1 Роль и методы анализа готовой продукции готовой продукции
1.1 Понятие и методы анализа готовой продукции
В наше время ,а точнее в современных условиях от предприятий требуется повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции ,а также и услуг на основе эффективных форм управления предприятием.
От достоверности информации, которая формируется на участке учета готовой продукции, зависит размер себестоимости выпускаемой продукции, поступающая выручка за реализованную продукцию, сумма полученной прибыли, величина как исчисленных ,так и перечисленных налогов, рентабельность производства и другие финансовые показатели деятельности организации.
Любой производственный процесс заканчивается такими процессами как: изготовлением готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг[19, с.65].
Готовая продукция представляет собой часть товарно материальных ценностей предприятия, которая предназначена для реализации, и является итогом производственной деятельности компании, законченная обработкой (комплектацией), признаки которой совпадают с требованиями, указанными в договоре купли-продажи или требованиям нормативно-правовых актов РФ. Некоторый объем произведенной готовой продукции может быть использован непосредственно самой фирмой [12, с.76].
Проведение комплексного анализа деятельности любого производственного предприятия, как правило, начинается с изучения объемов производства готовой продукции и скорости его роста, поскольку одной из главных задач деятельности предприятия считается наиболее полное удовлетворение спроса потребителей продукцией высокого качестве. Объемы производства (выпуска) продукции могут быть измерены с помощью различных показателей: натуральных, условно¬ натуральных и стоимостных (денежных). К натуральным показателям относятся тонны, метры, квадратные метры, кубические метры, литры и т. д.
В целях обобщения объемов разных видов однотипной продукции используют условно-натуральные показатели [7, с. 65].
Совокупный объем выпуска различных видов продукции выражается только при использовании стоимостных показателей. Главными среди них выступает объём валовой и товарной продукции. Валовая продукция представляет собой стоимость всей продукции, которая выпущена, и выполненных работ, с учетом сумм незавершенного производства. Другими словами, валовая продукция включает в себя, кроме товарной, также следующие элементы [24, c. 59]:
? стоимость сырья и материалов;
? изменение за рассматриваемый период остатков незавершенного производства.
Показатели валовой и товарной продукции используют для того,чтобы оценить выполнение заданий бизнес-планов по производству продукции и динамики продукции в сопоставлении с прошлыми периодами, а также в целях определения показателей производительности труда, фондоотдачи, материалоотдачи и др.
К основным задачам анализа производства и реализации готовой продукции относят:
? проведение оценки динамики показателей объемов, структуры и качества продукции;
? определение воздействия факторов на изменение размера данных показателей;
? обнаружение резервов роста производства и продажи продукции;
? разработка мероприятий по реализации на практике выявленных резервов увеличения эффективности использования готовой продукции [24, с. 66].
Источники информации для анализа производства и реализации продукции: отчетность № 1-П ,форма №1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» бизнес-план.
Источником информации о товарно-материальных ценностях (помимо записей бухгалтерского учета) служит первичная документация: приходные ордера, требования и другие. Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой.
Непосредственно по первичным документам выполняют предварительный, текущий и последовательный контроль за движением, сохранностью и последующим использованием материальных ресурсов. Первичные документы по движению материально-производственных запасов должны подробно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением норм оформления движения материальных ресурсов должен осуществлять главный бухгалтер и руководители соответствующих подразделений рассматриваемого предприятия [13, с. 24]. Существенный вклад в развитие теории и практики экономического анализа готовой продукции внесли такие ученые как: М. И. Баканов [13], О. В. Ефимова, В. В. Ковалев , Г. В. Савицкая [21], А. Д. Шеремет [20] и другие.
Все процессы , явления хозяйственной деятельности предприятия находятся в взаимозависимости и взаимообусловленности. Одни связаны напрямую, а другие косвенно. К примеру, на величину прибыли от основной деятельности предприятия свое влияние напрямую оказывают такие факторы, как объем и структура продаж, себестоимость продукции и отпускные цены. Все остальные факторы влияют – косвенно. [13]
Каждое явление можно рассматривать и как причину, и как итог. Если рассматривать производительность труда, то, с одной стороны, это как причина изменения объема производства продукции, уровня ее себестоимости, а с другой - как результат изменения степени механизации и автоматизации производства. Если тот или иной показатель рассматривается как следствие, как результат действия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей его называют результативным показателем. Показатели, определяющие поведение результативного признака, называются факторными. Рассмотрим на примере.
При расчете валовой продукции используется формула:
ВП = ЧР * ПТ ,
где ЧР - численность рабочих, чел.
ПТ - производительность труда, руб.
В данной формуле ВП будет являться результативным показателем, а ЧР и ПТ - факторными.
Факторный анализ - это методика комплексного и системного изучения и измерения влияния факторов на величину результативных показателей.
Различают следующие типы факторного анализа, представлены на рисунке 1.1
Типы факторного анализа
детерминированный (функциональный),
результативный показатель выражен в виде частного или произведения.
стохастический (корреляционный), связь между факторными и результативным показателем является неполной.
прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный), от общего к частному .
одноступенчатый (анализ одного уровня)
многоступенчатый;
статистический (для изучения влияния факторов на результат конкретной даты)
динамический ,исследования причинно-следственных связей в динамике
ретроспективный ,изучение изменений результатов за прошлые периоды
перспективный (прогнозный), изучается причины поведения факторов в перспективе.
Рисунок 1- типы факторного анализ
Для целей исследования финансово-хозяйственной деятельности организации большое значение имеет комплексный анализ ритмичности изготовления продукта. Для лучшего понимания разберем определение. Ритмичность - это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в ассортименте и объеме продукции, предусмотренных планом. О степени ритмичности в работе организации можно судить по проценту выполнения запланированной производственной программы. Для оценки ритмичности используют коэффициент ритмичности, который рассчитывается по формуле:
К ритм = Уф / К ,
где Уф - фактический объем проданной продукции в пределах плана, руб.;
Vm - объем продажи продукции по плану, руб.
Анализ объемов выпуска и реализации продукции является частью управленческого анализа и проводится с целью обоснования управленческих решений, которые направлен на повышение эффективности производства. Большое значение в управлении выпуском продукции имеет оценка фактического выпуска и реализации в пределах производственной мощности, то есть в границах «минимальный - максимальный» объем производства. Сопоставление с минимальным, безубыточным объемом позволяет оценить степень, или зону «безопасности» предприятия и при отрицательном значении «безопасности» снять с производства отдельные виды продукции, изменить условия производства и тем самым снизить издержки или прекратить производство продукции. Сравнение достигнутого объема выпуска с максимальным объемом, определяемым производственным потенциалом предприятия, позволяет оценить возможности роста прибыли при увеличении объемов производства, если увеличатся спрос или доля предприятия на рынке [17]. Кроме того, в экономическом управлении важное значение имеет ретроспективный и перспективный анализ, позволяющий обосновать план выпуска и реализации продукции.
В современных условиях разработано большое количество методик анализ готовой продукции, которые содействуют решениям вопросов управления запасами. Выработанные методики экономического анализа включают в себя применение абсолютных и относительных показателей, приемы сравнения, группировки, использование балансового метода и т. д.
Несмотря на то, что существует множества традиционных методик анализа готовой продукции, они нуждаются в доработке и серьезном исследовании, выработке способов проведения экономического анализа, отвечающих современным требованиям, учитывающих международный опыт. Улучшение аналитического механизма управления готовой продукцией - предполагает комплексный процесс, все элементы которого должны быть связаны между собой. Рациональное управление готовой продукцией, допустимо лишь при наличии результативного механизма их оценки и анализа. В связи с этим, необходима разработка новых методик анализа готовой продукции, соответствующих вызовам времени и переходу на международную практику учета, удовлетворяющих потребности руководства в информации о состоянии запасов, повышения эффективности их использования и т. д.
В настоящее время анализ готовой продукции является достаточно полно разработанным научным направлением, как в отечественной, так и зарубежной практике и является одной из основных применяемых процедур. На основе изученных методик анализа запасов, освещенных различными авторами, обобщим методику анализа готовой продукции, включающую пять этапов.
Первый этап заключается в том, что проводится анализ динамики и структуры готовой продукции организации. Из данного этапа вытекает, что анализ проводится с целью получения нужного объема информации, который дает оценку состоянию готовой продукции, ее соответствию потребностям рынка или производства, выявлению дополнительных резервов [16, с. 68].
На втором этапе определяется уровень обеспеченности предприятия готовой продукцией. Для этого определения сравнивается фактическое количество изготовленной продукции с плановой потребностью. В бухгалтерском балансе запасы готовой продукции отражаются по фактической производственной себестоимости, по плановой (нормативной) себестоимости, по сокращенной себестоимости (не включая общехозяйственные расходы). Фактическая производственная себестоимость продукции определяется по окончании отчетного месяца, когда в бухгалтерию поступают все данные о затратах на производство, совершенных в отчетном месяце. Поскольку движение продукции происходит непрерывно, для целей текущего учета необходима фиксированная учетная оценка готовой продукции. В качестве такой оценки себестоимость в расчете по учетным ценам, свободным рыночным ценам и др. Плановая (нормативная) производственная себестоимость калькулируется на основе действующих норм расхода сырья, материалов и других нормативных величин затрат на производство. При применении плановой (нормативной) себестоимости перед бухгалтерским управленческим учетом стоит задача выявление и учета отклонений себестоимости, возникающих при отклонениях фактических затрат производства от их нормативных значений. Фактическая производственная себестоимость готовой продукции исчисляется в конце месяца как сумма плановой (нормативной) себестоимости и учтенных отклонений себестоимости [18, с. 65] Также на этом этапе проверяется выполнение договоров поставки. На основе установленных показателей оценивается эффективность применения материальных ресурсов. На этом же этапе обобщенной методики анализируется динамика движения готовой продукции и ее структура в составе оборотных активов. На основании изученной литературы можно сделать вывод, что общепринятым мнением является тот факт, что доля запасов и НДС в структуре оборотных активов должна быть равной 50-65%, доля дебиторской задолженности - 25-40%, доля краткосрочных финансовых вложений и денежных средств - 10% [19, с. 80].
Третий этап анализа выявляет резервы для снижения себестоимости продукции путем уменьшения материальных затрат. На данном этапе предлагается проведение анализа наличия и обеспеченности источников формирования готовой продукции.
Четвертый этап предполагает проведение анализа эффективности использования материально-производственных запасов. Также на четвертом этапе методики анализа готовой продукции осуществляют оценку эффективности ее использования. Для оценки эффективности использования готовой продукции целесообразно применять обобщающие и частные показатели. Так обобщающие показатели указывают на уровень эффективности использования материально-производственных запасов, а частные показатели дают представление об эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов (ГСМ, энергии, строительные материалы и др. ).
На пятом этапе осуществляется проведение анализа чистого оборотного капитала в соответствии с МСФО (международные стандарты финансовой отчётности). Соотношение стоимости запасов и величин собственных и заемных источников их формирования является фактором устойчивости финансового состояния предприятия.