Актуальность темы исследования. Исследование родительского правоотношения в Российской Федерации и зарубежных странах актуально как с теоретической, так и с практической стороны.
Во–первых, в теории семейного права РФ до сих пор не определена дефиниция «родительские правоотношения», не выявлен их состав, фактически каждый элемент вызывает активные споры в доктрине. Не смотря на то, что за последнее десятилетие защищено большое число кандидатских диссертаций, так или иначе затрагивающих родительские правоотношения, их исследование по–прежнему представляет научный интерес.
Во–вторых, традиционно мнение, что родительские правоотношения – это имущественные и личные неимущественные отношения родителей и несовершеннолетних детей. Однако многие ученые: В.М. Кошкин, Е.М. Ворожейкин, М.В. Антокольская, придерживались мнения, что в круг родительских правоотношений включены и отношения родителей между собой. Аналогичная позиция была высказана нами. Правильность выделения родителей при взаимодействии между собой как субъектов родительских правоотношений подтверждается положениями ст. 65 СК РФ: «Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей».
В третьих, в семейном законодательстве России нет упоминания об обязанностях детей по отношению к родителям, в СК РФ для несовершеннолетних детей установлены только права – нет ясности, о каких обязанностях детей по отношению к родителям идет речь. Возможно, в названных нормах имеются ввиду обязанности совершеннолетних детей по отношению к родителям аналогично ч.3 ст. 38 Конституции РФ, где закрепляется, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Однако такие отношения выходят за рамки родительских правоотношений, так как последние носят срочный характер, что отражено в ст. ч.2 ст. 61 СК РФ.
В–четвертых, в доктрине семейного права РФ долгое время ведется спор о правовой природе родительских прав, который хотя и являлся предметом исследования таких ученых, как А.И. Пергамент, Е.М. Ворожейкин, Н.М. Ершова, А.М. Нечаева, до сих пор остается актуальным. В СК РФ права и обязанности родителей установлены достаточно скупо.
В–пятых, с развитием медицины получили распространение вспомогательные репродуктивные технологии: методики искусственного оплодотворения, имплантации эмбриона, суррогатное материнство и пр. В семейном законодательстве России при регулировании данных вопросов до сих пор имеется существенные пробелы, которые так и не устранены с момента принятия СК РФ. В СК РФ данные вопросы не регулируются отдельной правовой нормой, в ст.51 п. 4 и 5 кратко упоминается о данных технологиях.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемам, связанным с вопросами правового регулирования родительского правоотношения, уделяли внимание следующие ученые: М.В. Антокольская, О.А. Бондаренко, М.Ф. Владимирский–Буданов, И.А. Дубровская, А.Е. Дьяченко, Н.А. Загоровский, Л.С. Казакова, Н.В. Комбаров, И.Г. Король, С.Ю. Кущеев, Г.В. Молева, К.А. Неволин, А.М. Нечаева, И.Б. Новицкий, М.М. Старосельцева, Г.Ф. Шершеневич и др.
Объект исследования ? общественные отношения в сфере правового регулирования родительского правоотношения.
Предмет исследования ? нормы российского и зарубежного законодательства, разделы и главы специализированной литературы, материалы правоприменительной практики и периодической печати, раскрывающие семейно?правовой институт родительского правоотношения.
Цель исследования ? комплексно и детально проанализировать семейно?правовой институт родительского правоотношения в нормах российского и зарубежного законодательства.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие, основания возникновения и структуру родительского правоотношения;
– изучить историю становления и развития родительского правоотношения;
– исследовать права несовершеннолетних детей в структуре родительского правоотношения;
– раскрыть права и обязанности родителей.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования использованы следующие методы: анализа, синтеза, обобщения, сравнительно?правовой, исторический, статистический, формально?юридический и др.
Нормативно?правовая основа настоящего исследования представлена российскими и зарубежными законами, регулирующими родительские правоотношения. В числе основных источников можно выделить следующие: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223?ФЗ и др.
Эмпирическая основа настоящего исследования представлена материалами правоприменительной практики, в том числе, судебной практики.
Теоретическая основа настоящего исследования представлена трудами отечественных и зарубежных ученых, нормативными документами и законодательными актами РФ и зарубежных стран.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании действующего законодательства о правовом регулировании института родительского правоотношения.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, основной части (двух глав, четырех параграфов), заключения, библиографического списка.
Работа представлена на 86 страницах. Библиографический список включает в себя 78 наименований.