Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
1.1 Понятие и содержание термина «доказательство по делам об административном правонарушении»
Понятие «доказательства по делам об административных правонарушениях» закреплено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ в главе 26 «Предмет доказывания, доказательства, оценка доказательств». Для того, чтобы в процессе производства как следует разобраться во всей сути дела, следственные органы должны рассмотреть все доказательства, которые указывают на наличие вины (и ее степень) подозреваемого лица. Доказательствами по делам об административных правонарушениях являются все фактические данные, которые указывают на наличие или, наоборот, отсутствие у виновного деяния со стороны физического или юридического лица. Все сведения подобного рода должны иметь определенное значение для ведения дела, относиться непосредственно к нему, а также указывать на виновность или невиновность данного лица.
Доказательства просто необходимы при решении задач производства по делам об административных правонарушениях.
Теперь нужно дать понятие первому элементу содержания понятия «доказательства», а именно «фактических данных», ведь основываясь на них можно выяснить, было ли вообще совершено правонарушение. А точнее сказать – было ли событие правонарушения. В комментарии к КоАП РФ разъясняется, что определить наличие такого события – это значит «установить, какие были совершены конкретные действия (или бездействия), которые носят противоправный характер и предусмотрены названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях».
Например, не достигшего возраста восемнадцати лет гражданина, постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, привлекли к ответственности по по ч.1 ст. 6.24 КоАП РФ за курение табака на улице. Представительница Комиссии показала, что в соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ, не допустимо потребление табака несовершеннолетними. Но если проанализировать наше законодательство, то мы выясним, что такого запрета не наблюдается. Есть только ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, в которой говорится об ответственности за курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, они перечислены в ч. 1 ст.12 вышеназванного Федерального закона. Этот перечень является исчерпывающим. Получается, что в данном случае не доказан факт курения табака несовершеннолетним в местах, где вышеназванным Федеральным законом запрещается курение. Поэтому, постановление в отношении нашего несовершеннолетнего по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ было отменено, а производство по делу прекращено, так как было недостаточно доказательств для того, чтобы его можно было обвинить по данному делу.
На основании указанного примера, важным также является уточнение термина «административное правонарушение». В положении статьи 2.1 КоАП РФ, определяется, что административными правонарушениями признаются исключительно противоправные, виновные действия (бездействия) физического или юридического лица, за которые вышеуказанным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
В итоге получается, что прежде, чем выносить обвинительное постановление, необходимо собрать данные, которые по факту будут доказывать наличие признаков именно тех действий, за которые предусмотрена ответственность в соответствующем законе.
Наряду с фактическими данными обязательно должна быть установлена виновность лица, которое привлекают к ответственности. При этом нужно помнить про статью 1.5 КоАП - «Презумпция невиновности», в которой сказано, что лица подлежат административной ответственности только за противоправные деяния, в отношении которых установлена их вина.
То есть, согласно презумпции невиновности, субъект будет считаться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.
Совместно с элементами термина «доказательства по делам об административных правонарушениях», можно подметить связь содержания обозначенного термина, закрепленного в статье 26.2 КоАП РФ, с положениями статьи 26.1 КоАП - «Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении».
Я обратила внимание на эти статьи, потому что они обе нужны для более чёткого понимания термина «доказательств»: если в статье 26.2 указан список тех фактических данных, которые признаются доказательствами, на основании которых может устанавливаться наличие события правонарушения и виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также другие важные для правильного разрешения дела обстоятельства, то в статье 26.1 изложено, что является такими обстоятельствами.
Для начала, применительно к положениям обозначенной статьи, кроме наличия события административного правонарушения, в процессе сбора доказательств необходимо установить, какие лица осуществили противоправные деяния.
После выявления лиц, в отношении которых осуществляется производство по делам об административных правонарушениях, а также определения его виновности, к обстоятельствам, которые подлежат выяснению (а также подлежат доказыванию) по делам об адм. правонарушениях, статья 26.1 КоАП РФ относит установление обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Например, совершение правонарушения несовершеннолетним и другие обстоятельства, которые закреплены в статье 4.2 КоАП РФ.
Также обстоятельствами, которые подлежат выяснению, являются и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В статье 4.3 КоАП РФ закреплено, что такими являются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; совершение правонарушений группой лиц либо в состоянии опьянения и т.д.
