Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

mari_ziteva 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.03.2021
В ходе исследования мы установили, что проблема формирования звукового анализа и синтеза слов у старших дошкольников с ФФН является одной из актуальных проблем современной логопедии. Система оказания коррекционной помощи детям с ФФН определяется комплексом проблем, стоящих перед этим нарушением. Задачу следует понимать шире, чем только коррекция фонетико-фонематических недостатков. Помощь, оказываемая детям, должна носить комплексный характер, и должна преследовать несколько целей, которые способствуют решению задач по подготовке дошкольника к письменной речи и формированию структурных компонентов речевой деятельности.
Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития образования особо острой становится проблема увеличения количества учащихся с дефектами в письменной речи и соответственно возникает проблема предупреждения и преодоления стойких ошибок письма. Как правило, недостатки письменной речи являются следствием несформированности фонетико-фонематического восприятия и нарушения звукового анализа и синтеза слов. Многие исследователи (Р.И. Боскис, Г.Г. Голубева, Г.А. Каше, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Р.Е. Левина, Г.А. Никашина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева и др.) особое внимание уделяют формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Т.А. Ткаченко особенно подчеркивает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Несомненную связь фонематических и лексико-грамматических представлений отмечают Е.В. Колесникова, В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко. Они подчеркивают, что при планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление высшей ступени – звукового анализа, операции мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний слогов и слов. В свою очередь, без длительных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети со стертой формой дизартрии не овладевают грамотным письмом. На наш взгляд, вопрос формирования процессов звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) является актуальным и требует дополнительного изучения. Преодоление недостатков звукового анализа и синтеза должно проходить в системе коррекции недостатков фонетико-фонематических дефектов у изучаемого контингента и предполагает, прежде всего, предупреждение нарушений письменной речи и, что особенно важно, способствует формированию всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики. Следуя из выше сказанного, мы сформулировали тему выпускной работы: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием». Определили цель исследования. Цель исследования: теоретическое изучение процессов звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием; практическое обоснование подобранных и систематизированных нами логопедических методик по формированию навыков звукового анализа и синтеза в системе фонетико-фонематического восприятия. Объект исследования - Звуковой анализ и синтез у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Предмет исследования – процесс организации и содержание работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза в системе фонетико-фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФН. Гипотеза исследования. Эффективность логопедического воздействия на формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием будет существенно повышена, если будут использоваться предложенные нами логопедические методики по развитию навыков фонематического анализа и синтеза слов. Задачи исследования: 1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии. 2. Определить уровень сформированности фонетико-фонематического восприятия у дошкольников с ФФН. 3. Выявить особенности звукового анализа и синтеза у изучаемого контингента испытуемых. 4. Подобрать и апробировать логопедические методики по преодолению недостатков фонематического восприятия и формирования навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка; наблюдение за детьми; логопедическое обследование, процесс обучения и воспитания по подобранным и систематизированным логопедическим методикам; контроль за эффективностью проводимых логопедических занятий и оценка их результатов. Теоретическая значимость исследования заключается в подборе и систематизации методик в определении основных путей логопедической работы, способствующей формированию звукового анализа и синтеза и преодолению фонетико-фонематического дефекта у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Практическая значимость исследования заключается в подборе и систематизации логопедических методик в определении основных путей логопедической работы, способствующей формированию навыков звукового анализа и синтеза, речевому развитию, что, в конечном счете, позволит успешно решить проблему готовности детей с ФФН к школьному обучению. Подобранные и систематизированные логопедические методики могут быть полезны логопедам и воспитателям специальных детских садов. Организация исследования. Базой для исследования явился логопедический пункт МАДОУ № 51 г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровской области. Исследование проводилось с октября 2019 г. по май 2020 г. в три этапа. Первый этап (сентябрь, октябрь 2019 г.) – изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования; разработка методики констатирующего эксперимента. Второй этап (ноябрь, декабрь 2019 г. – январь, февраль 2020 г.) – проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка, уточнение и апробирование подобранных и систематизированных логопедических методик. Третий этап (март, апрель, май 2020 г.) – анализ эффективности экспериментальной работы; оформление результатов исследования. Экспериментом были охвачены 20 детей 5-6-летнего возраста с речевым заключением «Фонетико-фонематическое недоразвитие». Из них были сформированы 2 группы: контрольная и экспериментальная, в каждой по 10 человек. При комплектовании экспериментальной и контрольной групп учитывались: 1. однотипный характер структуры речевого дефекта; 2. уровень фонетико-фонематического недоразвития; 3. сформированность звукопроизносительной стороны речи. Структура и объем выпускной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. ?
Содержание

Введение ................................................................................................................ 3 Глава I Научно-теоретическое обоснование проблемы формирования звукового анализа и синтеза в научно-методической литературе ………. 7 1.1 Изучение проблемы формирования звукового анализа и синтеза в научно-методической литературе ………………………………………………………..7 1.2 Особенности звукового анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ………………………………………... 15 Глава II Констатирующий эксперимент и его анализ…………………… 25 2.1 Организация и методика исследования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвития……………..….25 2.2 Анализ результатов исследования уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза в системе фонетико-фонематического восприятия у дошкольников с ФФН …………………………………………………………. 33 Глава III Организация логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ФФН................................................................................................................... 36 3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента ………………….. 36 3.2 Организация и содержание формирующего эксперимента ……………... 42 3.3 Контрольный эксперимент и его анализ ……………………………….… 68 Заключение ………………………………………………………………….… 70 Список литературы ........................................................................................... 73 Приложение …………………………………………………………………… 78
Список литературы

1. Абелева, И. Ю. Механизмы коммуникативной речи. Учебно-монографическое пособие [Электронный ресурс] / И. Ю. Абелева. - М.: ООО «ПАРАДИГМА», 2012. - 288 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210524 2. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [Текст]: методическое пособие / З.Е. Агранович. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. 3. Акименко, В.М. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением моделей артикуляции звуков [Текст] / В.М. Акименко // Логопед. - 2005. - № 2. - с. 9-15. 4. Акименко, В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников [Текст] / В.М. Акименко // Логопед. - 2005. - № 1. - с. 4-13. 5. Бабина, Г. В.,Белякова, Л. И.,Идес, Р. Е.Практикум по дисциплине «Логопедия»: (раздел «Дизартрия»): учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. - М.: МПГУ; Издательство «Прометей», 2012 – 104 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=240133 6. Балобанова, В.П., Богданова, Л.Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: методическое пособие / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. 7. Борозинец, Н.М., Шеховцова, Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцева– Ставрополь, 2008. – 224 с. 8. Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме [Текст]: методическое пособие / И.А. Быкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 112с. 9. Журова, Л.Е., Эльконин, Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1963. 10. Каше, Г.А., Филичёва, Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст]: учебно-методическое издание/ Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1978. 11. Колесникова, Е. В. Запоминаю буквы [Текст]: методическое пособие / Е.В. Колесникова - М.: Ювента, 2001. - 64 с. : ил. 12. Колесникова, Е. В. Ну-ка, буква, отзовись! : Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет [Текст]: методическое пособие / Е.В. Колесникова - М.: Ювента, 2005. - 32 с ил. 13. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст]: методическое пособие / Е.В. Колесникова - М.: Ювента, 2002. 14. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко - М.: Гном и Д, 2001. 15. Костылева, Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет [Текст]: методическое пособие / Н.Ю. Костылева – М.: Астрель, 2005. 16. Лалаева, Р. И. Логопедия в таблицах и схемах. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская. - М.: ООО «ПАРАДИГМА», 2009. - 216 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210581 17. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст]: учебное пособие / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд. – М.: гуманитар. изд. центр Владос, 2004. 18. Лынская, М. И.Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: методическое пособие [Электронный ресурс] / М.И. Лынская. - М.: Парадигма, 2012 – 128 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210582 19. Реализация коррекционно-развивающих программ с детьми дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] : научно-методическое пособие / под ред. Д.З. Ахметовой - Казань: «Познание» Институт экономики, управления и права, 2014. – 220 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=257843 20. Романович, О.А. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 3–4 лет [Электронный ресурс] / О.А. Романович, Е.П. Кольцова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 96 с. - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234924 21. Романович, О.А. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 4–5 лет [Электронный ресурс] / О.А. Романович, Е.П. Кольцова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 100 с. - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234918 22. Романович, О.А. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5–6 лет [Электронный ресурс] / О.А. Романович, Е.П. Кольцова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 96 с. - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234919 23. Селиверстов, В. И.Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.И. Селиверстов. - М.: Академический проект, 2000 – 207.с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210582 24. Ткаченко, Т. А. В первый класс без дефектов речи [Текст]: методическое пособие / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 144 с. 25. Филичева, Т.Б., Соболева, А.В. Развитие речи дошкольника [Текст]: методическое пособие / Т.Б. Филичева, А.А. Соболева. – Екатеринбург: АРГО, 1996. – 80 с. 26. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение [Текст]: методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 1999. 27. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Учись говорить правильно [Текст]: методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 1993. 28. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников [Текст]: методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 1993.
Отрывок из работы

Глава I Научно-теоретическое обоснование проблемы формирования звукового анализа и синтеза в научно-методической литературе 1.1 Изучение проблемы формирования звукового анализа и синтеза в научно-методической литературе Развитие процессов звукового анализа и синтеза в онтогенезе. Под звуковым анализом мы понимаем установление последовательности звуков в слове (Л.Ф. Спирова, 1954). Звуковой анализ неразрывно связан с синтезом, который позволяет не только соединять разрозненные фонемы, но и понимать значение слова, составлять его из букв разделенного алфавита и читать его. Термин «фонематический анализ» определяет как элементарные, так и сложные формы анализа звука. Элементарные формы анализа включают в себя выбор звука на фоне слова. По мнению В.К. Орфинской (1963) эта форма появляется спонтанно у дошкольников с нормальным речевым развитием. Более сложная форма состоит в том, чтобы изолировать первый и последний звук от слова и определить его место (начало, середина, конец слова). Самое сложное – определить последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам (после какого звука, до какого звука). Эта форма звукового анализа возникает в процессе специального обучения. Однако все это формирует правильную речь, и этого недостаточно. Важно, чтобы у ребенка была потребность использовать речь как основное средство общения со сверстниками и родственниками (Т.А. Тимофеева, 2000).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg