Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семье

mari_ziteva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.03.2021
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1. Теоретический анализ литературы позволил нам разделить такие по-нятия, как «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение». Разделив эти понятия, мы сделали вывод, что агрессивное поведение и агрессия могут пониматься, как синонимы, т.к. то и другое является формой поведения, а агрессивность является свойством личности.
Введение

Актуальность исследования. Начиная с середины 60-х годов, тема насилия и агрессии становится одной из актуальных для зарубежных и отечественных психологических исследований, ее даже называют «интригующей», а сам 20 век – «веком беспокойства о насилии» [16]. Но ситуация не изменилась, а даже еще более обострилась в наш 21 век. Проблема агрессивного поведения человека все больше и больше при-влекает внимание специалистов-психологов, психиатров, социологов и кри-минологов, отражая социальные запросы общества, испытывающего на себе все усиливающееся воздействие насилия и жестокости. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подрост-ков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Исследования процесса социального научения показали, в частности, что специфический характер межличностных взаимодействий в семьях, из которых выходят высокоагрессивные дети, приводит к постепенному, иду-щему как бы по расширяющейся спирали, освоению и закреплению агрес-сивного поведенческого стереотипа, воспроизводящегося снова и снова в разнообразных ситуациях межличностного взаимодействия. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет не только к совершению агрессивных поступков этим ребенком при общении с другими детьми того же возраста, но и к развитию агрессивности, склонности к наси-лию и жестокости в зрелом возрасте, к превращению физической агрессии в жизненный стиль личности [24]. Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержа-нию и тенденциям социализации, поэтому ему так важна поддержка со сто-роны близких и, прежде всего, семьи. Семья — это основная сфера жизни и развития подростка. Психологическая атмосфера, преобладающая здесь, оказывает влияние на каждого из ее членов. Специфика отношений в семье во многом определяет характер и отношение подростка к реалиям жизни [20]. К сожалению, социализация подростков в современной семье сопро-вождается изменением ее структуры, стиля детско-родительских отношений, ростом конфликтов. Большая часть детей, особенно подростков, испытывает эмоциональное отвержение со стороны родителей. Напротив, родители выступают источником напряжения в отношения с подростками, транслируя им собственные страхи, тревогу, проявляя агрессию [20]. Не получая поддержу со стороны родителей, подросток пытается самоутвердиться в этом мире извне, находя ее среди уличной шпаны, националистического движения, криминальной среде и т.д. Бесспорно, нахождение подростка в этой среде способствует еще большему формированию агрессивного поведения. Проблеме агрессивного поведения подростков посвящен ряд исследо-ваний по диагностике, предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Г.С. Абрамовой, С.А. Беличевой, В.М. Бехтеревой, И.В. Дубровиной В.В. Знаковой, А.Г. Ковалёва, И.А. Невского, И.С. Кона, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, К.К. Платонова, Г.М. Потанина, Д.И. Фельдштейна и мн.др. [28]. Также проблема агрессивного поведения подростков рассматривалась со следующих позиций. Так, О.Д. Ситковская и А.Р.Ратинов [30] считали что, агрессивность и жестокость, как свойства личности, формируются преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте. Л.М. Семенюк [34] при всём различии личностных характеристик и особенностей поведения, агрессивного подростка выделяет ряд характерных черт присущих агрессивному подростку. А.А. Реан [29] в своем исследовании выявил взаимосвязи уровня агрессии с определенными характерологическими особенностями подростков. В исследованиях Ю.М. Антоняна [2] показано, что подавляющие большинство преступников – это в прошлом подростки, в семьях которых было жесткое обращение. Джонс (Jones 1979) [7] убедительно демонстрирует в своих исследованиях специфическую зависимость между ответственностью родителей и агрессивностью детей. Проблему жестокого обращения с подростками в семьях в разных ас-пектах рассматривали такие психологи как: Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис (1998), которые выделили факторы родительского воспитания, и считали наиболее важными с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности подростков; А.Е. Личко, выделившая наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями [23]; Э.Фромм, выделивший качественное различие между материнским и отцовским отношением к подростку по признакам условность — безусловность и контролируемость — неконтролируемость [45]; О.В.Степанова, рассматривающая в качестве причин жестокого обращения родителей с подростками ряд факторов это социально-экономические и психологические факторы. Однако, несмотря на обилие работ по проблеме агрессивного поведе-ния подростков и проблеме жестокого обращения с подростками в их семьях, проблема взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях рассмотрена в недостаточном объеме. Более подробное исследование проблемы взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях поможет в проведении системного анализа индивидуальных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих агрессивное поведение подростка, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая и коррекционная работа по предупреждению этих отклонений с ним и его родителями. Необходимость исследования проблемы взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях определила объект, предмет, цель и задачи исследования. Цель исследования: теоретически и эмпирически исследовать взаимосвязь агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях. Объект исследования: агрессивное поведение подростков. Предмет исследования: взаимосвязь агрессивного поведения под-ростков с жестоким обращением с ним в семьях. Гипотеза исследования: существуют различия в проявлении агрес-сивных и враждебных реакций у подростков, выросших в семьях, в которых культивируется жестокое обращение по отношению к ним, и у подростков, воспитывающихся в семьях без насилия. Задачи исследования: - на основе анализа литературы уточнить понятия «агрессивное пове-дение» и «жестокое обращение»; - рассмотреть особенности агрессивного поведения подростков и осо-бенности жестокого обращения с подростками в семьях; - выявить критерии для исследования агрессивного поведения подростков и жестокого обращения с ними. - эмпирически исследовать взаимосвязь агрессивного поведения под-ростков с жестоким обращением с ними в семьях. Методики исследования: 1. Опросник разработанный Н.Ю. Синягиной, направленный на исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях. 2. Методика интервью для диагностики насилия. Данная методика применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков 13-14 лет. 3. Личностный опросник, разработанный А. Бассом и А. Дарки, предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций. 4. Для обработки результатов применялся корреляционный анализ и двухвыборочный критерий-t Стьюдента. Выборка исследования: проводилось на базе школы «Комплекс Царицыно» № 548 г. Москвы. В контингент испытуемых вошли 76 детей в возрасте от 13 до 15 лет.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЖЕСТОКИМ ОБРА-ЩЕНИЕМ С НИМИ В СЕМЬЯХ……………………………………………….7 1.1. Проблема агрессивного поведения подростков в психоло-гии…..7 1.2. Проблема жестокого обращения с подростками в семь-ях………16 1.3. Исследования взаимосвязи агрессивного поведения подростков и жестокого обращения в семьях в отечественной и зарубежной психоло-гии.................................................................................................................24 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЖЕСТОКИМ ОБРАЩЕНИЕМ С НИМИ В СЕМЬЯХ……………………………………………………….…...30 2.1. Организация и методика эмпирического исследования взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семь-ях……………………………………………………………………30 2.2. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи агрессив-ного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семь-ях.36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……....47 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….……………....51
Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 2-е изд.,перераб. И доп. М.: Юнити-Дана, 2004. 2. Антонян Ю.М. Леонова О.В. Шостакович Б.В. Феномен зависи-мого преступника (под ред. Антоняна Ю.М.). М.: Аспект Пресс, 2007. 3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. 4. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевос-питания подростков в условиях специальной школы. М.:Прогресс, 1990. 5. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школь-ников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. М., 1979. 6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. 7. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика.1991. 8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: прайм-Еврознак, 2002. 9. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. М.,1994. 10. Власова О.А., Коробенко Н. В. Аутизм и нарушения развития. М.:Медгиз, 2003. 11. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодаления. СПб.: Питер, 2008. 12. Горьковая И.А. Медико и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков. Дисс. на соиск. уч. степ. д. пси.н. СПб.: Речь, 1998. 13. Гусейнов А.А Понятие насилия// Философия, наука, цивилиза-ция. М.,1999. 14. Гулина М.А., Боголюбова О.Н. психология социальной работы с детьми, пережившими насилия./ Психология социальной работы. СПб.: Питер, 2002. 15. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1999. 16. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей. (По данным исследования причин и следствий отклонений в социальном поведении: Особый ребенок. Исследования и опыт помощи). М.: Речь, 1998. 17. Захарьева И.А. Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков). СПб.: Питер, 2005. 18. Карелина А.А. Психологические тесты. М.: Прогресс, 1999. 19. Кириев Г.Н. Сущность насилия. М.,1990. 20. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы се-мейного консультирования: учеб. Пособие. М.: Гардарики, 2008. 21. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. 22. Кулагин Л.Г., О подростках, которым трудно /Советская педаго-гика. № 6,1991. 23. Личко А.Е., Попов Ю.В., Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. М., 1988. 24. Маерс Д. Социальная психология . 7-е изд. СПб.: Питер, 2010. 25. Налчаджян А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007. 26. Никитина О.А. Жестокое обращение с детьми. Магнитогорск, 2000. 27. Очирова А.В. Образование и насилие. Сборник статей/ Под ред. Пигрова К.С. СПб.: Санкт-Петербургского Государственный Университет, 2004. 28. Паренс Г. Агрессия наших детей. М.:Прогресс, 1997. 29. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: прайм-Еврознак, 2005. 30. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. 31. Рахманина И.Н. Влияние межличностных отношений в семье на адаптацию личности подростка // Психология. Пермь, 2005. 32. Райс.Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 33. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль /Вопросы психологии №6, 1992. 34. Семеннюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка и условия его коррекции. М.,1996. 35. Семеннюк Л.М. Психологические особенности агрессивного по-ведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. Серия: Библиотека школьного психолога. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 36. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии, М.: Смысл, 2003. 37. Сафоновой Т.Я., Цымбал Е.И.. Жестокое обращение с детьми и его последствия/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, соци-ально-правовая защита. М.,1993. 38. Сонетс Р.,Локо Я.,Локко Т. Недостойное обращение с детьми. Тарту, 2000. 39. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Эксмо, 2001. 40. Степанов В.Г.Психология трудного школьника. М., 1998. 41. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И., Максудов Р.Р., Флямер М.Г. и др. Социальные работники за безопасность в семье. Под ред. М.И. Лаборакиной. М.,1999. 42. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия се-мьи СПб.: Питер, 1999. 43. Этьенна Г. Насилие и его влияние на здоровье: доклад о ситуации в мире / под ред. Круга Д.и др.; пер. с англ. 2005. 44. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности, М., 1994 45. Фромм Э. Бегство от свободы // Э. Фромм. Догмат о Христе. М., 1998. 46. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и кор-рекция. Мн., 1996. 47. http://alglib.sources.ru/statistics/correlation.php (дата обращения 21.12. 2019 г.) 48. http://psyjournals.ru/psyedu/2009/n1/Shishlyannikova.shtml. (дата обращения 21.12. 2019 г.) 49. Актуальные проблемы организации самостоятельной работы сту-дентов высшей школы. Коллективная монография./Под редакцией С.Е. Шишова - М.: ФГБОУ ВО "МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ)", Москва: Типография "Ваш формат", 2015 - 316с. 50. Инновации и традиции: современные вызовы развития педагогического образования / Материалы Международной научно-практической конференции (05-06 апреля 2016 года) / Под ред. д-ра пед. наук С.Е. Шишова. – М.: ООО «Ваш формат» – 2016. – 530 c. 51. Кондратьева О.В., Рабаданова Р.С. Психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд. «Эйдос»), 2015.- 216 с. 52. Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и тра-диции в сфере образовательных технологий. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 05 – 06 апреля 2017 г.; «МГУТУ имени К.Г Разумовского (ПКУ)». – М., 2017. – 550 с. 53. Перспективные механизмы государственно-общественного управ-ления образованием в процессе синхронизации стратегии и стандартов образования в субъектах российской федерации. /Под ред. Шишова С.Е./ Коллектив авторов: Артемьева С.И., Бакурадзе А.Б., Бычков М.А., Кальней В.А., Положенцева И.В., Рабаданова Р.С., Чернавский М.Ю., Шишов С.Е., Юлина Г.Н. Монография – Калуга: ИП Стрельцов (Издательство «Эйдос»), 2015 – 332 с. 54. Рабаданова Р.С. Стратегическая деятельность высшей школы по организации образовательного процесса. / Бикбулатова В.П., Рабаданова Р.С.// «НИР. Социально-гуманитарные исследования и технологии» № 1(10) - 2015, - С. 14-20. 55. Теоретические и методические проблемы современного образова-ния / Материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2016 г.; /Под ред. Шишова С.Е./ «МГУТУ имени К.Г Разумовского (ПКУ)». – М., 2016. – 360 с. 56. Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды / Сборник материалов международной научно-практической конференции 19-20 октября 2016 г. / Под ред. д-ра пед. наук, профессора С.Е. ШИШОВА. – М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) ООО «ВАШ ФОРМАТ» 2016. – 350с. 57. Шишов С.Е., Юлина Г.Н., Рабаданова Р.С. Организация интерак-тивного обучения в университете (учебно-практическое пособие для студен-тов вузов) М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), 2015. – 144 с. 58. Исследовательская деятельность: русско-английский сло-варь. Учебное пособие для студентов магистрантов и аспирантов высших учебных заведений / авт. – сост. Р.С. Рабаданова, М.Ш. Гереева. – М.: МГПУ – 2018 г. 90 с. 59. Педагогика творчества: развитие одаренности в системе дополни-тельного образования: Учебно-методическое пособие / Н.М. Ахмерова, Ф.Н. Зиатдинова, Р.С. Рабаданова, А.Л. Фатыхова – М.: «ВАШ ФОРМАТ» – 2018. – 180 с. 60. Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды. Сборник IX Международной научно-методической конференции «Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды» (21 марта 2018 г., Москва-Караганда) – М.: «ВАШ ФОРМАТ» – 2018 . –486 с. 61. Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. Сборник научных трудов Междуна-родной научно-практической конференции (05 – 06 апреля 2017 г.; «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)»). – М.: «ВАШ ФОРМАТ» – 2017. – 548 с. 62. Основы истории психологии: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов/ Бикбулатова В.П., Рабаданова Р.С., Юлина Г.Н.// ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», М.: «ВАШ ФОРМАТ», 2019 г. – 456 с. 63. Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды / Сборник материалов международной научно-методической конференции «Феномен наследия А.С. Макаренко» (22-23 ноября 2018 года, ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», М.: «ВАШ ФОРМАТ», 2019 г. – 540 с. 64. Педагогика творчества: развитие одаренности в системе дополни-тельного образования Учебно-методическое пособие /Р.С. Рабаданова, Н.М. Ахмерова, Ф.Н. Зиатдинова, А.Л. Фатыхова // М.: ВАШ ФОРМАТ – 2018. – 180 с. 65. Исследовательская деятельность: русско-английский словарь. Учебное пособие. /Рабаданова Р.С., Гереева М.Ш.// М.: МГПУ, 2018. – 90 с. 66. Развитие культурно-образовательной среды как фактор самореали-зации личности. Сборник научных трудов Международной научно-практической интернет конференции (05 октября 2017 г., Москва-Караганда) – М.: «ВАШ ФОРМАТ» - 2018. – 416 с. 67. Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды/ Сборник материалов международной научно-практической конференции «Феномен наследия А.С. Макаренко», посвященной 130-й годовщине со дня рождения А.С. Макаренко (22-23 ноября 2018 года, ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», Москва. - М.: «ВАШ ФОРМАТ». – 2019. – 540 с. 68. М.А. Шолохов в современном мире. Сборник материалов Между-народной научно-практической конференции «М.А. Шолохов в современном мире (к дню рождения писателя)» 31 мая 2019 г. – М.: Издательство РГБ, 2019 г. – 284 с. 69. Сборник материалов научно-практической конференции с между-народным участием «Наука: взгляд молодых». Том 1. – М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского, 2019. 286 с. 70. Сборник материалов научно-практической конференции с между-народным участием «Наука: взгляд молодых». Том 2. – М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского, 2019. 298 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЖЕСТОКИМ ОБРА-ЩЕНИЕМ С НИМИ В СЕМЬЯХ Для того чтобы исследовать проблему взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях, нам нужно: уточнить понятия «агрессивное поведение» и «жестокое обращение»; рас-смотреть особенности агрессивного поведения подростков и особенности жестокого обращения с подростками в семьях; выявить критерии для иссле-дования агрессивного поведения подростков и жестокого обращения с ними. 1.1. Проблема агрессивного поведения подростков в психологии Сущность понятия «агрессивное поведение». Для нашего исследования взаимосвязи агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семьях нам надо разделить и дать определение таким понятиям как «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» А. Налчаджян [25] разделил понятия агрессия, агрессивность и агрес-сивное поведение и дал им следующие определения. Агрессия – это специальная форма поведения человека и животных, направленная на другие объекты и имеющая цель причинить им вред. Агрессивность – это черта характера личности, которую можно опре-делить, как устойчивую установку, позицию, готовность к совершению агрессивных действий. Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные не-благоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуа-ции, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Р. Бэрон, Д. Ричардсон [6] рассматривают агрессивное поведение и агрессивность как: 1) любую форму поведения, целенаправленную на причинение вреда другому участнику взаимодействия; 2) свойство личности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 88 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg