Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогические аспекты проявления детских страхов и работа с ними

mari_ziteva 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.03.2021
Приступая к данной работе, автором ставилась цель, заключающаяся в изучении психолого-педагогических аспектов проявления детских страхов и работы с ними. Данная цель предполагала анализ теоретических источников и последовательное решение следующих задач.
Введение

Актуальность. В современном мире, на ребенка обрушивается масса неблагоприятных факторов, способных не только замедлить развитие потенциальных возможностей личности, но и обратить вспять процесс ее развития. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают увеличение числа детей с различными страхами, повышенную возбудимость и тревожность. Все это негативно влияют как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. В результате во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно. Страхи и эмоциональные расстройства имеют все шансы быть исправлены и пройти без последствий у детей в возрасте до десяти лет. Вследствие этого принципиально важнокак можно быстрее обратиться к специалисту, принять меры по преодолению детских страхов. В связи с этим наиболее актуальной задачей для практической психологии и педагогики является поиск наиболее эффективных способов выявления и преодоления психических расстройств ребенка. Детям XXI века приходится бороться с такими страхами, которых не испытывали его сверстники ХХ века: по словам Л. С. Акопяна, они вызваны, в частности, сюжетами фильмов ужасов, персонажами компьютерных игр, серийными убийцами, боевиками со сценами насилия и убийств, ежедневными сообщениями о террористических актах и военными сводками в средствах массовой информации. В. И. Гарбузов напоминает, что дети одушевляют природу. А в сказках для детей, животные, растения и вымышленные персонажи живут человеческими страстями, любовь и ненависть, благодарность и наказание. Отсюда страх темноты, леса, волка и сказочных персонажей. И все же, по мнению В. И. Гарбузова, ведущими основаниями появления страхов у детей считается неуверенность в себе, порождающая застенчивость, тревожность, несамостоятельность, а также издержки психического воспитания, ведущие к невежеству, к пониженному уровню ориентации в находящимся вокруг мире ребенка или же к его абсолютному отсутствию. Детские страхи, закрепленные в психике человека в дошкольном возрасте, могут сказаться негативно на дальнейшем психологическом и эмоциональном развитии. По мнению А. И. Захарова, А.И. Кульчицкой страхи являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств, и с помощью психолого-педагогического исследования детского страха, возможно проведение его коррекции. Поэтому чрезвычайно важно не упустить момент для своевременного обращения к специалисту с тем, чтобы принять меры в преодолении и коррекции наиболее выраженных страхов у ребёнка. Объект исследования: проявление детских страхов и работа с ними. Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты проявления детских страхов и работа с ними. Цель исследования: изучить психолого-педагогические аспекты проявления детских страхов и работу с ними. Задачи исследования: - изучить проблему страхов в психолого-педагогической литературе; - выявить особенности проявления страхов у детей; - раскрыть методы работы коррекции страхов у детей; - провести эмпирическое исследование проявления детских страхов и коррекцию работы с ними; - разработать систему работы по психолого-педагогической коррекции детских страхов. Гипотеза исследования: психолого-педагогические аспекты проявления детских страхов и работа с ними будет эффективна при следующих условиях: - учет возрастных особенностей младшего школьного возраста; - использование игротерапии с младшего школьного возраста; - взаимодействие с родителями. Теоретическая база исследования. В отечественной психологии проблема страхов была изучена в работах: П.Ф.Каптерева, В.И.Гарбузов, А.И.Захарова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Согласно данным исследователей А.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Л.В. Орловой и др., наиболее значительным фактором, вызывающим различные изменения и нарушения в эмоциональной сфере детей младшего школьного возраста, продолжают оставаться проблемы семьи, а родительское воспитание в разных проявлениях. Методы исследования: - теоретические: анализ психолингвистической, психологической, педагогической и методической литературы; - эмпирические: тестирование, анкетирование, опрос, количественный и качественный анализ данных. Научная новизна выпускной квалификационной работы: разработана система работы психолого-педагогической коррекции детских страхов с использованием игротерапии. Теоретическая значимость работы: раскрыта проблема страхов в психолого-педагогической литературе, выявлены особенности проявления страхов у детей методы работы коррекции страхов у детей. Практическая значимость и реализация основных результатов выпускной квалификационной работы: разработанная система работы по психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста может быть использована педагогами-психологами в практической деятельности. База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Тунгусовская средняя общеобразовательная школа», которая находится по адресу: Томская область, Молчановский район, село Тунгусово, улица Школьная дом 2. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты проявления детских страхов и работы с ними 6 1.1. Проблема страхов в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Особенности проявления страхов у детей 14 1.3. Методы работы коррекции страхов у детей 22 Глава 2. Эмпирическое исследование проявления детских страхов и работы с ними 35 2.1. Организация, методы и результаты исследования детских страхов 35 2.2. Система работы по психолого-педагогической коррекции детских страхов 45 2.3. Определение эффективности психолого-педагогической коррекции детских страхов 49 Заключение 56 Список литературы 58 Приложения 63
Список литературы

1. Амбрумова, А.Г. Развитие представлений о семейных отношениях / А.Г. Амбрумова, Л.И. Постовалова // Вопросы психологии. - 2016. - №2. - С.14 - 58. 2. Аптикиева, Л.Р. Семья как фактор личностного развития ребенка / Л.Р. Аптикиева, А.Х. Аптикиев, М.С. Бурсакова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. -№7. - С. 5 - 58. 3. Аргентова, Т.Е. Особенности детско-родительских отношений в семьях повторного брака / Т.Е. Аргентова, В.В. Колотилина // Весник КемГУ 2016. №4. С. 7 - 50. 4. Акопян, Л.С. Атлас детских страхов / Л. С. Акопян // Детская и подростковая психотерапия. - Самара: СНЦ РАН, 2015. - С.72 - 77. 5. Алексеева, Е.Е. Страхи у детей / Е.Е. Алексеева // Психология. - 2016. - № 2(29). - С. 58 - 61. 6. Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей / Т.А. Арефьева- Москва: Просвещение, 2009. - 272 с. 7. Блэгг, Н. Школьная фобия / Н. Блэгг //Детская и подростковая психотерапия. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - С.29 - 39. 8. Беличева, С. А. Сложный мир подростка / С. А. Беличева // Вопросы психологии, 2015. - №4 - С. 14 - 80. 9. Варга, А. Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола / А. Я. Варга // Семья и формирование личности: сб. науч. тр. - Москва, 2016. - С. 21-26. 10. Вольпе, Д. На пути к созданию научной психотерапии / Д.Вольпе, // Эволюция психотерапии, 2016. - №8 - С. 22 - 44. 11. Вербина, Г.Г. Эмоциональное благополучие - психическая составляющая психического здоровья / Г.Г. Вербина, О.Ю. Вербина // Альманах современной науки и образования. - 2015. - №4. - С. 120 - 121. 12. Гаспарова, Е. Прогоним детский страхи / Е. Гаспарова // Вопросы психологии, 2015. - №4 - С. 75 - 80. 13. Гарбузов, В.И. Нервные и трудные дети / В.И. Гарбузов - Москва: АСТ: Астрель, 2016. - 351 с. 14. Гарбузов, В.И. Нервные и трудные дети / В.И. Гарбузов. М.: Просвещение, 2016. - 351 с. 15. Гусева, Л.М. Эмоциональное благополучие в развитии личности ребенка / Л.М. Гусева - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я.Яковлева, 2017. - 64 с. 16. Двойнова, А.Ф. Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления / А.Ф. Двойнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2017. - № 2. - С. 64 - 76. 17. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов / А.И. Захаров // Вопросы психологии - 2015. - №7 - С. 3 - 50. 18. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия - «Психология ребенка» / А.И. Захаров. Москва.: Просвещение, 2014. - 231с. 19. Зимонина, О. В. Психология детства / О. В. Зимонина // Вопросы психологии. - 2015. № 6. - С. 12 - 70. 20. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. М.: Наука, 2015. - 320 с. 21. Ильин, Е П. Структура эмоциональности как свойства личности / Е. П.Ильин, В. Г. Пинигин // Психологические проблемы самореализации личности. - 2016. - №2. - С.13 - 51. 22. Кореев, А.Н. Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и психологического благополучия у старшеклассников / А.Н. Кореев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - №2. - С.78 - 82. 23. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь /С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник // Психология, 2016. - №4 - С. 5 - 15. 24. Крайг, Г. Эмоциональная устойчивость школьника / Г. Крайг // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С. 69 - 82. 25. Костина, Л. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии / Л. Костина // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. - С. 54 - 61. 26. Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы / Л.Д. Короткова. - Москва: ЦГЛ, 2015. - 128с. 27. Кулинцова, И.Е. Прогоним детские страхи / И.Кулинцова // Дошкольное воспитание. - 2017. - №4. - С. 24 - 31. 28. Каптерев, П.Ф. О детском страхе / П.Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. - 2014. - №3. - С. 136 – 146. 29. Климанова, Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. / Ю. Климанова // Семья и школа. - 2017. - № 9. - С. 22 - 24. 30. Минаева, В.В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека /В.В.Минаева // Психология. - 2015. - №2. - С.13 - 21. 31. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров // Ананьевские чтения - 2015: Тезисы научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2015. - 120 с. 32. Николаева, Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике / Н. Николаева // Школьный психолог. - 2017. - №7. - С. 10 - 12. 33. Нагаева, Л.Г. Преодолеваем детские страхи. Практическое руководство для родителей и педагогов / Л.Г. Нагаева - М.: Наука, 2014. - 148 с. 34. Осорина, М.В. Черная простыня летит по городу или зачем дети рассказывают страшные истории / М.В. Осорина // Знание - сила. - 2016. - № 10. - С. 13 - 45. 35. Островская, Л. Ф. Детские страхи / Л. Ф. Островская // Дошкольное воспитание. - 2017. - №10. - С.7 - 82. 36. Орлова, Л.В. Психологическая коррекция страхов у детей средствами сенсомоторной арт-терапии (практикум для психологов, педагогов и родителей) /Л.В. Орлова. М.: Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2016. - 92 с. 37. Панфилова, М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков / М.А. Панфилова // Школьный психолог. 2009. № 8. С. 10 - 32. 38. Поваляева, А.М. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / А.М. Поваляева. - Ростов н\Д: Феникс, 2016. - 349 с. 39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов - Москва: Просвещение, 2013. - 383 с. 40. Столин, В. В. Семейные трудности: какие и почему / В.В. Столин // Семья и школа. 2016. № 3. С. 14 - 68. 41. Соколова, Е.Т. Качества родителя и психическое развитие ребенка / Е.Т. Соколова // Психология сегодня. 2016. № 8. С. 17 - 30. 42. Столяренко, Л. Д. Психология: Экспресс-справочник для студентов вузов / Л.Д.Столяренко, С.И. Самыгин // Психология родительства и семейного воспитания: Сборник научных трудов II Международной конференции. - Курган, 2016. - C. 6 - 67. 43. Танайлова, В. Классификация детских страхов. Основные факторы и причины возникновения детских страхов / В.Танайлова. Москва: Просвещение, 2018. - 130 с. 44. Хухлаева, О.В. Лабиринты детской души. Терапевтическая сказка / О.В. Хухлаева - Москва: Просвещение, 2016. - 176 с. 45. Чех, Е. Мне страшно. Расскажи мне сказку / Е. Чех - Москва: Просвещение, 2015. - 156 с. 46. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - Москва: Гардарики, 2015. - 349 с. 47. Шматкова, И.В. Взаимосвязь материнского поведения и нарушений эмоционального благополучия у детей раннего возраста / И.В. Шматкова // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. - 2017. - №3. - С.9 - 51. 48. Щербатых, Ю.В. Проблемы классификации экзистенциальных страхов личности / Ю.В. Щербатых // Нац. проекты как фактор созидания современной России: Сб. научн. трудов регион. межвуз. научн. конф. - Воронеж: ВФ МГЭИ, 2009. - С. 176 - 178. 49. Эйдемиллер Э. Г. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов / Э. Г. Эйдемиллер // Психологическая газета. - 2013. - № 2. - С. 26 - 28. 50. Яичкина, О.В. Влияние детско-родительских отношений на особенности личности детей с проблемами социальной адаптации // Психология / О.В. Яичкина, О.Б. Львова. - 2017. - № 10. - С. 3 - 55.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты проявления детских страхов и работы с ними 1.1. Проблема страхов в психолого-педагогической литературе В данном параграфе проанализируем различные подходы к понятию «страх» в психолого-педагогической литературе. В различных источниках представлено достаточное количество исследований, посвященных определению понятия «страх» и причин его появления. На наш взор, к осознанию природы страха нужно подходить, прежде всего, с позиций психологии эмоций. Анализ работ специалистов по психологии, так или иначе связанных с исследованием страха, демонстрирует, что проблемы его осознания во многом считаются следствием кризисного состояния, в котором оказалась прогресивная психология эмоций. Одни ученые оценивают эмоции как временные, преходящие состояния, другие убеждены, что человек постоянно находится под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект неделимы (М. Арнольд, В. Вундт). Иные считают, собственно, что эмоции сносят и дезорганизуют поведение человека, что они считаются ключевым источником психосоматических болезний (Д. Лазарус, К. Юнг). На наш взгляд, у спеециалистов по психологии, а также философов и педагогов нет единой точки зрения на ту роль, которую эмоции играют в жизни [5].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 88 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg