Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Социально-педагогическая профилактика негативного влияния СМИ на агрессивность подростка

cool_lady 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.03.2021
Актуальность темы и выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы содержание, формы и методы деятельности социального педагога, направленные на профилактику негативного влияния средств массовой информации на развитие агрессивности подростка? Все вышесказанное определило выбор темы исследования: «Социально–педагогическая профилактика негативного влияния СМИ на агрессивность подростка» Объект исследования – профилактика негативного влияния СМИ на развитие агрессивности подростков. Предмет исследования – содержание, формы и методы деятельности социального педагога, направленные на профилактику негативного влияния телевидения на развитие агрессивности подростков. Цель – выявить влияние СМИ на развитие агрессивности подростков; разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по профилактике негативного влияния СМИ на подростка. Гипотеза исследования состоит в предположении, что социально-педагогическая профилактика негативного влияния СМИ будет эффективной если: – социальный педагог будет учитывать специфические черты данной возрастной группы подростков и выстраивать работу в соответствии с проблемами этой возрастной группы; – в работе социального педагога по профилактике негативного влияния СМИ будут применяться различные формы и методы (классные часы, работать с родителями); – между социальным педагогом и родителями будет происходить активное взаимодействие на родительских собраниях, родительских классных часах, в школах будут проведены лектории. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике негативного влияния СМИ на развитие подростка. 2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить эффективность разработанной программы. 3. Разработать и внедрить в практику программу деятельности социального педагога по профилактике негативного влияния СМИ на подростка. 4. Оценить эффективность разработанной программы. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, исследующие природу человеческой агрессивности (А.Бандура, Л. Берковиц, Бим-Бад Б.М., Д. Зиглер, Д. Доллард, Н.Д. Левитов, Д. Майерс, А.С. Макаренко, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм), работы по возрастной периодизации (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, З. Фрейд), работы по изучению влияния средств массовой информации на уровень агрессии детей младшего возраста и подростков (О.Ю. Дроздов, М.М. Назаров, Т.В. Науменко, А.А. Новикова, М. Паренти, Л.Н. Федотова, Н.Ф. Хилько), работы по содержанию и деятельности социального педагога (С.А. Беличева, А.Л. Венгер, Б.З. Вульфов, Н.Ф. Маслова, В.А. Малышева, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик) Практическая значимость исследования: результаты исследования, осуществленного в рамках выпускной квалифицированной работы, могут использоваться в образовательном процессе вузах и сузах при изучении студентами проблемы негативного влияния. Разработанная программа и рекомендации могут быть использованы учителями и социальными педагогами общеобразовательных школ, а также родителями подростков. Целесообразно знакомство с данными рекомендациями для родителей счпроводить на родительском собрании, в форме беседы или лектория. Материалы работы могут использоваться в системе повышения квалификации социального педагога и педагогов-психологов. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, беседа, наблюдение, опрос, анкетирование. База исследования: Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Нестеровский лицей», Московская область, д.Нестерово. Положения, выносимые на защиту: 1. Социально-педагогическая профилактика негативного влияния СМИ на агрессивность подростка – это деятельность, направленная на изучение влияния СМИ на уровень агрессивности подростка, работа со школьниками по предотвращению негативного влияния СМИ, а также взаимодействие с родителями путем их просвещения и консультаций по этой проблеме. 2. Содержание деятельности социального педагога по профилактике негативного влияния СМИ осуществляется по следующим направлениям: – работа непосредственно с самим школьником (научить его правильно выбирать и воспринимать полученную информацию из СМИ); – работа с родителями (консультирование их на предмет регулирования отношений их ребенка с телевизором, рекомендации по предотвращению нежелательной агрессии, вызванной средствами массовой информации). 3. Формы работы по профилактике негативного влияния СМИ на личность школьника – консультации, воспитательные занятия с подростками. Методы работы – сюжетно-ролевые игры, беседы, образовательные программы, личный пример родителей и педагога. 4. После апробации коррекционной программы были проведены повторные замеры. Полученные данные дают основания говорить, что система разработанных мероприятий по профилактике подростковой агрессивности, способствовала развитию у участников занятий контроля над собственным поведением, формированию навыков рефлексирования ситуации межличностного общения, а также на 14-20% помогла снизить уровень проявления различных видов агрессии, раздражительности, проявления негативизма, обиды, подозрительности.
Введение

Актуальность исследования заключается в том, что есть многие телевизионные программы, интернет, различные гаджеты, которые вызывают негативное влияние на агрессивность подростков, их конфликтность, замедляют развитие логического мышления, растлевают, а также способствуют падению успеваемости в процессе обучения. Телевидение, как один из любимых видов досуга, прочно заняло свою нишу у подростков. Среди всех средств массовой информации телевидение занимает одну из первых позиций по частоте использования подростками. Безусловно, данный факт говорит о том, что телевидение оказывает влияние, и, учитывая характер современных телепрограмм, не всегда положительное. Многие исследователи к позитивному влиянию относят широкий охват, массовость, иногда причисляют его к средствам воспитания и обучения. Учитывая многообразие развивающих программ можно говорить о позитивном влиянии. Кроме вышеперечисленных позитивных моментов, в некоторых научных источниках встречается предположение о том, что телевидение увеличивает словарный запас подростка. В период подросткового возраста интенсивно развивается речь, а значит и словарный запас, подросток еще очень доверчив и хорошо впитывает информацию, но учитывая, что современный родитель очень редко находится дома и уделяет мало внимания воспитанию, перекладывая эту ответственность на школу, получается, что словарный запас подростка увеличивается, но потом те слова, которые он произносит, оказавшись под влиянием телевидения, нередко начинают беспокоить родителей и учителей. Такое может произойти не только при отсутствии родителя, но и в его присутствии, так как на сегодняшний день многие программы характеризуются обилием сцен насилия и эротики, наличием готовых образов и асоциальных моделей поведения, а также способностью увлекать подростка. Кроме того, законодательство регламентирует деятельность телевизионных программ так, что на просьбу зрителя убрать из той или иной программы жестокость, эротику, ненормативную лексику или что-либо другое, не устраивающее зрителя, представитель телевидения может не отреагировать, и это не будет являться нарушением. Другими словами, право выбора остается за представителями телевидения. Родителям, учителям, а также социальным педагогом остается самим выбирать те телевизионные программы, которые нужны и актуальны в данный момент для подростка. При этом нужно учитывать, что не все родители хотят заниматься отбором программ, и не всегда находят время на контроль за просмотрами телевизора подростками. При современной коммерциализации телевидения стало очевидным, что программ, предназначенных для детей, в частности для подростков, становится все меньше, так, например, статистика телевизионных программ, выходящих в эфир в России, свидетельствует, что специальные детские и юношеские программы занимают всего лишь 5% общего эфирного времени, в то время как пять лет назад их было 30 % [60]. В свою очередь рекламных программ стало больше. А увеличение числа фильмов с насилием объясняется также тем, что американские кино - производители зависят от зарубежного потребителя и вынуждены находить такие сюжеты, которые могли бы беспрепятственно восприниматься глобальной аудиторией. Одним из таких универсальных ингредиентов являются образы насилия. Насилие, эротика на экране, готовые образы, предлагаемые телевидением, асоциальные образы, а также способность телевидения увлекать оказывают негативное влияние на подростка. В России этой проблеме уделяется большое значение, исследованиями занимаются К. А. Тарасов, А. В. Федоров, И. В. Челышева и другие. Актуальность проблемы позволила выявить следующие противоречия: – с одной стороны, СМИ держит подростков в курсе всех происходящих событий, таким образом утоляя «информационный голод», с другой стороны, некоторые телевизионные программы оказывают пагубное воздействие агрессивных тенденций на подростков; – с одной стороны, родители, социальные педагоги и учителя должны выбирать те телевизионные программы, которые нужны и актуальны для подростка, а с другой стороны, не все родителя и социальные педагоги хотят и умеют отбирать программы и контролировать подростков.
Содержание

Введение ……………………………………….………………………..…3 Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики негативного влияния СМИ на агрессивность подростка 1.1. Важнейшие концепции феномена детской агрессивности ………...9 1.2. Возрастные особенности подросткового возраста…………………22 1.3. Содержание, формы и методы деятельности социального педагога по профилактике негативного влияния средств массовой информации на развитие агрессивности подростков ……………………..………………..……26 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование социально- педагогической профилактики негативного влияния СМИ на агрессивность подростков 2.1. Деятельность социального педагога в школьном учреждении по профилактике негативного влияния средств массовой информации (по результатам констатирующего эксперимента) ......……………...…………….32 2.2. Реализация программы деятельности социального педагога, направленной на профилактику негативного влияния средств массовой информации на подростка ……………………………...….……………………46 2.3. Оценка эффективности разработанной программы………………...62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………....68 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….…71 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...……77
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики негативного влияния средств массовой информации на развитие агрессивности подростков 1.1. Психологические концепции феномена подростковой агрессивности В последнее время особенно часто в социально-педагогической среде поднимаются вопросы, касающиеся агрессии, агрессивности и подростковой агрессивности, и ее негативного влияния на процесс социализации подрастающего поколения. В социально-педагогической и психологической литературе, можно найти большое количество различных определений понятия агрессия, агрессивности и подростковой агрессивности. Мы считаем целесообразным подробно рассмотреть каждое из этих понятий, чтобы составить наиболее полную картину о данном социальном явлении. Во-первых, под агрессией некоторые исследователи понимают сильную активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер [2, с.7] говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам. Под агрессией понимаются также акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту. В тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать акцент на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще актов поведения. Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть, как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «разрушительность», «жестокость». Термин агрессивность обозначает ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов [22 с.18] описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля. По форме агрессии подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (оскорбление, отказ общаться); прямую и косвенную. А. Басс [2, с.8] ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями намерением причинить зло. Под инструментальной агрессией преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения. Более логичную картину агрессии, чем многие другие авторы, на наш взгляд, предлагает Э. Фромм [50, с.35]. Э. Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наноситься ненамеренно. Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть, как случайным, так и слабо осознаваемым. Паталогическая агрессия может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства. А. Басс и А. Дарки выделяют пять видов агрессии: [2, с.10] 1. Физическая агрессия (физические действия против кого - либо). 2. Раздражение (вспыльчивость, грубость). 3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.). 4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики, топанье). 5. Негативизм (оппозиционное поведение). Ю.Б. Можгинский [28, с.24], в свою очередь, выделяет два вида патологической агрессии психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия, по его мнению, характеризуется нелепостью разрушительных поступков. При трансформированной агрессии жестокое поведение в какой-то момент трансформируется в агрессивно - патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды. В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы агрессии принадлежат З. Фрейду. Агрессивная энергия выбрасывается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно [49, с.65]. В этологическом подходе положение о врождённой природе агрессии находит свое развитие. К. Лоренц изучил врождённые сдерживающие агрессию начала, к которым относил родство, любовь и дружеские отношения [24, с.55]. Согласно инстинктивным теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно К. Лоренцу [24, с.68], агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у подростков. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне. В социобиологическом подходе основной акцент в изучении природы агрессии связывается с влиянием генов, т.к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены вносят свой вклад свой вклад в успешность репродукции и гарантируют их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т.е. родственники), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или состоит в родстве. К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда [10, с.37], который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Он считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. У индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Агрессивный позыв может встречать внешние препятствия или подавляться страхом наказания. Н.Е. Миллер [2, с.13] выдвинул систематизированную модель, в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию, выбор жертвы обусловлен тремя факторами: 1. силой побуждения к агрессии; 2. силой факторов, тормозящих данное поведение; 3. стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрированым фактором. Л. Берковец считал [56, с.37], что фрустрация вызывает гнев, который создаёт готовность реагировать агрессивно, однако открытая агрессия может не проявляться. Роль посылов к агрессии могут играть провоцирующие реплики, страх и податливость жертвы. Теория социального научения агрессии А.Бандура [4, с.39], постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего на учения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы. Поощрение и наказание являются регулятором агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий: [2, с.15] – Негативные - позитивные (деструктивные - конструктивные). – Явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия - скрытая агрессия). – Вербальные - физические (словесное нападение - физическое нападение). – Прямые - косвенные (непосредственно направленные на объект - смещенные на другие объекты). – Враждебные - инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку - с иными целями). – Эго - синтонные (принимаемые личностью) - эго- дистонные (чуждые для «я», осуждаемые самой личностью). Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому - то, причинении вреда. Агрессия может быть направлена на: [4, с.16] – окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников) – близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку) – животных (птиц, кошек, насекомых) – себя (своё тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей) – внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества) – символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других подростков. Психологической целью агрессии может быть, как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия) [3, с.25]. Наиболее распространёнными целями агрессивного поведения, не связанного с психическими расстройствами, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть: – причинение боли жертве, её страдания; – месть за перенесенное страдание; – причинение ущерба; – доминирование, власть над другим человеком; – получение материальных благ; – аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта; – ·самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения); – защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания; – отстаивание автономии и свободы; – завоевание авторитета в группе сверстников; – удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей; – привлечение внимания. Однако чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т.е. имеет социальный контекст. Чем выше уровень фрустрации, т.е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Под фрустрацией понимается эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определённой желаемой цели [34, с.682]. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции - страх или гнев и, соответственно два вида реагирования - бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции. Социальный педагог должен обязательно учитывать эти моменты и воспринимать особенность каждого подростка, чтобы найти с ним контакт и помочь справится с проблемой. Навязывание моделей агрессивного поведения реализуется в масс-медиа и референтными группами. Сцены насилия в средствах массовой информации провоцируют агрессивность зрителя, если выглядят реальными и захватывающими, если зритель отождествляет себя с агрессором или ассоциирует враждебную персону с жертвой агрессии из фильма. Особенно сильно влияние фильмов на рост агрессивных настроений у раздражённой личности. В реальной жизни социальному педагогу бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение ребенка его внутренней агрессивной тенденции, или же оно зависит от каких - либо иных факторов. Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться: [2, с.22] 1. По степени личностной вовлеченности: – ситуативные личностные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию). – агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации) – устойчивое агрессивное поведение личности. 2. По степени активности: – пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего - либо) – активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий) 3. По эффективности: – - конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладению со стрессовыми ситуациями) – -деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый успех самой личности или окружающим её людям). 4. По выраженности психопатологической составляющей: – нормальное агрессивное поведение – агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение) – агрессивное поведение в рамках личностных расстройств – агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических расстройств. Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты - специализированной регулятивной системой стабилизации личности, направленной на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознание конфликта. Таким образом, и само агрессивное поведение подростка может быть защитным, и механизмы психологической защиты могут активизироваться для оправдания агрессивного поведения. Социальный педагог, учитывая это, может помочь подростку разобраться с его внутренними проблемами и узнать откуда исходит эта внутренняя агрессия. Но судить о том или ином виде психологической защиты можно только по косвенным проявлениям. Отражаться на поведении может много того, что было воспринято неосознанным образом. [20, с.56] Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным ростом агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются существующими отношениями и умениями. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия подростков имеют не деструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение подростки получают при получении желанного результата – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, – после чего агрессивные действия прекращаются. [Бреслав Э.: 44] Часто причиной подростковой агрессивности является семья. Агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях – крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что подросток проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении подростков правилам и нормам поведения: подростки теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей. По мнению Долговой А.Г. "Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых – безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение – готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд". [Долгова А.Г.: 12] Подросткам с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, свойственны некоторые общие черты. К ним относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Эти подростки, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность в отношении как сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная, неустойчивая самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных встречаются подростки хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. У подростков агрессия возникает на фоне определенного психического состояния, в данном случае – агрессивного. В соответствии с традиционной номенклатурой выделяют познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния. Познавательный компонент помогает сориентироваться в ситуации, выделить объект для нападения, выбрать "наступательные" средства. Говоря об эмоциональном компоненте агрессивного состояния, прежде всего выделяют гнев, который часто (но не всегда) сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях – сила и уверенность. Сложным представляется вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния. Так, по мнению Н.Д. Левитова, "в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев – инициативность и смелость... Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств". Вместе с тем агрессия, возникая на самых ранних этапах развития ребенка, долгое время не осознается им в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения. Более того, подростковая агрессия часто отражает неспособность подростка адекватно оценить ситуацию, свои возможности, предусмотреть последствия агрессивных действий, справиться с эмоциями и т.д. Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния связано с проблемой силы воли, которая проявляется, очевидно, не столько в умении просто "сдерживать" агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиями. [Берковиц Л.: 99] Убедительно выглядит мнение Н.Д. Левитова, который, разрабатывая вопрос о возможных биологических источниках агрессии, подчеркивал существование связи между агрессивностью и повышенной возбудимостью нервной системы при слабом действии активного торможения. Свойства нервной системы передаются по наследству, поэтому может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения, и торможения в сторону повышенной, и слабо контролируемой возбудимости. Далее, он полагал, что оборонительный рефлекс относится к природным, поэтому могут быть природными и те задатки к наступательным действиям, которые в зависимости от общественных условий развиваются как в социально оправдываемую "боевитость", так и в агрессивность. [Левитов Н. Д.:77] Итак, формирование агрессивных тенденций у подростков происходит несколькими путями: 1. Родители поощряют агрессивность в своих детей непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде. 2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. 3. Родители, которые очень редко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность. 4. Родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность. 5. Родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение. [Романова О. М.: 67-69] Ребёнок должен знать, что окружающим не нравится его поведение, и они оставляют за собой право лишить его, например, просмотра мультфильмов, похода в кафе, кино или прогулок с друзьями, но это никоим образом не должно звучать в директивной форме. Необходимо объяснить ребёнку, что любой его поступок влечёт за собой последствия, он должен знать об этом. При этом не стоит забывать отмечать похвалой или поощрением любое достижение подростка. Становится понятно, что подростковая агрессивность имеет определённую причину, которую важно понять и принять. Существует большое разнообразие коррекционных методов, это игры, художественное творчество. Следует помнить, что, пытаясь, что-то менять в ребёнке, важно проанализировать и своё отношение к происходящему. Паника или попустительское отношение не являются союзниками в воспитании. Кроме того, ребёнок развивается и потому не следует спешить с выводами "агрессивный", "злой". Важнее воспитывать, а не переживать по поводу того, что ребёнок не соответствует каким-то стандартам. Следует формировать умения, навыки, установки в отношениях с другими людьми. Важно и взрослым формировать определенные принципы общения с агрессивными подростками: – давать подростку возможность выплеснуть агрессию, сместить её на другие объекты (поколотить подушку, крепко сжать кулаки). – показывать подростку личный пример конструктивного поведения. – сигнализировать ребёнку о том, что его любят, ценят и принимают. Не стесняться приласкать, обнять, пожалеть. [Романова О. М.: 67-69] Социализацией агрессии можно назвать процесс на учения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации социальные педагоги помогают подросткам регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Но многие подростки остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. А некоторые ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии. И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания подростка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку. Социальному педагогу важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности подростка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера – либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах подростка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых подросток любит. Таким образом, можно сделать вывод о том, что агрессивное поведение подростков является неоднородным феноменом, имеет различные формы проявления - в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, а также социальных и иных причин, обусловливающих его возникновение. Кроме того, в науке не сложилось ещё единого концептуального подхода в типологии агрессивности, поэтому социальный педагог при профилактике негативного влияния СМИ должен учитывать все эти особенности агрессивного поведения подростков. 1.2. Психологические особенности подросткового возраста, обуславливающие необходимость профилактики агрессивного поведения В психологии особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он характеризуется следующими проявлениями: – чувствительность к оценке посторонних своей внешности; – крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих; – внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими, с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами уживается с обожествлением случайных кумиров. Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек на возраст 13-15 лет. Для подростков характерна полярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность; неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать; повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 57 страниц
1425 руб.
Дипломная работа, Социология, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Социология, 71 страница
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg