Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности формирования Я - концепции как основа конфликтного поведения в подростковом возрасте

cool_lady 540 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.03.2021
Цель исследования: рассмотреть влияние особенностей формирования Я-концепции, как причину конфликтного поведения подростков. Объект исследования: подростки. Предмет исследования: взаимосвязь Я-концепции и конфликтного поведения в подростковом возрасте. Задачи исследования: 1.Проанализаровать основные понятия и особенности формирования Яконцепции. 2. Рассмотреть основные причины конфликтного поведения подростков. 3.Выявить влияние особенности формирование Я-концепции на конфликтное поведение подростков.
Введение

Я - концепция в психологии – система представлений личности о самой себе, которая состоит из: самооценки; Я-концепция — это то, как вы представляете самого себя осознания и понимания своих психических, физиологических и других свойств; субъективного восприятия факторов из вне, которые влияют на развитие и поведение личности. На протяжении долгого времени многие ученые, философы и психологии считали вопросы об истоках представления человека о самом себе очень серьезными и значимыми. Но попытки дать точное определение такой концепции были безуспешными. Я-концепция как самостоятельное понятие начало зарождаться только в 19-20 веках. В те времена активно велись споры и обсуждались идеи о человеке как о познаваемом субъекте и познающем, то есть о его двойственной природе. Одним их первых исследователей идеи о системе представлений человека о самом себе был психолог Вильям Джеймс. Он каждый день наблюдал за собственными сознательными переживаниями и делал выводы, на которых основываются его убеждения касательно Я-концепции . В 50-е годы 20 века к Я-концепции заново вернулись ученые, занимающиеся гуманистической психологией и положившие начало развитию этого понятия. Карл Роджерс и Абрахам Маслоу рассматривали целостное человеческое «Я» как неотъемлемую часть процесса развития личности и ее основополагающий фактор. В 80-е понятием Я-концепции заинтересовались и отечественные ученые-психологи, которые также внесли свой вклад в исследования данной концепции. За все время существования понятия Я-концепции исследованиями этой идеи занимались не только обычные психологи, но и социологи, врачи-клиницисты, социальные и детские психологи. Исследования данной концепции очень важны для становления истины о гармоничном развитии личности, формирования ее мировоззрения и характера поведения. Среди зарубежных психологов наибольший вклад в развитие знаний о Я-концепции внесли Р.Бернс, У.Джеймс, К.Роджерс, З.Фрейд, К.Хорни, Э.Эриксон и др. Проблему человеческого самопознания и его связи с поведением в отечественной психологии разрабатывали такие психологи, как Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Столин, И.И.Чеснокова и др. Значительный вклад в изучение проблем конфликтного поведения подростков внесли такие отечественные психологи как, Ю.М.Антонян, С.А.Беличева, Б.С.Братусь, И.С.Кон, А.Е.Личко, В.Ф.Пирожков и др.
Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава 1. Основные понятия и определения Я-концепции и конфликтного поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.1 Понятие самосознания и Я-концепции личности.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.2 Особенности Я-концепции в подростковом возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.3 Понятие и типология конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 1.4 Сингулярность конфликтного поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Глава 2.Особенности формирования Я-концепции, как основа конфликтного поведения подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41 2.1 Влияние Я-концепции на конфликтное поведение подростков . . . . . . . .41 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Список литературы

1. Абульханова- Славская К.А., Гордиенко Е.В. Представление личности об отношении к ней значимых других//Психологический журнал №5 Т.22, 2001г. 2. Агапов В. С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности. Научные журналы РУДН//Психология и педагогика №1, 2003 3. Б?рнс Р. Я-концепция и воспитание.- М.: Прогресс, 1989 - 169с. 4. Большой толковый социологический словарь, Т. 1.- М:Вече-Аст, 1999- 544с. 5. Васильев Н. Н. Я-концепция: в согласии с собой. - Элитариум: Центр дистанционного образования, 2009. 6. Волков Б.С., Волкова Н.В..Возрастная психология.- М.: Академический Проект.Учебное пособие для вузов, 2008-668с. 7. Выготский Л.С. Педология подростка: половое созревание.- М.: Издатво МГУ,1990. 8. Голованевская В. Особенности Я-концепции как фактор формирования аддиктивного поведения.-М.: 2000. 9. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте//Вопросы психологии №2, 1972г. 1 10.Кле М. Психология подростка.- М.: Педагогика, 1991-176с. 11.Кон И.С. Юношеская дружба. Статья из книги//Психология юношеского возраста,2005. 12. Кон И.С. «В поисках себя» - М: Политиздат, 1984 - 225 с 13.Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2000- 992с. 14.Майерс Д. Социальная психология.- СПб.: Питер, Издание 7,2004- 496с. 15.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2004- 442с. 16.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.- М.: Академия, 2000-368с. 36 17.Психологический словарь. изд. 2, М., Издание полит. литературы, 1990- с. 161. 18. Реан А.А. Психология подростка. Учебник.- Санкт-Петербург: «прайм-Еврознак», 2003- 480с. 19.Руднева Ю.И. Особенности социализации подростков в различных типах семей,2005 20.Социальная психология личности в вопросах и ответах под ред. В.А.Лабунской. М. Гардарики,1999. 21.Шибутани Т. Социальная психология.- Ростов-на-Дону:«Феникс»,1998- 197с. 22.Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте/Вопросы психологии №2, 2011г. 23.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.- М.: Прогресс, 1996-344с. 24. Бернс Р. «Я-концепция и воспитание», М.: 1986 г. - 420 с.
