии согласились, что в литературном языке, в ходе его развития, выделяются языковые системы, которые отличаются друг от друга способами использования языковых средств, самой целью общения, условиями, в которых это общение протекает. В.В. Виноградов считал, что все стили языка являются более или менее устойчивыми системами на этом этапе развития литературного языка. Стили – это историческая категория; они меняются, развиваются, образовываются и пропадают. Изучение научного стиля в отечественной лингвистике началось в 1960-х годах. Ученые выяснили, что использование научного стиля с его объективностью, логичностью, обобщенностью и точностью достигается речевой системностью, а не только, например, лексическими единицами с соответствующей им семантикой. Научной речи, которая осуществляет теоретическое мышление в понятийно-логичной форме, свойственны: - Некатегоричность, объективность, соразмерность оценок - Подчеркнутая логичность, однозначность - Информативность, взвешенность - Обобщенность, краткость, терминологичность Помимо этого, тексту, написанному в научном стиле, свойственна диалогичность изложения (наличие адресата). Научные тексты содержат вербализованное знание. Его формулируют на основе уже существующего знания, изложенного в текстах, и нового знания, найденного автором вновь создаваемого текста. Помимо этого, насыщенная смысловая композиция научного текста, его внешняя форма по большей части стандартизирована, что также способствует закреплению нового знания в системе уже существующего. Таким образом, структура научного труда строится согласно законам речевой и мыслительной деятельности в науке. Главная цель научной речи – предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. Эта цель лучше всего достигается без помощи эмоциональных средств художественной выразительности, ведь наука в первую очередь связана с разумом, а не с чувствами. Научно-техническая революция повлияла на весь мир, в том числе и на подход к научным исследованиям. Теперь проблемы в науке решаются в основном коллективом, а не одиночными усилиями ученых и инженеров. Так, современную форму научной речи можно определить как коллективную, или формально-логическую, в которой эмоциональность практически отсутствует. В научном стиле речи выделяют подстили и жанры. Жанры научной речи можно разделить на первичные, к которым относят тексты впервые сформированные автором, и вторичные, то есть составленные на основе уже созданных работ. К первичным можно отнести: - Учебное пособие, справочник - Информационное сообщение - Научный отчет - Устное выступление (конференция, симпозиум, конгресс и т.п.) - Диссертация, доклад, рецензия - Монография К вторичным жанрам можно отнести конспект, реферат, автореферат, тезисы, аннотации. Вторичные работы подразумевают сокращение уже готового текста для уменьшения его объема. Среди научных подстилей выделяют: 1) Собственно научный 2) Научно-учебный 3) Научно-информативный 4) Научно-популярный 5) Научно-технический Особенностью собственно научного стиля, к которому можно отнести статью, – это академическое изложение, которое адресовано специалистам. Основные признаки этого подстиля: - Точная информация, передаваемая текстом - Убедительная аргументация - Логически последовательное выражение мысли - Лаконичность текста В основном тексты, написанные в научном стиле, оформляют в виде отдельных завершенных произведений, структура которых подчиняется законам жанра. Основному жанру научного стиля, научной статье, свойственна менее разветвленная смысловая структура, и, соответственно, более простая композиция и значительно меньший общий объем по сравнению с монографией. Классификация научных статей: 1) проблемно-постановочная; 2) научная статья (краткое сообщение, содержащее результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) 3) научно-техническая (собственно-научная) статья с подробным изложением основных результатов исследования; 4) обзорная историко-научная статья; 5) полемическая, или дискуссионная статья; 6) научно-популярная статья; 7) маркетинговая (рекламная статья) – на грани научного и публицистического стиля. Жанрами научно-учебного подстиля являются курсовые работы, лекции, доклады для семинаров и реферативные сообщения. Каждый из этих жанров обладает своими собственными уникальными стилевыми чертами, но не теряет при этом свойств научного стиля, сохраняя его особенности. Сам научно-учебный подстиль представляет собой вариант языка учебной литературы, который ограничен основами научной дисциплины, если это учебное пособие школьной программы, или же более углубленный взгляд на ту или иную науку, если учебник рассчитан на студентов высших учебных заведений. Подобный материал рассчитан на формирующихся специалистов, которым данная информация необходима, чтобы получить высшее образование, и, в дальнейшем, желаемую специальность. Поскольку каждый текст, написанный научно-учебным подстилем, рассчитан на начинающих специалистов и учеников, а основной задачей таких научных работ является передача информации, объяснение дисциплины, знание которой необходимо для специальности, вся информация, отраженная в работе, по-своему систематизирована: - Материал в учебных пособиях преподносится сначала обобщенным, а затем объясняются уже конкретные его аспекты. - В темах всегда соблюдается строгая классификация, обязательно вводится и соблюдается соответствующая терминология. - Объем материала в учебном пособии рассчитан так, чтобы преподаватель мог уложиться в учебную программу. - Материал, в частности, его доказательная система, также может быть значительно упрощен, равно как и структура предложений в научно-учебном тексте. - Часто встречаются вопросительные конструкции, которые позволяют читателю прийти к необходимым выводам. Тем не менее, в текстах по-прежнему встречаются термины, однако к ним обязательно должны добавляться пояснения и определения. Главная задача научно-информативного подстиля – изложение научного материала путем наиболее верного, подробного и понятного его описания. Тексты, составленные в этом подстиле, включают в себя все известные факты по описываемой теме. Авторы научно-информативных работ сохраняют стандартизацию лексики и предложений в своих текстах. Этот стиль используется по большей части в текстах различных рефератов, словарях, сборниках и технологических описаниях. Такие работы в основном защищены авторским правом. Научно-популярный подстиль, в свою очередь, рассчитан на обширную аудиторию, а не на специалистов, поэтому он подразумевает более доступный для понимания язык. Тексты, составленные в этом подстиле зачастую близки к художественной литературе, поскольку он, в отличие от других современных подстилей научной речи, не исключает эмоционально-экспрессивные средства, допускает замену научной лексики более понятной, включает в себя большое количество наглядных примеров. Помимо этого научно-популярный подстиль позволяет использование разговорных выражений. В этом подстиле пишут статьи, книги, очерки, эссе, лекции и т.д. Задача научно-популярного стиля – ввести читателя в описываемую дисциплину, рассказать об основных фактах и тенденциях науки. Количество специализированной лексики и чисел в научно-популярных работах сведено до минимума и всегда сопровождается пояснением. Отличительные черты этого подстиля: 1) Его несложно читать человеку, малознакомому с этой областью 2) Довольно часто встречаются параллели с повседневной жизнью 3) Материал, преподнесенный в научно-популярном подстиле, может быть сильно упрощен для восприятия 4) Довольно часто такие тексты исключают классификации. Научно-технический подстиль направлен на тех, кто работает в технической сфере. Основная задача этого стиля – помощь в использовании накопленных научных знаний на практике. Факт наличия лексики из других стилей в научных текстах не лишает их остальных элементов, свойственных научной речи, которые все же преобладают над другими в каждом научном подстиле, включая научно-популярный и учебно-научный. Согласно высказыванию В.Г.Белинского, русского литературного критика, основная разница между языком искусства и языком науки заключается «не в содержании, а только в способности обрабатывать содержание». Перечисленные свойства научной речи выражены в самой структуре стиля и отражаются как в конструкции научной речи, так и в структуре языковых средств этого стиля. Основное свойство научной речи – это точное изложение мысли, ведь цель науки – показать закономерность. Главные черты современного научного стиля – однозначность, отвлеченная обобщенность, аргументированность, логичность выражения мысли, ясность. Цели, предмет, содержание речи, коммуникации в области науки требуют передачи общих понятий. В этой роли выступает абстрактная лексика, специальная и терминология. Развитие научного стиля происходило очень медленно, в ходе научно-технического прогресса и активного развития мировой науки. Основа научного стиля – письменная речь, ограниченная нормами. Главные изменения, которые произошли в научной речи, связаны с: 1) Содержанием (переход повествования от обобщенного к более конкретному, от широких описаний к более узким вопросам, от субъективного восприятия и выражения эмоций к более нейтральной и строгой точке зрения) 2) Лексикой (отказ от выражений с эмоциональным окрасом, от просторечной и разговорной лексики, переход к безличным, нейтральным формулировкам, активному использованию специальных терминов) 3) Формой (более строгая структура, формальная коммуникация, общая краткость текста и фактологичность, нелинейная структура текста, создание специального кода научной коммуникации для применения в общемировой системе знаний). На смену субъективному восприятию и отражению эмоций в тексте пришли объективное восприятие, точность высказывания, логичность. Переход от широкого, масштабного исследования (попытки рассмотреть как можно больше различных вопросов в одной работе) – к более узкой, конкретной тематике работы, рассуждениям о конкретных вопросах. Помимо этого, ушедшая из научного стиля эмоциональная составляющая текста перешла в инфографику и иллюстрации, что также способствует восприятию отвлеченных, логичных и обобщенных работ.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 23 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 29 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 33 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 33 страницы
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg