Глава I Научно-теоретические основы компьютерных игр
1.1. Игра как форма организации современного социально-культурного пространства молодежи.
Вначале хотелось бы остановиться на том, как понятие «игра» отражена в языковой культуре народов мира.
В Толковом словаре русского языка приводятся следующие значения слова «игра» [12, с.201]: 1. Играть. 2. Тот или иной вид, способ, каким играют (во втором значении), развлекаются. Например, шахматная игра. 3. Комплект предметов для игры (во втором значении). Например, продажа детских игр. 4. Игра природы – что - нибудь необычайное, небывалое. 5. Игра слов – шутка, основанная на одинаковом звучании разных слов. 6. Игра судьбы – непредвиденная случайность в жизни. 7. Игра воображения – фантазия, плод фантазии, выдумки.
Яковлева Е.Л. [21, с.150] говорит о том, что русском языке господствует игровая терминология, потому что практически любое действие можно высказать в терминах игры («давайте проиграем ситуацию», «роли распределены неправильно»). Значение слова «игра» бескрайне разнообразно: «играют блики солнца», «играет волна», «судьба играет человеком», «играют цены на рынке», «художник играет оттенками цвета», «актеры играют на сцене», «ребенок играет в песочнице». При этом не только в русском языке можно отыскать образные выражения, связанные именно с игрой: «играют волны, ветер свищет...»; «играют лунные и солнечные блики на водной глади»; «играет ветер с опавшей листвой». Мы поймем это и сами если возьмем книги какого-нибудь иностранного классика.
Йохан Хейзинга, нидерландский историк и философ идеалист (1872-1945гг.), разрабатывавший в 30-е годы теорию игры, игровую концепцию культуры («Homo Ludens»), приводит подробное исследование обозначений игры и связанных с ней реалий в различных языках» [20, с.28]. Различные языки он делит на две группы — языки, в которых есть общее слово для обозначения различного рода игр (например, японский, семитские языки, латынь, современные германские языки) и языки, в которых таких слов нет, а есть лишь разные слова для обозначения игр детей, соревновательных игр, игр-представлений, азартных игр и т.п. (например, греческий, китайский, санскрит). Хейзинга пробует объяснить это различие особенностями культурной жизни тех народов, языки которых он рассматривает. Так, например, в греческом слове agon, означающем соревнование, не выражен игровой момент, в то время как в современных европейских языках соревнование относится к игре. Хейзинга поясняет это тем, что agon занимает настолько серьезное место в жизни древних греков, что его игровой характер не осознается. Жизнь древних греков была настолько пропитана игрой, что в языке не сформировалось понятие «игры вообще» в противоположность серьезной деятельности, «не-игре». В японском языке, наоборот, с точки зрения Хейзинга, необычайная серьезность японского идеала жизни приводит к тому, что эта серьезность, как пишет Хейзинга, маскируется иллюзией, что все только игра, и поведение по правилам, следование определенному кодексу, разыгрывается, представляется в игровых формах. Поэтому в японском языке существует слово для обозначения игры вообще, а не отдельных видов игры (asobi), и наличие антонима этого слова, общего понятия для того, что «не-игра» («majime» — серьезность, нешуточность, важность, приличие, уместность, солидность, аналогично английскому earnest) [20, с.45].
Игра ума, игра природы, игра случая... Насколько многогранен мир игры в языке. Остановимся немного на понятии игры в фольклоре. Неверным было бы считать игру всего лишь пустым развлечением, занятием только для детей и бездельников. О том, что игра — нечто большее, чем просто занятие от скуки, свидетельствует ее богатая и древняя история, отраженная в фольклоре. В пирамиде Хеопса обнаружена глиняная табличка, где изложен миф, объясняющий происхождение календаря игрой. Египетские боги играли в кости. Ставкой в игре служили лунный свет и дни календаря, благодаря чему к году добавилось еще пять дней. «И-Цзин», великая китайская «Книга перемен» - игра, заключающаяся в манипуляции со стеблями тысячелистника (позже — с монетами) помогали заглянуть в будущее и одновременно были способом наполнить особым смыслом свободное время. Древнейший индийский эпос «Махабхарата» начинается поединком двух игроков из родов Пандавов и Кауравов. Дуорьодхан, нечестный и ловкий игрок из рода Кауравов, воспользовался «заряженными» костями своего дяди Сакуни. Эти кости неизменно выигрывали. Наивный Юдихишитра проиграл сто тысяч рабов, сто тысяч рабынь, бесчисленное количество драгоценностей и, в конце концов, царство, богатство братьев, самих братьев и красавицу-жену Драупади. Не будь безрассудного азарта игрока в кости — не было бы и сюжета, полного сражений и приключений, столкновений подлости и благородства, испытаний любви на прочность и проявления лучших человеческих качеств.
Посмотрим на понятие игры в рамках философской мысли. В истории философии можно встретить следующие трактовки игры: игра есть подражание деятельности, поэтому ее необходимо поддерживать и развивать в ребенке (Платон); это источник душевного равновесия, гармония души и тела (Аристотель); созидающее начало, рождающее мир культуры (Ф. Шиллер); деятельность, имеющая «гигиеническое» назначение (Ч. Спенсер); способ отдыха и психической разрядки (М. Лацарус). Кроме того, под игрой понимают: первичную форму присоединения человека к социуму (К. Гросс); деятельность, формирующую фантазию, воображение, интеллект (Ф.Я. Бейтендейк); вид индивидуального или коллективного поведения (К. Рейнуотер); форму творчества с конкретной целью (Ж.Пиаже); компонент деятельности, модель коммуникации или конституции текста, в которой воспроизводится непротиворечивый контекст и слова употребляются в строго определенном смысле (Л. Витгенштейн); способ самореализации индивида, структура его поведения, основа коммуникации и межличностного общения (Э. Берн) и другие [2, с.201]. Нидерландский мыслитель и культуролог Й. Хейзинга, которого мы уже упоминали выше, суммируя многочисленные истолкования роли игры в жизни человека, говорит о том, что игра – это добровольное действие, занятие, которое совершается внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели обыденная жизнь [20, с. 87].
Е.Л. Яковлева говорит о том, что в нашей жизни игра встречается все время и в самых различных её проявлениях [21, с.153]: «Бытие игры многогранно, и ее присутствие ощущается постоянно». Давайте посмотрим на свою жизнь: играем с нашими детьми, играем в он-лайн компьютерные игры, представляя себя волшебником или богиней, делаем вклады, пытаясь получить прибыль, участвуем в выборах, в нашей речи мы постоянно используем выражения, связанные с игрой, стараясь передать правильнее наши мысли и чувства. Но больше всего, мы играем в жизни, когда выполняем различные социальные роли: матери-отца, сына-дочери, мужа-жены, друга-подруги, коллег и т. д. В связи с этим вспоминаются знаменитые слова оперы П.И. Чайковского: «Что наша жизнь? – Игра».
Игра объединяет все человеческое бытие от начала до конца. Игра – исходный элемент человеческой активности, благодаря которому происходит становление и развитие человека. Игра как феномен культуры является первой формой организации жизни, зафиксированную в обществе на уровне всеобщих прототипов социального поведения и действия. Развитие самого общества, правил общежития происходило через игру. При этом игра не является феноменом только культуры и человеческого существования: ее элементы, по мнению зоопсихологов и этологов, проявляют себя в мире животных и птиц [21, с.154].
Яковлева Е.Л [21, с.155] говорит о том, что игра как уникальный феномен культуры обладает такими характеристиками, как свобода и свободный выбор, творческий характер деятельности, эстетичность, символическое преобразование окружающего мира, наличие определенного времени и пространства ее развертывания, правил, фиксирующих конкретный модус игры…». Но, при этом она замечает, что при всей свободе, импровизационности и вариативности игра – это всегда упорядоченная структура. Даже если мы вспомним ситуацию с игрой детей в салки на перемене. Они хотят развлечься, отдохнуть, их к игре никто не принуждает (это свобода действии), они в праве выйти из игры когда захотят, бегать и изворачиваться как хотят, но при этом в их игре существует определенный набор правил, без которых игра не будет игрой (ограничения свободы, четкие правила). И тот, кто правила игры не выполняет – должен из нее выйти. Именно игрой создается поле воображения и фантазии, в котором человек играет реальностью, руководствуясь осознанными или бессознательными интересами. Девочка играет с куклой, пеленая её, потому что за человеческим младенцем она в силу возрастных особенностей ухаживать не может, мальчик садится на хоккейную клюшку в квартире, «седлая» ее как коня, потому что у него нет возможности покататься на реальной лошади. Игра становится способом развития мысли и философствования, особенно в современном мире. Так ученый моделирует расстояния между планетами, строит гипотезы, смотря в телескоп, не имея возможности побывать на них в силу ограничений в возможностях космической техники. С помощью игры все чаще происходит поиск смысла жизни и сути бытия, поиск значений символов окружающего мира. Яковлева продолжает подчеркивать то, что «игра – это необходимое базовое качество человеческого бытия, то, без чего не построить антропологии, онтологии и гносеологии» [21, с.155].
Игра - непременный спутник развития человечества. На стадии археокультуры игры выполняли чрезвычайно важные функции. Они использовались для социализации подрастающего поколения, для подготовки к коллективной охоте, для тренировки. Но учебно-тренировочные функции были не главными в древней игровой деятельности; главное поле игры -- это праздники, ритуалы, первобытное искусство (танцы, музыка, мифы). Все эти занятия представляют собой археокультурную творческую и коммуникативную деятельность.
Неокультура раскрепостила народные массы, у трудящихся появился досуг и вместе с ним -- повышенный спрос на развлечения, игры, зрелища. В XX веке развернулась индустрия досуга, которая оккупировала все коммуникационные каналы и средства: газетно-журнальное и книжное дело, театр и кино, радиовещание и телевидение. Игровая сущность этой индустрии очевидна: она производит не материальные блага, а предметы развлечения, заполняющие досуговое время людей.
Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек взаимодействует с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании.
Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. Эти игры с детских лет сопровождают подрастающее поколение, вызывая, с одной стороны, замедление развития и даже атрофию опорно-двигательного аппарата и мышечной мускулатуры и, с другой стороны, - быстро развивая интеллект, логическое мышление и воображение человека. Компьютерный игрок привыкает перемещаться из одного виртуального мира в другой, быстро воспринимать незнакомые ситуации и адаптироваться к ним. В бурно изменяющемся обществе XXI века развитая интеллектуальная гибкость обеспечит приспособление к новым, неожиданным реалиям. Компьютерные игры выполняют, таким образом, функцию социализации молодежи в постиндустриальном обществе.
Развитие и совершенствование игр тесно связано с развитием компьютерного обеспечения и технологий. Сейчас многие составные части компьютеров разрабатываются, чуть ли не специально для игр. Например, дорогие видеокарты, стоимость которых доходит до половины стоимости удовлетворительного компьютера для работы в офисе. Все игры разрабатываются с учётом последних новинок компьютерной техники, реагируя на все достижения и всё ближе подходя к реальности изображения и звука. На сегодняшний день существуют поражающие своей правдоподобностью игры с хорошим графическим и звуковым оформлением, почти полностью имитирующим жизнь. Имеется и постоянно возникает огромное количество фирм, которые предоставляют всё новые и новые игры крайне разнообразного характера.
Компьютерные игры. С недавних пор это словосочетание прочно вошло в нашу жизнь, каждый, кто имеет компьютер наверняка смог почувствовать их притягательность, видимо, игра заложена в саму природу человека с древнейших времен - выследить зверя, заманить его в ловушку - это тоже своего рода игра. Но теперь мы лишены этого в жизни, а инстинкты остались и они находят свой выход в компьютерных играх. Вы не задумывались, почему процент мужчин среди играющих в компьютерные игры, а особенно в 3D-action в десятки раз больше чем женщин? На мой взгляд, именно из-за того, что мужчина всегда был охотником-добытчиком-воином и нам никуда не деться от 30000 лет сражений с хищниками и между собой заложенных в наших генах.