Отрывок из работы

1. Основные понятия и определения Я-концепции и конфликтного поведения 1.1. Понятие самосознания и Я-концепции личности Понятие самосознания и Я-концепции личности Самосознание есть особая форма сознания, в которой личность выступает в качестве и субъекта, и объекта познания. Самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, но оно также характеризуется своим продуктом - Я- концепцией. Р. Бернс определяет "Я- концепцию" как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет Р.Бернсу рассматривать "Я концепцию" как свойственную каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркивается три главных элемента: 1.Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). 2.Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). 3.Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая). Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом: 1. "Образ Я" - представление индивида о самом себе. 2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью. 3.Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны "образом Я" и самооценкой. Кроме того, Р. Бернс описывает строение "Я концепции" в виде иерархической структуры, на вершине которой располагается глобальная "Я концепция", включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Глобальную "Я концепцию" он рассматривает как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. По его мнению существует по крайней мере три основные модальности самоустановок: 1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его 2 представлениями о том, каков он на самом деле. 2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. 3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. В каждой из модальностей Р.Бернс выделяет следующие их аспекты: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Л. Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. В психоаналитической литературе описаны различные защитнопсихологические механизмы, среди которых можно назвать следующие. Отрицание: если реальная действительность для человека преподносит неприятности, то он "закрывает глаза" и прибегает к отрицанию ее существования. Рационализация: это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Проекция: собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде. Самоотношение и самооценка личности. Самооценка - эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности. Под самоотношением понимается целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя. Самооценка может измениться после только что достигнутого успеха или постигшей неудачи, т.е. она может меняться от ситуации к ситуации, в то время как самоотношение остается относительно постоянным и синтезирует много прошлых и настоящих самооценочных моментов. Постулат У. Джемса гласит о том, что наша самооценка зависит от того, кем бы мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отчета в оценке нами собственных успехов и неудач. Я - концепция в различных психологических теориях Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Яконцепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как объект (Ме). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я- как объект). Личностное Я - это всегда одновременно и Я - сознающее, и Я- как объект. По мысли Джемса, Я - как объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Постулат Уильяма Джемса. В развитом обществе человек имеет возможность выбора целей. Мы можем сами устанавливать себе цели, связанные с различными компонентами нашего Я, и оценивать успешность наших жизненных проявлений относительно этих целей. Из этого и вытекает "постулат Джемса": наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Самооценка отсчитывается уже относительно притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать. Символический интеракционизм Чарлз Кули. Главным ориентиром для Я - концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. "Я-каким-меня-видят-другие" и "Я-каким-я-сам-себя-вижу" весьма сходны по своему содержанию. Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Джордж Мид. В соответствии с концепцией "зеркального Я" Ч. Кули Дж. Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают Я-сознающее и Я-как объект. Ме - "обобщенный (генерализованный) другой", "Я-как-объект". I трактуется Дж. Мидом скорее как импульсивная неупорядоченная тенденция психической жизни индивида. I дает импульс к движению психической жизни; Ме направляет его в определенные рамки. Эрик Эриксон об идентичности. Проблематика Я - концепции рассматривается Э. Эриксоном сквозь призму эго-идентичности. Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций; поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться. В теории Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго - идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадий кризисные поворотные пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов. Феноменологический подход. Феноменологический подход в психологии в понимании человека исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций 4 внешнего наблюдателя. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Центральным понятием феноменалистического подхода является восприятие. Поведение рассматривается как результат восприятия индивидом ситуации в данный момент. Восприятие, разумеется, отличается от того, что физически существует вовне. Тем не менее то, что человек воспринимает, является для него единственной реальностью, посредством которой он может управлять своим поведением. Карл Роджерс. Основные положения теории Роджерса (1951, 1959) выглядят следующим образом: 1. Человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире. 2. Я - концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной. 3. Я - концепция - это система самовосприятий. 4. Я - концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. 5. Вместе с Я - концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих. 6. В соответствии со взглядами Роджерса потребность в позитивном отношении к себе, или потребность в самоуважении, также развивается на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. 7. Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. 8. Человеческий организм представляет собой единое целое и имеет лишь один внутренний мотив - тенденцию к самоактуализации. 9. Я-концепция представляет собой определенную систему. Изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу целого. 10. Рассматривая понятие идеального Я, Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие идеального Я становится более реалистичным и Я начинает больше гармонировать с идеалом. Поведение рассматривается К. Роджерсом как попытка достичь согласованности Я-концепции. К. Роджерс считает природу человека, по существу, позитивной, движущейся к зрелости, социализации и самоактуализации. Теории "Я" в гуманистической психологии Влиятельным психологом гуманистического направления является Абрахам Маслоу. В его теории "Я" особое значение придается присущей каждому человеку врожденной потребности самоактуализации - полном развитии своего потенциала. Согласно теории Маслоу, потребности самоактуализации могут быть выражены или удовлетворены только после того, как будут удовлетворены "низшие" потребности. А. Маслоу выстроил человеческие потребности в виде пирамиды. В основании пирамиды лежат основные физиологические потребности выживания. Уровнем выше находится потребность в безопасности. Следующей насущной потребностью становится потребность в принадлежности. После того, как этого уровня удовлетворены, актуализируется потребность в уважении к себе. Все это дает человеку ощущение благополучия и довольства собой. Потребность в самоактуализации играет для человека не менее важную роль, чем перечисленные базисные потребности. "Человек должен стать тем, кем он может стать", - утверждает А. Маслоу. 1.2 Особенности Я-концепции в подростковом возрасте На данном возрастном этапе особую роль принято относить сфере самосознания: этот компонент личности имеет огромное влияние на развитие и становление подростка как личности. Сознание, пройдя через сложный путь становления, закладывает фундамент для образования самосознания. В этом заключается уникальность структуры характера, его целостности и равновесия. Самосознание в подростковом возрасте интенсивно развивается, молодые люди способны самостоятельно выделять эталоны самооценивания и самоотношения. Внутренний мир подростка становится более открытым для них самих, тем самым открываются новые возможности для его изучения. Построение поведения подростков также отвечает требованиям Я - концепции. Так, постепенно молодой человек меняет устаревшую ориентировку внешних оценок на внутреннюю. К нему постепенно приходит осознание собственной уникальности, особенности и неповторимости. В таком русле формируется Я-концепция с точки зрения построения поведения. На данном этапе развития каждый подросток имеет дело с рядом проблем. Эриксон отмечает, что ребенок может столкнуться с неоднозначной проблемой, решение которой не всегда становится простым процессом. Этот вопрос можно огласить как возникновение «любви и ревности» к родителям. То, каким будет ответ на такую реакцию, зависит поиск предмета любви среди сверстников. Однако, обозначенная проблема далеко не единственная. Эриксон замечает, что жизнь подростка далеко не тихий «брод», который возможно пройти, не окунувшись полностью в него. Кардинальные изменения в физической и психической жизни очерчены новыми ощущениями и желаниями, возникающие в процессе созревания. Подросток так ищет новые подходы к своей жизни, оценивая то и дело возникающие различные взгляды на жизнь. Именно поэтому для психики подростка очень важно значение мыслей других людей, а также свое собственное мнение о себе. Фантазируя таким образом молодые люди мысленно строят идеал семьи и общества, отмечая все до мельчайшей подробности и проигрывая ни один сценарий. Их мысли находят оправдание в том, что именно так выглядит идеал и что его создание в реальной жизни не составит огромного труда. В процессе психосоциальной идентификации перед подростком встает задача осмысления и координирования сведений о самом себе. Точное понимание своей роли дает верное направление в будущее. От этого зависит то, насколько правильно он выбрал свой жизненный путь. Верность этого выбора также увеличивает шансы на идентификацию. Одним из новообразований подросткового периода является самооценка. Многие авторы склоняются к тому, что самооценка, несомненно, часть личности подростка и ее реальное действие относится к подростковому периоду. По своему характеру самооценка имеет тенденцию к неустойчивости, ситуативности, уязвимости, что больше отражает младший подростковый возраст. И, напротив, для старшего подросткового периода характерна ее большая устойчивость. По мере взросления, самосознание ребенка становится все более определенным. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Являясь центральным образованием в личности подростка, самооценка определяет, насколько подросток способен социально адаптироваться, регулировать свое поведение и деятельность. Умение оценивать самого себя является крайне важным в системе отношений человека к миру. Качества личности молодого человека определяются различными факторами. Адекватный уровень самооценки позволяет достигнуть уверенности в себе, настойчивости, критичности или наоборот избавиться от нежелательных результатов. Также адекватный уровень самооценки открывает перед подростком множество привилегий: активная жизненная позиция, занятость в различных видах деятельности, расширение межличностных контактов. К тому же, адекватность самооценки определяет и высокий уровень школьной успеваемости. Напротив, завышение или крайняя неадекватность самооценки сильно ограничивает возможности подростка во многих видах деятельности. Уменьшается их значимость и содержание. Агрессия в данном случае проявляется крайними точками самоопределения: либо крайне положительной, либо крайне отрицательной. Также таким подросткам свойственна повышенная тревожность, общественный страх, эгоцентризм, затруднения перед сложными жизненными ситуациями. И, наконец, заниженная самооценка может говорить о развитии у подростка депрессивных состояний. Это возможно выявить на ранних этапах, поскольку способность к самооценке у ребенка развивается примерно с восьми лет. Однако для молодого человека, проходящего период становления самоопределения, важно не только умение самооценивания, но и возможность оценки другого человека, не менее важного для него. В этом плане весьма важно то, что физический облик других людей имеет весомую значимость в восприятии самого себя: глядя на окружающих, подросток понимает себя и воспринимает таким, какой он есть. Сначала он осмысливает лишь внешние, физические характеристики, затем, в процессе дальнейшего взаимодействия, раскрываются и личностные особенности или другие скрытые свойства. В процессе множественных экспериментов было установлено, что восприятие в сознании подростка физического облика другого человека со временем переносится на восприятие им самого себя. Так, значение внешнего вида и физических черт оказывают наибольшее влияние на мнение ребенка относительно собственного физического развития. А именно соответствует ли его внешний облик стандартам, принятым в группе его сверстников. Такое поведение определяется фактором социального признания. Таким образом, личность подростка постепенно приобретает черты, свойственные взрослому, созревшему человеку. Формируются различные качества личности, необходимые в процессе межличностных взаимоотношений или для некой деятельности. Все это также обусловлено осознанием особенностей внешности как своей, так и окружающих. 1. 3. Понятие и типология конфликтов Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам. Кому, например, не знакома внутренне напряженная ситуация «и хочется и колется» (стремление начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с другой) или проблема буриданова осла (когда приходится выбирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями). Это многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов. Понятие конфликта. Ввиду многообразия видов конфликтов и различий в их определении в первую очередь необходимо дать такую дефиницию конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов. Это в свою очередь предполагает выявление сущности конфликта и его понятия. Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп. В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта: Л.Г. Здравомыслов:Итак, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Ю.Г. Запрудский:Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству. А.В. Дмитриев:Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. Несмотря на все достоинства, выражающиеся в фиксации многообразных атрибутов социального конфликта, приведенным определениям присущ, на наш взгляд, один существенный недостаток. Они не включаютвнутриличностный конфликт и не оставляют для него «места». Речь идет лишь о сторонах конфликта, начиная от «борьбы между индивидами» и выше. Но существует борьба и на уровнеотдельного индивида,противоборствомежду элементами внутренней структуры личности, которое и находит свое выражение во внутриличностном конфликте. Этот конфликт — проявление противоречий не на уровне социальных групп или целых народов, а на личностном уровне, но от этого он не делается менее актуальным. Сложившаяся ситуация, возможно, объясняется тем, что, по мнению некоторых авторов, внутриличностный конфликт не относится к социальному конфликту, а представляет собой лишь психологический конфликт, не охватываемый объемом понятия «социальный» и не имеющий к социальному конфликту прямого отношения. Но такая точка зрения вызывает возражение, в котором мы солидарны с позицией Г. И. Козырева: Личность, — пишет он, — устойчивая система социально – значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом'. Можно привести и другие определения конфликта. Важнее сформулировать его общее понятие, имеющее методологическое значение. В этом плане всякий конфликт есть определенноекачество взаимодействиямежду людьми, которое выражается впротивоборствемежду его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие еевнутреннюю структуру.Далее, в любом конфликте люди преследуют те или иныецелии борются за утверждениесвоих интересов и эта борьба сопровождается, как правило,негативными эмоциями.Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение. Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики. Дальнейшее изложение общей теории конфликта, в том числе и его понятия, и будет посвящено объяснению этих вопросов. При этом также, как и автор «Общей теории» конфликта К. Боулдин, мы убеждены, что все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития и что именно изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении. Противоречие – основа конфликта.Прежде всего следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе. Социально-экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели. Хотя следует иметь в виду, что противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть исубъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут быть дажемнимыми.Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg