Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

mari_ziteva 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.03.2021
Анализ литературы показал, что формирование лексической стороны речи у детей с ОНР имеет свои особенности и отличается от развития лексики при нормальном речевом развитии. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающем мире и опосредуется речевой деятельностью взрослых в их общении с детьми. Развитие слова у ребёнка происходит как в направлении предметной соотнесённости слова, так и в направлении развития значения. По мере развития мышления ребёнка его лексика не только обогащается, но и систематизируется.
Введение

На современном этапе приобретает особую актуальность проблема изучения особенностей лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Лексика представляет собой совокупность слов, словарный состав языка. Часто у детей, имеющих нарушения лексического строя речи, позже появляются слова, их словарный запас не соответствует возрасту, развитие фразовой речи идёт с опозданием, долго держатся недостатки звукопроизношения. Задержки развития речи уже должны вызывать тревогу родителей и педагогов не тогда, когда у ребёнка в два года нет речи, а уже в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления или оно проявляется мало, когда своевременно нет лепета или первых слов. Чем раньше это будет выявлено, тем легче будет помочь ребёнку. Нарушения лексического строя речи приводит к ограниченности в общении, такие дети часто замыкаются в себе, так как не способны полноценно выразить свои мысли и желания. Нарушения лексического строя речи затрудняют социализацию ребёнка, а ограниченность в общении может приводить к нарушениям психики. Возникшая проблема в дошкольном возрасте, требует специального изучения, анализа и особого внимания, и практиков и ученых. Значение лексического строя речи в жизни человека очень велико, так как лексика включает в себя понимание обращённой речи; слова, обозначающие предметы, действия, признаки, явления. Определяет значение названий предметов, его частей; определяет части тела, одежды, предметов мебели; определяет употребление обобщающих слов, знание названий животных, птиц и т.д. Неудачное начало в виде отставания в развитии речи у ребенка раннего возраста может затруднить его полноценное развитие и негативно повлиять на дальнейшую жизнь. Объектом данного исследования является процесс формирования лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Предметом данного исследования являются особенности формирования и развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель данного исследования – изучение особенностей лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблемам онтогенетического и дизонтогенетического развития речи. 2. Выявить особенности лексической стороны речи у дошкольников с ОНР. 3. Разработать рекомендации по диагностическому исследованию уровня сформированности речи у детей с ОНР. Гипотеза исследования: системное включение тематических занятий в процесс развития словарного запаса, будет способствовать более продуктивной и качественной коррекции лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Степень разработанности проблемы. Проблема изучения общего недоразвития речи (ОНР) отражена в работах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой и др. В ходе изучения разных форм речевых нарушений у детей дошкольного возраста в специальной психологии сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи, обозначены причины возникновения и клинические типы ОНР, обозначены направления коррекционно-педагогической работы (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова и др.) Приходько и др. Практическая значимость исследования состоит в разработке эффективных методов диагностики и коррекции нарушений лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с применением методов пересказа. Методы исследования были выбраны нами с учётом специфики его предмета в соответствии с целью, задачами и включали в себя: • теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; • анализ психолого-педагогической документации; • педагогический эксперимент; • статистическая обработка результатов эксперимента. База исследования: МБДОУ детский сад «Фея». Структура работы: курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. ?
Содержание

Введение 3 ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ 6 1.1. Аналитический обзор психолого-педагогической литературы о проблеме исследования 6 1.2. Медико-психолого педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с ОНР 10 1.3. Специфика формирования 15 ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 20 2.1. Организация и методы диагностического исследования 20 2.2. Качественный и количественный анализ результатов практического исследования 27 2.3. Рекомендации по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 30 ЗАКЛЮ?ЧЕНИЕ 32 Список использованной литературы 34
Список литературы

