Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности

mari_ziteva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.03.2021
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Воспитание ценностного отношения к семье у младших школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общество в целом.
Введение

Проблема формирования ценностного отношения семье у младших школьников актуальна в современном обществе, так как младший школьный возраст один из самых ответственных в плане развития личности. Младший школьный возраст - это период, когда у ребенка идет освоение и осознание норм и образцов желаемого поведения в семье и в обществе. Данный возраст является чувствительным периодом для формирования познавательного отношения к миру, развитию учебной деятельности, организованности и саморегуляции. [8] И сейчас, как никогда, в воспитании личности приоритетной задачей становится формирования подрастающего поколения, разделяющего традиционно - нравственные ценности, готового к мирному созиданию, обладающего современными знаниями и умениями. Основные направления воспитания сформулированы в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года: «Формирование гармоничной личности, воспитания гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [4]. Нравственное развитие личности учащихся становится важнейшей составляющей школьного образования. Это особенно касается семейных ценностей. В Концепции духовно-нравственного воспитания говорится, что нравственное развитие личности следует осуществлять как процесс социализации на основе традиционных норм и нравственных идеалов, которые закладываются в семье. Как сказал святитель Тихон Задонский: «Дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают их в своих юных душах, чем слушают их слова». [2] Именно в школьном возрасте дети наиболее восприимчивы к духовно- нравственному, гражданскому, эмоционально-ценностному воспитанию. Все то, что пережито и усвоено в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [1] определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования в одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления в развитии высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». ФГОС НОО предусматривает нравственную направленность в ходе изучения предметов учебного плана общеобразовательной школы. Однако практика школьного обучения показывает, что работа по ориентации младших школьников на нравственные ценности порой проводится бессистемно, а формирование знаний, умений и навыков остается приоритетным направлением перед воспитательной стороной обучения. Значимым ресурсом по формированию нравственных, и конкретно семейных ценностей, может стать внеурочная работа образовательного учреждения. Во многих исследованиях ученых-философов, педагогов, психологов рассматриваются проблемы семейного воспитания, семейных ценностей. Определенная часть научных работ посвящена развитию педагогической культуры родителей, воспитательного потенциала родителей, формированию позитивного образа «Я - родителя» (В.В. Коробкова, Н.Н. Литвинова, В.Я. Титаренко и др.). Так же в исследованиях рассматривается и тема формирования здорового образа жизни у учащихся (Л.В. Нестерова, Р.В. Рожков, и др.), что тоже способствует созданию гармоничной, здоровой семейной обстановки. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых педагогов и психологов: так, над исследованием формирования семейно-нравственных ценностей при изучении гуманитарных дисциплин работали: Ю.П. Азаров, С.П. Акутина, В.А. Караковский, В.С Мухина, Н.Е. Щуркова; теории ценностей рассмотрены в исследованиях Н.А. Бердяева, В.А. Василенко, И.В. Федосова. Вопросы, связанные с теорией семейного воспитания рассмотрены в исследованиях Ю.П. Азарова, О.И. Волжиной, В.Н. Дружининой, Л.И. Савинова. А также исследования, раскрывающие сущностное понятие «ценностное отношение к семье» представлены в работах: Л.О. Володиной, П.Е. Кильдюшовой, О.С. Пермовской. Цель исследования: теоретическое и экспериментальное исследование ценностного отношения к семье как аспекта духовно-нравственного воспитания у младших школьников в условиях внеурочной деятельности. Объект исследования: ценностное отношение к семье как аспекта духовно-нравственного воспитания у младших школьников. Предмет исследования: особенности формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования: процесс формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности может быть эффективным, если будут соблюдены следующие условия: - выявлена сущность и характеристики категории «ценностное отношение к семье» в младшем школьном возрасте; - проведена диагностика сформированности ценностного отношения младших школьников к семье; - учтены аспекты ценностного отношения к семье: когнитивный, эмоциональный, поведенческий; - применена система занятий с применением разнообразных форм и методов работы, отражающих все три аспекта (программа «Я и моя семья»). Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования ценностного отношения к семье в младшем школьном возрасте. 2. Провести экспериментальное исследование особенностей ценностного отношения к семье учащихся младшего школьного возраста. 3. Разработать Программу внеурочной деятельности по формированию ценностного отношения к семье «Я и моя семья» Методы исследования: 1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования; 2.Эмпирические: • анкетирование • тестирование • эксперимент (констатирующий, формирующий). 3.Методы математической обработки данных. База исследования: Бюджетное общеобразовательное учреждение городского Омска " Средняя общеобразовательная школа № 94" Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Теоретическая и практическая значимость. Теоретические основы формирования ценностного отношения к семье у младших школьников в контексте ФГОС НОО и Программа внеурочной деятельности «Я и моя семья» могут быть полезны учителям, студентам – практикантам при решении задач нравственного воспитания.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 Глава 1. Теоретические основы формирования ценностного отношения к семье у младших школьников 9 1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников в современном социуме 9 1.2. Ценностное отношение к семье - как нравственная категория 13 1.3 Особенности формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности 19 Выводы по 1 главе 29 Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к семье в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности 31 2.1 Анализ состояния проблемы формирования ценностного отношения к семье в младшем школьном возрасте в современной педагогической практике ............................................................................................................................. 31 2.2 Программа формирования ценностного отношения к семье в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности и описание ее реализации. 42 Вывод по 2 главе 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54 ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Электронный ресурс: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ 2. Концепция духовно - нравственного воспитания. Электронный ресурс: https://semidc.edusite.ru/DswMedia/koncepciyadux-nravvospitpdf.pdf 3. Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. - М.: Новая школа, 1992. 61с. 4. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Электронный ресурс: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf 5. Акутина, С.П. Методы поддержки воспитательной семейной системы: педагогический дискурс / С.П. Акутина // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - № 2. - С. 16-21. 6. Акутина, С.П. Проектирование успешного взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС/ С.П. Акутина// Социосфера, - 2014. - №1. - С. 203-207. 7. Аль-Фараби. О разуме и науке / Аль-Фараби/ Отв.ред. А.М. Кунаев. Алма-Ата: Наука, 1975. - 142с. 8. Аникеев, М.В. Формирование духовных ценностей у младших школьников через актуализацию веры в нравственный идеал: автореф. дис...канд. пед. наук/ М.В. Аникеев. - Тула: 2004. - 23с. 9. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Текст. / Аристотель // ред. В.Ф. Асмус. М.: АН СССР, ин-т Философии. - М.: «Мысль», 1976. - Т.1. - 550с. 10. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. / Л.М. Архангельский Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М.: Знание, 2008. - 61 с. 11. Бездухов, В.П., Воронцов, А.В. Теория и практика приобщения, учащихся к ценностям. / В.П. Бездухов, А.В. Воронцов. Теория и практика приобщения, учащихся к ценностям. - Самара: Изд-во Сам. ГПУ, 2002г. - 192с. 12. Бестужев -Лада И.В. Социология семьи. М., 2003. 13. Бобровых, Л.Н. Философия: семья и брак: учебное пособие. Владим. гос. ун-т. - Владимир: Изд-во Владим. гос.ун-та, 2011. - с. 111. 14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2018. 224 с. 15. Гегель, Г.В. Эстетика/ Г.В. Гегель. - М. 1968. - Т.1. - 70 с. 16. Горлова, Н.А. Педагогика личности. Концепции личностного подхода в дошкольном и начальном школьном образовании. / Н.А. Горлова. Педагогика личности. Концепции личностного подхода дошкольном и начальном школьном образовании. - М.: МГПУ, 2004. - 240 с. 17. Гурко, Т.А. Родительство: социологические аспекты. Текст. / Т.А. Гурко. М.: Институт социологии РАН, 2003. - 242с. 18. Данилова, Е.Е. Ценность младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 320 с. 19. Казимирская, Т.А. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей: дис...канд.пед.наук: 130001/ Т.А. Казимирская. - Москва, 2002. - 184с. 20. Кондорсэ, М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума/ М. Кондорсэ. - Москва: ГПИБ, 2010. - 230с. 21. Крючкова Е.А. Обращение к истории семьи в предмете «Окружающий мир» (историко-обществоведческий материал) // Начальная школа. 2015. №12. С.58-61. 22. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. / Д.А. Леонтьев. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл, 2002. - 17 с. 23. Макаренко, А.С. Сочинение: в 5 т. Текст. / А.М. Макаренко / под ред. А. Терновского. М.: Правда, 1971. -. Т.5. - 424с. 24. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников / В.И. Максакова. Организация воспитания младших школьников. Метод.пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 254 с. 25. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети: метод, пособие для воспитателей, классных руководителей Текст. / Л.И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 304 с. 26. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 104с. 27. Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса о дикости через варварство к цивилизации/ Пер.с англ.; Л.Г. Морган; Под ред. М.О. Косвена. // Советская этнография. - 1968. - №6. - С.3- 24. 28. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст]/ Р.В. Овчарова. М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 480 с. 29. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений. М.: Мир образования, 2018. 1376с. 30. Орлова Е.О., Чижова М.Е. Составление семейного архива в историческом образовании младших школьников // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. №5 (96). С.86 – 89. 31. Петров, Л.П. Развитие творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности / Л.П. Петрова. Развитие творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности: Метод, пособие. - Пенза: Б.И., 1999. - 47 с. 32. Пикандров, Н.Д. Ценности в жизни и в образовании // Высшее образование сегодня. - М.: 2004, №11. - с. 34 - 40 33. Сухомлинский, В.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики Текст. / В.А. Сухомлинский // сост. Д.И. Латышина. М.: Школьная пресса, 2003. - 193с. 34. Философско - энциклопедический словарь. - Москва: Советская энциклопедия, 1989. - 840 с. 35. Холодкова О.Г. Становление ценностно-смыслово сферы личности младшего школьника: монография / О.Г. Холодкова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 167 с. 36. Шилова, М.И., Малиновская, П.И. Теория и практика воспитание черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности//Завуч начальной школы. - М.: 2003. - №26. - с. 4-20. 37. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. Классный руководитель. - М.: 2001. №3. - с. 16. 38. Штин, Н.И. Формирование ценностного отношения к семье младших школьников во внеурочной деятельности: диссертация. Тольятти. 2018. 45с. 39. Штольц, Х., Рудольф, Р. Как воспитать нравственное поведение. / Х. Штольц, Р. Рудольф. Как воспитать нравственное поведение. Кн. для учителя: Пер с нем. - М.: Просвещение, 1996. - 91с. 40. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. / Н.Е. Щуркова. Воспитание детей в школе. - М.: Новая школа, 1998. - 206с. 41. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. / Н.Е. Щуркова. Классное руководство: теория, методика, технология - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 151с. 42. Вера и время. Религиозные ценности и современная система образования. - Режим доступа: http://www.verav.ru/ 43. Возрождение духовно - нравственного наследия. Медрегиональный банк данных. - Режим доступа: http://metodika.68edu.ru/ 44. Воскреска.by. Информационно - методический портал о детском духовном образовании. - Режим доступа: http://voskreska.by/ 45. Духовно -нравственное воспитание учащихся на основе русской культуры. - Режим доступа: http://martisha.ortox.ru/ 46. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения: Электронный ресурс: https://infourok.ru/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-na- urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnih-klassah-3573948.html 47. Сайко, В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст: Электронный ресурс: http://www.voppsy.ru/issues/1986/862/862067.htm 48. Слово о семье Иоанна Златоуста: Электронный ресурс: https://pravoslavie.ru/96577.html 49. Слово о семье Святейшего Патриарха Кирилла: Электронный ресурс: https://azbyka.ru/znakomstva/blogs/0/143287 50. Слово. Православный образовательный портал. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования ценностного отношения к семье у младших школьников 1.1 Сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников в современном социуме В современном российском обществе идет усовершенствование образования, сопровождающаяся переоценкой, переосмыслением, и утверждением новых ценностей. Существенные изменения затронули и образование, в каком системно - деятельностный подход является определяющим и высоко значение ценностно-ориентированного нравственного воспитания личности гражданина России. Интерес к дилемме ценностных ориентаций, ценностей и их осмысление, следовательно, приобретает необыкновенную в переломные моменты истории остроту. Современное положение дел, просит принятия каждым членом общества ответственности за судьбу, за выбор той, либо другой системы ценностей и ценностных ориентаций. Обращение к ценностям - главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования. [10] Теория ценностей становится обязательным для объяснения многих процессов в методической науке. В русле аксиологизации образования очень принципиальным является вопрос о формирования ценностных ориентиров к младшим школьникам, как элемента содержания образования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg