I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ 10-12 ЛЕТ
1.1. Влияние занятий хоккеем на организм занимающихся
Если родители решили отдать заниматься хоккеем ребёнка, в первую очередь этот вид спорта будет влиять на его физическое развитие и его физическую подготовку. При систематических занятиях хоккеем у ребенка будет формироваться спортивная фигура он будет развит физически, так как занятия хоккеем развивают физические качества - такие как сила, выносливость, ловкость, двигательные способности: скоростно-силовые, координационные и др.
При развитии двигательных умений и навыков ребенка хоккей формирует личностные качества спортсмена: дисциплинированность, силу воли, ответственность, целеустремленность и др.
Игра в хоккей является сложно-координационным видом спорта, для достижения максимального спортивного результата необходимо развивать высокий уровень различных координационных способностей юных хоккеистов, чтобы во время игры игрок смог вовремя отреагировать и сориентироваться для её решения.
Проблема занятия спортом детей достаточно важна, так как в данном случае задача укрепления здоровья и повышения двигательных возможностей юных хоккеистов влияет на развитие умственных способностей детей, а также морально-волевых и нравственно-эстетических качеств занимающихся. Что благотворно влияет на успеваемость детей в школе, так как они соблюдают режим дня, процессы умственной деятельности у них протекают быстрее, так как эти дети занимаются спортом и чем больше информации они получают, тем интенсивнее протекает их интеллектуальное развитие.
Детям 10-12 лет свойственно конкретно-образное мышление, что необходимо учитывать при обучении детей сложным двигательным действиям. Им важна наглядность, красочность самого действия, при этом содержание обучения должно соответствовать его возрастным, физическим и психическим возможностям. Использованные упражнения по совершенствованию координационных способностей способствуют улучшению показателей физических качеств, технико-тактических действий и, как следствие, соревновательной деятельности.
Игра в хоккей является отличным способом развития мышц ног, такие как бицепсы бедра, икры и бедра сгибателей. Хоккейная форма является дополнительной нагрузочной массой, тем самым увеличивая мышечную силу юных хоккеистов, но при этом уменьшается риск травматизма.
Все это положительно благоприятствует к здоровому и сильному телу, который меньше подвержен травмам и имеет лучшие общие функции [21].
Основные двигательные способности необходимо подвергать целенаправленному воспитанию в определенные возрастные периоды, так координационные способности - наибольший прирост происходит с 5 до 10 лет; быстрота - развивается от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет. Если говорить в целом, то подвижность крупных звеньев тела увеличивается в возрасте до 13-14 лет и, далее этот процесс становится, стабильным к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Активная и пассивная гибкость отличаются друг от друга. Результаты показателей гибкости в активных движениях ниже, чем при пассивных. Неравномерно происходит развитие гибкости разных суставов.
Гибкость - это способность выполнять упражнение с максимальной амплитудой. Гибкость можно охарактеризовать, как рациональную работу мышц.
От 8-9 до 13-14 лет сильно прогрессируют под воздействием естественных факторов развития все выражения скоростных способностей. К ним относят и скоростно-силовые способности, характеризующиеся уделяющей реализацией максимальных мышечных усилий за маленький отрезок времени. Наилучшим для их развития является период от 6-9 до 15-16 (особенно 12-15) лет [7].
Выступление в соревнованиях по хоккею предусматривает предварительное развитие физических качеств, овладение важными двигательными умениями. Только в таких случаях, появляется возможность овладеть техникой и тактикой игры и результативно применять их в соревнованиях.
Как отмечает в своих работах Гордон С.М.: «в любом варианте, игроки должны быстро реагировать, чтобы точно играть. Пока юный хоккеист не освоил основные технические приемы, а также всю структуру биомеханических движений рациональной техники катания на льду, не целесообразно уделять время процессу обучения техники владения клюшкой и шайбой именно в пределах льда. Таким образом, занятия, направленные на овладение навыками работы необходимо проводить вне льда. Существует данный вид подготовки, который проводится вне ледовой площадки, со специализированными мячами, полностью идентичными по весу с шайбой, состав и структура которых позволяет начинающим хоккеистам овладеть базовыми и основными навыками техники владения клюшкой» [7].
Первые шаги на коньках лучше всего делать на земле, вне льда, хороши для такой цели: коридор или открытая площадка, где есть резиновый коврик. Перед началом тренировок хорошо провести специальную разминку, длительностью 10–15 минут, в которую входят: бег, ходьба, упражнения на равновесие, упражнения на гибкость, ловкость, прыжки.
Как только занимающийся освоил все базовые приемы и элементы техники катания, и его внимание сосредоточено на решении не только одной задачи - как устоять на коньках, можно плавно переходить на процесс обучения техники владения клюшкой и шайбой. Как отмечает в своих работах Левшин И.В.: «анализ исходного состояния команды, отдельных игроков им ряда других организационных условий подготовки. На основе этой информации формируется цель, задачи подготовки и прогноз целевого результата. При формировании цели предусматривается качественно новое содержание игры, повышение уровня функциональных возможностей, физических способностей, технико-тактического мастерства игроков. Для оценки эффективности управления подготовкой хоккеистов используют показатели, характеризующие степень решения целевых заданий, достижения цели и, как следствие, деятельность управляющих объектов - тренеров. В целом система контроля в хоккее находится в соподчинении с целевыми и комплексными программами, что и определяет ее организационные и методические особенности. Эффективность управления тренировочным процессом в хоккее обусловлено не только организационно-методическим требованиями, но и тем, насколько используемые тесты и регистрируемые показатели отвечают метрологическим требованиям: соответствуют цели тестирования, особенностям контингента занимающихся, отличаются простотой интерпретации результатов. Эти требования находят свою реализацию в практике контроля. Свидетельством тому является содержание средств и методов контроля, рекомендуемых в сфере детско-юношеского хоккея. Думается, что основные резервы повышения физических качеств юных хоккеистов команды кроются в индивидуальной физической подготовке. Тренеры должны реально (на основе научных данных) оценить своих игроков, определить резервы для их развития, выбрать рациональный путь совершенствования и способствовать их физическому развитию. Необходимо разработать индивидуальные планы и программы и организовать врачебно-педагогический контроль за игроками» [21].
1.2. Методические основы формирования техники игры хоккеистов 10-12 лет
Техника хоккеиста высокого класса должна быть разносторонней, целесообразной, рациональной, эффективной, надежной и вариативной. Насколько широко используют технические приемы в своей игре хоккеисты, настолько велика разносторонность техники, применяемой ими. Целесообразность техники в значительной мере обусловлена тактическим мышлением игроков, то есть выбором наиболее рационального технического приема для решения конкретной задачи. Эффективность применяемой техники оценивается по умению хоккеиста наиболее полно использовать свои навыки, резервы организма, физические возможности для выполнения данного действия. Степень освоения техники приема определяет ее надежность и характеризуется способностью сохранять эффективность при наличии раздражающих факторов. Надежность тесно связана с вариативностью – способностью приспосабливаться к различным условиям за счет частичного изменения способа выполнения технического приема [1].
В современном хоккее техника приемов обусловлена скоростно – силовыми способностями и выносливостью игроков, поэтому совершенствование техники хоккея должно осуществяться при максимальном проявлении физических способностей игроков и в условиях дефицита времени, противодействия соперников и на фоне утомления. Технические приемы подразделяют на следующие группы:
1. техника владениям коньками;
2. техника владения клюшкой;
3. техника комплексных приемов.
За время игры, хоккеист преодолевает расстояние в семь километров. Высокая степень подготовки и владения техникой катания на коньках позволяет хоккеисту выполнить эту нагрузку с наименьшими энерго-затратами и вместе с тем не ограничить его технический арсенал. До тех пор, пока хоккеист не обрел уверенность в своих способностях кататься на коньках, он все время игры будет думать о том, как сохранить равновесие, о том, правильный ли способ катания он выбрал, вместо того, чтобы сосредоточить все свое внимание на решении тактических задач. Поэтому, начинающих спортсменов прежде всего надо научить хорошо стоять и кататься на коньках, а только затем учить играть в хоккей [7].
Во время игры у хоккеиста специфическое положение тела, которое необходимо ему для игры. Стойка должна обеспечивать устойчивое положение игрока на льду, создать оптимальные условия для максимального отталкивания, скольжения, смены движения и ритма бега, а также для работы руками. Кроме всего прочего, посадка должна обеспечивать хоккеисту хороший обзор поля. Основные характеристики посадки хоккеиста: живот втянут, голова поднята, туловище наклонено вперед, ноги согнуты под углом 100–120 градусов, голеностопные и тазобедренные суставы под углом градусов и располагаются примерно на ширине плеч. Плечи немного выдвинуты вперед и опережают проекцию колен. Проекция колен опережает проекцию стопы. Руки хоккеиста согнуты в локтевых суставах. Различают три вида стойки: низкую, среднюю, высокую.
Приступая к обучению катания на коньках необходимо учитывать, что выполнение и использование в слишком большом объеме подводящих имитационных упражнений без достаточного знания основных правил техники бега на коньках, может составить ложные представления о механизме координации мышечных усилий. Это может стать причиной формирования неправильного длительного навыка, исправить который со временем удается не каждому [20].
Обучение обводке и обманным движениям может начинаться только после того, как хоккеист хорошо освоил технику катания на коньках и технику владения клюшкой на ледовой площадке. Обманные движения происходят под действием определенных обстоятельств и основываются на импровизации, они очень индивидуальны. Как правило, в арсенале опытного хоккеиста имеется несколько обманных движений, которые ему наиболее удаются. По мере того, как хоккеист осваивает упражнения, добавляются другие сложные элементы, которые выполняются в более сложных вариантах: вращении с перехватами, с одновременными шагами взад-вперед, влево вправо. Во время выполнения упражнений следует добиться независимого друг от друга движения рук и ног, чтобы они не совпадали по ритму и направлению. Закрепляются достигнутые навыки и умения владения клюшкой и шайбой лучше всего в подвижных играх и эстафетах, включающих в себя упражнения связанные с бросками шайбы, передачами, ведением, другими техническими приемами владения клюшкой.
После того, как в выполнении упражнений наметился некоторый прогресс, приступают к выполнению приемов в движении, постепенно повышая скорость.
К освоению техники бросков по воздуху приступают после того, как хорошо освоена и усвоена техника бросков шайбы по льду. Далее идет обучение, ведению шайбы, держа клюшку одной рукой.
Совершенствуя достигнутое мастерство, обучают:
– ведению шайбы различными способами при движении спиной вперед по прямой, по виражу;
– ведению шайбы поочередно клюшкой и коньками;
– способам закрывать шайбу от соперника туловищем и ногами;
– ведению шайбы с подпусканием под клюшку соперника;
– способам бросания шайбы в одно касание после боковой, встречной передачи;
– выполнению короткого удара, выполнению удара по шайбе с длинным замахом, выполнению броска-удара;
– выполнению кистевого броска, удару по шайбе с укороченным замахом, передачу шайбы кистями рук;
– способам добить отскочившую от вратаря шайбу, как подправлять шайбу в ворота; – выполнению броска с подкидкой, передачу подкидкой, выполнению передачи
После того, как основные технические приемы владения клюшкой и шайбой освоены, техника катания на коньках хорошая, следует изучать технику ложных движений (финтов) в следующей последовательности:
– изменение темпа движения; показал в одну сторону, ушел в другую;
– остановка
– старт;
– с имитацией обводки в центр зоны, в сторону борта;
– ложный замах, ложный бросок, ложная передача, ложная потеря шайбы;
– вертушка;
– клюшка
– конек
– клюшка;
– разворот и др.
После выполнения всех упражнений, изучается техника выполнения индивидуальной обводки с изменением ритма, темпа и направления движения, а также проводится закрепление и совершенствование навыков, изученных ранее. Рассматриваются различные комбинации бросков шайбы по воротам с дальних расстояний, бросков со своих точек хоккейного поля. Изучаются броски шайбы с элементами скрытности и неожиданности. Происходит дальнейшее совершенствование силы и точности бросков шайбы по воротам, в условиях максимально приближенных к игровым: броски шайбы по воротам с сопротивлением партнера, броски на высокой скорости и с ограничением времени на подготовительные движения [20].
Следующий этап обучения — это приобретение навыков отбора шайбы при помощи силовой борьбы, изучение техники ловли шайбы (мяча) на себя, изучения техники опеки соперника. После выполнения всех упражнений, изучается техника выполнения индивидуальной обводки с изменением ритма, темпа и направления движения, а также проводится закрепление и совершенствование навыков, изученных ранее [33].
Далее изучаются особенности выполнения технических приемов в зависимости от поставленной задачи (индивидуальной, групповой, командной), оттачивается умение сокращать подготовительную фазу в выполнении приемов (бросков, передач, ловли шайбы, силовых приемов, ловли шайбы на себя и др.). Совершенствуются броски и передачи шайбы с любой точки площадки: совершенствуется умение овладевать шайбой при введении ее в игру, оттачивается умение, рассматривается и индивидуализируется выполнение технических приемов в зависимости от хоккеиста, изучаются оригинальные технические приемы, используемые мастерами высокого класса
1.3. Особенности процесса обучения индивидуальным техническим действиям при выполнении отдельных приёмов хоккеистов
В результате тренировок нужно добиваться эффективного и успешного выполнения всех технических приемов в независимости от различных неблагоприятных и сбивающих факторов, например, когда у хоккеиста необычное психическое состояние (чрезмерное волнение, страх и др.), при чрезмерном утомлении, при непривычной внешней обстановке (шум на трибунах). При условиях, требующих предельного проявления физических способностей - жесткая игра, активное сопротивление соперника и др.
Техническая подготовка юных хоккеистов немыслимо без большого запаса теоретических знаний об общих положениях спортивной техники и закономерностях игры в хоккей. Практическим разделом технической подготовки являются конкретные умения и навыки, позволяющие игроку действовать индивидуально или совместно с партнёрами по команде. Задачи начального овладения тактикой игры (развития у занимающихся быстроты сложных реакций, ориентировки, сообразительности) решаются преимущественно в процессе физической и технической подготовки. С этой целью в упражнения по физической подготовке или технике вводятся дополнительные условия и задания, придающие этим упражнениям тактическую окраску [26].
Процесс обучения индивидуальным техническим действиям при выполнении отдельных приёмов тесно связаны с овладением данными техническим приёмам, игроку необходимо давать посильные технико-тактические задачи, причём такие, которые способствовали бы скорейшему овладению данным техническим приёмом. Процесс обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении отдельных приёмов тесно связан с овладением различными техническими приёмами. Обучение индивидуальным тактическим действиям в нападении и защите осуществляется параллельно. Простейшими взаимодействиями с партнёрами занимающиеся начинают овладевать также на начальном этапе обучения технике при выполнении простейших групповых упражнений.
Главная цель тренировки – не только в том, чтобы обучить спортсменов какой-либо системе упражнений, но и в том, чтобы дать понять и усвоить основные тенденции овладения всеми необходимыми умениями и навыками, которые помогут им «проиграть» практически любую спортивную ситуацию. Именно через систему тренировок, возможно, осуществить целевое педагогическое воздействие, решить основные спортивные и воспитательные задачи. Успех тренировки во многом зависит именно от подачи системы спортивных упражнений. В настоящее время выдающихся показателей можно добиться только в результате правильной разносторонней технической подготовленности спортсменов. Постоянно повышаются требования к точности бросков, умению завершить атаку с различных дистанций, возрастает значимость изучения и совершенствования методов спортивной тренировки. Таким образом, верная изначальная постановка техники - база для достижения высоких спортивных результатов [1].
Оценка соревновательной деятельности в хоккее является сложным и многофакторным процессом, который требует учета различных критериев и показателей. Спортсменам приходится действовать в обстановке выраженного дефицита времени при смене игровых ситуаций и необходимости находить адекватный ответ. Одним из распространенных направлений оценки эффективности соревновательной деятельности хоккеистов является разработка и использование модельных характеристик соревновательной деятельности и непосредственно тех показателей, которые лежат в основе структуры соревновательной деятельности и влияют на ход спортивного состязания. В своей соревновательной деятельности спортсмены выполняют большое количество различных технико-тактических действий, как в защите, так и в нападении. Они являются средством для реализации задач спортивного поединка и служат наиболее информативным критерием, который позволяет отразить особенности поведения спортсмена. Разумеется, что соревновательная деятельность игроков не ограничивается лишь выполнением отдельных технико-тактических действий, спортсмены выполняют значительное количество организационных, комбинационно-тактических и других действий, которые, конечно, гораздо труднее объективно проанализировать и оценить. В специальной литературе представлены модельные характеристики технико-тактических действий хоккеистов различной квалификации и амплуа. Однако необходимо учитывать тот факт, что спортсмены высокого класса неординарны. На высшем уровне мастерства проявляется индивидуальная одаренность игрока, его предрасположенность к решению конкретных задач и игровых приемов [21].
Для оценки соревновательной деятельности хоккеистов анализируется большое количество игровых действий и показателей, однако на сегодняшний день, среди наиболее информативных для полевых игроков, предлагается использовать следующие:
-выполненные броски по воротам, заброшенные шайбы, процент реализации бросков по воротам,
-выполненные силовые приемы, штрафные минуты за нарушение правил, результативные передачи шайбы,
-выигранные вбрасывания шайбы, отбитые по воротам шайбы, потеря шайбы, набранные очки, показатель успешности.
Для хоккеистов, которые выполняют на площадке функцию вратаря, рекомендовано использовать: пропущенные шайбы, отраженные броски по воротам, процент отраженных бросков по воротам, индекс надежности. Указанные выше технико-тактические действия игровые показатели являются унифицированными для официальных протоколов хоккейных матчей и используются специалистами.
В современном хоккее сегодня принято выделять четыре игровых амплуа. Центральный и крайний нападающий, защитник и голкипер (или вратарь). Учитывая имеющиеся особенности в реализации технико-тактических действий хоккеистами разного амплуа, результаты соревновательной деятельности, приводятся по игровым амплуа спортсменов. В практике командных игровых видов спорта довольно популярным является определение интегральных (суммарных) индексов соревновательной деятельности.
II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ
2.1. Учебно-тренировочный процесс юных хоккеистов
Одним из приоритетных вопросов теории и практики спортивной подготовки будущих спортсменов является совершенствование методики физического воспитания детей . Это связано с тем, что именно в это время формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека. Успех в организации и проведении учебно-тренировочного процесса - это подбор средств и методов обучения и тренировки, определение уровня предлагаемых физических нагрузок с учетом возрастных особенностей и возможностей занимающихся на каждом этапе обучения; все это является необходимым условием эффективности в подготовке юных хоккеистов.
Хоккей способствует воспитанию физически крепких и мужественных людей. Массовость хоккея является основой роста спортивного мастерства. А настоящее время в нашей стране специалистами хоккея создана система подготовки хоккеистов высокой квалификации, которая обеспечивает отечественному хоккею передовые позиции в мире.
Подготовка юных хоккеистов - сложный, многогранный и длительный процесс. Интерес к поиску эффективных средств учебно-тренировочного воздействия на детей 12 – 14 лет, обучающихся хоккею с шайбой, обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям, с другой - именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека.
Рассмотрим особенности обучения юных спортсменов 12 – 14 лет, обучающихся хоккею с шайбой.
Структура системы подготовки юных хоккеистов.
В настоящее время организационная структура многолетней подготовки хоккеистов включает: массовый хоккей, детско-юношеские хоккейные школы.
Основная задача при этом - приобщить детей к регулярным занятиям хоккеем и предоставить им возможность овладеть элементарными технико-тактическими приемами игровой деятельности.
Наиболее академичные организационные формы работы с юными хоккеистами это детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские школы.
Многолетний процесс обучения в ДЮСШ включает в себя ряд возрастных этапов:
1. предварительные подготовки - возраст 7 - 9 лет.
2. начальная специализация - возраст 10 - 12 лет.
3. углубленная специализация - возраст 13 - 16 лет.
4. спортивного совершенствования - возраст 17 - 18 лет.
Перед учебно-тренировочным процессом на каждом конкретном этапе становятся определенные, присущие ему, задачи. В соответствии с ними осуществляют построение учебно-тренировочного процесса, распределение нагрузок разной величины и направленности, подбор средств и методов обучения, совершенствования и контроля, исходя из возрастных особенностей контингента занимающихся.
Этап предварительной подготовки характеризуется набором и организацией работы в подготовительных группах детей 7 - 9 лет.
Основные задачи обучения на данном этапе:
1. укрепление здоровья занимающихся,
2. овладение широким кругом двигательных умений и навыков, в частности, основании техники естественных движений (бег, прыжки, метания и другие), повышение физической подготовленности,
3. выявление одаренных и способных к хоккею детей,
4. воспитание физических качеств, быстроты, ловкости, гибкости,
5. обучение основам техники и тактики игры,
6. повышение интереса к систематическим занятиям хоккеем,
7. воспитание дисциплины, трудолюбия, коллективизма, и многих других качеств и черт характера,
В содержание занятий на данном этапе входят:
- общефизическая подготовка с широким диапазоном средств всестороннего физического воздействия,
- отбор способных и одаренных детей для занятия хоккеем на основе разработанных тестов,
- подготовительные упражнения, способствующие овладению технико-тактическими приемами,
- подведение и основные упражнения, способствующие овладению технико- тактическими приемами,
- подготовительные игры и игровые упражнения,
- теоретические занятия по программе,