Ещё статьей 26.1 КоАП к предмету доказывания относится выяснение характера и размера ущерба. Определять ущерб очень важно, так как в некоторых случаях это является решающим признаком в отграничении административного правонарушения от преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.
Особое внимание при разборе содержания термина «доказательства» необходимо обратить на то, что, согласно взаимосвязанным положениям статей 26.1 и 26.2 КоАП РФ, доказательствами также признаются фактические данные, на основании которых устанавливаются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Их перечень определён в статье 24.5 КоАП РФ.
Согласно указанным в ней требованиями, производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению, при наличии хотя бы одного из перечисленных в статье обстоятельств.
Обстоятельств в предоставленной статье много и каждое из них является необходимым и обязательным при работе с практикой, поэтому подробнее о них будет сказано во 2 главе, где будут рассматриваться материалы правоприменительной практики по исследуемой теме.
?
1.2 Установление фактических данных, которые признаются доказательствами в производстве по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях обычно рассматривают как «установленный действующим законодательством порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения дела об административных правонарушениях».
Для того, чтобы лучше вникнуть в суть доказательств по делам об административных правонарушениях, необходимо узнать, чем они устанавливаются.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП, фактические данные, которые признаются доказательствами по делам об административных правонарушениях, устанавливаются:
—протоколами об административных правонарушениях;
—иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;
—объяснениями лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях;
—показаниями потерпевших и свидетелей;
—заключениями экспертов;
—иными документами;
—вещественными доказательствами;
—показаниями специальных технических средств.
Если брать в пример судебную практику, согласно материалам решения районного Астраханского суда, гражданин Г. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ за распитие алкогольной продукции в месте, где её распивать запрещено статьёй 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» .
В решении сказано: «Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к убеждению, что его виновность в совершении указанного административного правонарушения подтверждена протоколом об административном правонарушении, рапортом сотрудника полиции, пояснениями свидетелей. При этом, суд принимает указанные доказательства и считает их согласующимися с другими доказательствами – протоколом освидетельствования (для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения) … в отношении Г.» и т.д.
Получается, что тут представлен не один источник установления фактических данных. Один из них - протоколы об административных правонарушениях. В большом количестве дел, помимо тех, которые реализуются в соответствии со статьями 28.4 и 28.6 КоАП РФ, доказательства устанавливаются указанными протоколами.
Основываясь на статье 28.2 КоАП, в протоколах такого вида необходимо указывать дату, место их составления, должность и ФИО лиц, которые их составляют, а также сведения о лице, в отношении которого возбудили дело об административном правонарушении. Для признания этого протокола источником доказательства, необходимо зафиксировать в нем точное время, место и события совершения правонарушения. Также в нем нужно указать статью (КоАП РФ или закона субъекта РФ, которая устанавливает административную ответственность за то правонарушение, которое данное лицо совершило).
Далее, в упомянутом выше материале в качестве доказательств суд признал фактические данные, указанные в пояснениях свидетелей. Как отмечал административист А.В. Леженин: «В соответствии со ст. 26.3 КоАП РФ объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, показания потерпевших и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и которые сообщаются указанными лицами в устной или письменной форме.» При этом, уточнение: в процессе производства по делу, эти объяснения и показания могут фиксироваться как в протоколах об административных правонарушениях, так и могут процессуально оформляться в виде самостоятельного отдельного документа и приобщаться к делу.
Если говорить о рапорте сотрудника полиции Ф. и документе с результатами освидетельствования, которые были указаны в решения суда (это делается для того, чтобы установить факт употребления алкоголя и состояния опьянения), то они буду относиться к «иным документам», которые обозначены в ст. 26.2 КоАП.
Согласно указанной статье и статье 26.7 КоАП РФ в качестве доказательств признаются документы, если сведения, изложенные или удостоверенные в них, имеют значение для производства по делам об административном правонарушении. Так, документами рассматриваемого нами вида, опираясь на разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (п. 18), могут признаваться материалы ранее прекращенного уголовного дела в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности за те же действия (бездействия). Как, к примеру, в деле об административном правонарушении, предусмотренном статьёй. 20.13 КоАП РФ, где гражданин М. был признан виновным в стрельбе из газового пистолета калибра в не отведенном для этого месте. Указанные обстоятельства были подтверждены не только протоколом об административном правонарушении и показаниями гражданки А, согласно которым стрельбу в ее квартире из газового пистолета начал ее сосед М. Также признанные доказательствами фактические данные по делу подтверждены постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, протоколом личного досмотра, справками из травматологического отделения в отношении А., у которой зафиксировали химический ожог склера глаза».
Важно то, что пример протокола, который я привела выше - относится к видам протоколов, благодаря которым часто устанавливаются фактические данные, признаваемые доказательствами по делам об административных правонарушениях. Именуются они протоколами о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Согласно положениям статьи 27.1 КоАП РФ указанные меры обеспечения производятся для таких целей как:
—пресечение административных правонарушений,
—установление личности правонарушителя,
—составление протоколов об административных правонарушениях при невозможности их составления на месте выявления административных правонарушений,
—обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел рассматриваемого вида и исполнение принятых по ним постановлений.
При осуществлении этих мер составляются важные для доказывания протоколы о доставлении физических лиц, о досмотре транспортного средства, об изъятии вещей и документов, а также другие, которые предусмотрены нормами 27 главы КоАП.
Делая вывод по первой главе можно сказать, что в ней раскрыта характеристика понятия «доказательства» и правил установления оформления фактических данных, которые признаются доказательствами в производстве по делам об административных правонарушениях.
Также раскрыто содержание всех элементов понятия «доказательства по делам об административных правонарушениях» и выявлено, что фактические данные, которые признаются доказательствами в производстве по делам об административных правонарушениях, устанавливаются рядом документов и вещественных доказательств, перечень и примеры которых также обозначены в первой главе.
?
Глава 2.ПРОЦЕСС ДОКАЗЫВАНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1 Порядок сбора и применения доказательств в делах об
административно - наказуемых деяниях
Проблема доказывания в административном процессе на данный момент является одной из самых актуальных в юридической науке.
«Административно-процессуальное доказывание подразумевает совокупность определенных процессуальных действий, основной порядок которых закреплен в главе 26 КоАП.»
Необходимо указать на тот момент, что статья 26.2 закрепила весомое для процесса доказывания уточнение, устанавливая запрет использования доказательств по делам об административных правонарушениях, которые получены с нарушением закона. Это объясняется на примере порядка сбора объяснений лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, показаниях потерпевших и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ). Они были упомянуты в работе в качестве доказательств, если с их помощью устанавливаются фактические данные, основываясь на которых определяются обстоятельства, которые имеют значение для решения дела.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» было разъяснено условие их законности. Так, одно из нарушений, которое влечёт за собой невозможность использования таких доказательств – это невыполнение требования о том, что участникам производства предварительно необходимо разъяснить их права и обязанности, которые предусмотрены статьями 25.1, 25.2, 25.6 КоАП РФ, а также 51 статьёй Конституции РФ.
Следующее, что мы рассмотрим в главе 26 КоАП - это статья 26.4. В ней закрепляется, при каких условиях экспертиза, для того, чтобы признать её доказательством, будет получена без нарушения закона. Экспертное заключение необходимо не во всех делах, а только тогда, когда при производстве по делам об административных правонарушениях появляется необходимость в использовании каких-либо дополнительных специальных познаний.
Согласно ст. 26.4 КоАП РФ: «в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы».
Экспертному исследованию могут подвергаться отображения людей и животных, предметов, механизмов и агрегатов, вещества, материалы и изделия, документы, рукописи, печатная и полиграфическая продукция, разнообразные объекты растительного и животного происхождения и многое другое. Специальные познания, необходимые для исследования этих объектов, могут относиться к любой отрасли науки, техники, искусства и ремесла, кроме правовых вопросов, решение которых составляет компетенцию судьи, органа, должностного лица, в производстве которого находится дело.
Практика назначения и производства экспертиз по делам об административных правонарушениях в последние годы быстро развивается. Анализ этой практики показывает, что наиболее часто экспертизы назначаются по делам, связанным с нарушением правил и норм, действующих в промышленности, строительстве и энергетике; правил безопасности на транспорте; правонарушениями в области таможенного дела, в области охраны окружающей среды ; нарушением правил дорожного движения (в случае причинения материального вреда или легкого вреда здоровью потерпевшего), требований пожарной безопасности и др.