1. Аблитарова А. Р., Ваниева Э. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 2. - С. 8 - 10. 2. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 2011. - 120 с. 3. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. - В кн.: Нарушение речи у дошкольников. – М., 2002. - С. 32-81. 4. Бородин А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2007. - 220 с. 5. Борякова И.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 2014. - 270 с. 6. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 2003. - 180 с. 7. Виз?ель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. – М., 2009. - 230 с. 8. Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению. – СП?б., 2013. - 320 с. 9. Власенко И. Т. Методы обследования речи у детей / И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина. – М., 2006. - 210 с. 10. Власенко И.Т. Словесное мышление взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 2010. - 160 с. 11. Волина В. В. Веселая грамматика. – М., 2005. – 370 с. 12. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М., 2001. – 200 с. 13. Волина В. В. Учимся, играя. – М., 2004. - 120 с. 14. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – М., 2013. - 245 с. 15. Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. – М., 2010. – С. 25-27. 16. Воротина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание, № 9, 2014. – С. 21-26. 17. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. – М., 2002. - 230 с. 18. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., 2011. 19. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи// Логопед, 2014 - № 1. - с. 10 – 17. 20. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ре?д. Гаркуши Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю. Т?Ц «Сфера», НИ?И Школьных технологий, 2008. - 128 с. 21. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. – М., Детство-Пресс, 2012. 22. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2015. 23. Генинг М.Г., Герман Н.Н. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 2013. 24. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М., 2016. 25. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе д/с. – М., 2016. 26. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М., 2015. 27. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях п?о обучению рассказыванию //Дефектология, 2015, № 2. – С. 12-14. 28. Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М., 2014. 29. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для дет?ей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 2012. 30. Грибова О.Е., Носкова Т.А. Формирование словообразовательных навыков у учащихся общеобразовательной школы в условиях логопедического пункта // «Воспитание и обучение детей с нарушением развития». – М., 2013. - №1. 31. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных эта?пах формирования речи у моторных алаликов. — В кн.: Нарушения речи и голоса у детей. – М., 2005. - с. 71-80. 32. Детская речь: психолингвистические исследования: С?б. ст. От?в. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В Уфимцева. – М.: PerSe, 2001. – 222с. 33. Еремина В.Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Автореферат. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. –М., 2002. 34. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 2001. 35. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М., 2002.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ 1.1. Аналитический обзор психолого-педагогической литературы о проблеме исследования Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексического компонентами оформления высказывания. Нами рассмотрено большое количество взглядов и выделены наиболее интересные или обще принятые. По данным исследований Правдиной О.В. развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении [25]. Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами к году - несколько слов, к двум годам - 200-300 слов, к трем годам - 1500-2000 слов. Рост, словаря зависит от условий жизни и воспитания ребенка, потому в пределах средних цифр отмечается значительное колебание. Качественный рост словаря происходит по двум направлениям: по содержанию - обогащение и дифференциация смыслового содержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими; по форме - постепенное овладение все усложняющейся ритмико-интонационной, звуковой и слоговой структурой слов. Указанное развитие происходит с определенной постепенностью и последовательностью. Так усвоение частей речи (в чем выражается дифференциация смыслового содержания слов) происходит со следующей последовательностью: существительные — это обычно первые слова, глаголы появляются почти одновременно с существительными, наречия - несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются. Прилагательные начинают употребляться сравнительно очень поздно, числительные поздно и усваиваются во всем своем объеме очень длительно (с развитием счета). Служебные слова появляются в языке ребенка одними из последних. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте. Выражением постепенного овладения различными частями речи могут служить следующие данные, взятые из таблицы Е.А. Аркина, характеризующие состав словаря ребенка в 4-5 лет (при словаре в пределах 598- 2346 слов) существительных 50,2 %, глаголов 27,4%, прилагательных 11,8%, наречий 5,8%, числительных 1,9%, союзов 1,2%, предлогов 0,8%, междометий и частиц 0,9%. (Конечно, в отношении этих данных необходимо учитывать, что частота употребления различных грамматических категорий вообще не одинакова) [32].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 31 страница
420 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 43 страницы
520 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 23 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 51 страница
520 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg