Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ (ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЯХ)

mari_ziteva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.03.2021
Данное исследование было предпринято, чтобы изучить возможности внедрения программы профилактики профессионального выгорания у медицинских работников: на уровне организации и на уровне личности. В ходе анализа научной литературы был сделан вывод о том, что профессиональное выгорание есть негативное психологическое явление, проявляемое через психоэмоциональное истощение, развитие дисфункциональных профессиональных установок и снижение профессиональной мотивации, наблюдаемое у лиц без психопатологии.
Введение

Профессиональное выгорание персонала помогающих профессий является все более актуальной проблемой в современном обществе. Снижение физического и психического здоровья медицинских работников в первую очередь связано с данным синдромом. «Выгорание» - это ответная реакция на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения. Не всегда правильно организованная работа c коллективом и пациентами, организационные и профессиональные стрессы и многие другие факторы оказывают влияние на развитие данного синдрома. Люди начинают «перегорать как лампочки». И тогда наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. B результате этого люди не могут эффективно работать. B настоящее время получило распространение в научной литературе обсуждение вопроса профессионального выгорания работников, в первую очередь, «коммуникативных» и «социальных» профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми, как положительно, так и отрицательно окрашенном. Профессия медицинского работника одна из таких профессий, где на профессионале лежит огромный груз ответственности по установлению доверительных отношений «врач-пациент» и умению управлять эмоциональной напряженностью такого общения. Следует отметить, что эмоциональное выгорание очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать, и более опасно в начале своего развития, т.к. «страдающий» от «выгорания» профессионал не осознает его симптомов. Поэтому проблема эмоционального выгорания является востребованной и требует дальнейших исследований и доработок. Профессиональная деятельность медицинских работников требует максимальной самоотдачи и самообладания, она является эмоционально насыщенной. Они сталкиваются с каждодневными проблемами пациентов, негативными эмоциями с их стороны, поэтому им приходится самостоятельно устанавливать некий защитный барьер от эмоционального перенапряжения. Но по природе своей человек не может не реагировать и оставаться безразличным на проявления различных видов чувств, поэтому сопереживает все это вместе с окружающими. Весь этот «груз» эмоций отражается, как ухудшением здоровья самого человека, так и снижением результативности труда. Следовательно, развитие профессионального выгорания у медицинских работников может привести к негативным последствиям, как для самого медицинского работника, так и для пациентов, поскольку снижается качество не только профессиональных манипуляций, но и ухудшается психологический контакт с пациентом. Именно поэтому очень важны меры по профилактике профессионального выгорания. Цель исследования: исследовать профессиональное выгорание у медицинских работников, разработать и апробировать программу профилактики профессионального выгорания медицинских работников. Объект исследования: профессиональное выгорание. Предмет исследования: исследование профессионального выгорания медицинских работников. Гипотеза исследования: внедрение программы, учитывая особенности профессиональной среды, позволит снизить уровень профессионального выгорания медицинских работников. Задачи исследования: 1. На основе анализа психологической литературы изучить проблему профессионального выгорания, особенности и средства профилактики профессионального выгорания у медицинских работников. 2. Изучить уровень выраженности и структуру профессионального выгорания медицинских работников. 3. Разработать и апробировать программу профилактики профессионального выгорания медицинских работников. 4. Проверить эффективность программы профилактики профессионального выгорания медицинских работников. Теоретико-методологические основания исследования. В качестве методологических предпосылок исследования, рассматривающих вопрос о взаимосвязи личности и медицинской профессии, явились: ? Концепции исследования по феномену эмоционального выгорания в общей и социальной психологии личности, сформулированные в трудах К. Маслач, Г. Робертса и Г. Фрейденбергера; ? Исследовательские работы В.В.Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, Г.В. Залевского, С.В. Умняшкиной, В.Е. Орла, касающиеся профессионального выгорания и сопутствующих ему психологических процессов; ? Исследования А. Маслоу, Р. Ассоджиоли, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинского о самоактуализации личности и ее динамике, системном подходе в самореализации личности. Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы три группы методов: 1. Теоретические методы: методы систематизации и концептуализации научных идей. 2. Методы сбора эмпирических данных: ? тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников); ? диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С.Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой); ? опросник самочувствия активности настроения (САН). 3. Методы обработки и интерпретации результатов: методы математической статистики (выявление различий, оценка достоверности изменений). Теоретическая значимость исследования определяется тем, что проблема профессионального выгорания изучена применительно к медицинским работникам, особенности, работы которых порождают специфические изменения эмоциональной, профессиональной и коммуникативной сфер. Практическую значимость исследования составляет проведение эмпирического исследования для определения результатов внедрения программы профилактики профессионального выгорания медицинских работников. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…6 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ………………….….10 1.1. Понятие профессионального выгорания в психологии……………….…..10 1.2. Особенности проявления профессионального выгорания у медицинских работников……………………………………………………….15 1.3. Средства профилактики профессионального выгорания у медицинских работников………………………………………………………………………20 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ……………………………………………………….…………26 2.1. Описание выборки и методик исследования………………………….….26 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………………29 2.3. Разработка программы профилактики профессионального выгорания медицинских работников……………………………………………………….34 2.4. Проверка эффективности программы профилактики профессионального выгорания медицинских работников…………………...44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….……….52 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………57
Список литературы

1. Филина, С.В. Коррекция и профилактика синдрома выгорания [Текст]/С.В. Филина // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий; Под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова. – Курск: Изд-во КГУ. – 2008. – C. 249-283. 2. Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания [Текст] / О.И. Бабич // Иркутск : ИПКРО, 2009. – 172 с. 3. Баробанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» [Текст] / М.В. Баробанова// Вестник МГУ. – 2013. – №1. – С. 23. 4. Башенкова, Л.А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение [Текст] / Л.А. Башенкова, Е.В. Кухарская// Среднее профессиональное образование. – 2015. – №11. – С. 43-45. 5. Березовская, Л.Г. К вопросу о критериях риска развития «синдрома эмоционального выгорания» [Текст] / Л.Г. Березовская, В.Ю. Слабинский, С.А. Подсадный // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного-Курск : КГУ, 2007. – С.17-19. 6. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] /В.В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – 105 с. 7. Бойко, Р.В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других [Текст] / Р.В. Бойко. – М. :Филинъ, 2006 – 256 с. 8. Бочарова, Ю.Ю. Профессиональное сознание как фактор профилактики эмоционального выгорания специалиста социальной сферы [Текст] / Ю.Ю. Бочарова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2011. – Т. 1. – № 3. – С. 47-52. 9. Винокур, В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников[Текст] / В.А. Винокур // Вестник МАПО. – 2012. – № 2. – С. 25-30. 10. Винокур, В.А. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики [Текст] / В.А. Винокур, О.В. Рыбина // Психодиагностика и психокоррекция / Руководство для врачей и психологов. – СПб. : Питер, 2008. – 384 с. 11. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н. Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с. 12. Водопьянова, Н.Е. Воспринимаемая самоэффективность и ресурсообеспеченность как факторы, препятствующие профессиональному выгоранию [Текст] / Н.Е. Водопьянова, А.Н. Густеёва // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 4. – С. 23-30. 13. Водопьянова, Н.Е. Позитивный подход к противодействию профессиональному выгоранию [Текст] / Н.Е. Водопьянова, К.Н. Шестакова // Современные исследования социальных проблем. – 2014. – № 3 (35). – С. 24. 14. Водопьянова, Н.Е. Современные подходы к превенции синдрома выгорания [Текст] : коллективная монография / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий. – Курск: КГУ, 2008. – C. 234-247. 15. Горшков, М.К. Прикладная социология: методология и методы [Текст] : интерактивное учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М. : ФГАНУ «Центр социологических исследований», Институт социологии РАН, 2012. – 404 c. 16. Гринберг, Дж. Управление стрессом [Текст]/ Дж. Гринберг. – СПб. : Изд- во Питер, 2002. – 496 с. 17. Грузинова, А.И. Профессиональное выгорание и методы коррекции [Текст] / А.И. Грузинова // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. – Т. 23. – № 3. – С. 48-53. 18. Демина, А.Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения [Текст] : учебное пособие / А.Д. Демина. – М. : Просвещение, 2006. – 236 с. 19. Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Институт социологии РАН, 2012. – 362 с. 20. Захаров, С. Синдром выгорания у врачей [Электронный ресурс] / С. Захаров. – Режим доступа :http://forums.rusmedserv.com/ showthread. php? t=8748. – : 03.09. 2020. 21. Изард, К. . Психология эмоций [Текст]/ К.Э. Изард. – СПб. : Питер, 2010. – 464 с. 22. Колдубовская, Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей Институт социологии РАН / Т.Б. Колдубовская // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 75-80. 23. Косарев, В.В. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области[Текст]/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С.27-38. 24. Крапивина, О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих [Текст]:Дисс. ... канд. психологических наук / О.В. Крапивина. – Тамбов, 2004. – 231 с. 25. Ксенофонтов, А.М. Профилактика психологической дезадаптации сотрудников правоохранительных органов в штатных и экстремальных условиях служебной деятельности [Текст] / А.М. Ксенофонтов, И.А. Новикова, А.Г. Соловьев, М.В. Корехова. – Архангельск : СГМУ, 2011. – 35 с. 26. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы[Текст] : учебное пособие Л.П. Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – 92 с. 27. Лукьянов, В.В. Защитно-совладающее поведение и синдром «эмоционального выгорания» у врачей-наркологов, их коррекция и влияние на эффективность лечения больных [Текст]:автореф. дисс. доктора медицинских наук / В.В. Лукьянов. – СПб., 2007. – 23 с. 28. Маркарян, А.Г. Профессиональное выгорание как следствие профессионального стресса [Текст] / А.Г. Маркарян // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. – 2012. – Т. XIX. – № 3. – С. 32-34. 29. Масияускене, О.В. Валеология [Текст] : учеб.пособие / О.В. Масияускене. – 2-е изд., стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 251 с. 30. Маслач, К. Выгорание: многомерная перспектива [Текст] / К. Маслач. – М. : Издательство Института психотерапии, 2004. – 147 с. 31. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Текст]/ К. Маслач // Школьный психолог. – 1998. – № 7 – С.16-18. 32. Муздыбаев, К.И. Психология ответственности[Текст] / К.И. Муздыбаев. – СПб. : Издательство +, 2003. – 64 с. 33. Овдей, С.В. Феномен профессионального «выгорания»: источники возникновения, диагностика, профилактика[Текст]/ С.В. Овдей// Социальная работа. – М.:Новопринт, 2010. – №6. – С. 38-42. 34. Огнерубов, Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей- терапевтов [Текст] / Н.А. Огнерубов, М.А. Огнерубова// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2015. – №2. – С 307- 318. 35. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Одегов. – М. : Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с. 36. Орел, В.Е. Исследование феномена «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. – 2016. – № 4. –С. 70-97. 37. Орел, В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность [Текст] : Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук / В.Е. Орел. – Екатеринбург, 2006. – С.113-115. 38. Папанова, О.А. Синдром эмоционального выгорания у социальных работников и способы его профилактики[Текст]/ О.А. Папанова // Психология личности. – 2005. –№3. – С.49-53. 39. Прохоров, А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний[Текст] / А.О. Прохоров // Психологический журнал. – 2015. – № 2. – С. 68-80. 40. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2012. – № 3. – С. 85-95. 41. Самоукина, H.В. Психология профессиональной деятельности [Текст] / Н.В. Самоукина. – СПб. : Питер, 2007. – 224 с. 42. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г.Селье. – М : Прогресс, 2013. – 254 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 1.1. Понятие профессионального выгорания в психологии Научный интерес к синдрому профессионального выгорания обусловлен нарастанием проблем, оказывающих негативное влияние на самочувствие и эффективность труда работников, и их отношение к окружающим людям. В зарубежной психологии синдром профессионального выгорания рассматривается довольно давно такими исследователями, как Дж. Фрейденберг (1974), Б. Перлман, Е. Хартман (1981), К. Маслач, С.Н. Джексон (1982). В отечественной психологии интерес к данному явлению появился в конце 80-х гг. (В.В. Бойко, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк, Н.Е. Водопьянова). Термин «синдром выгорания» ввёл немецкий ученый X. Фрейнденберг в 1974 году для характеристики здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально-загруженной атмосфере организации [32]. Другой основоположник идеи выгорания – K. Маслач, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам [30]. Первоначально под синдромом профессионального выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше стали связывать синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 47 страниц
1175 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg