Глава 1. Научные революции в истории
1.Первая революция
XVII — первая половина XVIII века — становление классического
естествознания. Основные характеристики: механистическая картина мира
как общенаучная картина реальности; объект — малая система как
механическое устройство с жестко детерминированными связями, свойство
целого полностью определяется свойствами частей; субъект и процедуры его
познавательной деятельности полностью исключаются из знания для
достижения его объективности; объяснение как поиск механических причин
и сущностей, сведение знаний о природе к принципам и представлениям
механики.
2.Вторая революция
Конец XVIII — первая половина XIX века, переход естествознания в
дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики:
механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются
биологические, химические и другие картины реальности, не сводимые к
механической картине мира; объект понимается в соответствии с научной
дисциплиной не только в понятиях механики, но и таких, как «вещь»,
«состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение объекта;
субъект должен быть элиминирован из результатов познания; возникает
проблема разнообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации
наук; сохраняются общие познавательные установки классической науки, ее
стиля мышления.
3.Третья революция
Конец XIX — середина XX века, преобразование параметров
классической науки, становление неклассического естествознания.
Существенные революционизирующие события: становление6
релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генетики,
квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, возникают
кибернетика и теория систем.
Основные характеристики: HКМ — развивающееся, относительно
истинное знание; интеграция частнонаучных картин реальности на основе
понимания природы как сложной динамической системы; объект — не
столько «себетождественная вещь», сколько процесс с устойчивыми
состояниями; соотнесенность объекта со средствами и операциями
деятельности; сложная, развивающаяся динамическая система, состояние
целого не сводимо к сумме состояний его частей; вероятностная причинность
вместо жесткой, однозначной связи; новое понимание субъекта как
находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира — необходимость
фиксации условий и средств наблюдения, учет способа постановки вопросов
и методов познания, зависимость от этого понимания истины,
объективности, факта, объяснения; вместо единственно истинной теории
допускается несколько содержащих элементы объективности теоретических
описаний одного и того же эмпирического базиса.
4.Четвертая революция
Конец XX — начало XXI века, радикальные изменение в основаниях
научного знания и деятельности — рождение новой постнеклассической
науки. События — компьютеризация науки, усложнение приборных
комплексов, возрастание междисциплинарных исследований, комплексных
программ, сращивание эмпирических и теоретических, прикладных и
фундаментальных исследований, разработка идей синергетики. Основные
характеристики: НКМ — взаимодействие различных картин реальности;
превращение их во фрагменты общей картины мира, взаимодействие путем
«парадигмальных прививок» идей из других наук, стирание жестких
разграничительных линий; на передний план выходят уникальные системы7
— объекты, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, исторически
развивающиеся и эволюционно преобразующиеся объекты,
«человекоразмерные» комплексы; знания об объекте соотносятся не только
со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности;
осознается необходимость присутствия субъекта, это выражается, прежде
всего, в том, что включаются аксиологические факторы в объяснения, а
научное знание с необходимостью рассматривается в контексте социального
бытия, культуры, истории как нераздельное с ценностями и
мировоззренческими установками, что в целом сближает науки о природе и
науки о культуре. Типы научной рациональности: классическая
рациональность (соответствующая классической науке в двух её состояниях
– додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая
рациональность (соответствующая неклассической науке) и
постнеклассическая рациональность. Между ними, как этапами развития
науки, существуют своеобразные «перекрытия», причём появление каждого
нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только
ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к
определённым типам проблем и задач. Каждый этап характеризуется особым
состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост
объективно-истинного знания. Если схематично представить эту
деятельность как отношения «субъект-средства-объект» (включая в
понимание субъекта ценностно-целевые структуры деятельности, знания и
навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции
науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности,
характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой
научной деятельности.